Что входит моральный ущерб. Моральный вред – что это такое

Что же означают понятия моральный вред и нравственные страдания в смысле юридическом и общечеловеческом?

Современная интерпретация определяет моральный вред (или ущерб) как неблагоприятные перемены, которым подвергаются охраняемые законом человеческие блага, имущественные либо неимущественные, приводящие к нравственным или физическим страданиям.человека.

Личные неимущественные блага перечислены в статьях 20-23 Конституции и ч.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это жизнь, здоровье, свобода, личная неприкосновенность, право свободного передвижения, честь и достоинство, доброе имя и деловая репутация, личная и семейная тайна, выбор места проживания, авторское право и другие нематериальные блага, которые человек получает от рождения или по закону и которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам.

Очевидна растущая интенсивность систематического опыта моральных дилемм и моральных страданий со стороны медсестер во время рабочего процесса. Достижения в области науки позволили медицинским работникам новых возможностей для лечения, включенных в систему здравоохранения, без достаточного анализа их рисков и выгод и возможных последствий для расширения жизни и ее качества.

Затраты на эти альтернативы становятся высокими, но скудными для населения. Они могут стать источником страданий, тем самым способствуя решению этических и конфликтных проблем, которые непрестанно проверяют моральные достоинства медсестер, поскольку они мешают жизненному курсу пациентов, находящихся под их ответственностью.

Например, моральный вред может заключаться в нравственных страданиях по причине утраты родственника, невозможности дальнейшего продолжения активной жизни, раскрытия семейной или врачебной тайны, потери работы, распространения ложных сведений, порочащих честь или деловую репутацию человека, поражения или временного ограничения в правах, а также физической боли, от причиненной травмы, увечья, иного ущерба здоровью либо заболевания, перенесенного вследствие нравственных страданий.

Таким образом, назначение бесполезной помощи, запрос на диагностические тесты, казалось бы, не нужен; отсутствие согласия на назначение медицинского поведения; отсутствие подготовки к уходу за другим в процессе умирания, усугубляемое ситуацией смерти, признанной в качестве возможного в результате халатности, может стать источником моральных страданий для рабочих. Качественно чувства гнева и печали наиболее цитируются в литературе как биопсихосоциальные эффекты, вызванные моральными страданиями, причем интроспекция является наиболее характерной для сестринской команды, которая практически не получает поддержки или не оказывает никакой поддержки во время конфронтации своих конфликтов.

Нравственные страдания представляют собой эмоционально-волевые переживания человека и выражаются в чувстве любого рода дискомфорта, унижения, стыда, ущербности, подавленности, отчаяния, раздражения, гнева и т. п.

Чувства эти могут быть следствием:
  • посягательства на жизнь или здоровье человека либо его близких родственников;
  • незаконного лишения или ограничения в свободе;
  • нанесения вреда здоровью, особенно влекущего уродство открытых части тела;
  • раскрытия личной, семейной или врачебной тайны;
  • нарушения тайны переписки или телефонных сообщений;
  • распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство;
  • нарушения права на имя или на изображение;
  • нарушения авторских и смежных прав.
Как мы видим, ключевым в определении морального вреда в законодательстве выступает слово "страдание", а моральный вред сам по себе характеризуется двумя типами страданий: нравственным и физическим. Нравственные страдания той или иной глубины могут быть вызваны любым неправомерным действием или бездействием. Таким образом, моральный вред и вред здоровью сводятся к единому понятию, называемому неимущественным вредом.

Как же определяется понятие здоровья? Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. И любые неправомерные действия либо бездействие в отношении гражданина способны лишить его, как минимум, одной из составляющих такого благополучия. Из этого следует, что по своей сути моральный вред и вред, наносимый здоровью, частично совпадают, поскольку страдающий человек непременно утрачивает благополучие психическое.

У медсестер больше обязанностей, чем у власти, в отношении рабочего дня. Возможно, авторитетное соблюдение процедур, запрошенных медицинским персоналом, может привести к дисбалансу чувства авторитета и ответственности за уход за пациентами. С другой стороны, медсестры, как ожидается, будут принимать медицинские полномочия без участия в процессе принятия решений в отношении ухода за пациентами. Однако их тесные отношения с пациентами, по сравнению с реляционным уровнем других специалистов, могут способствовать потенциалу для большего количества конфликтов.

Теперь рассмотрим понятие страдания. Что же это за состояние? Страдание - это эмоциональное состояние человека, обусловленное негативными переживаниями, возникающими под действием травмирующих его психику событий и влияющими на его настроение, самочувствие и, само собой разумеется, здоровье. Страдания как правило сопровождаются стрессом, чувством тревоги, страха, горя, стыда, поэтому наличие этих признаков подтверждает пережитые человеком страданиях и может служить доказательством причинения ему нравственного или физического вреда.

Столкнувшись с ситуацией моральных страданий, медсестре предъявляются две альтернативы: защита пациента, возможное возбуждение разочарования для профессионала или конфронтация чувств импотенции, деморализации, беспомощности, отчаяния, гнева, обвинять в неудаче перед пациентом. Восприятие медсестрами своей способности проявлять власть в учреждении, решать дилеммы и этические проблемы, кажется основополагающим для их решения принять меры или не для этой конфронтации.

Даже если они руководствуются практикой, основанной на индивидуальных моральных кодексах, воздействие окружающей среды приводит к конформизму со стороны медсестер, которые постепенно становятся более далекими от больных. Медсестра, отодвигаясь от пациента и ее уход, может отрицать ее важные преимущества, достигая высшей точки в проблемах взаимоотношений в учреждении, а также неэффективное общение с командой, которая обеспечивает ей очень фрагментарный уход.

Причиной чувства горя чаще всего становится утрата, которая может быть как временной, так и постоянной, психологической либо физической. В наибольшей степени чувство горя возникает при потере близкого и любимого человека. Другие виды утрат - это утрата двигательной способности, силы интеллекта, самоуважения и некоторых материальных объектов (например, денежных средств).

Таким образом, больничная организация выступает как наиболее влиятельный элемент в профессиональной повседневной жизни, считая ее одним из великих ответственных за кризис качества в уходе, подчеркивая, что этические проблемы сестринского дела являются систематическими и непредсказуемыми, имеют временную предсказуемость, а не будучи ответственностью людей, но системы. Медсестры часто сталкиваются с моральными практическими проблемами о том, как выполнять задачу, против оппозиции других людей или установленных правил, таким образом, дискриминируя такой опыт, как этическую дилемму.

Страх может быть вызван физической болью или угрозой насильственной смерти. Кто-то боится несчастного случая, а кто-то - потери здоровья. Страх также может иметь социальные корни: это боязнь потери уважения, насмешек со стороны окружающих, ухудшения материального положения, боязнь ответственности и пр.

Тревога - это неприятное и тяжело переносимое чувство, включающее в себя нервное напряжение, беспокойство и опасение. Возникновение тревоги обуславливается наличием потенциально опасных ситуаций, угрозы чего-либо, а также негативной перспективы в будущем.

Таким образом, медсестры обычно не испытывают моральных дилемм, а скорее моральные страдания. Напряженность - это фактор, который оказывает негативное влияние на этическое восприятие, провоцируя чувства, которые приводят к восприятию не выполнения моральных обязательств. Несмотря на то, что стресс может быть положительным мотивирующим влиянием на изменение, моральное бедствие вызывает появление негативных реакций в рабочей среде. Поэтому незнание об этических проблемах и профессиональной напряженности ведет к моральным страданиям работников, что негативно сказывается на качестве предоставляемой помощи.

Стыд - это душевное состояние, при котором человек подвергает осуждению свои поступки, намерения или моральные качества. В основе этого состояния лежит переживание собственной вины.

Согласно разъяснению Пленума Верховного суда РФ моральный вред представляет собой нравственные переживания человека, связанные с различными обстоятельствами, такими как:

  • потеря родственников;
  • невозможность продолжения активной общественной жизни;
  • раскрытие семейной или врачебной тайны;
  • потеря работы;
  • распространение ложных сведений о человеке, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию;
  • временное ограничение в правах или лишение прав;
  • физическая боль в результате причиненногг увечья, а также иного повреждения здоровья, вызванного заболеванием, причиной которого явились нравственные страдания, и пр.
Приведенный выше перечень - далеко не полный. Как показывает практика суд назначает компенсацию морального вреда и в других случаях, например, когда гражданину причиняются нравственные или физические страдания в результате отказа в оказании услуг, несвоевременного принятия мер, обусловленных законом, договором либо добровольно взятым на себя обязательством.

Физические страдания - это боль и мучения, возникающие у человека в результате истязаний, нанесения ему увечий, телесных повреждений, заражения инфекцией, которое может являться результатом перенесенных нравственных страданий .

Решения для большинства профессиональных дилемм выходят далеко за рамки изучения биоэтики, требуя изменения условий, которые должны более соответствовать этической практике. Одной стратегией для проблем, которые приводят к моральным страданиям, может быть разработка программ образования и этики, направленных на медсестер, обсуждение различных тем, в зависимости от потребностей учреждения и этических компонентов, связанных с обслуживанием пациентов.

Эти программы должны учитывать ценности профессии; идентификация социального фронта с частной моралью; сохранение моральной целостности; адвокация пациента; уход в качестве основной функции сестринского дела; моральное суждение в сестринском деле; сокращение смертности в некоторых больницах, по-видимому, связано с организацией сестринского ухода в этих учреждениях: увеличением статуса медсестры, автономии, числовой вопрос медсестер и их верительные грамоты.

Верховный суд РФ определяет моральный вред как переживания человека, связанные с болыю либо с заболеванием, вызванным нравственными страданиями.

Из вышесказанного следует вывод о допустимости требования компенсации вторичного морального вреда . Например, если из-за клеветы в свой адрес человек глубоко переживает (испытывает нравственные страдания) и это приводит к возникновению у него приступа стенокардии (физических страданий от болевых ощущений), что приносит ему еще и вторичные нравственные страдания, то налицо их причинно-следственная связь с первичным противоправным деянием в его отношении - клеветой. Такое же положение дел возникает и в случаях, когда первичный моральный вред причиняется физическими страданиями, приводящими к нравственным.

Моральный ущерб - ущерб, нанесенный имиджу лица, его положению в обществе, а также достоинству и чести.

Чтобы свести к минимуму последствия моральных страданий, можно обсуждать этические проблемы между учениками и медсестрами, используя клинические случаи в качестве способа более эффективного внедрения их в биоэтические проблемы. Кроме того, предлагается создать руководящие принципы паллиативной помощи для профессиональной практики, теоретически минимизирующие моральные страдания посредством принятия больницами протоколов этических решений.

Подход медицинских и сестринских команд требует создания морального сообщества в условиях стационара, благодаря сильной многопрофессиональной командной работе, которая поддерживает моральную целостность вовлеченных и принимаемых ими решений, обсуждая возможные проблемы. Истину необходимо всегда рассматривать как стратегию, направленную на предоставление более эффективных ресурсов для участия в принятии решений между персоналом и членами семьи.

Компенсация морального ущерба - денежная компенсация морального урона лицу, понесшему моральный ущерб, со стороны лица, нанесшего ущерб.

(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011))

Моральный вред – нравственные страдания

Лаконичное определение понятия "моральный вред" содержится в ст. 151 ГК РФ . В соответствии с ней моральный вред - это "нравственные или физические страдания".

Другой стратегией является многодисциплинарность, которая может помочь определить путь вперед, уменьшить воздействие моральных страданий на уход за пациентами. Формирование комитетов по этике также становится важной стратегией. Институтам здравоохранения необходимо расширить доступность комитетов по этике для обсуждения институциональных проблем, возникающих в повседневной жизни, и для поддержки проблем, которые в значительной степени возникают в результате слабых мест в профессиональной подготовке.

