Боевые традиции русской армии. Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу, основные качества защитника отечества

Важнейшими боевыми традициями Вооруженных Сил Российской Федерации являются преданность Родине и постоянная готовность к ее защите; верность Военной присяге и воинскому долгу, Боевому Знамени части и Военно–морскому флагу корабля; боевое товарищество; неустанное стремление к овладению военно–профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность и боевая готовность.

ПАТРИОТИЗМ И ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ–ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Патриотизм – это любовь гражданина к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Патриотизм воинов Вооруженных Сил Российской Федерации проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.

Долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством, которые всегда связаны с общественными интересами и потребностями людей. Нравственно–правовой нормой поведения российских военнослужащих является воинский долг, который заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении ее безопасности, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует от него мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянной работы над повышением своих морально–боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Патриотизм и верность воинскому долгу проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. Они выражаются в постоянной морально–психологической, физической и профессиональной подготовке к вооруженной защите Отечества, в готовности к преодолению любых трудностей при исполнении воинского долга в условиях мирного и военного времени. Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально–духовные качества воинов, которые делают армию непобедимой.

ДРУЖБА, ВОЙСКОВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО–ОСНОВА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Дружба и войсковое товарищество складывались и развивались на протяжении всей истории Российского государства. Они зародились еще тогда, когда между людьми не было социальной вражды, и они поддерживали и помогали друг друга в борьбе за существование. Люди вступали в такие отношения, которые предполагали полное доверие и открытость по отношению друг к другу. Здесь уместно вспомнить слова Тараса Бульбы, героя одноименной повести Н. В. Гоголя: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Цареграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Отличительными чертами товарищества являются добросовестность и ответственность, которые предполагают добровольную готовность взять на себя труд партнера, помочь ему выполнить его часть работы ради общего дела. Кодексом войскового товарищества являются воинские уставы, в которых сказано, что каждый военнослужащий обязан «дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков». Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А. В. Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать»: «Сам погибай, а товарища выручай». Взаимовыручка в бою, ответственность перед товарищами – все это делает любой воинский коллектив единым, повышает его боевые возможности и обеспечивает победу в бою. Войсковое товарищество наиболее полно проявляется в боевой обстановке, но формируется эта традиция в мирное время, в период освоения военнослужащими основ военной службы, изучения воинских уставов, овладения вооружением и военной техникой, во время боевого слаживания экипажей, подразделений и частей.

Дружба – это такой вид личных человеческих взаимоотношений, которые выражаются в психологическом единстве, духовной совместимости людей, в постоянной потребности общения между собой. Друзья помогают, поддерживают в трудные минуты, в том числе и при решении личных вопросов и проблем. Этим дружба отличается от товарищества.

Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в диалоге «О дружбе» писал: «Прежде всего как может «жизнь жизненной» быть, если она не находит себе успокоения во взаимной благожелательности друзей? Что может быть слаще, чем иметь человека, с которым ты решаешься говорить, как с самим собой? Что пользы от счастливых обстоятельств, если у тебя нет человека, который порадовался бы им так же, как ты сам? А переносить несчастья было бы трудно без того, кто переносил бы их еще более тяжело, чем ты».

Дружба и товарищество возникают и крепнут в повседневной армейской жизни. Современная военная техника, как правило, предполагает коллективную эксплуатацию, а это значит, что группа воинов (экипаж танка, боевой расчет и т. д.) решают одну общую задачу. Успех в бою складывается из боеспособности каждого воина, входящего в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты, от его психологической совместимости с другими военнослужащими, от способности действовать слаженно и умело при выполнении общей задачи. В таких условиях ошибка даже одного человека может нанести ущерб боевой готовности и даже сорвать выполнение боевой задачи.

Особую разновидность малых объединений составляют микрогруппы, включающие в себя 2–3 человека. Именно в этих группах человек проводит значительную часть своего времени, в них закладываются основы дружбы и войскового товарищества. Для того чтобы такая микрогруппа воинского коллектива стала единым целым, каждый из ее членов, во–первых, должен на первое место ставить общие интересы; во–вторых, пользоваться уважением у своих товарищей. Следует отметить, что необходимые для этого качества юноши могут воспитывать у себя, занимаясь в спортивных секциях и участвуя в различных соревнованиях. Занятия физическими упражнениями и спортом помогут им сформирорвать у себя нужные психологические и волевые качества. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, попустительством. Правдивость, честность, открытость, откровенность – их главные принципы.

Долг каждого воина – бережно хранить и укреплять войсковое товарищество, дорожить честью своего воинского коллектива, повышать его организованность и сплоченность, всегда помнить, что защита Отечества является священной обязанностью гражданина Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Перечислите наиболее значимые боевые традиции Российских Вооруженных Сил.

2. Как вы думаете, почему патриотизм и верность воинскому долгу являются главными нравственными качествами военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации?

3. Какое значение для боевой готовности и боеспособности подразделений и частей имеют дружба и войсковое товарищество?

4. Подготовьте примеры из различных публикаций и художественной литературы о дружбе и войсковом товариществе российских воинов. _

Воинские символы и ритуалы

Знамена являются одним из самых древних воинских символов. Первоначально их роль выполняли фигуры (орел, сокол, сова и др.), помещенные наверху древка. В IX в. таким символом на Руси стал стяг, а в конце XV – начале XVI в. – знамя. В битвах стяги и знамена указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов, центр боевого порядка. Упавшее знамя означало поражение.

В XVIII в. Петр I установил форму и рисунки для знамен различных частей. В Воинском уставе 1716 г. был определен статус знамени. Присяга воинов на верность службы государю и государству принималась под развернутыми знаменами и содержала обязательство «…от роты и знамени никогда не отлучаться, но за оными, пока жив, непременно добровольно и верно следовать буду… Тот, кто знамя свое до последнего часа своей жизни не оберегает, оный не достоин носить имя солдата». В русской армии солдат учили, что знамя есть священная воинская хоругвь, под которую собираются все верные своему долгу воины и с которой они следуют в бой с врагом. Знамя являлось напоминанием солдату, что он присягнул служить Родине, не щадя самой жизни. Величайшим позором для части была утрата своего знамени. Такая часть расформировывалась, а люди, которым непосредственно была поручена охрана знамени, подлежали серьезному наказанию вплоть до смертной казни.

В Красной Армии первые воинские знамена появились в 1918 г. В июне 1926 г. был утвержден единый образец знамен для красноармейских частей. С 1975 г. все воинские знамена стали называться боевыми.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 14 декабря 1993 г., определено: «Боевое Знамя воинской части есть особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Оно является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества. Боевое Знамя вручается воинским частям по их сформировании от имени Президента Российской Федерации представителем Министерства обороны Российской Федерации и сохраняется за воинской частью на все время независимо от изменения наименования и нумерации. Эти изменения заносятся в Грамоту Президента Российской Федерации, выдаваемую при вручении Боевого Знамени. Знамя всегда находится со своей воинской частью, а на поле боя – в районе боевых действий. Весь личный состав части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое Знамя в бою и не допускать его захвата противником. При утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду, а воинская часть – расформированию.

Военно–морской флаг Российской Федерации, поднятый на корабле Военно–Морского Флота, является Боевым Знаменем корабля и символизирует его государственную принадлежность и неприкосновенность».

Боевое Знамя выносится к воинской части в особо торжественных случаях: при приведении военнослужащих к Военной присяге, в день годового праздника воинской части, в дни вручения личному составу вооружения и военной техники. Боевое Знамя может выноситься к воинской части по решению командира части при проводах солдат и сержантов, уволенных в запас. Знамя всегда находится под охраной караула, а при выносе его к воинской части – под охраной знаменного взвода.

Важным символом чести, доблести и славы являются ордена и медали. Этот символ тоже имеет древнюю историю и богатые традиции. Еще в давние времена люди, выражая признательность своим соплеменникам за смелость и умение, разрешали самым достойным носить символы охотничьего мастерства – звериные клыки, шкуры, перья птиц. В античную эпоху появилась достаточно стройная система воинских наград. Так, римские воины, отличившиеся в битве и проявившие особую храбрость в бою, награждались почетным знаком в виде венка или короны. Например, воин, первым взобравшийся на стену вражеской крепости, награждался венком с миниатюрным изображением крепостной стены. В средние века в Европе появился новый вид наград, получивший название ордена. Эти награды обычно представляли собой крест или звезду. Их происхождение связано с полувоенными–полумонашескими организациями – орденами (Ливонским, Тевтонским, тамплиеров и др.). Члены ордена считали военное дело своей профессией. Лица, вступавшие в орден, получали право носить знаки этого ордена (крест и звезду).

В России первые ордена появились в самом конце XVII в. В 1699 г. Петром I был учрежден орден Святого Андрея Первозванного с девизом «За веру и верность». Он представлял собой крест особой формы в виде буквы «X» с изображением святого Андрея Первозванного. Орден носили на широкой голубой ленте. Звезда ордена имела восемь лучей, выходящих из круглого медальона с изображением Андреевского креста. По кругу медальона шла надпись: «За веру и верность».

Во время русско–турецкой войны в 1769 г. был учрежден императорский Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия с девизом «За службу и храбрость». Орденом награждались офицеры и генералы за особые отличия. В статуте ордена, подписанном Екатериной II, указывалось: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные раны не принимаются в уважение при удостоверении к ордену Святого Георгия; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнил во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием». Орден Святого Георгия имел четыре степени, причем сначала награждаемый должен был представляться к 4–й низшей степени, затем – к 3–й, далее – ко 2–й и 1–й. Георгиевский орден предписывалось носить всегда и на любой одежде. Полным кавалером ордена Святого Георгия был выдающийся российский полководец Михаил Илларионович Кутузов: орденом 4–й степени его наградили за разгром турок под деревней Шумы (1774), 3–й степени – за участие в штурме Очакова, 2–й степени – за храбрость при взятии Измаила, 1–й степени – за командование русской армией в Бородинской битве. В 1807 г. император Александр I учредил для солдат и унтер–офицеров знак отличия этого военного ордена тоже четырех степеней. Первые две степени представляли собой золотой, а две последующие – серебряный крест на георгиевской ленте. В числе первых награжденных воинским серебряным знаком Георгиевского креста были отличившиеся во время Отечественной войны 1812 г. крестьяне–партизаны Василиса Кожина, Ермолай Четвертаков и Герасим Курин. В 1913 г. был утвержден новый комплект наград. В числе этих наград был и солдатский крест, названный Георгиевским, который имел четыре степени. Награжденные всеми четырьмя степенями носили эти кресты на общем банте и именовались полными георгиевскими кавалерами.

