Во сколько обойдется водителю езда по тротуару? Какой штраф за езду по тротуару.

Недавно моему другу выписали штраф за то, что он заехал на тротуар одним колесом. Он думал, что такой дорожный маневр не является преступлением, однако инспектор ГИБДД решил иначе.

Следует понимать, что поступок инспектора был абсолютно законным, поскольку такой дорожный маневр считается заездом на площадку для пешеходов, что запрещено ПДД. Но какой штраф за езду по тротуару? В каких случаях разрешается въезд и парковка? И почему водители заезжают на пешеходную дорожку? Ниже вы узнаете ответы на эти вопросы.

Бордюр — это конструктивный элемент дороги, который отделяет проезжую часть от тротуара. В свою очередь тротуаром называют специальную дорожную площадку, по которой могут двигаться пешеходы или велосипедисты. Бордюр нужен для того, чтобы ограничить движение ТС.

Чаще всего за бордюром обычно находиться пешеходная или велосипедная дорожка либо газон. Бордюр обычно делается из специального прочного камня, а для упрощения идентификации его периодически окрашивают в белый цвет.

Тротуар обычно представляет собой асфальтовую или каменную дорожку, на которую иногда может наноситься пешеходная разметка (например, для отделения пешеходного участка дорожки от велосипедного).

В правилах дорожного движения слова «бордюр» и «тротуар» используются не слишком часто, а точного определения этих терминов в ПДД нет (считается, что шофер и так знает расшифровку этих терминов).

Правила дорожного движения гласят, что водитель не имеет права заезжать на бордюр и тротуар за исключением некоторых случаев, а за игнорирование этого предписания предусмотрен административный штраф.

Когда водители обычно заезжают на тротуар

Шоферы заезжают на дорожку для пешеходов по многим причинам, однако чаще всего это происходит в двух случаях. Самая популярная причина — для объезда других машин во время движения по дороге.

В час пик большинство дорог забито машинами, что часто приводит к появлению пробок и заторов, а чтобы объехать медленную машину водители заезжают на бордюр и проезжают какое-то расстояние по дорожке для пешеходов, а потом вновь выезжают на проезжую часть.

Второй по популярности причиной въезда является неправильная стоянка. На газоне и пешеходных дорожках люди паркуются возле домов, на газонах, рядом с торговыми центрами и так далее. Следует понимать, что такая парковка тоже считается административным преступлением, поскольку заезжать на дорожку и газон нельзя.

Как накажут

За въезд и движение про тротуару предусмотрено административное наказание:

  • За езду шофера оштрафуют на 2.000 рублей. При этом шофер должен по первому требованию инспектора покинуть пешеходную дорожку.
  • За парковку шофера оштрафуют на 1.000 рублей. Если преступление произошло в столице или Санкт-Петербурге, то размер штрафа возрастет до 3.000 рублей. Если инспектор обнаружил нарушение, то он может потребовать у водителя, чтобы он покинул дорожку. Если шофера отсутствует, то инспектор может эвакуировать машину на штрафную площадку (при этом за услуги эвакуатора и простой платит владелец транспортного средства).

Следует обратить внимание, что въезд достаточно жестко регламентируется ПДД. Например, въездом считаются даже такие ситуации, когда во время езды транспортное средство касается бордюра только одним колесом, тогда как остальные колеса движутся по проезжей части.

