Доп соглашение на контрактного управляющего. Труд контрактного управляющего будет законно оплачиваться

" № 9/2016

Утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателей – дополнительная ответственность.

В сентябре 2015 года утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» . А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателя – дополнительная ответственность .

С 01.07.2015 введены самостоятельные профессии, касающиеся закупочной деятельности. Они узаконены профстандартом, в них прописаны все трудовые функции, которые работодатель может возложить на представителей этих профессий. Если сотрудник официально не является специалистом или экспертом в сфере закупок, а работает, например, бухгалтером или секретарем, то выполнение им дополнительных трудовых обязанностей по закупкам в качестве общественно-полезной нагрузки без получения его письменного согласия теперь незаконно.

Пункт 2 ст. 38 Закона о контрактной системе обязывает заказчика назначать контрактного управляющего, если у него отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

Еще в июне 2016 года таким контрактным управляющим мог быть назначен бухгалтер или другой специалист организации. Дополнительные функции закреплялись за ним в качестве выполнения общественно полезной нагрузки или иных обязанностей, поручений работодателя. Отказы не принимались: «Не хочешь работать – увольняйся!». Поскольку в бюджете на оплату этих функций финансирование не предусматривалось, в большинстве случаев труд по осуществлению закупочной деятельности не оплачивался или за него получали «копейки». Отношение работника к «факультативным» обязанностям было соответствующим.

Однако со II полугодия 2016 года работодатель уже не сможет в приказном порядке заставить своего подчиненного вести закупочную деятельность организации. В противном случае работодатель нарушит нормы трудового права.

Работник согласен выполнять функции контрактного управляющего

Как правило, если в организации нет штатной должности «контрактный управляющий», то работодатель возлагает трудовые функции по планированию и осуществлению закупок на других специалистов и эти функции связаны с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу.

Как следует из норм ст. 60.2 «Совмещение профессий (должностей)» работодатель может поручить работнику выполнять дополнительные обязанности по другой или той же профессии (должности). Но работодателю следует помнить, что за дополнительные трудовые функции работнику положена дополнительная оплата (ст. 60.2 , 151 ТК РФ ). И такое поручение возможно только с письменного согласия работника , как и установление срока, в течение которого будет выполнятся дополнительная работа, содержания и объема этой работы.

Дополнительная работа по другой профессии (должности) может поручаться специалисту только путем совмещения профессий (должностей), как того требует абз. 2 ст. 60.2 ТК РФ .

Теперь, помня о вышесказанном, рассмотрим правовые последствия введения профстандартов по закупкам на примере обязанностей бухгалтера, которому в приказном порядке поручена ответственная миссия – выполнять обязанности контрактного управляющего. По сути, работодатель добавил к обязанностям бухгалтера дополнительные трудовые функции.

Профессия бухгалтера регламентирована соответствующем профстандартом , где прописаны все трудовые функции, которые должен выполнять данный специалист. Работодатель имеет право требовать выполнения этих функций. Но среди них нет ни одной функции, касающейся планирования и осуществления закупок. Потому что они в другом стандарте, описывающем другой вид профессиональной деятельности.

Может ли бухгалтер выполнять обязанности специалиста по закупкам – то есть осуществлять другой вид профессиональной деятельности? Может, но только если захочет – в качестве дополнительной работы, путем совмещения.

Работодатель должен издать приказ о назначении бухгалтера контрактным управляющим, получив предварительно письменное согласие своего сотрудника, и, что самое главное, решить вопрос о возможности доплаты – компенсации за выполнение трудовых функций по другой профессии. По сути, работодатель должен «уговорить» служащего работать еще и с госзакупками, мотивировав его материально.

Может ли работник досрочно отказаться от выполнения дополнительных функций? Да, соответствующее право закреплено за ним абз. 4 ст. 60.2 ТК РФ . Однако и работодатель вправе досрочно отменить поручение о выполнении такой работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Работник отказывается от предложенного совмещения

Можно ли уволить сотрудника, если тот отказывается работать в новых условиях? Рассмотрим ситуацию, когда работодатель пытается изменить условия трудового договора, предложив сотруднику дополнительные обязанности контрактного управляющего, но подчиненный отказывается от такого предложения.

