Европротокол как заполнять образец. Как заполнять по каско

Дорожно-транспортные происшествия, к сожалению, довольно часто случаются на наших дорогах. Хорошо, если ДТП обошлось без серьезного ущерба для здоровья, тем не менее, перед водителями появляется целый ряд других проблем:

Что касается последних двух пунктов, то часть расходов после оформления ДТП на себя обязана взять страховая компания. , как известно, возмещает убыток нанесенный второй стороне, при правильно оформленном Европротоколе при ДТП. Если же у вас есть КАСКО, то проблем вообще быть не должно. Однако практика показывает, что, например, оформление ДТП без ГИБДД с ошибками по Европротоколу, часто приводит к тому, что деньги со страховых компаний приходится в буквальном смысле выбивать через суды и жалобы.

Облегчить судьбу страховых агентов и рядовых водителей можно благодаря европротоколу при ДТП в 2018 году. Что это такое?

Оформление ДТП по данному европротоколу - это новшество, которое недавно пришло к нам из Европы. Упрощенная схема оформления аварий в европейских странах начала действовать в 1972 году и преимущества заметны невооруженным глазом:

  • уменьшение нагрузки на страховых агентов и инспекторов дорожной полиции;
  • водители освобождаются от административной ответственности, ведь оформление происходит без ГИБДД, а для них, как известно, главное - это кого-то наказать;
  • водители легко добиваются между собой взаимопонимания.

В дополнение к полису ОСАГО страхователь получает особый бланк ДТП, который и является европротоколом. На этом бланке мы видим лицевую и оборотную стороны, а также вкладыш, на который копируется все то, что мы записываем на одной из сторон. По сути, это обыкновенная анкета для описания обстоятельств ДТП. Она состоит из следующих разделов:

  • поля для заполнения данных о транспортных средствах, водителях, страховщиках - транспортное средство «А» и «В»;
  • дата и место дорожно-транспортного происшествия;
  • поле для составления схемы ДТП;
  • информация о повреждениях;
  • описание обстоятельств происшествия.

Одним словом, проблем с заполнением возникнуть не должно. Но есть один важный момент - в каких случаях ДТП, оформление допускается по европротоколу без ГИБДД, а именно, без привлечения их сотрудников. Данный вопрос четко оговорен в законодательстве.

Когда допустимо оформлять ДТП без ГИБДД?

Если вы попали в незначительную аварию, при которой никто не получил физических увечий, а ущерб транспортным средствам при ДТП нанесен не самый большой - вмятины, разбили фару или боковое стекло, повредили бампер и так далее - то можно обойтись без вызова агентов и ГИБДД.

Таким образом, оформлять и составлять Европротокол при ДТП самостоятельно по соглашению между водителями, т.е. без ГИБДД, можно в следующих случаях:

  • нет пострадавших, физическому здоровью участников ДТП не причинен ущерб;
  • столкнулось не более двух автомобилей;
  • сумма материального ущерба не превышает 50 тысяч (400 тысяч для Москвы и Питера);
  • водители достигли согласия между собой, если же одна из сторон не согласна, то придется действовать по привычной схеме и вызывать ГИБДД;
  • у обоих водителей имеется полис ОСАГО, если же вы столкнулись с автомобилем, зарегистрированным в другом государстве, у водителя должна быть «Зеленая карта».

Обратите внимание на два важных момента:

  • если один из автомобилей был с прицепом, то составление протокола недопустимо;
  • по требованию страховой компании виновник ДТП обязан предоставить свое авто для осмотра и оценки ущерба - данный пункт является обязательным, поскольку дает страховщику гарантии, что пострадавший действительно попал в аварию, а не врезался, скажем, в дерево и хочет выбить деньги на ремонт.

Недопустимо составление протокола в тех случаях, если нанесен ущерб госсобственности - поврежден столб, дорожный знак, забор и так далее.

С одной стороны, такая схема без ГИБДД очень удобная, особенно для страховщиков, поскольку снижаются их затраты на ведение дел по автогражданке. С другой стороны, есть скрытые камни в пункте, касающемся оценки ущерба - водитель может на месте аварии-ДТП оценить ущерб в 50 тысяч, а после прохождения диагностики выяснится, что были неучтенные повреждения, выявить которые при визуальном осмотре очень сложно. Именно поэтому многие водители отказываются от европротокола, даже если все остальные условия соблюдены - небольшой ущерб, есть согласие относительно виновника, нет пострадавших.

Порядок оформления ДТП

Бланк европротокола должен быть составлен по правилам, при заполнении используется обычная шариковая ручка. Четко следуйте указаниям.

Бланк Европротокола выглядит следующим образом:

В верхней части европротокола ДТП мы видим поля для указания места и времени происшествия, ДТП. Тут же укажите был ли нанесен вред другим объектам или имуществу помимо ТС. Свидетели - желательно, чтобы было несколько свидетелей, и они вам предоставили свои контактные данные.

По обоим краям лицевой стороны имеются графы - ТС «А» и «В». Заполняем их - информация о водителе, машине, страховой компании. Пункт 12 - обстоятельства. Крестиками в европротоколе отмечаем, что именно произошло. Ниже имеется пустое поле для составления . На схеме указываем название улицы, номера домов, изображаем знаки, дорожную ситуацию и так далее.

По бокам от схемы нужно указать точки соприкосновения, на которые пришелся удар при ДТП- мы видим изображения легковой машины, мотоцикла, грузовика. Ниже описываем повреждения. На этой же стороне имеется поле для подписей - каждый водитель ставит свой автограф, что является подтверждением полного согласия.

На обратной стороне есть место для более подробного описания обстоятельств ДТП. Тут же можно привести перечень любого пострадавшего в ДТП имущества: навигатор упал со стекла и разбился, в багажнике перевозили хрустальный столик, который тоже разбился и так далее.

После заполнения европротокола его нужно подать в свою СК, также нельзя на протяжении 15 дней приступать к ремонту. Возмещение обязаны выплатить в течение 20 дней.

Европейский протокол представляет собой унифицированный документ, регулирующий факт дорожно-транспортного происшествия, составленный самими участниками происшествия. Такие возможности предоставлены водителям в 2007 году и закреплены Федеральным законом № 306-ФЗ.

Здесь вы видите важные моменты, касающиеся европротокола в 2017 году. Фото: media.am.ru

В каких случаях используется европротокол

Закон, позволяющий самостоятельно без работников ГИБДД оформлять случаи аварии, выдвигает определенные условия:

  • если столкнулись не более двух автомашин;
  • кроме автомобиля не пострадала другая собственность;
  • обе машины прошли страхование по ОСАГО (или приравненной к нему «Зеленой карте» иностранного происхождения);
  • лица, задействованные в ДТП, единогласно оценивают аварийную ситуацию относительно повреждений авто, относительно виновного и других нюансов.

Бланк «Европротокола» запрещается заполнять в тех случаях, когда при автоаварии пострадали люди, получили повреждения разной тяжести. К месту автокатастрофы необходимо пригласить инспекторов ГИБДД, если возникли спорные суждения, скандалы между участниками дорожного конфликта.

В первые мгновения после автомобильной катастрофы необходимо выставить аварийное оповещение и после этого приступить к заполнению Извещения. Если в аварии задействован иностранец с так называемой «Зеленой картой», то продолжить заполнение бланка можно с участием лица из информационного центра, работающего на территории России.

Какой ущерб можно возместить

Попадая в ДТП, люди надеются по справедливости получить компенсацию за нанесенные повреждения. Для этих целей существует страхование автогражданской ответственности. Фото: donatedcar.org

Статистика показывает, что оформлением ДТП по европротоколу занимается всего 10% водителей, оказавшихся с аварии. Объясняется такое отношение к процессу небольшой суммой возмещения и невыплатами даже этих сумм страховщиками по причине недочетов в заполнении бланка. Поэтому предпочтительнее дождаться приезда сотрудников ГИБДД, чтобы компенсировать потери у страховой компании без осложнений.

Сумма возмещения причиненного ущерба до 2016 года равнялась 25 000 рублей. Законодательство об ОСАГО претерпело некоторые изменения, в результате которых сумма страховки поднята до 50 000 рублей. В столичном регионе и Санкт-Петербурге и области сумма доходит до 400 000 рублей.

Полную сумму можно получить при условии наличия специальных видео и фото документов с места происшествия.

Что надо сделать перед заполнением

В стрессовых обстоятельствах ДТП водитель, прежде всего, обязан затормозить транспортное средство. Сориентировавшись в ситуации, при необходимости вызвать медицинскую службу и полицию. Если инцидент обошелся без жертв и вреда для здоровья не причинили, можно приступать к заполнению бланка протокола европейского образца. Но прежде нужно оценить положение и не допустить:

  • полемики, споров с лицами, оказавшимися ввергнутыми в ДТП;
  • агрессивного поведения, при угрозе со стороны оппонентов вызывать службу ПДД;
  • наличие полисов ОСАГО у обоих водителей;
  • заполнить Извещение о происшествии (бланки выдают страховые компании при оформлении ОСАГО).

Порядок заполнения

Каждому водителю при получении страхового полиса вручается бланк «Извещение о ДТП». Этот документ нужно заполнить самостоятельно сразу после происшествия. Чтобы не пришлось привлекать сотрудников ГИБДД, нужно качественно оформить бланк европротокола с обеих сторон. Писать нужно шариковой ручкой на жесткой поверхности.

Образец европротокола поможет вам сориентироваться при заполнении документа. Фото: cleargallery.ru

Каждый из водителей заполняет одну из колонок с лицевой стороны, оборотная сторона заполняется отдельно, предварительно разделив бланк.

На лицевой стороне ставятся две пары подписей: одна в графе под согласием, вторая – под информацией, каждый владелец экземпляра ставит свою подпись на оборотной стороне.

После разделения бланка внести изменения или дополнения можно только заверив факт вмешательства обеими сторонами (подписями).

Лицевая сторона вмещает основную информацию:

  • данные о действиях, предотвращающих дальнейший ход аварии;
  • дата и время ДТП;
  • сведения об участниках инцидента;
  • данные о свидетелях происшествия;
  • сообщение о страховщиках (персонально);
  • список поломанных узлов и деталей авто;
  • при каких обстоятельствах произошло столкновение и др.

Обратить внимание на пункт 14. Ущерб описывается всесторонне, но кратко (характер деформации, трещин и царапин, вмятин). Невидимые поломки исследуют эксперты.

В описании обстоятельств аварии необходимо отобразить маневрирование авто перед столкновением. Не следует путать понятия стоянка и остановка во время движения. Требуется описание момента обгона.

Отдельным пунктом выделяется схема происшествия. Здесь необходимо:

  • отобразить схематически проезжую часть улицы, ее название;
  • указать, в каком направлении двигалось ТС;
  • указать дорожные знаки и разметки;
  • положение автомашин после столкновения.

Обратную сторону бланка каждый водитель заполняет сам без помощи второго водителя. Пустые строки зачеркиваются знаком Z или крестообразно. Если текст описания не вмещается, то продолжение записываются на свободном листе. В извещение ставится отметка о приложении и кем оно написано.

Чтобы всегда были бланки документов при себе, нужно скачать из электронной сети. Это делается .

Как поступать дальше

Документ после заполнения всех граф нужно перепроверить на наличие описок. Фото: zakon-auto.ru

Полис ОСАГО и Европротокол потерпевший в аварии водитель в пятидневный срок сдает в страховую компанию, где застрахован. Здесь же пишется заявление на выплату компенсации.

После изучения ситуации потерпевшему водителю выдается направление на исследование автомашины специалистами. Во время проведения экспертных работ присутствие виновника ДТП обязательно. Эксперты устанавливают величину ущерба в денежном выражении.

Страховщик на основании экспертных бумаг выдает направление на ремонтные действия или выплачивает сумму ущерба.

Важно! Пользоваться автомашиной до экспертного заключения не разрешается, чтобы избежать появления других повреждений. Этот момент решается со страховщиками.

Если страховая компания разрешает эксплуатировать авто, она должна подтвердить свое решение письменным документом. Эту деловую бумагу рекомендуется иметь с собой всегда.

Практика подтверждает сложности, которые возникают в ходе заполнения деловых бумаг. Во-первых, отсутствие смартфонов, оснащенных камерами, затрудняет процесс фиксирования обстоятельств дела. Второй момент носит психологический характер, что значит, в стрессовой обстановке допускается немало погрешностей при оформлении документации. Европейский формат не всегда срабатывает в дорожных условиях.

Важные особенности заполнения европротокола также можно узнать из видео:

Итог

Таким образом, водителям предоставлена возможность разрешать конфликтные вопросы самим без участия инспекции и соответствующим образом оформлять документ европейского образца. Европротокол действует при условиях небольших повреждений авто, сумма ущерба в пределах 50 000 рублей.

Возникающие побочные вопросы разрешаются в присутствии страхового агента с уточнением всех недоразумений.

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

С любым из участников дорожного движения может произойти происшествие с материальными последствиями. Но далеко не каждый знает, что оформление ДТП в 2019 году можно произвести самостоятельно. Упрощенное оформление ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД заполняется на месте в бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии», проще говоря Европротокол. В нашей статье вы узнаете порядок действий, который необходимо совершить.


В законодательстве РФ понятия европротокол не существует, универсальным документом является извещение о ДТП. Поскольку в Европе аварии, не влекущие серьезные последствия, оформляются водителями на месте самостоятельно, то этот опыт стал применяться и в России. Их количество значительное – примерно 80 % от всех ДТП. Заполняемый же при этом бланк получил название «европротокол».

При страховании автоответственности вместе с полисом ОСАГО водителю выдается бланк европротокола, форма которого утверждена Банком РФ. Она введена с 20 октября 2017 года. К полисам, полученными ранее, приложен бланк, утвержденный приказом МВД. Он также действителен и принимается для фиксации повреждений в случае ДТП.

Закон

Самостоятельное оформление водителями извещения о ДТП регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Правила дорожного движения.

Согласно п.1 ст. 11.1 закона № 40 заполнение европротокола возможно при соблюдении следующих условий одновременно:

  • пострадал в ДТП только автотранспорт, вреда жизни и здоровью водителям и пассажирам не причинено;
  • пострадали в аварии только два транспортных средства;
  • все участники ДТП имеют полисы ОСАГО;
  • обстоятельства происшествия, а также повреждения транспорта у участников не вызывают споров и разногласий.

Законом от 1.06.2018 года устанавливается также сумма страхового возмещения по европротоколу, она ограничена 100 тыс.рублей (в Москве и Московском регионе, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области сумма значительно выше, но не более 400 тыс. рублей при условии фиксации факта аварии с помощью устройств, имеющих геолокацию ГЛОНАСС). Поэтому потерпевшая сторона должна понимать, что даже при ущербе свыше установленной суммы, она получит выплату лишь в пределах, установленных законодательством.

Правила дорожного движения в п.2.6.1. позволяют участникам ДТП обойтись и вовсе без его оформления только по взаимному согласованию.

Действия при ДТП до оформления европротокола

В случае аварийной ситуации следует сделать следующее:

  • остановиться, включить аварийные сигналы, выставить на дорогу знак аварийной остановки;
  • убедиться, что нет пострадавших, ДТП произошло только с двумя транспортными средствами;
  • предложить второй стороне составить европротокол;
  • перед оформлением европротокола проверить срок действия полисов ОСАГО.


Обязательно необходимо произвести съемку места происшествия (фото, видео), захватив дорожные знаки поблизости, номера автомобилей, характер повреждений и следы на дороге от торможения. Потребуются и свидетельские показания, поэтому при наличии таковых запросите с них контактные данные и письменные показания.

Правила оформления европротокол при ДТП в 2019 году

Извещение о ДТП, выдаваемое страховой компанией, в которой оформлен полис ОСАГО, имеет три листа:

  • инструкция по заполнению европротокола;
  • бланки участников ДТП в двух экземплярах, первый из которых при заполнении копируется на второй.

При скачивании бланка онлайн потребуется заполнить два экземпляра от руки.

Перечислим правила заполнения европротокала при ДТП, которые являются обязательными для получения страховой выплаты по полису:

  • при заполнении бланка с самокопирующейся стороной необходимо заполнять поля шариковой ручкой с достаточным нажимом для оставления четкой копии на втором экземпляре;
  • поля заполнять следует разборчиво, предпочтительно печатным шрифтом;
  • исправлений лучше избегать, но при их наличии необходимо заверять подписями обоих участников аварии.

Европротокол следует заполнять непосредственно на месте аварии обоими водителями сообща, поскольку документ является результатом достигнутых договоренностей и их согласия по поводу обстоятельств и ущерба.

Перечислим все пункты, что необходимо вписать в бланк:

  1. Адрес места происшествия с указанием города, улицы и ближайшего дома либо перекрестка улиц. Адресом аварии на трассе за пределами населенного пункта будет ее наименование, направление и километр.
  2. Указывается не только дата ДТП, но и его точное время.
  3. Европротокол составляется при участии в аварии только двух транспортных средств, поэтому в пункте 3 ставится цифра 2.
  4. При наличие пострадавших и погибших в результате ДТП необходимо привлекать сотрудников полиции, европротокол предусмотрен только при их отсутствии. В пункте 4 ставятся нули или прочерки.
  5. Проведение освидетельствования на состояние опьянения провести не представляется возможным, поэтому ставится галочка напротив «Нет».
  6. Протокол заполняется самостоятельно при отсутствии ущерба имуществу других лиц и автотранспорту, кроме двух сторон, заполняющих протокол, – в поле «Нет» проставляются галочки.
  7. Если имеются свидетели ДТП, прописываются их имена и контактные данные. При отсутствии свидетелей проставляется соответствующая запись – «Свидетелей нет».
  8. Сотрудники ГИБДД не привлекались к оформлению, поэтому отмечаем «Нет».

Затем бланк разделяется на три столбца, два крайних из которых заполняются каждым из водителей. Все данные может заполнить один из участников по документам, представленным вторым. Автотранспорт условно разделяется на А и В для удобства обозначения их на схеме.

Для заполнения пунктов с 9 по 12 потребуются следующие документы:

  • страховой полис ОСАГО, где указываются данные о транспортном средстве, его владельце и страховой компании;
  • удостоверение водителя, находившегося за рулем в момент аварии;
  • доверенности на управление этим транспортом (при наличии).

Страховой полис на момент ДТП у каждой из сторон должен быть действующим.

  1. Стрелкой указывается на соответствующий вид транспорта и место, куда пришелся удар каждому из участников.
  2. Указывается перечень и характер полученных повреждений. Чем точнее будет заполнен этот пункт, тем меньше вопросов возникнет со стороны страхового агента. Поэтому рекомендуется наиболее подробно описать все видимые повреждения.
  3. При наличии замечаний, они указываются в этом пункте и скрепляются подписями водителей – участников аварии.
  4. Средняя колонка отражает полные данные обстоятельств происшествия и заполняется пострадавшими по отдельности в соответствии с точной картиной аварии. В итоговом квадрате ставится цифрой общее количество отметок по каждой из сторон.
  5. Важным является построение схематического рисунка места ДТП. Обязательно наносятся оба автосредства с указанием соответствующей литеры, ближайшие объекты, а также разметка, знаки и направление движения. Здесь же указываются название улицы или улиц, если это перекресток.
  6. Пункт для заверения протокола участниками.

Если лицевая сторона обязательно заполняется обоими водителями сообща, то оборотную может оформить каждый самостоятельно в любое другое время. При этом важно учитывать следующие моменты:

  1. В пункте 1 проставляется отметка в квадрат, соответствующий тому транспортному средству, которое указано на лицевой стороне европротокола;
  2. Описание обстоятельств аварии с указанием действий предшествующих ДТП, совершенных во время и после него. При этом излагать необходимо коротко и понятно, без лишних подробностей, но максимально понятно.
  3. Проставляется отметка о том, кто находился за рулем автосредства во время аварии: собственник или иное лицо.
  4. Пункты 4 и 5 перечеркивается, потому что участников и потерпевших сторон не более двух.
  5. В пункте 6 указывается возможность или нет передвигаться на транспортном средстве далее, при отрицательном ответе прописывается местонахождение.
  6. Если имеются дополнительные сведения или сомнения по поводу аварии и ее фиксации, можно указать их в пункте 7.

Внизу страницы ставится подпись водителя, заполнившего оборотную сторону протокола.

Образец заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии


Внесение информации о разногласиях в бланк извещения

Бланк европротокола заполняется только при отсутствии разногласий с обеих сторон аварии. Если же в ходе его заполнения сторона отказывается подписывать документ, мотивируя это несогласием с изложенными фактами, то потребуется привлечь сотрудников полиции. Такое правило действовало до наступления 1 июня 2018 года. Указывается в пункте 7, обратной стороны бланка.

Однако, после 1 июня возможность внести сведения о разногласиях в протокол стало возможным, но это может быть сопряжено с проблемами получения страховой выплаты по ОСАГО. Поэтому рекомендуется в этом случае прибегать к услугам ГАИ.

Что делать потом?

После того, как протокол заполнен и подписан участниками ДТП, каждый из участников обязан передать его в свою страховую компанию. Срок передачи определен рабочими днями и составляет:

  • для виновного лица – 5 дней;
  • для пострадавшей стороны – 15 дней.

Но следует учитывать, что страховая компания вправе сама решать, кто является виновным и потерпевшим, поэтому лучше соблюсти пятидневный срок каждому. Если европротокол составлен правильно, то страховщик обязан произвести выплаты пострадавшей стороне, при этом призвать к возмещению ущерба ту компанию, в которой застрахована ответственность виновного лица.

Заключение

Европротокол является оптимальным средством экономии времени и нервов в случае аварии между двумя транспортными средствами с небольшим ущербом. При этом нужно заручиться не только согласием обеих сторон, но и аккуратно заполнить все пункты документа.

В случае неверного указания каких-либо данных страховая компания вправе отказать в выплате возмещения, что повлечет судебные тяжбы в адрес лица, признанного виновным в ДТП.

При любых сомнениях по поводу обстоятельств аварии, а также ущерба, превышающего установленной страховой суммы лучше вызвать сотрудников полиции, так как не все еще нюансы закреплены законом по самостоятельному заполнению европротокола при наличии разногласий.

Видео: Подробная инструкция по заполнению бланка «Европротокола»


Инструкция 30.08.16 110 882 0

Как оформить аварию по европротоколу

Без полиции, волнения и ошибок

На светофоре в зад вашего автомобиля въехали.

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

Евгений Попков

автолюбитель

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня. И это не считая необходимости ехать в отделение за справкой о ДТП , без которой не получить выплату по ОСАГО .

Но можно уложиться в один час и не ездить за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

Что такое европротокол

Европейский протокол - это процедура оформления аварии без вызова полиции. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и спокойно разъезжаются.

Подобная практика давно и успешно применяется за рубежом. Отсюда и название.

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы всё равно можете им воспользоваться.

За поврежденный автомобиль по европротоколу можно получить не более 100 тысяч рублей.

Основные положения Европейского протокола определены в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Выплачивать возмещение по авариям, оформленным без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО .

Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования - каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

Шесть признаков того, что вам не нужно вызывать полицию

Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

  1. В ДТП участвовали два автомобиля.
  2. Место аварии - Россия. Во многих зарубежных странах есть свой европротокол, но там не действует российский полис ОСАГО .
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет. Иное имущество - личные вещи пассажиров, фонарные столбы и дорожные ограждения - не пострадало.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО . Если второй участник - иностранный гражданин, то у него должен быть полис страхования ответственности «Зеленая карта». Если это условие выполнено, то вы можете оформить документы по европротоколу, даже если у участников ДТП есть разногласия по обстоятельствам аварии и повреждениям машин.

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

Что нужно заполнить

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ - извещение о ДТП . Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО . Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА .


В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП . Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании - вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность - книга, планшет или капот автомобиля. Извещение сделано из самокопирующейся бумаги, при его заполнении нужно посильнее нажимать на ручку, чтобы копия получилась читаемой. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдут.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но всё же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Как заполнить бланк европротокола

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП .

На лицевой стороне

Сведения о своей машине заносите в левую графу «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».


Повреждения автомобиля. В пункте 14 опишите повреждения вашего автомобиля как можно подробнее. Чем конкретнее формулировки, тем лучше:

Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь

Бампер задний - вмятина в центральной части размером 10×10см и глубиной 3 см. Номерной знак - помят по всей площади. Противотуманный фонарь - разбито наружное стекло

Помята боковая дверь

Передняя левая дверь - вмятина в нижней части размером 50х10 см и глубиной 1 см

Царапины на крыле и бампере

Бампер передний - глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое - царапины до металла на арке длиной 10 см

Если на лицевой стороне не хватает места для всех повреждений, используйте оборотную сторону. В этом случае сделайте пометку «Подробные повреждения на оборотной стороне».

Для определения размера повреждений вместо линейки можно использовать кредитную карту. Ее стандартный размер - 54×86 мм.

Часто машина в аварии получает скрытые повреждения, которые не видно сразу. При малейшем подозрении на такие повреждения вызывайте сотрудников ГИБДД .

Замечания. В пункте 15 водитель, виновный в ДТП , обязательно должен написать фразу «Свою вину в ДТП признаю. Претензий не имею». Если этой фразы в извещении не будет, страховая компания откажет вам в приеме документов и выплате по европротоколу.

Обстоятельства ДТП . В пункте 16 ставьте галочки напротив тех позиций, которые относятся к вашей аварии. Допускается указать сразу несколько позиций и в конце указать их точное число.

В случае наезда сзади на светофоре следует выбрать:

10 - Столкнулся с ТС , двигавшимся в том же направлении по той же полосе

Подписи сторон. Перед тем как ставить подписи в пункте 18, разделите копии извещения. На каждом бланке распишитесь сами и попросите сделать это второго водителя.

После того как вы подписали копии извещения на лицевой стороне, приступайте к заполнению оборотной стороны.

На оборотной стороне

Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны. Перед этим нужно разделить извещение, иначе лицевая сторона станет нечитаемой.


На своем экземпляре извещения вы указываете обстоятельства ДТП . Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.

Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП » и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».

Важно

Приложение должны подписать оба водителя.

Куда подавать документы на выплату

Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.

Для выплаты по европротоколу привезите заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО . Обращаться в компанию виновника ДТП не требуется. Такая процедура называется прямым возмещением убытков и действует с 2007 года.

В офисе компании вас попросят написать заявление об убытке по форме и образцу, принятому в компании, и снимут копии документов на автомобиль: паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации, полис ОСАГО .

Важный совет для тех, кто виноват: если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии. В противном случае компания может потребовать с вас компенсировать выплату пострадавшему.

Документы на выплату можно будет подать дистанционно, например, загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.

Если стоимость ущерба более 100 тысяч

Но по нему действует ограничения:

  1. Место аварии - Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области.
  2. Факт аварии должен быть зафиксирован одним из способов: либо в специальном мобильном приложении ДТП. Европротокол, либо с помощью технического устройства, которое работает на базе ГЛОНАСС и позволяет точно установить координаты и факт ДТП.

Запомнить

  1. Для небольших аварий с двумя участниками можно не вызывать полицию и оформить всё самим в рамках европротокола.
  2. По европротоколу заполняется всего один документ - извещение о ДТП .
  3. При оформлении ДТП без вызова полиции можно рассчитывать на выплату до 100 тысяч рублей.
  4. Документы по европротоколу нужно подавать в страховую компанию, где вы купили полис ОСАГО .