Основания привлечения конкурсного управляющего к уголовной ответственности. Арбитражный управляющий

Одна из ключевых фигур в деле о банкротстве организаций - арбитражный управляющий. Это гражданин России, который вступил в члены организации арбитражных управляющих. Прежде чем занять должность, претендент проходит серьезный отбор.

Кандидат должен соответствовать обязательным требованиям:

  • гражданство РФ;
  • заключен договор о страховании ответственности;
  • в некоторых случаях необходим доступ к гос. тайне;
  • членство в саморегулируемой организации;
  • сданный теоретический экзамен;
  • высшее профессиональное образование;
  • стажировка помощником арбитражного управляющего сроком в полгода.

У него должна быть безупречная репутация. Если обнаружатся нижеприведенные факты, то в должности кандидату в управляющие откажут. Итак, не допускается:

  • проведение процедуры банкротства по отношению к арбитражному управляющему;
  • заинтересованность;
  • судимость за умышленное преступление;
  • дисквалификация.

Во время проведения процедур банкротства от управляющего требуются разумные и добросовестные действия в отношении должников, кредиторов, общества. Для того чтобы дисциплинировать участников данной процедуры, законодательство предусматривает административную ответственность арбитражного управляющего по КоАП за действия, которые оказались неправомерными при банкротстве. Но практика показывает, что возможны столкновения со злоупотреблением полномочиями.

Арбитражный управляющий по законодательству может принадлежать к одной из четырех категорий: временного управляющего, административного, внешнего или конкурсного управляющего. Статус зависит от конкретной процедуры банкротства:

  • временный проводит наблюдение;
  • административный отвечает за финансовое выздоровление;
  • внешний управляющий проводит внешнее управление;
  • конкурсный конкурсное производство.

Ответственность, возлагаемая на арбитражного управляющего

Законодательство России, Гражданский и Уголовный кодексы РФ предусматривают меры по привлечению арбитражного управляющего к административной ответственности, к уголовной или гражданской, а также его отстранение от должности.

В отношении тех управляющих, которые нарушили правила своей проф. деятельности применяются следующие разновидности дисциплинарной ответственности:

  • штраф;
  • предписание с устранением нарушений в срок;
  • публичное предупреждение;
  • исключение гражданина из СРО.

По каким основаниям можно отстранить арбитражного управляющего

Общее основание для отстранения должностного лица - ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на него обязанностей по закону о банкротстве и правил проф. деятельности, которые установило Правительство РФ.

Также его отстраняют судом, применяя административное наказание посредством дисквалификации. Могут привлечь конкурсные кредиторы к гражданской ответственности арбитражного управляющего.

Страховой договор обеспечивает защиту от этих рисков. Об этом далее.

Раньше в законодательстве о банкротстве предусматривалось наличие у арбитражного управляющего статуса ИП, но впоследствии данное требование было изменено. И поскольку деятельность арбитражных управляющих в деле о банкротстве больше не является деятельностью предпринимательской, то чтобы привлечь его к ответственности за убытки, обязательное условие - наличие вины.

Привлечение к админ. ответственности арбитражного управляющего определяет статья 14.13 Кодекса России, которая устанавливает наказание за действия, если они неправомерны. Требования, предъявляемые конкурсными кредиторами, рассматриваются вне дел о банкротстве.

Сокрытие какого-либо имущества, имущественных обязанностей или прав, сведений о местонахождении, размере имущества и другой информации об обязанностях, правах, передаче имущества во владение прочим лицам, уничтожение или отчуждение имущества, в том числе фальсификация, уничтожение, сокрытие бухгалтерских и прочих учетных документов, которые отражали бы экономическую деятельность юрлица - все это может послужить основанием, чтобы привлечь к административной ответственности арбитражного управляющего.

Но можно вышеперечисленными действиями причинить крупный ущерб. Это будет основанием для уголовной ответственности арбитражного управляющего согласно статье 195 УК России.

Требовать возмещения ущерба средствами, которые имеются в компенсационном фонде, может понесшее потери лицо:

  • у саморегулируемой организации, в составе которой присутствует арбитражный управляющий, по причине чьих действий либо бездействия или ненадлежащего исполнения обязанностей возникли убытки в рамках дела о банкротстве;
  • у национального объединения СРО управляющих, если компенсационный фонд туда передан.

У этих организаций есть 60 календарных дней на удовлетворение требований либо на представление обоснованного отказа в их удовлетворении.

Необходимо ли управляющему страховать ответственность?

Сразу при вступлении в СРО встает необходимость заключения договора страхования ответственности. Без него членство будет невозможно.

Поскольку должностное лицо может нанести ущерб в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих обязанностей, для возмещения убытков и заключается данный страховой договор. Выплачивают его третьим лицам, которые являются участниками дела о банкротстве.

Страхование необходимо для обеспечения СРО, если нарушение закона должностным лицом все же произойдет.

Дополнительное страхование

Минимальная сумма по обязательному договору страхования составляет 3 млн руб., заключается он на год. Но бывают случаи, когда имущество должника стоит больше. Тогда необходимо осуществлять дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего. Это необходимо сделать не позднее десяти суток с момента утверждения судом решения.


Размеры страховой суммы

Размеры страховой суммы, оговоренные в договоре обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, рассчитываются следующим образом.

После утверждения в должности арбитражного управляющего судом, в случае, если активы должника превышают 100 млн руб., то размер страховой суммы будет следующим:

  • При балансовой стоимости активов 100-300 млн руб. - 3% от этой стоимости.
  • 300 млн руб.-1 млрд руб. - 2%+6 млн руб.
  • Больше 1 млрд руб. - 1%+20 млн руб.

При размере стоимости активов до 100 миллионов рублей, страховая сумма не изменится и будет стандартной - 3 млн руб.

А если у арбитражного управляющего несколько дел в производстве? При этом сумма активов каждого должника не больше 100 млн. Тогда нет необходимости в дополнительном страховании.

Если активы всех должников в общем больше 100 миллионов рублей, то все равно дополнительный договор не требуется.

А вот при наличии должников с активами, превышающими 100 млн руб. оформление дополнительного страхования нужно по каждому предприятию (должнику).

Что представляет собой договор страхования ответственности?

После того как Закон вступил в силу, судьи стали внимательнее относиться к выполнению положений о финансовом обеспечении и требуют от арбитражного управляющего договора о страховании ответственности. Таким договором считается соглашение, заключенное страховой компанией и страхователем, по которому Страховщик должен провести выплаты потерпевшим от профессиональной деятельности, проводимой Страхователем третьим лицам, в свою очередь Страхователь обязан выплачивать страховую премию в сроки, установленные договором. Договор же должен отвечать определенным условиям, которые предусмотрены в гражданском законодательстве России.

Договор о страховании ответственности арбитражного управляющего считают заключенным по отношению к третьим лицам, которым могут причинить вред.

К третьим лицам, имеющим право обращения в суд с вопросом о возмещении убытков, относятся:

  • кредиторы должника;
  • лицо, должником которого являлось/является застрахованное лицо.

Договор об обязательном страховании ответственности арбитражного управляющего покрывает ущерб прямой, который был причинен третьему лицу, участвующему в деле банкротства и является предметом требований по иску. Также страховой компанией могут быть компенсированы судебные сборы, издержки, прочие юридические расходы, которые были произведены в разбирательствах и других процедурах в случаях, когда такие расходы входят в страховое покрытие.

Объектом страхования выступают имущественные интересы арбитражного управляющего, не противоречащие закону РФ.

Страхование ответственности арбитражного управляющего - это пока новый вид для страхового рынка в России. И потому страховщики пока не имеют достаточно опыта, чтобы оценить риски и урегулировать убытки, к тому же затруднения вызывает использование опыта зарубежного из-за различий в законодательстве.

Очевиден факт необходимости страховщикам всесторонней помощи арбитражных управляющих для разработки подхода оценки степени риска и его принятии на страхование. Соответствующим рынком возлагаются большие надежды на сотрудничество в этом вопросе управляющих, а также активно создающихся сейчас саморегулирующих организаций.

Страховщики считают это сотрудничество взаимовыгодным обеим сторонам, поскольку оно сможет помочь в создании надежного финансового обеспечения деятельности всех арбитражных управляющих при помощи страхования, которое будет проверено многолетней практикой посредством опыта зарубежных стран.

Деятельность арбитражного управляющего носит характер разносторонний и подвергается большому количеству рисков.


Риски арбитражного управляющего

Страховой риск, на случай которого осуществляют страхование ответственности арбитражные управляющие - событие, которое обладает признаком случайности и вероятности наступления причинения вреда интересам имущественного характера третьих лиц, связанное с проф. деятельностью арбитражного управляющего.

Управленческие и прочие решения любой стадии банкротства принимаются, затрагивая интересы лиц различных категорий, которые участвуют в деле банкротства. В таких ситуациях особое значение имеет защита имущественных интересов арбитражных управляющих в случаях непреднамеренных упущений или ошибок.

К рискам относят:

  • убытки, возникшие из-за отрицательного результата действий, совершенных должностным лицом, сюда относят его полное бездействие, если его не обязал суд эти действия совершать;
  • убытки, причиненные по непреодолимой силе;
  • моральный ущерб;
  • противоправность иных лиц.

Страховой случай

Страховой случай договора страхования - это факт, когда наступает ответственность арбитражного управляющего ввиду ошибочного непреднамеренного упущения, действия, небрежности. К тому же, в стандартном договоре предусматриваются исключения страхового покрытия. Как правило, к таким исключениям относятся случаи нанесения ущерба, наступившие из-за следующих причин:

  • радиоактивное заражение, радиация, ядерный взрыв;
  • действия террористов или вооруженных формирований, война, народные волнения, военные действия, введение чрезвычайного или военного положения, гражданская война, мятеж, восстание, революция;
  • событие, о наступлении которого страховщик был уведомлен арбитражным управляющим до вступления в силу страхового договора;
  • преступное действие/бездействие арбитражного управляющего, повлекшее уголовную ответственность вследствие судебного приговора;
  • ненадлежащее исполнение/неисполнение обязанностей по возврату и выявлению имущества должника;
  • умышленное искажение или сокрытие информации, которое повлекло принятие решения в суде или кредиторами;
  • нарушение исключительных и авторских прав;
  • требование гос. органов, органов местного самоуправления об уплате пошлин, налогов и прочих обязательных платежей, уничтожение или арест имущества ввиду решения гос. органов;

  • разглашение или использование в личных целях арбитражным управляющим конфиденциальной информации или коммерческой тайны, которая стала известна вследствие осуществляемой деятельности;
  • действия, направленные на получение льгот, вознаграждений, личных доходов арбитражным управляющим, не положенным ему по закону;
  • причинение бездействием/действием третьим лицам морального вреда;
  • осуществление должником, находящимся под управлением арбитражного управляющего деятельности, на которую нет лицензии, а ее получение обязательно;
  • предполагаемый или фактический, непреднамеренный или намеренный сброс, выброс, прорыв или распространение веществ, загрязняющих землю, в водные массивы, реки или атмосферу, в том числе и угроза загрязнений такого рода;
  • необходимость нейтрализовать, ликвидировать, детоксифицировать, очистить, обработать, поместить загрязняющие вещества.

Договор страхования может предусматривать и другие исключения.

Сроки и порядок выплат страховых возмещений

Сроки и порядок выплаты страховых возмещений определяются в индивидуальном порядке по условиям договора страхования ответственности арбитражного управляющего. А также в пределах суммы, установленной в нем.

Случаи отказа в выплате

Во время заключения договора о страховании ответственности нужно иметь в виду, что страховая компания может отказать в выплате в случае:

  • Наступления страхового случая ввиду умысла застрахованного лица.
  • Если страховщик не был оповещен о наступлении страхового случая в обусловленные договором сроки и при этом не будет доказательств, что отсутствие сведений никак не могло сказаться на обязанности произведения выплат.
  • Прочие случаи, предусмотренные страховым договором.

Все страховые споры, возникающие между страхователем и страховщиком при не достижении согласия, разрешает судебный или арбитражный порядок.
Страховщики могут и готовы предоставить нужную арбитражным управляющим защиту, однако в таком случае нужно заинтересовать управляющих в развитии этого вида страхования. Не стоит забывать, что существует привлечение к ответственности арбитражных управляющих.

К обнадеживающим арбитражных управляющих выводам пришел недавно один из апелляционных арбитражных судов. Привлечение к ответственности за нарушения по внесению информации в Единый государственный реестр сведений о банкротстве, среди которых находились и опечатки, и сокращения, и задержки размещения на незначительные сроки, стало уже своеобразной притчей во языцех среди арбитражных управляющих, считающих себя жертвами карательной системы административных наказаний. Ситуация усугубилась, когда вместо существенных по размеру штрафов (от 25 000 до 50 000 рублей), законодатель в декабре прошлого года ввел дисквалификацию за повторное нарушение. В 2016 году судебная система начала успешно применять новоиспеченные положения АПК РФ. Но среди потока определений о дисквалификации появился судебный акт, вносящий другое видение в, казалось бы, уже сформированную судебную практику.

Итак, рассмотрим: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2016 года по делу № А43-5260/2016.

Из материалов дела:

Арбитражного управляющего привлекли к ответственности согласно КоАП РФ за множественные правонарушения в сфере несостоятельности. В их числе были пресловутые нарушения в сфере размещения информации в ЕФРСБ, и множественное несоблюдение норм о проведении собраний, включая проведение их не в указанном месте, лишение участников предварительного доступа к его материалам (подтвержденное даже показаниями свидетелей) и даже непроведение собрания в назначенный срок вовсе. Упоминается также бездействие в процедуре в течение более полугода и ошибки в отчете.

Изначально Росреестр обратился с двумя заявлениями о допущенных нарушениях, и, пользуясь введенной нормой, во втором заявлении попросил управляющего дисквалифицировать. Суд первой инстанции удовлетворил заявление, а вот апелляционный суд сделал иные выводы и отменил первоначальное определение.

Выводы суда

1. Самый важный вывод суда в рассматриваемом постановлении - признание нарушений и ошибок управляющих, связанных с размещением сообщений в ЕФРСБ, отдельным составом, квалифицируемым по отдельной статье КоАП, а значит, фактическое исключение таких фактов из состава ч.3 ст. 14.13 КоАП. Именно повторное нарушение с квалификацией по этой статье влечет безусловную дисквалификацию. На этом основании суд прекратил производство по эпизодам, связанным с таким размещением.

2. Суд применил в рассматриваемом деле постулированный принцип обратной силы, поскольку принятая норма улучшает положение лица, которому вменяется деяние.

3. Суд апелляционной инстанции предпринял действия по надлежащей квалификации рассмотренных деяний.

4. Были подтверждены выводы суда первой инстанции о виновности управляющего по многим эпизодам, назначены штрафы в общей сумме 75 тысяч рублей.

Комментарии

По сути, речь идет об очень многообещающей тенденции (а это именно тенденция, поскольку есть иные сходные судебные акты, например, Постановление от 25.07.2016 г. по делу № А17-8880/2015). На фоне все более резкого ужесточения ответственности арбитражных управляющих иногда не покидает впечатление приближающейся точки невозврата. Между тем, самые нелепые нарушения в делах о банкротстве, в большинстве своем, связаны именно с публикациями ЕФРСБ и официальном источнике. Штрафы в десятки тысяч за условные опечатки и технические ошибки стали уже привычными, но возможность управляющего вообще быть лишенным права заниматься этой деятельностью (по сути, запрет на профессию вследствие такой ошибки), создает дополнительные инструменты участвующим лицам для манипуляций в деле о банкротстве.

Вынесение нарушений, связанных с размещением информации в ЕФРСБ, в отдельный состав видится разумной мерой, направленной на обеспечение принципа соразмерности. Стоит отметить, помимо прочего, что в данном случае рассмотрение будет происходить вне рамок дел о несостоятельности, поскольку упомянутая категория дел подведомственна судам общей юрисдикции.

Елена Павлова

При поиске и анализе релевантной судебной практики использовался сервис Caselook

p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:

Административная ответственность арбитражных управляющих (Трофимова И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2016

Деятельность арбитражного управляющего отличается многофункциональностью. Ему приходится решать множество разнообразных задач: от комплексного анализа проблем предприятия на разных стадиях банкротства до нахождения наиболее приемлемых и максимально эффективных путей финансового оздоровления организации. Но часто сами арбитражные управляющие при осуществлении своих обязанностей в рамках процедуры банкротства допускают нарушения законодательства. В данной статье мы попытаемся проанализировать основные аспекты привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы вправе обращаться в суд с заявлением о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.

По правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности рассматриваются арбитражными судами.

Наибольшее количество решений арбитражных судов о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности вынесено в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии с Законом о банкротстве (ст. ст. 28, 54, 128) арбитражный управляющий обязан направить для опубликования в официальном издании сведения о введении в отношении должника процедур банкротства, прекращении производства по делу о банкротстве и другие обязательные сведения в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. Нередки случаи, когда арбитражные управляющие не исполняют обязанности по размещению таких сведений, что приводит к негативным последствиям для кредиторов должника. Иногда арбитражными управляющими могут быть допущены сразу несколько нарушений законодательства о банкротстве.

Так, Арбитражным судом Красноярского края 1 октября 2014 года установлено, что арбитражным управляющим Чурбаковым А.А. не исполнено требование абз. 10 п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве в части своевременного размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) сведений о решениях собрания кредиторов должника, проведенного 13.03.2014. Также судом было выявлено бездействие арбитражного управляющего Чурбакова А.А., выразившееся в непроведении оценки имущества должника до даты судебного заседания по рассмотрению итогов процедуры наблюдения, что указывает на неисполнение обязанности, предусмотренной абзацем 2 пункта 1 статьи 20.7 Закона о банкротстве (решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 октября 2014 года по делу N А33-15436/2014).

Аналогичное решение от 10 ноября 2014 г. по делу N А005-404/2014 было принято Арбитражным судом Республики Бурятия по Арбитражный управляющий МУ МОП ЖКХ "Илькинское" М. в нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не исполнил обязанность конкурсного управляющего по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщения о проведении собрания кредиторов должника в установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" сроки, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия М. назначено наказание в виде штрафа в размере 26000 руб.

На основании ч. 3 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25000 до 50000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Определением Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. N 1552-О норма ч. 3 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях признана соответствующей Конституции РФ и не рассматривается как нарушающая конституционные права арбитражных управляющих.

Представление конкурсным управляющим в арбитражный суд отчета о результатах конкурсного производства, ряд сведений которого не подкреплен документами, может являться основанием для привлечения конкурсного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Вывод подтверждается арбитражной практикой. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2010 N ВАС-13359/10 установлено, что Управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Царева С.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.11.2009 заявленное требование удовлетворено: арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 2500 рублей.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 03.06.2010 судебные акты первой и апелляционной инстанций оставил без изменения (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2010 N ВАС-13359/10).

Значительная часть решений выносится судом в связи с неисполнением арбитражными управляющими обязанностей, связанных с информированием кредиторов о ходе конкурсного производства в отношении должника, нарушением порядка уведомления кредиторов о предстоящих собраниях (ст. 13, п. 1 ст. 143 АПК РФ).

Рассмотрим пример из практики. Как установлено Арбитражным судом Хабаровского края, первое собрание кредиторов должника ООО "УК "Сервисгарант" назначено и проведено 13.01.2015, то есть с нарушением установленного Законом о банкротстве срока на 14 дней. Арбитражный управляющий Павлючик Е.А. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25000 рублей в доход федерального бюджета (решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 марта 2015 года дело N А73-1987/2015).

Ненадлежащее управление юридическим лицом может проявляться: в необеспечении управляющим своевременного и качественного выполнения всех договоров и обязательств должника; необеспечении своевременной выплаты заработной платы; совершении сделок с имуществом вопреки интересам должника и его кредиторов; использовании предоставленных должнику третьими лицами целевых средств не по назначению и т.п.

К действиям, выходящим за рамки полномочий управляющего, могут быть отнесены действия, которые управляющий или вообще не вправе совершать, или которые он может совершать с соблюдением установленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий.

Таким образом, нарушение может выражаться также в необоснованных расходах и незаконных действиях арбитражного управляющего. Так, арбитражным судом Самарской области были признаны незаконными действия арбитражного управляющего Паливоды С.М., выразившиеся в необоснованном расходовании денежных средств в размере 460000 руб. на оплату услуг привлеченных специалистов и в заключении соглашений об отступном - передаче имущества в счет оплаты услуг (вознаграждения) привлеченных специалистов Сиземина И.В. по соглашению от 24.01.2012, Янзытова С.А. по соглашению от 24.01.2012 и Копылова А.И. по соглашению от 27.06.2011 (Определение Самарской области от 5 сентября 2013 года по делу N А55-6123/2005).

Отсутствие у арбитражного управляющего информации об изменении законодательства не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно Постановлению Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу N А73-5650/2014 арбитражный управляющий, в силу специфики своей профессиональной деятельности, должен был знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего, и обязан был предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов, но без достаточных к тому оснований рассчитывал на предотвращение таких последствий; суд первой инстанции правомерно посчитал установленной вину арбитражного управляющего в совершении вмененного ему правонарушения по ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 12.09.2014 по делу N А70-4525/2014 также указал, что допущенные арбитражным управляющим нарушения вследствие изменения законодательства, о котором он узнал позднее, не являются основанием для освобождения арбитражного управляющего от ответственности.

В большинстве случаев Верховный Суд РФ поддерживает решения нижестоящих судов. Рассмотрим пример из практики. Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2014, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2015, арбитражный управляющий Жиденко А.А. был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде взыскания 25000 руб. штрафа. Верховный Суд РФ оставил решения нижестоящих судов без изменения, а жалобу арбитражного управляющего без удовлетворения (Постановление Верховного Суда РФ от 24 апреля 2015 г. N 305-АД15-2666).

На практике арбитражные суды, рассматривающие дела о привлечении управляющих к административной ответственности, как правило, применяют к виновным лицам наказание в виде административного штрафа. Известны случаи освобождения судом арбитражных управляющих от ответственности ввиду малозначительности допущенных правонарушений и отсутствия вредных последствий для должника и кредиторов, когда суд ограничивался вынесением управляющему устного замечания.

Так, Верховный Суд РФ оставил жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан без удовлетворения в связи с малозначительностью административного правонарушения. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2014 арбитражный управляющий Галлямова Л.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ; ей назначено наказание в виде взыскания 25000 руб. штрафа.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2015, решение от 07.08.2014 отменено. Было принято новое решение о признании арбитражного управляющего Галлямовой Л.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и освобождении ее от административной ответственности в связи с малозначительностью, ограничившись устным замечанием (Постановление Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. N 306-АД15-3535).

Отказ в привлечении арбитражного управляющего к ответственности может быть при нарушении процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности. Так, 23 июня 2014 года начальником отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Волгоградской области Луневой Н.В. в отношении арбитражного управляющего Кандаурова А.В. в его отсутствие составлен протокол N 00663414 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о том, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, что выразилось в неизвещении Кандаурова А.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2015 г. N Ф06-19859/2013).

Вместе с тем арбитражные суды применяют к недобросовестным управляющим и более серьезное наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет. Так, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.09.2013 арбитражный управляющий был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014, Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.04.2014 и Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.07.2014 N ВАС-9440/14 решение суда первой инстанции было оставлено без изменения (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2014 г. N ВАС-9440/14).

Проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что от деятельности арбитражного управляющего зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими своих обязанностей нарушает установленный порядок осуществления процедуры банкротства.

В арбитражной практике наибольшее применение получила часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, согласно которой неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.

В некоторых случаях арбитражные суды применяют к недобросовестным управляющим и более серьезное наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет. Однако на практике такой вид наказания, как дисквалификация, применяется крайне редко.

Довольно часто арбитражные управляющие избегают штрафов и дисквалификации, так как суды при рассмотрении исковых заявлений активно применяют положения ст. 2.9 КоАП РФ и признают допущенные правонарушения малозначительными, ограничиваясь устными замечаниями.

Причем применение к управляющему иных санкций, например его отстранение от исполнения соответствующих обязанностей, не становится препятствием для применения положений о малозначительности совершенного им правонарушения.

Таким образом, административная ответственность арбитражных управляющих в достаточной степени урегулирована действующим законодательством Российской Федерации. Однако, несмотря на это, существует необходимость совершенствования и конкретизации соответствующих правовых институтов.

В частности, необходимо уделить внимание установлению степени тяжести совершенного административного правонарушения и соблюдению принципа неотвратимости применения административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей.

Арбитражный управляющий рассматривается в качестве должностного лица, осуществляющего антикризисную управленческую деятельность предприятием-банкротом. Таким образом, за свои действия он несёт ответственность не только перед кредиторами, но и перед должником, арбитражным судом, СРО и Росреестром. Так, в зависимости от характера допущенных нарушений, могут быть применены нормы административного, гражданского или уголовного кодексов.

Нормативное обоснование вопросов ответственности

Основные положения об ответственности управляющего заложены в статье 20.4 закона о банкротстве. Положениями статьи 25.1 регламентируются вопросы материальной ответственности управляющих, касающиеся моментов возмещения причиненных ими убытков. , а также изложены в предыдущих статьях.

Ситуации, связанные с возмещением убытков, причиной которых стали неправомерные или ошибочные действия управляющего, рассматриваются в рамках гражданского законодательства или исполнительного производства.

Уголовная ответственность в основной массе наступает в связи с совершением некоторых действий признаваемых мошенническими, подтасовке документов со стороны управляющих.

Рассмотрим положения статьи 20.4 закона о банкротстве, согласно которой рассматривается ответственность арбитражного управляющего за неисполнение, в том числе за ненадлежащее исполнение обязанностей, возлагаемых на него.

Ненадлежащее исполнение или неисполнение в целом своих обязанностей может явиться:

  • основанием для отстранения от должности управляющего;
  • для исключения из саморегулируемой организации;
  • для дисквалификации, в ситуации, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение повлекло административное наказание.

Примечательно и то, что вопросы отстранения безвозвратны. Иными словами, если принятое решение, определение арбитража о назначении по неким причинам было отменено, восстановить отстраненного управляющего суд не вправе.

Ситуация с отменой решения об исключении из рядов саморегулируемой организации обстоит также. При этом саморегулируемой организацией должен быть предоставлен другой специалист на эту должность.

Отмена принятого решения о дисквалификации не будет считаться основанием для того, чтобы восстановить управляющего.

Особенности процедуры отстранения арбитражного управляющего

Причинение убытков, нарушения административных норм или ненадлежащее, несвоевременное исполнение обязанностей, явившееся причиной отстранения, должны быть зафиксированы соответствующим решением или определением суда.

Подать заявление с требованием отстранить управляющего от дела могут лица-участники процесса и представитель саморегулируемой организации, на то уполномоченный.

Сроки отстранения напрямую зависят от оснований, его повлекших:

  • Если арбитражный управляющий лишён членства в саморегулируемой организации , суд должен освободить его от исполнения обязанностей не позднее 10 дней, с момента поступления соответствующего ходатайства от саморегулируемой организации.
  • Если управляющий дисквалифицирован , то отстранение его от исполнения обязанностей должно быть произведено уже на следующий день после вынесения соответствующего решения суда.
    Об этом факте суд в период 5 дней должен уведомить саморегулируемую организацию, членом которой являлся управляющий. Последняя в течение 3 дней с момента получения уведомления должна предоставить нового специалиста.

Информация о факте незаконности и ненадлежащего исполнения, причинения убытков или дисквалификации обязательно должны найти отражение Едином федеральном реестре в период до 3-х дней с момента вынесения соответствующего судебного определения. Данное правило обозначено в 28 статьей закона о банкротстве. В ситуации, когда основанием стало причинение ущерба, обязательно указывается взыскание убытков и их размер.

Дисквалификация должна отразиться Едином федеральном реестре.

Вопросы ответственности

Имущественная ответственность — взыскание убытков

Моменты ответственности материального характера, причинение убытков и их взыскание регламентируются статьей 25.1 закона о несостоятельности. Так, согласно правилам, устанавливаемым данной статьей, взыскание будет направлено непосредственно на ту саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, если его действия привели к возникновению убытков.

Арбитражный управляющий обязан производить страхование своей деятельности в части моментов ответственности и причинения ущерба. Об этом он узнаёт ещё на стадии . При наступлении страхового случая сумма страхования направляется на погашение убытков.

Взыскание сначала направляется на страховые выплаты. При недостаточности этих сумм или отказе управляющего произвести выплаты из собственных средств, либо отсутствии оплаты в течение месяца, дают потерпевшему право направить взыскание на саморегулируемую организацию.

Данное требование, которое вправе предъявить лицо, понёсшее ущерб по вине управляющего, обусловлено тем, что саморегулируемой организацией формируется компенсационный фонд из взносов, обязательных для членов таких организаций. Взносы членами – арбитражными управляющими обязательны к внесению исключительно в денежной форме. Сумма такого взноса составляет не менее 200 000 руб. для каждого члена. Общий объём компенсационного фонда составляет не меньше, чем 50 млн. руб.

Обратиться с требованием на взыскание ущерба из средств компенсационных фондов лицо, понесшее потери, может:

  1. Непосредственно к саморегулируемой организации , в числе членов которой состоит арбитражный управляющий, чьи действия (бездействие) или ненадлежащее исполнение возложенных не него обязанностей, стало причиной причинённых убытков в рамках процесса о банкротстве.
  2. К национальному объединению саморегулирующихся организаций управляющих , если ему передан компенсационный фонд той саморегулируемой организации, которой был предоставлен арбитражный управляющий.

Данные организации обязаны в течение 60 календарных дней либо удовлетворить требования, либо представить обоснованный отказ в их удовлетворении.

Взыскание сначала направляется на страховые выплаты.

Основания для отказа в возмещении ущерба

  1. Нанесённый ущерб полностью возмещён.
  2. Арбитражный управляющий, по вине которого ущерб нанесён, не является членом той организации, в адрес которой заявляются требования о возмещении убытков.
  3. При неправильно оформленным или неполным пакете предъявляемых документов.

Пакет документов, предъявляемых одновременно с требованием, обозначен в 5 пункте ст. 25.1 закона о несостоятельности.

Так, к требованию на взыскание ущерба, должны прилагаться:

  • судебное решение о взыскании средств с управляющего;
  • документ из страховой компании, подтверждающий факт выплат с указанием их сумм по договору страхования ответственности;
  • документ, свидетельствующий об отказе управляющего оплачивать нанесённый ущерб.

Сумма выплат из компенсационного фонда в рамках одного дела о банкротстве, в ходе которого имело место причинение ущерба, не может быть свыше 5 млн. руб. (до 1 января 2019 года) и 50% компенсационного фонда (с 1 января 2019 года).

Вопросы и основания административной ответственности

Меры административной ответственности к арбитражным управляющим применяются в рамках статьи 14.13 административного кодекса. В этом случае наказанием для него является штраф в сумме от 25 до 50 тыс. руб. Крайней мерой выступает дисквалификация с ограниченным сроком от полугода до трёх лет, и без последующего восстановления. Штраф может быть взыскан только с арбитражного управляющего.

Основанием для привлечения к ответственности служит протокол, составленный должностными лицами Росреестра.

Информация к размышлению об ответственности арбитражных управляющих на этот видео:

Арбитражные управляющие, привлёкшиеся к административному ответу, не возместившие причинённый ущерб или дисквалифицированные, не могут привлекаться к участию в других процессах о банкротстве в качестве управляющих.

Данный обзор выполнен во исполнение Плана работы Арбитражного суда Краснодарского края на 2014 г.
В 2013 г. внесены изменения в законодательство, которые имеют существенное значение при рассмотрении данной категории дел.
На основании п. 10 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и п. 3 ст. 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.12, ч. 1 - 3 ст. 14.13, ст. 14.23, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.
Частью 3 ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, только при наличии двух условий, а именно наличия повода к возбуждению дела об административном правонарушении и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, установлены ст. 28.1 КоАП РФ. Федеральным законом от 23.07.2013 N 202-ФЗ "О внесении изменений в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций" (далее - Федеральный закон от 23.07.2013 N 202-ФЗ) редакция ст. 28.1 КоАП РФ была существенно изменена (начало действия Закона - 03.08.2013).
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ, ранее данный повод не являлся поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ), заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих (ранее до внесения изменений Федеральным законом от 23.07.2013 N 202-ФЗ в качестве поводов были указаны: сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов).
В связи с внесенными изменениями любое лицо, участвующее в деле о банкротстве, а также в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в целях защиты своих прав теперь может обратиться в территориальный орган Росреестра с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) арбитражного управляющего с приложением материалов, подтверждающих нарушения законодательства о банкротстве. Ранее обращения кредиторов не являлись поводом к возбуждению административного производства, направлялись территориальными органами Росреестра в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве в саморегулируемые организации арбитражных управляющих для проведения проверочных мероприятий.
Таким образом, Федеральный закон от 23.07.2013 N 202-ФЗ существенно расширил поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Число поводов дополнено сообщениями и заявлениями физических и юридических лиц, а также сообщениями в средствах массовой информации. (Ранее данный повод был исключен из числа поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.)
Кроме того, появились такие поводы, как заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. (Ранее из данных лиц были указаны только собственник имущества унитарного предприятия, собрание (комитет) кредиторов, а также арбитражный управляющий. Вместе с тем круг лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, намного шире. Это, к примеру, лицо, представившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, представитель работников должника.)
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, то есть данных, свидетельствующих о неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Обязанности арбитражного управляющего предусмотрены Законом о банкротстве и иными нормативно-правовыми актами в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве). К последним относятся, в частности, Постановление Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего", Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 N 56 "Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов" и другие.

На основании ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления протокола об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ изменена санкция ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Если ранее санкция ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ предусматривала в качестве наказания штраф в размере от 2500 руб. до 5000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3-х лет, то в настоящее время санкция за данные нарушения предусматривает штраф в размере от 25 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3-х лет.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, является формальным составом, то есть для наличия состава административного правонарушения достаточно установления факта неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), независимо от того, наступили ли какие-либо последствия.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21.04.2005 N 122-О указал на то, что положения ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ "направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. То есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении арбитражных управляющих к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Совершенные арбитражными управляющими правонарушения посягают на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации".
Таким образом, общественная опасность правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, заключается в пренебрежительном отношении арбитражных управляющих к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Согласно ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 14.13 настоящего Кодекса, совершенных индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ были внесены изменения в Закон о банкротстве (данная норма вступила в действие с 01.01.2011), в том числе в ст. 20, устанавливающую требования к кандидатуре арбитражного управляющего, а именно отменено требование о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, настоящим Законом было закреплено положение о том, что деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью, в том числе указано, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности. Вместе с тем Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Пленум ВАС РФ) в своем Постановлении от 17.02.2011 N 9 разъяснил, что дела о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ относятся к подведомственности арбитражных судов.
В силу ст. 203 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело по заявлению о привлечении к административной ответственности, принадлежит административному органу, о чем указал Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 10.11.2011 N 71.
Проанализировав вынесенные арбитражным судом в 2013 г. решения о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих, можно сделать вывод о том, что суд при назначении наказания в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ учитывал как отягчающее ответственность обстоятельство повторное совершение однородного административного правонарушения, когда за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ.

На основании ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Так, в случае назначения арбитражным судом за совершенное административное правонарушение в качестве наказания штрафа данный срок начинает исчисляться с момента уплаты штрафа.
Анализ судебной практики по привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности в виде штрафа показывает, что, как правило, если ранее арбитражный управляющий не привлекался к административной ответственности, суд назначает минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.