В чем суть обязательств вследствие неосновательного обогащения. Неосновательное обогащение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Категория "бытие" и проблема бытия в истории философии
  • 2. Разнообразная форма бытия
  • 3. Философское понимание материи
  • 4. Движение как способ существования материи
  • 5. Пространство и время как форма существования материи

1. Категория "бытие" и проблема бытия в истории философии

Внутренняя противоречивость и активность бытия

Бытие - всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Это все то, что существует охватывает материальное и духовное это реально сущее.

Тщательная классификация и описание всех известных видов бытия - одна из основных философских задач бытие - самая общая определенность мира философии.

Все есть бытие. При этом если бы рассматриваемые нами миры были сугубо разными, к ним нельзя было бы применять одни и те же категории. Но во всех явлениях есть нечто одинаковое в философском смысле - то, что все они существуют. Причем это существование означает наличие определенности, которая может быть выражена философскими категориями.

Задача философа - в универсальном понимании мира философии. Добиваясь этого, он выводит одинаковость явлений, которая и обозначается категорией бытия.

История развития философской концепции понятия " Бытие "

Досократики: Противопоставляется небытию. Бытие "по истине" - сущность. Бытие "по мнению" - существование.

Платон - противопоставлял мир чувственный вещей миру истинного бытия - чистым идеям.

Средневековая христианская философия - противопоставление божественного бытия и сотворенного бытия. Различают действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция).

Эпоха Возрождения - общее признание культа материального бытия, природного бытия.

XVII-XVIII века

1) Бытие - реальность, противостоящая человеку, осваиваемая человеком в его деятельности. Бытие - объект, противостоящий субъекту, бытие - косная реальность, подчиненная слепо действующим автоматическим законам. Исходным в трактовке бытия становится понятие тела. Господствуют натуралистически-объективистские трактовки бытия. Природа - механизм, действующий сам по себе. Субстанциальный подход в бытию как к субстанции, являющейся неуничтожимым, неизменным субстратом бытия с различными свойствами.

Сознание исключается из бытия.

2) В то же время бытие определяется другими философами на пути гносеологического анализа сознания и самосознания:

Декарт: "мыслю, следовательно существую".

Лейбниц: бытие - духовные субстанции, монады.

Беркли: бытие - существование и данность в восприятиях.

Немецкий классический идеализм

Фихте: Бытие - свободная, чистая деятельность абсолютного "Я". А предмет анализа философии - бытие культуры как духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека.

Шеллинг: Подлинное бытие - в свободе человека, в его духовной деятельности.

Гегель: Бытие - первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе.

Западные философы XIX - XX веков

Понять бытие исходя из анализа сознания. Но сознание - не только в чисто гносеологическом смысле, а предположение целостной структуры сознания во всем многообразии его форм и в единстве с осознаваемым миром.

Философия жизни (Дильтей): Бытие - целостность жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами.

Неокантианство: Бытие - мир сущностей и мир ценностей как подлинное бытие.

Шелер: Учение о бытии тождественно осмыслению эмоционально-душевных актов и соответствующих им ценностей.

Сартр: противопоставление бытия-в-себе и бытия-для-себя. Бытие в себе - косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Бытие - свободный выбор возможностей.

Неопозитивизм: критика онтологии вплоть до отрицания проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Предполагает некритическое принятие языка наблюдений в качестве фундаментального уровня бытия науки.

2. Разнообразная форма бытия

Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Антология - учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей - я и не я - все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

· Небытия нет, есть только бытие. Небытие - разновидность бытия (Зенон).

· Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода - атомисты). По Платону бытие - мир идей, небытие - это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие - это две категории, перетекающие друг в друга.

· Есть только небытие (Чанышев).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать- значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование- напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность - это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция - неизменная реальность.

Б. Субстанция - изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:

1. Вещи.

2. Свойства.

3. Отношения.

3. Философское понимание материи

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя - фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя - это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя - это постоянная возможность ощущения.

Существует три концепции материи:

1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).

3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции - Ленин. Материя - это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются:

· Объективность.

· Познаваемость.

· Структурность.

· Субстанциональность.

Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи - это атрибуты. Главный атрибут материи - это движение. Движение - это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения:

· Всеобщность.

· Универсальность

· Объективность.

· Абсолютность (нет вещей неподвижных).

· Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость - обсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя - это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление обьективного духа.

Атрибуты материи:

1. Движение существует в 3-ех формах.

2. Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям:

а. По носителю

б. По взаимодействию.

в. По законам.

Существуют три основные формы движения материи:

1. социальная

2. биологическая (носители - клетка, организм)

3. химическая (носитель - молекула)

4. физическая (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах.

В философии в понимании реальности существует подход механицизм - сведение всех законов мира к принципам механики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.

Рассмотрим другие атрибуты материи - пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.

Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время - форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных формах движения материи временные характеристики неоднозначны: социальное, биологическое, химическое и физическое пространство, время.

4. Движение как способ существования материи

бытие материя онтология диалектический

При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции - воды - вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как такового. а есть движение конкретных материальных предметов.

На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико-материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т. д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого или взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.

Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи.

Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т. д., т. е. не было бы и покоя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей.

В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что каждая форма движения имеет определенного материального носителя.

Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через нее и классификацию наук дал Ф. Энгельс. Он выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каждая основная форма характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином структурном уровне материи.

Далее. Более сложные формы движения включают в себя более простые. Более сложная форма движения не есть просто арифметическая сумма более простых, а качественно новая, синтетичная форма движения.

Энгельс выделил 5 основных форм движения:

1. Механическая

2. Физическая

3. Химическая

4. Биологическая

5. Социальная

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.

Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения.

Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.

Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук.

Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения - квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

С попытками оторвать движение от материи выступали естественники и философы, начиная с середины XIX в.

Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление, сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является энергия. Это направление в философии получило название "энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

Гносеологические корни "энергетизма"- в абсолютизации движения, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Клаузиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более холодному.

Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный покой и "тепловая смерть" Вселенной.

Против этой теории выступили Энгельс, физики Смолуховский, Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически, считал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сохранения и превращения энергии, он верил, что излученная в пространстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие формы движения. И это подтвердили работы советского академика В. Амбарцумяна, которые показали, что звезды не только остывают и гаснут, но и возникают вновь.

Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И.П. Плоткин, К.П. Станюкович, Я.П. Терлецкий на основе статистической физики доказывают, что наша Вселенная не является замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамическая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии, устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская процесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность, что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем.

И последний важный философский аргумент. Поскольку материя вечна и бесконечна, то в этой вечности бесконечное множество раз могло бы наступить состояние абсолютного покоя. А этого не произошло. Таким образом, диалектико-материалистические воззрения не допускают возможности тепловой смерти Вселенной.

5. Пространство и время как форма существования материи

В ходе развития человечества изменяются, развиваются представления о пространстве и времени. Однако, как бы ни менялись представления о пространстве и времени, сами по себе изменения не могут отменить одного: пространство и время существует объективно, материя не может двигаться иначе, как в объективно реальных пространстве и времени. В философском смысле категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это формы бытия, атрибуты материи, не имеющей ни границ, ни начала, ни конца в своем движении.

Философы идеалистического направления, как и представители религии, всегда выступают против идеи бесконечности времени и пространства, а также против их объективности. После открытия в 20-х г. прошлого столетия явления "красного смещения", особо оживилась идея конечности мира в пространстве и во времени. Одним из объяснений воспринимаемого движения была предложена концепция расширяющейся Вселенной в наблюдаемой её части, а сама эта концепция была использована для обоснования религиозной догмы о творении и конечности мира.

Радиус "видимой" Вселенной, воспринимаемой с помощью радиотелескопов 12,5 миллиардов световых лет при скорости света в вакууме 300 тысяч километров в секунду. Данные современной космологии постоянно доказывают бесконечность и безграничность времени и пространства. Наблюдения астронома Амбарцумяна, подтвержденные и рядом американских коллег, обнаружили не только разбегающиеся, но и сближающиеся друг с другом галактики. Это позволяет считать наиболее вероятной картину "пульсирующей Вселенной" как результат действия двух тенденции-притяжения и отталкивания, удаления и сближения, присущих противоречивой природе самой материи.

В истории философии имели распространение две концепции пространства и времени - субстанциальная и реляционная. Первая рассматривает пространство и время как особые сущности, существующие сами по себе независимо от материальных объектов (например, представление о пустоте у Демокрита). Эти представления нашли всестороннее развитие в учении Ньютона, выдвинувшего понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Согласно Ньютону, пространство безотносительно к материи, оно всегда одинаково, неизменно, пустое вместилище тел и имеет три измерения. Время - чистая длительность, пустое вместилище событий. Пустые промежутки между небесными телами заполняет тончайшее вещество - эфир, которое имеет одно измерение.

Надо заметить, что субстанциальная концепция может разделяться как материалистами, так и идеалистами. Но если материалисть! понимают пространство как объективно существующую субстанцию, которая служит своеобразным вместилищем для материи, то идеалисты нередко представляют пространство как особую субстанцию духа. В этой связи следует обратить внимание на субъективно-идеалистическое отрицание объективности пространства и времени Дж. Беркли, Д. Юмом, махизмом. Д. Юм считал, что пространство и время не являются объективно-существующими, они - феномены сознания: привычки человека видеть мир таковым, например, привычка к смене дня и ночи, времен года и т. д. Дж. Беркли и махизм считают, что пространство и время, как и все тела, совокупность ощущений или "элементов" субъекта.

