Договор по открытому небу 1992. Договор по открытому небу

Представителями 23 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого - обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга .

На 2014 год участниками Договора являются 33 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года .

История

Впервые концепция открытого неба была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на встрече с председателем Совета министров СССР Н. А. Булганиным в Женеве в 1955 году . Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 это предложение повторил президент США Джордж Буш .

Основные элементы договора

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора:

  • Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

Участники договора

Тридцать четыре государства являются участниками Договора по открытому небу:

Выполнение договора

В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полётов над территориями государств-участников Договора. В ходе полётов использовались российские самолёты Ан-30Б и Ту-154М-ЛК1 , оснащённые фотоаппаратурой. Странами-участниками Договора в течение года выполнено 33 полёта над территорией группы государств-участников Договора Республика Беларусь и Российская Федерация . Подобные полёты позволяют ознакомиться с военной инфраструктурой других стран и отслеживать изменения в целях поддержания мира.

Полёты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на самолёте Ty-154М-ЛК1. Имеются два самолета Ту-214ОН , созданных в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Головной исполнитель - ОАО Концерн радиостроения «Вега», главный конструктор - доктор технических наук Вартан Нерсесович Шахгеданов.

Американская сторона для полётов по программе «Открытое небо» в основном использует самолёты типа OC-135B (модификация самолёта-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker) .

16 апреля 2014 года Россия согласно пункту 2 раздела I статьи VIII Договора по открытому небу отменила инспекционный полёт над США в связи с тем, что миссия США дважды не прибыла в заявленное ею же время: 14 и 15 апреля. Представитель МИДа РФ Александр Лукашевич заявил, что «долгое время американская сторона - единственная из участников ДОН - занимает крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения, выдвигая требования, не предусмотренные Договором» . Тем не менее, заместитель министра обороны Российской Федерации Анатолий Антонов заявил, что не против полётов над Россией: «Подтверждаем свою приверженность выполнению обязательств по ДОН» . 21 апреля США выполнили полёт над Россией, используя самолёт-разведчик .

В феврале 2016 года Турция не разрешила провести очередной наблюдательный полет российских военных .

Взаимные претензии России и США по выполнению условий Договора по открытому небу. С 1 января 2018 года обе страны планируют изменить ряд двусторонних договоренностей, касающихся выполнения наблюдательных полетов, оговоренных этим документом.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом международном соглашении.

История подписания

Договор по открытому небу (ДОН, Treaty on Open Skies) - международный документ, установивший режим наблюдательных полетов над территорией его участников с целью контроля за выполнением соглашений в области разоружения.

Идея "открытого неба" впервые была изложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Режим "открытого неба", предполагавший обмен военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран, предлагался в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью.

Эйзенхауэр считал, что "эта идея может открыть маленькие ворота в стене разоружения". Переговоры начались в конце 1950-х годов, однако были прекращены после инцидента с американским разведывательным самолетом U-2 в мае 1960 года (был сбит в воздушном пространстве СССР).

Весной 1989 года президент США Джордж Буш - старший предложил руководству стран НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. Первые два раунда переговоров состоялись в 1990 году в Оттаве (Канада) и Будапеште (Венгрия). Затем переговорный процесс был продолжен в Вене в 1991 и 1992 годах.

21 марта 1992 года в Вене документ был парафирован. 24 марта 1992 года в Хельсинки его подписали представители 27 стран - членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Договор вступил в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года).

Участники

В настоящее время участниками договора являются 34 страны ОБСЕ: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

Основные положения

Договор предоставляет его участникам право совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными квотами наблюдательных миссий. Документ регламентирует проведение полетов, содержит требования к самолету и аппаратуре наблюдения, устанавливает правила обработки собранных сведений. Информация поступает в банк данных, который доступен для всех участников.

Договор предусматривает возможность расширения в будущем его действия на другие области (контроль за экологическим состоянием, обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций, мониторинг территории и действий противостоящих сторон в рамках миротворческих операций ОБСЕ).

Маршрут полета самолета наблюдения должен проходить не ближе 10 км от границы прилежащего государства, которое не является участником соглашения. Договор разрешает создавать группы. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Квоты

Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот (в том числе активных - когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных - когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии - по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины - по 12 полетов. Самая малая квота - 2 - у Португалии. При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США - более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

Самолеты, аэродромы

Для проведения наблюдательных полетов Россия используют специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, а США - Boeing OC-135B Open Skies. Предусмотрена возможность использования для наблюдательного полета самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне.

Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура проходит освидетельствование представителями государств ДОН, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных договором. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская область), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Для инспекционных полетов с каждого из аэродромов устанавливается максимальная дальность.

Запрет на полеты

Возможность каких-либо ограничений на наблюдательные полеты из соображений секретности, национальной безопасности и т. д. договором не предусмотрена. Однако согласно статье VIII, наблюдаемая сторона может запретить полет, если он нарушает изложенные в документе процедуры, требования к оборудованию самолета или маршруту. Каких-либо санкций к наблюдаемой стороне за запрет полетов не предусмотрено.

Консультативная комиссия

С целью практической реализации положений ДОН государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу со штаб-квартирой в Вене (в секретариате ОБСЕ), которая формируется из представителей государств-участников. Она проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные сессии созываются по запросу одной или более стран-участниц. Решения в комиссии принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

Согласно ДОН, раз в пять лет проводятся конференции по рассмотрению выполнения этого документа. Первая состоялась в феврале 2005 года, вторая - в июне 2010 года, третья - в июне 2015 года.

Выполнение

Практическая проверка положений договора началась еще до его вступления в силу. Первые пробные полеты были выполнены Венгрией и Канадой в 1990 году. В 1992 году состоялся первый пробный полет над территорией России, совместно осуществленный Россией и Великобританией. С 24 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года действовал режим временного применения договора. В настоящее время над территориями стран-участниц ежегодно совершается около ста инспекционных полетов. 1000-й по счету полет в рамках договора состоялся весной 2012 года.

В 2011 году Грузия в одностороннем порядке заявила о прекращении сотрудничества с Россией в рамках договора из-за конфликта вокруг политического статуса Абхазии и Южной Осетии (по данным на декабрь 2017 года, Грузия продолжает отказывать в полетах российским самолетам).

Взаимные претензии США и России

В 2017 году Россия и США обменялись взаимными претензиями по выполнению ДОН.

Вашингтон выдвинул в адрес Москвы обвинения в нарушении ряда условий документа. В частности, одной из претензий стало ограничение Россией в 2014 году наблюдательных полетов над Калининградской областью в 500 км. По словам представителей российского правительства, интенсивные полеты над ограниченной территорией Калининградской области (208 км с востока на запад) затрудняют нормальное функционирование авиации гражданского назначения.

Кроме того, США считают нарушением договора отказ России в проведении наблюдательных полетов в 10-километровой зоне вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией. По мнению РФ, признающей суверенитет этих стран, соблюдение буферной зоны гарантировано условиями договора. Также Вашингтон обвиняет Москву в ограничении полетов в связи с закрытием воздушного пространства для рейсов первых лиц государства.

Российская сторона в свою очередь рассматривает некоторые действия США как намеренное препятствие для исполнения условий ДОН. В частности, Москва обвиняет Вашингтон в проволочках при согласовании полетов над территориями Соединенных Штатов в Тихом океане.

В сентябре 2017 года США заявили о намерении ввести дополнительные ограничения для наблюдательных полетов российской авиации. В чем заключается их суть, официально правительство США не уточнило. По данным газеты The Wall Street Journal, США намерены объявить максимальную дальность не более 900 км для полетов над Гавайями. Кроме того, российские самолеты-наблюдатели потеряют право пользоваться базами ВВС США Робинс в штате Джорджия и Эллсуорт в Южной Дакоте, которые ранее использовались для отдыха экипажей и дозаправки.

В ответ на "односторонние шаги, связанные с созданием максимальных неудобств российским миссиям "открытого неба" МИД РФ объявил об отмене ночевок американских экипажей на трех российских аэродромах.

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 сентября Госдепартамент США заявил, что власти страны "обеспокоены несоблюдением Россией" Договора по открытому небу, в связи с чем решили предпринять "разумные и сопоставимые" шаги.

Эти действия будут отменены, если Россия "вернется к выполнению своих обязательств". В частности, газета Wall Street Journal указывает, что США намерены объявить о введении ограничений на полеты самолетов России над своей территорией в ответ на введение Россией лимита в отношении полетов над Калининградской областью.

Договор по открытому небу (Treaty on Open Skies) - международный документ, устанавливающий режим наблюдения полетов над территорией его участников с целью контроля за выполнением соглашений в области разоружения. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории разработки этого документа, его основных положениях и выполнении.

История подписания

Идея "открытого неба" впервые была изложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Режим "открытого неба", предполагавший обмен военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран, предлагался в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью. Эйзенхауэр считал, что "эта идея может открыть маленькие ворота в стене разоружения". Переговоры начались в конце 1950-х годов, однако были прекращены после инцидента с американским разведывательным самолетом U-2 в мае 1960 года (был сбит в воздушном пространстве СССР).

Весной 1989 года президент США Джордж Буш - старший предложил руководству странам НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. Первые два раунда переговоров состоялись в 1990 году в Оттаве и Будапеште. Затем переговорный процесс был продолжен в Вене в 1991 и 1992 годах.

