Что делать, если не пропустил пешехода? Как доказать свою невиновность? Рекомендации юриста по составлению жалобы. Дорожный этикет: уступаем дорогу! Какое наказание светит, если не пропустил пешехода? Водитель не пропустил пешехода какой штраф

Известно, что водители должны уступать дорогу пешеходам на пешеходных переходах, но как это сделать по , чтобы у сотрудников ГИБДД не было претензий, а если и были, то только обоснованные?

Рассмотрим на примере нерегулируемого пешеходного перехода.


Требование Правил дорожного движения уступить дорогу

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

После внесения , требование стало определенным – , вместо “пропустить”. Это определено термином.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Касаемо пешеходов это чаще вынуждение изменения скорости как в большую, так и в меньшую сторону. У пешехода есть три позиции когда водитель может нарушить требование уступить дорогу.

  • На проезжей части;
  • На пересечении траекторий;
  • На тротуаре или обочине.

Движение пешехода по проезжей части


  • Одна из популярных ловушек для водителей, когда пешеход начинает переходить дорогу с левой стороны широкой проезжей части или вообще встречную проезжую часть водители попадаются на вырезку из пункта 14.1 “уступить дорогу пешеходам, вступившим на проезжую часть”. Но для нарушения требования “уступить дорогу” необходимо вынудить изменить скорость. В данной ситуации обвинение необоснованно.

    Если пешеход все же меняет скорость, то причина изменения его скорости должна быть именно в приближающемся автомобиле, а не какими либо причинами по желанию пешехода.

    Движение пешехода на пересечении траекторий

    В такой ситуации дать объективную оценку действиям водителя сложно. Пешеход может просто испугаться приближающегося автомобиля, а водитель в свою очередь субъективно оценивает ситуацию. Чтобы избежать спорной ситуации водителю следует остановиться перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможения, что будет подтверждением отсутствия угрозы для пешехода.

    Движение пешехода по тротуару

    Вам известно, что тротуар является частью дороги. И не исключена ситуация когда пешеход, двигаясь в поперечном направлении остановиться перед проезжей частью из-за приближающегося автомобиля.

    Переход дороги пешеходом есть, изменение скорости пешехода есть, изменение скорости пешехода из-за автомобиля есть – вот он и штраф. Но разочаруем инспектора. Попробуйте сами определить чего еще не хватает для образования нарушения водителем. Посмотрите внимательно на изображение.


    Ответ выделяю из текста Правил. Еще раз из текста требования пункта 14.1.

    14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу

    И из термина.

    «Пешеходный переход» - участок проезжей части, трамвайных путей…

    Да. На тротуаре нет пешеходного перехода, и не может быть пешеходов, переходящих дорогу. Пешеходы переходят дорогу по пешеходному переходу, а пешеходный переход это участок проезжей части или трамвайных путей.

    Да. Согласно тексту и против здравого смысла невозможно начать переходить дорогу не вступив на проезжую часть.

    Да. Не может быть пешеходного перехода через велосипедную дорожку.

  • - Попросить ИДПС предъявить служебное удостоверение, п. 2.4 ПДД (зафиксировать его данные)
    - Если, с нарушением согласны, тогда штраф 1 500 рублей (ст. 12.18 КоАП)
    - Попросить инспектора составить протокол, если с вменяемым нарушением категорически не согласны
    - Потребовать пригласить пешехода, которого якобы не пропустили, и приобщить его показания к протоколу
    - В протоколе указать: "ПДД не нарушал. Помеху пешеходам не создавал. Инспектор отказался приобщить к протоколу показания пешехода. Требую помощи адвоката." (см. главу 39 "Правильно заполняем протокол")

    В 10-ти дневный срок отправляем заявление в суд (приложение №9)

    Разъяснение:

    Пункт 4.5 ПДД: ".На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

    При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.".

    Пункт 14.1 ПДД говорит об обязанности водителей "уступить дорогу пешеходам".

    Что значит "уступить дорогу" говорит п.1.2 ПДД - "не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость". Поэтому даже если пешеход находится на переходе, если Вы сможете проехать так, что не создадите ему помех, можете ехать. Иными словами, если пешеход только собирается переходить дорогу, ему уступать не надо. Но как только он начал движение по пешеходному переходу, его надо пропускать.

    Попросите инспектора пригласить пешехода, ведь только тот может сказать, заставили вы его изменить направление и скорость или нет. Воспрепятствовать инспектор вам не может так как, он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно статьи 25.1 КоАП и ст. 51 Конституции РФ. Инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, что тот далеко?

    Знайте, что в таком случае состав правонарушения отсутствует - без показаний пешехода или видеозаписи доказать, что вы не уступили ему дорогу не возможно.

    Что касается остановившегося трамвая и пешеходов, выходящих из него, то здесь нет никаких сложностей. ПДД не обязывает водителя давить педаль тормоза в пол вслед за остановкой трамвая. То есть, если трамвай остановился и открыл двери, а вы не притормозили, то штраф за это инспектор наложить не может. Никакого наказания не предусмотрено. Запрещается только создавать помеху пешеходу, а таковым пассажир станет, выйдя из транспорта на проезжую часть. Вот тогда водитель обязан остановиться и пропустить его.

    Конфликт на дороге может возникнуть не только между двумя водителями, но и при появлении пешехода. Не все автомобилисты считают нужным пропускать его даже на «зебре». И делают хуже самим себе, ведь за это их ждет наказание.

    Читайте в этой статье

    Что включает понятие «пешеходный переход»

    Разъяснение термина имеется в ПДД РФ:

    Пешеходный переход – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

    Пешеходный переход не зря называют «зеброй». Его можно заметить издали, участок представляет собой короткие параллельные друг другу полосы, расположенные по долевой оси дорожного полотна. «Зебра» заходит и на трамвайные пути. На ней пешеход может чувствовать себя в безопасности, переходя проезжую часть.

    Что значит «пропустить пешехода»

    ПДД диктует обязанности автомобилиста по отношению к пешеходу таким образом:

    Водитель ТС, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

    Но трактовка закона изменилась. И если человек собирается переходить дорогу с левой стороны относительно движения, машина может проехать. Ведь она перемещается по правой полосе полотна.

    Если водитель уверен, что вполне успеет пересечь «зебру» до того, как до его стороны доберется пешеход, он может это сделать. Но маневры автомобилиста не должны вынуждать идущего человека сворачивать, останавливаться или подаваться назад во избежание попадания под колеса.

    То есть оценка ситуации лежит в основном на водителе. И это может создать для него проблемы.

    Всегда ли водитель обязан уступить (при повороте, во дворах)

    Пешеходы и автомобилисты могут встретиться не только на переходе:

    • Если это произошло на повороте в любую сторону, водитель обязан уступить. Не помеха этому и нарушение пешеходом ПДД, потому что в случае столкновения виновным останется автомобилист.
    • Во дворе многоквартирного дома, жилой зоне приоритет тоже принадлежит человеку, перемещающемуся «на своих двоих». Об этом свидетельствуют пункты 17.3 и 17.4 ПДД.

    Сложности могут возникнуть на перекрестке с несколькими светофорами. Водитель должен слушаться сигнала только относящегося к нему, если на дороге нет стоп-линии, как можно быстрее покинуть эту зону. Но и пропускать пешехода он обязан. Поэтому при его появлении на дороге автомобилисту на перекрестке придется остановиться и дожидаться потом нового зеленого сигнала светофора.

    Штраф за то, что не пропустил пешехода

    Санкции при конфликте между пешеходом и автомобилистом могут налагаться на последнего не только при столкновении. Если водитель проехал, помешав перейти человеку «зебру», он заплатит штраф 1500 р. Наказание полагается по статье 12.18:

    Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам … , пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

    Не уступившим дорогу является и тот, кто нарушил пункт 14.2 ПДД:

    Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других ТС, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.

    11 октября 2017 г. Госдумой был одобрен в третьем чтении проект закона, изменяющий статью 12.18 КоАП. Он имеет номер 97652-7. В соответствии с новым законом сумма штрафа за непредоставление преимущества пешеходу или велосипедисту вырастает до 2500 р. Изменения очень скоро вступят в силу.

    Как доказать невиновность в ГИБДД и оспорить сумму

    Закон противоречив в отношении конфликтов пешеходов и водителей. Поэтому у автомобилиста есть шанс избежать наказания, ведь правила нарушают не только те, кто за рулем. Восстановить справедливость можно несколькими способами:

    • Если пешеход резко выскочил на дорогу, машина по техническим причинам могла не успеть остановиться и проехала раньше, чем прошел человек. Это докажут и запись видеорегистратора.
    • Нужно потребовать составить протокол на пешехода. Если он нарушил правила, должен разделить ответственность с водителем, то есть заплатить свой штраф. В этом случае пешеход скорее скажет под протокол, что никто не препятствовал ему в переходе через дорогу.
    • Автомобилист мог не видеть человека, ступившего на «зебру» из-за препятствий обзору. Ими могли стать другие ТС, рекламные вывески, кустарники и т.д. Здесь тоже можно призвать свидетелей или запись видеорегистратора.
    • Если пешеход ушел, а сотрудник ГИБДД отказывается звать его для разбирательства, это поможет избежать составления протокола. В случае, когда инспектор настаивает на расследовании, без видеофиксации происшествия доказать вину водителя будет очень трудно. Ведь для дела нужны и показания пешехода.

    О том, как водителю избежать наказания за то, что не пропустил пешехода, смотрите в этом видео:

    Что будет, если сбил прохожего на зебре

    Сложнее ситуация, когда произошло столкновение пешехода и авто, в котором человек страдает сильнее. Если виновен водитель, применяемая мера зависит от тяжести вреда здоровью потерпевшего:

    • при легких повреждениях положен штраф 2500 — 5000 р. или лишение ВУ на 1 — 1,5 года;
    • при травмах средней тяжести он выплатит 10000 — 20000 р. либо останется без прав на 1,5 — 2 года.

    Получение пешеходом сильного ущерба здоровью или его гибель регламентируется Уголовным кодексом. Водитель получит:

    • тюремный срок до 3 лет;
    • принудительные работы на 2 года с лишением возможности занимать некоторые должности в течение 3 лет;
    • арест на 6 месяцев;
    • лишение свободы на 2 года, отнятие прав на определенный вид работы на 3 года.

    Одна из мер определяется судом по обстоятельствам дела. Отдельно может назначаться выплата материального и морального ущерба. Еще хуже, если водитель был . Он получит лишение свободы на 3 — 7 лет. А если жертв было больше 1-го, то до 9 лет.

    О том, что делать и как себя вести в случае, если сбил пешехода, смотрите в этом видео:

    Ситуация, когда пешеход решил уйти с места ДТП

    В конфликте на «зебре» может быть виновен не только автомобилист, но и пешеход. А иногда ему просто не хочется разбирательства. Водителю следует максимально обезопасить себя от претензий, которые пешеход может предъявить позже:

    • автомобилисту нужно выйти из машины, предложить вызвать пострадавшему «скорую»;
    • при отказе в медпомощи стоит взять с него расписку, в которой будет его полное имя, телефон, отрицание необходимости вмешательства медиков и претензий к водителю авто с данным номером;
    • автомобилист все равно должен вызвать ГИБДД;
    • ему также нужно позвонить в свою страховую компанию;
    • стоит найти и записать данные свидетелей происшествия;
    • приехавшему сотруднику ГИБДД нужно после составления протокола дать объяснения, приобщить к документу расписку, указать наличие свидетелей, записи видеорегистратора.

    У множества водителей есть предубеждение, что на автомобильной дороге главный тот, кто за рулем. Однако постоянный рост суммы штрафов за не пропуск пешехода на пешеходном переходе, систематические рейды сотрудников ДПС вблизи «зебры» говорят о том, что пешеход — важный участник дорожного движения. В отличие от водителей, пешеходы не такие организованные, поэтому необходимо знать как безопасно проехать перекресток и не получить штраф за дорожный конфликт с пешим участником.

    Размер штрафа

    Если создать препятствие пешеходу, нарушив правила проезда перекрестков, пешеходных переходов и прочее, то к водителю будет применена административная мера. Кодекс предусматривает штраф, за то, что не пропустил пешехода на переходе в 2018 году, который варьируется от 1500 до 2500 руб .

    Но это самое безобидно наказание. Если происшествие будет иметь более серьезные последствия, то водителю грозит более суровая ответственность:

    Когда требуется уступить дорогу

    Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:

    • Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет . Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
    • На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
    • Заезд на главную дорогу и съезд с нее . Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
    • Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
    • Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи . Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
    • Жилая зона . На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.

    Человек в неположенном месте

    Непропуск пешехода в неположенном месте также сулит наказание. Хоть у людей, переходящих дорогу в неотведенном для этого месте, нет приоритета, хоть они сами нарушают правил движения, но автоводитель также будет признан виновным, если произойдет столкновение с человеком. И здесь могут быть две развязки:

    1. шофер нарушил какие-либо пункты ПДД, например, скоростной режим, выехал на встречку, автомобиль имел неисправности и пр. Наряду с основным нарушением будет и ответственность за травмы и увечья.
    2. водитель ничего не нарушил, но нарочно, чтобы проучить человека совершил наезд. То есть имел возможность, но не остановился/не увернулся. Такое поведение подразумевает умысел на или , что преследуется уголовным законом.

    А вот если автовладелец вне пешеходного перехода был осторожен, соблюдал правила и предпринял все требуемые меры во избежание печальных последствий, то ответственности можно миновать.