Реляционная концепция пространства и времени указывает, что пространство и время являются особыми отношениями между объектами и процессами и вне их не существуют (см. например, учение Лейбница). Реляционная концепция может быть как идеалистической, так и материалистической. Тот же Лейбниц эту концепцию развивал с позиций идеализма, а сторонники диалектического материализма считают, что они объективные, не зависящие от человека форма бытия материи, и показывают их неразрывную связь с материей и движением.

В философском плане специальная теория относительности А. Эйнштейна (1905 г.) показала неразрывную связь пространства и времени (пространственно-временной континуум). 8 физическом плане пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. Когда скорости движения малы по отношению к скорости света в пустоте, тогда можно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же. Если же речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменения пространственных и временных интервалов становятся заметными. Вместе с тем, изменение обоих интервалов зависит от характера движения тела и значит, пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Эти идеи получили развитие в общей теории относительности (1916 г.).

В философском плане доказана не только связь пространства и времени, но и взаимосвязь, неотделимость материи, движения, пространства и времени. Пространство и время не только невозможны в отрыве от материи, но и сами свойства пространства и времени зависят от движущейся материи, В физическом смысле показано, что геометрия пространства - времени обусловлена характером поля тяготения, взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства и замедление хода времени. Для движущегося объекта время не просто замедляется, но вообще останавливается, если он движется со скоростью света. Выдвигается также гипотеза о зависимости скорости биологических часов от возраста организма. Уменьшение интенсивности обмена веществ вызывает замедление внутреннего биологического времени, вот почему в старости у человека создается иллюзия ускорения внешнего времени.

Пространство и время обладают различием. Пространство имеет три измерения (длину, ширину, высоту), и чтобы задать положение тела в пространстве, достаточно трех координат. Кроме того, пространство, как форма бытия материи, выражает объемность, протяженность, отдаленность, порядок расположения тел относительно друг друга.

Время - одномерно. Категория времени обозначает такие всеобщие характеристики движения материи, как последовательность, длительность существования вещей или процессов их периодичность, сменяемость. Время имеет одно направление - от прошлого через настоящее и от него к будущему (необратимость). Говоря о трехмерности пространства и одномерности времени, надо отметить, что имеется проблема многомерности пространства и времени (четырехмерное, десятимерное пространство - время). Материалистическая позиция состоит в том, что с учетом научных данных в реальном мире возможно пространство - время с большим числом измерений, но из этого вовсе не следует, будто в этом мире должны существовать духи. Скажем, в современных концепциях супергравитации (сильные, электрослабые и гравитационные воздействия, которые связаны между собой) вводится представление о десятимерном пространстве - времени. Согласно этой гипотезе, при рождении нашей метагалактики, только 4 из 10 пространственно-временных измерений обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в глубинах микромира. Их можно обнаружить, только проникнув в эти области, но там мы сталкиваемся с принципиально иными мирами. На разных уровнях материи можно столкнуться с качественно различными структурами пространства и времени. Бесконечность материи в пространстве и времени предполагает качественное многообразие форм пространства и времени: физическое, биологическое, социальное. Материя, как субстанционная основа бытия, обладает рядом атрибутивных свойств. Она объективна, находится в постоянном движении, формами её существования выступают пространство и время. Материя системно организована и структурирована, проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых присуща своя форма движения и пространственно-временная организация.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Онтология - учение о Бытии. Связь категории "бытие" с рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Основные формы бытия. Структурная организация материи и учение о движении.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2009

    Сущность понятия "бытие". Бытие человека в мире вещей. Пространство и время как форма бытия материи. Основной признак материи. Специфика человеческого бытия, философское пространство. Взаимосвязь человека и общества. Общественное бытие и сознание.

    реферат , добавлен 24.03.2010

    Формирование философского понимания материи. Современная наука о строении материи. Движение как способ ее бытия, пространство и время – формы существования. Материальное единство мира. Социально-исторические представления о пространстве и времени.

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Онтология как философское учение о бытии. Формы и способы бытия объективной реальности, ее основные понятия: материя, движение, пространство и время. Категория как результат исторического пути развития человека, его деятельности по освоению природы.

    реферат , добавлен 26.02.2012

    Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем. Движение как способ существования материальных систем. Современный этап философского и научного познания мира. Процессы самоорганизации в мире. Пространство и время.

    презентация , добавлен 20.03.2014

    Основы концепций пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. Домарксистское понятие материи. Движение - способ существования материи.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2003

    Пространство и время как формы существования материи. Проблема движения, его определение у Аристотеля. Отрицание пустого пространства Аристотелем. Относительное и абсолютное время. Пространство и время в основных отраслях естествознания, решение проблемы.

    презентация , добавлен 09.04.2012

    Рассмотрение существенных философских проблем: соотношение бытия и мышления, бытия и времени. Формы бытия: материальное, идеальное, человеческое, социальное и виртуальное. Атрибуты материи: пространство, время, движение, отражение и структурность.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Рассмотрение движения как атрибута материи, связанного с любым изменением моментов объективной реальности. Диалектико-материалистическое учение Ф. Энгельса о формах движения материи: механической, физической, химической, биологической и социальной.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Проблема источника движения. Движение и покой. Соотношение материи и движения. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь. Социальная форма движения материи. Критика редукционизма и механицизма. Прогресс, регресс, круговорот в природе и обществе.

Философия использовала термины «быть», «бытие» для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование.

Бытие всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность .

Бытие в прошлом есть ничто. Бытие всегда в настоящем, и только в настоящем оно проявляется.

Определяя Бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос – космический Разум , через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Истина Бытия открывается человеку непосредственно.

Нельзя отождествлять Парменидово Бытие (Абсолют, Благо, Добро и т.д.) с христианским Богом. Парменид не знает личного Бога и личного к нему отношения. Бытие – это безличностная трансцендентальная реальность, это Абсолют, к которому античный грек не мог обратиться с помощью личного местоимения «Ты». Античный грек не искал общения с Парменидовским Бытием. Ему достаточно было уверенности в том, что Бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования.

Последователь Парменида Мелис в труде «О природе, или О сущем» отмечал, что Бытие не имеет границ. По его мнению, это вытекает из того, что если признать границы Бытия, то это будет означать, что оно граничит с небытием. Но так как небытия нет, то и Бытие не может быть ограниченным.

Значительно расширил понимание Бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» – «мир объективно существующих идей», – противопоставляя его «чувственному бытию» (как его понимали досократики). При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее.

Фома Аквинский строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причастностей Бытию. С его точки зрения, Бог и только Он Один есть Бытие как таковое, подлинное. Все остальное – материальное и даже нематериальное, к примеру, ангелы, – имеет ограниченное, неподлинное бытие. Мера неподлинности определяется степенью причастности к Бытию как таковому.

Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного Бытия. Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Это значит, что бытие стало субъектным. Бытие и вся связанная с ним проблематика не интересуют Канта. Предмет его философии – знание и субъект знания. Возникает, если можно так сказать, совершенно новый вид метафизики, где бытие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом. Человек попытался занять место Бога на Земле.

По мнению русских религиозных философов, сознание не есть нечто первичное. Первично Бытие, а укорененность человека в Бытии делает возможным само сознание. Именно бытие в Боге – суть русской религиозности.

Отказавшись от Бога, не надеясь более на разум, человек XX в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума. Человечество вновь, как и во времена Парменида, испытывает шок открывшегося сиротства, неприкаянности, неукорененности ни в чем.

Парменид ввел в философию проблему Бытия как чего-то устойчивого, неподвижного, вечного, находящегося за миром конечных явлений. Но в то же самое время другой философ – Гераклит – предложил грекам иное толкование Бытия. Он заявил, что Бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс, развитие, движение. Грекам предстоял выбор: они предпочли парменидовскую трактовку Бытия.

Наименование указанных обязательств может навести на мысль, будто они возникают без какого бы то ни было юридического основания. Это, конечно, не так. Отсутствие основания для того, чтобы признать обогащение основательным, вовсе не означает, что нет основания для возникновения самого обязательства, но именно как обязательства из неосновательного обогащения. Именно отсутствие первого основания влечет наличие второго, что четко отражено в пп. 1 и 2 ст. 1102 ГК. Таким образом, как и всякое другое обязательство, кондикционное обязательство возникает лишь при наличии предусмотренных законом оснований, которые именуются юридическими фактами.

Фактический состав, порождающий обязательства из неосновательного обогащения или сбережения имущества, состоит из следующих элементов:

  • а) одно лицо приобретает или сберегает имущество за счет другого;
  • б) имущество приобретается или сберегается без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Приобретение имущества одним лицом за счет другого означает увеличение объема имущества у одного лица и одновременное уменьшение его объема у другого. Приобретение предполагает количественные приращения имущества, повышение его стоимости без произведения соответствующих затрат приобретателем.

Сбережение имущества означает, что лицо должно было израсходовать свои денежные средства или иное имущество, но не израсходовало их либо благодаря затратам другого лица, либо в результате невыплаты другому лицу положенного вознаграждения.

Отправляясь от общей классификации юридических фактов, можно утверждать, что указанные обязательства возникают из всех юридических фактов, охватываемых данной классификацией: событий и действий; правомерных действий и правонарушений; юридических актов и юридических поступков. Исключение должно быть сделано лишь для такого юридического факта, как договор, поскольку обязательства из неосновательного обогащения всегда носят внедоговорный характер. Обязательства из неосновательного обогащения могут возникнуть в результате непреодолимой силы, в том числе действия неподконтрольных человеку природных сил, и случайного стечения обстоятельств, неправомерного поведения неосновательно обогатившегося лица или других лиц, правомерного поведения, направленного на достижение юридических последствий, и поведения, вызвавшего их без специальной на то направленности, гражданско-правовых и властных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления и т. д. Они могут возникать также из юридических составов, включающих не единичный юридический факт, а их набор. Именно так к определению круга юридических фактов, порождающих обязательства из неосновательного обогащения, и подходит закон (см. п. 2 ст. 1102 ГК).

Нередки случаи, когда приобретение или сбережение имущества поначалу опиралось на юридическое основание, которое впоследствии отпало. Обязательство из неосновательного обогащения, по общему правилу, возникает лишь с того момента, когда это основание отпадает. Возможна и обратная ситуация: приобретение или сбережение имущества вначале на юридическое основание не опиралось, а в дальнейшем его обрело. С этого момента приобретение или сбережение имущества перестает быть неосновательным. Судьба же приобретений и сбережений, имевших место ранее, зависит от того, действует ли возникшее основание с обратной силой или нет.

Неосновательное обогащение также может возникнуть вследствие действий в чужом интересе. Согласно ст. 987 ГК если действия, непосредственно направленные на обеспечение интересов другого лица, в том числе в случае, когда совершившее их лицо ошибочно предполагало, что действует в собственном интересе, привели к неосновательному обогащению другого лица, то применяются правила, предусмотренные гл. 60 ГК.

Пример из Тындинского районного суда (Амурская область)

Валуева И.Д. обратилась в суд с настоящим иском, указав следующее. Между ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» и ее сыном ВПН был заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 149905 рублей 74 копейки. ДД.ММ.ГГГГ ВПН погиб в дорожно-транспортном происшествии. После смерти ВПН ДД.ММ.ГГГГ она произвела единовременную оплату остатка кредита в сумме 106966 руб. 59 коп. в кассу ОАО «АТБ». Факт оплаты подтверждается приходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ. В кредитном договоре от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют условия субсидиарной и солидарной ответственности с родственниками, отсутствуют обязательства поручительства. В соответствии со ст. 418 ГК РФ обязательства прекращаются смертью гражданина. Таким образом, обязательственные отношения по кредитному договору между ОАО «АТБ» и ВПН прекращены ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем сумма 106966 руб. 59 коп. внесена ею в кассу ОАО «АТБ» по прекращенному обязательству и является для банка в соответствии со ст. 1102 ГК РФ неосновательным обогащением. В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой (гл.60), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц, или произошло помимо их воли. Просила обязать ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» произвести ей возврат 106966 руб. 59 коп. неосновательного обогащения; взыскать с ответчика государственную пошлину Этап производства: Первая инстанция

Судья: Шевченко Любовь Федоровна (председательствующий судья)

Например, если лицо, ошибочно полагая, что находящийся в больнице сосед должен третьему лицу некую сумму денег, выплачивает ее, то эта сумма впоследствии может быть истребована от получателя в качестве неосновательного обогащения.

Разнообразие юридических фактов, способных породить обязательства из неосновательного обогащения, получило отражение в норме п. 2 ст. 1102 ГК. Согласно ей правила об обязательствах из неосновательного обогащения, предусмотренные гл. 60 ГК, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

О возникновении обязательств из неосновательного приобретения или сбережения имущества можно говорить во всех случаях, когда действия людей или события приводят к противоправному результату - ничем юридически не обоснованному возникновению имущественных выгод на стороне одного лица за счет другого. Именно этот противоправный результат в виде юридически неосновательных имущественных выгод, перешедших к приобретателю за счет потерпевшего, и является фактическим основанием возникновения обязательств из неосновательного обогащения.

Проиллюстрируем на конкретных примерах сформулированные положения об основаниях возникновения обязательств из неосновательного обогащения.

Сперва можно рассмотреть примеры из Тындинского районного суда (Амурская область).

Помпа С.В. обратился в суд с настоящим иском, указав, что в <дата> между ним и ответчиком было достигнуто соглашение купле-продаже гаража по<адрес>, принадлежащего Бережненко А.В., по цене в хххх <дата> он передал ответчика в качестве предоплаты хххх, что подтверждается распиской, ответчик передал ему документы на гараж - временное удостоверение № от <дата>, технический паспорт, ключи от гаража. В дальнейшем супруга ответчика Бережненко С.А. заявила об отказе от продажи гаража, требует гаража освободить без возврата предоплаты. До настоящего времени Бережненко А.В. деньги в сумме хххх не возвратил. Просит суд взыскать с Бережненко А.В. в его пользу неосновательное обогащение в сумме хххх, судебные расходы по оплате пошлины ххх, по оплате юридических услуг ххх Этап производства: Первая инстанция

Судья: Факеева Л.Е. (председательствующий судья)

Решение: Иск (заявление) удовлетворен (в том числе частично)

БАВ обратился в суд с настоящим иском, мотивировав тем, что Дата обезличена года на основании заявления на получение кредита Номер обезличен, заключенного между ним и БАНК ему был выдан кредит в сумме 152 250 руб. сроком на 36 месяцев под 12% годовых. Согласно заявлению на получение кредита предусмотрена уплата комиссии за ведение счёта ежемесячно в размере 1% от суммы кредита, которая была включена в ежемесячный платёж по кредиту в размере 1522 руб. 50 коп. Им уплачено комиссий на сумму 54 810 руб. Кроме того, им уплачена комиссия за снятие денежных средств в сумме 2250 руб., необоснованно удержана комиссия за кредитование частного лица в сумме 2283 руб. 75 коп., внесенных им наличными на счёт.

Полагает, что незаконными действиями банка, заключающимися в лишении его денежных средств, ему причинён моральный вред, так как он чувствовал себя обманутым.

Просит суд взыскать с БАНК в его пользу задолженность в сумме 59 377 руб. 75 коп.; компенсацию морального вреда в сумме 6000 руб Этап производства: Первая инстанция

Судья: Факеева Панкова Татьяна Вячеславовна (председательствующий судья)

Решение: Иск (заявление) удовлетворен (в том числе частично)

Ниже представлены примеры, взятые из учебника.

Банк, выполняя платежное поручение клиента, ошибочно перечислил денежную сумму с расчетного счета клиента не на счет организации, с которой клиент должен рассчитаться за поставленный товар, а на счет сторонней организации. В результате неправомерных действий банка возникло обязательство из неосновательного обогащения, в котором клиент банка, со счета которого денежная сумма списана, выступает как кредитор, а организация, на счет которой она ошибочно перечислена, как должник. Возникновение указанного обязательства, разумеется, не исключает ответственности банка перед плательщиком, которого банк обслуживает. Если же ошибка произошла вследствие неправильного указания плательщиком реквизитов получателя средств, то дело ограничивается возникновением обязательства из неосновательного обогащения между плательщиком и получателем средств. Извещение об оплате междугородного телефонного разговора с указанием адреса абонента и номера его телефона ошибочно опущено в почтовый ящик другой квартиры, владелец которой, не посмотрев, на кого выписано извещение, его оплатил. Возникло обязательство из неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) между абонентом, разговор которого был оплачен, и тем, кто его оплатил. Первый в этом обязательстве -- должник, второй -- кредитор.

Гражданин, не достигший пенсионного возраста, представил подложные документы, в результате чего ему была назначена пенсия. К моменту, когда подлог был обнаружен, он достиг пенсионного возраста. Основание для отказа в назначении ему пенсии отпало. В то же время с него могут быть взысканы неосновательно выплаченные суммы пенсий за три года, предшествовавшие достижению пенсионного возраста.

Гражданин дал другому деньги в рост с указанием размера процентов и срока возврата капитальной суммы долга и процентов. В срок заемщик не вернул ни денег, полученных взаймы, ни процентов. Иск о взыскании указанных сумм следует квалифицировать как договорный иск. В то же время с момента просрочки с заемщика могут быть взысканы проценты по ст. 395 ГК. Этот иск следует квалифицировать как внедоговорный иск из неосновательного обогащения. В результате половодья заготовленный для сплава лес одной сплавной организации был смыт и прибит к лесу другой, расположенной ниже по течению реки сплавной организации. Поскольку бревна не были снабжены особой меткой и оказались обезличенными, между организацией, лес которой смыт, и организацией, к лесу которой он прибит, возникло обязательство из неосновательного обогащения См.: Гражданское право: Учебник. Часть 2 / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М., 1997. С. 764 (автор -- В.Т.Смирнов)..

Приведенные примеры иллюстрируют ту мысль, что обязательства из неосновательного обогащения возникают из самых различных оснований -- событий, действий, как правомерных, так и неправомерных, и т. д. и что обязательства из неосновательного обогащения, будучи внедоговорными, могут сопровождать иные по своей юридической природе обязательства, в том числе и договорные.

В рамках гражданского оборота выделяют группу так называемых кондиционных обязательств. В буквальном толковании это правоотношения по возврату ценностей, утраченных по ошибке. В отечественной правовой системе вследствие неосновательного обогащения. Что они собой представляют? Разберемся далее.

Общая характеристика

Обязательства, возникающие из неосновательного обогащения, являются внедоговорными. Они выполняют охранительную функцию. Их сфера применения и особенности регулируются положениями 60 главы ГК.

Согласно п. 1 1102 статьи Кодекса, субъект, который приобрел или сберег имущество за счет стороннего лица, не имея на то законных оснований, обязан вернуть его.

Формы

Понятие обязательств вследствие неосновательного обогащения охватывает два способа получения выгоды: путем приобретения или сбережения ценностей.

В первом случае имущество поступает в хозяйственное владение приобретателя. При этом права на ценности могут не возникать или возникать, но без достаточных к этому оснований. Приобретение означает увеличение имущественной массы.

При сбережении количество (объем) ценностей остается прежним, хотя должно было уменьшиться, если бы юридический факт, породивший неосновательное обогащение, не наступил.

Условия

Для обязательств, возникающих вследствие неосновательного обогащения, характерны следующие признаки:

  • Субъект получил выгоду за счет другого лица.
  • Для обогащения не было законных оснований, или впоследствии они отпали.

