Интересные рассказы о правах ребенка. Классный час в рамках всемирного дня прав ребенка

Классный час Всемирный день радости и счастливого детства.


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: 20 НОЯБРЯ - Всемирный день детей - праздник радости и счастливого детства, который отмечают во многих странах мира. А поводом для всего этого послужила Женевская декларация 1924 года - именно тогда впервые был поднят вопрос о социальной защите прав детей. Предлагаю вам материал, который можно использовать для детей начальных классов и среднего звена как беседу, классный час, внеклассное мероприятие. Сказочную викторину, посвященную правам ребенка можно найти в моем блоге. Она служит прямым продолжением данного классного часа.
Цель: формирование представлений об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка.
2. На примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции, показать единство прав и обязанностей.
3. Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике.
4. Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала; карточки с определениями, ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины).
Учитель:
Предлагаю вашему вниманию сказочные картинки, внимательно их рассмотрите.
(Русская народная сказка Гуси-лебеди)


(Г.Х.Андерсен Дюймовочка)


(Д.Н.Мамин-Сибиряк Серая Шейка)


(Г.Х. Андерсен Снежная королева)


(А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане...")


(Русская народная сказка Лиса и заяц)


(Русская народная сказка Петушок - золотой гребешок)


-Иллюстрации к каким сказкам вы видите?
Какие права сказочных героев нарушены в этих сказках? (Право на неприкосновенность жилища, право на наличную неприкосновенность, право на жизнь и свободу, на защиту,жить и воспитываться в семье,общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права.)
-Почему вы так думаете? (Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
Учитель: Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (высказывания детей).
- За точным определением обратимся к словарю Ожегова. Я попрошу прочитать самого лучшего читателя нашей библиотеки. (Один ребенок читает вслух).
ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.
-Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
- В первую очередь о вас беспокоятся взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами: дома - ваши родители, а в школе - директор, завуч, социальный педагог, учителя, воспитатели и многие др. Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.
Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека.


- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
- Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а спустя 30 лет, в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка, которую подписало 61 государство, в том числе СССР (15 сентября 1990 г.)




-Послушайте, чем отличается Конвенция от Декларации:
Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.
С момента рождения, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, маленький гражданин взят под охрану государства и обладает следующими правами:

Жить и воспитываться в семье
Общаться с родителями и другими родственниками
Защищать свои права
Выражать своё мнение
Право на имя, отчество и фамилию
Изменение фамилии и имени
Право на имущество
Право на медицинское обслуживание
Право на образование и другие.

Таким образом, в ХХ веке в мире появилось сразу два праздника, посвященных маленьким мальчикам и девочкам:Всемирный день детей (20 ноября) и Международный день защиты детей (1 июня).
20 ноября во многих странах мира отмечают праздник радости и счастливого детства- Всемирный день детей. «Детской Конституцией» называют принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка как международный правовой акт обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ст. 15 Конституции РФ.


В Конвенции 54 статьи о правах ребенка.
Сегодня мы рассмотрим самые важные, которые вы должны знать.


Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.


Как называется эта сказка? Что произойдет сейчас?
Какое правило нарушает Лисица? (Право на наличную неприкосновенность, право на жизнь и свободу)
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Это главное право каждого человека.
-Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях? (Ответы детей)
Было в древности государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...


Александр Васильевич Суворов (24 ноября 1730-18 мая 1800) - великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России.
А.В.Суворов рос очень больным и хилым мальчиком.Большая сила воли, физические тренировки позволили стать ему великим полководцем России.
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении


Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Когда исполняется 14 лет, выдается другой документ. Кто знает как он называется? (Паспорт)
Паспорт меняется в 20 лет и 45.


Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".
Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале.




Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".


Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища.Вспомните, в каких сказках нарушено это право?(Сказка «Три поросенка»)


(«Заюшкина избушка»)


Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.



Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
Вы обязаны уважать права других людей.



Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".
Что означает слово "эксплуатация"?
(Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").
Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.
Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.


Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".
-Скажите, вы будете правы? Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.
Статья 37
а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания".


б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".
Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.
Знаете ли вы, с какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).
Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.
Все дети равны в своих правах и никто не должен их нарушать!
Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и досуг и ответить на вопросы викторины.

ВИКТОРИНА" Права ребенка"

1.Назовите основной закон государства.
(Конституция РФ)


2.Какой международный документ закрепляет права детей?
(Конвенция о правах ребёнка является международным правовым документом.)


3.В каком году была принята Конвенция о правах ребёнка?
(20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка»)
4. Что такое право? (ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.)
5. Ребёнок – это … ?
(Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1)
6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту? (Все дети имеют такое право).
7. Ребёнок имеет право:
Каждый ребенок имеет право на жизнь. Статья 6
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Статья 13
8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
(Статья 60 Конституции РФ гласит «Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».)
9.Сколько лет Конвенции о правах ребенка в этом году? (26 лет)
10.Какие документы, удостоверяющие личность, есть у каждого ребенка?
(До 14 лет – свидетельство о рождении, а затем –паспорт).

-Выводы:
Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.
Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".
Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всемирный день прав ребёнка

(Общешкольное мероприятие среди учащихся вторых классов)

Учитель: Липаева А.П.

Место работы: МОУ Школа № 175 г. о. Самара

Дата проведения: 20.11.09.

Место проведения: актовый зал

Форма проведения: праздник

Цели:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, самостоятельность;
  • воспитывать добросовестное отношение к учёбе;
  • способствовать пониманию того, что книга – источник знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды, фортепиано, сказочные герои, инсценировки.

Вступление.

Учитель . Уважаемые родители, учителя!

Сегодня наш праздник посвящается вам, дорогие ребята! И называется он «Дети – наше будущее». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка. (слайд №1)

  1. Основная часть.

Ведущий. Все, кто учится в школе, называются одним словом – дети. А взрослые, которые живут вместе с детьми в одной семье и учат их в школе, должны защищать детей от разных неприятностей, которые могут вдруг встретиться в жизни.

Учитель . Об этом даже есть специальный международный закон. Он называется

«Конвенция о правах ребёнка». Этот закон был принят в 1989 году ООН. (слайд №2)

Ведущий . Такая Конвенция устанавливает законы о том, на что может иметь права ребёнок.

(На сцену выходят 2 ведущих и 7 учеников)

Ведущий . Скажи, а кого мы называем этим словом – ребёнок?

Ведущая . Это человек, мальчик или девочка, от рождения до 14 лет, до того времени, пока он не получит свой первый в жизни документ – паспорт.

Ведущий . Но ведь ребёнок сам по себе очень мал, разве он знает что-то о правах?

Ведущая . А вот мы в нашей сегодняшней встрече об этих правах и расскажем. Какие же мы имеем права?

(выступают учащиеся)

(слайд №3)

  1. Право на жизнь.
  2. Право на защиту от всех форм насилия, грубого отношения.
  3. Право на образование.
  4. Право на отдых и досуг.
  5. Право на заботу и воспитание родителями.
  6. Право на имя при рождении.
  7. Право на медицинскую помощь.
  8. Право иметь имущество.
  9. Право свободно выражать свои взгляды.
  10. Право на свободное перемещение.
  11. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  12. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  13. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.

Ведущая . Вот, например, первое право: на жизнь. (показывает на экран; слайд №4)

В Конвенции так и сказано: «Главное право каждого ребёнка – право на жизнь».

Ведущий . Вот новости! Разве это право можно отнять у ребёнка, если ребёнок уже родился на свет?

Ведущая . Выходит, что можно. Вот, например, много-много лет тому назад в древности было такое государство – Спарта.

(Звучит воинственная музыка , выбегают спартанцы с копьями в руках . )

1-й спартанец . Спарта была воинственным государством, её войны захватывали другие страны и присоединяли к своей. Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорождённым детям, - быть абсолютно здоровыми.

Ведущий . Ну, это понятно, стране нужны были только воины – сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А что же там делали с малышами, которые вдруг рождались слабенькими?

2-й спартанец . Каждого новорождённого ребёнка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребёнок был крепким, его оставляли жить.

Ведущий . А если слабый?

1-й спартанец . Его участь была ужасна: такого ребёнка сбрасывали в пропасть.

Ведущий . Вот горе-то! Неужели не жалко было?

2-й спартанец . Таковы суровые законы нашей древней страны.

(Спартанцы убегают)

Ведущая . А сейчас так поступить с ребёнком никто не имеет права, потому что этого не разрешит закон.

Ведущий . Разве можно так бесчеловечно поступать! Ведь нередко бывало так, что человек рождался слабым, а начинал закаляться и вырастал здоровым и крепким. И даже среди людей, которые стали потом военными, такие случаи были.

(слайд №5)

Ведущая . Ты совершенно прав. И пример тому – жизнь знаменитого русского полководца Александра Суворова. (Показывает портрет Суворова) Он родился слабым, больным ребёнком, но уже с детства решил, что будет военным. Тогда Суворов стал закаляться, заниматься спортом. Например, он летом ежедневно плавал в пруду, старался, как можно больше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.

Ведущий . Верно. И в результате Суворов окреп так, что в военных походах он ночевал с солдатами на земле и не простужался.

Ведущая . Суворов был настоящим героем, под его командованием русская армия не проиграла ни одного сражения. (Показывает на картину И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»;слайд №6)

Видите, на этой картине старый солдат смотрит на любимого полководца и словно говорит малым солдатам: «Стыдно трусить, когда рядом с вами Суворов!»

Ведущий . А в наше время, ребята, кто заботится о нас?

(Из зала ответы)

Ответы детей:

  1. Государство заботится о нас, о нашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
  2. Заботятся о нас наши родители, дают нам жизнь, благополучие, любовь.
  3. Заботятся о нас учителя, которые дают нам знания и учат нас вырасти достойными гражданами нашей страны.
  4. Заботятся о нас врачи, которые следят за нашим здоровьем.

Ведущая . Верно, это государство, родители, учителя, врачи, милиционеры. Они заботятся о нас. А вот лишить ребёнка жизни не имеет права никто.

Ведущий . Да, так записано в Конвенции по международным правам ребёнка, и все обязаны этот закон исполнять.

Ведущая . А сейчас, ребята, давайте споём песню про счастливую жизнь.

(песня)

Ведущая . А какие ещё законы об охране прав ребёнка есть в этой Международной Конвенции?

Ведущий . (показывает на экран; слайд №7)

«Право ребёнка на защиту от всех форм насилия, грубого отношения и эксплуатации»

(Врываются разбойники)

1-й разбойник . Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчиков и девочек сидит в этом зале.

2-й разбойник . Давай их всех запихаем в мешок и отнесём в тёмный лес.

1-й разбойник . А кто не захочет в мешок лезть, тех мы защекочем.

2-й разбойник . А может быть, эти ребята сами поймут, как им хорошо у нас будет? (Ребятам) Пойдёмте с нами, мы вас будем конфетами угощать и на машине покатаем.

1-й разбойник . (ребятам) Пойдёте?

Ребята . Нет!

Ведущий . Что, что такое?

Ведущая . Кто это здесь наших ребят грозится утащить и в тёмный лес снести? Кто их уговаривает конфет поесть и на машине покататься?

Разбойники . (струсив) Мы-ы-ы…

Ведущий . А разве вы не знаете, что есть закон, по которому все должны защищать детей.

Ведущая . Да, а вы хотели нарушить их права, силой утащить куда-то. Значит, вы преступники, мы вас сейчас в милицию сдадим.

Разбойники . Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убегают)

Ведущий . Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда внимательны, не слушайте чужих людей, если они предлагают вдруг вам пойти с ними. Это могут быть дяденьки или тётеньки, они могут прикинуться добрыми и хорошими.

Ведущая . Ребята, сейчас мы рассмотрим следующее право. Это право на образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. А в нашей стране все школьники имеют право на бесплатное образование. (слайд №8)

Ведущий . В наших любимых книгах мы можем найти примеры о правах ребёнка.

Ведущая . Давайте позовём сюда нашу сказочницу.

Сказочница! (хором)

(выходит Сказочница)

Ведущий . Уважаемая Сказочница, есть ли среди Ваших историй такие, которые рассказали бы нам о правах ваших героев.

Сказочница . Историй много. Но сегодня мы посмотрим на одну из них - «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться в школе». Хотя право на образование он получил.