21 марта 1992 года в Вене документ был парафирован, а 24 марта в Хельсинки его подписали представители 27 стран-членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Договор вступил в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года).

Участники

В настоящее время участниками договора являются 34 страны ОБСЕ: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

Основные положения

Договор предоставляет его участникам право совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными квотами наблюдательных миссий. Документ регламентирует проведение полетов, содержит требования к самолету и аппаратуре наблюдения, устанавливает правила обработки собранных сведений. Информация поступает в банк данных, который доступен для всех участников.

Договор предусматривает возможность расширения в будущем его действия на другие области (контроль за экологическим состоянием, обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций, мониторинг территории и действий противостоящих сторон в рамках миротворческих операций ОБСЕ).

Договор разрешает создавать группы. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Квоты

Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот (в том числе активных, когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных, когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии - по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины - по 12 полетов. Самая малая квота - 2 - у Португалии.

При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США - более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

Самолеты, аэродромы

Для проведения наблюдательных полетов Россия использует специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, а США - Boeing OC-135B Open Skies. Предусмотрена возможность использования для наблюдательного полета самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне.

Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура (аэрофотоаппараты) проходит освидетельствование представителями государств, участвующих в договоре, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных документом. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская обл.), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Для инспекционных полетов с каждого из аэродромов устанавливается максимальная дальность.

Запрет на полеты

Возможность каких-либо ограничений на наблюдательные полеты из соображений секретности, национальной безопасности и т. д. договором не предусмотрена. Однако, согласно статье VIII, наблюдаемая сторона может запретить полет, если он нарушает изложенные в документе процедуры, требования к оборудованию самолета или маршруту.

Каких-либо санкций к наблюдаемой стороне за запрет полетов не предусмотрено.

Консультативная комиссия

С целью практической реализации положений договора государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу со штаб-квартирой в Вене (в секретариате ОБСЕ), которая формируется из представителей государств-участников. Она проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные сессии созываются по запросу одной или более стран-участниц. Решения в комиссии принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

Выполнение, конференции

Практическая проверка положений договора началась еще до его вступления в силу. Первые пробные полеты были выполнены Венгрией и Канадой в 1990 году. В 1992 году состоялся первый пробный полет над территорией России, совместно осуществленный Россией и Великобританией. С 24 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года действовал режим временного применения договора. В настоящее время над территориями стран-участниц ежегодно совершается около ста инспекционных полетов. Тысячный по счету полет в рамках договора был проведен весной 2012 года.

В 2011 году Грузия в одностороннем порядке заявила о прекращении сотрудничества с Россией в рамках договора из-за конфликта вокруг политического статуса Абхазии и Южной Осетии.

В апреле 2017 года Госдепартамент США опубликовал очередной доклад о соблюдении государствами соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения, в котором, в частности, выражалось недовольство по поводу выполнения Россией некоторых положений договора. В комментарии МИД РФ было указано, что американская сторона неоднократно обвиняла Россию в якобы нарушении договора, "умалчивая о проблемах с выполнением документа со стороны самих США, их союзников по НАТО и других "близких" им государств".

Согласно договору, раз в пять лет проводятся конференции по рассмотрению его выполнения. Первая состоялась в феврале 2005 года, вторая - в июне 2010 года, третья - в июне 2015 года.

Договор по открытому небу – многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.

К настоящему времени участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 г.

Впервые концепция открытого неба была предложена Президентом США Д. Эйзенхауэром на встрече с Председателем Совета министров СССР Н.И. Булганиным в Женеве в 1955 г. Д. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки, однако, Н.С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 г. это предложение повторил Президент США Дж. Буш, после чего вскоре и было подписано соответствующее соглашение.

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора: Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

34 государства являются участниками Договора по открытому небу: Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Турция, Украина, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Кыргызстан подписал, но не ратифицировал. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора в знак признания их особого вклада в процесс создания Договора по открытому небу. Страны "Депозитарии" управляют документами Договора и оказывают административную поддержку.

Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ниже коллективно государствами-участниками или индивидуально – государством-участником…

преисполненные желания внести вклад в дальнейшее развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности на основе сотрудничества в этой области путем создания режима открытого неба применительно к наблюдению с воздуха,



признавая потенциальный вклад, который такого рода режим наблюдения с воздуха мог бы внести в обеспечение безопасности и стабильности также в других регионах,

отмечая возможность использования такого режима для развития открытости и транспарентности, содействия наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях,

предусматривая возможность распространения режима открытого неба на новые области, такие как защита окружающей среды, стремясь учредить согласованные процедуры, предусматривающие наблюдение с воздуха всех территорий государств-участников, имея намерение осуществлять наблюдение одиночного государства-участника или групп государств-участников на основе справедливости и эффективности при обеспечении безопасности полетов,

отмечая, что действие такого режима открытого неба не будет наносить ущерба государствам, не участвующим в нем, договорились о нижеследующем.

Статья I. Общие положения

1. Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов государствами-участниками над территориями других государств-участников и излагает права и обязательства государств- участников в отношении этого режима.

2. Каждое из Приложений и связанные с ними Добавления являются неотъемлемой частью настоящего Договора…

Статья III. Квоты

Раздел I. Общие положения

1. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией в соответствии с положениями настоящего Договора.

3. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого другого государства-участника в количестве, равном числу наблюдательных полетов, которое это другое государство-участник имеет право проводить над ним.

4. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, является совокупной пассивной квотой для данного государства-участника. Распределение совокупной пассивной квоты среди государств-участников приводится в разделе I Приложения A к настоящему Договору.

5. Количество наблюдательных полетов, которые государство-участник имеет право проводить каждый год над территорией каждого из других государств-участников, является индивидуальной активной квотой данного государства-участника по отношению к этому другому государству-участнику. Суммарное количество индивидуальных активных квот является совокупной активной квотой данного государства-участника. Совокупная активная квота государства-участника не превышает его совокупную пассивную квоту.

6. Первое распределение активных квот приводится в разделе II Приложения A к настоящему Договору…

9. Вне зависимости от положений пунктов 3 и 5 настоящего раздела государство-участник, которому была распределена активная квота, может по согласованию с государством-участником, над территорией которого будет осуществлен полет, передать часть своей совокупной активной квоты или всю ее другим государствам-участникам и незамедлительно уведомляет об этом все другие государства-участники и Консультативную комиссию по открытому небу. Применяются положения пункта 10 настоящего раздела…

Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрезвычайные ситуации.

Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии

1. Наблюдаемая Сторона имеет право запретить наблюдательный полет, который не соответствует положениям настоящего Договора…

Статья XV. Срок действия и выход из договора

1. Настоящий Договор является бессрочным…

В Хельсинки (Финляндия) 27 государствами - участниками СБСЕ (с 1994 года - ОБСЕ).

28 мая 2001 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О ратификации Договора по открытому небу".

После передачи российской ратификационной грамоты государству-депозитарию (Канада) завершился период ратификации Договора национальными законодательными органами.

На сегодняшний день в Договоре участвуют 34 государства ОБСЕ: США, Канада, Исландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Белоруссия, Россия, Украина, Грузия, Швеция, Финляндия, Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Эстония, Литва.

ДОН также открыт для присоединения и других государств, в т.ч. не входящих в ОБСЕ.

Целями Договора являются содействие большей открытости и прозрачности военной деятельности, а также упрочение безопасности через меры укрепления доверия и стабильности на основе сотрудничества по созданию режима открытого неба. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными между государствами-участниками квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля за соблюдением Договора, содержит требования к самолету, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Договор разрешает создавать группы государств. Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Каждое государство - участник ДОН имеет право выделять в качестве самолетов наблюдения один или более типов или моделей самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника. Самолет наблюдения проходит освидетельствование представителями государств - участников Договора с целью подтверждения, что самолет и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Полеты российской стороны в рамках ДОН осуществляются преимущественно на самолетах Ан-30Б или Ту-154М, переоборудованных под данную миссию. Американцы применяют для этих целей специализированный самолет OC-135B, созданный на базе Boeing 707.

В настоящее время в России для выполнения наблюдательных инспекционных полетов в рамках ДОН ведется подготовка современного самолета специального назначения Ту-214ОН ("Открытое небо") к сертификационным испытаниям. Самолет разработан ОАО "Туполев" по контракту с ОАО "Концерн "Вега" (головной разработчик авиационной системы наблюдения "Открытое небо"). Впервые Ту-214ОН был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2011.

Каждое государство-участник ДОН имеет право приобретать результаты фотосъемки, произведенной в ходе любых наблюдательных полетов в рамках Договора.

7-9 июня 2010 года в Вене под председательством США прошла Вторая обзорная конференция по рассмотрению выполнения Договора. На Конференции обсуждалось функционирование ДОН в ходе 5-летнего периода, прошедшего с Первой обзорной конференции, а также намечены пути повышения эффективности его реализации на будущее. Конференция подтвердила мнение государств-участников о том, что ДОН является одним из наиболее успешных международных инструментов в сфере контроля над вооружениями, укрепления доверия и обеспечения транспарентности. Государства-участники отметили ведущую и ключевую роль России в его осуществлении.

Наряду с этим, было обращено внимание и на стоящие перед участниками Договора трудности, связанные с устареванием парка самолетов, отсутствием в условиях финансового кризиса достаточных средств на строительство новых платформ, оснащенных современной аппаратурой наблюдения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников