Порядок предоставления жилья военнослужащим в случае увольнения. Порядок обеспечения жильём

Согласно действующему законодательству, военнослужащие относятся к особой категории граждан, статус которых определён ФЗ №76, и которым государством гарантирован . Осуществляется это по нескольким программам, включающим в себя как выдачу квартир в натуральном виде, так и предоставление денежной субсидии на приобретение недвижимости. Гражданам, прибывшим по месту прохождения службы, а также сопровождающим их членам семьи, в течение 3-х месяцев обязаны предоставить жилье, на которое имеется право на время прохождения службы.

Предусматривает, что при отсутствии возможности выдать служебное жилье, военный имеет право на , вследствие чего ему положена денежная компенсация, в размерах, определённых законодательными актами.

Кроме того, определённым категориям граждан, служащих в армии, может быть выдано жилье по договору социального найма, которое со временем он сможет приватизировать.

Однако, не всегда возможна из-за ведомственной принадлежности земли и недвижимости Минобороны.

Права военного на жилплощадь

Как же быть в случае увольнения военнослужащего со служебной квартирой? Служебное помещение не может быть передано в его собственность, так как по закону выдается только на срок прохождения службы, к тому же подобные квартиры как правило находятся в закрытых городках.

Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения.

Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:

  • в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
  • они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.

Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.

Кроме того, в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.

Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:

Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения.

Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение.

Обеспечение жилой площадью

Военные, имеющие выслугу 10 и более лет, уволенные по ОШМ, состоянию здоровья, достижению предельного возраста, которые были поставлены на учёт до 01.01.2005 года как нуждающиеся в жилой площади могут претендовать на:

  1. Предоставление недвижимости в собственность,
  2. Предоставление недвижимости по договору соц. найма,
  3. ЕДВ на приобретение недвижимости или строительство.

Нуждающийся в жилье контрактник может выбрать любую форму обеспечения жилой недвижимостью, которая осуществляется за счёт бюджетных средств. В зависимости от конкретной ситуации и формы жилобеспечения, жилье военнослужащим уволенным в запас предоставляется на основании действующих нормативов. , закреплено в законодательстве, в соответствии с причинами прекращения службы. Например, доступны в сданном ЖК "Суворовский".

Отдельно стоит сказать, что также закреплено законодательно.

При получении квартиры, размеры её рассчитываются исходя из норм жилой площади, установленных законодательством. При получении субсидии, сумма ее рассчитывается исходя из той же нормы жилплощади и стажа военной службы в календарном исчислении, без учета льготного стажа.

Для оформления договора соцнайма, военный-очередник должен подать рапорт об освобождении служебного помещения, так как до сдачи им служебного помещения, договор соц. найма заключён быть не может (согласно п.18 Инструкции от 30.09.2010 N 1280).

Получается, что , имеющего выслугу 10 и более лет, уволенного по вышеуказанным основаниям, обязывает освободить занимаемое им и членами семьи служебное жилье, до выделения ему другой жилплощади в собственность или по договору соцнайма, а также субсидии на её приобретение.

Однако, в этом случае согласно ст.14 ФЗ №76 военнослужащие, числящиеся в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеют право на получение компенсации, размер которой определяется Правительством.

Выход в запас без обеспечения жилплощадью

В соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" положена, если они были признаны нуждающимися в жилплощади и поставлены на очередь до 01.01.2005 года. Кроме того, если у них в семье 3 и более детей, то размер выплаты повышается на 50%.

А также посвящённые воинской службе, часто задают вопрос: могут ли уволить военнослужащего без жилья?

Так вот, уволить военного без предоставления жилой площади могут:

  • Если стаж службы менее 10 лет,
  • Если выслуга составляет от 10 до 20 лет, уход в запас по причинам, не связанным с ОШМ, состоянием здоровья и достижением предельного возраста.
  • Если военнослужащий согласен на такое увольнение.

Защитника Отечества, имеющего стаж от 20 лет и более, уволить без предоставления жилой площади не имеют права, эта категория военнослужащих подлежит обеспечению положенной жилой площадью в любом случае.

Российское законодательство относит военнослужащих к особой категории граждан, которым гарантировано обеспечение жилищных условий, а действующий порядок не позволяет производить увольнение без предоставления жилья. При этом допускается, что будет предоставлена не только сама квартира или дом, но и возможны выплаты эквивалентных денежных средств.

Прибывшим офицерам и их семьям в течение квартала должно быть предоставлено помещение для проживания на весь период несения службы в данном гарнизоне. Если это по каким-либо причинам не представляется возможным, то с последующей компенсацией понесённых расходов. Величина этой выплаты также регулируется нормативно-правовыми актами.

Жильё может быть предоставлено и в рамках социального найма с сохранением возможности последующей его приватизации. Но если жилой фонд расположен в закрытом военном городке, то сделать это будет крайне затруднительно, поскольку объекты числятся в собственности Министерства обороны.

Право на предоставление жилья

Несмотря на столь полную защищённость права военнослужащего на жильё, случаи увольнения без жилья не являются редкостью. И в ряде случаев суд признаёт эту меру обоснованной. Остановимся на этих нюансах подробнее. Итак, каждый военнослужащий на период проживания в военном городке обеспечивается служебной квартирой, соответственно, при увольнении её потребуется освободить. Но куда податься не только самому офицеру, но и членам его семьи?

Получение служебного жилья сохраняет за ними в течение пяти лет право на прежнее жильё, а также оставляет их в списках очередников по категории нуждающихся в жилье или улучшении его условий. Таким образом, прекращение службы в рядах данной воинской части сохраняет за офицером право участвовать в военных ипотечных программах или получить единовременную денежную выплату на приобретение объекта жилой недвижимости.

Если военнослужащий по прибытию в часть отказался занимать служебную квартиру, то ему, в порядке очереди, будет выделено жильё по договору социального найма. Гарантированно получить от государства квартиру могут военнослужащие, чьё увольнение связано с одной из ниже перечисленных причин:

  • стаж военной службы составляет как минимум 20 лет, а прекращение отношений связано с выходом на пенсию;
  • выслуга составляет 10 лет, а стали организационно-штатные мероприятия () либо достижение офицером предельного возраста для исполнения воинских обязанностей.

Только в этих случаях можно рассчитывать на получение жилья в собственность или по договору социального найма в том регионе страны, который будет избран для последующего проживания. При этом площадь будущей квартиры рассчитывается по действующим нормам жилищного обеспечения пропорционально количеству членов семьи.

Во всех остальных случаях увольнение происходит без предоставления жилья и с потерей льготы на получение субсидии. Так, если в приказе обозначено нарушение условий контракта, то обеспечение жильём за счёт государственных средств становится невозможным.

Порядок обеспечения жильём

Если выслуга составляет больше десяти лет, увольнение было вынужденным – по медицинским показаниям, возрастному ограничению или в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а постановка в список очередников по жилью была произведена до 2005 года, то военный имеет право:

  • получить недвижимость в собственность;
  • получить квартиру в рамках социального найма;
  • получить субсидию на покупку или возведение жилья.

Форма осуществления жилищного права – за самим контрактником, но в любом случае за счёт бюджетных средств. При определении площади будущей квартиры ориентируются на действующие нормативы в этой сфере, и даже сами многоквартирные дома могут подлежать закреплению за военными частями отдельно взятого субъекта РФ. Улучшить свои жилищные условия могут и семьи погибших при исполнении воинского долга. Если будет избран последний вариант – денежная выплата, то её размер будет рассчитан пропорционально жилищному нормативу и сроку службы в календарных годах.

Небольшой правовой казус возникает при заключении договора социального найма, поскольку по требованиям законодательства на момент его подписания сам контрактник и члены его семьи должны уже выехать из служебного жилья. При этом жильё по соцнайму распределяется в порядке очереди и военному приходится снимать квадратные метры, чтобы не остаться в буквальном смысле слова на улице. Однако государством предусмотрена компенсация подобных затрат, величина которых для многодетных семей увеличена на 50%.