    Кто такой пешеход

    Не все так очевидно. На самом деле таким признается:

    • просто идущий человек;
    • велосипедист/мотоциклист/скутерист, который идет, перекатывая двухколесное средство, то есть не управляет им;
    • люди с колясками, ручными чемодан-тележками и т.п.;
    • инвалиды на колясках с сопровождающим человеком или самоходом от ручного воздействия на колеса и пр.

    Как правильно уступать дорогу

    Еще один вопрос, который вызывает большой интерес – как уступать дорогу. Водитель должен передвигаться так, чтобы человек свободно шествовал по «зебре» или под знак без ускорений, замедлений или остановок. Считается, что водитель не пропустил пешехода, за что полагается штраф, если человек, хоть одной ногой наступили на проезжую часть.

    Также является нарушением, если:

    • совершать обгон на «зебре»;
    • не притормаживать/не останавливаться, когда впереди/рядом едущий автомобиль уменьшил скорость или остановился;
    • сигналить пешеходам, подгоняя их на переходе и другие действия.

    При этом водитель может продолжать движение, если люди просто стоят около перехода, даже у самого края или пешеход удаляется от машины в другую часть дороги, то есть идет не навстречу автомобилю, а от него. В последнем случае нет необходимости ждать, когда человек сойдет с дороги. Либо автодорога имеет множество полос, допустим шесть и более, и пеший находится на противоположной стороне в значительном удалении, такого участника также можно не ждать, так как водитель без всякого риска и опасности проедет этот участок.

    Как вести себя с сотрудниками ГИБДД

    Если сотрудники госинспекции зафиксируют нарушение на видеорегистратор, где четко будет видно, что автовладелец не уступил дорогу пешеходу, то отпираться бесполезно, лучше вести себя миролюбиво, показывать свои положительные стороны, например, отсутствие наказаний и просить применить минимальный штраф или предупреждение.

    Когда запись не производилась, то нужно:

    • требовать приглашения человека для выяснения его данных, получения показаний и пр.;
    • указывать на допущенные нарушения самим пешеходом, если они были;
    • доказывать правомерность своих действий и просить подтвердить весомыми доказательствами нарушение;
    • ссылаться на непредвиденные обстоятельства, которые оправдывают водителя, например, гражданин появился неожиданно, резко выбежав на шоссе и пр.

    Следует знать, что плохие погодные условия, ограниченная видимость, нечеткая разметка, непродуманно установленные знаки не могут освобождать от ответственности .

    В случае наезда на человека

    В таких серьезных ситуациях порядок действий должен быть строгим:

    • остановиться, включить аварийку, выставить аварийный знак;
    • оказать пострадавшему первую медпомощь и срочно вызвать неотложку или на попутке отправить в больницу;
    • установить свидетелей и взять их номера телефонов;
    • вызвать ГИБДД, дождаться сотрудников для фиксации ДТП;
    • оповестить, если есть возможность, страховую компанию по полису ОСАГО.

    Если пешеход не пострадал и не желает оставаться на месте, то нужно узнать его ФИО, прописку, получить письменный отказ от претензий ввиду отсутствия травм и повреждений. Но всё равно нужно дождаться сотрудников ДПС, не покидая место ДТП, чтобы избежать лишения прав и прочих неприятных последствий.

    Что значит "пропустить пешехода"? Просто замедлиться или остановиться? В каких случаях можно продолжать движение? Нужно ли стоять все время, пока открыты двери трамвая и как оспорить штраф? Консультирует наш юрист.

    Типичная ситуация №1. Нерегулируемый переход

    Тут давайте разберем, с какого момента будет считаться, что вы, водитель, не уступили дорогу пешеходу, а также рассмотрим само понятие «уступить дорогу» и что означает понятие «пропустить пешехода»?

    В соответствии с п.1.2. ПДД уступить дорогу значит не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость.

    А в соответствии с п.14.1 ПДД вы, приближаясь на автомобиле к нерегулируемому пешеходному переходу, обязаны снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее для осуществления перехода.

    Поэтому, проанализировав нормы ПДД, можно сделать вывод, что если пешеход находится на переходе и он только начал переходить проезжую часть вдалеке от вас, а вы проедете, не создавая ему помех, то можете смело ехать. Но все же на всякий снизьте скорость для полной уверенности, а то вдруг он рванет или окажется на роликах. И если придется, то немедленно остановитесь для того, чтобы пешеход мог беспрепятственно пройти.

    Типичная ситуация №2. Трамвайная остановка

    Ох уж эти инструкторы в автошколах… Это они приучили водителей с младых ногтей оттормаживаться перед остановившимся посреди дороги трамваем и ждать, пока не закроются двери. Вы тоже так делаете? Ну что ж, сочувствую.

    Читаем пункт 14.6. ПДД и находим для себя много нового. Оказывается, «водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней». Улавливаете суть? Уступить дорогу, но не стоять все время, пока двери открыты.

    Если увидели, что останавливается трамвай, притормозите и оцените, собирается кто-то входить/выходить или нет. Если никого нет, то, продолжая оглядываться по сторонам, чтобы не пропустить «нежданчика», медленно двигайтесь вперед и не задерживайте машины, стоящие позади вас.


    Типичная ситуация №3. Регулируемый переход

    На первый взгляд все просто. Если вам - красный, а пешеходам - зеленый, то стоим и ждем, пока загорится разрешающий сигнал. Ну а как быть с переходами, которые располагаются после поворота? Тут выходит, что и вы едете на зеленый, и пешеходы идут на него же. Но не всегда! Обратите внимание, какой горит свет на пешеходном светофоре. Очень может быть, что там красный, и тогда имеет смысл посигналить в качестве предупреждения ДТП (это не запрещено Правилами) и двинуться дальше. Ну а если для пешеходов горит зеленый, то тут действует та же схема, что и с нерегулируемым переходом. Если мешаете людям, останавливайтесь. Если не мешаете, продолжайте движение.


    Вас остановили за то, что вы не пропустили пешехода

    Сначала оговоримся: если вы действительно нарушили, то будьте готовы выложить 1 500 рублей. Мешать пешеходам переходить дорогу нельзя, и на этом поставим точку. Все нижеперечисленное касается ситуаций, когда вас остановили несправедливо. Например, если по факту вы не доставили пешеходам никаких неудобств.

    Попросите инспектора составить протокол и потребуйте пригласить пешехода, которого якобы вы, по мнению инспектора, не пропустили, и приобщить его показания к протоколу. Только сам пешеход сможет сказать, заставили ли вы его изменить направление и скорость или нет. Препятствовать инспектор вам не может, так как он сам обязан обо всем предупредить пешехода в соответствии со статьей 25.1 КоАП и статьей 51 Конституции РФ.

    Если инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, на то, что типа «мне что, за ним бегать, что ли, он уже далеко», то в таком случае состав правонарушения отсутствует - без показаний пешехода или видеозаписи доказать, что вы не уступили ему дорогу, невозможно. А бремя доказывания, как я писал в , на ком лежит? Правильно, только на плечах инспектора. Вы не обязаны ничего ему доказывать и спорить с ним не нужно, пусть составляет протокол.

    В проколе пишем, что ПДД не нарушали. Помеху пешеходам не создавали. Инспектор отказался приобщить к протоколу показания пешехода. Требуйте помощи адвоката. И в десятидневный срок отправляйте заявление в суд.


    Самое печальное обстоятельство: вы сбили пешехода

    Надеюсь, такого с вами никогда не случится. И тем не менее, а что если так? Тут все зависит от места ДТП. Если человек сбит на пешеходном переходе, то вас практически наверняка привлекут к административной или уголовной ответственности, в зависимости от тяжести последствий наезда.

    Впрочем, если есть свидетели и/или запись видеорегистратора, которая может подвердить, что пешеход сам нарушил ПДД, то шанс избежать наказания есть. Итак, как же должен вести себя пешеход? Открываем раздел 4 ПДД и видим:

    4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

    4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).


    Таким образом, если произошло ДТП, в котором Правила нарушил пешеход, а не вы, вам следует собрать свидетельские показания (совершеннолетние родственники или друзья, сидящие с вами в салоне, тоже подойдут для этого) и приобщить к делу видеозапись с регистратора, если она имеется. Если человека сбили вне пешеходного перехода, то доказать невиновность, как вы понимаете, будет значительно проще.

    При всем при этом вы должны понимать, что, доказав невиновность, водитель все равно обязан оплачивать лечение пешеходу. Согласно статье 1079 Гражданского Кодекса РФ водитель несет ответственность за причинение вреда здоровью или жизни потерпевшего, независимо от того, кто виновник ДТП. Если под колеса, двигавшегося, в соответствии с ПДД автомобиля с тротуара вдруг падает пьяный в стельку человек, водитель будет компенсировать вред его здоровью. Точнее, в рамках лимита по ОСАГО это сделает страховая компания, и кошелек придется доставать только если лимит превышен.

    Однако с пешехода, виновного в ДТП, страховая водителя вправе потребовать возместить вред, причиненный автомобилю, если таковой имел место быть. Существует практика Верховного суда, который в подобном случае подтвердил справедливость требований страховой компании.