Когда въезд разрешен

Давайте теперь рассмотрим ситуации, когда можно въехать на тротуар на законных основаниях без наложения штрафа:

  • Разрешенная стоянка. Если установлен специальный разрешающий знак, то на таком участке тротуара разрешается парковка. Однако это правило распространяется только на легковые машины, а также на мотоциклы, мопеды и велосипеды (при этом тип ТС должен соответствовать разрешающему знаку).
  • Движение служебных автомобилей. Если рядом с дорожкой располагается магазин или торговое предприятие, то при отсутствии отдельной парковки транспортным или грузовыми машинам разрешается передвигаться и парковаться на дорожке для пешеходов. При этом парковка должна быть временной, а после разгрузки ТС должно покинуть дорожку.
  • Машины специального назначения (полиция, скорая помощь, пожарные машины). Часто машины специального назначения могу въезжать на тротуар. При этом сам въезд не должен создавать существенную угрозу для безопасности движения других транспортных средств.
  • Крайняя необходимость. В случае форс-мажорных обстоятельств обыкновенные ТС также могут временно заезжать на тротуар, если на нем нет людей. Например, если по дороге на очень большой скорости движется какое-либо транспортное средство, которое представляет серьезную опасность для других водителей, то можно на короткое время въехать на пустую дорожку, чтобы пропустить шофера-лихача.

Заключение

Подведем итоги. В соответствии с правилами ПДД все авто должны двигаться по проезжей части и специальным дорожкам, а въезд на тротуар считается административным правонарушением, за которое предусмотрен штраф. Преступлением считается не только въезд, но и парковка.

Правонарушением считаются даже такие ситуации, когда автомобиль прикоснулся бордюру только одним колесом.

Иногда допускается въезд и парковка и это не считается преступлением; основные ситуации — наличие разрешающего знака, въезд служебной машины, въезд машины особого назначения (полиция, скорая помощь, пожарное транспортное средство), а также крайняя необходимость, если на дорожке нет пешеходов (например, если по дороге на большой скорости движется водитель-лихач).

Дорожная реальность показывает, что первая причина «тротуарного лихачества» — это желание объехать затор в загруженные часы. Вторая – поиск парковочного места в жилых и офисных массивах .

Для начала следует разобраться в самом понятии «тротуар ». В ПДД оно прописано, как участок дороги для передвижения пешеходов .

Он отделен от основной магистрали бордюрами или зелеными «уголками» . Представьте себе маневрирующую машину среди мирно идущих пешеходов и едущих велосипедов. Это просто опасно.

Но иногда бывает так, что разметка, разграничивающая тротуарную часть и проезжую не видна по тем или иным причинам. И водитель просто не может объективно оценить, на какой территории он находится. Особенно такое часто случается в провинциальных городах, в которых качество дорожного покрытия можно только оплакивать.

СПРАВКА

Тротуар можно узнать по отдельному бордюру или зеленому насаждению . А пешеходная «тропа» обозначается знаком 4.5 , который в силе до близлежащего перекрестка.

Разрешена ли езда по тротуару?

Езда по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам согласно ПДД – запретный плод . Если вас поймает за этим занятием страж ГИБДД – денежное наказание неминуемо.

Езда по тротуарной части под запретом лишь тогда, когда она нарушает ПДД (пункт 9.9 ). Тротуарное движение разрешено в следующих обстоятельствах:

  • привоз товара в торговые точки , если иного объездного пути нет;
  • ремонт дорог коммунальными службами.

Заезжать и двигаться по пешеходной территории можно и простым водителям, но при условии , что по-другому доехать до нужного места просто невозможно . При этом водитель должен соблюдать осторожность, контролируя безопасность попадающихся прохожих (о том, какое наказание грозит водителю за то, что он собьет насмерть пешехода вне пешеходного перехода, читайте в ). Во всех остальных случаях водителю грозит финансовое взыскание.

ВАЖНО

Пешеходная дорожка
специальная полоса для передвижения пешеходов в виде, обозначенная знаком 4.5.1. Велосипедная дорожка – элемент дороги, отделенный от основного транспортного полотна (либо отдельная дорожка) для передвижения велосипедистов (знак 4.4.1 ).

Штраф

Какое наказание — штраф грозит за езду (проезд) по тротуару на машине? В Кодексе об административных правонарушениях (статья 12.15 вторая часть ) прописано, что езда по тротуару, велосипедным и пешеходным дорожкам несет за собой нарушение в виде штрафа в размере 2 000 рублей . Его размер един во всех регионах .

Там же прописано, что движение по обочине карается иной суммой – 500 рублей . И тут у многих автовладельцев всплывает логичный вопрос: сколько составит штраф за езду по тротуару? что именно принимается за движение?

Если нужно встать на обочине, то иногда приходится проехать какое-то расстояние. Выходит, что за это могут законно наказать? Или другая жизненная ситуация, когда , но бордюрный камень слишком высокий, и заехать становится невозможно .

Как правило, в таких случаях предусмотрен специальный заезд поодаль . Но чтобы до него добраться, необходимо преодолеть несколько «тротуарных» метров. Сам факт такого маневра, согласно ПДД, будет считаться нарушением. Что же делать?

Представители ГИБДД дали разъяснения такой ситуации: можно ехать смело, в этом случае страж ГИБДД не будет наказывать за обоснованный въезд на тротуарную часть. А вот если вас поймали за таким хитрым маневром ради объезда пробки, обгона кого-либо (да еще и с ) и подобных ситуаций, тогда санкции неминуемы.

ВНИМАНИЕ

В связи с ростом статистики пострадавших от наезда пешеходов на «своей территории», общественные деятели активно поднимают вопрос о дополнении действующего мизерного штрафа в 2 000 рублей лишением водительских прав . Но пока это лишь обсуждения.

Каким образом сотрудники ГИБДД могут доказать данное правонарушение?

Дорожная практика показывает, что сотрудники дорожной полиции особо не контролируют водительские маневры по тротуарам, если только они не происходят с откровенной наглостью. Поэтому и количество таких выявленных нарушений мало .

Стражу порядка достаточно видеофиксации правонарушения и свидетельских показаний , чтобы выписать штраф. Если водитель не согласен , то он имеет право оспорить его в судебном порядке , представив свои доказательства .

В принципе, любой законодательный пункт имеет изъяны, которыми можно умело пользоваться, чтобы уйти от наказания. Но если сотрудник ДПС оказался грамотным и выписал штраф по всем правилам, тут уж ничего не поделаешь.

Борьба с хамством

Пешеходы имеют полное право фиксировать «тротуарные злодеяния» водителей (в том числе и ). Для этого они могут сделать звонок в полицию и сообщить о правонарушении , а также снять видео .

В последнем случае копию видеосвидетельства необходимо отправить на портал ГИБДД , указав следующие моменты:

  • госномера и марку авто лихача-нарушителя;
  • каким устройством сделала запись ;
  • место происшествия (улица);
  • маневры машины (куда и как ехала);
  • свои данные и контакты .

Последний пункт обязателен для заполнения, иначе заявление будет проигнорировано. После на ваш e-mail придет письмо-подтверждение с присвоенным номером . Заявление рассматривается 30 дней . И не стоит стесняться отстаивать свои права и безопасность. На кону жизни людей, сегодня обошлось, а завтра?

Но не стоит также забывать, что пешеход тоже является участником дорожного движения и в случае нарушения правил пешеход тоже может быть оштрафован — более детально об этом мы писали .

Заключение

Если у вас нет охоты расставаться с парой тысяч рублей, и имеется уважение к пешеходам, то повторите для себя термин «тротуар» и постарайтесь не нарушать ПДД.

Подумайте о безопасности других людей, а не о том, что не хочется стоять в заторе.

Есть и другой способ избежать пробки – выезжать пораньше, чтобы в них не пропадать или найти «законный» объездной путь .

Нехватка свободного пространства – настоящий бич нашего времени. Количество транспортных средств на улицах городов возрастает с каждым днем; одновременно с этим развивается строительная индустрия, и новостройки отнимают все больше места не только у пешеходов, но и у автомобилей. Обычным явлением становится вереница автомашин, облюбовавших в качестве временной стоянки тротуары, тем самым мешающих передвижению граждан, а иногда и создающих опасные ситуации.