(Сценка про Моню)

Сказочница . Ребята, давайте поиграем в игру «Герои книг имеют право». Я называю сказку, а вы отвечаете, какое право здесь нарушено или каким правом герои воспользовались.

  1. «Красная Шапочка» (нарушено право на жизнь и свободу)
  2. «Три поросёнка» (нарушено их право на неприкосновенность жилища и право на жизнь. Волк хотел съесть поросят)
  3. «Лягушка – путешественница» (лягушка воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства)
  4. «Мороз Иванович» (в этой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение. Это относится к Рукодельнице.)

Сказочница . Молодцы, ребята! Вы теперь хорошо знаете свои права. А я прощаюсь с вами. Читайте мои сказки! «Книги – наши друзья»! В них вы найдёте много интересного и полезного.

Ведущий . А сейчас мы рассмотрим следующее право. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. (слайд №9)

Ведущая . Это посещение театра, цирка, разные путешествия, экскурсии, посещение кружков, секций по интересам и, конечно же, танцы!

(танец девочек)

Ведущий . Ребята, сегодня мы рассмотрим ещё одно право. «Право на заботу и воспитание родителями». (слайд №10)

Ведущая . Мы благодарны вам, дорогие наши мамы, папы, бабушки и дедушки за любовь и заботу о нас. Сейчас мы покажем вам маленький спектакль «Бабушки и внуки».

(Сценка «Бабушки и внуки».)

Ведущая . Всемирный день прав ребёнка.

Ведущий . Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.

Ведущая . А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!

  1. Подведение итогов (заключительное слово учителя).

Исполнение песни «Детство – это я и ты» (слайд №11)

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О

«КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей представление о правах ребенка, понимание и принятие детьми нравственных норм: воспитание любви и уважения к друзьям, близким, Родине, умения оценивать поступки героев сказки, делать выводы. Развивать связную речь, память, мышление. Выразительно читать стихи.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети садятся полукругом под песню «Родительский дом».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы знаете, что люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы.

Что могут люди делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что имеют право и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправными членами общества нужно знать свои права.

У русского народа символом счастья всегда была «Жар – птица». Волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот такая птица залетела к нам в детский сад. На поиски счастья в сказках всегда отправляется добрый человек – молодец. Предлагаю одному из мальчиков принести первое перо.

1.Важнейшее право, которое имеют все дети на планете – право на жизнь.

Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет (родителям) А еще кто заботился о вас после рождения? Правильно, медицинские работники. Здесь на перышке написано, что дети имеют право на охрану здоровья, а дети – инвалиды на особую защиту и помощь. (Другой ребенок приносит второе перо жар – птицы).

2.Ребенок имеет право на имя и гражданство. (Воспитатель показывает свидетельство о рождении). После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Попросите родных показать вам ваше свидетельство о рождении. А чтобы еще, раз убедиться, какие у вас прекрасные имена и узнать, кто с кем дружит, давайте поиграем: выбирая себе товарища, называйте его по имени. Можно сказать, почему выбрали именно его. (Дети играют) Молодцы! Садитесь, пожалуйста. Обращаться друг к другу надо вежливо, ласково, по имени. И, конечно же не доступно называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его права на имя. Скажите, пожалуйста, с кем вы живете? (с родителями) А как можно одним словом назвать вас и ваших родителей? (семья) Попробуйте произнести слово «семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. На самом деле: приглядитесь повнимательней к своим родным. Ваша улыбка может напомнить мамину, походка – папину, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки.

3.Возьмем третье перышко. В книге прав человека записано, что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи». Давайте вспомним пословицы, поговорки о семье, Родине, доме, маме. (дети говорят стараясь пояснить их смысл).

А вот мама у Саши оформила семейное древо семьи Шаклеиных. Это семейное древо показывает связь поколений в семье. В некоторых семьях есть свой герб семьи, как герб России, города, поселка.

4.Возьмем четвертое перышко. «Дети имеют право на образование». В детском саду у вас проходят занятия. А в школе вы будете ходить в разные кружки, танцевать, петь. Дети имеют право свободно развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством.

