Оспаривание решений государственных органов. Оспаривание действий государственных органов

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти. Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

Госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

Свой почтовый адрес, на который придет ответ;

Обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

Свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

Что можно обжаловать?

Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ. Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах. И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

Пример второй . Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки. Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки. Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать . В результате таких действий или решений должны быть:

Нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;

Созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

Незаконно возложены какие-либо обязанности.

Чьи действия и решения можно обжаловать?

Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать : орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями , должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Как обжаловать в суде действия органов власти?

Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ. Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ. Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны :

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд. Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд. Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги , тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

На что обращает внимание суд?

Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

Какова вероятность выиграть дело?

На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).


Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей. Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан. Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

Здравствуйте. В настоящее время действует Кодекс административного судопроизводства который как раз и регулирует положения об обжаловании решений и действий органов гос. власти.

КАС РФ, Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Сроки следующие:

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в судв течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Спасибо. У меня в иске будет речь также о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением. Убытки возмещаются тоже на основании этого кодекса? А по какой статье?

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      также о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением
      Елена

      Елена, добрый день! Если речь о нарушенном праве на судопроизводство в разумный срок то в соот. с главой1 26 КАС

      1. Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации).
      2. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение.

      Если речь о взыскании убытков, причиненных незаконным действием (бездействием) госоргана в порядке ст. 16 ГК то это в порядке искового производства по ГПК РФ при условии что есть решение о признании соответствующего действия (бездействия) незаконным, вынесенное в порядке КАС

      ст. 16 ГК РФ

      Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления,подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо. Да, у меня второй вариант. Что такое "в порядке КАС"?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Иркутск

      Общаться в чате

      Спасибо. У меня в иске будет речь о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением. Не нашла в статье ничего об убытках. Тем не менее, убытки возмещаются тоже на основании этой статьи?
      Елена

      Убытки Вам придется возмещать в рамках гражданского судопроизводства. То есть сначала нужно будет признать решение гос. органа незаконным в порядке, предусмотренном КАС РФ, а затем уже обращаться с этим решением в суд с иском в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо. У меня речь не совсем о незаконном решении. Я задавала Департаменту образования вопрос, а он на него не ответил. Задала вновь - и опять не ответил. В результате я понесла убытки. Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?
      Елена

      Да, имеет место бездействие. Вопрос ответов на обращения граждан урегулирован в основном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Так или иначе вам должен был быть дан ответ в сроки установленные данным законом если более короткие сроки не предусмотрены правовым актом субъекта РФ. Однако для взыскания убытков вам нужно будет доказать (после признания бездействия незаконным) причинно-следственную связь между непредоставлением ответа и понесенными убытками

      1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,
      подлежит обязательному рассмотрению.
      1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения , за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
      1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
      2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Иркутск

      Общаться в чате

      Да, Вы правы в Вашем случае речь будет идти о бездействии государственного органа.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Горюнов Евгений

      Юрист, г. Ивантеевка

      • 6149 ответов

        3120 отзывов

      Я задавала Департаменту образования вопрос, а он на него не ответил. Задала вновь - и опять не ответил. В результате я понесла убытки. Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?
      Елена

      Здравствуйте Елена, а у Вас есть доказательства взаимосвязи между отсутствием ответа от Департамента образования и причененными Вам убытками?

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Мне кажется, взаимосвязь следует из самой сути событий. Мой ребенок имел право на посещение детского сада в июне. Это выяснилось только из третьего ответа Департамента, уже в августе. А на первые два обращения мне отвечали неконкретно. И без конкретного ответа Департамента заведующая дет.садом не имела права меня принять. В результате в июне ребенок ходил в частный детский сад, плата за который намного больше, чем за государственный. Есть ли здесь пл-Вашему причинно-следственная связь?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      «в порядке КАС»?
      Елена

      Кодекс административного судопроизводства выдержки из которого привел в первом ответе коллега Панков

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Горюнов Евгений

      Юрист, г. Ивантеевка

      • 6149 ответов

        3120 отзывов

      Есть ли здесь пл-Вашему причинно-следственная связь?
      Елена

      Нет, нету, так как прием в детский сад никак не может быть причиной, а уж тем более основанием к приему (отказу в приеме) ребенка в детский сад, все эти письма и ответы, носят разъяснительно-рекомендательный характер и ни на что не влияют.

      Вам надо было получать у заведующей детским садом письменный отказ в приеме ребенка в детский сад и обжаловать его, вот тогда вы могли бы говорить о взыскании убытков, а в Вашем случае я не усматриваю ни одного основания к удовлетворению Ваших требований.

      Кроме того, Вы сами указываете что:

      А на первые два обращения мне отвечали неконкретно.
      Елена

      То есть все таки отвечали, соответственно о бездействии выразившемся в нерассмотрении обращения опять же говорить нельзя.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Да, мне отвечали, но только в смысле "присылали в ответ некую бумагу", при этом конкретных ответов на мои вопросы в бумаге не было (см. мой коммент ниже). Я надеюсь, суд будет анализировать кокретику ситуации, а не формальную сторону, или я чего-то недопонимаю?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      Мой ребенок имел право на посещение детского сада в июне. Это выяснилось только из третьего ответа Департамента,
      Елена

      Елена, в данном случае, если право на посещение детсада не связано с необходимостью согласования Департаментом зачисления вашего ребенка в конкретный садик, а ответ Департамента просто содержит разъяснения действующего законодательства, то тут взыскать убытки именно в связи с поздним ответом будет маловероятно. Если есть возможность прикрепите ответ Д. к вопросу без личных данных

  • Отношения человека и государства сегодня очень распространены. А с постепенным ужесточением порядка совершения тех или иных действий человеку все чаще будет необходимо общаться с государственными органами и отдельными чиновниками.

    В России отношения человека и государства всегда были сложными. И хотя для либерализации бюрократических процедур в последние годы сделано немало, все равно ряд должностных лиц воспринимают подведомственную сферу как свою кормовую базу. А потому получение того или иного документа (разрешения, лицензии, справки, выписки) может сопровождаться совершенно необоснованными отказами и чисто формальными придирками, цель которых не соблюдение закона, а набивание кармана отдельных чиновников.

    Попадая в такие ситуации, гражданин всегда имеет выбор-либо умасливать конкретное должностное лицо, либо искать возможность оспорить незаконные действия или бездействие чиновника или целого государственного органа.

    На сегодня все больше граждан предпочитают второй способ. Однако для того, чтобы добиться справедливости, необходимо знать, как материальные нормы права в конкретной отрасли, так и процессуальные. Поскольку обычный человек редко владеет такими знаниями и опытом, то на помощь всегда готовы прийти наши специалисты и оказать всю необходимую правовую помощь.

    Чем мы можем помочь

    Оспаривание решения государственных органов или отдельных чиновников — дело весьма не простое даже для опытного юриста. Ведь, помимо знаний законодательства, необходимо знать особенности чиновничьей среды, порядка принятия управленческих решений, процедур выдачи различных документов. Наши специалисты много лет работают с этой сферой, а потому им хорошо знакомы все тонкости работы государственных органов.

    Наше бюро готово предложить вам следующие услуги:

    • Исчерпывающую юридическую консультацию по тому вопросу, с которым пришлось обращаться в государственные органы.
    • Проверку правильности действий гражданина и обоснованности отказа в выдаче необходимого документа (получения разрешения и так далее). В ряде случаев складываются ситуации, когда документы оформлены с грубыми ошибками, а потому хотя человек и имеет субъективное право, то отказ в совершении того или иного действия вполне обоснован.
    • Помощь в уяснении ситуации и выбора наиболее эффективного способа оспаривания решения, действия или бездействия чиновников, при этом окончательный выбор способов разрешения ситуации всегда остается за нашим клиентом. Наши специалисты лишь покажут плюсы и минусы каждого и порекомендуют наиболее перспективный вариант.
    • Подготовку документов (обращений, жалоб, заявлений) в вышестоящие инстанции, а также при необходимости в суд или Арбитражный суд. Некоторые граждане готовят такие документы самостоятельно, а потому в таких случаях решение их вопросов значительно затягивается, и они попадают в ситуацию, когда на их обращения приходят десятки бесполезных отписок.
    • Юридическое сопровождение всего процесса оспаривания, оказание всей необходимой оперативной помощи, которая может потребоваться клиенту в ходе процесса.
    • Ведение административного дела в суде первой инстанции, грамотное представление позиции клиента, помощь в сборе доказательств, поиске свидетелей.
    • Ведение дела в судах апелляционной (кассационной) инстанции, в порядке надзора и в случае возникновения новых обстоятельств.
    • Оказание всей необходимой правовой и фактической помощи на стадиях исполнения судебного решения.

    Способы оспаривания решений государственных органов

    Юридическая практика выработала несколько механизмов для того, чтобы оспорить решение того или иного чиновника. В большинстве случаев используются административные приемы обжалования незаконных решений. Однако в ряде случаев административные методы работают неэффективно, а потому единственным способом решить проблему является обращение в судебные органы.

    Наиболее распространенный и самый оперативный метод оспорить решение государственного служащего - это подача жалобы на его действия (бездействие) в вышестоящий орган или вышестоящему чиновнику. Российская система управления трехуровневая. Она включает в себя местный, региональный и федеральный уровни. Как показывает практика нашего бюро, большинство неправомерных действий местных чиновников пресекаются уже на региональном уровне. Если и он не помогает, то в дело вмешиваются федеральные органы.

    Однако далеко не всегда гражданам легко добиться необходимого решения и от вышестоящего чиновника. Объясняется это чрезвычайно просто - элементарным неумением написать обыкновенную жалобу или заявление. Многие наши специалисты начинали свою работу в государственных органах, и их опыт показывает, что очень сложно помочь человеку, когда его обращение написано на 15-20 листах бумаги формата А4 мелким почерком, притом из всего прочитанного непонятно, а что же вообще гражданин хочет от должностного лица.

    Далеко не все граждане могут аргументировать причину своего несогласия с решением чиновника. А часто жалуются не потому, что решение незаконно, а потому, что оно по каким-то причинам не устраивает конкретного гражданина.

    Наши же специалисты готовят обращения и заявления только после тщательного изучения ситуации и делают это настолько квалифицированно и аргументировано, что даже самый матерый отписчик и бюрократ вынужден принимать меры, так как в противном случае меры могут быть приняты в отношении него. А потому административные методы оспаривания незаконных решений являются наиболее эффективными в умелых руках.

    Есть и еще один внесудебный способ оспаривания незаконного решения или действия. Хотя о нем в последнее время забывают, тем не менее в ряде случаев он вполне может быть эффективен. Речь о прокурорском реагировании и надзоре. Несмотря на реформу Прокуратуры, большинство надзорных функций за ней сохранилось, а потому у прокурора достаточно способов повлиять на отмену незаконного решения, действия или бездействия отдельных чиновников. Кроме того, многие граждане не знают о том, что прокурор вправе обращаться в любые государственные органы, в том числе и судебные, в целях защиты закона и нарушенных прав любого гражданина.

    Особенно данная мера эффективна, если нарушения носят массовый характер или от них пострадало много людей. В этом случае прокурор просто обязан принимать все необходимые меры. Наши же специалисты помогут представить для прокурора ситуацию настолько убедительно и грамотно, чтобы дать ему максимальные правовые возможности для решения проблемы нашего клиента.

    Оспаривание решений государственных органов в суде

    Большинство наших сограждан считают суд самым эффективным органом для решения всех спорных ситуаций. В некоторых случаях это действительно так. Однако при обращении в суд необходимо учитывать целый ряд требований, без соблюдения которых исковое заявление будет либо не принято (оставлено без рассмотрения), либо решение суда вряд ли устроит истца.

    Прежде всего, все споры, вытекающие из отношений с государственными органами, будь-то жалоба на незаконные действия работника ГИБДД или отказ компетентного органа выдать разрешение на строительство или специальную лицензию, оспариваются в судах общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

    Но гражданам следует помнить, что далеко не все спорные ситуации между человеком и государством решаются в административном порядке в рамках гражданского судопроизводства. А многолетняя практика выработала ряд критериев, которые позволяют отличать административные споры от всех прочих, в том числе и тех, в которых человек вынужден оспаривать, например, нормативные акты или решения отдельных должностных лиц.

    К ним относятся ситуации, когда решением, действием или бездействием чиновника или государственного органа нарушены или нарушаются права гражданина.

    Первая группа административных споров возникает в том случае, если в связи с действиями или бездействием должностных лиц создаются препятствия человеку осуществлять свои права и реализовывать законные интересы. В эту группу потенциальных споров включают всевозможные отказы в выдаче документов (паспортов, свидетельств, справок, выписок, разрешений, лицензий), без которых человек не может реализовать свои даже порой элементарные права. Также сюда можно отнести отказ в совершении необходимых гражданину процедур и действий (регистрации по месту жительства, объекта недвижимости, гражданского состояния и так далее).

    Другая группа затрагивает все вопросы, когда гражданина или организацию необоснованно привлекают к ответственности (административной, финансовой), а также когда на них возлагаются дополнительные обязанности совершить определенные действия или наоборот отказаться от совершения тех, которые им разрешены законом, установление неправомерных запретов, ограничений.

    Все описанные нами категории споров в значительной степени сходны по порядку разрешения с обычными гражданскими делами и рассматриваются они точно в таком же порядке. А для защиты своей позиции от заявителя требуется предоставление доказательств, свидетельских показаний, документов, которые подтверждают законность и правомерность требований гражданина.

    Ответчиком по таким делам будет выступать должное лицо или орган, который отказывается совершить определенные действия или иными своими действиями (бездействием) нарушает права заявителя.

    Стоит отметить, что для таких споров установлен довольно короткий срок исковой давности, который составляет 3 месяца. Кроме того, по некоторым делам сроки могут быть еще жестче. Например, если речь идет о нарушении избирательных прав граждан или спорах о правомерности привлечения гражданина к административной ответственности.

    Пределы оспаривания решений государственных органов

    Этому вопросу уделяется очень мало внимания. А потому очень часто обращения граждан приходят просто не по адресу. Кроме того, для решения специфических вопросов имеются соответствующие узкие механизмы.

    Самая частая проблема в этой связи - это попытка граждан оспорить незаконные, по их мнению, нормативные акты государственных органов. Причем круг этих документов настолько широк (от конституционных законов до самых простых приказов, регламентов или инструкций), что разобраться гражданину самому без квалифицированной помощи, где и как следует оспаривать конкретный документ, невозможно. Так, например, специфическая ситуация возникает в случае, если нормы федерального закона нарушают права человека и гражданина, которые предусмотрены Конституцией. В этом случае имеется только один орган, который уполномочен рассматривать такие вопросы, - Конституционный суд РФ, а если речь идет о соответствии нормативных актов законодательных собраний регионов (в том числе уставов и конституций субъектов федерации) Конституции РФ, то это также подведомственность Конституционного суда.

    Если нарушаются права и законные интересы юридических лиц, то, как правило, такие споры рассматриваются в Арбитражном суде по правилам арбитражного судопроизводства.

    Очень часто граждане пытаются оспаривать действия или бездействие отдельных должностных лиц, например, следователя или дознавателя, работников, производящих оперативно-розыскные мероприятия. Следует отметить, что следователь и сотрудники, работающие в рамках уголовного процесса, это не чиновники в общепринятом смысле этого слова, так как их компетенция осуществляется сугубо в рамках проведения расследования и регулируется уголовно-процессуальным кодексом. А потому все споры по их деятельности рассматриваются судом по правилам уголовного процесса.

    Отдельный вопрос - это обжалование действий судей. Причем если гражданин не согласен с решением суда, то его необходимо обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию. Но если же речь идет о деятельности конкретного судьи, закон предусматривает право гражданина обратиться в квалификационную коллегию судей - единственный орган, который уполномочен рассматривать подобные споры. Причем решение квалификационной коллегии будет являться окончательным, так как обжаловать его в вышестоящей инстанции может только лицо, в отношении которого принято решение, то есть конкретный судья.

    Как показывает наша практика, неподготовленному человеку очень сложно разобраться в хитросплетениях закона, а потому во избежание волокиты и отписок лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

    Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обязательная для исполнения государственная программа, содержащая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества. Это идеальная модель будущего состояния той или иной социальной системы, посредством которой государство формулирует свое представление о содержании, форме, желательности, обязательности того или иного будущего социального изменения. Его цель - мобилизовать, организовать и сориентировать людей на практическое преобразование социальной действительности в соответствии с ранее принятыми политическими проектами и программами.

    С формальной точки зрения это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления.

    В самом широком смысле государственное управленческое решение - это облеченная в официальную форму властная воля государства, которая, будучи закрепленной в соответствующих государственных актах, обеспечивает целенаправленное воздействие власти на социальную действительность.

    Важнейшей его особенностью является то, что государственное управленческое решение является источником права, порождает право и закрепляет право в определенных правовых формах. Причем источником права оно является не только по форме своего документального закрепления (закон, указ, постановление, решение, приказ, инструкция, частное определение и т.д.), но и по своей социальной сущности. Управленческое решение принимается не по единоличной воле руководителя, разрабатывается не в «тиши хорошо обставленных рабочих кабинетов». Его источник (первооснова) - реальная жизнь общества, политическое и правовое сознание народа (граждан, ученых, президентов, депутатов, министров и других должностных лиц), т.е. все те процессы, которые в данный момент характеризуют экономику, политику, культуру, образование, здравоохранение, ЖКХ, сферу межнациональных и межконфессиональных отношений и т.д.

    Развитие рыночных отношений, диктуют необходимость принятия государственных решений по поводу статуса и правового регулирования различных форм собственности, развития предпринимательства, оптимизации налогового регулирования, проведения инвестиционной политики. Многонациональная структура населения требует принятия массы решений, касающихся федеративных и межнациональных отношений. Нищенское положение людей требует решений, направленных не только на преодоление безработицы, бедности и низкого уровня оплаты труда, но и на развитие реального сектора экономики, формирование эффективного рынка труда, сильной системы социальной защиты обездоленных, введения льгот и дополнительных выплат.

    В совокупности и по соподчиненное™ между собой государственные управленческие решения образуют сложную систему, построенную как по вертикальному (иерархическому), так и горизонтальному (отраслевому, функциональному) принципу.

    В зависимости от юридической иерархии государственные управленческие решения делятся на а) конституционные; б) законодательные; в) подзаконные. Каждый нижестоящий субъект государственной власти и управления принимает свои управленческие решения во исполнение либо с учетом требований решений вышестоящих инстанций. Любое инициативное решение не должно противоречить действующему законодательству, не должно нарушать принятые решения на высших этажах управленческой иерархии, должно учитывать требования общих межведомственных документов. Только в этом случае управленческое решение будет законным и конструктивным.

    Политические решения касаются наиболее крупных, стратегически значимых, затрагивающих судьбы миллионов людей проблем - безопасности страны, ее территориальной целостности и суверенитета, перспектив социально-экономического, национально-территориального и культурного развития. Принимаются такого рода решения либо путем референдума, либо высшим руководством страны - центральными органами государственной власти и руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, парламент, правительство, губернаторы, органы исполнительной власти субъектов федерации, министры и другие). Закрепляются в форме политических документов, которые, как правило, носят рамочный ненормативный характер.

    Это ежегодные послания президента и конституционного суда парламенту страны, доктрины, концепции, целевые программы, приоритетные национальные и региональные проекты.

    Указанные акты представляют собой документы стратегической важности, содержат главные направления развития общества и государства, их цели и перспективные задачи, принципы, формы и режим реализации. Примером могут служить «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300; «Концепция внешней политики Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300; «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789; «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1024; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.10.2005 г. № 1707.

    Административные решения производны от политических, направлены на обеспечение реализации решений политического характера. Но это вовсе не означает, что государственные административно-управленческие акты второсортны. Без них нет и быть не может эффективного управления. Такие управленческие решения носят нормативно-правовой, официальный характер, содержат нормы права, принимаются по специальным процедурам компетентными государственными органами, представляют собой властные предписания государства, подлежащие обязательному исполнению всеми субъектами, которых они касаются. Носят они либо «внутриаппаратный» характер (касаются проблем организации механизма государственного и муниципального управления), либо направлены «во вне» - на объект управления, обеспечивают взаимодействие субъекта управления с внешней средой. Одни из них направлены на исполнение постановления вышестоящих субъектов управления - исполнительные решения. Другие являются инициативными, т.е. принимаемые по собственной инициативе, на основе выявленных проблем и самостоятельной постановки задач по их преодолению.

    Закрепляются административно-управленческие решения в форме федеральных и региональных законов, указов Президента РФ, постановлений правительства страны, решений губернаторов и правительств субъектов РФ, приказов министров и руководителей других органов исполнительной власти. Административные управленческие решения, как правило, носят оперативно-тактический характер. Тем не менее, как и политические, они могут быть стратегическими. Например, решение о проведении административной реформы. Точно также многие политические решения носят оперативно-тактический характер. Не все они предполагают решение долгосрочных программ, многие реализуются в среднесрочной и краткосрочной перспективе.

    По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть а) общенародными (принимаются по итогам выборов и референдумов); б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными; в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти; г) единоличными и коллегиальными. В современных условиях государственное управление, естественно, развивается в сторону демократизации и коллегиальности, что полностью соответствует общим тенденциям развития социально-политической ситуации и внутренней логике формирования новых форм государственного и муниципального управления.

    По масштабу действия: общегосударственные, которые реализуются в масштабах всей страны; локальные, реализуемые в пределах отдельных отраслей, отдельных национально- или административно-территориальных единиц; внутриведомственные; межведомственные.

    По целям и времени действия: стратегические, тактические и оперативные; долгосрочные; среднесрочные и краткосрочные.

    По порядку принятия и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления, приказы) и вторичные, вводимые в действие в качестве приложений к первичным управленческим решениям. Например, «Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» введено в действие Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации». Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти введен в действие постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30.

    По механизму действия решения могут быть: прямого (непосредственного) и рамочные (отсылочного) характера.

    По характеру воздействия: стимулирующие, протекционистские, мотивационные, ограничительные, запретительные и др. Особую группу составляют акты, предусматривающие меры административного пресечения за нарушение установленных правил. Примером могут служить карантинные правила, правила противопожарной безопасности, санитарные правила, правила по перепланировке и эксплуатации жилых и нежилых помещений.

    По степени публичности: закрытые - совершенно секретные; секретные и для служебного пользования и открытые - несекретные общего пользования. Они открыты для всех.

    Закрепляются государственные управленческие решения также в различных формах. Это могут быть как правовые, так и неправовые (организационно-управленческие) формы.

    Правовыми являются законы (конституционные, федеральные, законы субъектов федерации, законы кодированные и текущие); указы, декреты (царские, президентские, губернатора, мэра); постановления (палат парламента, правительств, коллегии министерства, суда, прокурора); распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); приказы (министров, глав администраций); указания, правила, положения, инструкции; межгосударственные договора и соглашения. Законы, указы, постановления, приказы, инструкции, правила и положения называют государственными актами управления. Издание таких актов в форме писем и телеграмм не допускается. Правом издавать нормативные правовые акты не обладают структурные подразделения и территориальные органы исполнительной власти.

    В решениях, выраженных в правовых формах, содержатся правовые нормы, которые формируют новые правоотношения, изменяют или прекращают ранее сложившиеся отношения, вводят в действие новые, изменяют или отменяют ранее действовавшие решения. Они всегда влекут определенные юридические последствия. Такими формами закрепляется практически вся управленческая, в том числе правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государства. Вне правовых форм невозможна никакая законная предпринимательская деятельность, без государственной регистрации, лицензирования и аккредитации невозможно никакое легальное производство. Невозможна никакая контрольно-надзорная, инспекционная, ревизионная и прочая управленческая деятельность.

    Важнейшей формой правового регулирования государственного управления являются законы, определяющие как статусное положение, так и юридический порядок ведения тех или иных общественных дел.

    Закон (англ. law) - это решение в форме нормативного акта, принятое в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением народа, обладающее высшей юридической силой и регулирующее наиболее важные, сложные и устойчивые общественные отношения. Это высшая форма выражения государственной воли. Поэтому понятно, что среди всех государственных управленческих решений ведущее место занимают те, которые обладают статусом и юридической силой закона. Все другие решения должны соответствовать им и не противоречить им.

    Правовое регулирование посредством законодательной формы пользуется высоким авторитетом в обществе. Оно отличается большой стабильностью и обеспечивается мощной системой ресурсов и средств, находящихся в распоряжении государства. Обладая «наибольшей нормативной концентрированностью, законы гарантируют органическое единство и придают правовую стабильность всему управленческому механизму. Главное, чтобы в нем было поменьше противоречий, неувязок и пробелов.

    Мировая государственная практика знает множество законодательных актов: конституционные (органические) законы, программные и рамочные законы, законы-декреты, чрезвычайные законы, модельные законы, билли, декреты. Законы Российской Федерации бывают конституционными, обычными федеральными и законами субъектов РФ. Подразделяются они на текущие и кодифицированные (кодексы, основы законодательства, уставы, положения, правила).

    В перечне форм правового регулирования государственного управления не менее важное место отводится подзаконным нормативно-правовым актам, представляющим собой юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не

    противоречащий. Подзаконные нормативные акты закрепляют и регулируют общественные отношения, которые не урегулированы законом, либо конкретизируют те отношения, которые уже урегулированы законом. Подзаконные нормативные акты весьма разнообразны: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) ведомственные; г) местные, в том числе органов местного самоуправления; д) локальные (внутриорганизационные).

    Подзаконным является постановление палаты парламента (англ. resolution of Parlament Chamber). Это правовой акт государственного управления, принимаемый Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам, исчерпывающим образом перечисленным в ст. 102 и 103 Конституции Российской Федерации. Принимаются постановления по вопросам изменения границ между субъектами РФ, введения военного и чрезвычайного положения, решения кадровых вопросов по высшим государственным должностям, амнистии, импичмента, об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны.

    Главенствующее положение среди всех подзаконных актов занимают указы Президента Российской Федерации.

    Указ (англ.

    Edict, decree) - решение в форме нормативного акта президента страны или президента республики в составе Российской Федерации. Указы обязательны для исполнения на всей территории страны или соответствующего субъекта РФ. Никакого дополнительного утверждения не требуют (за исключением случаев введения военного и чрезвычайного положения). Многие из них носят оперативно-распорядительный характер. Их предмет - основные направления внутренней и внешней политики страны. Указы обеспечивают правовой характер управления важнейшими общественными отношениями, которые не подпали под регулирующую силу законов. Многие указы содержат первичные нормы права, а значит, по своей юридической силе их можно приравнивать к закону. Особо значимы для государственного управления указы и распоряжения президента по формированию системы органов исполнительной власти, назначению руководителей, кадровым перемещениям. На основе президентских указов в нашей стране проводилась приватизация, формировались основы государственной службы, сейчас реализуются приоритетные национальные проекты.

    Далее идут управленческие решения органов исполнительной власти. Они являются основной правовой формой реализации целей, задач и функций исполнительной власти. Это постановления, распоряжения, решения, приказы, положения, планы, правила, инструкции. Носят они, как правило, императивный обязательный характер. В них устанавливаются правовые статусы, принципы, формы и методы ведения различных общественных дел. Многие такого рода документы имеют внутренний отраслевой характер, их действие распространяется на предприятия, организации и учреждения данного министерства или ведомства.

    Но есть акты, которые носят межведомственный характер, их действие распространяется на более широкий круг субъектов. К таким решениям относятся многие управленческие решения Минфина, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минобразования, МЧС. Чаще всего это приказы по вопросам управления в сфере финансов, налогов и сборов, трудовых отношений, образования, экологической, санитарной и противопожарной безопасности, предотвращения техногенных катастроф и т.д.

    Управленческие решения органов исполнительной власти бывают нормативными и индивидуальными; федерального значения и актами субъектов РФ; политического, экономического, социального и культурного содержания.

    Остановимся на некоторых из них.

    Постановление правительства (англ. decision Gaverment Regulation) - управленческое решение общенормативного содержания, издаваемое Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и обычных законов, а также указов Президента Российской Федерации. Их предметом являются вопросы экономического и социально-культурного развития страны. Типичным примером такого рода управленческого решения может быть постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

    Целевая программа правительства (англ. target gaverment programme) - документ, определяющий цели, задачи и планы правительства в конкретной сфере внутренней и внешней политики,

    ресурсы и систему мероприятий по их реализации. В настоящее время в России в перспективе до 2010 года реализуется более 50 федеральных целевых программ. Среди них программы «Жилище», «Культура России», «Социальная поддержка инвалидов», «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния».

    Решение (англ. resolution) - управленческое решение в форме правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица в пределах его компетенции, влекущего соответствующие юридические последствия.

    Приказ (англ. order) - акт управления, издаваемый руководителями министерств, служб и агентств, управлений и департаментов органов исполнительной власти, а также руководителями акционерных обществ, концернов, предприятий, учреждений и организаций в рамках своей компетенции. По своей юридической природе приказы могут быть как нормативными (содержащими нормы права), регулирующими определенный срез общественных отношений, так и актами только лишь применения действующих правовых норм.

    Инструкция (англ. instruction, regulation) - правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем), который содержит правила и рекомендации по регулированию организационных, кадровых, технологических, финансовых и других сторон деятельности управляемого объекта. В инструкции содержатся также разъяснения по вопросам применения законодательных актов и распорядительных документов. Например, Инструкция Федеральной налоговой службы РФ «О порядке формирования списка граждан, работающих в органах федеральной налоговой службы, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу» от 19 августа 2005 г. № ММ-3-15/397.

    Об управленческом значении актов судебных органов - постановлений, решений, приговоров, заключений, частных определений пока единого мнения не сложилось. Многие ученые считают, что судебные решения прямой управленческой нагрузки не несут, чаще всего не содержат норм права и в основном являются актами толкования законов, т.е. имеют ярко выраженный юрисдикиионный характер. Мы придерживаемся несколько иной точки зрения.

    Конечно, судебные решения в прямом смысле управленческими не являются. Они не оказывают прямое упорядочивающее воздействие на различные стороны общественной и государственной жизни. Тем не менее, без них государственное управление невозможно. Разве не несут управленческую нагрузку решения судебных инстанций по поводу споров, возникающих между различными государственными органами, между различными субъектами хозяйствования? Разве возможно грамотное правовое управление без учета решений Конституционного суда РФ, руководящих разъяснений, содержащихся в постановлениях пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ? Государственно-управленческие функции очень часто реализуются с помощью судебных решений общеобязательной значимости. Тем более в ситуациях, когда законом не предусмотрено правовое регулирование тех или иных жизненных ситуаций, в том числе конфликтных. Судебная власть не только самостоятельно, публично, т.е. от имени народа, а порой по обязанности принимает общеобязательное решение по поводу того или иного конфликта, но еще и гарантирует обществу его исполнение. Тем самым позволяет сторонам конфликта избежать неоправданного применения силы и самоуправства.

    К государственно-управленческим решениям можно отнести и некоторые акты органов местного самоуправления. К числу таких актов относятся уставы городов и районов, уставы местного самоуправления, решения, распоряжения, приказы, которые обязательны для населения данной территории. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные установления местного значения.

    Все более широкое распространение в практике государственного управления получают решения, вырабатываемые в ходе договорной практики - межгосударственные двух - и многосторонние соглашения, административно-правовые договоры между субъектами управления различных уровней и ветвей власти, государственно-правовые договоры между субъектами Российской Федерации, госзаказы, совместные решения двух министерств; контракты о службе в органах государственной власти. Их предмет - управление государственной собственностью, госзаказы и закупки для государственных нужд, некоторые аспекты федеративных и межбюджетных отношений, проведение исследовательских работ, отбор граждан на государственную службу.

    В будущем, несомненно, договорные отношения в государственном управлении будут развиваться, поэтому уже сегодня следует позаботиться о более тщательной проработке их правовых основ, технологий заключения и контроля исполнения договоров. Это тем более важно, если учесть, что в государственном управлении договоры в значительной степени, как правило, носят комплексный характер, регулируются на смешанной межотраслевой основе нормами административного, гражданского, финансового, трудового и других отраслей права.

    Правовые формы государственного управления определяют юридически значимую деятельность государственных структур и должностных лиц во взаимоотношениях с субъектами регулируемых отношений. В правовых формах опосредуются базовые субъектно-объектные управленческие взаимосвязи и отношения. Тем не менее, действенность правовых форм во многом зависит от качества неправовых (организационных) форм управленческой деятельности.

    НЕПРАВОВЫЕ формы управленческих решений - это справочные материалы и экспертные заключения, решения различных совещательных коллегий, итоги обсуждений, рекомендации по итогам осуществления тех или иных организационных мероприятий и технических операций, научные прогнозы, экспертные заключения, методические разработки. Такие документы существенно влияют на весь процесс государственного управления, но при этом не носят нормативно-правовой характер. Они не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношения. Их назначение совершенно иное - организационно обеспечить выполнение государственных решений, принятых в соответствующих правовых формах. Не случайно, они не предшествуют, а чаще всего следуют за решениями в правовых формах.

    Неправовые формы управленческих решений также весьма разнообразны:

    Справочно-информационные документы - протоколы, докладные, служебные и объяснительные записки, акты проверок, представления, деловые письма, телеграммы, телексы, факсограммы, телефонограммы, электронные сообщения, перечни, списки, отчеты;

    Аналитические справки, сводки, экспертные заключения, отзывы, бухгалтерская и статистическая отчетность;

    Итоговые документы организационных мероприятий - решения совещаний и планерок, рекомендации конференций, саммитов, семинаров и «круглых столов», различного рода рабочие программы;

    Материально-технические формы - решения, касающиеся ведения делопроизводства, оформления документов, финансового учета и отчетности, информационно-коммуникативной, справочно-аналитической и другой обеспечивающей деятельности.

    В заключение параграфа представим в обобщенной форме основные свойства и отличительные черты государственно-управленческого решения:

    1. Это документ, носитель определенной управленческой информации;

    2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его главное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;

    3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;

    4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом,

    порождает соответствующие права, обязанности и предусматривают ответственность за последствия их реализации;

    5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.

    Государственные решения, к какой бы сфере жизнедеятельности людей они не относились и на каком бы уровне управленческой иерархии не принимались, должны: а) соответствовать ценностям права - идти от правды жизни, строиться на принципах законности, социальной справедливости, гуманизма, бережного отношения к национальным богатствам, защищать права и свободы человека, обеспечивать целостность и независимость страны; б) отвечать букве и духу закона, быть направленными на практическое исполнение закона, утверждение в обществе должного правопорядка; в) наделять реальными юрисдикционными полномочиями (компетенцией) те органы, организации и тех должностных лиц, которые их реализуют; г) оформляться в установленных для каждого государственного органа правовых формах; для парламента - закон; президента - указ и распоряжение; правительства - постановление, распоряжение и целевая программа; министра - приказ, инструкция и т.д.;

    6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой социальной значимостью предписываемых действий, носит директивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем мероприятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то;

    7. Оформляются надлежащим образом в установленном порядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует большое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его авторство не устанавливается. Государственное решение - это собственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;

    8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение правовых норм различных отраслей права; высокое качество как самого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение процессуальных правил и технологий превращает решение в фикцию, в документ ничтожной юридической силы;

    9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а значит, подконтрольны налогоплательщикам.

    В качестве заключения можно сформулировать обобщающий вывод: по содержанию и иерархической структуре управленческие решения представляют сложное многомерное пространство, которое можно исследовать с разных точек зрения - юридической (т.е. с позиции легитимности этих решений), социально-экономической (их социального смысла и экономической ценности), политической (их властной силе и степени выражения интересов общества), профессиональности (их интеллектуально-кадровой обеспеченности), психологической (их стимулирующей роли) и т.д. Все это следует помнить и учитывать в повседневной управленческой практике.

    Согласно нормам Конституции РФ любые действия (бездействие) или решения должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и государственной власти могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства. Но для быстрого и эффективного решения любого правового конфликта необходимо владеть профессиональными знаниями и опытом судебной практики. Юридическая фирма «ЮрПрофБюро», специалисты которой являются самыми квалифицированными и опытными адвокатами Москвы, оказывают гражданам и организациям самую профессиональную помощь и всестороннюю поддержку своим клиентам. При оспаривании действий государственных органов в число наших услуг входит:

    • оценка риска и выработка правовой позиции;
    • составление заявлений, ходатайств, ответов, запросов, возражений и жалоб;
    • представление интересов клиента, оспаривание постановлений;
    • юридическая помощь при оспаривании в арбитражном суде или в судебном порядке предписаний, решений, постановлений государственных органов и так далее.

    Права граждан и организаций

    Организация, гражданин имеют право на то, чтобы оспорить в суде действие (бездействие), решение органа государственного самоуправления, органа государственной власти, муниципального или государственного служащего, должностного лица, в том случае, если считают, что нарушены их права и свободы (ч.1 ст.254 ГПК РФ). Юридические лица также могут обратиться в суд для обжалования действий или решений органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и государственных органов власти. Любые юридические факторы, которые возникли в результате деятельности органов власти, затрагивающие права и свободы заявителя и не оформленные в виде правовых актов, могут быть оспорены.

    В соответствии со ст.254 ГПК РФ для того чтобы оспорить действие (бездействие) или решение государственных органов можно обратиться в суд или непосредственно в вышестоящий орган государственной власти в порядке подчиненности, к должностному лицу, органу местного самоуправления, государственному или муниципальному служащему.

    Круг лиц, чьи действия или акты могут рассматриваться и оспариваться в судебном решении, по сравнению с ГПК РФСР 1964 г. расширен: в соответствии с абз.3 ст. 245 ГПК судом могут оспариваться и рассматриваться действия муниципальных и государственных служащих, которые не обладают статусом должностного лица.

    Категории действий (бездействий) госорганов подлежащих обжалованию

    В порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы некоторые категории действий (бездействий), решений органов государственной власти, государственных или муниципальных служащих и органов местного самоуправления. К таким действиям и решениям относятся единоличные и коллегиальные решения и действия, в результате которых:

    • Гражданин незаконно привлечен к ответственности, например, орган военного управления или командир войсковой части создал на военнослужащего приказ о наложении дисциплинарного взыскания
    • Возложена незаконно на гражданина какая-либо обязанность
    • Нарушены права и свободы
    • Нарушены законные интересы и права гражданина, например его не зарегистрировали по месту жительства — отказали
    • К осуществлению гражданином его прав и свобод созданы препятствия, например, отказ в выдаче заграничного паспорта

    Кроме этого, в суде могут быть обжалованы другие действия и решения:

    • Отказ гражданину в выезде за границу
    • Решения общественных объединений и организаций, акционерных обществ и жилищно-строительных кооперативов
    • Решения органов местного самоуправления и государственных органов об ограничениях на вывоз за пределы административно-территориальной единицы товаров
    • Об установлении дополнительных сборов и пошлин

    Дела о защите избирательных прав и об оспаривании нормативно-правовых актов составляют исключения (гл. 24 и гл. 26). Приказ об увольнении с места работы также разрешается и рассматривается в ином порядке (гл. 12 ГПК). Жалобы на действия органа, совершающего нотариальное действие или нотариуса (гл. 37), действия следователя, прокурора, органа дознания во время проведения дознания или следствия (ст.19 УК) в суде рассматриваются также в ином порядке.

    Порядок обжалования

    Заявление в суд подает сам истец, сделать это можно по своему месту нахождения или месту жительства, можно обратиться в суд по месту нахождения власти, действие и решение которого будет оспариваться. Существует исключение, по которому решения компетентных органов отказывают истцу в выезде за пределы РФ в связи с тем. Что он имеет доступ к государственной тайне. Обжаловать такой отказ можно в верховном суде края, республики, суде автономного округа и области там, где было принято решение об оставлении без удовлетворения просьбы о выезде. Например, гражданину выставили решение об отказе на выезд в г. Москве, то оспорить данное решение можно Московском городском суде.

    Обратиться в суд с жалобой на действия командира войсковой части или органа военного управления военнослужащие также имеют право. Заявление можно подать в военный суд, туда, где располагаться соответствующая войсковое подразделение.

    В случае, когда возникший спор не может рассматриваться в ином судебном порядке или не входит в компетенцию арбитражного суда, организации вправе обратиться в суд с жалобами на решение или действие государственных органов. Каждая организация представляет собой объединенную группу лиц, с ассоциированными правами которые могут быть нарушены в результате неправомерных действий органов власти, суд имеет право действие спорного решения приостановить до полного вступления судебного постановления в законную силу (ст. 254 ч.4 ГПК).

    Статьи 197-201 АПК регулируют оспаривание решения и действия должностных лиц и государственных органов власти. Такой механизм защиты, на первый взгляд понятен и прост, но существует некоторый ряд моментов, на которые важно обратить внимание иначе можно получить неудачный результат рассмотрения дела.

    1. Заявитель - лицо, чьи права были нарушены и тот, кто обращается в суд для того чтобы права были защищены. Вынесенное в отношении заявителя решение или действие должно быть изложено в какой-либо форме. Это может быть резолюция или решение на документе, по этой пометке можно понять позицию, которую занимает орган или должностное лицо по вопросу, интересующего заявителя, также это может быть письмо. Бывает так, когда у заявителя не принимают документ и не ставят входящий номер. Таким образом, заявитель не может получить документ, подтверждающий о нарушении его прав. В таком случае необходимый документ высылают по почте с описью вложений и с уведомлением, если законодательство допускает подачу по почте. Или можно записаться лично на прием к нужному руководителю, в случае если документы нужно подать лично. Когда все вышеперечисленные способы неприменимы (самое неприятное стечение обстоятельств), нужно обратиться на действия должностного лица с письменной жалобой в вышестоящий орган. В жалобе должна быть изложена вся хронология событий, таким непростым образом удастся зафиксировать нарушение прав.
    2. Также сложным моментом является то, что необходимо доказать, что именно конкретный человек является заявителем и имеет право на обращение в суд. Говоря другими словами, необходимо знать точно, что именно заявитель вправе требовать от должностного лица или государственного органа власти совершения различных дел, которые предусмотрены законодательством. Например, человек, достигший 14 лет, имеет право на получение паспорта. Раньше положенного срока данный документ гражданин получить не может, и требовать его выдачи бесполезно. Или, только застройщик может требовать выдать ему разрешение на строительство, так как он, а не инвестор, является лицом, которое обеспечить строительство.

    Обратиться в суд с заявлением гражданин имеет право в течение 3 месяцев (ч.1 ст. 256 ГПК РФ) с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В суде потребуется доказать, что данное действие или решение ранее известно ему не было. В случае пропуска трехмесячного срока обращения в суд в принятии заявления отказа не будет. В судебном заседании или предварительном судебном заседании будут выясняться причины, по которым срок обращения истек. Также эти причины могут стать основанием для отказа в удовлетворении и рассмотрении заявления. Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, в рассмотрении принимают участие гражданин (заявитель) и лица, органы, совершивших действие и принявшие решения. Для рассмотрения дела неявка указанных лиц, заранее извещенных, не является для рассмотрения дела препятствием.

    Также гражданским процессуальным кодексом РФ установлены специальные сроки разрешения и рассмотрения дел об оспаривании действия, решения, составляют такие сроки 5 дней.

    Оспаривание действий (бездействий) и решений государственных органов и должностных лиц являются способом защиты прав (нарушенных), применять такой способ следует тогда, когда обязанность должностного лица или органа власти предусмотрена действующим законодательством, и можно поступать так, а не иначе.

    В судебном порядке подлежит рассмотрению и обжалованию действия всех лиц, которые временно или постоянно занимают в органах самоуправления, в государственных органах, в учреждениях, на предприятиях, организациях, общественных организациях, кооперативных, объединения должности (ст.257 ГПК РФ).

    После того, как суд признает решение обоснованным, принимается решение о том, что лицо или соответствующий орган обязан в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод. Также данные лица (органы) должны устранить все препятствия, которые мешают гражданину осуществлять свои права. Для того чтобы эффективно и своевременно восстановить нарушенные права заявителя в соответствии со ст.212 ГПК РФ решение об удовлетворении всех его требований может быть обращено к немедленному исполнению.

    Когда суд установит, что обжалуемые действия были совершены законно, что органы государственной власти действовали также по закону и то, что права заявителя не были нарушены, судом выносится отказ в удовлетворении заявления.

    После того, как решение вступило в законную силу, соответствующему лицу или органу направляется копия решения, не позднее 3 дней.

    Подобные операции, которые оспаривают противоправные действия или поведения различных государственных инстанций, нехороших чиновников, желательно проводить при помощи грамотного и квалифицированного юриста, он поможет эффективно и быстро решить сложившуюся ситуацию и решить возникшие проблемы.