Как осудили и не посадили ловца покемонов в храме — репортаж из зала суда. Не за покемонов: почему осудили блогера Соколовского

Видеоблогер Руслан Соколовский признан виновным в оскорблении чувств верующих за видеоролик, в котором он ловит покемонов в екатеринбургском Храме на Крови. Верх-Исетский райсуд Екатеринбурга счел действия блогера экстремизмом и оскорблением чувств верующих и приговорил Руслана Соколовского к трем с половиной годам лишения свободы условно. Ранее гособвинение запрашивало для подсудимого реальный срок. После оглашения приговора блогер рассказал, что в дальнейшем планирует участвовать в социальных инициативах мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана.


На оглашение приговора Руслану Соколовскому в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приехали местные и федеральные СМИ, поклонники видеоблогера, а также российские видеоблогеры Данила Поперечный и Руслан Усачев. В результате в здании суда до начала процесса не было свободных мест. В небольшой зал для судебных заседаний смогли попасть только операторы и фотографы. Около сотни человек толпились рядом с залом заседания и наблюдали за процессом по видеотрансляции, которую организовали прямо в коридоре суда.

По версии следователей СКР по Свердловской области, Руслан Соколовский в период с мая 2013 года по август 2016 года изготовил девять видеороликов, которые «выражают явное неуважение к обществу и оскорбляют религиозные чувства верующих», и выложил их в общий доступ на своем канале на YouTube . Ролики назывались «В космос летал - чеченцев не видел», «Письма ненависти верующим» и «Суицид мусульман на ЕГЭ». Особую известность получил ролик , в котором Руслан Соколовский играет в PokemonGO в Храме на Крови (возведен на месте гибели семьи и прислуги Николая II) и высмеивает запрет игры в религиозных учреждениях. Именно после этого видео он и был задержан, а в конце августа 2016 года было возбуждено уголовное дело. В ходе следствия Руслану Соколовскому еще предъявили обвинение по незаконному обороту шпионского оборудования: во время обысков в его квартире нашли ручку с функцией скрытой видеозаписи.

Судья Екатерина Шопоняк полностью поддержала версию следствия, признав видеоблогера виновным в девяти преступлениях по ст. 282 УК РФ («Экстремизм») и восьми преступлениях ст. 148 УК РФ («Оскорбление чувств верующих»). Комплексной экспертизой девять роликов Руслана Соколовского признаны оскорбляющими чувства верующих, а также национальных и социокультурных групп (чеченцы, феминистки и другие).

« Во всех видеороликах встречается только точка зрения автора, объективная информация вырывается из контекста. Складывается ощущение, что в России господствуют мракобесие и произвол, что в таких условиях может жить только падшее общество»,- зачитала судья комментарии эксперта.

Также в экспертизе отмечается, что господин Соколовский «отрицает существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, таким образом он совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 148 УК РФ». Кроме того, блогер «осмеивал значимые религиозные предписания и обряды мусульман», наделял «Иисуса Христа качествами покемонов как героев не только компьютерной игры и мультипликационного сериала, но и представителей бестиария японской мифологии, а также качествами ожившего мертвеца - зомби», чем, таким образом, «совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 148 УК РФ».

Во время оглашения приговора стало известно, что заключения трех экспертов из-за ненадлежащего оформления не были приобщены к делу. Судья упомянула, что свидетелями по делу Руслана Соколовскому выступили более 20 человек (видеоблогера в том числе поддержал мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман). «При этом показания свидетелей на оценку действий подсудимого не влияют»,- добавила госпожа Шопоняк. Признавая его виновным, судья отметила, что, согласно Конституции РФ, в России каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова, как и не допускается пропаганда ненависти или вражды.

При вынесении приговора суд учел смягчающие обстоятельства. «Ранее Соколовский не привлекался к уголовной ответственности. Положительную характеристику ему дала его мать, которая рассказала, что сын оказывал ей материальную помощь. Также суд учел поведение Соколовского на судебном заседании, когда он просил прощения у верующих и говорил, что осознает свою вину»,- сообщила Екатерина Шопоняк. На этих словах все наблюдавшие за ходом заседания в коридоре суда затихли. «Суд решил, что достаточным будет условный срок, поскольку исправление виновного возможно без реального наказания»,- отметила судья, назначив подсудимому три с половиной года условного лишения свободы с испытательным сроком три года.

На приговор присутствующие в коридоре суда отреагировали аплодисментами и радостными криками, которые на несколько секунд заглушили речь судьи в зале. «Считаю, что это безусловная победа. Если сам Руслан решит обжаловать приговор, то мы будем подавать апелляцию. Однако если пытаться обжаловать, то есть вероятность, что приговор ужесточат»,- заявил адвокат видеоблогера Алексей Бушмаков.

Положительно оценили приговор и представители гособвинения, которые ранее запрашивали для подсудимого реальный срок в три с половиной года в колонии общего режима. «Решение суда вызывает уважение»,- заявила старший помощник прокурора Екатеринбурга Екатерина Калинина. Однако окончательно решить вопрос с обжалованием обе стороны пообещали позже, после ознакомления с мотивировочной частью приговора.

После вынесения приговора Руслан Соколовский сообщил журналистам, что намерен принять предложение мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана поучаствовать в социальных проектах. «Ройзман предлагал мне помогать ему в социальных инициативах, например, в строительстве хосписов. Медийность я приобрел большую благодаря судам, постараюсь этим воспользоваться во благо - буду заниматься социальными инициативами, быть полезным для общества»,- заявил он.

Как отметил зампредседателя синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько), при принятии решения суд руководствовался «соображениями гуманности». «Мы надеемся, что этот человек все-таки воспримет такой мягкий приговор как, может быть, знак того, что в этом мире есть милосердие и что есть источник этого милосердия, Бог»,- добавил представитель РПЦ.

Протодиакон русской православной церкви отец Андрей Кураев в эфире “Ъ FM”: «Статья эта (об оскорблении чувств верующих.- “Ъ” ) очень странная, в ней речь идет о чувствах и намерениях, то есть об очень эфемерных и субъективных реалиях. Чувства разные у каждых людей, какие-то православные оскорбились на слова Соколовского, какие-то - нет. А меня лично как православного священнослужителя больше всего оскорбляют фарисеи в моей собственной церкви или мои собственные грехи. У судьи есть какой-то интроскоп, который позволяет просвечивать внутренний мир человека, истца и ответчика, и выяснять, было намерение или нет у ответчика, оскорблены ли чувства, правильно ли оскорблены чувства у истца или нет? Я думаю, что нет».

Как арестовали Руслана Соколовского


Кировский районный суд Екатеринбурга в сентябре 2016 года отправил в СИЗО на два месяца известного в области 21-летнего видеоблогера Руслана Соколовского. Молодого человека обвинили в экстремизме и оскорблении чувств верующих за ролик, где он ловит покемонов в екатеринбургском Храме на Крови и попутно рассуждает об абсурдности уголовного преследования за подобные действия.

Ольга Кураева, Анастасия Булатова, Екатеринбург; Анна Токарева

Верх-Исетский районный суд вынес приговор блогеру Руслану Соколовскому. Прокуратура запросила для молодого человека 3,5 года колонии общего режима. Накануне в Екатеринбурге в поддержку Соколовского. Семь человек встали с плакатами у Храма на Крови и потребовали свободы для блогера.

История Руслана Соколовского началась летом 2016 г., когда стала популярна игра Pokemon Go. Об игре рассказывали в новостях и в одном из выпусков упомянули, что ловля покемонов в храме может трактоваться как оскорбление чувств верующих. Видеоблогер решил проверить информацию журналистов.

Процесс по делу Соколовского начался в марте 2017 г. :

Пункт 1 . В возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам (ч. 1 ст. 282 УК) и оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК) из-за ролика «В космос летал, чеченцев не видел», опубликованного в июле 2015 г. Согласно заключению экспертизы, ролик формирует негативный образ верующих.

Пункт 2 . По тем же двум статьям блогера обвиняют из-за публикации ролика «Письма ненависти - верующие». На видео Соколовский зачитывает оскорбительные комментарии и угрозы от пользователей YouTube в свой адрес, а затем отвечает на них. Эксперты нашли в этой записи признаки оскорбления чувств мусульман и христиан.

Пункт 3 . За видеоролик «Письма ненависти - феминистки» Руслана Соколовского обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Согласно обвинительному заключению, блогер озвучил унизительную оценку группы лиц по социально-культурному признаку - феминистки.

Пункт 4 . По той же статье Соколовского обвиняют за видео «Вступил в секту». В этой записи эксперты увидели возбуждение ненависти по признаку религиозной принадлежности - это проявилось в уничижительной оценке, которую блогер якобы дает верующим.

Пункт 5 . Ролик «Суицид мусульман на ЕГЭ» стал поводом для предъявления обвинений по ч. 1. ст. 282 и ч. 1 ст. 148 УК РФ. Признаки возбуждения ненависти к мусульманам эксперты нашли в «одобрении задержания мусульман во время религиозного праздника и их дальнейшей депортации». Оскорбление чувств верующих авторы экспертизы усматривают в «осмеянии значимых религиозных предписаний и обрядов мусульман».

Пункт 6 . Руслана Соколовского также обвиняют по двум статьям за видео, посвященное патриарху Кириллу. Эксперты утверждают, что в ролике есть признаки разжигания национальной и религиозной розни и ненависти по отношению к духовенству. Оскорбление чувств верующих выражается во «взаимоналожении православного песнопения и грубой нецензурной брани» - речь идет о той же песне, что использована в ролике «Ловим покемонов в церкви».

Пункт 7 . По тем же статьям обвинение Соколовскому предъявили за ролик «Идеальный православный брак?». На видео блогер зачитывает советы епископа Орехово-Зуевского Пантелеймона женщинам, готовящимся к браку, и называет его поучения «лютым анахронизмом». Соколовского обвиняют в оскорблении христиан из-за использования «оскорбительной лексики» в адрес Бога, критики христианских представлений о семье и издевательского переосмысления сюжета о непорочном зачатии.

Пункт 8 . За самый известный видеоролик блогера Соколовского также обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК РФ и ч. 2 ст. 148 УК РФ. В августе 2016 г. молодой человек пришел в Храм на Крови в Екатеринбурге и записал видео того, как ловит покемонов в храме. По мнению экспертов, верующих оскорбило, что Иисуса Христа блогер называет «редким покемоном», а один из фрагментов видео сопровождается нецензурной песней, стилизованной под православное песнопение.

Пункт 9 . Еще один эпизод связан с видео «Соколовский в тюрьме за ловлю покемонов?». В этом ролике блогер объясняет, почему снял видео в храме, и рассказывает о комментариях представителей МВД и РПЦ. В этом видео признаки оскорбления чувств верующих специалисты усмотрели в «языковой форме с учетом ее аудиореализации и дискурсивных компонентов» и наделении Иисуса Христа качествами зомби.

Пункт 10 . Последний эпизод не связан с видеороликами блогера. Руслану Соколовскому предъявили обвинение по ст. 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). Во время обысков в его квартире нашли ручку со встроенной камерой.

За время рассмотрения дела в суде успели выступить десятки свидетелей. В том числе показания давали . Они объяснили, чем именно их оскорбили ролики Соколовского: кто-то обиделся на шутки про веру, кто-то - на то, что верующих назвали «тупыми». А кто-то заявил, что деятельность Соколовского дестабилизирует общественное и политическое спокойствие в Российской Федерации.

В итоге суд приговорил Соколовского к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы условно.

Какое решение должен был принять суд?

    Начало заседания запланировано на 11:00, но у дверей Верх-Исетского районного суда уже столпотворение. В очереди на вход стоят сторонники обвиняемого, сотрудники прокуратуры и журналисты, в том числе корреспондент сайт.

    Народ прибывает. В суде и на подступах к зданию уже около 70 человек.

    Очевидно, что все желающие в зал суда не поместятся. Для них на втором этаже прямо в коридоре организована трансляция.

    Руслана Соколовского привезли в суд. На мягкий приговор он, судя по всему, не рассчитывает: «Собрал сумку с вещами, взял книжек».

    Руслан Соколовский: «Если оправдают, поеду посплю и поем, и снова посплю и поем. У меня очень разнообразная жизнь, я творческий человек, поэтому всё будет здорово. Игорь Новоселов сказал, что меня чеченцы уже ждут в колонии. На общем режиме это вполне естественно. Именно поэтому я буду добиваться голодовкой или еще как-то, чтобы меня перевели в колонию-поселение, либо хотя бы держали в карцере весь срок, там я буду в безопасности. Определенный беспредел в местах не столь отдаленных присутствует. Понятно, что в первый год, когда ко мне привлечено внимание общественности, всё будет нормально, а дальше неизвестно что случится».

    Судья начала оглашение приговора. С первых строк становится понятно, что приговор будет обвинительным : «Из националистских и экстремистских убеждений совершил…»

    Один из адвокатов блогера Алексей Бушмаков вышел из зала суда и дает комментарии журналистам: «Если приговор будет обвинительный, будем обжаловать. Пример Евгении Чудновец показывает, что это возможно».

    У входа в зал суда столпотворение:

    На оглашение приговора пришел гражданский супруг Евгении Чудновец Андрей Мясников. Он ведет трансляцию в Facebook и обьясняет собравшимся: «Евгения приехать не смогла, но она смотрит и переживает». Напомним, что комментарий Чудновец о выступлении Соколовского с последним словом привел к тому, что большая часть активистов, ранее поддерживавших Евгению, отвернулись от нее. В итоге женщина заявила, что берет тайм-аут в правозащитной деятельности.

    Эпизод со шпионской ручкой со крытой камерой тоже устоял в приговоре !

    Судья: «Нахожу вину Соколовского установленной».

    В частности, суд считает доказанным факт того, что Соколовский самостоятельно изготовил и опубликовал ролики. Но Руслан этого и не отрицал. Судья Екатерина Шопоняк ссылается на экспертов: блогер изготавливал ролики, «имея умысел на разжигание розни по национальному и религиозному признаку». «Информация способствует унижению Русской православной церкви», - резюмирует судья.

    Судья про знаменитый ролик о ловле покемонов в Храме на Крови: «Верующих оскорбляет интерпретация молитв с использованием нецензурной лексики».

    Пока судья зачитывает приговор, предлагаем ознакомиться с мнениями экспертов о деле Соколовского - и .

    Судья разбирает ролики Соколовского с точки зрения экспертов. И это очень похоже на разбор сочинений учеников в школе. Будет: «Садись, три»?

    Все ждут приговора.

    Вспомним хронологию: 2 сентября 2016 г. Соколовского арестовали на съемной квартире. В результате обыска у него нашли в том числе шпионскую ручку. Сначала Соколовского заключили под стражу, но вскоре суд сменил меру пресечения на домашний арест, который блогер отбывал в квартире своего адвоката Станислава Ильченко. Но там он пробыл недолго. Молодого человека пришла навестить его девушка (по совместительству - свидетель по уголовному делу), и это привело Соколовского обратно в СИЗО. Через 3,5 месяца - 13 февраля - Руслана снова поместили под домашний арест.

    Немного фото обыска в квартире блогера:

    Судья: «Необходимо отметить, что Конституция гарантирует свободу слова и религии. Вместе с тем каждая дискриминация запрещена законом. В ходе судебного заседания неоднократно звучали реплики, что Соколовского судят за игру. Данные реплики неверные по сути. Потому что Соколовскому предъявлены обвинения за совершение публичных преступлений, разжигающих рознь».

    Колумнист сайт, дизайнер Павел Матяж к оглашению приговора по делу Соколовского актуализировал свой старый рисунок и делится им в Facebook:

    Совсем скоро мы узнаем наказание для Руслана Соколовского.
    Судья: «Отягчающих обстоятельств нет. Смягчающие: оказывал помощь матери, извинялся в суде перед верующими. Считаю возможным наказать условно ».

    По совокупности окончательно назначить наказание в виде 3 года 6 месяцев. Наказание считать условным.

    Звучат аплодисменты.

    Мера пресечения в виде домашнего ареста остается до вступления приговора в законную силу.

Блогер Руслан Соколовский в четверг был приговорен к 3,5 годам лишения свободы условно. Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным в совершении ряда преступлений: возбуждении вражды по признакам религиозной и половой принадлежности, публичном оскорблении чувств верующих и незаконном обороте специальных техсредств для негласного получения информации.


Pokemon Go: как монстров ловят в Москве

"Приговор, в общем-то, по моему глубокому убеждению, даже мягкий — хулиганство, которое было совершенно этим человеком, может заслуживать более сурового наказания. Мне кажется, что все-таки люди должны знать меру своей ответственности перед обществом, ведь этот человек оскорбил чувства верующих, если уж на то пошло. И поэтому он должен за это ответить — и ответил. Слава богу, суд проявил принципиальность, принял важное и справедливое решение", — сказал "Правде.Ру" декан факультета политологии МГУ им. Ломоносова Андрей Шутов .

"Если этот приговор его остановит и заставит, прежде чем что-то сделать, подумать — может быть, и этого достаточно. Ведь важна не суровость приговора, а чтобы люди сделали выводы. И то, что суд и власти так отреагировали на эти действия данного блогера — это пример тем, кто мог бы пойти по его стопам, но может быть, этот приговор их остановит, дабы они не причиняли ущерб обществу, в данном случае — чувствам верующих. Мне кажется, вот это главное, это весьма важно, что человек получил по заслугам. И дай бог, чтобы в будущем он все-таки реализовывал свою активность в цивилизованных формах", — подчеркнул политолог.

"Чтобы и другие все-таки понимали, что они живут в обществе, должны соблюдать правила приличия, соблюдать закон. Ведь суд констатировал нарушение закона, ведь то, что сделано было, не только хулиганство, но это еще и экстремизм. Все это подлежит наказанию, довольно серьезному. И потом, у нас есть такая, очень мощная гуманитарная традиция, которая осуждает вседозволенность. Достоевский еще об этом писал. И если мы будем потакать этой вседозволенности, то грош цена такому государству и обществу", — заявил Андрей Шутов.

Напомним, уголовное дело было возбуждено после того, как Соколовский осенью 2016 года выложил видео с игрой Pokemon Go в екатеринбургском Храме-на-Крови. Впрочем, суть не столько в ловле покемонов в церкви. В ходе судебного разбирательства были установлены 16 эпизодов противоправных деяний блогера. Речь о видеороликах, в которых Соколовский весьма резко отзывался о различных конфессиях.

В суде ему предъявили обвинения в совершении нескольких преступных деяний: "возбуждение ненависти либо вражды", "нарушение права на свободу совести и вероисповеданий", а также "незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации". Речь в последнем случае о ручке-видеорегистраторе, с помощью которого был снят процесс ловли покемонов в храме. Но проблема в том, что оборот подобных товаров в нашей стране ограничен.

Добавим, что прокуратура требовала 3,5 лет реального лишения свободы. Однако судья учла стремление Соколовского к раскаянию. В заключительном слова он извинился за ролики, сказав, что не ставил своей целью кого-либо оскорбить. Впрочем, официально свою вину блогер не признал.

В РПЦ надеются, что Руслан Соколовский сделает выводы из произошедшего. "Христиане всегда призывали к милосердию, и христианин не будет желать никому мучений физических и нравственных, с которыми сопряжено пребывание человека в тюрьме. И я думаю, что суд при принятии решения по делу Соколовского тоже руководствовался соображениями гуманности", — сказал заместитель председателя синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько) .

Он добавил, что "существуют разные пути исправления" и что "наша система исполнения наказаний далеко не всегда человека исправляет". "Для того чтобы исправиться, нужна свобода, а не ее лишение в некоторых случаях", — цитируют игумена РИА "Новости".

А глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов считает, что приговор блогеру является сигналом к более вниманительному отношению к культуре общения. "Относительно этого дела хотел бы сказать, что это сигнал к тому, что, к сожалению, в нашем гражданском обществе высокие идеалы воспитанности и культуры были потеряны в постперестроечный период. Мы должны серьезно обратить внимание на воспитание культуры общения в нашем обществе. Непозволительно оскорблять старшее поколение, учителей, родителей. И в советское, и в царское время мы знаем, что к этому очень внимательно относились", — сказал муфтий.

Внимание: на данный момент есть возможность только прослушать видеозапись прямой трансляции текста приговора судьи Верх-Исетского суда Екатеринбурга Екатерины Павловны Шопоняк по делу 1-131/2017 в отношении блогера Руслана Соколовского , доступную по ссылке https://youtu.be/s2pY4zCnUFQ?t=382

Эпиграф: Аспирант диктует для голосового редактора текст диссертации: «В православной стране, каждый православный должен…» Звонит телефон и отвлекает его на звонок. Потом он возвращается к писанине и вспоминает о чем это он: «Так, в стране дураков, каждый дурак, что там дальше?»

Руслан Соколовский, он же Руслан Гофиулович Сайбабталов. Фото с портала www.vk.com

Наш портал уже размещал заметку про , задержанным в сентябре 2016 года после публикации в социальных сетях видео, на котором он играет в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. Оперативная группа задержала блогера - богоборца и хейтера инвалидов (видео «Благотворительность для даунов - Данил Плужников» ) - в тот момент, когда он находился на съемной квартире под воздействием «веществ» в постели вместе со своей девкой, ученицей девятого класса. Впоследствии «неверные менты» передали желтым сайтам всю их переписку и личную страницу школьницы ВКонтакте. Соколовскому была назначена мера пресечения в виде домашнего ареста. До этого блогер находился в СИЗО.

11 мая 2017 года судья Верх-Исетского суда Екатеринбурга Екатерина Павловна Шопоняк приговорила блогера Руслана Соколовского, обвиняемого в совершении девяти преступлений, предусмотренных ст.282 ч.1 УК РФ, шести преступлений, предусмотренных ст.148 ч.1 УК РФ, одного преступления, предусмотренного ст.148 ч.2 УК РФ и одного преступления, предусмотренного ст.138.1 УК РФ, к трем с половиной годам лишения свободы условно и обязательным работам. Испытательный срок для осужденного составит три года; ему запрещено участвовать в массовых мероприятиях. Соколовского признали виновным в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и незаконном обороте устройств для ведения скрытой записи. При этом судья заявила, что исправление возможно без отбывания реального наказания, которого требовал представитель обвинения. Прокурор настаивала, что если обвиняемому назначат условный срок, «он не исправится и будет чувствовать безнаказанность» , и просила приговорить Соколовского к трем с половиной годам колонии. Сам блогер свою вину не признал, заявив при этом, что пересмотрел свои взгляды в отношении верующих.

Полностью оглашенный приговор суда по делу 1-131/2017 доступен в данный момент только в записи онлайн-трансляции: https://www.youtube.com/watch?v=s2pY4zCnUFQ А вашему вниманию предлагается просмотреть отрывок из приговора: «Обвиняемый отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммеда, таким образом совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.148» .

Смотреть онлайн: судья Шопоняк зачитывает приговор

Вышеразмещенная часть приговора относится к видеозаписи Соколовского «Письма ненависти - Верующие» , размещенной 1 декабря 2015 года на его Ютуб-канале по адресу www.youtube.com/watch?v=9rIfgFDauNo

Смотреть онлайн: Письма ненависти - Верующие (2 фрагмента)

Реакция ФЕОР на приговор

В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) уже назвали «кафкой» приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому, которому в вину, в частности, было поставлено отрицание существование Иисуса Христа и пророка Магомета. Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» 11 мая 2017 года , что «были некоторые шокирующие вещи» , в том числе прозвучавшее во время суда мнение о том, что Р.Соколовский «высказывал сомнения в существовании Бога, чем нарушил статью такую-то» .

«Это абсурдно и на самом деле довольно провокационно в том числе для религиозного сознания. Если сомнения в существовании Бога или религиозных ценностей будут уголовно преследуемым нарушением, то это нанесет непоправимый вред миссионерской деятельности, это удар по религии. Из-под палки люди в Бога еще никогда не верили».
«Это один из «красных флажков» для уже давно взрывоопасных отношений общества с религией. У нас религиозные ценности на каком-то этапе стали занимать место национальной идеи и теперь постепенно превращаются в национальную идею сродни коммунистической, когда было достаточно самого факта сомнения в будущем коммунизма, чтобы человек мог загреметь за антисоветскую деятельность».
«Мне стыдно за то, что люди на улице будут бояться высказывать свое отношение к существованию Бога из-за того, что может состояться светский суд, который ничего в этом не понимает»
Источник: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=67056

Историческая справка и последствия для аспирантов-религиоведов

Судебный приговор блогеру Соколовскому имеет и правовые последствия для - хотя российское правосудие не основано на прецедентном праве, многие аспиранты могут подвергнуться угрозе судебного преследования за констатацию банальных фактов в своих диссертационных исследованиях.

Нет ни одного источника, ни еврейского, ни римского, ни любого другого внешнего 30-70 гг. н.э., который бы мог напрямую или косвенно свидетельствовать об историчности существования мифического основателя христианства. Разумеется, речь идет о так называемом Иешуа из Назарета, а не о Савле-Шавле-Павле, который и является подлинным и историческим основателем христианской церкви. Так называемое «Свидетельство Флавия» (лат. Testimonium Flavianum ) представляет собой отрывок из труда «Иудейские древности» (лат. Antiquitates Iudaicæ , написанного в 90-х гг. н. э.) еврейского историка и участника первого иудейского восстания 66-71 гг. Иосифа Флавия:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».

Однако этот отрывок является поздней вставкой, вероятно внесенной апологетами христианства в греческую рукопись на рубеже III и IV веков в соответствии с христианским учением. Такие раннехристианские авторы, как Климент, Минуций, Тертуллиан и Феофил Антиохийский, хорошо знали «Иудейские древности» , однако ни единым словом не упоминают о «Свидетельстве Флавия» . Еще в III веке философ Ориген, живший в 185-254 годах, в полемическом трактате «Contra Celsum» («Против Цельса» ), упрекал Иосифа Флавия в том, что последний рассказывает об Иоанне Крестителе и святом Иакове, но не считает Иисуса мессией, то есть Ориген не был знаком со «Свидетельством Флавия» или оно в то время имело иной вид. Однако в начале IV века христианский автор Евсевий, автор первой «Истории христианской церкви» , живший в 263-339 годах, уже цитирует текст «Свидетельства Флавия» .

В 1912 году русский учёный А. А. Васильев опубликовал арабский текст сочинения христианского епископа и историка X века Агапия Манбиджского «Книга титулов» («Китаб аль-унван» ). Агапий сын Константина, в арабизованной форме Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи, или, как его чаще называют, Агапий Манбиджский, жил в середине и второй половине X в. О его личности известно очень мало. Известно, что он был мелькитским епископом в Манбидже (Иераполисе) и современником Са’ида ибн ал-Батрика - Евтихия, которого пережил. Агапий создал исторический труд - всемирную историю человечества. Первая часть этого сочинения начинает изложение от сотворения мира и доводит его до вознесения Христа. Вторая часть посвящена событиям от вознесения Христа до второй половины VIII в. Вторая часть сочинения дошла до нас в единственной флорентийской рукописи. В 1971 году израильский учёный Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum :

«В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса» (перевод профессора С.С. Аверинцева).

Вероятно этот арабский текст «Свидетельства Флавия» - вариация все той же христианской вставки, приспособленной мусульманскими переписчиками труда Агапия к своим представлениям об Иисусе.

Другие римские историки, например, Корнелий Тацит в «Анналах» (ок. 115 года н.э.), Гай Светоний Транквилл в «Жизни двенадцати цезарей» (ок.120 года), а также правитель Вифинии и Понта Плиний Младший в письме к императору Траяну и Лукиан «О кончине Перегрина» (ок. 166-192 гг. н. э.) указывают только те сведения, которые они узнали понаслышке от своего окружения (т.е. банальные слухи) или от «декламации веры» самих христиан.

В талмудической литературе есть одно прямое и несколько аллегорических упоминаний про Иешуа. Талмудические сообщения об Иисусе следует разделить на более ранние, относящиеся ко времени раввинов-таннаев (ок. 40-220 гг.), и на позднейшие рассказы раввинов-амораев (ок. 220-375 гг.). По своему содержанию Вавилонский Талмуд (ок. 500 г.), в котором находятся большинство указаний на Иисуса и его последователей, гораздо богаче Иерусалимского (ок. 400 г. н.э.). Вместе с тем Вавилонский Талмуд менее историчен и содержит много агадических (легендарных) примесей. Нельзя даже с полной уверенностью сказать, что во всех фрагментах, в которых традиционно видят указания на основателя христианства, речь действительно идет о нем. Во всяком случае, представленный Талмудом образ Иисуса составлен из разного рода преданий, высказываний раввинов и просто слухов. Объединяет все эти сведения стойкое чувство неприязни, отношение к Иисусу как к еретику и вероотступнику, «сведшему Израиль с пути» .

Несколько раз упоминается «Иешуа бен (бар) Пантир[а]» , то есть «Иисус, сын Пантиры» , а также Иешуа ха-Ноцри (Иисус Назорей), или просто Иешуа. Примечательно, что полное еврейское имя Иешуа встречается только дважды, во всех остальных случаях дается сокращенная форма этого имени - Иешу. Согласно позднему толкованию, если взять три буквы, из которых состоит сокращенное имя Иешу (Ieshu), то эти буквы окажутся начальными буквами трех слов, составляющих традиционную формулу проклятия: «да изгладится имя его и память его» . Возможно сокращение имени Иешуа было сделано из-за уничижительного, пренебрежительного отношения к нему раввинов. Обозначение «ха-Ноцри» возникло позже имени «бен Пантира» и, по всей видимости, заимствовано из христианских преданий, где Иисус именуется Назореем или Назарянином.

Загадку представляет происхождение имени «сын Пантиры» . Трудно сказать, отражало ли оно с самого начала еврейскую версию о внебрачном рождении Иисуса от Пантиры или Пандиры и возникло ли в противовес христианскому преданию о зачатии Иисуса от Духа Святого. Мужское имя «Пантера» , упоминаемое в числе вероятного отца или предка Иисуса, было известно и христианским писателям. Передавая еврейскую версию рождения Иисуса, Ориген говорит, что Пантера [Пандира] был солдатом. Примечательно, однако, что талмудические источники имя Пантира, как и Цельс, и Оригена, воспроизводят не столько греческое слово, сколько его латинскую форму - panthera . По сохранившимся античным надписям известно несколько спартанцев, носивших такое имя - крупного барса. Со времен Селевкидского владычества в Палестине немало иудеев помимо еврейского имени принимало также греческие имена и прозвища.

В «Пиркей Авот» («Трактат Авот»), Мишна, 6, подробно говорится об Иешуа:

«…Йегошуа бен Прахья говорил: «Сделай своим наставником [даже того, кто не выше тебя], и найди себе друга, и суди о каждом человеке, находя оправдывающие его обстоятельства»».
Пояснение: …Сказали в Талмуде наши учителя: «Пусть всегда левая рука отталкивает, а правая приближает.
Не так поступил Йегошуа бен Прахья, оттолкнувший обеими руками того человека [Иешу Ганоцри – Иисуса из Назарета]» (см. Сангедрин, 1076, изд, Иерусалимского института публикаций Талмуда под ред. р. А. Штайнзальца).

В том же месте Талмуда рассказывается, что у Йегошуа бен Прахьи был ученик по имени Йешу Ганоцри, которого учитель прогнал от себя за дурное поведение. Увидев, что наставник не прощает его, Йешу отошел от веры в единого Б-га. И хотя Йегошуа бен Прахья не собирался изгонять ученика навсегда, а только дал ему время исправиться, последствия его суровости оказались катастрофическими. По словам того же источника, он впоследствии весьма сожалел о своей жесткой реакции и считал, что если бы нашел оправдание Йешу Ганоцри, обвинив в его грехах себя самого и товарищей Йешу по учебе, можно было бы избежать того, что случилось.

Что же касается «историчности» существования пророка Мухаммеда, то процитирую :

любой квалифицированный исследователь истории ислама осведомлен о том, что о деятельности Мухаммада как исторической фигуры нет никаких внешних исторических свидетельств. И для объективного исследователя является непреложным понимание того факта, что вся «историчность» существования Мухаммеда, основана всецело на мусульманских источниках, особенно мусульманской биографии Мухаммеда (не ранее середины VIII века) и хадисах, которые появились в это же время и продолжали активно формироваться в своем классическом варианте вплоть до X века. Именно поэтому есть насущная необходимость препятствовать попытке выдать мифический персонаж за исторический!

ВСЕ ФОТО

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга огласил приговор блогеру Руслану Соколовскому, которого обвинили в экстремизме и оскорблении чувств верующих после игры в Pokemon Go в местном храме.

Его признали виновным в совершении девяти эпизодов преступления по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства") и семи преступлений по ч. 1 ст. 148 УК РФ ("Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих"), а также в незаконном обороте специальных технических средств (ст. 138.1 УК РФ) и приговорили к трем годам шести месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком три года, следует из видеотрансляции заседания, которую вело радио "Свобода" .

"По совокупности наказаний назначить Соколовскому окончательное наказание в виде трех лет и шести месяцев условно", - говорится в резолютивной части приговора судьи Екатерины Шопоняк.

Соколовскому запретили посещать места массовых мероприятий и гуляний, а также удалить со своих страниц девять видеороликов. При этом суд разрешил вернуть молодому человеку джемпер с надписью "Мразь". До вступления приговора в силу Соколовский будет находится под подпиской о невыезде, но не под домашним арестом. В случае повторного нарушения его могут посадить.

Приговор может быть обжалован в течение 10 дней, добавила судья. Будет ли осужденный подавать жалобу, пока не ясно. "Решение по апелляции пока не принято, надо проконсультироваться. Для меня это победа", - заявил адвокат осужденного, передает Znak.com .

По его словам, в случае подачи апелляции на приговор возникает опасность, что суд апелляционной инстанции усилит наказание и может заменить условное на реальное, передает ТАСС.

На процессе председательствовала судья Екатерина Шопоняк, известная приговорами по нескольким довольно громким делам - в частности, в 2009 году она арестовывала известного правозащитника - руководителя общественной организации "Правовая основа" Алексея Соколова, которого силовики обвиняли в разбойном нападении, передавал сайт Znak.com.

СМИ передавали, что Соколовский пришел в суд с вещами. Перед началом заседания он заявил, что если его "посадят на общий режим", то он объявит голодовку, передавал ТАСС.

Также по мнению суда, блогер возбуждал ненависть к Русской православной церкви в целом и лично к патриарху Кириллу: "наделял патриарха унизительными и уничижительными характеристиками" и осуждал его "не только как физическое лицо, но и как предстоятеля Русской православной церкви и центрального представителя группы священнослужителей" (цитата по "Дождю").

Кроме того, суд признал Соколовского виновным в оскорблении феминисток и выражении отрицательного отношения к представителям неславянской национальности, например к чеченцам и дагестанцам, так как эти представители "безграмотны и далеки от благ цивилизации". "Ни одной оскорбленной феминистки в суде услышано не было", - отмечал сайт проекта "Открытая Россия" .

Другие наиболее яркие выдержки и цитаты из вердикта Соколовскому:

"Использовал просторечную, грубую, экспрессивно-окрашенную лексику: "ворвались", "задержали" и "доставили";

"Намеренно дезинформировал аудиторию с целью создания негативной установки, что в России господствует мракобесие и произвол и что в таких условиях может жить только падшее общество";

"Негативно высказывался о государственном строе РФ, о политической структуре. Высказывал мысли, что хочет выехать за пределы России, потому что там лучше и спокойнее жить";

"Обладая специальными техническими познаниями, загружал ролики в интернет";

"Разместил информацию в сети Интернет, которая носила оскорбительный характер, потому что она была понятна верующим";

"Манипулировал общественным сознанием путем трансляции на его собственном YouTube-канале исключительно его собственной точки зрения".

По мнению суда, вина блогера доказана наличием скандальных видеороликов, допросом свидетелей. Кроме того, во время судебных слушаний сам Соколовский не отрицал авторство видеороликов. "Этим (созданием видеороликов для личного блога) он зарабатывал на жизнь, хотел снискать себе славу", - сказала судья.

При этом суд отказался признать, что Соколовского судят за игру в храме, отмечал Znak.com. "Реплики о том, что Соколовского судят за игру в храме, неверны", - приводило издание слова судьи.

"Действия Соколовского носили прямой умысел... Он пренебрег правилами поведения в обществе, сложившимися веками", - говорилось в текстовой трансляции с заседания, которую вел сайт "Открытая Россия".

Напомним, что сам Соколовский свою вину не признавал. По его словам, своими действиями он никого оскорбить не хотел, а ручка с видеокамерой ему не принадлежит. В ходе допроса свидетелей стороны обвинения блогер лично извинился перед каждым верующим, который посчитал себя оскорбленным. При вынесении приговора суд учел это обстоятельство.

Кроме того, блогер заявлял, что ему поступали угрозы. "В СИЗО были верующие, которые мне угрожали изнасилованием", - заявил он в своем последнем слове в конце апреля.

Накануне вынесения приговора Соколовскому в Екатеринбурге прошла серия одиночных пикетов в его поддержку. Как передает "Интерфакс" , изначально активисты рассчитывали устроить пикет возле Храма-на-Крови, однако Министерство безопасности Свердловской области мероприятие не согласовало. Тогда несколько активистов выстроились на тротуаре напротив Храма-на-Крови на расстоянии 50 метров друг от друга. По словам организаторов, акция длилась примерно час и прошла спокойно.

В свою очередь адвокат блогера Алексей Башмаков