Первым советским орденом стал орден Красного Знамени, который был учрежден в 1918 г. В положении об ордене было определено, что он присуждается гражданам РСФСР, проявившим особую храбрость и мужество при боевой деятельности. В 1930 г. были учреждены орден Ленина как высшая государственная награда и орден Красной Звезды. В апреле 1934 г. было установлено звание Героя Советского Союза, которое не имело специального орденского знака. Награжденным вручались ордена Ленина и именная грамота. В 1939 г. был введен знак – медаль «Золотая Звезда», которая вручалась Героям Советского Союза вместе с орденом Ленина.

Во время Великой Отечественной войны для награждения отличившихся были введены специальные воинские награды. В мае 1942 г. учрежден орден Отечественной войны 1–й и 2–й степеней, а в июле 1942 г. ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского. В ноябре 1943 г. были утверждены знак и статут ордена Победы – высшего военного ордена. Это самый дорогой наградной знак, представляющий собой платиновую звезду с рубиновыми лучами, окаймленными бриллиантами. Диаметр звезды – 72 мм, вес бриллиантов – 16 каратов. Всего этим орденом были награждены 12 человек. Первым среди них был награжден Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. В ноябре 1943 г. был учрежден орден Славы трех степеней для рядового и сержантского состава. Он представлял собой звезду с изображением Спасской башни и надписью «Слава» на медальоне. Орден Славы носился на пятиугольной колодке с георгиевской лентой. Лица, удостоенные всех трех степеней ордена, именовались полными кавалерами ордена Славы и в правах приравнивались к Героям Советского Союза. Всего в период существования Советского Союза было учреждено 20 орденов и 54 медали.

После распада СССР в России стала складываться новая наградная система. В марте 1992 г. было установлено звание Героя Российской Федерации и утвержден знак отличия – медаль «Золотая Звезда». В 1994–1995 гг. были учреждены ордена: «За заслуги перед Отечеством» четырех степеней, орден Мужества, орден «За военные заслуги», орден Почета, орден Дружбы, орден Жукова. В 1998 г. был утвержден орден Святого Андрея Первозванного. В августе 2000 г. Указом Президента РФ были введены орден Святого Георгия четырех степеней и знак отличия ордена – Георгиевский крест четырех степеней. В системе государственных наград Российской Федерации предусмотрены также медали: «За заслуги перед Отечеством», «За отвагу», «Защитнику свободной России», «За спасение погибавших», Суворова, Ушакова, Нестерова, Жукова, «За отличие в охране государственной границы», «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «300 лет Российскому флоту», «В память 850–летия Москвы», Пушкина.

Важными воинскими символами являются военная форма одежды и знаки различия военнослужащих, которые обозначают принадлежность к Вооруженным Силам, конкретным видам и родам войск, воинским званиям, специальностям и профессиям.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом Российской Федерации и охраняются Патентным законом Российской Федерации.

Ритуал – это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок (церемониал). Ритуалы, проводимые в воинских частях, выражают высокие, благородные идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части. Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации конкретно четко определены порядок (церемониал) приведения к Военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вручения военнослужащим личного вооружения и военной техники, порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас и в отставку.

РИТУАЛ ПРИВЕДЕНИЯ К ВОЕННОЙ ПРИСЯГЕ

Гражданин Российской Федерации, впервые поступивший на военную службу, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части.

В Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден следующий текст Военной присяги:

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Время приведения к Военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации строится в парадной, а в военное время в полевой форме одежды, с оружием. Военнослужащие, принимающие Военную присягу, находятся в первых шеренгах. Командир части в краткой речи напоминает воинам значение Военной присяги и о той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих после принятия ими присяги. После этого командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге. Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, принимающих присягу. Каждый из них читает вслух перед строем подразделения текст присяги, собственноручно расписывается в специальном списке в графе напротив своей фамилии и становится на свое место в строю. По окончании церемонии списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир части поздравляет военнослужащих с принятием присяги, а всю часть с новым пополнением. После этого оркестр исполняет Государственный гимн, а затем воинская часть проходит торжественным маршем. День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для воинской части и проводится как праздничный.

РИТУАЛ ВРУЧЕНИЯ БОЕВОГО ЗНАМЕНИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Для выноса Боевого Знамени к месту вручения в распоряжение прибывшего для этого начальника командир воинской части назначает знаменщика и двух ассистентов из сержантов, прапорщиков или офицеров и знаменный взвод.

В установленное время знаменщик, следуя за лицом, прибывшим для вручения, выносит знамя в чехле к месту построения воинской части. При этом он держит знамя на левом плече, а справа и слева от него следуют ассистенты. Когда начальник, прибывший для вручения знамени, приблизится на 40–50 шагов к строю, командир части подает команду: «Полк, под знамя, смирно, равнение – на–право!» Оркестр исполняет «Встречный марш». Командир части, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит к лицу, прибывшему для вручения, и докладывает ему о том, что полк по случаю вручения Боевого Знамени построен. В момент доклада оркестр прекращает игру, а знаменщик ставит знамя к правой ноге вертикально. Начальник, прибывший для вручения знамени, приняв доклад, становится перед серединой строя, здоровается с военнослужащими и подходит к знаменщику. Знаменщик наклоняет знамя и держит его горизонтально. Вручающий снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. После этого знаменщик, поставив знамя вертикально и придерживая его правой рукой, становится лицом к строю. Вручающий знамя зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, после чего вручает Боевое Знамя и грамоту командиру воинской части. Оркестр в это время исполняет Государственный гимн Российской Федерации. Командир, приняв Боевое Знамя и грамоту, по окончании исполнения оркестром Государственного гимна передает его знаменщику. Знаменщик берет знамя на левое плечо и следует за командиром. Командир воинской части, в трех шагах за ним знаменщик с Боевым Знаменем и ассистенты следуют к левому флангу строя, а затем проходят вдоль фронта строя воинской части к правому флангу. Оркестр во время их движения исполняет «Встречный марш», а воины части приветствуют Боевое Знамя протяжным «Ура!». Командир части, выйдя на правый фланг, приказывает знаменщику с ассистентами встать на свое место в строю. Затем он подает знак оркестру для прекращения игры, выходит на середину строя и останавливается рядом с лицом, вручившим Боевое Знамя, и по его указанию подает команду «Вольно!». Начальник, вручивший Боевое Знамя, поздравляет воинскую часть с его получением. Личный состав части на поздравление отвечает троекратным протяжным «Ура!». После этого командир части выступает с ответным словом. В заключение ритуала воинская часть проходит торжественным маршем.

РИТУАЛ ВРУЧЕНИЯ ЛИЧНОМУ СОСТАВУ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Закрепление за военнослужащими вооружения и военной техники производится после принятия ими Военной присяги. Время и порядок их вручения определяются приказом командира воинской части. В назначенное время часть выстраивается в пешем порядке с оружием при Боевом Знамени и с оркестром. Стрелковое оружие, подлежащее вручению, выносится к месту построения и раскладывается на столах в 10 м от строя. Другое вооружение и военная техника вручаются на местах их хранения. Перед вручением оружия и техники командир части в краткой речи напоминает военнослужащим требования воинских уставов о мастерском владении вверенным вооружением и военной техникой, постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляют приказ о закреплении вооружения и военной техники за членами экипажей (расчетов), водителями и другими должностными лицами подразделений, и командир части приказывает командирам подразделений приступить к вручению стрелкового оружия. Командиры рот (батареи) и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих и вручают им оружие. Завершив вручение стрелкового оружия, командиры подразделений отводят военнослужащих к местам хранения вооружения и военной техники. Личный состав для приема вооружения и военной техники выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность. Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов), водителей (механиков–водителей) или других лиц, за которыми закрепляется вооружение или военная техника, и вручают им формуляры (паспорта), в которых военнослужащие расписываются. С этого момента воины отвечают за закрепленные вооружение и военную технику. После вручения техники и вооружения командиры подразделений строят личный состав в указанном командиром части месте и докладывают ему о их вручении. Командир части поздравляет личный состав с этим событием. Ритуал вручения вооружения и военной техники завершается прохождением воинской части торжественным маршем.

РИТУАЛ ПРОВОДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС И В ОТСТАВКУ

Проводы военнослужащих, добросовестно отслуживших установленный срок, в запас или отставку проводятся в торжественной обстановке. На них могут приглашаться ветераны, военнослужащие других частей, представители общественности и члены семей военнослужащих. Для проводов уволенных военнослужащих воинская часть выстраивается в пешем порядке в повседневной форме одежды. По решению командира части может быть вынесено Боевое Знамя части. После построения, встречи командира части и выноса Боевого Знамени уволенные военнослужащие по команде выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 20–40 м перед строем части, а затем смыкаются к середине. Начальник штаба части объявляет приказ об их увольнении и поощрении наиболее отличившихся. Награждение производится командиром воинской части. После этого предоставляют слово нескольким военнослужащим, а командир части благодарит воинов за службу. Затем оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации. Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем перед строем уволенных военнослужащих.

Вопросы и задания

1. Какую роль выполняет Боевое Знамя воинской части?

2. Какое место среди воинских символов занимают ордена и медали и какую функцию они выполняют?

3. Какие воинские ритуалы существуют в Вооруженных Силах Российской Федерации?

4. Расскажите об одном из воинских ритуалов Российской Армии, не приведенном в учебном пособии. _

Основное предназначение Вооружённых сил Российской Федерации – отражать агрессию, направленную против России, защищать целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, а также выполнять задачи в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Однако, как показывают факты, военная опасность существует, и затрагивает она национальные интересы России(существование в различных районах мира очагов военных конфликтов; стремление отдельных государств или группировок доминировать в различных регионах, используя в решении спорных вопросов военную силу; наличие у ряда государств или коалиций мощных вооружённых сил, высоких мобилизационных возможностей, базирование войск вблизи границ России; нестабильность политической обстановки в мире распространение оружия массового поражения и средств его доставки; попытки некоторых весьма сильных в военно-экономическом отношении держав использовать против России средства политического, экономического давления или военный шантаж).