Нюансы обеспечения жилплощадью при увольнении в запас

По каким причинам происходит увольнение в запас без жилья? Ответ на этот вопрос прямо противоположен выше изложенному:

  • меньше 10 лет военного стажа;
  • увольнение по причинам, не связанным с организационно-штатными мероприятиями, здоровьем или возрастом военнослужащего;
  • согласие защитника Отечества на такой вариант (обязательно в письменной форме).

Кадровый офицер, отслуживший не меньше двадцати лет, без предоставления жилья уволен быть не может. Если он оставляет службу после получения государственной квартиры это не налагает на него никаких правовых обязательств или ограничений в плане распоряжения её дальнейшей судьбой. Если же военный был уволен в период от 10 до 20 лет службы по регламентированным законом основаниям, то ему может быть не выделено жильё, но сохранено право на его получение в дальнейшем на общих основаниях.

В случае переезда он может использовать единовременную выплату для приобретения или строительства собственного семейного гнезда без ограничения по площади, поскольку законом не возбраняется прибавить к этой субсидии собственные средства.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

М. ВАКИЛОВ, И. ФАРШАТОВ

М. Вакилов, председатель Верховного суда Республики Башкортостан.

И. Фаршатов, доктор юридических наук.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" довольно подробно регламентирует жилищные права военнослужащих и членов их семей. Он является кодификационным актом, объединяющим и систематизирующим основные положения ранее принятых законодательных и подзаконных актов (в частности, Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 г. "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан").

Вместе с тем предшествующие акты по данному вопросу не отменены и продолжают действовать в части, не противоречащей нормам названного Закона. Количество их довольно значительно. На 1 июня 1999 г. насчитывалось 36 законодательных и подзаконных актов, затрагивающих в той или иной мере вопросы строительства и предоставления жилья военнослужащим, установления для них жилищно - коммунальных льгот.

Закон от 27 мая 1998 г. в зависимости от категории военнослужащих предусматривает различные варианты обеспечения их жильем. Это, прежде всего, предоставление жилья на общих основаниях за счет государственного или муниципального фонда, с учетом общих положений жилищного законодательства. На наш взгляд, здесь применимы нормы о первоочередном ( Жилищного кодекса РСФСР) и внеочередном (на основе специальных постановлений и распоряжений Правительства РФ) удовлетворении жилищных потребностей. Другие варианты - выделение служебных жилых помещений, участие в программе "Государственные жилищные сертификаты", членство в жилищно - строительных, жилищных кооперативах (с правом на получение безвозмездной финансовой помощи), индивидуальное жилищное строительство (также с правом на получение финансовой помощи).

Законодательством предусматриваются (или могут быть предусмотрены) и иные способы обеспечения жильем. В частности, воинские части могут арендовать жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (по смыслу Закона, надо полагать, после 1 января 1998 г.), и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны РФ или иными органами, где предусматривается военная служба (МВД, ФСБ и т.д.).

Что означает закрепление жилья за этими ведомствами? Очевидно, что по правовому режиму оно будет считаться ведомственным ( ЖК РСФСР), т.е. находящимся в их оперативном управлении и относящимся к федеральной государственной собственности. Но право на приобретение так называемого "постоянного" (социально гарантированного) жилья военнослужащие получают, как правило, при достижении "выслуги лет", а также при наступлении некоторых иных обстоятельств, предусмотренных законодательством (в частности, при вынужденном оставлении военной службы по состоянию здоровья).

До возникновения права на "постоянное" жилье военнослужащие при досрочном прекращении службы (по неуважительным причинам) могут быть выселены из занимаемого ведомственного жилья, но с предоставлением другого помещения, соответствующего санитарно - техническим требованиям ( ЖК РСФСР), если это жилье не отнесено к категории служебного.

При заключении договора (в данном случае, как представляется, договора социального найма) должны быть реализованы права военнослужащих на дополнительную жилую площадь. В этой части продолжает действовать Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью", согласно которому таким правом пользуются военнослужащие начальствующего состава. Это положение конкретизируется в п. 8 ст. 15 Закона от 27 мая 1998 г., согласно которому право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 кв. м имеют офицеры в воинских званиях полковник, ему равном (к примеру, капитан 1-го ранга - в ВМФ), и выше, проходящие военную службу либо уволенные по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития, по нашему мнению, также с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Минобороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, где предусмотрена военная служба) жилищный договор, определяющий порядок предоставления такого жилого помещения, права и обязанности сторон, основания освобождения (выселения). Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. утверждено положение "Об условиях и порядке заключения договора жилищного найма между военнослужащим и Министерством обороны РФ или иным органом исполнительной власти".

При продолжении военной службы сверх пятилетнего срока жилые помещения предоставляются на общих основаниях.
Возникает вопрос: какое жилье имеется в виду - ведомственное или обычное, т.е. государственное либо муниципальное?

Все зависит от того, закреплена ли жилая площадь за Минобороны или иными ведомствами. Во всяком случае, должно применяться правило: военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей безвозмездно получают в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами или иными нормативными актами.

Можно ли в данном случае говорить о праве военнослужащих на приватизацию жилья? Закон от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 28 марта 1998 г.) не содержит каких-либо исключений относительно нанимателей - военнослужащих. Поэтому он в принципе применим и к случаям приватизации военнослужащими государственного, муниципального жилья.

Но, по смыслу Закона "О статусе военнослужащих", ведомственное жилье до истечения 20 лет (и в некоторых других случаях) и возникновения права "постоянного" жилья не подлежит приватизации. Иные суждения и толкования (в смысле - "все-таки подлежит приватизации") приводят к разрушению самих основ юридической конструкции этого Закона. Ведь можно представить ситуацию: офицер, начав службу и вселившись в ведомственную квартиру, тут же начнет ее приватизировать со ссылкой на положения о приватизации жилья.

Это довольно серьезное противоречие и непродуманность юридической конструкции Закона приведут к сложностям при рассмотрении конкретных дел. Видимо, в Законе следовало сделать специальную оговорку об особенностях приватизации жилья, закрепленного за военнослужащими.

Как определено в комментируемом Законе, служебные жилые помещения могут быть предоставлены военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей и на весь срок военной службы. Это военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г.; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г.

Жилищные права перечисленных четырех категорий военнослужащих необходимо уточнить и конкретизировать, особенно в сравнении с исходным п. 1 Закона от 27 мая 1998 г. об обеспечении жильем "...не позднее трехмесячного срока за счет государственного или муниципального жилья". Военнослужащие первых двух категорий обеспечиваются служебными жилыми помещениями независимо от заключения специального контракта о прохождении военной службы, а последних двух категорий - при наличии контракта, заключенного после 1 января 1998 г.

Но положение о предоставлении последним двум категориям лиц служебного жилого помещения противоречит п. 1 ст. 15 Закона, поскольку военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Возможно, законодатель здесь имел в виду необходимость заключения последующих контрактов - второго, третьего и т.д., чтобы возникло право получения жилья на общих основаниях. В явном противоречии находятся и положения абз. 8, 9 п. 1 ст. 15 с нормами исходных абз. 1, 2 п. 1 ст. 15 ("Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями...").

Закон от 27 мая 1998 г., как уже говорилось, предусматривает предоставление жилья военнослужащим и членам их семей, во-первых, на общих основаниях, т.е. путем предоставления жилья за счет государственного, муниципального жилья, не являющегося по правовому режиму служебным (это помещение, подчеркнем еще раз, может быть ведомственным или относящимся к государственному или муниципальному жилищному фонду). Как разъяснено в Постановлении N 9 Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления. Указанным военнослужащим и гражданам жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления в течение трех месяцев после их прибытия на избранное место жительства. Вместе с тем требования военнослужащих о предоставлении им помещений не по месту их военной службы за счет фонда Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могут являться обоснованными в тех случаях, когда соответствующие органы военного управления, воинские части и учреждения участвуют в строительстве жилых домов или покупают квартиры в населенных пунктах и местностях, избранных военнослужащими для постоянного проживания после увольнения с военной службы. Во-вторых, возможно получение служебного жилого помещения в вышеизложенных случаях. При этом военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными актами.

Служебные жилые помещения предоставляются в закрытых военных городках на весь срок службы. Бытует мнение, что вся находящаяся в них жилая площадь всегда является служебной. Это ошибочное суждение. Жилые помещения в них могут принадлежать различным ведомствам и фондам. Вся жилая площадь в закрытых военных городках, как известно, не подлежит приватизации. Однако дело тут не в характере жилья, а в особом правовом режиме таких городков.

Попытки истолковать положения Закона от 27 мая 1998 г. в том смысле, что предоставляемое военнослужащим жилье по правовому режиму должно быть квалифицировано всегда как служебное, не вытекают из содержания этого акта. В нем четко сказано, что при продолжении военной службы свыше указанных сроков (5 лет) военнослужащим предоставляются жилые помещения на общих основаниях. По смыслу Закона от 27 мая 1998 г. в таком же порядке военнослужащим и членам их семей должно предоставляться жилое помещение и при переездах к новому месту службы, изменении места жительства.

Подполковник Л., будучи не обеспеченным по месту новой службы (после перевода) в г. Томск, перед увольнением с военной службы по достижении предельного возраста обратился к командованию с рапортом, в котором поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в г. Томске или в г. Новосибирске в обмен на квартиру, выделенную ему по прежнему месту службы в п. Шилово Новосибирской области. В данной просьбе Л. было отказано, и он был уволен с военной службы как достигший предельного возраста. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Л. о предоставлении жилья.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об изменении судебных решений. Коллегия удовлетворила протест, относящийся к вопросу о предоставлении жилья. Как указано в определении, решение суда первой инстанции противоречит закону и ущемляет права военнослужащего на получение жилья по месту службы. Надзорная инстанция обязала командира части восстановить нарушенное право офицера Л. на жилье путем предоставления ему и членам его семьи жилого помещения по последнему месту службы по нормам и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 8. С. 9 - 10).

Как указано в упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г., п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", запрещающий увольнение со службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жильем по установленным нормам, распространяется на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Один из наиболее приоритетных государственных вопросов - это обеспечение жильем военнослужащих. Пока они осуществляют свою служебную деятельность, им зачастую приходится переезжать с одного места на другое, как правило, вместе с семьей. По этой причине военные могут рассчитывать на предоставление служебной жилплощади либо на оплату арендуемой квартиры государством.

Когда срок службы по заключенному контракту закончится, у них появляется право на получение дополнительной площади жилого помещения или отдельной недвижимости в собственность. По действующему законодательству увольнение в запас без выделения квартиры или дома не допускается, при этом вместо предоставления недвижимости возможна выплата эквивалентной денежной суммы. Также доступно участие в программе военного ипотечного кредитования, позволяющего стать собственником недвижимости на выгодных условиях и без очереди.

В размещенной ниже статье будет подробно рассмотрен общий порядок военного жилищного обеспечения, нормы выделяемой площади, необходимые условия для получения и другие особенности данной процедуры.

Регулирование вопроса на законодательном уровне

Обеспечение жилплощадью данной категории граждан регламентируется:

  1. Указом Президента РФ (далее Указ), гарантирующим увольнение в запас только с предоставлением жилья.
  2. Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), устанавливающим критерии, по которым военнослужащий признается нуждающимся в жилплощади;
  3. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (далее №76-ФЗ), регламентирующим порядок получения недвижимости.
  4. Приказом Министерства обороны №510 (далее Приказ), определяющим условия предоставления данной льготы;
  5. Постановлением Правительства РФ (далее Постановление), гарантирующим выделение жилья военным, срок службы которых составляет 10 лет и более.

В согласовании со ст.15 №76-ФЗ на квартиру или дом могут претендовать:

  • офицеры, окончившие военные учебные заведения;
  • контрактники, пребывающие в военных городках закрытого типа;
  • должностные лица, заключившие контракт после начала 1998 г.