Работники-медсестры ежедневно сталкиваются с проблемами и моральными конфликтами, которые могут причинить им моральные страдания. Вопреки этому моральные страдания, хотя и болезненные, должны стать важным мобилизатором для допроса, диалога и коллективной конфронтации в институте бесчисленной напряженности ценностей, присутствующих в профессиональных действиях, с положительными и отрицательными последствиями для ухода за болен. Чтобы испытать моральные страдания одиноким, изолированным способом, без взаимосвязи с другими работниками, только усиливает отрицательный вес этого чувства и может способствовать ощущению импотенции, беспомощности и вины с удалённостью пациентов и их заботой, а также отказ от профессии.

Что такое "нравственные страдания"?

В Словаре русского языка С.И. Ожегова страдание определяется как "физическая или нравственная боль, мучение".

Некоторые ученые "нравственные страдания" определяли как "переживания, в содержание которых могут входить страх, стыд, унижение, иное неблагоприятное в психологическом плане состояние, сказывающееся на здоровье человека", как "родовой термин, обозначающий негативные эмоции и эмоциональные состояния (например, личностные комплексы), вызванные неправомерным вторжением в сферу нравственного сознания личности" (Владимирова В. Нравственные и физические страдания потерпевшего // ЭЖ-Юрист. 2006. N 33. С. 24.)

Сосредоточение внимания на моральных страданиях, вызванных проблемами и моральными дилеммами, присутствующими в сестринской работе, уходе, обучении и исследованиях, представляется фундаментальным не только для того, чтобы раскрывать явление для многих, которые все еще не учитывают, хотя и испытывают почти ежедневно, но и для подчеркивают необходимость проблематизации и валоризации этического аспекта работы здравоохранения.

Моральные страдания в сестринской работе. Рио-Гранде: выпускная программа в области сестринского дела, Федеральный университет Рио-Гранде. Терапевтическая упрямство как этическая проблема. Моральные страдания для медсестер в профессиональной деятельности: приближения и дистанция двух реалий. Рио-Гранде: курс медсестер и акушерства, Федеральный университет Рио-Гранде.

Определение понятия моральный вред в судебной практике

Определение понятия морального вреда дал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда ", согласно п. 2 которого, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Опасности близости: пространственно-временный анализ морального стресса и моральной двусмысленности. Нервная моральная тревога: предлагаемая теория и повестка дня исследований. Медсестры в проведении переговоров о родительском участии в уходе. Практика сестринского дела: этические проблемы.

Целостность и моральный остаток: медсестры как участники морального сообщества. Дилеммы морального стресса: моральная ответственность и практика сестринского дела. Моральный стресс медсестер в отделении интенсивной терапии. Медсестра морального стресса и этической рабочей среды.

Моральный вред – нравственные переживания

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Измерение моральных проблем в аптеке и клинической практике. Принципиальное мышление: сравнение сестринских студентов и опытных медсестер. Критическое лечение медсестер восприятия и реакции на моральные бедствия. Понимание морального стресса медсестер, свидетельствующих о бесполезной медицинской помощи.

Разработка и оценка шкалы моральных бедствий. Моральный диспут в практике здравоохранения: положение медсестер. Феминистская этика и культурный дух: пересмотр дискуссий по вопросам сестринского дела. Снижение смертности от лекарств среди множества больниц, известных хорошей медицинской сестрой.

Компенсация морального вреда

Порядок компенсации морального вреда оговорен в ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ . Состоит он в следующем:

Основания для компенсации морального вреда частично определены в ст. 151 ГК РФ , а те, которые не связаны с наличием вины причинителя, состоят в следующем: если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; если вред связан с незаконным уголовным преследованием; если вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях:

Медсестры восприятия бессилия в влиянии этических решений. Влияние среды практики и характеристик медсестер на перинатальные медсестры ответы на этические дилеммы. Сохранение нравственной целостности: последующее исследование с новыми медсестрами выпускников.

Помимо ухода: больничные медсестры и социальная организация этики. Чикаго: Университет Чикагской прессы. Моральный стресс и выгорание: качественный контент-анализ. Удовлетворенность медсестер в долгосрочной помощи: пересмотр. Обследования удовлетворенности в долгосрочном плане. Нью-Йорк: Спрингер; р. 52.

Компенсация морального вреда возможна только по решению суда,

Компенсация морального вреда возможна только в денежной форме,

Моральный вред может быть причинен как действием, так и бездействием.