Закон о полиции мт 20. Основания применения сотрудниками полиции физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сотрудник ОВД должен знать и руководствоваться в процессе служебно-оперативной деятельности статьями Уголовного кодекса: ст.37,38 и 39,для того чтобы, решая свои служебные задачи, сотрудник не перешел границу закона, за которое он понесет наказание.

« Статья 37. Необходимая оборона»

1.Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру опасности посягательства.

3. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

С учетом изменений, внесенных в статью, каждый гражданин имеет право на защиту пи угрозе его жизни и здоровью, может защищаться любым способом и причинить нападающему любой вред (вплоть до убийства).

Однако эти действия будут правомерны только в том случае, когда не будут допущены превышения пределов необходимой обороны. Для этого необходимо знать основные условия правомерности необходимой обороны.

Первое условие-это наличие опасности жизни и вашему здоровью, ваших близких или даже незнакомых лиц, которых вы решили защитить.

Второе условие- нападение должно быть явным. То есть, оно уже началось (нападающий наносит удар) или должно начаться - нападающий идет на вас с ножом или каким-то подручным предметом; замахивается для нанесения удара рукой или ногой; пытается вас захватить; принимает боевую стойку или угрожает словами с явными намерениями воплотить свою угрозу в действие. В этих случаях вы имеете право на самооборону, и ваши действия будут правомерны. Если же нападающий успел вас ударить, или вырвать у вас сумку, телефон и убегает, а вы догоняете его и наносите ему тяжкие телесные повреждения, то ваши действия будут не правомерны. Они будут квалифицироваться как превышение необходимой обороны, так как в данном случае угроза вашей жизни и здоровью отсутствует.

В таких случаях вы должны задержать правонарушителя и доставить его в правоохранительные органы.

« Статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления»

1. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

2. Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причинения явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. такое превышение влечет за собой ответственность только в случаях умышленного превышения вреда.

Третье условие правомерности необходимой обороны – ваши защитные действия должны быть соизмеримы с действиями нападающего и явно не превышать их.

Например, на вас нападает хилый подросток или человек с явными признаками инвалидности, а вы - спортсмен, или просто явно с физически более сильный человек, бьете его рукой или ногой и наносите тяжкие телесные повреждения - это будет явным превышением необходимой обороны.

Если же этот подросток нападает на вас с ножом или каким-то подручным средством (камнем, бутылкой и т.д.) или их несколько вы можете защищаться любым способом и причинять нападающему любой вред.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 04 декабря 2007 г. № №29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.Л. Мутко. – М.: Советский спорт, 2010. – 400 с.

2. Приказ МВД России от 29.06.2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 13.11.2012 г. №1025 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329 ФЗ « О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: - М.: «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4539 от 8 декабря 2007 г.

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;



4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Термин «физическая сила», впервые примененный в Законе РФ «О милиции», пришел на смену неточному понятию «приемы САМБО», использовавшемуся в Уставе ППС советской милиции (1974) и других ранее действовавших нормативных актах. Содержание этого термина закон не раскрывает, лишь выделяет в качестве одной из разновидностей физической силы «боевые приемы борьбы». Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 44) специально о боевых приемах борьбы не упоминает, подразумевая, по-видимому, их охват содержанием понятия «физическая сила».

Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты.

Боевые приемы борьбы как разновидность физической силы, применяемые сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя - боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т.п. либо не входить ни в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов, была соразмерной характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, т.е. не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 8, 9 ст. 18 Федерального закона «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности. Статья 20 Федерального закона «О полиции» разрешает сотрудникам полиции применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы:

  • (1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • (2) доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • (3) преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Обязательным ограничением на применение физической силы во всех этих случаях является невозможность выполнения возложенных на полицию обязанностей ненасильственными способами. В этих случаях фактически речь идет не только о задержании, но и о доставлении весьма широкого круга лиц:

  • (1) застигнутых сотрудником полиции при совершении преступления или административного правонарушения либо в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение (так называемое «тактическое» задержание или «захват»);
  • (2) доставляемых в полицию по подозрению в совершении административного правонарушения в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.3 КоАП РФ);
  • (3) доставляемых в полицию по подозрению в совершении преступлений при наличии одного из следующих оснований:
  • (а) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • (б) очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
  • (в) на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;
  • (г) при наличии иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность (ст. 91 УПК РФ).

В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что задержанный во время доставления в полицию может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствие средств ограничения подвижности) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.

По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудников полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней появляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудников полиции. В таком случае появляется еще и третье предусмотренное законом основание применения сотрудником полиции физической силы - преодоление противодействия законным требованиям. При наличии противодействия физическая сила может быть применена в ходе задержания субъектов, не подпадающих под категорию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения. Сюда входят, например, страдающие наркоманией, венерическими заболеваниями, задерживаемые с санкции прокурора в порядке осуществления их привода в учреждения здравоохранения, доставляемые и подвергаемые принудительным освидетельствованию, госпитализации, досмотру (в том числе укладыванию на землю, капоты автомобилей) и т.д.

Действующее законодательство различает пять форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников полиции:

  • (1) неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);
  • (2) невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25 КоАП РФ);
  • (3) публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);
  • (4) применение насилия в отношении сотрудника полиции (ст. 318 УК РФ);
  • (5) посягательство на жизнь сотрудника полиции (ст. 317 УК РФ). Если рассматривать третье основание применения полицией

физической силы, то следует отметить, что не может быть оправдано использование физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п. По-видимому, применение сотрудником полиции физической силы следует ограничивать лишь такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования:

  • (1) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
  • (2) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
  • (3) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.


[Закон РФ «О полиции»] [Глава 5] [Статья 20]

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.


1 комментарий к записи “Статья 20 Закон о Полиции. Применение физической силы”

    Статья 20. Применение физической силы

    Комментарий к статье 20

    1. Реализуя предоставленные настоящей статьей полномочия, сотрудники полиции действуют в состоянии необходимой обороны либо задержания лица, совершившего преступление.
    2. В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение преступления, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
    3. Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в целях пресечения посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерным, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ст. 37 УК РФ). Если же действия сотрудника полиции признаны не соответствующими характеру и опасности посягательства, но это несоответствие не является явным, превышение пределов необходимой обороны отсутствует.
    4. В то же время неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан такие же методы (в нашем случае — физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы), как и в отношении опасных преступников <247>.
    ———————————
    <247> См.: О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ // Рос. газета. 2001. 16 мая; 27 июня; 21, 24, 25 июля; 10 августа.

    5. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия сотрудника полиции, если он вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения.
    6. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании сотрудником полиции для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.
    7. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Однако такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 38 УК РФ).
    8. При соблюдении указанных в комментируемой статье условий применяться может физическая сила не только самих сотрудников полиции, но и оказывающих им содействие граждан.
    9. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
    10. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
    11. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
    12. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.
    13. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 12, п. п. 13 — 15, 37 ст. 13, 14, 18, 19, 21, 23, 27 настоящего Федерального закона.