Что такое потенциально опасные ситуации. Выявление и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях

Потенциальной опасностью загрязнения воды нефтью является нарушение биологических сообществ. Для общения друг с другом многие водные организмы пользуются химическими сигналами. Эти сигналы необходимы для размножения, сбора, обнаружения добычи. Однако при наличии неочищенной нефти и углеводородов передача таких сигналов нарушается .[ ...]

Потенциальная опасность проникновения химических веществ, удаленных в подземное хранилище с жидкими отходами, в водоносные горизонты и другие объекты внешней среды, имеющие хозяйственное значение, возможна в пределах фронта распространения указанных отходов в поглощающем горизонте, который наменяет свое положение во времени. Но границы второго пояса санитарно-защитных зон должны устанавливаться, исходя из максимального положения этого фронта на момент окончания эксплуатации полигона захоронения.[ ...]

К опасным факторам антропогенного характера, способствующим серьезному ухудшению качества атмосферы, следует отнести ее загрязнение радиоактивной пылью. Так, при ядерных взрывах или авариях на АЭС большая часть радионуклидов образуется в результате деления урана-235, урана-238 и плутония-239. Установлено, что через несколько десятков секунд после взрыва образуются примерно 100 различных радионуклидов, 29 из которых вносят наибольший вклад в радиоактивное загрязнение атмосферы через час, 20 - через двое суток, а 3 - через 100 лет. Особую потенциальную опасность для человека и животных представляет стронций-90 не только как долгоживущий элемент, но и как аналог кальция, способный заменять его в костях. Во время ядерных взрывов радионуклиды находятся в газообразном состоянии и по мере понижения температуры конденсируются в аэрозольное облако. Наиболее крупные частицы (диаметром более 40 мкм) выпадают из атмосферы и оседают на земной поверхности. Мелкие же частицы (диаметром от 1 до 20 мкм) попадают не только в верхние слои тропосферы, но и в стратосферу, обусловливая так называемое глобальное загрязнение, сопровождающееся выпадением радионуклидов в пределах обоих полушарий.[ ...]

Огромную потенциальную опасность представляет сосредоточение средне - и низкоактивных жидких отходов в открытых водоемах. В озере Карачай, являющимся приемником среднеактивных отходов, находится около 4,4 ЭБк (120 млн.Ки) радиоактивных материалов, преимущественно -стронция-90 и цезия-137. В каскаде промышленных водоемов, созданных в пойменной части верховьев р.Течи после прекращения сбросов в нее отходов радиохимического производства, накоплено 350 млн.м загрязненной воды, являющейся по сути низкоактивными отходами с суммарной активностью около 7,4 ПБк (0,2 млн.[ ...]

По степени потенциальной опасности воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на 4 класса в соответствии с ГОСТ 12.1.0007-76 (с изменением № 1 от 01.01.82 г.): 1 - чрезвычайно опасные, 2 - высокоопасные, 3 - умеренноопасные, 4 - малоопасные. Критериями при определении класса опасности служат ПДК, среднесмертельная доза, средняя смертельная концентрация и др. Определение проводится по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности.[ ...]

При наличии потенциально опасных мест, таких как: дефектные участки сварных швов, усталостные трещины стенок или коррозионные повреждения, - возможно разрушение стенок трубопровода в этих местах. Причем в начальные моменты времени эти повреждения проявляются в виде небольших трещин и свищей. Затем, при продолжении перекачки, размеры повреждения увеличиваются и могут достичь величины, сопоставимой с диаметром трубы.[ ...]

Анализ уровня опасности установок свидетельствует, что наиболее опасными являются: парк емкостей высокого давления газораздаточной станции (ГРС), установка каталитического крекинга Г-43-107, установка подготовки сырья, установка ЭЛОУ-АВТ-6. Из приведенного анализа энергетического потенциала наружных установок следует, что на промышленной территории завода существует потенциальная опасность крупных аварий с большими разрушительными последствиями.[ ...]

Для уменьшения опасности возникновения эффекта “домино” необходимо предусматривать размещение резервуаров с учетом их потенциальной опасности на соответствующих безопасных расстояниях друг от друга. Расстояния размещения хранилищ в соответствии с категориями опасности представлены в табл. 2.45.[ ...]

ЭО характеризует потенциальную опасность компонентов технологических растворов. В табл.1.1 представлены значения ПДК для воды водоемов рыбохозяйственного назначения и степень экологической опасности токсичных компонентов технологических растворов, которая определялась как отношение всего диапазона (для каждого типа растворов) значений максимальных концентраций компонента в к его ПДК. Среди кислотных остатков и лигандов наибольшей экологической опасностью обладают йодидные, фторидные и цианидные компоненты (4,3 2)-106, наименьшей - сульфаты, хлориды и нитраты (9-Н)103. Аммонийные 2-10Э и пирофосфатные (1,1- 4,3)104 соединения занимают промежуточное положение.[ ...]

Одним из наиболее опасных последствий разработки россыпных месторождений золота является значительное увеличение мутности природных водотоков, приводящее к заиливанию русла и ухудшению кормовой базы рыбохозяйственных объектов, а также к устойчивому ртутному загрязнению донных отложений техногенных водоемов. Во время аварийных сбросов сточных вод из таких водоемов или при паводковом разрушении дамб и плотин создается потенциальная опасность ртутного загрязнения природных водотоков.[ ...]

Протяженность зоны потенциальной опасности и масштабы ущерба в значительной степени будут определяться спецификой и динамикой аварийного истечения перекачиваемого продукта из трубопровода. В этой связи ниже исследуются характерные физические особенности аварийных процессов в магистральных газопроводах и трубопроводах для перекачки ШФЛУ (нестабильного конденсата) и даются рекомендации по их математическому моделированию.[ ...]

Цель первого этапа - определение потенциальных экологических рисков и степени их воздействия, прогнозирование последствий возможных катастроф и мер по их предупреждению, подбор соответствующего оборудования для устранения той или иной потенциально опасной ситуации и т. д. По результатам экоаудита специалисты ВСЕОМ выдают заказчику обоснованные рекомендации по проведению организационно-технических профилактических мер, по закупке современного оборудования, по дальнейшему развитию тех или иных производств и степени их воздействия на окружающую среду и т. д. .[ ...]

Специфической проблемой С. р. является потенциальная опасность загрязнения окружающей среды радиоактивными отходами. Это связано в первую очередь с деятельностью предприятий гос. Российского центра атомного судостроения в г. Северодвинске (Архангельская обл.) и базой атомного подводного флота, атомных надводных кораблей и ледоколов (гг. Мурманск и Североморск Мурманской обл.), а также Кольской атомной электростанции (пос. Полярные Зори Мурманской обл.). Кроме того, в непосредственной близости от берегов Мурманской и Архангельской обл., в Белом и Баренцевом морях производится захоронение радиоактивных отходов.[ ...]

Нефтяная и газовая промышленостъ остаются потенциально опасными по загрязнению окружающей среды и ее отдельных объектов. Возможное воздействие их на основные компоненты окружающей среды (воздух, почву, растительный, животный мир и человека) обусловлено токсичностью природных углеводородов, их спутников, большим разнообразием химических веществ, используемых в технологических процессах, а также все возрастающим объемом добычи нефти и газа, их подготовки, транспортировки, хранения, переработки и широкого разнообразного использования /19,22/.[ ...]

Отходы, содержащие вредные вещества, которые обладают опасными свойствами (токсичностью, пожаро-взрывоопасностью, высокой радиационной активностью) или содержат возбудителей инфекционных болезней, а также могут представлять потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами, называют опасными отходами.[ ...]

Необходимо выяснить, какие вещества нарушают экологию природных вод или являются потенциально опасным для человека. В отдельных главах данной книги представлены материалы, освещающие более подробно перечисленные нами важнейшие аспекты проблемы загрязнения природных вод. Понимание процессов самоочищения природных вод облегчит разработку новых стандартов на химические вещества с учетом влияния этих веществ на внешнюю среду и организм человека.[ ...]

Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.[ ...]

Основываясь на изложенной генетической модели образования природообусловленных потенциально опасных участков трасс магистральных газопроводов, опробована модель методики прогнозирования риска аварий магистральных газопроводов, основой которой является специальный анализ цифровых карт рельефа поверхности трасс головных участков магистральных газопроводов: северные районы Тюменской области-Урал; Уренгой-Петровск; Уренгой-Челябинск - вторая нитка; северные районы Тюменской области-Урал - вторая нитка, Уренгой-Помары. Для определения комплекса признаков, характерных для природообусловленного аварийноопасного участка была применена традиционная методика выявления информативных признаков: выбраны эталонные обучающие и контрольные точки, которые в обучении не использовались. За эталон были приняты сами точки аварий и прилегающие к ним территории, расположенные на небольшом (в пределах 1 - 2 км от точек аварии) расстоянии. Всего определенных таким образом эталонных точек было выбрано 140; 100 из них участвовали в обучении - по ним определялись характерные природные признаки аварийно-опасных участков, 40 - служили контролем, по ним определялась эффективность прогноза опасных участков. Была исследована информативность, примерно 40 признаков, характеризующих две основных характеристики рельефа пластику - распределение высот и раздробленность, выраженную в плотности и преимущественном простирании линейных элементов рельефа. По результатам обучения на эталонных объектах в оптимальную модель аварийно-опасного участка были включены следующие признаки (табл. 2).[ ...]

Углеводородные фракции являются источником повышенной пожаровзрывоопасности. Эта потенциальная опасность проявляется при выходе фракций из технологической системы в атмосферу, а также при попадании воздуха в систему аппаратов, что может привести к внутреннему взрыву. К этим потенциально опасным событиям приводят следующие аварийные ситуации: разрыв подводящих трубопроводов; разгерметизация технологического оборудования вследствие разрушения фланцевых соединений (падение тарелок колонны вследствие внутреннего взрыва); трещина, разрушение или разрыв корпуса колонны изнутри (ввиду повышения давления, снижения прочности корпуса и т. д.).[ ...]

В свою очередь, промышленные объекты, на которых происходят такие аварии, по степени потенциальной опасности ранжируются в следующем порядке: ядерные, химические, металлургические и горно-добывающие; плотины; эстакады; нефтехранилища; транспортные системы, перевозящие опасные грузы; магистральные газо-, нефтепроводы; ракетно-космические и авиационные системы с ядерными и обычными зарядами; атомные подводные лодки; крупные склады обычных и химических вооружений.[ ...]

Особое внимание на природную среду оказывают предприятия атомной энергетики. Источником потенциальной опасности является весь процесс ядерного топливного цикла - от добычи делящегося материала до переработки облученного топлива. Отмечается, что в последние годы (1993-1995) производственная деятельность АЭС не оказала заметного влияния на экологическую ситуацию в районах их размещения.[ ...]

Острым является вопрос о так называемых химических «ловушках» - давно забытых захоронениях опасных отходов, на которых построили жилые дома и другие объекты. Они со временем дают о себе знать, в частности, появлением необычных заболеваний среди местного населения. Учет подобных захоронений в США показал, что имеется в наличии не менее 32 тыс. потенциально опасных; в ФРГ - выявлено около 50 тыс. таких участков, в Нидерландах - 4000. Химическими ловушками могут быть и более 80 мест ядерных взрывов под землей, проведенных в интересах экономики на территории России.[ ...]

Актуальность проблемы. Нефтяная промышленность в силу специфики своей деятельности является потенциально опасной для окружающей среды. Это обусловлено токсичностью добываемых углеводородов и веществ, применяемых в технологических процессах.[ ...]

Под экологическим страхованием понимается страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварийного загрязнения среды.[ ...]

В зависимости от вероятности перехода из возможной в действительную АЗО можно дифференцировать па потенциальную и реальную. Таксе деление имеет, взщюе значение с точка эревея ее профилактики и направленного воздействия ка нее. Потенциально возможная экологическая опасность при отсутствии эффективных мер по ее предотвращению может перейти в реальную. Примером потенциально возможной АЗО является опасность радиоактивных заражений, возникающих при эксплуатаций атомных станций. Потенциальную опасность носят также химические в нефтеперерабатывающие предприятия. Использование надежных мер защиты воспрепятствует переходу потенциальной опасности в резльну®.[ ...]

Источниками суперэкотоксикантов являются установки по сжиганию токсичных отходов. Только в США общее количество опасных отходов, подвергшихся сжиганию, составляет более 4 млн. т в год . Однако несмотря на широкое распространение установок по сжиганию отходов (в частности, с использованием печей цементных заводов), ни одна из технологий не соответствует требованиям экологической безопасности . Главный аргумент против технологий сжигания - загрязнение атмосферного воздуха токсичными веществами и создание новых, потенциально опасных отходов (летучая зола, шламы), требующих, в свою очередь, удаления на свалки. Многие специалисты считают, что печи для сжигания опасных отходов - это те же свалки, но представляющие еще большую экологическую угрозу.[ ...]

Второй пояс санитарно-защитной зоны полигона захоронения должен охватывать территорию, в пределах которой имеется потенциальная опасность химического загрязнения.воды водоносных горизонтов и горных пород, имеющих хозяйственное значение, а также открытых водоемов и поверхности земли. Границы второго пояса должны проходить не только на дневной поверхности, а распространяться и на недра земли. Кроме гидрогеологических условий величина этого пояса зависит от объема удаляемых жидких отходов, а также от состава и концентрации в них загрязняющих веществ.[ ...]

Косов Б.Ф., Любимов Б.П., Никольская И.И. О методике составления карт противоэрозионной устойчивости горных пород для целей учета потенциальной опасности развития линейной эрозии // Эрозия почв и русловые процессы. - М.: Изд-во МГУ. - 1973. - Вып. 3. - С. 116 - 125.[ ...]

В предыдущей главе отмечалось, что ПАВ относятся к группе малотоксичных соединений. Однако при поступлении их в окружающую среду потенциальная опасность для организма животных и человека не ограничивается только непосредственным действием. В большой степени возможность отрицательною действия ПАВ, находящихся в водной среде, связана с их особыми свойствами. В экспериментах показано, что ПАВ в определенных концентрациях (0,5-5,0 мг/л) обладают способностью изменять степень кумуляции различных веществ в организме животных. Механизм действия ПАВ на кумуляцию других соединений можно объяснить повышенной проницаемостью биологических мембран для них и сопутствующих им веществ, в отношении которых ПАВ, по выражению некоторых авторов, являются «буксиром». Причем ПАВ могут увлекать за собой различные вещества как вследствие образования с ними соединений различного типа, так и, возможно, мицелляр-ных структур.[ ...]

При этом следует регламентировать предельную вероятность аварии Япр в единицу времени для того, чтобы аварии с Л ’> Лпрне входили в число потенциальных, и производитель не выплачивал за них расчетный штраф. В случае если авария произойдет, то с производителя не взимается сумма ущерба у1 (t). Таким образом, первая экономическая мера защиты природы представляет собой не что иное, как принудительное страхование производителя от потенциальной опасности окружающей среде.[ ...]

Изучению ПАУ придается особо важное значение ввиду их химической устойчивости и высокой токсичности - £6 незамещенных ПАУ включены в список приоритетных потенциально опасных загрязняющих веществ, которые должны определяться в атмосферном воздухе С5 ].[ ...]

Гигиеническая оценка продукции, товаров и производств - это процедура, осуществляемая специализированными органами и организациями Минздрава России с целью оценки потенциальной опасности продукции и товаров для потребителей. Она проводится с помощью специальных исследований и экспертиз. По их результатам выдается гигиеническое заключение установленного образца, которое вносится в государственный реестр. Гигиеническое заключение является подтверждением соответствия продукции и товаров установленным требованиям безопасности.[ ...]

Токсикологией (от греч. токсикон - яд) называют науку, исследующую взаимодействие организма и яда. Полное определение токсикологии следующее. Токсикология -это наука о потенциальной опасности вредного действия веществ (ядов) на живые организмы и экосистемы, о механизмах действия, диагностике, профилактике и лечении интоксикаций3 .[ ...]

Производство алюминия связано с выбросом двух вредных веществ: хлористого и фтористого алюминия и фтористого водорода, которые могут быть поглощены в скруббере. Другие потенциально опасные соединения, возникающие при обработке цветных металлов, включают соединения мышьяка и летучие соединения свинца и цинка, образующиеся в процессе плавки.[ ...]

Каждому сочетанию выбранных диапазонов Gi, Uk и дискретных значений Sh и Cli¡: (где 1=I,...,L; k=l,...,K; h=l,..H, m=l,...,M - номера диапазонов или дискретных значений) 4-х указанных параметров соответствует зона потенциальной опасности Zij определенных размеров с границами, определяемыми пороговым значением Спор концентрации токсичного газа, соответствующим определенной условной вероятности Рпор поражения заданной степени тяжести потенциального реципиента .[ ...]

Применение минимальной и нулевой обработок практически сводит на нет эрозию, но имеет также и негативный аспект: для борьбы с сорняками и вредителями необходимо применять повышенные дозы пестицидов, что содержит потенциальную опасность химического загрязнения почв. В настоящее время минимизация обработки почвы широко распространяется в США, особенно на Юге и Среднем Западе, при выращивании в первую очередь пропашных культур - кукурузы, сои, хлопка, а также пшеницы, сорго и других культур. Первые шаги в этом направлении делают и некоторые развивающиеся страны.[ ...]

Санитарно-эпидемиологическое заключение. Гигиенический сертификат (в настоящее время - Санитарно-эпидемиологическое заключение) на продукцию как форма согласования производства, внедрения и применения продукции, потенциально опасной для здоровья человека, введен постановлением Госкомсанэпиднадзора России № 1 от 05.01.93 г. Целью гигиенической сертификации является предупреждение неблагоприятного влияния на здоровье человека факторов, связанных с производством и применением в промышленности и быту продукции, потенциально опасной для здоровья человека.[ ...]

Часть высокотоксичных элементов может переходить в труднодоступные для растений соединения, другие элементы, мобильные в данной почвенно-геохимической обстановке, могут мигрировать в почвенной толще, представляя потенциальную опасность для биоты. Часть элементов может выноситься за пределы почвенного профиля, хотя в почвах с водозастойным режимом такие биогеохимически активные, легкодоступные вещества могут представлять наибольшую опасность.[ ...]

Широкое распространение эрозия имеет и в нашей стране. Из 220 млн. га пахотных земель более 80 млн. га подвержено водной эрозии и около 40 млн. га ветровой. Кроме того, примерно 50 млн. га сельскохозяйственных земель являются потенциально опасными в отношении эрозионных процессов.[ ...]

Водные растения п рыба способны сорбировать и концентрировать пестициды, присутствующие в воде. Таким образом, но схеме почва-вода-зоофитопланктон-рыбы-человек пестициды могут включиться в пищевую цепь . В связи с потенциальной опасностью пестицидов для человека и животных возникает необходимость в достаточно точных и чувствительных аналитических методах контроля за поступлением и распространением пестицидов и продуктов их разложения в водных источниках, накоплением их в гидробионтах и донных отложениях. Наличие подобной информации является основанием для разработки ряда мероприятий, в том числе и регламентов применения пестицидов, направленных на предотвращение проникновения пестицидов в водные источники.[ ...]

Бесспорно и другое. Многие пестициды, обладая активными биологическими и токсическими свойствами, действуют не только на вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур, сорняки и др., но и представляют потенциальную опасность для человека, домашних и диких животных и т. д. В этой связи закономерен вопрос: «Существуют ли пути и средства, исключающие опасность токсического действия пестицидов на организм тружеников сельского хозяйства». Многолетний опыт успешного применения различных препаратов в нашей стране позволяет утвердительно ответить на этот вопрос: «Да они есть и успешно используются на практике».[ ...]

Благодаря липофильному характеру ТХДД может накапливаться в жировых отложениях организмов, где его содержание может превысить содержание в обычных условиях в природной среде в 100-20 ООО раз. Уже это обстоятельство указывает на потенциальную опасность соединений этой группы.[ ...]

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.[ ...]

Для реализации указанных принципов используются следующие правовые инструменты: установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий; государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ; получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия; государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных физических воздействий и их источников. Соответствующие требования определены применительно к различным стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к обращению с опасными веществами (транспортировка и использование пестицидов и агрохимикатов, озоноразрушающих веществ, отходов и т. п.), к функционированию отдельных групп объектов (автомобильного и иного транспорта, опасных производственных объектов, объектов атомной энергетики). Кроме того, российский законодатель устанавливает достаточно жесткую систему ограничений и запретов. Например, запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, запрещаются проектирование, размещение и строительство не имеющих установок для очистки газов и средств контроля за выбросами объектов, эксплуатация которых может привести к изменениям климата или озонового слоя Земли, и т. п. Правительством РФ принято решение о запрещении с 1 июля 2000 г. создания новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ, а их ввоз и вывоз осуществляются по квотам, исходя из расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола. Производство же озоноразрушающих веществ в нашей стране начиная с 1 июля 2000 г. осуществляется только в тех случаях, когда они используются исключительное в качестве сырья для производства других химических веществ и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом, при транзитных перевозках их через территорию РФ из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола. Установлен запрет на такие воздействия на погоду, которые могут вызвать неблагоприятные изменения климата. Органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения въезда транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма.[ ...]

Несмотря на то, что зональные почвозащитные системы земледелия насыщены прот изоэрозионными мероприятиями, в ряде случаев их оказывается недостаточно для предотвращения ветровой эрозии почв. Содержание дополнительных мероприятий зависит от потенциальной опасности ветровой эрозии почв (табл. 9.6). В данном случае ее оценивают полуколичественным методом, основываясь на результатах почвен-но-эрозионного обследования, при котором учитывают и потенциальную подверженность почв ветровой эрозии (с использованием материалов табл. 4.6) и фактическую выраженность эрозионных процессов. Согласно этой схеме потенциальная опасность увеличивается от первой группы к шестой (в табл. 9.6 они выделены римскими цифрами). В пределах каждой группы выделяют три подгруппы, А,Б,В, по характеру фактического проявления ветровой эрозии в момент обследования. А -признаков проявления ветровой эрозии нет или имеются разрозненные пятна наносов высотой до 10 см; наблюдается слабое сглаживание нанорельефа и очаговое осветление поверхности почвы. Б - поверхность почвы светлая; нанорельеф сглажен почти полностью, на поверхности поля эоловая рябь, косы навевания, у препятствий - бугорки наносов высотой до 20 см. В - поверхность почвы светлая, по всей поверхности эоловая рябь, косы навевания, у препятствий - бугорки наносов высотой более 20 см; на поверхности поля чередуются участки выноса мелкозема с участками его накопления.[ ...]

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным правительством РФ.[ ...]

При получении чистого кислорода и азота путем ректификации жидкого воздуха иногда возникают трудности из-за наличия примесей в воздухе. Особенно опасен ацетилен, так как он образует твердые осадки, которые накапливаются в технологическом оборудовании и создают потенциальную опасность самопроизвольного взрыва. В обычной атмосфере содержание ацетилена составляет 1 10 7об. %, в промышленных районах 1 10 4 об. %, а на заводах крекинга нефти оно иногда достигает в короткие промежутки времени 1,5-10-3-3,0 10 3 об. %. Для безопасных условий работы исходный воздух должен содержать ацетилена не более 1-10“4 об. % .[ ...]

Все современные методы интенсификации нефтеотдачи пластов предполагают, как видно, глубокое энергоемкое воздействие на коллектор, содержащийся в нем жидкий углеводород, изменение тонкой, молекулярной структуры флюида, его фазового, агрегатного состояния, а также давления, температуры и т. д. В большинстве случаев даже при нормальном использовании современных методов интенсификации добычи нефхи они оказываются потенциально опасными для загрязнения окружающей среды. Пагубное воздействие их возможно на все экологически значимые объекты: воздух, воду, почву, растительный, животный мир и человека. Это означает, что при использовании всех методов интенсификации необходим соответствующий комплекс природоохранных мероприятий .[ ...]

Страхование является инструментом дополнительного внебюджетного финансирования мероприятий по сохранению качества природной среды и природных ресурсов. Задача страхования в области природопользования состоит в аккумулировании средств предприятий для целевого возмещения затрат на восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов, возмещения ущерба имуществу и здоровью третьих лиц в результате деятельности потенциально опасных объектов природопользования, а также для проведения превентивных мероприятий, направленных на восстановление и охрану природных ресурсов.[ ...]

Если в подземных водах они практически отсутствуют, то в поверхностных часто наблюдается наличие фората и фозалона - (6 -н 9) 10 6 г/л, фталатов - (24-7) 10 6 г/л и хлорорганических пестицидов - около 10 6 г/л. При современном уровне развития промышленности и сельского хозяйства не исключена потенциальная опасность загрязнения водоемов этими и другими веществами в еще больших масштабах. Таким образом, уже сегодня техника водоподготовки должна гарантировать уничтожение токсичных веществ при случайном или регулярном попадании их в воду, предназначенную для использования в питьевых целях.

Целью категорирования объектов должна быть «дифференциация требований к системе антитеррористической и против криминальной защиты объектов ТЭК, обеспечивающей минимально необходимые и достаточные уровни защищённости объектов в соответствии с их категориями потенциальной опасности, с учетом критериев оценки возможного ущерба интересам личности, общества и государства, который может быть нанесен преступными действиями в случае невыполнения требований, предъявляемых к системе антитеррористической и против криминальной защиты объекта (включая полное отсутствие системы) и/или нарушения условий ее эксплуатации».
Категория опасности объекта - комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения общества и государства, степень потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, а также тяжесть возможных последствий в результате акта незаконного вмешательства для населения, окружающей среды и в целом для государства;

Порядок формирования перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию.

Для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Присвоение категории объекту производиться по потенциальной опасности присваивается на основе данных о принадлежности его к критически важным объектам для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, а также степени потенциальной опасности,то формирование Переченя объектов ТЭК подлежащих категорированию основывается на:

перечне критически важных объектов ТЭК.

перечне потенциально опасных объектов ТЭК

В Перечень критически важных объектов ТЭК, и находящиеся на территории субъекта Российской Федерации подлежащих категорированию должны войти объекты из следующих перечней:

1 Перечень критически важных объектов для Российской Федерации определён с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2006 г. № 411 -рс.

2 Перечень потенциально-опасных и критически важных объектов СРФ.

3 Перечни критически важных объектов для административно - территориальных единиц

Перечнь потенциально опасных объектов ТЭК должен формироваться исходя из требований пункта 12 статьи 2 и пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 256, « О безопасности объектов ТЭК» а также пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 Мая 2012 г. N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно - энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования"). в Перечень объектов ТЭК как потенциально опасные объекты должны войти:

1 объекты топливно-энергетического комплекса, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества

2 также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

В настоящее время все больше собственников объектов ТЭК приводят документы (акт категорирования, акт обследования и паспорт безопасности) в соответствии с действующим законодательство. Это вызвано разными факторами, в том числе такими как проверки надзорных органов с дальнейшими требованиями о приведении в соответствие системы инженерно-технического оснащения и физической защиты объекта ТЭК, что за собой влечет финансовые затраты.

Одним из способов приведения в соответствии с действующим законодательством документов (акт категорирования, акт обследования и паспорт безопасности) является повторное обследование объекта и принятие по нему комиссионного решения подлежит ли объект категорированию, соответствует ли ранее присвоенная категория объекту ТЭК.

    Приложение. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105
"Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения"

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст.3585) приказываю:

Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).

С.К. Шойгу

Требованиями предусматривается осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло и электроснабжения, гидротехнические сооружения).

Потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.

Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным делением объектов на классификационные группировки. В качестве признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Объекты разделены на следующие классы:

  • 1. Радиационно опасные объекты
  • 2. Химически опасные объекты
  • 3. Взрыво- и пожароопасные объекты
  • 4. Опасные транспортные средства
  • 5. Опасные технические сооружения.

Деление на классы является чисто условным, поскольку чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и порождают различные поражающие факторы. Поэтому некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать прежде всего доминирующий фактор.

Система критериев

категорирования потенциально опасных объектов по уровню угроз техногенного, природного и террористического характера и степени их защищенности от этих угроз , а также оценки эффективности мероприятий физической защиты и охраны опасных объектов

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого - социальные и террористические) (ГОСТ Р 22.0.02-94);

потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологическ ие вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» («Собрание законодательства Российской Федерации», 23.09.1996, № 39, ст. 4563) определены параметры, характеризующие масштаб чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденными приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 («Российская газета» № 71, 12.04.2003 г.) (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2003 г., регистрационный № 4291), введены классы опасности потенциально опасного объекта, устанавливаемые по результатам прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций:

  • 1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
  • 2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
  • 3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
  • 4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
  • 5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Согласно указанным критериям, категорирование потенциально опасных объектов проводится по четырем параметрам (i,j,k,l).

I - техногенного характера;

II - природного характера;

III - террористического характера.

A - ядерно и/или радиационно опасные;

B - пожаровзрывоопасные;

C - химически опасные;

D - биологически опасные;

Е - гидродинамически опасные.

Категорирование по масштабам угроз (k) осуществляется в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения по пяти классам опасности потенциально опасного объекта.

Категорирование по степени защищенности от угроз техногенного, природного и террористического характера (l) осуществляется по результатам оценки готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий, проводимой в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.

При этом используются три категории:

  • 1 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Пример: показатель О(IA33) - характеризует защищенность потенциально опасного объекта к воздействию угроз техногенного характера, объект является ядерно и/или радиационно опасным, в результате аварии на нем возможно возникновение территориальной чрезвычайной ситуации, защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Предложенные критерии категорирования потенциально опасных объектов являются «рамочными», их дальнейшую детализацию с учетом специфики объекта и конкретизации угроз необходимо осуществлять ведомственными нормативными актами.

II. Эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов определяется:

наличием и состоянием технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций;

видом охраны (войсковая, вневедомственная, ведомственная);

наличием и состоянием инженерно-технических средств охраны;

эшелонированием всех видов охраны и технических средств обеспечения безопасности.

Наиболее общим критерием, характеризующим эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов от угроз террористического характера, является вероятность непроникновения террористов на данный объект. Определение количественных показателей данного критерия требует использования типовых моделей воздействия, моделей охраны, обороны и функционирования, как самого объекта, так и его технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций.

В большинстве случаев эта задача трудноразрешима, поэтому в качестве критерия предлагается использовать показатель степени оборудования объекта средствами физической защиты и охраны. При этом используются три категории состояния оборудования объекта указанными средствами:

  • 1 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

При определении предъявляемых требований необходимо учитывать:

рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;

обеспечение надежной защиты персонала объекта;

повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта;

исключение или ограничение поражения вторичными факторами;

обеспечение надежности и оперативности управления производством;

организацию надежных производственных связей и повышение надежности системы электроснабжения;

подготовку объекта к переводу на аварийный режим работы;

подготовку к восстановлению нарушенного производства.

Порядок проведения анализа уязвимости систем физической защиты и охраны потенциально опасного объекта и требования к ним должен определяться в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и организаций от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических угроз внутреннего и внешнего характера» утвержденными приказом Минпромнауки России от 29 мая 2002 г. № 145 На объектах Минобороны России требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. №448/12/1789 «Руководство по оснащению объектов Министерства обороны Российской Федерации техническими средствами охраны и их эксплуатации». Разработан и находится в стадии согласования с заинтересованными органами военного управления проект «Единого порядка проведения анализа уязвимости ядерно-опасных объектов Минобороны России и оценки эффективности действующих и проектируемых средств физической защиты этих объектов».

На объектах Федерального агентства по атомной энергии требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 № 264 «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» и Положением об общих требованиях к системам физической защиты ядерно-опасных объектов Минатома России..

  • 1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, подпункт 5а).
  • 2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
  • 3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС) для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте;

оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте;

оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте.

  • 4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
  • 5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

Переоформляется паспорт безопасности опасного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.

  • 6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
  • 7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

  • 9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.
  • 10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска:

зона последствий возможных ЧС - зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС;

индивидуальный риск - частота возникновения поражающих воздействий, определенного вида в определенной точке пространства;

потенциальный (территориальный) риск - распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10*10 -7 год - 1 .

  • 11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.
  • 12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

  • 13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.
  • 14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.
  • 15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.
  • 16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;

  • 17. С учетом показателей степени риска и сравнительного анализа с установленными показателями приемлемого риска на опасном объекте разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС и снижению риска (при превышении установленных показателей приемлемого риска для данного типа объектов).
  • 18. К проверке соответствия разработанных паспортов безопасности опасных объектов установленным требованиям, целесообразно привлекать специализированные организации, участвующие в установленном порядке в экспертизе деклараций промышленной безопасности в части предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.

Вредных и опасных факторов, которые могут привести к травмам, внезапным и резким нарушениям здоровья.

Характеристики потенциальной опасности

Потенциальная опасность – это универсальное свойство взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами. Ее характер меняется от природных и естественных факторов жизнедеятельности человека до всевозможных негативных антропогенных факторов, часто связанных с научно-техническим прогрессом (электричество, всевозможные , высокие и низкие температуры, энергосистемы).

Производственная среда дополняется все более технологиями и техническими системами, которые облегчают труд человека, делают его более производительным, а в некоторых случаях позволяют обойтись и вовсе без участия человека. Однако, чем больше высокотехнологичность , с которой взаимодействует человек, тем выше потенциальная опасность для него. Все производственные процессы потенциально опасны для здоровья, а также могут стать причиной гибели человека.

Потенциальная опасность и риск

Вероятность потенциальной опасности можно оценить с помощью риска. На практике полная безопасность недостижима до тех пор, пока существует источник опасности. Однако можно снизить риск опасности до минимума, обеспечив максимальную безопасность. Вследствие чего риск длительное время остается нереализованным или может проявиться в форме несчастного случая.

Основная характеристика уровня безопасности – величина допустимого (остаточного) риска для человека. Используя всевозможные статистические данные, появляется возможность предварительно оценить риск в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, риск пострадать в автомобильной катастрофе можно охарактеризовать так: на протяжении года 1 из 10-ти человек рискует попасть в автокатастрофу.

Допустимый риск на практике устанавливается в соответствии с достигнутым в наиболее благополучных аналогичных системах «техническая система – человек». Например, вероятность тяжелой аварии на АЭС не должна превышать 10-ти (10 на 1 реакторогод). Допустимый риск необходимо обеспечить комплексом необходимых мероприятий (технологических, технических, организационных), которые сведут к минимуму вероятность возникновения опасности.