На листе приказа допускаются ли подписи ознакомления. Составляем акт об отказе работника ознакомиться с приказом

Вы получили отказ работника от подписания приказа. Этот вариант развития событий не так уж редко встречается. В практике многих предпринимателей были случаи, когда сотрудник отказывался знакомиться с основными документами, касающимися его судьбы.

Например, гражданин Н., работая по трудовому договору, явился на работу в состоянии опьянения. Данный факт был надлежащим образом зафиксирован и запротоколирован. По результатам внутренней проверки директор фирмы издал соответствующий приказ, в котором предусматривалось привлечение гражданина Н. к дисциплинарной ответственности. Однако строптивый работник отказался подписывать указанный документ. Кроме того, он пригрозил работодателю возможностью обращения в комиссию по трудовым спорам, так как «были нарушены его права».

Работодателю пришлось обращаться к юристам. Последние порекомендовали пойти следующим путем: составить специальный акт об отказе в ознакомлении с приказом директора, а потом привлечь гражданина к ответственности.

Правила составления акта

К данному документу обычно предъявляются следующие требования:

  1. Акт должен быть составлен специалистом кадровой службы.
  2. Акт обычно составляется в свободной форме, но есть перечень обязательных реквизитов, которые необходимо упомянуть. Например, идентификационные данные лица, составившего акт, должность и Ф.И.О. работника, который отказался подписывать приказ, идентификационные данные свидетелей указанного поведения работника, место и время составления документа и другие.
  3. Под составленным актом должны стоять подписи не менее 2 свидетелей.

Порядок составления акта:

1. «Шапка акта». Обычно включает логотип или официальное наименование организации, дату и время составления документа.

2. «Наименование акта» с указанием номера и того документа, с которым отказался ознакамливаться работник.

Пример: Акт №456 об отказе знакомиться с приказом № 201-лс «О переводе работника Иванова М.М. на другое место работы».

3. «Основное содержание акта» – указывается та ситуация, которая привела к необходимости составления указанного акта, идентификационные данные свидетелей и др.

Пример: «Сегодня, 6 июня 2017 г., в ООО «Русь» (адрес: г. N, ул. N, дом N) в присутствии трех свидетелей:

  • заместителя директора общества с ограниченной ответственностью Алексеева Сергея Сергеевича;
  • главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью Ивановой Светланы Ивановны;
  • руководителя отдела сбыта Михайлова Михаила Михайловича;

Иванов Михаил Михайлович был ознакомлен с приказом № 201-лс «О переводе работника Иванова М.М. на другое место работы».

Однако Иванов М.М. отказался подписать указанный документ, мотивировав свое несогласие с решением директора».

4. В конце должны стоять подписи составителя акта и свидетелей.

Помните, что правильное составление акта об отказе является хорошей защитой работодателя от возможных жалоб работника!

Сергей, приятно читать ваше интересное мнение. Спасибо за то, что позволяете взглянуть на проблему с разных сторон. Абсолютно соглашусь с вашим мнением, что в ряде случаев "права и обязанности сторон порождает не просто приказ, а договоренность этот приказ выполнять".

Инструкция по делопроизводству нам говорит, что приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией. Дата в приказе, распоряжении, указании проставляется лицом, его подписавшим. Датой приказа, распоряжения, указания является дата подписания. Распорядительный документ вступает в силу с момента его издания (принятия), если в нем не указан иной срок.

Давайте порассуждаем.
Что значит термин "недействительность приказа" (закон четко не раскрывает это понятие, возможно, каждый вкладывает свое содержание в данное выражение). Закон знает и раскрывает понятия "недействительность сделки", "недействительность брака", "недействительность трудового договора", "недействительность отдельных условий трудового договора".

Кто-то понимает термин "недействительность приказа" как сомнение в законной силе приказа (подписано неуполномоченным лицом), кто-то подразумевает его фальсификацию, подложность (заменили один приказ с одним текстом на приказ с другим текстом), кто-то понимает как невозможность исполнения приказа по каким-либо причинам.

Рассмотрим кухню издания приказов в организации, например, приказов по личному составу с литерой "л".
В крупной организации за один рабочий день может издаваться 6-10 приказов по личному составу с литерой "л".
Возьмем приказ о работе в выходной день. Как правило, в одном приказе указывается один и больше работников.
При подготовке приказа исполнитель (автор докладной записки) обычно предварительно выясняет желание работника поработать в выходной день. Закон не уточняет когда наниматель обязан предложить работу в выходной день - перед изданием приказа или после издания приказа, согласие работника обычно выражается самим фактом подписания распорядительного документа без возражений. На практике бывают случаи когда не выясняется желание работника по некоторым причинам (непредвиденно возникла необходимость осуществления работы в выходной день, до конца рабочего дня перед выходным днем осталось немного времени для подготовки, издания приказа и ознакомления с ним работников, находящимися не по адресу места нахождения нанимателя, непосредственный руководитель работника не выяснил отношение работника, но в докладной записке указал, что работник согласен, и т.п.) или работник предварительно устно перед изданием приказа согласился на работу в выходной день, но затем при предъявлении ему приказа передумал.
Приказ подписан руководителем, соответствующая служба его регистрирует и только потом передает на ознакомление тем работникам, которые в нем указаны. Регистрация уже осуществлена в журнале, после данного приказа зарегистрированы еще несколько.
Возникает ситуация приказ подписан руководителем и зарегистрирован, но работник, указанный в приказе не согласился на работу в выходной день (не важно один он указан в приказе или еще 20 работников, которые согласились на работу).
Приказ порвать и выборосить? Несерьезно да и не получится, документальные следы остались.
Что делать в этом случае? Объявлять приказ незаконным? Нет. В данном случае приказ или один из пунктов приказа отменяют, а если в одном пункте приказа указаны 21 работник, привлекающийся в выходной день (ФИО, дожность (профессиия), структурное подраздение), то исключают из этого пункта слова такие-то.
А если привлечение к выходной обязательно для работника, то спор переходит на другую плоскость.

Однако на практике в подобных ситуациях в некоторых организациях чаще не отменяют приказ (пункт приказа), а просто не исполняют (не принимают во внимание) в связи с отсутствием согласия работника в тех случаях, когда его согласие требуется. Что не есть хорошо.

Приказы издаются по основной деятельности и по личному составу. На предприятии приказ, как правило, подписывает руководитель. Поясним, на чем основываются его полномочия.

Исполнительный орган юридического лица воплощает волю учредителей (участников), руководит текущей деятельностью организации. При этом он может быть как единоличным – генеральный директор (или директор) организации, так и коллегиальным – правление (или дирекция). Именно в уставе организации фиксируется, какими правами наделен генеральный директор и правление (если оно предусмотрено). В уставе указывается порядок утверждения (подписи) документов, которые относятся к компетенции соответствующего исполнительного органа. Поэтому, чтобы разобраться с правом подписи приказов на предприятии, необходимо внимательно ознакомиться с уставом предприятия.

См. образец оформления выписки из устава в Примере 1. Для рассматриваемой ситуации ключевой является фраза «7.4. Генеральный директор Общества: ...издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества». Такая формулировка означает, что подписывать приказ в организации может только ее генеральный директор.

Пример 1
В уставе отражено право подписи приказов только гендиректором

Пример 2
Делегирование права подписи приказов на постоянной основе


Но приказ может подписать и другое должностное лицо, при этом тоже возможно несколько вариантов. Систематизируем их, указав, кто может подписать приказ за генерального директора предприятия и какими документами фиксируются эти полномочия:

  1. В крупных организациях при большом документообороте генеральный директор может делегировать право подписи всех приказов (но чаще – приказов по определенным направлениям деятельности) своим заместителям или руководителям подразделений:
    1. Обычно только гендиректор имеет право подписи приказов на основании устава (см. Пример 1), тогда делегирование этого права иным лицам на постоянной основе оформляется распорядительным документом 1 (образец такого документа показан в Примере 2). Предоставление права подписи отдельному лицу может быть оформлено «индивидуальным» приказом (как в Примере 2), но возможно составление и другого приказа – отражающего полномочия целого круга руководителей с описанием решаемых ими вопросов и перечнем документов, которые они могут подписывать;
    2. Реже, но все же встречаются случаи, когда распределение права подписи приказов на нескольких должностных лиц фиксируется сразу в уставе организации.
  2. В случае отсутствия генерального директора из-за временной нетрудоспособности, отпуска или командировки исполнение его обязанностей может быть возложено на конкретное должностное лицо на определенный период времени, т.е. на период отсутствия гендиректора:
    1. Встречаются уставы, в которых отражен данный механизм (см. возможную формулировку в Примере 3);
    2. Но чаще в уставах об этом ничего не говорится. Поэтому временное исполнение обязанностей отсутствующего гендиректора оформляют приказом. Его можно издать под конкретный случай (Пример 4) или делегировать полномочия гендиректора автоматически при каждом отсутствии гендиректора (Пример 5).

Важно! Если делегируется подписание документа, который имеет «хождение» не только внутри организации, а должен представляться еще и третьим лицам, то дополнительно право подписи нужно будет подтвердить доверенностью . К подписанию приказов это обычно не относится. Чаще имеет отношение к письмам, договорам, налоговой отчетности и т.д. Более детально тему доверенностей мы рассмотрим в ближайших номерах журнала.

Рассмотрим подробнее вариант № 2.1 – делегирование полномочий временно отсутствующего руководителя уставом .