Право изменять условия трудового договора дает работодателю ст. 72 ТК РФ . Данная корректировка возможна, если прежние условия труда нельзя сохранить вследствие изменения организационных или технологических условий труда. Если работник отказывается от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ .

Казалось бы, работодатель имеет право уволить «строптивого» подчиненного, поскольку проводить госзакупки должен контрактный управляющий – требование Закона о контрактной системе должно быть исполнено. То есть работодатель должен произвести изменения в организационной структуре, перераспределить нагрузку на подразделения или на конкретные должности.

Однако рассмотренная выше ст. 72 ТК РФ допускает изменение работодателем любых организационных или технологических условий труда, за исключением изменения трудовой функции работника . Трудовые функции трогать нельзя – табу! Они закреплены в соответствующем профстандарте.

Именно поэтому работодатель не сможет изменить трудовые функции бухгалтера (или другого сотрудника), принудительно возложив на него дополнительные обязанности контрактного управляющего. Ведь изменение трудовых функций согласно нормам ст. 72 ТК РФ не входит в полномочия работодателя. И уволить работника, отказавшегося от предложенной «подработки», тоже нельзя, поскольку оснований для такого увольнения в ТК РФ нет.

Если работодатель попробует выдать обязанности контрактного управляющего за общественную нагрузку, из этого тоже ничего не получится. «Дополнительные обязанности» – трудовые функции, все они перечислены в профстандартах «Специалист в сфере закупок» , «Эксперт в сфере закупок» . Выходит, что это не общественно-полезная нагрузка и ее нельзя «повесить» на работника в принудительном порядке.

Уже сейчас можно спрогнозировать массовое возникновение трудовых споров между работодателями и работниками, на которых добровольно-принудительно возложены трудовые функции по планированию и осуществлению закупок, не связанные с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу. Наличие таких трудовых споров приведет к дальнейшей профессионализации закупочной деятельности.

Что же делать работодателю? Либо мотивировать нужного сотрудника на получение согласия выполнять функции контрактного управляющего, решив вопрос с оплатой работы. Либо централизовывать закупочную деятельность, вводя штатную единицу по новой профессии. Применение профстандартов по госзакупкам предоставляет такую возможность.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Материал подготовлен на основе выступления Председателя Профсоюза специалистов в сфере закупок Калининградской области В. В. Дона на Первой Всероссийской конференции «Система профессиональных квалификаций в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок», проводимой НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок». Сайт конференции: conf.zakupki-profstandart.ru.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Профподготовка работника

Контрактным управляющим может быть любое лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование, которое прошло повышение квалификации в сфере закупок или соответствующую профессиональную переподготовку. До 1 января 2017 года допускается наличие у контрактного управляющего свидетельства о повышении квалификации по программе управления размещением государственного и муниципального заказа. В настоящее время работнику, который назначается контрактным управляющим, достаточно иметь свидетельство о повышении квалификации по программе «Управление закупками». Оно может быть выдано любым учреждением, которое имеет лицензию на деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Продолжительность и содержание программы обучения в настоящее время может быть любой.

Ответственность контрактного управляющего

В Кодексе РФ в статье 2.4 об административной ответственности должностных лиц есть примечание, согласно которому административная ответственность всех работников контрактной службы приравнивается к административной ответственности должностных лиц в случае нарушения ими норм, предусмотренных статьями 19.7.2, 7.29 — 7.32 и статьей 19.5 в частях 7 и 7.1 данного кодекса. Эта норма касается и членов комиссии по госзакупкам. Применение тех или иных норм законодательства к должностному лицу определяется по положению о контрактной службе и по должностным инструкциям контрактного управляющего. Если же в организации работает единственный контрактный управляющий, на него ложится вся ответственность.

Типовой регламент о несении контрактной службы был утвержден приказом № 631 от 29.10.2013 Минэкономразвития.

Кроме административной ответственности контрактный управляющий может нести уголовную, а также дисциплинарную ответственность. Учитывая это, не рекомендуется назначать на эту должность руководителя организации.

Статьи Кодекса РФ о несении административной ответственности контрактными управляющими

Статья 7.29 . В статье предусмотрена ответственность за нарушение требований к способу и условиям определения поставщика. Также, это касается определения способа закупки. Усугубляется правонарушение в случае отказа контрактного управляющего от торговых процедур (аукционов или конкурсов) или при необоснованном применении им закрытых тендеров. Сумма штраф за нарушение 30 тыс. - 50 тыс. рублей.

Статья 7.29.1 . Статья предусматривает несение ответственности за нарушения, связанные с неправильным порядком определения начальной цены госзакупки из оборонной сферы или цены самого госконтракта. Сумма штрафа — 30 тыс. - 50 тыс. рублей.

Статья 7.29.2 . При отказе от приобретения уникальной военной техники отечественного производства по гособоронзаказу (при определении такого решения заранее в нормативно-правовых актах) должностное лицо обязано выплатить штраф в размере 30 тыс. - 50 тыс. рублей, а юридическое лицо — 300 тыс. - 1 млн рублей.

Статья 7.30 . В статье предусмотрено несение ответственности за нарушение порядка проведения госзакупок:

  • Части 1 — 1.4. За нарушение правил информационного обмена или информационного обеспечения при организации и проведении закупки должностное лицо может быть оштрафовано на сумму 5 тыс. - 50 тыс. рублей.
  • Часть 2. Если контрактный управляющий занимает должность члена комиссии, то при неправильном рассмотрении им заявки или нарушении коллегиальной процедуры он может быть оштрафован на сумму в размере 1% от начальной стоимости контракта (эта сумма не может быть меньше 5 тыс. рублей или больше 30 тыс. рублей).
  • Часть 2.1. За нарушение порядка составления протокола нарушителю грозит штраф в размере 10 тыс. рублей. Контрактная служба, согласно Типовому регламенту, должна подготавливать протоколы заседаний комиссии по закупкам на основании принятых комиссией решениях.
  • Часть 3. При неразмещении предусмотренной законодательством информации в единой информационной системе нарушитель должен уплатить штраф в размере 50 тыс. рублей.
  • Часть 4. Если контрактный управляющий устанавливает к участникам закупок не предусмотренные законом требования, их обеспечительные меры к заявкам или требования к исполнению контракта, его могут оштрафовать на 5 тыс. - 30 тыс. рублей.
  • Часть 4.1. Штраф в размере 1% от начальной стоимости закупки (в рамках 10 тыс. - 50 тыс. рублей) грозит тем, кто ограничивает конкуренцию в техзадании закупки или включает в один тендер работы, товары или услуги, не взаимосвязанные между собой функционально.
  • Часть 4.2. Если утвержденная закупочная документация не отвечает требованиям норм законов РФ, должностное лицо может быть оштрафовано на 3 тыс. рублей.
  • Часть 6. Штраф в размере 5% от начальной стоимости закупки (но не более 30 тыс. рублей) может быть взыскан за необоснованный допуск заявки или ее необоснованное отклонение, а также нарушение при вскрытии конвертов.
  • Часть 7. Если должностное лицо необоснованно признало победителем тендера кого-либо из его участников, ему грозит штраф в размере 50 тыс. рублей.
  • Часть 8. Если контрактный управляющий сократил сроки подачи заявки или нарушил порядок отмены процедуры, его могут оштрафовать на 30 тыс. рублей.
  • Часть 11. При неисполнении норм законодательства касаемо организации и проведения специальных закупок среди социальных некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего бизнеса служащий может быть оштрафован на 50 тыс. рублей.
  • Часть 13. При подписании протоколов закупки на 2 дня позже оговоренного в законе срока может быть наложен штраф в размере 3 тыс. рублей.
  • Часть 14. Если протокол закупки был подписан позже, чем на 2 дня оговоренного срока, то размер штрафа возрастет до 30 тыс. рублей.

Статья 7.31 . В части 1 статьи предусмотрен штраф 50 тыс. рублей за включение в реестр недобросовестных поставщиков заведомо недостоверной информации. Во 2-ой части этой же статьи сказано о неотправлении в орган контроля информации, касающейся включения в реестр недобросовестного поставщика. За это служащему грозит штраф в размере 20 тыс. рублей.

Статья 7.31.1 . В частях 1 и 2 предусмотрено несение ответственности заказчиком при нарушении им сроков по возврату средств обеспечения заявки. При трехдневной просрочке управляющий обязан уплатить штраф в размере 5 тыс. рублей (юрлицо — 30 тыс. рублей), а при более длительной задержке — до 15 тыс. рублей (юрлицо — до 90 тыс. рублей).

Статья 7.32 . В части 1 оговорен случай, касающийся изменений условий контракта относительно объявленных при публикации тендера. За это контрактный управляющий может быть оштрафован на 1% от начальной стоимости контракта (но в рамках 5 тыс. - 30 тыс. рублей). В части 2 уточнено, что если нарушение повлекло за собой перерасход бюджетных средств, то штраф удваивается.

Часть 3 гласит, что при нарушении сроков подписания контракта или при уклонении от его подписания, с контрактного управляющего взимается штраф в размере 50 тыс. рублей.

В части 4 установлена сумма штрафа в размере 20 тыс. рублей при изменении условий контракта в случаях, не предусмотренных законодательством. В части 5 оговорен случай перерасхода бюджетных средств при таком правонарушении. Тогда сумма штрафа будет удвоена.

Утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателей – дополнительная

В сентябре 2015 года утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателя – дополнительная ответственность.

С 01.07.2015 введены самостоятельные профессии, касающиеся закупочной деятельности. Они узаконены профстандартом, в них прописаны все трудовые функции, которые работодатель может возложить на этих профессий. Если сотрудник официально не является специалистом или экспертом в сфере закупок, а работает, например, бухгалтером или секретарем, то выполнение им дополнительных трудовых обязанностей по закупкам в качестве общественно-полезной нагрузки без получения его письменного согласия теперь незаконно.

Пункт 2 ст. 38 Закона о контрактной системе обязывает заказчика назначать контрактного управляющего, если у него отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

Еще в июне 2016 года таким контрактным управляющим мог быть назначен бухгалтер или другой специалист организации. Дополнительные функции закреплялись за ним в качестве выполнения общественно полезной нагрузки или иных обязанностей, поручений работодателя. Отказы не принимались: «Не хочешь работать – увольняйся!». Поскольку в бюджете на оплату этих функций не предусматривалось, в большинстве случаев труд по осуществлению закупочной деятельности не оплачивался или за него получали «копейки». Отношение работника к «факультативным» обязанностям было соответствующим.

Однако со II полугодия 2016 года работодатель уже не сможет в приказном порядке заставить своего подчиненного вести закупочную деятельность организации. В противном случае работодатель нарушит нормы трудового права.

Работник согласен выполнять функции контрактного управляющего

Как правило, если в организации нет штатной должности «контрактный управляющий», то работодатель возлагает трудовые функции по планированию и осуществлению закупок на других специалистов и эти функции связаны с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу.

Как следует из норм ст. 60.2 «Совмещение профессий (должностей)» ТК РФ работодатель может поручить работнику выполнять дополнительные обязанности по другой или той же профессии (должности). Но работодателю следует помнить, что за дополнительные трудовые функции работнику положена дополнительная оплата (ст. 60.2 , 151 ТК РФ ). И такое поручение возможно только с письменного согласия работника , как и срока, в течение которого будет выполнятся дополнительная работа, содержания и объема этой работы.

Дополнительная работа по другой профессии (должности) может поручаться специалисту только путем совмещения профессий (должностей), как того требует абз. 2 ст. 60.2 ТК РФ .

Теперь, помня о вышесказанном, рассмотрим правовые последствия введения профстандартов по закупкам на примере обязанностей бухгалтера, которому в приказном порядке поручена ответственная миссия – выполнять обязанности контрактного управляющего. По сути, работодатель добавил к обязанностям бухгалтера дополнительные трудовые функции.