5.Предлагаю принести пятое перышко. Читаю: «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жесткого бесчеловечного обращения». Давайте сходим в картинную галерею и рассмотрим иллюстрации к сказкам. Вопрос, к вам: в каких сказках нарушились права героев, с кем обращались жестоко?

В каких сказках не заботились о детях?

В каких сказках есть примеры любви к родителям, послушания? (дети называют сказки «Буратино», «Айога» «Красная шапочка» и др.)

Каждый человек имеет не только права но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей.

И об этом мы еще будем говорить. Жар – птица научит нас многому, она остается у нас в группе.(дети читают стихи на тему беседы).

Сегодня жар – птица познакомила вас с важными правами. Если их нарушают, то дети растут в условиях войны, голода, нищеты – они несчастны. Поэтому правительство нашей страны обещает делать все для того, чтобы обеспечить детям безопасную жизнь и здоровье, возможность учиться, заниматься спортом и творчеством.

Звучит песня «Мир нужен всем». Дети подпевают.

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.

Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры, 3-я книга, пар. 1) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).

Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были лицами чужого права (persona ealieni iuris) . Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры - 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей (jux exponendi), по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. jux exponendi существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.

Наконец, рядом указов императора Константина у отца было отнято право «жизни и смерти» ребенка - сыноубийство стало приравниваться к убийству. Vita en ecis que potestas ограничивается при Константине наказанием провинившегося сына. За произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь (poenacullei) как за убийство кровного родственника (parricidium). В 395 году власть домовладыки наказывать подвластных вообще ограничивается только воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается. Кодекс Юстиниана говорит о vita en ecis que potestas как об уже не существующем древнем порядке.

В то же время начинает подвергаться контролю и дисциплинарная власть отца. Согласно указу императора Траяна власти могут принудить отца, злоупотребляющего своими правами, освободить сына от отеческой власти patria potestas (fr.5. D.37.12). В императорское время также стали возможны жалобы детей магистратам. Благодаря всем этим ограничениям patria potestas над личностью детей к концу развития императорского периода утратила почти всю свою патриархальную остроту.

В законодательстве Древней Месопотамии мы также встречаем закрепление приоритета родительского права над правом детей. И если наказание отца за злоупотребление своей властью в семье не осуждается, то провинности детей караются крайне строго: «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или своей матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык» (ЗХ, пар. 192, пар. 195, ЗХ)».

Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Французский Гражданский кодекс (Code Napoleon) 1804 года говорит о праве ребенка так:

«Параграф 371. Ребенок в любом возрасте обязан оказывать повиновение и уважение своему отцу и матери.

Параграф 372. Он находится под их властью до того, как станет совершеннолетним или приобретет полную дееспособность » .

« Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьезные основания сомневаться в достойном поведении своего ребенка, обладает следующим средством для его наказания:

Параграф 376. Если ребенку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнение этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.

Параграф 377. Если ребенку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребенка в тюрьму. Причем такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить его или отклонить».

Ни в первом, ни во втором случае от суда не требовались никакие письменные документы, - даже не соблюдались какие бы то ни было формальности, за исключением выдачи ордера на содержание в тюрьме. Считалось, что вообще нет необходимости предъявлять объяснения для содержания ребенка в тюрьме. Всю конструкцию власти отца над домашними можно охарактеризовать как слабую форму patria potestas домовладыки в римском праве.

Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.

Феодальное брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта VI век нашей эры, Правда Инэ VII век нашей эры, Правда Альфреда IX век, Законы Кнута XI век) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.

В Индии (Законы Ману, II век до нашей эры - II век нашей эры) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.

Моисеево право (Израиль) содержится в Ветхом завете: во второй (Exodus), третьей (Leviticus) и пятой (Deuteronomion) книгах. Представленные в них правовые нормы расположены не систематизированно, а вразброс, в виде совокупности большого количества различных правил, фигурирующих в форме предписаний, относящимся более к религиозным церемониям и обрядам, чем к собственно правовым нормам и правилам поведения.

Этот теократический взгляд на право наказания через гнев Бога (Jahve) приобрел большое влияние в период Средневековья, распространяясь через католическую церковь и особенно усилившись после Реформации в протестантских странах (например, в Швеции). Право соответствующего наказания господствовало в этих странах вплоть до середины XVIII века. Например, пятая Книга Моисеева (Второзаконие), глава 21.18-21, гласит: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их; То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города. И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся...».

Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX века. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.

Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался. Вообще положение старших и младших в семье влияло на тяжесть наказания как за семейные, так и за другие преступления (Ли Цзы, кн.1). В то же время отсутствие детей рассматривалось как проявление сыновней непочтительности и считалось наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В этом отношении положение мальчиков мало отличалось от положения девочек, исключая разве правоспособность мальчика сделаться в свою очередь главой семьи или основать семью за пределами дома. Кроме того, на мальчика ложилась обязанность поддержания культа предков, продолжения традиционной группы. Только по достижении половой зрелости они приобретали дееспособность: могли реализовывать некоторые наиболее общие права и обязанности.

В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).

Исламское право характеризуется устойчивостью теократического взгляда на жизнь и здоровье человека и строится на положениях Корана. Как и в Моисеевом праве, основные постулаты базируются на исполнении Божественной воли, провозглашенной людям в письменных источниках. «Жизнь - это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу» - сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом, - обязанность, предписанная Шариатом. «Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье». Именно по этой причине с самых истоков Ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с Хадисом, традицией времен Пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии: «Из страха обеднеть, своих детей не убивайте. Мы пропитаем их и вас. Ведь убивать их — грех великий». Обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана. Вообще, насилие над детьми как в стенах родного дома, так и за его пределами несовместимо с учением Ислама: «Чрезмерно строгая дисциплина вредна и презирается Исламом».

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.

В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.

В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

В Законах царя Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры) выше имущества и богатства ставилось здоровье, долголетие и дети. Сурово наказывались похищение и подмена ребенка (ЗХ, 14, 194). так как жизнь человека в древней Месопотамии считалась неполной, если у него не было нескольких детей.

В Англии XII века Законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала об этом властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка (вне зависимости от причин) она подлежала смерти.

Французская Салическая правда (Lex Salica) V-VI века гласила:

« Параграф 1. XXIV. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно и будет уличен, присуждается к уплате 24 000 ден., что составит 600 сол. ».
« Параграф 4 . Если кто лишит жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4 000 ден, что составляет 100 сол. » .

Средневековое право Германии - Каролина, 1525 год:

« Ст. С XXX. Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшего члены, да будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями » .
« Ст. С XXXIII. Если кто-нибудь изгонит живой плод у женщины путем насилия, вредной пиши или напитка, а также, если кто сделает бесплодным мужчину или женщину и если подобное деяние учинено умышленно и по злой воле, то мужчина должен быть казнен (путем отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни » .

Под воздействием идей Возрождения и гуманизма в Беларуси, входившей в XVI века в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566 и 1588 годов), которые являлись выдающимися правовыми документами всего европейского континента. В них взаимоотношения детей и родителей урегулированы уже с позиций признания ценности человеческой жизни.

Статут ВКЛ 1529 года: «13. Если бы сын ударил отца или оскорбил, или как-либо притеснял и унижал, то отец может такого сына лишить наследства. Таким же образом поступает и мать ».

« Раздел 7.14. Если бы кто-либо убил своего родного отца или мать, тот приговаривается к бесчестью и смертной казни » .
« Раздел 11.10. Если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство... своего сына, то такой договор не должен иметь силы, и когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным».

Подчеркивая важность новых концепций в законодательстве, канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега в предисловии к Статуту 1588 года так определял иерархию ценности прав человека, закрепленных волей государства: «...Целью и результатом всех прав есть и должны быть на свете, чтобы каждый человек добрую славу свою, здоровье и имущество в целости имел, а на так всякого ущерба не терпел».

>> Из истории прав ребенка

Из истории прав ребенка

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX веке деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году, была в основном посвящена этим проблемам. В 1945 году, вскоре после своего создания, ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого - международная помощь детям.

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста (18 лет), если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды , соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически - об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:

  • о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;
  • о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;
  • о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;
  • о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;
  • о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В.В., Суслов А.Б., Права человека. 11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки