Сущность конституции рф. §2

Ключевые слова: сущность, конституции

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти , его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции.

Идея писаной конституции впервые возникла в Англии , которую Маркс метко охарактеризовал как "демиурга буржуазного космоса". Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина "конституция" (что означает - учреждение, установление ) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота "rem publicam constituire", которым начинались акты римских императоров.

Наряду с термином "конституция" применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование "основной закон" (lex fundamentales).

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стране, действующая Конституция РФ 1993 г. устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова "Основной Закон" как ставшие излишними.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от "революционных" конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти : поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория , которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса , т.е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические . По своему источнику она является народной конституцией , поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает , что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Выявим сущность конституции как основного правового акта, устанавливающего наиболее важные правила взаимодействия членов общества.

Сущность конституции проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она была создана, какие социальные запросы обеспечили её возникновение.

Появление конституции относится к 18 веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, крушением феодальных обществ под напором капиталистического строя. Для этого была необходима правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Подобную роль мог выполнить лишь правовой акт, который обобщенно устанавливал основы устройства государства. Он должен был находиться объективно выше власти короля и представлять волю всего общества.

Первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Основные законы Франции и Польши.

Происхождение термина «конституция» (означает - учреждение, установление ) достоверно не установлено. Существует точка зрения, что он взят из оборота, которым начинались акты римских императоров. Поначалу наряду с термином «конституция» применялось наименование «основной закон» .

В научной литературе имеются различные теории относительно её сущности. Одной из точек зрения является определение сущности конституции как общественного договора. В соответствии с ней все члены общества заключили договор, отраженный в конституции, о том, на каких основах и принципах учреждается данное общество, по каким правилам оно функционирует. Конституция признается выражением суверенитета народа и проявлением его единой воли.

Теологические теории рассматривают сущность конституции как воплощение в ней божественных предписаний о правилах жизни человека и общества, отражение идеи высшей справедливости и разума.

Представители школы естественного права считают, что сущность конституции проявляется в воплощении в ней огромного опыта и традиций данного народа . Подобные Основные законы признаются прочными и устойчивыми.

Существуют теории, которые отрицают народный характер конституции и связывают её сущность с волей государства. Основной закон рассматривается как самоограничение государственной власти : для недопущения произвола, она сама себя ограничивает и устанавливает пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория усматривает сущность конституции в выражении воли не всего народа, а только воли господствующего класса , т.е. признается классовой по своей сущности.

Действующая Конституция РФ не восприняла тезиса о классовой сущности основного закона. В сущность и основание Конституции 1993 года заложены иные начала - не классовые, а общедемократические .

По своему происхождению она является народной , поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

означает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и не согласные с ней. Всем дано право в легальных формах излагать и распространять свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что её принимают большинство избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается то общество, в котором реализуются права меньшинства.

Слово «конституция» берет свои корни от латинского сonstitutio, что значит устройство, постановление. В настоящее время в юридической литературе среди многочисленных определений этого понятия наиболее общим можно считать следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти (парламент, президент, судебная власть) и определяющий ее взаимодействие с обществом и гражданином.

В формальном значении конституция – это акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. Поэтому ее часто называют Основной закон. Предыдущие конституции Республики Беларусь имели это сопутствующее название. В настоящее время оно содержится в преамбуле .

Все современные конституции закрепляют два важных аспекта:

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2) организацию государственной власти (часто также определяют основы конституционного строя, форму государства).

Сущность конституции состоит в том, что она является ограничителем власти государства в области прав и свобод человека и гражданина. Это юридическое закрепление общественного согласия, основанного на личной и политической свободе.

Любая конституция обладает совокупностью политических, идеологических и юридических свойств , соотношение между которыми в каждой стране в различные периоды может быть различным.

Юридические свойства конституции. Конституция определяет вектор развития правовой системы , всех ее компонентов, ее направленность на обеспечение прав и свобод личности. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов, поэтому ее принято называть ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях, для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции имеется около ста ссылок на закон.

Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам . Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующее правило закрепляется в самом Основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Однако в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному правовому акту был придан более высокий юридический вес, чем конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа. В какой-то мере это объяснялось явным отставанием норм конституции от складывающихся новых реалий. Ведь после распада СССР союзная Конституция уже не действовала, а новой в Беларуси еще не было.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно на это обращается внимание в переходных положениях конституции. Например, в законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», а затем в разделе IX Конституции «Заключительные и переходные положения» предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь.

Установить факт несоответствия ранее принятого акта новой конституции – это обязанность прежде всего того органа, который его издал. Наряду с этим определенными возможностями обладают правоприменители, которые могут использовать лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат самой конституции. При неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (В Республике Беларусь – Конституционный Суд).

Конституция обеспечивает также гармонизацию актов национального законодательства и международного права.

Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность и устойчивость . Часто это зависит от стабильности общественных отношений. Например, Конституция США была принята в 1787 г., однако за более чем 200 лет в нее внесено всего 27 поправок. Во Франции, наоборот, за 200 лет принято 16 Конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее положений с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий. Стабильности конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия. Однако стабильность не означает неизменяемость. При этом следует помнить, что любые изменения в конституционном тексте лавинообразно сказываются на текущем законодательстве.

Политические свойства конституции. Политические свойства конституции касаются идеологических установок, благодаря которым формируется мировоззрение людей. Данный закон обладает учредительным характером (предлагает обществу определенные ценности). Затем формируется аналогичное законодательство. Статья 1 Конституции Республики Беларусь отражает ценности государства и характеризует его как унитарное демократическое социальное правовое. Демократическая сущность конституции будет наиболее полной, если в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острой политической борьбе и является итогом компромисса , например, между правящими силами и оппозицией.

Ни одна норма, отраженная в конституции, не может быть реализована полностью . Например, отдельные партии Республики Беларусь выступают против института президентства. Высказываются предложения о смещении приоритетов развития страны. Поэтому выигрывает равнодействующая Конституция . Она предлагает цели, которые диктуются временем. Одновременно с этим Основной Закон пишется на будущие отношения. Все цели и задачи, поставленные в конституции, реализовать практически невозможно, так как меняется обстановка внутри страны. Реализация этих целей влияет и на общество. В конституции не ставятся антигуманные цели. Политические свойства конституции – это нормы-принципы (по которым живем сегодня)инормы-цели (ориентиры на будущее). Они должны быть взвешены и выверены.

Идеологические свойства конституции. Любая конституция формирует и предлагает обществу систему взглядов и идей (правовое государство, права человека), т.е. формирует мировоззрение человека. Это, в свою очередь, влияет на все сферы жизни. Все негативное в обществе поэтапно должно изживаться и отвергаться. Конституция Республики Беларусь менее идеологизирована, чем предыдущие четыре Конституции. В ней отсутствуют такие формулировки, как «пролетарское государство», нет господства единой идеологии (например, ст. 6 Конституции СССР указывала, что «КПСС – это направляющая сила общества»).

В настоящее время в Конституции Республики Беларусь нет указания на господство идеологии какой-либо из 15 действующих партий. Каждая из них предлагает свою систему взглядов. Однако в современном мире ряд стран открыто заявляет о господстве одной идеологии. Например, в Конституции Ирана ислам является господствующей религией и государственной идеологией. Власть здесь не делится на политическую и духовную, все заменяет Коран. Любое одностороннее развитие ограничивает другие сферы жизни и не способствует развитию общества. Здесь очень важен идеологический плюрализм как потенциал успешного развития общества. В государстве должны присутствовать свобода мнений и идеологий. В Республике Беларусь, наряду с 15 партиями, насчитывается свыше 2200 общественных движений и объединений, 25 конфессий, классы, этносы со своими программами, целями, задачами.

Процесс реализации конституционных установок оказывает серьезное влияние на общество. Здесь присутствуют и правовые, и политические концепции, которые регулируют взаимоотношения человека, общества и государства. В конституции отражено равенство различных форм собственности, закрепляется суверенитет народа и государства, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства и т.д.

Конституции имеют свою классификацию:

1. По сроку действия –

временные (имеют ограниченный срок действия);

постоянные (неограниченный срок).

2. По форме и структуре –

писаные (приняты в виде единого документа);

неписаные (кодифицированные конституционные акты – Великобритания). Бывают конституции, состоящие по структуре из нескольких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).

3. По способу принятия –

парламентом (Республика Беларусь);

специально создаваемым для этих целей органом (конституционная ассамблея, учредительное собрание – Индия, Италия);

октроирования – акта «дарования» конституции сувереном (монархом) народу (императором Наполеоном I во Франции и др.).

4. По порядку изменения –

гибкие конституции – могут изменяться и дополняться в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания, Новая Зеландия);

жесткие – изменяются и дополняются в особом, более сложном порядке, чем это происходит при обычной законодательной процедуре (Республика Беларусь);

смешанного типа – сочетают в себе различные элементы.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь (ст. 138) рассматривается обеими палатами парламента (не менее двух третей от полного состава) по инициативе Президента или не менее 150 000 тысяч граждан страны, обладающих правом голоса.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум (простым большинством граждан, внесенных в списки для голосования).

Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, парламент, правительство, суд» и «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.

Краснодар

КрУ МВД России

ББК67.99(2)01 Одобрено

К 51 редакционно-издательским советом

Краснодарского университета

МВД России

Рецензенты:

, доктор юридических наук, профессор;

, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

К51 Понятие, сущность и значение Конституции: лекция/ . – Краснодар:

Краснодарский университет МВД России, 20с.

В данной лекции проведен анализ главного источника конституционного права – Конституции, исследованы проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок её возникновения, видов и юридических свойств, места в правовой системе государства.

Предназначена для курсантов и слушателей Краснодарского университета МВД России

© Краснодарский университет

МВД России, 2012

Введение

Настоящая тема тесно связана с предыдущей, так как конституция является основным источником конституционного права.

Как отечественная, так и зарубежная – правовая (государственно-правовая) наука не ограничиваются лишь этим аспектом ее исследования.

Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывает необходимость всестороннего исследования конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Ученые исследуют проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок, способов ее возникновения, ее видов, юридических свойств, места в правовой системе государства, ее принципов, функций и других сторон ее правовой природы.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

1. Понятие конституции, ее сущность и функции

Конституция – это правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства.

Но прежде чем дать характеристику современной конституции, остановимся на истории ее возникновения.

Термин «конституция» латинского происхождения (constitutio) и означает: устанавливаю, учреждаю. Он встречается еще в древнем Риме. Так называли отдельные акты императоров, имевших силу источников права. В юридической науке под конституцией обычно понимают Основной Закон государства.

Конституции существовали не всегда, они возникают в эпоху буржуазного строя. Рабовладельческое и феодальное государство не знает конституции. Конституция есть порождение буржуазного строя. Почему конституции возникают в эпоху буржуазного строя? Причины этому экономические. Нарождающемуся классу буржуазии нужна была свобода рынка, свобода торговли, но этому мешал феодальный строй. В борьбе за политическую власть буржуазия провозглашает демократические лозунги: свобода, равенство и братство. Буржуазный строй утверждает новые буржуазно-демократические институты: избирательное право, представительные учреждения, свобода союзов, печати и т. д. Буржуазное государство торжественно оповещает мир о своем рождении, юридически провозглашает «суверенитет нации» и «неотъемлемые права граждан ». Таким юридическим источником оповещения выступают декларации прав: Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Затем принимаются первые буржуазные конституции. В них буржуазия видела гарантию прав собственника от произвола монарха и феодалов. Экономическая потребность, интересы буржуазии обусловили выдвижение конституции как определенного правового акта, наделенного высшей юридической силой. Конституции знаменовали собой падение абсолютизма и дворянства и приход к власти нового класса – буржуазии. Первыми конституциями были американская 1787 г. и французская 1791 г.

Появление конституции явилось требованием правового закрепления организации государственной власти, способов ее осуществления и установление правления, ограниченного конституцией. Конституционный строй становился объективной потребностью нового класса, жаждущего свободы и власти. Возникновение первых конституций – это результат борьбы за власть между феодализмом, абсолютизмом и буржуазией, призвавшей к себе на помощь народные массы.

В юридической энциклопедии приводится следующее определение: конституция (от лат. сonstitutio – устройство, установление; анг. сonstitution) – основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы1.

По определению некоторых авторов, «Конституция есть нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти и местного самоуправления2.

Говоря о Конституции Российской Федерации, следует остановиться на следующем определении: «Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина»1. Но конечно же данное определение, как и всякое другое, отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народом, королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа. К их числу относится прежняя конституция Дании, Италии, Швеции, а также ряд действующих конституций, например, Бельгии, Монако2.

Если понятие конституции, как мы уже выяснили, определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает3.

Сущность конституции заключается не только в том, что она – основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом.

Как политический документ, она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора . Согласно таким концепциям члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, которая есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.

Согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции в том, что она выражает волю господствующего класса, т. е. является классовой по существу.

Действующая конституция Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции.

Неприменима к ней и трактовка конституции как общественного договора.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и несогласные с конституцией.

Действующая конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем референдума, утверждающей общедемократические принципы жизни государства и общества.

Исходя из характера конституции как юридического, политического и идеологического документа, каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической.

Юридическая функция конституции заключается в том, что будучи основным законом, она является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Политическая функция конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического, духовного воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующиеся на их взаимной ответственности.

2. Классификация конституций

Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законодательство.

Классификация позволяет установить закономерно существующие общие признаки конституций, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания. Но следует отметить, что классификация конституций, как и любая классификация, условна, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам.

В науке конституционного права существуют различные критерии классификации конституции.

По времени принятия конституции делятся на:

1. Конституции старого поколения.

Это конституции, принятые в основном в XVIII – XIX вв. и некоторые конституции, принятые до второй мировой войны в XX в.: конституция США (1787 г.), конституции Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Австрии (1920 г.), Ирландии (1937 г.) и некоторые другие.

2. Конституции «нового» поколения.

Эту группу составляют конституции, принятые после второй мировой войны. Это конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Индии (1950 г.) и многих других стран Европы, Азии, Африки и Америки.

По времени их действия конституции делятся на:

1. Постоянные.

Большинство конституций мира – постоянные, что вместе с тем не означает их неизменности или вечности. Некоторые конституции устанавливают их постоянство, неотменяемость. Так, конституция Мексики 1917 г. является согласно ст. 136 «нерушимой», а по конституции Греции 1975 г. греки правомочны оказать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее (ст. 120).

2. Временные.

Это конституционные акты, принимаемые на определенный промежуток времени, на переходный период.

По форме правления конституции бывают:

1. Монархические (например, конституция Японии 1947 г.).

2. Республиканские (например, конституция Франции 1958 г.)

По характеру политического режима конституции бывают:

3. Тоталитарные.

По форме государственного устройства конституции делятся на:

1. Конституции унитарных государств (например, конституция Греции 1975 г.).

2. Конституции федеративных государств, которые в свою очередь делятся на федеральные и конституции субъектов федерации.

Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации.

В Российской Федерации, помимо федеральной конституции, каждая республика имеет свою конституцию. Другие субъекты имеют свои уставы.

По порядку изменения и дополнения конституции делятся на:

1. Гибкие.

Это Конституции, которые изменяются и дополняются, как и текущее законодательство (Например, конституции Княжества Монако, Саудовской Аравии и др. стран).

2. Жесткие.

Эти конституции изменяются и дополняются в особом порядке (Италия, Япония, Российская Федерация и др.).

Если мы применим вышеперечисленные критерии классификации к Конституции Российской Федерации 1993 г., то определим ее как основной закон нового поколения, характеризующий Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По времени действия она является постоянной, по порядку изменения – жесткой.

3. Основные черты и юридические свойства

Конституции Российской Федерации 1993 года

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она применяется.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа .

В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993г. сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,.. принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции – ее учредительный характер . Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

3. Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Кроме вышеуказанных черт, конституцию отличают и особые юридические свойства . Это правовые признаки, присущие конституции как основному закону.

1. Верховенство конституции.

Установление в ч. 2 ст. 4 принципа верховенства Конституции Российской Федерации на всей территории России значимо в различных аспектах.

В признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.

Верховенство конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство Федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции. Именно на принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о необходимости соответствия конституций республик Конституции России.

2. Высшая юридическая сила конституции, ее прямое действие и применение на всей территории России.

Высшая юридическая сила конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления , должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Это юридическое свойство закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации1.

3. Конституция является ядром правовой системы России.

Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы российского права и системы законодательства.

4. Еще одним свойством Конституции Российской Федерации является ее особая правовая охрана , которая осуществляется органами государственной власти в различных формах.

Особая роль здесь принадлежит Президенту Российской Федерации, который является гарантом Конституции (ст. 10) и обязуется соблюдать и защищать ее, принося присягу при вступлении в должность (ст. 82).

Президент также вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Федеральной Конституции (ч. 2 ст. 85).

Важную роль Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок также является юридическим свойством Конституции Российской Федерации.

Мы уже говорили, что согласно этому порядку, установленному в самой конституции, она является жесткой.

4. Структура Конституции Российской Федерации 1993 года

Прежде чем остановиться на характеристике структуры Конституции Российской Федерации 1993 г., обратимся к понятию формы конституции.

Форма конституции – это способ организации и выражения конституционных положений.

Различают внешнюю и внутреннюю формы конституции.

Внешняя форма конституции есть внешнее выражение конституционных положений в виде одного или нескольких нормативных актов.

Внутренняя форма конституции есть способ организации, структура содержащегося в конституции материала. Это принятый в ней порядок расположения составных частей.

Можно также определить структуру конституции как принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания ее концепции.

Конституции различны по своей структуре. Это объясняется и формой государства, и историческими условиями принятия конституции, и ее формой. Однако конституции последних поколений, как правило, имеют много общего по своей структуре. Они включают преамбулу (введение), основную часть, заключительные и переходные положения и иногда – приложения.

Структура российских конституций на разных этапах их развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствовавшей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной конституции. Естественно, что на 1-ом месте были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых советских конституциях вообще отсутствовали. Лишь в Конституции РСФСР 1937 г. права и свободы значились в одной из последних глав.

Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место.

При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993г. предполагалось начать ее именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В отдельных зарубежных странах именно такой раздел или глава открывают конституцию. В числе проектов Конституции Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными учеными и юристами, также предлагался подобный вариант1.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы беспредметным. Однако Конституция ни в какой мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое. В истории российской конституции он появился впервые.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых, продолжают действовать ранее образованные органы. Эти положения как бы устанавливают переход от «старой» конституции к «новой».

Уяснив структуру Конституции Российской Федерации 1993 г., отметим те конституционные идеи, на которых она основана:

1) введение понятия «Основы конституционного строя» как отражение качественного изменения характеристики строя;

2) закрепление перехода на парламентскую систему;

3) определение статуса Президента как главы государства (Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти);

4) последовательное и четкое отражение в структуре принципа разделения властей;

5) закрепление новых начал федеративного устройства, определяющих статус субъектов, принципы разграничения полномочий;

6) исключение из структуры раздела о государственном плане экономического и социального развития России;

7) введение самостоятельной главы «Права и свободы человека и гражданина».

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации

и принятия конституционных поправок

Одним из юридических свойств конституции является особый порядок ее изменения, что свидетельствует о «жесткости» основного закона.

В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения конституции.

Так, ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизмененными со времени их принятия конституция Японии 1947 г., конституция Дании 1953 г. и др.

В некоторых конституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще тех или иных положений. Так, в ст. 89 конституции Франции 1958 г. записано: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В ст. 139 конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения о республиканской форме правления1.

Если мы обратимся к истории развития российской конституции, то увидим, что прежние советские закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа.

Последняя советская российская конституция устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.

Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

Прежде всего, Конституция применяет иную терминологию – вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Предложения о поправках или пересмотре положений Конституции может вносить ограниченный круг субъектов. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Это круг (ст. 134 Конституции Российской Федерации, 1993) перечня субъектов законодательной инициативы , указанного в ст. 104 Конституции.

Статья 135 Конституции в ч. 1 гарантирует неприкосновенность глав 1,2 и 9 и определяет процедуру разработки и принятия новой конституции.

Согласно этой статье, Федеральное Собрание Российской Федерации лишено права принимать новую конституцию. Федеральное Собрание лишь принимает постановление, содержащее предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9, которое может привести к принятию новой конституции. Оно принимается квалифицированным большинством – тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если это происходит, то в соответствии с федеральным конституционным законом (который на сегодняшний день еще не принят) созывается Конституционное Собрание – особый орган осуществления учредительной власти. Во многих странах аналогичный орган называется Учредительное Собрание. По утверждению: «Наша Конституция является одной из наиболее «жестких» в современном мире. Подобная иерархия конституционных положений введена именно потому, что исток, базисные причины не только государственного, но и всего общественного строя России концентрируют высшие ценности человеческой цивилизации, а также уроки собственной истории. Отсюда проистекает то уважение, которое оказывается положением первой части»1.

Часть 3 ст. 135 Конституции предусматривает три варианта осуществления Конституционным Собранием своих полномочий.

1. Конституционное Собрание не соглашается с предложениями Федерального Собрания, т. е. подтверждает неизменность действующей Конституции. И на этом полномочия Конституционного Собрания прекращаются.

2. Разрабатывается проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов.

3. Разрабатывается проект новой Конституции Российской Федерации и выносится на всенародное голосование (референдум). В этом случае конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Конституция определяет не только порядок ее пересмотра, т. е. принятия новой конституции, но и порядок принятия конституционных поправок.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст.136) допускаются только к гл. 3–8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»1 детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции Российской Федерации, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, повторное внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда Российской Федерации в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Поправка вносится непосредственно в текст конституции (а не прилагается к тексту, как, например, в конституции США). В случае исключения статьи, нумерация статей не изменяется, а делается в соответствующем номере статьи отметка «исключена».

К нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации, относятся положения Конституции 1993 г. о ее изменениях.

На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65.

При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента Российской Федерации (это определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции1.

Заключение

Основополагающим источником российского права является Конституция, выступающая как Основной Закон Российской Федерации, обладающая наивысшей юридической силой и действующая непосредственно. По своей сути она является официальным государственным решением первостепенной важности, отражающим баланс интересов социально-политических сил в обществе. Основной Закон регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом, государственной властью, закрепляет основы общественного строя, принципы организации и цели государства. В Конституции выражены нормы конституционного и других отраслей права, установлены принципы права, ряда правовых институтов, закреплены основы правовой системы, процедуры и стадии важных направлений государственной деятельности (правотворческой, контрольной). По структуре она представляет, в сущности, «конституционный кодекс». Но, конечно, это не означает, что Основной Закон осуществляет исчерпывающее регулирование государственно-правовых и иных отношений.

Место конституции в правовой системе, ее юридическая природа связаны с характером утвердившейся в нашем обществе конституционной системы. В Российской Федерации, до самого последнего времени, как и ранее в СССР, конституционное развитие осуществлялось в рамках системы моноконституционного акта. Это означает, что Конституция едина, и любые изменения в конституционных нормах, вносимые законом, обязательно инкорпорировались в текст Основного Закона. Наглядный тому пример – принятие законов об изменении и дополнении Конституции Российской Федерации 1978 г. в 1989–1993 гг.

Принятый на Всероссийском референдуме Основной Закон 1993 г. вводит новую конституционную систему, предполагающую существование собственно конституции и пакета федеральных конституционных законов. Последние принимаются в усложненном порядке по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, ее развивают и дополняют.

Литература

1. Белкин охрана: три направления российской идеологии и практики: Монография. - СПб., 1995.

2. Зиновьев первоочередных поправок в Конституцию России//Правоведение. 2000. №4. С. 46-61.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ассоциация ав­торов и издателей "Тандем", . - М., 2000.

4. Конституционное законодательство России: Монография / Под общ. ред. . - М., 1999.

5. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь /, и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

6. Кравец конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права. 2002. № 7. С. 15.

7. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. . 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2001.

8. Реков Э. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов - основной правовой принцип // Государство и право. 2000. №1. С. 31-41.

Введение …………………………………………………………..3

1. Понятие конституции, ее сущность и функции…………………………...4

2. Классификация конституций……………………………………………….9

3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ 1993 г……12

4. Структура Конституции РФ 1993 г………………………………………..16

5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие конституционных поправок……………………………………………………………………..20

Заключение ………………………………………………………………25

Литература………………………………………………………………. 27

Понятие, сущность и функции конституции

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция - документ государства, т.е. это правовой акт. Конституция - основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу. Конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права.

По сути, и содержанию конституция - документ и общества и государства. Конституция - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий, общественных объединений, должностных лиц, граждан страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции, прежде всего, отражают какие формы собственности, и организации экономической деятельности какие существуют в данный момент в обществе, и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическими и рационалистическими.

Суть классово-политического подхода в том, что конституция закрепляя названные группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы.

Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающих общественные отношения и содействующих их движению вперед. Здесь на первом плане - роль конституции как юридического документа, основного закона государства.

Поэтому, есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций.

С одной стороны, очевидно, что часто именно борьба различных сил за власть и итоги этой борьбы имеют в качестве одного из главнейших результатов появление новой конституции. Называть ли это "классовой борьбой" или "борьбой социальных сил" - пусть остается на усмотрение каждого исследователя. Ясно лишь то, что можно обойтись без вооруженного либо физического столкновения, но без борьбы идей не обходятся даже внутренне достаточно стабильные общества. Вместе с тем это может быть борьба не тех, кто занимает неодинаковые ступени в социальном раскладе сил (например, имущих и неимущих), а тех, кто принадлежит к одному слою, но по-разному видит будущее общества. Порой нет налицо и какого-то ярко выраженного противостояния, - например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, для чего и нужна новая конституция.

С другой стороны, конечно, никак нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политический режим.

С учетом сказанного можно охарактеризовать основные функции конституций. При этом следует учитывать, что функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции; учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.

Учредительная функция конституции. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Сказанное убедительно подтверждает опыт и нашей истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и, прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма..."

С учетом результатов в строительстве социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее появлялись соответствующие союзные и рес­публиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти (диктатуры) рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Как будет показано далее, для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.



Однако, с формально-правовой стороны и эти Конституции выполняли учредительную функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности, вводя всеобщее избирательное право, заменяя Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и ЦИК СССР новый высший орган государственной власти Союза - Верховный Совет СССР.

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Напомним, что руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось - трудящимися, были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько удачна была сама эта теория, - жизнь все расставила на места, - отметим родившееся конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.

В итоге, конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия и демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций и рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г. неоднократно реформировавшейся. Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

Организаторская функция конституции. Данная функция заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все же появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции. Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.)

Внешнеполитическая функция конституции . Эта функция состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г. Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государст­ва, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает об­щепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Идеологическая функция Конституции. Такая функция также присуща нашей Конституции. Хотя в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. И за примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.

Однако в ином плане конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (что делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в нашей стране (Конституция РФ 1993 г.).

Или, к примеру, закрепление в Конституции СССР 1977 г. однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 г. и равенства всех общественных объединений перед законом. Здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни. Прямо противоположные воззрения воплощены в принципе верховенства представительных органов в системе государственной власти, подотчетности им всех других государственных органов (это прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного влияния друг на друга (что предусматривает Конституция РФ 1993 г.).

Поэтому вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция. Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

Становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

Сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

Дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является "главным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но большинстве все-таки пока готовящихся. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции: нечего скрывать, что об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия.