Счета фактуры по государственным заказам. Новый показатель в счете-фактуре

Устанавить такой код нужно для каждого госконтракта, заключенного в рамках 44-ФЗ (ст. 6.1 44-ФЗ). Присвоение ИГК стало обязательным для организаций-заказчиков с 2017 года.

Идентификатор является уникальным и не может быть установлен для другого контракта. Основная цель его введения — дополнительный контроль за движением средств бюджета.

В соответствии с ФЗ-56 от 03.04.2017 и ст. 169 НК РФ, идентификатор в обязательном порядке должен быть указан при оформлении счета-фактуры госконтракта. Это касается всех бюджетных заказчиков и всех типов счетов-фактур — обычных, авансовых и корректировочных.

ИГК в счете-фактуре — это присвоенный госконтракту уникальный идентификационный код, который указывается в счете-фактуре на поставку товаров, работ, услуг, соглашения о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал. Для остальных организаций заполнение кодировки в счете-фактуре не обязательно.

Один из вопросов, связанных с идентификатором государственного контракта, — где посмотреть примеры. Поставщики могут найти этот шифр в тексте контракта. Организация-заказчик также в обязательном порядке вносит ИГК во все дополнительные соглашения, платежные, расчетные документы и документы по приемке товаров, работ, услуг, за исключением тех госконтрактов, которые содержат сведения о государственной тайне.

Где указывать в счете-фактуре

ИГК в счете-фактуре заполняется по госконтрактам:

  • на выполнение гособоронзаказа;
  • при заключении договора или соглашения о предоставлении учреждению из федерального бюджета субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал.

В 2017 форма бланка счета-фактуры была изменена, в нее добавилось поле № 8, в котором указывается идентификатор государственного контракта, договора, соглашения при наличии.

Как формировать идентификатор

Порядок формирования ИГК закреплен приказом Казначейства России № 9н от 20.03.2017. Код присваивается после формирования документа в реестре контрактов и действует на протяжении всего срока действия договорных обязательств.

Код состоит из 20 цифр, в которых зашифрованы следующие сведения:

  • идентификационный номер организации, выступающей в роли заказчика;
  • год вступления в силу обязательств между заказчиком и исполнителем;
  • год исполнения госконтракта;
  • вид применяемой цены;
  • номер по порядку, присвоенный путем использования сквозной нумерации для всех госконтрактов, договоров, заключенных в текущем отчетном периоде (году).

Пример образования идентификатора

Рассмотрим по шагам:

  1. Первые два показателя ИГК — последние цифры года заключения контрактных обязательств. В текущем 2019 году это будут значения 1 и 9.
  2. Вторые два показателя — последние цифры года исполнения. В случае, если обязательства будут действовать до 2019 г., то искомые цифры — 1 и 9.
  3. ИКЗ — уникальная кодировка организации-заказчика. Если заказчиком выступает Министерство обороны РФ, то ИКЗ — 187.
  4. Код способа закупки. Если договор заключался с единственным поставщиком, то следующей цифрой в ИГК будет 3.
  5. Кодификация последующих цифр — порядковый номер договора (сквозная нумерация). В нашем примере это будет седьмой договор — 0007.
  6. Кодировка вида цены — фиксированной, уточняемой и возмещающей издержки. Если цена уточняемая, ей соответствует символ 1.
  7. Последние цифры — это самостоятельная кодификация организации-заказчика. Если необходимая информация отсутствует, то проставляются нулевые значения.

ИГК будет выглядеть следующим образом: 18191873000710000000.

В счете-фактуре появится строка 8 для идентификатора государственного контракта (постановление Правительства РФ от 25.05.2017 N 625). С 1 июля 2017 года компании, которые реализуют товары, работы или услуги в рамках госконтрактов, должны указывать этот идентификатор в счете-фактуре. Понятие идентификатор государственного контракта в Законах N 44-ФЗ, 223-ФЗ отсутствует, данное понятие содержится лишь в терминологии госконтрактов по оборонному заказу.
Где содержится расшифровка термина "идентификатор государственного контракта"?
Какой цифровой шифр/код под ним понимается?
Где исполнитель услуги может получить сведения об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счетов-фактур?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Идентификатор государственного контракта" используется при казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов учреждений, соглашений о предоставлении целевых субсидий. Порядок его формирования устанавливается Федеральным казначейством.
Идентификатор государственного контракта представляет собой двадцатизначный цифровой код, который формируется заказчиком и сохраняется на весь период действия государственного контракта. Указанный идентификатор указывается в договоре (контракте).
Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры исполнитель может уточнить у заказчика.

Обоснование вывода:
В соответствии с изменениями, внесенными от 03.04.2017 N 56-ФЗ в НК РФ, Правительства РФ от 25.05.2017 N 625, в формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры включена новая строка 8. С 1 июля 2017 года в ней, при наличии, должен быть указан идентификатор:
- государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг;
- договора или соглашения о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал.
Сам термин "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" (далее - Идентификатор госконтракта), как и государственный контракт, налоговым законодательством не определен. Исходя из НК РФ указанное понятие в целях налогообложения применяется в том значении, в каком оно устанавливается в иных нормативно-правовых актах.
Государственный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении, которое предусмотрено от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
"Правила казначейского сопровождения..." утверждены Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила). Согласно пп. "д" п. 7 Правил Идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования Идентификатора госконтракта устанавливается Федеральным казначейством. На 2017 год этот порядок установлен Федерального казначейства от 20.03.2017 N 9н (на 2016 год - Федерального казначейства от 16.02.2016 N 4н) (далее - соответственно N 9н и N 4н).
Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками ( Приказа N 9н, Приказа N 4н). Идентификатор госконтракта представляет собой двадцатизначный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ "/" перед номером документа (

С 1 июля 2017 года вводится в действие новая форма счета-фактуры. Также с этой даты обязательным становится новый формат счетов-фактур, необходимый для обмена документами в электронном виде. Что именно изменилось? Как с 1 июля 2017 году выглядит новый бланк счетов-фактур? Коснулись ли изменения корректировочных счетов-фактур? Расскажем об всех важных поправках, связанных с возмещением НДС, и приведем заполненный образец нового бланка счета-фактуры.

Правила работы с счетом-фактурой: основы

Счет-фактура – это документ, являющийся документальным основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету (возмещению) (п. 1 ст. 169 НК РФ). Счет-фактуру нужно оформлять каждый раз при реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав. Счета фактуры могут оформляться «на бумаге» или в электронном виде.

Бумажная форма счета-фактуры и правила ее заполнения утверждены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 утверждены действующие формы и Правила заполнения (ведения) следующих документов, используемых при расчетах по НДС:

  • счета-фактуры (Приложение № 1);
  • корректировочного счета-фактуры (Приложение № 2);
  • журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (Приложение № 3);
  • книги покупок (Приложение № 4);
  • книги продаж (Приложение № 5).

Если же продавец желает направлять покупателям счета-фактуры в электронном виде, то требуется, чтобы покупатель был с этим согласен. При этом средства приема, обмена и обработки счетов-фактур в электронном виде продавца и покупателя должны быть совместимы. Они должны отвечать установленным форматам (абз. 2 п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ). Счета-фактуры в электронном виде выставляют и получают в порядке, утвержденным Приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н.

Для чего нужны корректировочные счета-фактуры

В Налоговом кодексе РФ закреплена обязанность выставления корректировочных счетов-фактур (абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ). Такие счета-фактуры продавцы товаров (работ, услуг) выставляют в случае корректировки стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. Такое может быть когда меняется, например, цены или количество(объем) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Обязательные реквизиты счетов-фактур

Перечислим исчерпывающий перечень реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть заполнены в счетах-фактурах (п.5 и 6 ст. 169 НК РФ):

  • порядковый номер и дата составления;
  • наименование, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя или исполнителя и заказчика;
  • наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя -только на отгруженные товары;
  • номер платежного поручения или другого платежно-расчетного документа – если оплата прошла до отгрузки;
  • наименование отгруженных товаров или описание выполненных работ, оказанных услуг и переданных имущественных прав, единицы их измерения, когда их можно определить;
  • количество отгруженных товаров или объем выполненных работ и оказанных услуг в указанных единицах измерения, когда их можно определить;
  • наименование валюты;
  • цена за единицу измерения, при возможности ее указания, по договору без учета налога. В случае применения государственных регулируемых цен – с учетом суммы налога;
  • стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав без налога;
  • сумма акциза по подакцизным товарам;
  • налоговая ставка;
  • сумма налога исходя из действующих налоговых ставок;
  • стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
  • страна происхождения товара – только для импортных товаров;
  • номер таможенной декларации – только для импортных товаров;
  • код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС – при вывозе товаров в страны Евразийского экономического союза.

Вот как выглядит бланк счета-фактуры в 2017 году:

Также вы можете новый бланк корректировочного счета фактуры, действующего с 1 июля, в формате Excel.

Вывод

С 1 июля 2017 года при реализации товаров (работ, услуг) по госзаказам поставщики должны будут указывать в счетах-фактурах идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). Новые требования установлены Федеральным законом от 03.04.2017 № 56-ФЗ. Однако формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры не поменялись. Их по-прежнему потребуется выставлять по формам, установленным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Новый формат счетов-фактур с 1 июля 2017 года

С 1 июля 2017 года допускается формирование счетов-фактур в электронной форме исключительно по новому формату, утвержденному приказом ФНС от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155.

Корректировочный счет-фактура с 1 июля 2017 года также можно передавать только в новом формате, который утвержден приказом ФНС от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189.

Заметим, что форматы электронных счетов-фактур утверждены приказами ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155 и от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93. До 1 июля 2017 года оба формата действуют одновременно. И в период с 7 мая 2016 года по 30 июня 2017 года допускается формировать счета-фактуры в любом формате: как в старом, так и в новом. Однако с 1 июля 2017 года в «старый» электронный формат счетов-фактур применять нельзя (п.п. 2 и 3 приказа ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155).

Что изменилось в формате

В новом формате нет изменений в показателях, форме или структуре данных счета-фактуры. Причиной появления нового формата послужила введенная возможность указывать в счетах-фактурах дополнительные сведения, в том числе реквизиты первичного документа. По сути, новый формат счета-фактуры стал и форматом универсального передаточного документа (УД).

Также новый формат счета-фактуры с 1 июля 2017 года может включать не один файл, как прежде, а два, которые при этом имеют разнонаправленное движение: от продавца к покупателю и от покупателя к продавцу.

С 1 июля 2017 г. в строке 8 счета-фактуры следует указывать идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). Если бюджетное учреждение заключает госконтракты за счет целевых субсидий, идентификатор присваивается. Требуется ли проставлять идентификатор, если заключается договор в рамках деятельности, приносящей доход, или в этом случае в строке 8 ставится прочерк?

Федеральным законом от 03.04.2017 № 56-ФЗ (далее – Закон № 56-ФЗ) в НК РФ внесены поправки, которые касаются налогоплательщиков – исполнителей по госконтрактам. С 01.07.2017 в выставляемых счетах-фактурах необходимо указывать идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). Это требование справедливо и при составлении счетов-фактур на аванс, корректировочных счетов-фактур (п. 1 ст. 1 Закона № 56-ФЗ).

Идентификатор госконтракта не произвольный реквизит. Он присваивается заказчиком в следующих случаях:

  • компания исполняет оборонный заказ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ),
  • осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов, контрактов учреждений, соглашений о предоставлении целевых субсидий, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Правила казначейского сопровождения контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552 (далее – Правила № 1552). Согласно пп. "д" п. 7 Правил № 1552 идентификатор госконтракта указывается в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования идентификатора госконтракта на 2017 г. установлен приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 № 9н (далее – Порядок № 9н).

Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после создания записи в реестре контрактов (п. 3 Порядка № 9н). Он представляет собой 20-значный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ "/" перед номером документа (пп. 6, 7 Порядка № 9н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится и договор (контракт). Структура идентификатора госконтракта установлена п. 7 Порядка № 9н.

Новый реквизит в форме счета-фактуры нужен для предоставления вычета по НДС. Поэтому с 01.07.2017 необходимо применять новую форму счетов-фактур. В соответствии со ст. 169 НК РФ идентификатор указывается при его наличии. В случае его отсутствия в контракте с заказчиком отсутствие его в счете-фактуре не будет нарушением. В такой ситуации в соответствующем поле счета-фактуры ставится прочерк.

Таким образом, в соответствии с Законом № 56-ФЗ независимо от вида деятельности учреждения с 01.07.2017 в счетах-фактурах в обязательном порядке указывается идентификатор госконтракта при его наличии. Если контракт заключается в случаях, когда присваивать идентификатор госконтракта не требуется, в строке 8 счета-фактуры ставится прочерк.

Вступивший в силу с июля этого года Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 169 и 251 части 2 НК Российской Федерации” добавил в документы о возникновении денежных обязательств новый пункт: идентификатор государственного контракта. В бланках счет-фактур (в том числе авансовых, корректировочных и универсальных платежных документов) по этому поводу появилась соответствующая строка:


рис.1 Счет-фактура


Это породило серьезную неразбериху, связанную с тем, что понятие “идентификатор государственного контракта” уже существует в госзакупках, но связано оно с законом “О государственном оборонном заказе”. Казалось бы, поставщиков, не имеющих отношения к оборонке, все это не касается, ведь в федеральных законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ такого понятия нет. Но не все так просто.


Что же такое идентификатор государственного контракта (ИГК), где его взять и кто должен указывать его в счет-фактуре? Давайте разберемся.

ИГК: что это, откуда берется и где его указывать?

Как вытекает из названия, ИГК – это уникальный номер государственного контракта, позволяющий его идентифицировать: соотнести с конкретной закупкой и отследить все связанные с ним расчеты. Нужен он для дополнительного контроля контрагентов.


Идентификатор присваивает государственный заказчик после того как внесет контракт в реестр. Соответственно, узнать его можно у заказчика. Правила (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016г. №1552) предписывают указывать ИГК в соглашениях, договорах, контрактах, документах, связанных с платежами и расчетами, а также подтверждающих возникновение денежных обязательств. К последним относятся:

  • счет-фактуры или УПД, акты приемки-передачи, накладные – для товаров;
  • счет-фактуры или УПД, счета, акты выполненных работ, оказанных услуг – для работ или услуг;

Здесь возникает вопрос: как внести ИГК в контракт, если он выдается только после регистрации этого самого контракта в реестре? Один из вариантов – оформление доп.соглашения.

Как определить, нужно ли указывать ИГК?

Идентификатор нужен в 2 случаях:


1 - При заключении контрактов на закупки для оборонного комплекса Российской Федерации.


Такие сделки проходят под особым государственным контролем, требуют создания спецсчетов, причем только в определенных, одобренных Правительством банках. Все участники оборонного заказа проводят деньги только через эти спецсчета и проставляют идентификатор государственного контракта на всех расчетных документах.


2 - При казначейском сопровождении госконтрактов.


Государственные заказчики, работающие по № , также могут проводить авансовые платежи по отдельным счетам. Так делает, например, «Росатом». Однако аналогичного инструмента не предусматривает в принципе. Компромиссом стало введение казначейского сопровождения.


Суть та же, что и при банковском сопровождении, когда банк открывает всем участникам отдельные счета, ведет мониторинг расчетов и контроль целевого использования средств, отчитывается перед заказчиком – то есть является независимым арбитром сделки. При казначейском сопровождении таким “банком” выступает Федеральное казначейство (Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ).


Так, заказчик может быть спокоен, что поставщик не скроется с авансом. Поставщик может быть уверен, что ему заплатят. А государство, в свою очередь, убедится, что деньги из бюджета не пошли кому-то в карман.


Если вы не работаете с государственными оборонными заказами, а ваши госконтракты не курируются казначейством, в поле для ИГК можно ставить прочерк или оставлять его пустым.

Сколько цифр в идентификаторе государственного контракта?

Обратите внимание, что порядок формирования идентификатора государственного контракта для оборонки и для госзакупок на казначейском сопровождении содержат разное количество цифр.


Идентификатор по оборонным заказам содержит 25 разрядов:

  • 1 и 2 – две последние цифры года заключения;
  • 3 и 4 – две последние цифры года исполнения;
  • 5, 6 и 7 – код госзаказчика;
  • 8 – код, в котором зашифрован способ определения исполнителя (например, закупка у единственного поставщика);
  • 9, 10, 11 и 12 – порядковый номер контракта;
  • 13 – код вида цены (уточняемая, фиксированная, возмещающая издержки);
  • 14 - 25 – определяются государственным заказчиком. Если разряды не используются, то ставятся нули.

В идентификаторе государственных контрактов с казначейским сопровождением 20 цифр, которые различаются в зависимости от вида документа.


Для контракта:

Для соглашения:

  • 1 - 8 – нули;
  • 9 - 19 – соответствуют разрядам номера в реестре соглашений (с 1 по 11);
  • 20 – идентификатор реестра соглашений – “2”.

Для соглашения, содержащего государственную тайну:

  • 1 - 8 – нули;
  • 9 - 11 – код главного распорядителя средств федерального бюджета, заключившего соглашение;
  • 12 - 13 – первые две цифры кода территориального органа Федерального казначейства;
  • 14 – код типа бюджета – “6”;
  • 15 - 16 – две последние цифры года заключения соглашения;
  • 17 - 19 – порядковый номер, присвоенный территориальным органом Федерального казначейства;
  • 20 – “3”.

Для контракта учреждения:

  • 1 - 19 – соответствуют разрядам номера в реестре контрактов;
  • 20 – идентификатор реестра контрактов – “5” для контрактов, содержащих государственную тайну, и “4” для остальных.

Если у вас остались вопросы и нет уверенности, требуется ли указание идентификатора государственного контракта в вашем конкретном случае, добро пожаловать на консультацию! Наши юристы с радостью вам помогут.