Приказ мчс 328. Приказы мчс

До конца этого года многие офицеры Вооруженных сил поменяют свои служебные адреса. Их перевод в другие части, штабы и учреждения впервые массово идет по новым правилам. Они перечислены в специальной инструкции, утвержденной главой военного ведомства Анатолием Сердюковым.

Обо всех нюансах офицерской ротации в округах и на флотах в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал начальник Главного управления кадров минобороны генерал-лейтенант Виктор Горемыкин.

Российская газета: Виктор Петрович, офицеров всегда переводили с места на место. Зачем понадобилось издавать еще и специальную инструкцию об их ротации?

Виктор Горемыкин: Как вы правильно заметили, перемещение офицеров на различные должности, в том числе их территориальный перевод, практиковался и раньше.

Существует он и сейчас. Прежде всего это связано со служебной необходимостью.

Одна из форм такого перемещения - так называемая плановая замена. Прежде она использовалась только в отношении офицеров, которые служили по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в регионах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях за пределами Российской Федерации. Порядок их замены определяло специальное руководство.

Вместе с тем под плановую замену не попадали другие категории офицеров.

В результате одни из них могли постоянно перемещаться, а другие всю службу проходили в одной местности и даже в одной воинской части.

Чтобы изменить ситуацию, два года назад в министерстве обороны разработали Инструкцию по организации и проведению перевода офицеров Вооруженных сил.

Этот документ существенно расширил круг должностных лиц, подлежащих замене в другие регионы.

РГ: И кто попадает под такую практику?

Горемыкин: В инструкции перечислены условия и виды перевода. Например, он может быть профессионально-должностным. Это когда идет назначение офицера на должность, в том числе в воинскую часть другого вида и рода Вооруженных сил, округа или флота, без перевода его в иную местность.

Второй вид - территориальный. Он сопровождается обязательной сменой места службы. В этом случае офицера можно назначить на должность по той же либо однопрофильной специальности. Еще один вариант - назначение по новой специальности, которую человек достаточно хорошо освоил. Как и в первом случае, новое место службы офицеру могут предложить в другом виде или роде войск, а также в ином оперативно-стратегическом командовании.

Наконец, существует смешанный или комбинированный перевод. Он предусматривает назначение офицера на должность по другой специальности с его заменой в другую местность. Такому перемещению обязательно предшествует профессиональная переподготовка или повышение квалификации.

Новоселье по приказу

РГ: Инструкцию министр обороны утвердил еще два года назад. Тогда ажиотажа в войсках она не вызвала. Почему же сейчас командиры столь бурно реагируют на возможный перевод?

Горемыкин: Не знаю, откуда у вас такие данные. После выхода инструкции к новым местам службы уехали несколько тысяч военнослужащих. Мы постоянно анализируем письменные и устные обращения офицеров в Главное управление кадров. Никакого всплеска негатива по поводу замены в этом году я не заметил.

Скажу больше. Офицеры начали понимать, что их перевод является не просто территориальным или профессионально-должностным перемещением по службе. Почти всегда он связан с повышением профессионализма военнослужащих, обновлением военных кадров, подготовкой резерва командиров и начальников высокого уровня. Ведь в армии сегодня особенно востребованы люди, знающие различные театры военных действий, способные в сложной обстановке управлять войсками.

В результате таких перемещений растет компетентность офицеров, создаются условия для их служебного роста.

РГ: В свое время министр обороны приказал каждые три года менять местами военкомов. Призывное начальство "тасовали", чтобы бороться со взятками при солдатском наборе. Ну а ротные с комбатами чем провинились?

Горемыкин: Воспринимать перевод как некое наказание абсолютно неправильно. Во-первых, на территории Российской Федерации есть районы, где жестко определены сроки прохождения военной службы. Если офицер прослужил там необходимое время и изъявил желание перевестись на новое место, его необходимо заменять. А еще направить на освободившуюся должность офицера из другого региона или военного округа.

Во-вторых, офицерам основных командно-штабных должностей принципиально важно иметь опыт организации боевых действий в разных регионах, с резко отличающимся рельефом местности, растительностью и климатическими условиями. Они должны уметь правильно применять там военную технику.

А кто такой упомянутый вами комбат? В недалеком будущем командир бригады. В чуть более отдаленной перспективе - командующий армией. И если он с лейтенанта до подполковника прослужил в одной бригаде, о каком опыте и каких перспективах его службы может идти речь?

РГ: Есть ли жестко установленные сроки пребывания офицеров на должностях и в округах? Например, лейтенант к моменту перевода в другой регион и на иную должность должен командовать взводом не меньше пяти лет?

Горемыкин: Когда мы говорим о плановой замене офицеров из "неблагоприятных" районов, то минимальные сроки четко оговорены для каждой местности, вне независимости от срока пребывания военнослужащего в должности. Применительно к переводу "по инструкции" ситуация иная. До перемещения офицер должен прослужить в занимаемой должности не менее трех лет.

РГ: Слышал, что ротацию младших офицеров разрешено проводить только в пределах военного округа. Скажем, лейтенанта с приморского острова Русский могут перемещать только в пределах Дальнего Востока. А начальников повыше, например, комбрига, заменяют уже в другое оперативно-стратегическое командование или переводят в вышестоящий штаб. Где же справедливость?

Горемыкин: Действительно, для офицеров от командира взвода до командира батальона приоритетным считается профессионально-должностной перевод внутри военного округа или флота. Но это вовсе не значит, что такие военнослужащие не могут быть перемещены в другие округа.

Младшие офицеры военных баз за пределами России, соединений и частей из районов с установленными сроками службы по истечении определенного времени могут быть переведены в другие округа. Такая замена может быть вызвана и служебной необходимостью при наличии на новом месте вакантных должностей.

В этом году центральная аттестационная комиссия минобороны впервые рассмотрит вопрос о территориальном переводе командиров батальонов, дивизионов и эскадрилий. На основании выводов комиссии часть из них направят для прохождения службы в другие военные округа или в военно-учебные заведения. А наиболее подготовленных будут назначать в управления округов, флотов, родов войск.

Надо иметь в виду, что в округе некоторые специальные бригады имеются в единственном числе. Перевод их командира на равную должность возможен только в другое оперативно-стратегическое командование.

РГ: В инструкции сказано, что перемещение по службе может быть с понижением. В каких случаях используется такая практика? Требуется ли при этом согласие офицера?

Горемыкин: Назначение офицера на низшую должность возможно только с его согласия. Но могут быть исключения. Например, когда человек меняет место службы на основании дисциплинарного взыскания. Но это отдельные и достаточно редкие случаи. К "штатной" практике перевода офицеров они, в общем-то, отношения не имеют.

Как правило, кадровый военнослужащий переезжает в другой гарнизон на равную или высшую должность. Низшую ему могут предложить в форс-мажорных условиях. Скажем, если офицер по семейным обстоятельствам просит заменить его в конкретный регион. А подходящих его "статусу" вакантных мест в воинских частях там нет.

РГ: Представим ситуацию: капитана отправляют в другой гарнизон. А там для офицерской семьи ни кола, ни двора. Может ли человек в этом случае отказаться от назначения?

Горемыкин: Офицер в любом случае обязан выполнить приказ командира. Вместе с тем, по Закону "О статусе военнослужащих", офицерам и членам их семей государство гарантирует предоставление жилья по месту службы либо в близлежащих населенных пунктах.

Поэтому при составлении планов перевода обязательно учитывается количество членов семьи офицера и возможность обеспечения их служебным жильем.

РГ: Есть ли "неприкасаемые" для ротации кадры? По каким признакам отбираются такие люди?

Горемыкин: Если вы имеете в виду военнослужащих, которые, исходя из их должностей или персоналий, не могут быть переведены в другие места, то таких в Вооруженных силах нет.

Однако нельзя заменять офицеров в местах, где установлены сроки прохождения службы, в год окончания контракта и за три года до достижения ими предельного возраста пребывания в Вооруженных силах.

РГ: В инструкции в основном идет речь о войсковых офицерах. На полковников и генералов из "высоких" штабов" такая практика распространяется?

Горемыкин: В инструкции нет каких-то ограничений для перевода - ни по офицерским должностям, ни по званиям. Вы, наверное, знаете, что недавно президент России назначил бывшего командующего Черноморским флотом вице-адмирала Владимира Королева командующим Северным флотом. Это один из примеров кадровой ротации высшего офицерского звена Вооруженных сил.

Между прочим, перевод генералов и полковников в министерстве обороны начали еще до утверждения инструкции. Полученную тогда практику использовали для разработки общих для всех офицеров правил перемещения.

РГ: Если человек категорически отказывается от переезда, его уволят?

Горемыкин: Перевод идет по приказу командира части. Офицер обязан его выполнить. Откажется - будет привлечен к дисциплинарной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности. Правда, при наличии серьезных оснований офицера могут уволить с военной службы. Например, по невыполнению условий контракта, по собственному желанию или по семейным обстоятельствам. В двух последних случаях сделать это можно только с согласия военнослужащего.

Аттестат офицерской зрелости

РГ: Об аттестации в МВД говорят и пишут каждый день. Но мало кто знает, что через такое же "кадровое сито" проходят и армейские офицеры. Аттестуют всех - от взводного до главкома и замминистра обороны? Или это выборочный процесс?

Горемыкин: Есть такой документ - Положение о порядке прохождения военной службы. Там сказано, что всех кадровых военнослужащих аттестуют не менее чем за четыре месяца до истечения срока контракта, но не реже чем через каждые пять лет службы.

Министр обороны принял решение - до окончательного выхода Вооруженных сил на новый облик аттестации проводить ежегодно. Закон это позволяет. Аттестация дает возможность качественно подбирать и переназначать офицеров, переводить их к новым местам службы и принимать решения об их служебном росте.

РГ: Результаты таких аттестаций держат под секретом?

Горемыкин: Вовсе нет. Могу привести данные по прошлому году. Всего было аттестовано 210,4 тысячи офицеров. 31 тысячу признали достойными назначения на высшие воинские должности. 139 тысяч офицеров соответствуют занимаемым должностям. 7,6 тысячи рекомендовали поставить на низшие должности. По 32,8 тысячи офицеров принято решение об увольнении. В их число попали те, кто достиг предельного возраста пребывания на военной службе, офицеры со слабым здоровьем и все желающие добровольно расстаться с армией.

Хочу подчеркнуть, что аттестация в Вооруженных силах - это непрерывный процесс, в который вовлечены все без исключения офицеры.

РГ: Кто и по каким критериям оценивает военнослужащих? Как результаты аттестации влияют на служебную карьеру офицеров?

Горемыкин: Механизм аттестации выглядит следующим образом. Не позднее чем за две недели до аттестации непосредственный начальник составляет на военнослужащего письменный отзыв. Там дается оценка уровню профессиональной подготовки офицера и называется область деятельности, в которой он достиг наиболее высоких результатов. Обязательно говорится о наличии боевого опыта, дисциплинированности и способности офицера качественно выполнять поставленные задачи. Среди других критериев - умение руководить, обучать и воспитывать подчиненных. Ставится оценка и подразделению, воинской части или соединению, которым командует офицер. Называются моральные и психологические качества человека, состояние его здоровья и физической подготовки.

После этого отзыв рассматривают на заседании аттестационной комиссии и командир воинской части утверждает аттестационный лист. В заключении аттестационной комиссии сказано, соответствует или нет военнослужащий занимаемой должности, а также формулируется мнение о его дальнейшем служебном предназначении.

Эти выводы командир части и кадровый орган учитывают, когда решается вопрос о включении военнослужащего в кадровый резерв для выдвижения на вышестоящую должность, а также при его назначении на новую должность и направлении на учебу.

РГ: Слышал, что центральная аттестационная комиссия минобороны во главе с Анатолием Сердюковым в прошлом году выставила "неуд" каждому пятому генералу. Если это верно, какая судьба им уготована?

Горемыкин: Одна из задач любой аттестации - всесторонняя и объективная оценка служебной деятельности военнослужащих, определение соответствия офицера занимаемой должности. Но в то же время аттестация помогает избавить Вооруженные силы от людей, которые потеряли интерес к службе, недобросовестно исполняют свои обязанности. Те, кто не захотел устранить недостатки, не горел желанием служить, на основе аттестационных выводов были уволены из армии. Но их количество незначительное.

РГ: Дают ли военачальникам шанс на своеобразную реабилитацию?

Горемыкин: Когда в заключении аттестационной комиссии написано: "Занимаемой должности не соответствует" и полагается целесообразным убрать человека с военной службы, то он подлежит увольнению. Если же в аттестационном листе фигурируют только незначительные упущения, то офицер может поправить свои дела до очередной аттестации. Ее требования для всех категорий кадровых военнослужащих - будь то лейтенант или генерал - одинаковые.

РГ: Результаты такой оценки как-то сказываются на кошельке офицеров? Например, их могут лишить премии?

Горемыкин: Аттестация проводится для всесторонней и объективной оценки офицера, определения его соответствия занимаемой должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а не для "вычисления" размера денежного довольствия военнослужащего.

Но так как кошелек офицера в том числе зависит от оклада по занимаемой должности, то результаты аттестации в определенном смысле могут влиять на размер офицерского жалованья. Если военнослужащий будет аттестован и назначен на высшую должность, он станет получать больше. А когда его понизят, соответственно уменьшится его денежное довольствие.

Решение о выплате, лишении или уменьшении размера премии командиры и начальники принимают по результатам служебной деятельности военнослужащих. Итоги аттестации при этом в расчет не берутся.

Лейтенант до востребования

РГ: Расскажите о судьбе лейтенантов, которым после выпуска не досталось офицерской должности. Им в конце концов нашли места службы?

Горемыкин: Прежде всего хочу сказать, что это был вынужденный шаг. В прошлом году сразу после выпуска из вузов минобороны перед нами стояла задача переназначить всех лейтенантов. После значительного сокращения офицерских должностей выполнить ее было очень непросто. Практически до конца 2010 года мы изыскивали вакантные офицерские "клетки".

Тем не менее часть выпускников с их согласия пришлось временно назначить на старшинские и сержантские должности. При этом за лейтенантами сохранили офицерское денежное довольствие. А чтобы они не потеряли свои знания и навыки, таких военнослужащих привлекли к занятиям в системе командирской подготовки офицеров.

Могу сказать однозначно: всем лейтенантам-выпускникам, которые мотивированы на продолжение службы, со временем будут найдены должности, соответствующие их званию и уровню образования.

РГ: Таких офицеров в армии много?

Горемыкин: В настоящее время на сержантских должностях проходят службу около 1,6 тысячи выпускников военных вузов 2010 года.

Такое их назначение носит временный характер. Лейтенантов, которые имеют положительные характеристики по службе, мы рассматриваем как главных кандидатов на вакантные офицерские должности. Их перемещение идет в приоритетном порядке. С начала текущего года уже решилась судьба более 800 выпускников 2010 года.

РГ: Будут ли трудности с распределением выпускников нынешнего года?

Горемыкин: Этим летом проводятся очередные выпуски из высших военно-учебных заведений минобороны. В октябре завершат учебу курсанты вузов Военно-воздушных сил - летный состав. Всего на комплектование Вооруженных сил будет направлено немногим более 14 тысяч лейтенантов.

Подавляющее большинство распределим по офицерским должностям. Но кое-кого зачислим в распоряжение для последующего назначения в течение 2 - 3 месяцев на офицерские должности. Или с их согласия временно поставим на должности сержантского состава.

Кроме того, в военно-учебных заведениях организован отбор офицеров, которые после соответствующей переподготовки смогут продолжить службу по дефицитным в армии специальностям.

Наконец, и в прошедшем, и в текущем году проводится работа по дополнительному размещению выпускников, чьи специальности оказались невостребованными в Вооруженных силах. Им предлагают офицерскую службу в других, как принято говорить, силовых министерствах и ведомствах.

Хочу напомнить, что служба по контракту, в том числе в качестве офицера, основана на принципе добровольности. И если раньше мы всячески удерживали от отчисления по собственному желанию курсантов военно-учебных заведений, старались уберечь молодых офицеров от досрочного увольнения из армии, то в условиях формирования нового облика Вооруженных сил такая необходимость отпала.

Курсанты, которые ошиблись в выборе профессии, беспрепятственно уходят из вузов. Аналогичная ситуация с офицерами.

РГ: И что, многие уволились?

Горемыкин: В 2009-м сразу после окончания учебы сняли погоны более 500 офицеров-выпускников.

Мы понимаем, что трудности с должностным распределением будут и в 2012, и в 2013 году. Дело в том, что объемы набора курсантов еще три-четыре года назад были ориентированы на гораздо больший по численности офицерский корпус.

РГ: Когда может возобновиться набор в военные училища? Двери перед школьниками распахнут все ваши вузы?

Горемыкин: Набор курсантов в высшие военно-учебные заведения минобороны, в общем-то, не прекращался. Другой вопрос, что за последние годы существенно изменились потребности в армейских и флотских офицерских кадрах. Сокращена общая численность таких должностей, отдельные из них переведены в разряд гражданских, кое-какие "клетки" в штатно-должностном расписании отданы под сержантов и старшин контрактной службы.

Соответственно, значительно снизилась и потребность в подготовке офицеров, сократился набор курсантов. Некоторые вузы минобороны прекратили обучение по специальностям, под которые в Вооруженных силах больше нет офицерских должностей.

Надо иметь в виду, что потребность в офицерах определяется еще при кадровом планировании. Тогда же на несколько лет вперед подсчитывается их возможный некомплект. В результате мы точно знаем, сколько и по каким специальностям нужно готовить офицеров. Такой анализ и расчет необходимы, чтобы все лейтенанты по выпуску заняли свои места в строю. В стране не должно быть ни перепроизводства офицеров - на что уходят значительные государственные средства, ни их дефицита - это может привести к снижению боеспособности войск.

РГ: Что же показали ваши расчеты?

Горемыкин: Они еще два года назад подсказали, что нужно существенно сократить набор курсантов, а в 2010 и 2011 годах вообще отказаться от приема в вузы минобороны. Что и было сделано. За единственным исключением - в нынешнем году двери перед абитуриентами открыл филиал Военно-медицинской академии, наш Военный институт физической культуры.

Понимаю, что такая "запретительная" практика не прибавила настроения мечтающим о погонах ребятам. Но она поможет минобороны решить проблему с распределением избыточного количества лейтенантов в 2014 - 2016 годах.

РГ: Почему же вы тогда говорите, что прием в армейские вузы никогда не прекращался?

Горемыкин: Потому что военно-учебные заведения проводили и проводят наборы курсантов для их последующей офицерской службы в других силовых министерствах и ведомствах. Кроме того, в некоторых вузах минобороны организована подготовка сержантов-контрактников. Их учеба идет по программам среднего профессионального образования.

Разогнанный несколько лет назад офицерский корпус приходится собирать по всей стране

Митинг офицеров против военной реформы. 2009 г (Фото: Владимир Саяпин/ТАСС)

Рутинное вроде дело — совещание работников кадровых органов Министерства обороны РФ. Но и там, оказывается, иной раз рождаются сенсации.

Начальник Главного управления кадров МО РФ генерал-полковник Виктор Горемыкин с трибуны совещания рассказал просто о нечеловеческих усилиях его подчиненных по комплектованию Вооруженных сил офицерским составом. Причем, методами, мягко говоря, нестандартными, в других армиях просто невиданными.

Выяснилось, что, по словам генерал-полковника, «в целом все источники позволили нам принять на военную службу в 2016 году более 11 тысяч офицеров, что практически сопоставимо с полноценным выпуском из вузов Минобороны». Из контекста понятно, что речь идет о призыве в строй тех, кто до недавнего времени находился в запасе.


Но как же так? Ведь еще сравнительно недавно, 22 августа 2007 года, президент России Владимир Путин подписал указ о полной отмене призыва на военную службу выпускников гражданских вузов, окончивших военную кафедру с присвоением воинского звания «лейтенант запаса». Тогда об этом шаге всюду говорили много одобрительного. Поскольку ни для кого не секрет, что так называемые «пиджаки» в большинстве своем никогда не горели желанием идти в войска даже и на два года. Да и толку от них, абсолютно немотивированных, в батальонах, полках и на кораблях было немного. Что мог дать подчиненным насильно посланный в строй офицер-недоучка, к тому же совсем по-солдатски считающий дни до собственного «дембеля»? Выходит, теперь в Министерстве обороны снова взялись за старое, наплевав на указ президента?

Не совсем так. Подчиненные генерал-полковника Горемыкина скребут по сусекам вовсе не двухгодичников. Возвращение на службу выгнанных из армии печальной памяти прежним министром обороны Анатолием Сердюковым кадровых офицеров — вот сегодня главный резерв и основная надежда армейских кадровиков. А их, выгнанных буквально взашей, безжалостно раздавленных гусеницами бездумных наших военных реформ, ни много, ни мало — 200 тысяч человек. В подавляющем большинстве — капитаны, майоры, подполковники. Самые энергичные и опытные кадры, на которых все в армии и держалось.

Но тогда, всего каких-то пять-шесть лет назад, нас уверяли, что офицеров в России развелось слишком много. Столько, дескать, ни к чему в «Вооруженных силах нового облика», придуманного Сердюковым. На три года при нем практически прекратили набор курсантов в высшие учебные заведения. Резали по живому. Количество военных вузов с 64 за пару лет сократили до 17. Их кадровый состав уменьшился в 7 раз. Теперь решено все поворачивать вспять.

При этом, по словам генерал-полковника Горемыкина, в Минобороны методы используют и впрямь «неординарные». В местной прессе рядом с объявлениями о наборе продавцов и кассиров в супермаркеты, массово появляются такие, например, извещения: «На вакантную офицерскую должность (12 т. р., старший лейтенант, начальник отделения (профилактики правонарушений) в военную комендатуру г. Липецк необходим офицер запаса с юридическим образованием (уволенный по НУК (нарушению условий контракта — „СП“) не рассматривается)». Или: «В Иркутскую обл. в закрытый военный городок требуются: командир взвода роты охраны, инженер автоматики и электроники (ст. лейтенант, 16тариф). Требования: здоровье „А“ без проблем с физо, уволенные не по НУК, возраст до 35 лет».



А бывший министр Сердюков-Табуреткин вновь

Об утверждении критериев информации

о чрезвычайных ситуациях

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года № 334, от 30 декабря 2003г. №794, приказом МЧС России от 07 июля 1997г. №382 (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. № 07-02-1277 от 12.08.97г.) и в целях совершенствования статистического учета чрезвычайных ситуаций п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемые критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России.

2. Начальникам региональных центров по делам ГОЧС, начальникам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ, при ведении статистического учета и представлении данных о чрезвычайных ситуациях по формам 5/ЧС, 7/ЧС-9/ЧС табеля срочных донесений МЧС России (приказы МЧС России от 25.06.96г. № 427, от 09.02.97г. № 66 и от 30.12.03г. № 774) руководствоваться утвержденными критериями информации о чрезвычайных ситуациях.

3. Признать утратившими силу критерии информации о ЧС (приложение №1 к Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.97г. № 382).

4. Настоящий приказ довести до заместителей министра, начальников департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам ГОЧС, начальников органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ в установленном порядке.

5. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра М.И. Фалеева.

Министр

С.К. Шойгу

Приложение

к приказу МЧС России

№ 329 от 8.07.2004

КРИТЕРИИ

ИНФОРМАЦИИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

1. Техногенные чрезвычайные ситуации

1.1 Транспортные аварии (катастрофы)

А. Общие критерии*)

1. Число погибших – 2 чел. и более

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ.

предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тексту – организациям) – 500 МРОТ.

1.1.1 – 1.1.2 Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена.

2. Повреждение вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

3. Перерывы в движении:

1.1.3 -1.1.4 Кораблекрушения, аварии, повреждения грузовых, пассажирских судов, судов атомного флота, маломерных судов и судов флота рыбной промышленности, повреждения судами береговых, гидротехнических и других объектов.

1. Аварийный розлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 1 т и более.

2. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз**).

3. Затопление, выбрасывание на берег судов в результате шторма (урагана, цунами), посадка судов на мель – любой факт аварии(катастрофы).

4. Столкновение, опрокидывание, затопление, выбрасывание на берег, посадка на мель маломерных судов с гибелью 5 и более человек или пострадавших 10 и более человек.

5. Аварии на маломерных судах, перевозящих опасные грузы.

1.1.5 – 1.1.6 Авиационные и ракетно-космические катастрофы и аварии в аэропортах, на стартовых площадках и в населенных пунктах и вне аэропортов, стартовых площадок и населенных пунктов.

1. Падение, разрушение воздушного судна, ракетно-космического изделия (аппарата) – любой факт падения, разрушения.

1.1.7 Аварии (катастрофы) на автодорогах, (крупные дорожно-транспортные аварии и катастрофы).

1. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы – любой факт аварии.

2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.

*) Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС.

**) За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод).

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП – решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

4. ДТП*) с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек.

1.1.8. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, в тоннелях, горных выработках, на железнодорожных переездах.

1. Любой факт крушения поездов.

2. Повреждение ж.д. вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

3. Решение об отнесении к ЧС перерыва в движении по ж.д. магистралям (внутренним водным путям) принимаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления на основании рекомендаций руководителей предприятий и организаций ж.д. транспорта (речного транспорта).

4. Перерывы в движении:

на главных путях железнодорожных магистралей –6ч и более;

на метрополитене – 30 мин. и более.

5. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 5 т и более.

6. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз.

7. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в населенном пункте – любой факт аварии.

8. Прекращение движения на данном участке на 12 часов в следствие ДТП – решение от отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

9. ДТП*) с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек.

10. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.

1.1.9. Аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах.

Любой факт разрыва.

1.1.10. Аварии на внутрипромысловых нефтепроводах.

Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а в местах пересечения водных преград и при попадании в водные объекты 5 т более.

1.1.11. Аварии на плавучих буровых установках и буровых судах, на морских стационарных и полупогруженных платформах по добыче и эксплуатации месторождений нефти и газа.

Вылив нефти 20 т и более.

*) Исключая пожары при ДТП

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)*

А. Общие критерии

1.2.1. Пожары в зданиях, сооружениях, установках (в т.ч. магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы) производственного назначения.

1.2.2. Пожары в зданиях, сооружениях, установках сельскохозяйственного назначения.

1. Число погибших – 2 чел и более.

Число госпитализированных – 4 чел и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.3. Пожары в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий торговли. Пожары в складских зданиях и сооружениях.

1. Число погибших – 2 чел и более.

Число госпитализированных – 4 чел и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.4. Пожары на транспортных средствах (в т.ч. жележнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт).

1. Число погибших – 2 чел и более.

Число госпитализированных – 4 чел и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.5. Пожары в зданиях (сооружениях) жилого, административного, учебно-воспитательного, социального, культурно-досугового назначения, здравоохранения.

1. Число погибших – 2 чел и более.

Число госпитализированных – 4 чел и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.6. Пожары на объектах другого назначения.

1. Число погибших – 2 чел и более.

Число госпитализированных – 4 чел и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.2.7. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.

Любой факт пожара или взрыва.

1.2.8. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах.

Пожары (взрывы) в метрополитене – любой факт пожара или взрыва.

1.2.9. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.

1. Обнаружение боеприпасов в районе вооруженных конфликтов или обнаружение боеприпасов времен Великой отечественной войны – решение об отнесении происшествия к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГОЧС.

2. Обнаружение боеприпасов вне района вооруженного конфликта – любой факт обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГОЧС.

1.2.10. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов).

1. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в районе вооруженных конфликтов – любой факт обнаружения складов взрывчатых веществ (боеприпасов).

2. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) вне района вооруженного конфликта – решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГОЧС.

*) Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.1994 № 332 «Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации» применяемым в системе МЧС России от 25.12.2002 № 608.

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно-химических опасных веществ (АХОВ)

А. Общие критерии

1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении).

1.3.2. Образование или распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии.

1. О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению органа управления по делам ГОЧС. Превышение ПДК (ПДУ) в пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается органами управления по делам ГОЧС с учетом местных условий.

2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 раз и более*).

3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более.

4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади100 гаи более.

5. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

6. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ

организации – 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.3.3. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ.

Любой факт выброса токсичных веществ.

1.3.4. Аварии с боевыми отравляющими веществами.

Любой факт аварии.

1.3.5. Обнаружение (утрата) источников АХОВ.

1. Обнаружение (разливы) ртути – превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30-49 раз в течении 8 часов, или в 20-29 раз в течении 2-х суток.

2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.6 Выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ**).

1.3.7. Выбросы на нефтяных и газовых месторождениях нефти и газа (открытые фонтаны нефти и газа).

Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.8. Аварии с розливом нефти и нефтепродуктов.

Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а при попадании в водные объекты 5 т и более.

*) За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ.

**) Для отраслей ТЭК «Внезапные выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ».

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

1.4. Аварии с выбросом (или) сбросом (угрозой выброса, сброса)

радиоактивных веществ (РВ)

А. Общие критерии

1. Третий (серьезный) инцидент и более высокие уровни событий (аварий) по международной шкале ядерных событий (ИНЕС) на АЭС или иных ядерных установках.

2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 и более раз.

3. Максимальное разовое превышение ПДК в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического заражения) в 100 и более раз.

4. Превышение ПДУ при загрязнении почв (грунтов) в 100 раз и более на площади100 гаи более.

5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)» (табл.6.1-6.3).

6. При выполнении условий:

измеренная мощность дозы гамма излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками – более20 мкГр/ч на расстоянии 1м;

измеренная мощность дозы гамма-излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора – более 10 мкГр/ч, а на расстоянии1 мот поверхности блока более 3 мкГр/ч – решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС с учетом местных условий.

7. Число погибших – 2 чел. и более.

Число пострадавших – 4 чел. и более.

8. Прямой материальный ущерб:

гражданам- 100 МРОТ; организации – 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.4.1. Аварии на АЭС.

1. Измеренная мощность дозы гамма излучения в помещениях постоянного пребывания персонала – более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м³.

2. Измеренная доза мощность дозы гамма–излучения территории промплощадки и санитарно-защитной зоны более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода–131 более 274 Бк/м³.

3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения – более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 7Бк/м³.

1.4.2. Аварии на промышленных, экспериментальных и исследовательских реакторах и ядерных экспериментальных установках военного назначения.

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 1100 Бк/м³.

2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода –131 более 275 Бк/м³.

1.4.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла.

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала – более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 1100 Бк/м³.

2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода –131 более 275 Бк/м³.

3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения – более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 7 Бк/м³.

1.4.4. Аварии судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов и других транспортных и транспортабельных средств с установленными на борту ядерными реакторами и (или) ядерными материалами, радиационными источниками и радиоактивными веществами.

Любой факт выброса и (или) сброса РВ.

1.4.5. Аварии при промышленных и испытательных взрывах с выбросом РВ.

Любой факт выброса РВ.

1.4.6. Аварии с ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и ядерным оружием в местах их создания, хранения, обслуживания, уничтожения или при транспортировке.

Любой факт аварии.

1.4.7. Обнаружение (утрата) источников ионизирующего излучения.

Любой факт утери, хищения или обнаружения источников, ионизирующих излучение.

1.4.8. Обрушение хранилищ, корпусных конструкций транспортных и транспортабельных ядерных установок.

Любой факт обрушения.

1.4.9. Аварии в пунктах хранения радиоактивных отходов (РАО).

Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранения РАО – более 5 мкГр/ч.

Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с РАО на удалении1 м– более 100 мкГр/ч.

1.4.10. Аварии в хранилищах (контейнерах) отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранилища ОЯТ – более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с ОЯТ – более 100 мкГр/ч.

1.5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса)

патогенных для человека микроорганизмов.

А. Общие критерии

1.5.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) сбросом патогенных для человека микроорганизмов на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях).

1. Любой факт выброса (сброса) токсичных веществ.

2. Любой факт выброса (сброса) веществ, содержащих возбудитель инфекционных заболеваний людей I и II групп патогенности и опасных заболеваний животных. Вопрос об отнесении к ЧС факта выброса (сброса) веществ, содержащих компоненты, опасные для растений, решается органами управления по делам ГОЧС по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.5.2. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов.

Любой факт выброса (сброса) патогенных для человека микроорганизмов.

1.5.3. Обнаружение (утрата) патогенных для человека микроорганизмов.

Любой факт угрозы (обнаружения) патогенных для человека микроорганизмов.

1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород

А. Общие критерии

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

1.7. Аварии на энергетических системах.

А. Общие критерии

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб гражданам – 100 МРОТ, организациям – 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.7.1. Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и населения.

1.7.2. Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременными перерывами электроснабжения основных потребителей и населения.

Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на сутки и более.

1.7.3. Выход из строя транспортных электрических контактных сетей.

Решение об отнесении к ЧС перерывов в движении принимается органами управления по делам ГОЧС в зависимости от возможностей использования обходных путей и других местных условий.

1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

А. Общие критерии

1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения

населения в жилых кварталах на сутки и более.

2. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

3. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ.

1.9. Аварии на очистных сооружениях .

А. Общие критерии

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ;

организации – 500 МРОТ.

3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС (если не достигнуты значения общих критериев).

2. Природные чрезвычайные ситуации.

2.1. Опасные геофизические явления.

А. Общие критерии

2.1.1. Извержение вулканов.

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ;

организации – 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.1.2. Землетрясения.

Землетрясение – 5 баллов и более.

2.2. Опасные геологические явления

А. Общие критерии

2.2.1. Оползни, обвалы, осыпи.

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ;

организации – 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади10 гаи более.

4. Гибель посевов сельскохозяйственных культур или природной растительности единовременно на площади100 гаи более.

2.2.2. Карстовая просадка (провал) земной поверхности, просадка лессовых пород.

2.2.3. Абразия.

2.2.4. Эрозия, склонный смыв.

2.2.5. Курумы.

2.3. Опасные метеорологические явления

А. Общие критерии

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ;

организации – 500 МРОТ.

3. Гибель посевов сельскохозяйственных культур или природной растительности единовременно на площади100 гаи более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.3.1. Сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч.

Скорость ветра (включая порывы) – 25 м/сек. и более;

на побережье морей и горных районов – 35 м/сек. и более.

2.3.2. Очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом).

Количество осадков –50 мми более за 12 час. и менее, в селеопасных горных районах –30 мми более за 12 час. и менее.

2.3.3. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь).

Количество осадков30 мми более за 1 час и менее.

2.3.4. Продолжительные сильные дожди.

Количество осадков100 мми более за период более 12 час., но менее 48 час.

2.3.5.Очень сильный снег.

Количество осадков не менее20 ммза период не более 12 часов

2.3.6. Крупный град.

Диаметр градин20 мми более.

2.3.7. Сильная метель.

Общая или низовая метель при средней скорости ветра 15 м/сек и более и видимости500 м.

2.3.8. Сильная пыльная (песчаная) буря.

2.3.9. Сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах

Диаметр отложения на проводах гололедного станка20 мми более для гололеда; для сложного отложения и налипания мокрого снега –35 мми более.

2.3.10. Сильный туман.

Видимость50 ми менее.

2.3.11. Сильный мороз.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

2.3.12. Сильная жара.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

2.3.13. Заморозки*).

2.3.14. Засуха.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

2.3.15.Сход снежных лавин.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

2.4. Морские опасные гидрометеорологические явления

А. Общие критерии

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2.Прямой материальный ущерб:

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.4.1. Цунами, тропические циклоны (тайфуны), сильное волнение (5 балов и более) сильный тягун в морских портах.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.2. Обледенение судов.

Быстрое и очень быстрое обледенение судов (0,7 см/час) и более.

2.4.3.Сгонно-нагонные явления.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.4. Раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, сильный туман на море, непроходимый, труднопроходимый лед, навалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.5 Отрыв прибрежных льдов

Любой отрыв льдин с людьми

*)"Экстренная информация о заморозках как опасных явлениях передается после перехода средней суточной температуры через 10º С весной и до перехода ее через 10º С осенью.

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

2.5 Опасные гидрологические явления

А.Общие критерии

1.Число погибших – 2 чел. и более

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2.Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ; организациям – 500 МРОТ.

3.Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади –100 гаи более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.5.1 Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

2.5.2. Низкие уровни воды (низкая межень).

Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в течение не менее 10 дней.

2.5.3. Раннее ледообразование.

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

2.6. Природные пожары

А. Общие критерии

1.Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2.Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ; организациям – 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.6.1. Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах.

1. Крупные неконтролируемые пожары на площади: для наземной охраны лесов –25 гаи более; для авиационной охраны лесов –200 гаи более.

2.Решение об отнесении к ЧС торфяных пожаров и пожаров на оленьих пастбищах принимаются органами ГОЧС в зависимости от местных условий.

3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

3.1.1. Особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбурга и Эбола).

Каждый случай особо опасного заболевания.

3.1.2. Опасные кишечные инфекции (болезни I и II группы патогенности по СП 1.2.01 1-94).

2. Умерших в течении одного инкубационного периода 2 чел. и более.

3.1.3. Инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии.

1. Групповые заболевания -10-50 чел. и более.

2. Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.

3.1.4. Отравления людей.

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГОЧС на основании данных, представляемых территориальными органами санэпиднадзора.

3.1.5. Эпидемии.

Уровень смертности или заболеваемости по территориям субъектов превышает годовой среднестатистический в 3 раза и более.

3.2. Особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб

3.2.1. Особо опасные острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, лептоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, болезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония.

1. Каждый отдельный (спорадический) случай острой инфекционной болезни.

2. Несколько случаев острой инфекционной болезни (эпизоотия).

3.2.2. Прочие острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, хронические инфекционные болезни сельскохозяйственных животных (бруцеллез, туберкулез, лейкоз, сап и др.).

1. Гибель животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ – 10 голов и более (эпизоотия).

3.2.3. Экзотические болезни животных и болезни невыясненной этиологии.

Каждый случай болезни.

3.2.4. Массовая гибель рыб.

Решение об отнесении случаев гибели рыб к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

3.3. Карантинные и особо опасные болезни и вредители

сельскохозяйственных растений и леса

3.3.1. Массовое поражение растений болезнями и вредителями.

Болезни растений, приведшие к гибели растений или экономически значимому недобору урожая на площади100 гаи более.

3.3.2. Массовое поражение леса болезнями и вредителями.

Решение об отнесении случаев болезни леса к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных, представляемых территориальными органами.

4. Крупные террористические акты

А.Общие критерии

1. Число погибших – 5 чел. и более. Число госпитализированных – 10 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб – свыше 1 тыс. МРОТ.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 марта 2006 г. N 7624

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Приказ от 6 марта 2006 г. № 130

О дополнительных мерах материального стимулирования отдельных категорий военнослужащих 328 Запасного пункта управления МЧС России

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2000, № 1 (ч. II), ст. 12; № 26, ст. 2729; № 33, ст. 3348; 2001, № 1 (ч. I), ст. 2; № 3, ст. 3173; № 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, № 1 (ч. I), ст. 2; № 19, ст. 1794; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 48, ст. 4740; № 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4437; № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 18, ст. 1687; № 30, ст. 3089; № 35, ст. 3607; 2005, № 17, ст. 1483) и в целях материального стимулирования отдельных категорий военнослужащих 328 Запасного пункта управления МЧС России (далее - 328 ЗПУ МЧС России) приказываю:
1. Установить с 1 апреля 2006 г. ежемесячную надбавку за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности военнослужащим 328 ЗПУ МЧС России в размере:
50 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, замещающим должности, указанные в приложении № 1 к настоящему приказу;
40 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, замещающим должности, указанные в приложении № 2 к настоящему приказу;
по остальным должностям военнослужащих 328 Запасного пункта управления МЧС России - в размере 25 процентов оклада по воинской должности.
2. Выплату ежемесячной надбавки, указанной в пункте 1 настоящего приказа, производить в пределах бюджетных обязательств 328 Запасного пункта управления МЧС России на соответствующий год.
3. Выплату указанной надбавки прекращать со дня освобождения военнослужащего от замещаемой воинской должности.

Министр С.К. Шойгу

Вернутся в раздел