Размер штрафа за парковку на тротуаре

Парковаться на нельзя. Но для определенной категории ТС делаются исключения на участках, где имеются околотротуарные стоянки, обозначенные соответствующими знаками. Такое послабление возможно только для легковых автомашин, мотоциклов, мопедов и велосипедов.

Табличка в виде прямоугольника под знаком обязательно должна указывать условия частичного заезда на тротуар – например, разрешается делать это двумя либо четырьмя, левыми или правыми колесами и так далее.

Даже при наличии разрешающего знака, но несоблюдении ее условий, водителю по закону грозит штраф в полной мере – 1000 рублей.

В Москве и Санкт-Петербурге эта цифра вырастит до 3000 рублей!

Лучше не рисковать и не парковаться в случае отсутствия предписывающей таблички. Как и в случае с ездой по , штрафные санкции возрастают в столицах и в иных городах с многочисленным населением, достигая трех тысяч и более рублей. Но и это еще не все.

При отсутствии водителя может быть отправлен на штрафную площадку.

В этом случае кошелек его владельца облегчится ориентировочно еще на пять тысяч – во столько обойдутся услуги по и хранению движимого имущества. Если же водитель окажется рядом и сумеет быстро устранить нарушение, он отделается только штрафом.

Что такое «тротуар»

Понятие «тротуар» определяется Правилами дорожного движения как – примыкающая к проезжей части и находящаяся выше ее по уровню, либо отделенная от нее газоном составная часть дороги, предназначенная исключительно для пешеходного передвижения. Следовательно, проезд по нему категорически запрещен за редчайшими исключениями, предусмотренными законодательством. Парковку в определенных случаях также разрешено производить.

Чтобы ничего не нарушить и не оказаться оштрафованным, следует четко знать, когда такие действия не будут являться нарушением.

Штраф за езду по тротуару

Водитель, которому взбрело в голову прокатиться по тротуару, согласно Кодексу об административных правонарушениях, вынужден будет облегчить содержимое своего кошелька на 2000 рублей.

Такая же санкция последует и при езде по велосипедной дорожке. В крупных мегаполисах и населенных пунктах федерального значения эта сумма может возрасти как минимум на тысячу рублей, но обычно бывает намного больше.

А теперь об исключениях. Привилегией двигаться по тротуару в случае крайней необходимости обладают:

  • автомобили экстренных служб, относящиеся к полицейским, медицинским, пожарным ведомствам, а также службе спасения только в тех случаях, когда не имеется иной возможности для оказания соответствующей помощи;
  • автомашины, принадлежащие муниципальным коммунальным службам, техника, осуществляющая дорожные работы, транспортные средства, подвозящие груз к торговым точкам, примыкающим к тротуару.

Иногда въезд на тротуар может оказаться вынужденным маневром для автомобилиста, желающего проехать во двор расположенного поблизости здания, где разрешено паркование автомобилей. В принципе, при сохранении мер безопасности это не запрещается, однако в подавляющем большинстве случаев за такой маневр автовладелец будет оштрафован инспектором.


Кто имеет право оштрафовать за парковку на тротуаре?

Вынесение административного наказания в виде штрафа является прерогативой инспектора ГИБДД или сотрудника дорожной инспекционной службы администрации города Москвы, если они, что называется, поймали нарушителя с поличным.

Если же нарушение зафиксировано без его участия либо с помощью технических средств слежения, незаконопослушному водителю отправят по почте письменное уведомление с указанием суммы штрафа, к которому будет приложено документальное доказательство в виде фотографии, зафиксировавшей факт нарушения.

На недисциплинированных водителей, нарушающих правила парковки, могут подать жалобу обычные граждане, вызвав на место представителя дорожной полиции либо написав заявление с использованием официального сайта ГИБДД. Как правило, такое случается со злостными нарушителями, постоянно паркующимися в недозволенном месте. В обоих случаях желательно иметь документальное свидетельство – фото автомашины, на котором виден номерной знак, и с попавшими в кадр окружающими предметами.

Как оспорить штраф за парковку на тротуаре?

При несогласии с вынесенными штрафными санкциями автовладелец может оспорить их, подав письменную жалобу в ГИБДД с обоснованием своего несогласия. К ней необходимо приложить:

  • копию протокола об административном нарушении;
  • соответствующие фотодокументы, доказывающие невиновность.

Заявление с жалобой можно подать лично либо отправить по почте. Ее обязаны проверить в десятидневный срок, а еще в течение трех дней письменно оповестить заявителя о принятом решении. При отрицательном ответе гражданин имеет право обратиться с иском в суд.

Езда по тротуару или парковка на нем считается административным нарушением, а при возникновении аварийных ситуаций может обернуться и более серьезным наказанием. Даже в тех ситуациях, когда вы имеете право воспользоваться предусмотренными законом послаблениями, делайте это только в исключительных случаях и с соблюдением всех мер предосторожности.

Некоторых автомобилистов штраф за езду по обочине не пугает – слишком уж хочется побыстрее вернуться домой после тяжелого трудового дня или вовремя успеть на деловую встречу. К тому же существуют категории транспортных средств и случаи, когда съезд с дороги вполне допустим. Предлагаем разобраться, когда маневр окажется законным, а когда – приведет к годовому запрету управлять ТС.

Находим отличия

Для начала стоит выяснить, какие определения данным общественным зонам даны в п.1-2 ПДД. Хотя езда по обочине, тротуару и газону караются штрафами в 2017 году, разобраться стоит хотя бы потому, что предназначены эти участки для разных целей.

Для обочины характерны следующие критерии:

    непосредственно примыкает к проезжей части;

    находится с ней на одном уровне;

    отличается от нее типом покрытия (гравий, грунт и пр.);

    от основной дороги отделена белой сплошной (разметка 1-2-1) или белой прерывистой (разметка 1-2-2);

    предназначена для передвижения некоторых видов транспорта, пешеходов, проезда велосипедистов (больше о том, кому можно ездить и ходить по обочине, ниже).

Тротуар похож на обочину тем, что также примыкает к проезжей части (или отделяется от нее газоном), но предназначен исключительно для пешеходов, а также велосипедистов (при наличии специальных линий они должны двигаться по ним).

Если отличить тротуар от обочины почти всегда удается, то с газоном – сложнее. Его полного определения в Правилах ДД нет. В них он упоминается лишь в определении тротуара. Однако в ГОСТах, а также в региональных нормативных актах газоном называется участок с травяным покровом из специально посаженных трав, который является частью городского ландшафта.

Газон – самая «закрытая зона»: по нему нельзя ни ездить, ни ходить. Нарушители могут получить административный штраф (до 4,5 тыс.руб.) за порчу зеленых насаждений (ст.7-17 КоАП).

Кому и когда можно?

Существует несколько ситуаций, в которых наказание за езду по обочине не предусмотрено.

На основании п.12-1 ПДД съехать можно:

    на правую сторону – если нужно остановиться или припарковать на некоторое время автомобиль, например, чтобы добежать до придорожного маркета и купить воды;

    на левую – только в населенных пунктах для остановки и стоянки на дорогах с односторонним движением без трамвайных путей в центре.

На заметку! Съезжать на левую сторону большегрузам массой более 3,5 тонны разрешено только для разгрузки-загрузки.

Съехать с дороги и двигаться рядом с кюветом могут:

    служебные автомобили коммунальщиков и дорожников;

    грузовики, подвозящие грузы к торговым точкам, складам и другим объектам, при отсутствии других вариантов подъезда.

Ехать по краю дороги разрешается и трем другим категориям участников движения, но при условии, что они не мешают пешеходам. К этим категориям относят:

    велосипедистов старше 14 лет, но если нет возможности ехать справа по проезжей части или по велодорожкам на тротуаре (п.24-2,24-6);

    водителей мопедов (п.24-7)

    тех, кто управляет гужевым транспортом (п.25-2).

Кому и когда запрещено?

В остальных случаях езда по обочине запрещена – это прописано в одном из пунктов ПДД (9-9). Тоже касается и передвижения по разделительным полосам.

Понять, какой штраф за езду по обочине выпишут, можно в том случае, если учесть – был ли совершен только незаконный съезд с дороги или водитель пытался при съезде совершить обгон.

В пункте 1 ст.12-15 КоАП прописано, что если водитель съехал вправо или пытался совершить по правому краю обгон, то ему назначат штраф в размере 1,5 тыс.руб.

Если для маневра использовалась левая, встречная полоса, то наказание ужесточается, так как к вышеперечисленным нарушениям плюсуется еще и езда по «встречке».

На заметку! При подобных маневрах часто водитель не может спокойно вернуться в свой ряд, не создав опасную ситуацию или помехи для других, а обгоны с такими последствиями также запрещены ПДД (п.11-2).

Нарушителям на основании п.4 ст.12-5 КоАП грозит:

На заметку! Езда по обочине на МКАДе наказывается такими же штрафами. Вот только если на менее оживленных дорогах еще можно «проскочить», то с весны 2016 года на московском «кольце» установлено более сотни камер-регистраторов, которые не оставляют без внимания ни одно нарушение.

Какие отговорки не спасут?

Некоторые водители пытаются снизить неминуемый штраф с пяти до полутора тысяч, объясняя, что выехали на «встречку» в попытке объехать препятствие (скопившуюся на дороге пробку). Но в п.1-2 ПДД езда по обочине не может оправдываться желанием объехать препятствия, потому что пробки и исправные авто таковыми не являются.

Не стоит пытаться уговорить инспектора не выписывать квитанцию, ссылаясь на то, что вы якобы съехали с дороги, чтобы найти место для остановки, но не нашли, а вернуться не смогли, вот и пришлось ехать по краю дальше. Инспектор наверняка резонно заметит, что вы могли спокойно ехать в своем ряду и оттуда выбирать участок для остановки.

Последствия спешки

По статистике ГИБДД из-за водителей-шустриков:

    протяженность пробок увеличивается, так как при попытке вернуться на дорогу воитель создает дополнительные сложности другим;

    нервозность увеличивается, что нередко оборачивается кровавыми расправами на дороге;

    количество аварий, особенно «поцелуйчиков», растет.

Шустриков и халявщиков не любит никто, поэтому другие водители могут из вредности блокировать проезд и не пускать дельца обратно на дорогу. И это справедливо: закон един для всех!

Важно помнить, что грунтовая поверхность, на которой нередко скапливаются мусор и ветки, может вырасти кустарник или лежать огромный булыжник, не предназначены для автомобильного движения. Подборка страшных роликов наглядно демонстрирует, к чему приводит езда по обочине, и какие дорожные войны устраивают водители.

Кроме этого, когда автомобиль, да еще на скорости, едет по грунтовой полосе, он поднимает изрядное количество пыли, что приводит не просто к неудобству, но и к трагичным последствиям. Пыль оседает на автомобилях и забивается в салон, и это не вызывает удовольствия у водителя и пассажиров, особенно в жаркое время. Ее клубы к тому же снижают общую видимость, что приводит к авариям, а также увеличивает риск гибели движущихся по обочине пешеходов – в пыли их сложнее увидеть.

Конечно, останавливать водителей должно не наличие хорошей отговорки и не видеорегистратор, который накажет рублем, а готовность неукоснительно соблюдать единые правила и желание сохранить свою и чужие жизни, ведь езда по обочине как на большинстве видео заканчивается трагедией.

Внимание! Данные видеоматериалы предназначены для лиц старше 18 лет