Размер лодки без регистрации. Правила и особенности регистрации надувных лодок из пвх

Речь пойдёт о некоторых лодках, снаряженный вес которых вместе с установленным мотором составляет 200 кг и меньше, но которые, тем не менее, подлежат регистрации.

Не так давно в теме о регистрации лодок появились комментарии с информацией, что ГИМС вроде бы при определении поднадзорности (читай обязательности регистрации) маломерного судна теперь учитывает параметры не того мотора, который фактически установлен на лодке, а максимально тяжелого ПЛМ разрешенного для данной лодки.

За уточнениями я обратился в МЧС РФ с запросом. И вот какой был получен ответ.

Ответ МЧС РФ по поводу определения массы судна

Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России рассмотрело Ваше обращение от 28.10.2016 по вопросам регистрации маломерных судов, и сообщает следующее.

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой вместе с двигателем в случае установки до 200 килограмм включительно и мощностью до 8 кВт включительно.

В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).

Вместе с тем, при определении массы маломерного судна следует руководствоваться ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные».

В соответствии с указанным стандартом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.

Детали и нюансы

Таким образом, получено официальное подтверждение от МЧС, что ГИМС действительно считает массу лодки по «максимальному» ПЛМ.

Что это означает на практике? А на практике получается очень интересно.

Пример 1. Есть такая советская лодка «Казанка МКМ». Масса оборудованного корпуса этого судна составляет 150 кг. С мотором Yamaha 9.9 FMHS эта лодка будет весить 186 кг, что меньше 200 кг. Однако по паспорту на «Казанку МКМ» можно ставить моторы до 25 л.с. включительно. Возьмем 25-сильный мотор от того же производителя: Yamaha 25 BWS. Он весит 56,5 кг. 150+56,5=206,5 кг. Масса судна больше 200 кг, следовательно оно должно быть зарегистрировано в ГИМС с выдачей судового билета. На борта лодки должны быть нанесены регистрационные номера. Лодка должна проходить техническое освидетельствование в установленном порядке. Ну а судоводитель естественно должен быть аттестован на управление данным судном, а, проще говоря, иметь права.

Пример 2. На первый взгляд проблема «максимального» мотора решается просто: лодка должна быть настолько лёгкой, что и с самым тяжелым разрешенным мотором будет все равно весить меньше 200 кг.

Возьмём к примеру легендарную «Казанку М». Она весит 138 кг. Максимальная мощность ПЛМ 15 л.с. Вы знаете 15-сильный мотор который весит 62 кг? Я не знаю. Подлежит данная лодка регистрации? Конечно же… да! По ГОСТу берем для определения массы укомплектованного судна наиболее тяжелый мотор, рекомендованный изготовителем этого судна. И с ним «Казанка М» весит меньше 200 кг. Только вот мощность наиболее тяжелого разрешенного мотора составляет 15 л.с., что больше 8 кВт. А значит, судно должно быть зарегистрировано в ГИМС с выдачей судового билета и т.д. – по списку выше.

Самое интересное, что вышеизложенное касается и маленьких надувных лодочек, на которые производители широким жестом наразрешали моторы предельной мощности 15, а то и 20 л.с. (хотя там и 10-то л.с. много).

Выводы

Все лодки, на которые производитель разрешил устанавливать моторы больше 10,88 л.с.(8 кВт) подлежат регистрации вне зависимости от того сколько весит данная лодка с максимально разрешенным мотором.

Т.о. получается, что маломерное судно не подлежит регистрации, если соблюдены два условия:

  1. Вес укомплектованного судна с наиболее тяжелым рекомендованным изготовителем мотором не превышает 200 кг.
  2. Максимальная мощность рекомендованного изготовителем мотора не превышает 10,88 л.с.(8 кВт).