Профессия бухгалтера регламентирована соответствующем профстандартом, где прописаны все трудовые функции, которые должен выполнять данный специалист. Работодатель имеет право требовать выполнения этих функций. Но среди них нет ни одной функции, касающейся планирования и осуществления закупок. Потому что они в другом стандарте, описывающем другой вид профессиональной деятельности.

Может ли бухгалтер выполнять обязанности специалиста по закупкам – то есть осуществлять другой вид профессиональной деятельности? Может, но только если захочет – в качестве дополнительной работы, путем совмещения.

Работодатель должен издать приказ о назначении бухгалтера контрактным управляющим, получив предварительно письменное согласие своего сотрудника, и, что самое главное, решить о возможности доплаты – компенсации за выполнение трудовых функций по другой профессии. По сути, работодатель должен «уговорить» служащего работать еще и с госзакупками, мотивировав его материально.

Может ли работник досрочно отказаться от выполнения дополнительных функций? Да, соответствующее право закреплено за ним абз. 4 ст. 60.2 ТК РФ . Однако и работодатель вправе досрочно отменить поручение о выполнении такой работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Работник отказывается от предложенного совмещения

Можно ли уволить сотрудника, если тот отказывается работать в новых условиях? Рассмотрим ситуацию, когда работодатель пытается изменить условия трудового договора, предложив сотруднику дополнительные обязанности контрактного управляющего, но подчиненный отказывается от такого предложения.

Право изменять условия трудового договора дает работодателю ст. 72 ТК РФ . Данная корректировка возможна, если прежние условия труда нельзя сохранить вследствие изменения организационных или технологических условий труда. Если работник отказывается от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, трудовой договор подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ .

Казалось бы, работодатель имеет право уволить «строптивого» подчиненного, поскольку проводить госзакупки должен контрактный управляющий – требование Закона о контрактной системе должно быть исполнено. То есть работодатель должен произвести изменения в организационной структуре, перераспределить нагрузку на подразделения или на конкретные должности.

Однако рассмотренная выше ст. 72 ТК РФ допускает изменение работодателем любых организационных или технологических условий труда, за исключением изменения трудовой функции работника . Трудовые функции трогать нельзя – табу! Они закреплены в соответствующем профстандарте.

Именно поэтому работодатель не сможет изменить трудовые функции бухгалтера (или другого сотрудника), принудительно возложив на него дополнительные обязанности контрактного управляющего. Ведь изменение трудовых функций согласно нормам ст. 72 ТК РФ не входит в полномочия работодателя. И уволить работника, отказавшегося от предложенной «подработки», тоже нельзя, поскольку оснований для такого увольнения в ТК РФ нет.

Если работодатель попробует выдать обязанности контрактного управляющего за общественную нагрузку, из этого тоже ничего не получится. «Дополнительные обязанности» – трудовые функции, все они перечислены в профстандартах «Специалист в сфере закупок» , «Эксперт в сфере закупок» . Выходит, что это не общественно-полезная нагрузка и ее нельзя «повесить» на работника в принудительном порядке.

Уже сейчас можно спрогнозировать массовое возникновение трудовых споров между работодателями и работниками, на которых добровольно-принудительно возложены трудовые функции по планированию и осуществлению закупок, не связанные с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу. Наличие таких трудовых споров приведет к дальнейшей профессионализации закупочной деятельности.

Что же делать работодателю? Либо мотивировать нужного сотрудника на получение согласия выполнять функции контрактного управляющего, решив вопрос с оплатой работы. Либо централизовывать закупочную деятельность, вводя штатную единицу по новой профессии. Применение профстандартов по госзакупкам предоставляет такую возможность.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Материал подготовлен на основе выступления Председателя Профсоюза специалистов в сфере закупок Калининградской области В. В. Дона на Первой Всероссийской конференции «Система профессиональных квалификаций в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок», проводимой НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок». Сайт конференции: conf.zakupki-profstandart.ru.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».