Важно, что помимо получения квартиры или суммы на ее приобретение, государство предусматривает возможность участия в . Она позволяет получить жилье без очереди и минимального 10-летнего стажа службы. Первоначальный взнос и дальнейшие кредитные выплаты обеспечиваются государством, что делает доступным и выгодным способом получения собственной недвижимости.

Для постановки в очередь необходимо признание военнослужащего остро нуждающимся в жилье. Для этого ему нужно представить соответствующие доказательства.

Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях определяются Постановлением. Основанием для подобного заключения является учетная норма жилплощади, установленная российским законодательством для места прохождения им воинской службы либо постоянного адреса регистрации. По этой причине первый шаг, который необходимо сделать контрактнику, ему следует подать заявление на постановку в очередь на выделение жилья.

Нормы жилья для военнослужащих

Предоставляемое государством жилье для военнослужащих должно соответствовать учетным нормам, принятым законодательством - это обязательное условие реализации программы по обеспечению военных жилплощадью.

Нормы жилья для военнослужащих составляют 18 м² на каждого проживающего. Если недвижимость предоставляется после смерти военного, площадь определяется, учитывая всех членов семьи вместе с погибшим офицером. С учетом особенностей некоторых многоквартирных домов выделяемая недвижимость может быть больше, при этом увеличение нормы предоставления возможно не более чем на 9 м² для одинокого офицера, и не более 18 м² для членов .

Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий

Несмотря на то, что намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих встречается довольно часто, в законодательстве нет четких критериев, по которым оно может быть определено, следовательно, намеренным ухудшением признаются любые сделки, совершаемые военнослужащим или членом его семьи по отчуждению от имеющейся собственности. Например, если офицер или его супруга являлись совладельцами дома, продали, подарили его, тем самым избавившись от имущества.

Совершение подобных действий на 5 лет лишает военнослужащего права претендовать на получение жилья. Отсчет начинается с момента совершения сделки с недвижимостью. После того, как указанный срок истечет, он может заново встать на очередь.

Общая инструкция по обеспечению жильем

В соответствии с Инструкцией о предоставлении жилья военнослужащим, алгоритм действий следующий:

  1. Чтобы получить квартиру, нужно написать заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Документ составляется по установленному образцу.
  2. После принятия обращения заявитель будет занесен в Единый госреестр как нуждающийся в жилплощади. В нем находятся все имеющиеся на данный момент квартиры для военнослужащих. Доступ к базе может получить любой, что позволяет не только следить за тем, насколько заявитель продвинулся в очереди, но и проверить правильность внесенных данных.
  3. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента оформления, после чего заявителя уведомляют о постановке его в очередь и дают список документов, который нужно представить.

Порядок предоставления жилья осуществляется в порядке очередности с учетом имеющихся льгот заявителя.

Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих

Чтобы встать в очередь на получение квартиры, помимо заявления, нужно представить в Департамент пакет документов. Постановка на учет нуждающихся в жилплощади осуществляется на основании:

  • личного паспорта;
  • военного билета;
  • паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи заявителя;
  • свидетельства о заключении брака;
  • выписки из ЕГРН, подтверждающей факт отсутствия собственного жилья;
  • банковской выписки за последние 5 лет;
  • документального подтверждения льгот, не относящихся к статусу венного (при наличии).

Следует учитывать, что наличие служебной квартиры не является препятствием для постановки в очередь на получение постоянного жилья.

Как получить жилье военному пенсионеру

Жилье военным пенсионерам предоставляется, если они были уволены по причине:

Во всех перечисленных случаях срок службы должен быть не менее 10-ти лет.

Распределением квартир для военных пенсионеров также занимается Департамент, поэтому для постановки в очередь нужно написать ходатайство в адрес именно этого органа. К нему нужно также приложить пакет документов. Помимо перечисленного выше списка, пенсионерам нужно дополнительно представить пенсионное удостоверение. Далее процедура проводится в стандартном порядке: заявитель становится в очередь, через определенное количество времени ему предоставляется жилплощадь либо денежная сумма на ее приобретение.

Повторное обеспечение жильем

Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди. Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам. Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.

Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.

Если у вас есть опыт получения жилья одним из перечисленных в статье способов, поделитесь им в комментариях.