При приобретении/сбережении имущества у одного лица объем материальных ценностей другого уменьшается.

Неосновательность

Далеко не всякое обогащение приводит к возникновению кондиционных обязательств. Ключевым условием является отсутствие законных оснований к получению выгоды. При этом неважно, возникли обязательства вследствие действий обогатившегося, потерпевшего, стороннего лица или вследствие иных, независящих от них обстоятельств.

Обогащение считается необоснованным, если сбережение или приобретение произошли без оснований, предусмотренных законодательным или иным нормативным актом, а также договором.

Юридические факты

Основания для законного сбережения или приобретения имущества закреплены в 8 статье ГК. К примеру, преемник увеличивает объем своего имущества за счет наследодателя. В данном случае неосновательного обогащения нет. Закон предусматривает, что материальные ценности умершего переходят к наследникам в порядке универсального преемства.

Аналогичным образом решается вопрос о получении доходов по облигациям, денежным вкладам, акциям, в результате и пр.

А вот повторное получение поставщиком оплаты за одну и ту же партию товара будет считаться неосновательным обогащением. Необоснованным оно будет признано и тогда, когда первоначально основания для получения выгоды существовали, но впоследствии отпали. К примеру, наследник получил имущество по завещанию, но спустя время оно было признано недействительным.

Субъекты

В обязательствах из неосновательного обогащения участвуют:

  • Приобретатель - лицо, которое получило либо сберегло имущество.
  • Кредитор - субъект, имеющий право требовать возврат ценностей.

Субъектами обязательств из неосновательного обогащения могут быть граждане (недееспособные в том числе), юрлица (вне зависимости от характера правосубъектности).

Объект

Им является действие должника (приобретателя), направленное на возврат сбереженного или приобретенного имущества. В ряде случаев конкретный потерпевший отсутствует в правоотношениях. К примеру, необоснованной считается выгода, полученная от браконьерства или запрещенного промысла. В таких ситуациях исполнение обязательства по неосновательному обогащению осуществляется в пользу государства или организации. Соответствующие случаи должны предусматриваться в законодательстве.

В доход бюджета осуществляется взыскание и тогда, когда субъект, за счет которого обогатился должник, утратил право на имущество. Речь, в частности, о случаях получения взятки.

Нюансы квалификации

Как выше было сказано, возникновение обязательств обуславливается фактом необоснованного обогащения, предусмотренного или не предусмотренного в законе. Им может быть правомерное или противоправное действие самого обогатившегося, потерпевшего или стороннего субъекта. Фактом может являться поведение животного, природный катаклизм, иное обстоятельство, породившее необоснованное обогащение.

При квалификации события по 1102 статье ГК значение будет иметь не характер поведения должника (приобретателя), не природа фактов, обусловивших возникновение обогащения, а отсутствие оснований для сбережения/приобретения ценностей.

Все жизненные ситуации невозможно предусмотреть в законе. В связи с этим основания вытекающих из неосновательного обогащения обязательств не перечисляются в норме, а только в обобщенном виде выражаются в 1102 статье.

Сложности на практике

При рассмотрении споров проблемы нередко возникают с определением суммы, подлежащей уплате за пользование чужими материальными ценностями. Суды обычно руководствуются правилом 3 пункта 424 статьи ГК. Согласно норме, применяется цена, обычно взимаемая при аналогичных обстоятельствах за аналогичные объекты, работы, услуги.

При возврате имущества должник отвечает за любое, в том числе случайное причинение вреда. В обязательства по неосновательному обогащению входит компенсация недостачи, ухудшения состояния ценностей. Возмещение определяется с момента, когда приобретателю стало или должно было стать известно о необоснованности получения имущества. До указанного момента он будет отвечать за грубую неосторожность и умысел.

Обязательство по возврату материальных ценностей или по выплате компенсации за них должно быть исполнено сразу же после того, как приобретатель узнал о неосновательном обогащении. Если этого сделано не будет, он должен будет компенсировать потерпевшему потери, связанные с дальнейшим изменением стоимости материальных ценностей.

Пострадавшая сторона может требовать возмещения в соответствии с 1 пунктом 1105 статьи и тогда, когда использование имущества невозможно ввиду его износа.

Компенсация доходов

Имущество, приобретенное/сбереженное неосновательно, может приносить прибыль. Доход выражается по-разному. Это может быть естественное порождение (приплод животных), прибыль от совершения сделок (сдача в аренду и пр.).

В связи с тем, что имущество было приобретено необоснованно, неосновательным будет и получение доходов от его использования. Однако в законодательстве этот факт признается только в том случае, когда должнику было или должно было стать известно об отсутствии оснований для пользования ценностями. В противном случае приобретатель был бы поставлен в условия, исключающие нормальную хозяйственную эксплуатацию объекта; постоянно присутствовала бы опасность возврата доходов, полученных от имущества. При этом неиспользование ценностей привело бы к неоправданному исключению их из оборота. Это, в свою очередь, могло бы негативно отразиться на интересах лица, за счет которого имущество было приобретено.

Учитывая сказанное выше, законодатель установил обязанность приобретателя вернуть или компенсировать потерпевшему доходы, полученные или ожидаемые с момента, когда ему стало или должно было стать известно о неосновательности обогащения. Прибыль, извлеченная до этого времени, не возвращаются и не компенсируются. При рассмотрении вопроса о взыскании после этого момента необходимо руководствоваться положениями 1 пункта 1107 статьи ГК.

Глава 2. Обязательства вследствие неосновательного обогащения (ст. 1102-1109 ГК)

Определение

Это внедоговорное обязательство, в силу которого лицо, обога­тившееся за счет другого лица без правового основания, обязано воз­вратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Юридические признаки

1. Особое основание возникновения. Юридическим фактом, порож-
лшощим это обязательство, является не договор, а факт имущественного
(.богащения одного лица за счет другого без правового основания.

2. Под обогащением понимается приобретение имущества, т.е. его
увеличение либо сбережени е (сохранение средств, которые должны
>ыть истрачены) независимо от значительности (размера).

3. Отсутствие права на полученное или сбереженное имущество
означает, что нет правового титула (основания) на это имущество: дого-
мора, односторонней сделки, указания закона, административного акта,
события, которое бы породило право на имущество. Возможна ситуа­
ция, когда имевшееся ранее основание отпало.

4. Не имеет значения способ неосновательного обогащения. Это
может произойти: а) в результате действий самого обогатившегося; б)
действий потерпевшего (например, в результате ошибки дважды запла-
| ившего за услугу); в) сочетания действий того и другого; г) действий
третьих лиц; д) вообще помимо воли людей - в результате природных
тлений.

Таким образом, для этих обязательств не требуется причинная вязь с поведением самого обогатившегося. Эти обязательства возни-IV лют независимо от причинной связи между поведением обогатившего-а и фактом обогащения.

Не имеет значения и субъективная сторона. Эти обязательства воз­никают независимо от вины, т.е. субъективного отношения обогативше-| ося. Иначе говоря, данное обязательство возникает и при отсутствии ины обогатившегося в приобретении или сбережении имущества.

Вторым условием, наряду с фактом неосновательного обогаще­ния, для возникновения обязательства является осведомленность обога­тившегося о неосновательности приобретения или сбережения имуще­ства. Именно с этого момента, когда обогатившийся узнал об отсутст­вии правового основания, и возникает данное обязательство.

В чем же сущность обязательства из неосновательного обогаще­ния? Оно порождает определенные правовые последствия в виде обя­занностей, возлагаемых на обогатившегося.

Обязанности обогатившегося

1. Возвратить имущество потерпевшему в натуре, если оно сохра
нилось, немедленно, как только он узнал о неосновательности приобре­
тения. ,

2. Возместить убытки, причиненные этому имуществу (ухудше­
ние, недостачу), с того момента, когда узнал или должен был узнать о
неправомерности приобретения.


3. При невозможности возвратить имущество в натуре возникает
обязанность возместить действительную стоимость этого имущества на
момент приобретения.

4. Обязанность возместить все доходы, которые были извлечены
или должны быть извлечены из имущества с момента, когда узнал или
должен был узнать о неосновательном обогащении.

5. Обязанность возместить проценты за пользование чужими де­
нежными средствами по ст. 395 ГК, которые начисляются на сумму
неосновательного обогащения с момента, когда узнал или должен был
узнать о неправомерности обогащения.

6. И, наконец, обязанность передать правоустанавливающие до­
кументы на имущество, если таковые оказались у неосновательного
приобретателя.

Обязательство из неосновательного обогащения порождает обя­занность и для потерпевшего. Он должен возместить необходимые рас­ходы на содержание и сохранение имущества, понесенные обогатив­шимся с того момента, с какого тот должен возместить потерпевшему доходы, полученные от имущества.

Не подлежит возврату неосновательное обогащение в следующих случаях, установленных законом (ст. 1109 ГК):

1. Имущество, переданное в исполнение обязательства досрочно
(т.е. до наступления срока исполнения).

2. Имущество, переданное должником после истечения срока ис­
ковой давности.

3. Выплаченная заработная плата и приравненные к ней платежи
(пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, премии, алименты и
иные денежные средства, предоставленные гражданину в качестве
средств к существованию) при отсутствии недобросовестности гражда­
нина или при отсутствии счетной ошибки.

Если же названные денежные средства были получены граждани- ■ вследствие его недобросовестности либо из-за счетной ошибки, они | /I кны быть возвращены.

4. Не подле жит возвращению также имущество, предоставленное *.. исполнение несуществующего обязательства в случае, если истец.ерпевший) знал об отсутствии обязательства либо предоставил и тество в целя х благотворительности.