АнтитерроР 01-03-2013 15:26

Доброго всем здравия! Люблю охоту и рыбалку, все острее и острее встает вопрос о покупке лодки ибо 20-ти летняя резинка уже ну совсем не устраивает.. Полез по интернет магазинам и о ужас каких только лодок только нет.. Выбор пал на одного питерского производителя. Но вот не задача, слышал про получение прав на лодку если Г/П более 225кг. Залезаю на сайт другого производителя при указанной Г/П 410 стоит пометочка, что регистрация НЕ ТРЕБУЕТСЯ! мой мозг взорван.. Ладно думаю, наверно просто в паспорте указана Г/П 220кг. еще как-то можно объяснить.. Читаю про моторы.. до 5л.с. можно! больше ни-ни! слабоват, хочется онечно большего. И тут натыкаюсь на: Лодка до 200 кг. с мотором 9.8 тохатсу не подлежит регистрации: разъяснения ГИМС касательно закона N 36-ФЗ. Занавес..

Объясните:


ZERK 01-03-2013 18:38

quote: Лодка до 200 кг. с мотором 9.8 тохатсу не подлежит регистрации: разъяснения ГИМС касательно закона N 36-ФЗ. Занавес..

Если не ошибаюсь лодка ВЕСОМ до 200кг, а не грузоподьемностью регистрации не подлежит, но мотор после 5 л.с. требуются права на управление. ВСЕ. Можете ездить но с правами судоводителя. В прошлом году тема была здесь не помню как называлась, там все разжевано.«Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

medved 73 01-03-2013 18:47

quote: Если не ошибаюсь лодка ВЕСОМ до 200кг, а не грузоподьемностью регистрации не подлежит, но мотор после 5 л.с. требуются права на управление.

АнтитерроР 01-03-2013 18:48

Не подлежит государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха;

Теперь понял. Вес лодки до 200кг весом + движка до 8 киловатт (10.88 л.с.) Не подлежат регистрации...

kvr 02-03-2013 01:12

Все верно. Лодка собственным весом до 200 кил +мотор до 8 квт регистрации не подлежат, только не следует забывать что если мотор на лодке будет более 5лс - права нужны, если менее то нет.

sturman 03-03-2013 10:37

quote: Originally posted by kvr:

если мотор на лодке будет более 5лс - права нужны, если менее то нет



ZERK 03-03-2013 11:06

quote: Уже обсуждалось, права нужны от 8кВт, или от 10 лс. Сам так катаюсь.

Хотелось бы ссылку на официальный документ, по крайней мере я такой редакции в законе не видел.

prohar 05-03-2013 12:07

quote: Уже обсуждалось, права нужны от 8кВт, или от 10 лс. Сам так катаюсь.
На лодки и моторы, не подлежащие регистрации, права не нужны.

официальный документ не могут найти даже в ГИМСе,но инспектора говорят что будут требовать права свыше 3,68 квт.(со слов приятеля,который задавал этот вопрос в ГИМС)

ZERK 05-03-2013 13:19

quote: официальный документ не могут найти даже в ГИМСе,но инспектора говорят что будут требовать права свыше 3,68 квт.(со слов приятеля,который задавал этот вопрос в ГИМС)

И они правы, документа просто не существует, а по старой редакции, разрешено управлять без удостоверения судоводителя мотором до 5 сил, т.е оставили все равно хоть какой то контроль за владельцами лодок, иначе анархия.

sersaz 08-03-2013 23:27



На лодки и моторы, не подлежащие регистрации, права не нужны.


боян

sersaz 08-03-2013 23:28

quote: Originally posted by sturman:

На лодки и моторы, не подлежащие регистрации, права не нужны.


Боян!
Лодка ПВХ ДО 200 кг + мотор до 5 коней = 0
Лодка ПВХ ДО 200 кг + мотор от 5 до 10 коней = Права
Ну а все что выше 10 коней - уже регистрируем!

Lat 09-03-2013 01:34


Присматриваюсь к КАЙМАН N-330 Мнев и К

Буду очень благодарен всем ответившим, а то гугль не помог

Регистрировать надо!

Lat 09-03-2013 01:39

quote: Originally posted by АнтитерроР:

Объясните:
1. Какую надувашку регистрировать надо, а какую нет.
2. Какой мотор т.е. до какой мощности можно вешать в л.с.
3. Нужно ли получать права в гимсе или одной регистрацией можно обойтись..


2. До 5л.с.

ANDY_V 09-03-2013 21:58

Только не грузоподъёмностью а весом.

sersaz 10-03-2013 09:18



1. Любую грузоподъемностью свыше 200кг.
2. До 5л.с.
3. Если мотор до 5л.с. то можно обойтись регистрацией. Если свыше 5л.с. то права обязательны.

Не вводите в заблуждение неопытных!

1. Не грузоподъемность, а собственная масса судна;
2. Не до 5-ти, а до 10-ти;
3. Свыше 5-ти ЛС нужо удостоверение на право управления маломерными судами (до 5-ти ЛС не требуется!), а свыше 10-ти ЛС требуется и удостоверение и регистрация в ГИМСе.

Т.е. имея судно собственной массой по паспорту не более 200 кг (хотя изначально мелькала в документах цифра 220 кг, но могу ошибаться!) и мотор менее 10-ти ЛС (например Сузуки 9.8), то РЕГИСТРАЦИЯ такой вот "плавучей системы" не требуется, но УДОСТОВЕРЕНИЕ на право управления ОБЯЗАТЕЛЬНО. В случае использования мотора (например Ямаха 3), ни регистрации, ни удостоверения НЕ НУЖНО!
В качестве примера: Казанка 140 кг собственной массы по паспорту + Сузуки 9.8 = УДОСТОВЕРЕНИЕ!

Lat 11-03-2013 01:37

Правила читаем ВНИМАТЕЛЬНО!!!

sersaz 11-03-2013 07:59

quote: Originally posted by Lat:

Правила читаем ВНИМАТЕЛЬНО!!!


Какие именно?

Lat 11-03-2013 12:00

quote: Originally posted by sersaz:

Какие именно?

Регистрация маломерных судов.

sersaz 11-03-2013 14:30

«Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

1. Уточнено понятие маломерного судна.

Маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Прогулочное судно - это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Спортивное парусное судно - это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;

2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;

3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе.

А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жесткокорпусных и надувных лодок.

sersaz 11-03-2013 15:17

quote: Originally posted by Lat:

Вот только не понятно
Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно
Это с полной нагрузкой или нет.


Если бы имелась ввиду полная нагрузка, то было бы определено: Суда ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ до 200 кг... Почему раньше по-деревенски называли резиновые бублики 200-ка, 400-ка, 500-ка и т.д.? Потому, что имелась ввиду именно грузоподъемность. И в паспортах именно так и писалось: лодка такая-то, грузоподъемность 400 кг. А каков их вес? 30-50 кг... А теперь представьте себе резинку собственной массой 200 кг! Это ж какая у нее грузоподъемность-то будет? Тонна, две, три?

Вас можно поздравить! Вы стали счастливым обладателем той единственной, о которой думали всё последнее время, - лодки, изготовленной из ПВХ. Однако важно не только приобрести лодку, ни менее ответственным моментом остаётся её оформление. Отечественный законодатель для большинства надувных лодок предусмотрел соответствующую процедуру оформления. В чём она заключается? Что нужно знать при походе в подразделения ГИМС МЧС , чтобы потом не было никаких недоразумений, а тем более неприятностей на воде?

Эта статья была написана в те суровые времена, когда надувная лодка считалась маломерным судном, что взваливало на плечи владельца тяжелое бремя ответственности.
Сейчас все стало проще и безответственно:
лодку массой до 200 кг и с мотором до 8 кВт (чуть более 10 л.с) регистрировать не надо !

Публикация эта остается на сайте как свидетельство российской бюрократии и стойкости судовладельцев на пути к своему счастью!
Читай, современник, и не ропщи, что тебе сегодня тяжело.


Какую надувную лодку из ПВХ нужно регистрировать?

Начнём по порядку - с действующей Законодательной базы, некоторые положения которой мы постараемся прокомментировать.

Основная регламентация действий судовладельца при регистрации судна прописана в
«Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Рассмотрим лишь те пункты этого Приказа, которые имеют прямое отношение к самой регистрации, с ними нужно ознакомиться заранее, чтобы идти в ГИМС, что называется, во всеоружии. Это позволит значительно сэкономить ваше время.

Пункт 1 настоящего Приказа определяет виды водной техники, которые подлежат регистрации в ГИМС МЧС.

Следует обратить внимание на следующее положение этого пункта Приказа:

- подлежат регистрации все суда с подвесными моторами независимо от мощности.

То есть факт появления на транце вашего судна мотора (не важно, двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или электродвигателя) должен быть отражён в судовом билете. Если подобная регистрация будет отсутствовать, то на основании КоАПа (Кодекса Административных Правонарушений), статьи 11.7 и 11.8. «Нарушение правил плавания и правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления», сотрудники ГИМС МЧС имеют полное право наложить на вас административное взыскание, вплоть до лишения права управления маломерным судном на срок до шести месяцев. Правда, это уже должно быть судебное решение.

Вторая часть этого пункта оговаривает, что:

- не подлежат регистрации надувные безмоторные суда, грузоподъёмность которых менее 225 килограммов, эксплуатируемые во внутренних водах.

Это означает, что не регистрируются только те небольшие суда, которые эксплуатируются в границах РФ вне закрытых акваторий. Если вы планируете свои поездки в закрытые районы или в приграничную зону, то и небольшие лодки должны быть зарегистрированы.

В разных субъектах РФ регламентация подобных действий может несколько отличаться, но, в частности, в С.-Петербурге и Ленинградской области порядок определён документом: Приложения к , которые извлечены из Правил пограничного режима на территории Ленинградской области.
Поэтому, прежде чем выезжать в погранзону или закрытые районы, необходимо ознакомиться с порядком пользования на водных объектах этих территорий маломерными судами, в том числе и гребными лодками, которые по документам ГИМС МЧС не подлежат регистрации.

Снова возвращаемся к Приказу № 500.

Глава П. Государственная регистрация судов и прав на них (выписка):
Пункт 12. ...представляют в государственные инспекции по маломерным судам документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

То есть после покупки судна и мотора у вас есть месяц, чтобы собраться с мыслями и, взяв все документы, поехать в подразделение ГИМС и зарегистрировать своё судно и мотор, который вы будете на него устанавливать. Если же в вашей жизни произошли изменения, которые требуют внесения изменений в судовой билет, то это следует сделать в двухнедельный срок. К таким изменениям можно отнести, например, изменение места жительства или приобретение другого мотора.

Пункт 13. Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации, по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в двухнедельный срок со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов.

Регистрация судна производится по заявлению владельца: либо по месту прописки владельца (например, СПб), либо по месту постоянного базирования судна (это может быть и рыболовно-охотничья база в любом субъекте РФ, если лодка хранится там, и дача владельца в области).

Пункт 15. Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна.
В случае наличия нескольких собственников (сособственников) судна государственная регистрация судна и права собственности на долю в общей долевой собственности на него производятся на каждого из собственников судна.

После государственной регистрации судна и права собственности на него выдаётся судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности указанному в нём судовладельцу (судовладельцам) и вместимость судна.

Судовой билет является документом, подлежащим учёту, а также имеет учётные степень и номер. Бланки судовых билетов изготавливаются централизованно в установленном порядке по заказу МЧС России.

Законодатель определил, что на судне у судоводителя должен находиться судовой билет маломерного судна или его копия, заверенная в установленном порядке.

При государственной регистрации судна, находящегося в общей долевой собственности, судовой билет выдаётся каждому сособственнику с указанием всех сособственников и размеров их долей в общей собственности в разделе «Особые отметки и дополнительные сведения». В этом случае все судовые билеты, выданные на одно судно, имеют одинаковую юридическую силу.

Что необходимо для регистрации надувной лодки из ПВХ?

Для регистрации судна нужны будут следующие документы:

Пункт 18. Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов:

1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги;

2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство;

3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:
. справка-счёт;
. товарный чек;
. договор купли-продажи или дарения;
. свидетельство о праве на наследство;
. судовой билет с отметкой о снятии судна с учёта, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;
. документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;
. иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже;
5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

Это исчерпывающий перечень документов, необходимый для регистрации судна. Обращаем ваше внимание, что в отсутствие хозяина все регистрационные действия от его имени можно осуществить только по заверенной в установленном порядке доверенности.

Условия регистрации надувных лодок из ПВХ

Пункт 22. Зарегистрированному судну присваивается регистрационный (бортовой) номер, судовладельцу или его доверенному лицу выдаётся оформленный судовой билет и возвращаются подлинники документов, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 18 и пунктом 19 настоящих Правил, с нанесённой на них записью о произведенной государственной регистрации с указанием присвоенного судну регистрационного номера.

То есть Закон не предусматривает регистрации одного мотора более чем в одном судовом билете.

Пункт 24. При утере, порче судового билета на основании заявления собственника судна или его доверенного лица после проведения первичного технического освидетельствования судна выдаётся дубликат судового билета. В судовом билете ставится штамп «ДУБЛИКАТ», а в судовой книге делается соответствующая отметка с указанием номера и даты выдачи нового судового билета.

Если есть возможность, подтвердите утрату или хищение судового билета документами из правоохранительных органов.

Пункт 25. ... Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий - 15-20 мм.

В случае невозможности выполнить настоящие требования в силу конструктивных особенностей судна, размеры и место нанесения номера определяются органом государственной регистрации.

По желанию судовладельца судну наряду с номером присваивается название, которое указывается в заявлении судовладельца.

Название судна наносится на оба борта в кормовой части судна.

Регистрационный номер или название судна наносятся также с внутренней стороны судна в месте, определённом органом государственной регистрации.

Обращаем внимание на следующую часть пункта: «...место нанесения номера определяются органом государственной регистрации». Если при регистрации своего судна вы сумеете объяснить инспектору ГИМС, что наличие штатной фурнитуры, оснащения, установленного производителем на лодке, или ещё какие-то причины не дают возможности выполнить требования этого пункта Приказа, то в ряде случаев удаётся согласовать и применение съёмного номера. Только запись о подобном использовании номера должна быть обязательно сделана в судовом билете.

Пункт 32. При изменении места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, а также при замене двигателя (двигателей) на менее мощные или той же мощности вносятся изменения в судовую книгу и судовой билет без оформления повторной регистрации судна (без изменения регистрационного номера).

В дополнение к этому пункту документ ГИМС МЧС этого года - Приложение к Приказу МЧС России от 21.07.2009 № 424 - вносит некоторые изменения в пункт 32, разрешая не изменять номер судна (не производить замену судового билета) при замене двигателей на более мощные.

Обращаем внимание на ещё один из основополагающих

Приводим выдержку из него:

Глава II. Порядок пользования маломерными судами.
Пункт 3. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъёмности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

До того момента, пока судно не будет зарегистрировано в установленном порядке, вы не имеете права им пользоваться. Исключение могут составлять лишь форс-мажорные обстоятельства, например, такие, как в прошлом году: некоторое время в ГИМСе отсутствовали бланки судовых билетов, из-за этого судовладельцы, подавшие документы на регистрацию своих судов, получили устное разрешение и были вынуждены почти в течение месяца использовать свои суда без номеров и без судовых билетов.

Следует обратить внимание и на Пункт 8:

«При плавании на маломерных судах запрещается:

Л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете.

Этот пункт касается так называемых «прокатных» лодок с рыболовно-охотничьих баз. Большинство судов на них зарегистрированы как гребные.

Условия эксплуатации надувных лодок из ПВХ ткани

И ещё один пункт, который, на наш взгляд, также требует детального разбора:

Пункт 9. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете.
Судовой билет должен соответствовать Временным Правилам классификации и техническим требованиям к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации (утверждены приказом Главного управления ГИМС России от 28 июня 2001 года № 42).

В таблице приведена выписка из Правил:

6.3.4.4. Все суда, независимо от района плавания, кроме гребных лодок (лодочных) прокатных станций, должны иметь фальшфейеры красного огня, а на судах, эксплуатируемых в прибрежной части морей и на больших озерах, следует иметь дополнительно ракеты бедствия парашютные.

Всё логично и понятно, вызывает вопрос только один пункт - «Ракета бедствия парашютная». Дело в том, что надлежащее место хранения для подобных сигнальных средств достаточно проблематично оборудовать на надувных лодках ПВХ, особенно оборудованных навесным транцем.

6.3.14.15. На судах должны быть предусмотрены условия хранения, обеспечивающие безопасность и готовность к действию имеемых пиротехнических средств.

Большинство подразделений ГИМС МЧС с пониманием относятся к этому пункту и допускают замену на комплект «Сигнал охотника».

6.3.4.5. Индивидуальные спасательные средства, находящиеся на борту судна, должны быть окрашены в оранжевый цвет с нанесенным на них бортовым номером (названием) судна и соответствовать требованиям стандартов.

Под термином «стандарт» понимается ГОСТ 22336-77, который определяет форму, цвет и остальные характеристики спасательных жилетов.

При использовании одного спасжилета на нескольких своих судах или, помимо своего, на судах приятелей, ГИМС МЧС допускает изготовление водостойкой (заламинированной) карточки с указанием личных данных и данных судов, в экипажах которых доводится выходить в плавание.

Сегодня нацелились мы на освежение знаний в сфере законности Ваших лодок. В каком случае нужна регистрация лодки и мотора, какие надо оформлять документы?

Такими вопросами задаются многие пользователи плавсредств, в том числе и надувных. Надо иметь в виду, что с 1 января 2017 года вступили в силу новые правила Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС МЧС России), которые определяют порядок регистрации и эксплуатации маломерных судов.

Нужна ли лодке регистрация?

Маломерным судном считается плавсредство длиной до 20 м, которое может вместить до 12 пассажиров. До 1 января 2017 обязательной государственной регистрации подлежали:

  • лодки с подвесными моторами мощностью больше 8 кВт (при переводе в лошадиные силы получаем 10,88 л.с.);
  • а также лодки, фактическая масса которых вместе с мотором - более 200 кг.

Согласно новым правилам, необходимо регистрировать:

  • лодки, укомплектованные моторами мощностью больше 8 кВт;
  • и лодки, максимальная возможная масса которых превышает 200 кг.

Рассмотрим на примере, что значит такое нововведение. Если на лодке массой 160 кг стоит мотор 9,9 л.с. весом 35 кг, можно подумать, что она не подлежит регистрации.

Однако в том случае, если максимальная масса мотора максимальной мощности, который можно поставить на судно - 45 кг, максимально возможная масса плавсредства составляет 205 кг. Максимальная мощность мотора, который можно поставить, указана в ТТХ плавсредства, определяемых производителем.

При регистрации лодки в ГИМС выдается судовой билет. Независимо от того, было судно зарегистрировано или нет, при выходе на воду с собой стоит брать документы, удостоверяющие право собственности на лодку и на мотор - они могут понадобиться при встрече с инспекторами. Возить с собой оригиналы не обязательно, будет достаточно копий.

Оформление прав на управление плавсредством

Если лодка подлежит обязательной регистрации, чтобы выходить на ней на воду, нужно получить удостоверение на право управления таким судном. Для этого понадобится пройти курсы обучения, которые могут длиться от 1 до 3 месяцев, а затем сдать экзамен в подразделении ГИМС.

Если плавсредство имеет небольшую грузоподъемность и мощность мотора, и регистрировать его согласно действующим нормам не нужно, не надо получать и права на управление.

Нарушение установленных правил карается штрафом в соответствии со ст. 11.8 КоАП. При этом суммы невелики - от 500 до 1500 рублей . Однако многие все равно предпочитают использовать нерегистраты - лодки, которые не подлежат обязательному оформлению в ГИМС и для управления которыми не надо сдавать на права.

Такой подход позволяет избежать лишних проблем, при этом подобных плавсредств оказывается достаточно для нужно большинства рыболовов и охотников.

Регламентированные отечественным законодательством правила регистрации лодочных моторов обязательны для выполнения всеми владельцами маломерных судов. Уклонение от процедуры регистрации грозит нарушителю не только уплатой административного штрафа, но и конфискацией плавсредства.

Те, кто уже успешно зарегистрировал свое право на владение судном с ПЛМ, отмечают, что процедура вроде бы и проста, но, в то же время, и сложна. Как такое может быть? Давайте рассмотрим весь процесс в подробностях.

Необходимые документы

Очевидно, что регистрация лодочных моторов в ГИМС потребует от вас сбора определенного пакета документов. В частности, понадобятся следующие бумаги:

  • договор, подтверждающий факт купли-продажи мотора;
  • акт приема-передачи, на основании которого право владения ПЛМ перешло от продавца покупателю;
  • чек (товарный);
  • технический паспорт на плавсредство, в котором указаны размеры, мощность и модель агрегата, номер судна, а также стоит отметка продавца;
  • судовой билет;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность владельца лодки/мотора.

Кроме перечисленного потребуется представить в Госинспекцию чеки или квитанции, которые подтверждают уплату соответствующего налога, а также государственной пошлины. Обе бумаги оформляются на месте.

Некоторые владельцы судов спрашивают: как можно получить судовой билет и продадут ли без него ПЛМ? Начнем со второй части вопроса. Наличие судового билета - необязательное требование. Ни один продавец не вправе потребовать от покупателя его наличия. Что касается первой части вопроса, то хотелось бы отметить следующее: специально ходить в соответствующие инстанции не нужно, так как билет будет выдан сразу после регистрации.

Как видно, с документами затруднений возникнуть не должно.

Немного дополнительных сведений

Регистрация вашего ПЛМ возможна исключительно по адресу регистрации, который указан в гражданском паспорте. Как вариант, уполномоченный орган может осуществить ее по месту, где судно находится на стоянке.

Второй важный момент - вписывание данных о моторе в судовой билет. Оно происходит только после того, как владелец судна предъявил свое имущество в пункт технического осмотра. Эта операция для последующего освидетельствования обязательна.

А что с правами?

По российским законам управление маломерным судном, оснащенным силовым агрегатом, мощность которого не превышает пяти лошадиных сил, может осуществляться без прав. Тут понятно.

Однако казус возникает из-за неточности формулировки относительно нижней границы мощности двигателя этого самого маломерного судна. Как известно, согласно принятой формулировке, им может считаться любая лодка, на которую установлен силовой агрегат мощностью до 75-ти "лошадок". Кроме того, в обязанностях водителей судов есть один маленький пунктик, который гласит: водитель обязан предоставить инспектору удостоверение, подтверждающее его право управлять лодкой. Как видите, никаких упоминаний о "до 5-ти лошадиных сил" тут нет. Получается, что права вроде бы и не нужны, но нужны. Вот такая вот оказия.

В принципе, лучше получить права и чувствовать себя спокойно. Чтобы при встрече с инспектором не стараться убедить его в чистоте ваших намерений путем красноречивых монологов. Кто знает, какое у него будет в этот день настроение…

Кроме того, многие специалисты подтверждают, что предел в 5 "лошадок" преодолевается очень быстро: через какое-то время хочется более мощный мотор, потом еще мощнее, потом еще и еще. Одним словом, вероятность того, что права таки понадобятся в будущем, весьма высока.