В России создаются качественно новые Вооружённые силы, которые чтят традиции ВС РФ прежних периодов. Все виды и рода ВС РФ обладают определённой символикой, различиями в форме одежды, погоны, петлицы, эмблемы, нагрудные знаки, нарукавные шевроны и т.д. Знамя – это воинский знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на её принадлежность к Вооружённым Силам данного государства. Боевое знамя сохраняется за воинской частью на всё время её существования. Оно всегда находится в части, а на поле боя – в районе боевых действий.

В Военно-Морском Флоте Боевым Знаменем корабля является Андреевский флаг. Он символизирует государственную принадлежность и неприкосновенность российских кораблей, а также готовность военных моряков самоотверженно защищать на морских рубежах честь и независимость Отечества.

Каждый гражданин Российской Федерации, призванный на военную службу или поступивший на неё в добровольном порядке, приносит Военную присягу. Принесение военной присяги осуществляется в торжественной обстановке, при Боевом Знамени части. Военную присягу принимают военнослужащие во всех армиях всех стран.

В настоящее время в основу комплектования Вооружённых сил РФ положен смешанный принцип – на основе призыва и по контракту. Законы РФ определяют общие основы военной службы. Что касается конкретной служебной деятельности военнослужащих, их быта, учёбы и повседневной деятельности, то всё это регулируется нормативно-правовыми документами – общевойсковыми уставами.

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров(начальников). Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

Преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к её защите;

Верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;

Верность Боевому знамени воинской части, Военно-Морскому флагу корабля;

Товарищество, патриотизм;

Неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Воинская честь – это внутренние нравственные качества и убеждения воина(воинского коллектива), характеризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

Вступление

Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма

Память поколений – дни воинской славы России

Дружба и войсковое товарищество - основа боевой готовности войск

Заключение

Список литературы

Вступление

Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

– преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;

– верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;

– верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

– товарищество;

– неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.


Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греческого patris– родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе.

Я до самой последней минуты,

Буду верен, Отчизна, тебе.

Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу.

И без меня ты можешь быть счастливой –

я без тебя, Россия, не могу.

С. Викулов

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

– быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

– дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

– совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

– быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

– соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Память поколений – дни воинской славы России

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов.

В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитника Отечества.

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.).

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск

В далекие времена славянские воины, следуя решениям, которые принимались по военным вопросам на собрании племени – вече, давали клятву. В клятве обещалось: в бою стоять насмерть за отца, мать, брата и сына, а также за жизнь своих сородичей. Попадание воина в плен считалось величайшим позором. Уже тогда слово чести ценилось очень высоко. Воин в любых условиях обязан был быть верным ратному сообществу. Этот древний обычай взаимовыручки и взаимопомощи в бою стал одним из основных в ратных делах славянских дружин.

Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи

Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.

Воинский коллектив – объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации.

Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения).

В первичных воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие.

Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга.

Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива.

Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников.

Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину.

Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) – вот норма его жизни и деятельности.

Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д.

Сила воинского коллектива – в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива – сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе – положительный пример.

Дух товарищества, красота человеческих взаимоотношений всегда способствовали победе.

Возвращавшиеся в строй после лечения в медсанбатах бойцы и командиры стремились попасть в родную часть. Прекрасно об этом сказал в поэме «Василий Теркин» А. Твардовский:


Заключение

В современных условиях роль дружбы, коллективизма и войскового товарищества еще более возрастает.

Это связано с тем, что выполнение возложенных на войсковые коллективы задач сопряжено с риском, опасностью, особенно при ведении боевых действии и при несении боевого дежурства. В этих условиях чувство коллективизма и взаимная выручка зачастую имеют решающее значение.

Современный бой происходит скоротечно, в высоком темпе. В войсках велико насыщение огневыми средствами, поэтому требуется четкое взаимодействие между всеми частями и подразделениями, ведущими бой.

Воинский коллектив на все время службы по существу становится второй семьей, а корабль – вторым домом. А в хорошем доме всегда складываются добрые и дружеские отношения, царит атмосфера взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Хорошо известно, что успех любого подразделения, части (корабля) складывается из достижений каждого воина. Если воин служит небрежно, ленится, отстает в учебе, слабо изучает боевое оружие, то и в бою он может подвести товарищей и сам окажется в сложной ситуации.


Список литературы

1. «Вопросы воинского воспитания», Сборник статей, Москва, Воениздат – 1985 г., – 178 с.

2. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва – 1990 г.

3. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке», издательство «Советская школа», Киев – 1983 г. – 346 с.

4. «Проблемы воинского воспитания», Воениздат, Москва-

1979 г. – 273 с.

5. «Основы безопасности жизнедеятельности», изд-во АСТ, М, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, 2006 г.

6. Корсновский А.А. «История русской армии» М. 92 г.

7. Мессюр Вакар «Российские офицеры» М. 95 г.

8. Нравственные основы воинской дисциплины. М. 87 г.

9. Серых В.Д. «Воинские ритуалы» М. 86 г.

10. Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. М: Воениздат, 1974

11. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва – 1990 г.

12. Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 года №53-ФЗ, Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Вступление

Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

– преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;

– верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;

– верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

– товарищество;

– неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греческого patris – родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе.

Я до самой последней минуты,

Буду верен, Отчизна, тебе.

Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу.

И без меня ты можешь быть счастливой –

я без тебя, Россия, не могу.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Боевые традиции российских Вооруженных сил - это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы.

Вооруженные силы каждого государства мира имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется историческими условиями формирования, государственным и общественным строем страны, характером и предназначением вооруженных сил.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех вооруженных сил, другие присущи определенному роду или виду войск, третьи характерны для той или иной воинской профессии. На формирование и проявление воинских традиций также влияют условия деятельности воинских коллективов, отношения складывающиеся в них.

В целом воинские традиции подразделяются:

  • по степени общности - на общие (характерные для всех Вооруженных сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных сил, рода войск и т.д.);
  • по степени устойчивости - на устоявшиеся, отмирающие и возрождающиеся;
  • по степени общественной значимости - на боевые, ратно-трудовые и воинского быта.

Наиболее значимыми среди воинских традиций являются боевые, так как именно они определяют поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или в условиях, приближенных к боевым.

К боевым традициям воинов российских Вооруженных сил относятся:

  • беззаветная преданность Родине и постоянная готовность к ее защите;
  • верность воинской присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;
  • любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;
  • верность боевому знамени части, военно-морскому флагу корабля;
  • войсковое товарищество и коллективизм;
  • уважение к командиру и защита его в бою;
  • гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным;
  • постоянное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствование своей выучки и воинского мастерства, высокая бдительность, поддержание постоянной боевой готовности своей части, корабля.

В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополагающая традиция - любовь к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. «Любить Родину - значит быть непримиримым к ее врагам» - эта истина пронесена через века.

Измена Родине - тяжелое преступление, которое никогда не может быть искуплено. Презрение к предателю в людской памяти остается навсегда. Даже его родные и близкие покрываются позором этого преступления; не в силах вынести осуждающие взгляды соседей, земляков, они часто меняют место жительства. В настоящее время измена Родине (государственная измена) считается уголовным преступлением и карается по закону.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется прежде всего в верности присяге и воинскому долгу, в храбрости в бою.

Начиная с Петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом Русской армии. Эти наименования, освещенные огнем боев, со временем стали символами воинской славы. Позднее появилась еще одна традиция - присваивать воинским единицам имена прославивших их полководцев или особо отличившихся бойцов.

Исключительно важными традициями армии и флота всегда были войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова главной заповедью российского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы - она действительно крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение солдат и матросов, в том числе наших современников.

Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует о многих примерах героических действий по спасению командиров в боевой обстановке.

Не только в российской армии, но и во всех армиях мира присутствует традиция бережно сохранять память о павших героях. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, но главное - в сердцах потомков навсегда сохранится образ тех, кто первым поднимался в атаку, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для поддержания морально-психологического климата внутри каждого коллектива. Поэтому неслучайно, что многие нравственные нормы, лежащие в основе традиций, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате традиции становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Быть верным боевым традициям для каждого солдата или матроса означает:

  • точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
  • быть готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
  • настойчиво совершенствовать боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;
  • умело действовать в обстановке, приближенной к боевой, на учениях и маневрах, в полетах, морских и океанских походах;
  • строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;
  • дорожить дружбой и войсковым товариществом;
  • помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

В развитии традиций большую роль играет преемственность поколений. Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями, новое поколение обойтись не может. Более того, перенимание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, развитие и обогащение этого опыта - обязательное условие благополучия любого общества.

В § 4.11 мы с вами уже говорили о воинской чести.

Г.оп некая честь - это нравственные внутренние качества и принципы воина (воинского коллектива), характеризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

Требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, закреплены в военной присяге и общевоинских уставах и помимо моральной имеют правовую основу. В Уставе внутренней службы Вооруженных сил записано: «Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных сил, своей воинской части и честью своего воинского звания. Символом воинской части является боевое знамя».

Почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою относится к числу наиболее давних традиций русской армии и флота. Знамя объединяло и вдохновляло бойцов, придавало им организованность и силу. Традиция поклонения боевому знамени пронесена через века и свято чтится сегодня.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды воинских традиций различают в российской армии?

2. Перечислите боевые традиции воинов российских Вооруженных сил.

3.Что означает для каждого солдата или матроса быть верным боевым традициям?

4. Приведите известные вам исторические примеры воинских традиций.

4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации

В формировании облика воина-патриота важную роль играют воинские ритуалы.

Воинские ритуалы - это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл и содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества; особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы.

Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает наглядно-чувственная эстетическая сторона. Испытывая воздействие политики, права, нравственности и других институтов, ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания.

Ритуал принятия военной клятвы на верность царю и Отечеству впервые закреплен в русском воинском «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки » (1607 г.). «Каждый военный человек, - говорилось в нем, - должен приводиться к крестному целованию - приносить присягу, верно служить и всем в послушании и покорении быть».

Запись, по которой служилый человек приносил клятву в присутствии священника, называлась крестоцеловалъной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения данных обязательств.

Разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого- либо лица, в том числе родственника, за рекрутируемого. Таким образом, устанавливалась моральная ответственность дающего клятву перед своим поручителем.

Во времена Петра I воины клялись «служить верно и послушно; во всем поступать так, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надлежит». По воинскому уставу присяга приносилась «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими перстами». Обязательным было целование Евангелия. Присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания, или присяжные листы.

Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе своей сохранился до 1917 г. Рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».

После 1917 г. принятие военной присяги инициировалось самими красноармейцами. Например, в отрядах Красной гвардии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисциплину во время исполнения служебных обязанностей, беспрекословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов- командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние...».

Тексты первых «красных присяг» были неодинаковы, но смысл - един: сражаться за дело революции мужественно и стойко, до последней капли крови.

В апреле 1918 г. был утвержден общий для всей армии текст присяги под названием «Формула торжественного обещания».

В марте 1922 г. ВЦИК принял постановление о приведении к присяге всего личного состава армии и флота. В этом постановлении говорилось, что революционное торжественное обещание («красная присяга») должно стать для каждого гражданина, принимающего на себя высокое звание воина Красной армии, «торжественным выражением обязательств перед рабоче-крестьянской Республикой Советов и ее правительством». Был установлен единый день приведения бойцов к присяге - 1 мая, а также одинаковый порядок ее принятия. Присяга принималась коллективно, в строю. Представитель центральной или местной власти, уполномоченный для приведения к присяге, кратко разъяснял ее сущность и громко зачитывал текст. Военнослужащие повторяли вслух каждое слово.

Этот порядок существовал до 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст военной присяги в соответствии с принятой в 1936 г. Конституцией СССР. Одновременно было утверждено и новое Положение о порядке принятия присяги. С этого времени воины армии и флота принимают военную присягу индивидуально и скрепляют ее собственноручной подписью.

В последующее время в текст присяги вносились некоторые изменения, но смысл ее оставался прежним.

Текст ныне действующей военной присяги утвержден Федеральным законом«О воинской обязанности и военной службе».

Военная присяга

«Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Принятие присяги - событие не обычное, не рядовое. Поговорите с любым военнослужащим, и он вспомнит день и час, когда давал клятву на верность Родине.

Известный писатель Валентин Пикуль принимал присягу четырнадцатилетним юнгой в декабре 1942 г. на Соловках. Через 45 лет он так описывал этот день: «Это было огромнейшим событием в нашей жизни, оставившим в ней глубокий след. Сегодня смотришь иной раз по телевизору, как принимают присягу. Родители приезжают, оркестр исполняет праздничный туш. Ничего этого у нас не было. Застывший лес, шинель, ботинки разваливаются, руки без перчаток. И вот берешь рукавом шинели винтовку ледяную, промерзшую, и даешь присягу. Вроде буднично, не романтично, даже грубо как-то. Но все это было нами до глубины души прочувствовано. Присяга давалась в сложных условиях, и никакой папа, никакая мама, никакая бабушка не смотрели в этот момент на нас. Мы были наедине друг с другом - мы и присяга. И хором, я помню, мы ее не читали. Каждый произносил присягу сам. И этой, единственной в жизни, клятве мы верны по сей день».

Сегодня приведение к присяге происходит следующим образом. В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю, форма одежды - парадная. В руках у военнослужащих оружие. Приводящиеся к присяге стоят в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение военной присяги и той почетной обязанности, которая возлагается на них.

Затем он отдает команду «Вольно» и приказывает командирам подразделений приступить к торжественному мероприятию. Командиры подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к присяге. Каждый из них читает вслух перед строем текст присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке (акте) и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии оркестр исполняет Государственный гимн.В военном билете военнослужащего делается отметка: «К военной присяге приведен (число, месяц, год)».

Приведение к военной присяге может проводиться в исторических местах, у братских могил героев, павших за свободу и независимость Родины.

День приведения к военной присяге является для данной части праздничным.

Выполнение требований военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом его совести и чести.

Нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом. Уголовной или другой ответственности за отказ давать присягу в российском законодательстве не предусмотрено. Однако за нарушение уставов и приказов командиров (что юридически может рассматриваться как нарушение присяги) полагается дисциплинарное или даже уголовное наказание как за военное преступление.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под воинскими ритуалами

2. Как развивалась церемония принятия военной присяги в истории Вооруженных сил России?

3. Какова роль военной присяги в воинской службе?

4. Как звучит текст современной военной присяги?

5. Предусмотрены ли наказания за отказ дать присягу или за нарушение присяги?

Символы воинской чести

Государственные и воинские символы России- это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они развивались и совершенствовались на протяжении всей истории Отечества. В декабре 2000г. Государственная дума Российской Федерации приняла законы о государственной символике нашей страны.

Государственный герб- это официальный государственный символ России и ее официальная эмблема.

В России первые дворянские гербы появились в конце XVI- начале XVIIв. С конца XVII с составления «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» началась официальная кодификация родовых гербов. В дореволюционной России свои гербы были у каждой губернии, области, города, поселка, посада и крепости.

Современный государственный герб был принят в 1993г. Он содержит основные исторические элементы герба дореволюционных времен. Двуглавый орел вошел в символику России в XVв., в правление Ивана III, позднее стал официальным гербом Российской империи. Двуглавый державный орел- это не только символ государственности России, но и символ многовековой истории, преемственности культурных традиций, объединения и единства российских земель.

Федеральный Конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» содержит следящее описание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья,. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона» (рис. 34).

Рис. 34. Государственный герб Российской Федерации

Государственный флаг - один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Он является выразителем функционирования единого государства, его независимости, самостоятельности, суверенитета. Флагу также присуща историческая преемственность, и он служит предметом узнаваемости нашего государства.

Первые флаги - символы княжеской власти - стали появляться в России в IX в., в период образования крупных славянских княжеств. В конце XV в. в России в употребление вошло слово «знамя» взамен слова «стяг». В XVI в. на русских знаменах, как правило, вышивали лики Иисуса Христа и Богородицы, святого Георгия Победоносца.

В царствование Алексея Михайловича (1645 -1676) на знамени появился герб, что свидетельствовало о высокой степени централизации государства. В 1668 г. было вышито так называемое Гербовное знамя - огромный белый стяг с алой каймой и двуглавым орлом по центру; вокруг орла - московский, киевский, новгородский, владимирский, астраханский и сибирский гербы; по кайме шли псковский, смоленский, тверской, болгарский, нижегородский, рязанский, ростовский и другие гербы, а также полный титул царя. Знамя это использовалось в представительских целях во время придворных и церковных торжеств.

Первый официально утвержденный государственный флаг Российской империи был черно-желто-белый. Введенный указом Александра II в 1858 г., он получил название Гербовый народный флаг. Однако в 1883 г., уже при Александре III, российскими национальными цветами были объявлены белый, синий и красный.

В 1914 г. «для употребления в частном быту» был учрежден флаг, символизирующий единение царя с народом. Он представлял собой бело-сине-красное полотнище; в верхнем углу полотнища, у древка помещался желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Этот флаг просуществовал до 1917 г.

Советская эпоха прошла под красным флагом.

Предыстория появления современного Государственного флага России такова. В ноябре 1990 г. комиссия, которой было поручено разработать проект нового флага, предложила восстановить исторический российский флаг - бело-сине- красный. 22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР», в котором отмечалось, что «до установления специальным законом государственной символики Российской Федерации» официальным Национальным флагом следует «считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос». В ноябре того же года Съезд народных депутатов принял поправку к Конституции с описанием флага. Ежегодно 22 августа отмечается День Государственного флага Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., определила, что описание и порядок официального использования Государственного флага устанавливаются Федеральным Конституционным законом (принят в декабре 2000 г.). В нем указывается: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3».

Государственный гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливают и укрепляют национальное и государственное самосознание.

В России до XVII в. торжественные церемонии сопровождались исключительно церковными песнопениями. Позже появились виватные канты, которые имели характер «временных» гимнов, так как сочинялись для каждого конкретного торжества (коронации, победы).

Особое место начиная с Петровских времен занимали военные марши. Первым русским национальным гимном стал гимн «Коль славен» Д. Бортнянского, написанный в 90-х гг. XVIII в. Эта духовная песнь стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний.

В конце XVIII - начале XIX в. в большинстве европейских государств монархов встречали под звуки английского гимна«GodsavetheKing» («Боже, храни короля»), звучал этот гимн и в России - как символ антинаполеоновской коалиции. В 1815 г. В. А. Жуковский написал под эту музыку слова, свое стихотворение он назвал «Молитва русских» . В конце 1816 г. император Александр I утвердил текст Жуковского. Так появился первый Государственный гимн России, просуществовавший семнадцать лет.

В 1833 г. Николай I поручил всемирно известному музыканту А.Львову написать новый гимн. 12 мая 1834 г. впервые был исполнен Государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни!». Яркая запоминающаяся мелодия стала признанной классикой этого жанра.

После Октябрьской революции 1917 г. гимном РФСФР, а потом СССР был «Интернационал » - международный гимн, написанный французским поэтом Эженом Потье.

В ночь на 1 января 1944 г. по радио впервые прозвучал новый Государственный гимн СССР на музыку А. Александрова, слова С.Михалкова и Г.Эль-Регистана. В 1955 - 1977 гг. гимн исполнялся без слов, потому что в прежнем тексте упоминалось имя Сталина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 г. был утвержден новый Государственный гимн Советского Союза под тем же коллективным авторством, который просуществовал до распада Советского Союза.

5 ноября 1990 г. Правительство РСФСР приняло постановление о создании гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню » М. Глинки (официально утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 г.). Слова гимна, однако, утверждены не были, хотя в 1990 г. на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.

Известный вам гимн России существует с декабря 2000 г. Музыка осталась от прежнего, написанного в конце войны гимна, и принадлежит А.Александрову. 7 марта 2001 г. Государственная дума приняла текст С. Михалкова.