Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом…

Давно было подмечено, что белый лист вызывает определенные трудности, хотя мыслей в голове много после прочтения романа, повести или рассказа. Возникают вопрос: "Как начинать сочинения, ведь от первых строчек зависит первое впечатление и дальнейшее желание его прочитать?" Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно понять, что же такое вступление и почему оно так важно.

Для чего нужно вступление?

Классическая композиция сочинения состоит из трех блоков: вступление, основная часть и заключение. Вступление - это вводная часть, и именно в ней задается тема, которая в основной части будет раскрыта. Как начинать сочинения?

Начать можно с нескольких коротких, но емких вопросов, либо необходимо сформулировать простые предложения, которые содержат основную смысловую нагрузку, которая будет исследована в следующей части.

Необязательно придумывать самому, как начать сочинение по литературе, можно взять за основу шаблон и по нему создать первую часть, используя следующие приемы:

Историческое вступление

Исторические события часто поднимаются в романах. Хорошим примером могут служить «Война и мир» или «Тихий дон». Именно здесь уместно данное вступление, где поднимаются социальные темы или политические вопросы. Однако выбранное вступление необязательно должно быть связано с политикой, это может быть либо противостояние сословий, либо изменения в культурной или религиозной жизни страны. Например, описание совершения ряда преступлений после отмены крепостного права в романе «Преступление и наказание».

Если взять за основу данное направление для вступления, то вопрос о том, как начинать сочинения, отпадает. Но стоит быть осторожным, чтобы историческая справка не заняла все место в первой части, которая будет состоять из избитых фраз, о которых все знают.

Истории можно уделить первые три предложения, далее перейти к писателю и его творчеству и закончить вступление, перейдя к теме сочинения и перефразированной проблеме или вопросу.

Начало сочинения по литературе, или Прием лирического вступления

Использовать данный прием, с одной стороны, просто, с другой - сложно. Суть его сводится к тому, что автор сочинения упоминает личный или чужой опыт и связывает его с темой работы.

Трудоемкость этого метода заключается в том, что не всегда удается создать лирическое вступление, не хватает фраз и предложений, получается слишком сухо и неинтересно. Либо бывает наоборот, автор затягивает с объяснениями, слишком подробно расписывает обстоятельства, связанные с ним лично, и ситуация не всегда проецируется на события, которые происходили в произведении, или не получается связь с главным героем.

Еще несколько приемов для вступления

Существует еще несколько способов, как начинать сочинения, которые помогут раскрыть тему и задать определенное направление.

Практически всегда уместно биографическое вступление, нужно посвятить два-три предложения творчеству писателя. Например, тему Родины в произведениях Лермонтова можно начать с того, что поэт родился в богатой семье, но за свою жизнь он побывал в ссылке, его травили и не считали гениальным поэтом, и, казалось бы, что о Родине он не мог сказать ничего хорошего. Однако в своих произведениях поэт много касался данной темы, потому что был настоящим патриотом.

А вот как начать сочинение на тему «Отцы и дети», связанное с одноименным романом Тургенева? Тут можно использовать такой прием, как цитата или афоризм, это очень эффективный и распространенный метод. Важно подобрать правильное высказывание, которое точно отразит содержание сочинения.

Отметить стоит и прием «сравнение», начав с описания исторического события, когда создавалось произведение. Далее, оттолкнувшись от него, упомянуть, насколько актуально было создание данного произведения и насколько актуально оно сейчас, даже если было написано в 19 или 20 веке.

Но сложность данного приема заключается в том, что автор сочинения должен хорошо знать культурные традиции, общественные устои тех времен и положение вещей в настоящем времени, чтобы применить такой прием, как сравнение.

Направление "Дом" итогового сочинения 2015-2016 по литературе: примеры и образцы

Предложенные ниже сочинения – это готовые примеры написания итоговых сочинений по литературе по направлению "Дом". К каждому сочинению приведена статистика, в некоторых выделены тезисы и составные части.

Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям.

С.П. Залыгин

Понятие «дом» многогранно. Для каждого человека он имеет своё значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания: это начало жизненного пути; это аромат свежеиспечённых блинчиков, ворсинки шерсти на стареньком диване, детские рисунки на стенах; мамин голос, тепло…

Многое в нашей жизни определяется домом и семьёй: с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улица, край, страна, планета.

На нашей планете живет более шести миллиардов человек. Сколько из них считают ее настоящим домом? Многим кажется, что для этого нужно побывать в разных странах, чувствовать себя одинаково хорошо в любой точке земного шара. Однако это не так.

Земля – наш общий дом. Каждый сознательный человек понимает, что все в мире взаимосвязано. Веками мы пользуемся дарами природы, воспринимаем её как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Такое отношение к природе неизбежно приводит к угрозе экологической катастрофы и причина всему – деятельность человека. Ярким примером может служить катастрофа в Чернобыле, на АЭС в Фукусиме, взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе. Эти трагедии унесли жизнь многих людей и продолжают отравляют жизнь. Последствия ещё многие годы будут служить страшным упрёком всему человечеству.

В литературе проблема экологии не нова. Писатели разных поколений затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношений человека и природы, бережного отношения к природе.

Еще в 70-е годы Чингиз Айтматов поднимал вопрос безысходности пути, при котором человек губит природу. Она обязательно отомстит вырождением и бездуховностью. Эту тему автор рассматривает в таких произведениях, как "После сказки", "Буранный полустанок", "Плаха". Сильное впечатление оставляет после себя роман "Плаха". Этот роман – призыв одуматься. Интересно, что проблему экологии писатель рассматривает неразрывно с проблемами разложения человеческой личности.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая обитает на своей территории, пока не появляется человек. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья волчицы не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: “Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву”. Автор понимает причину такой жестокости – алчность, борьба за собственное благополучие.

А люди не подозревают, что природа за все отомстит и намного раньше, чем они думают. У природы, в отличие от людей, есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разорение, не разбирает, виновен ты или нет. Волчица, оставшись одна по вине человека, тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это оборачивается трагедией, но на этот раз и для людей. Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына. Человек поплатился за свою жестокость.

В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль об ответственности человека за природу. Главного героя романа беспокоит поведение приезжих туристов. Он видит озеро, опустевшее от браконьерской ловли, муравейник, облитый бензином и подожжённый туристами для забавы, белых лебедей, некогда украшавших озеро, а теперь сваренных в котле.

Хочется закончить словами русского писателя Ю. Бондарева: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало...Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч».

Мы убиваем свой дом. Живой, развивающийся и меняющийся дом, в котором первоначально было всё для человека. И этот дом рано или поздно перестанет им быть, если мы не научимся его беречь.


619 слов

Каждый дом несет на себе отпечаток личности его обитателей. Дом точно слепок души хозяина. По облику дома, по царящей в нем атмосфере можно определить, что за люди живут в нем, каким характером обладают. Недаром многие писатели в своих произведениях большое внимание уделяют описанию домов своих персонажей.

Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» дано подробное описание жилищ помещиков, и легко заметить, что все дома отличаются друг от друга так же, как отличаются характеры их владельцев.

Вот Манилов. Характер этого персонажа неуловимый, неопределенный. Он «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Делами в усадьбе он не занимается, судьбами крестьян не интересуется: «Он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Это бездеятельный мечтатель, который только и делает, что строит несбыточные планы: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян… Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».

Дом Манилова как нельзя более точно отражает его натуру. Читатель обращает внимание на красноречивые детали: «В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: "Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы"». Это говорит о бесхозяйственности хозяина, неспособности продумывать свои действия и доводить дело до конца. На эти же качества указывает и факт, что «в иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: "Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель". Но слова так и остаются только словами, ведь Манилов неспособен к решительным действиям, достижению результата. Об отсутствии сколько-нибудь серьезных интересов свидетельствует и лежащая в его кабинете «книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года».

Совершенно иной характер у Собакевича. Внешне он похож «на средней величины медведя» - крепкий, грубый, неуклюжий. Он и хозяин крепкий («человек –кулак»), знает всех крестьян по именам; составляя список, указывает достоинства каждого. Не упускает случая обмануть: вносит в список продаваемых душ женщину.

Весь дом Собакевича также отличается прочностью: «Чичиков еще раз окинул комнату и всё, что в ней ни было, - всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени». Все вещи в доме похожи на своего хозяина: «В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья - всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич! или: и я тоже очень похож на Собакевича!» Даже картины на стенах изображают героев «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу… Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые…»

Таким образом, легко сделать вывод, что жилище и все, что в нем есть, характеризует личность хозяев. Можно сказать, что наши дома - это правдивые зеркала, в которых отражаются наши души.

566 слов

«Родительский дом – начало всех начал…»

Ю.Антонов

1. Вступление к сочинению.

Дом…Родительский дом. Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.

Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства», - подчеркнул писатель С. Михалков. И какими будем мы в жизни - это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.

Тема Дома - сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях размышляли о значении семьи в воспитании детей.

2. Основная часть сочинения - литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает имение дворян Простаковых. Что же это за дом? В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова. Атмосфера здесь очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.

У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа -подкаблучника, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося Митрофана. Невежественная, жестокая, самовлюблённая, госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Так, по мнению Д.Фонвизина, деспотизм уничтожает в человеке всё человеческое.

А ведь эта злобная и жестокая женщина - мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. Но в атмосфере родного дома, которым управляет Простакова, её сын ничему хорошему не мог научиться, поэтому комедия завершается тем, что хозяйка дома не только лишается права управлять своим имением, но, что самое страшное, её предаёт Митрофан: он отказывается от матери. Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды».

3. Второй литературный аргумент (анализ текста произведения).

Совсем другой образ дома создан в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого. Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери открыты для всех. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.

Глава дома - граф Илья Николаевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. « Он - сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти.

Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ и графине Ростовой. Она - первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта.

Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. Жизненные ценности, которые вынесли дети Ростовых, достойны уважения -это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Наташа, не раздумывая отдаёт подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, Петя добровольцем уходит на фронт и погибает.

4. Заключение по теме сочинения

Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и Ростовых у Толстого. А какие они разные… Первый – антиидеал, второй – образец семейного уюта и счастья.

И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своей семье и крепкой духовной атмосфере в ней. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!

492 слова

«Человека человеком делают не деньги, а его семья»

Семья - это самое уютное и теплое место на земле. Это то место, в котором ты по-настоящему счастлив. Где нет врагов, но есть друзья... самые искренние друзья. У каждого человека в мире должна быть семья. Своя, совсем не похожая на остальные, такая родная сердцу, частичка чего-то светлого, где всегда поймут и поддержат. Все в человеке начинается с семьи. Так какую же роль играет семья в жизни человека?

Безусловно, семья играет огромную роль в жизни человека. Например, в пьесе «Гроза» А. Н. Островский показывает нам семью Кабановых. Что это за семья? В ней патриархально правит Кабаниха, выступая в семье за главу дома. Ей беспрекословно должны подчиняться все - и невестка, и собственный сын, которого она, кстати, не смотря на свое поведение, любит и желает ему прекрасной семьи, но этот идеал она пытается выстроить своими руками. И в этом домочадцы не противятся ей, что Тихон «из ее воли ни на шагу», что Катерина «Для меня маменька все равно, что родная мать, что ты»... В итоге, можно сделать вывод, что в патриархальной купеческой семье невозможно встретить такое чувство, как любовь. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, в порыве чувства бросается ему на шею, то получает гневную отповедь свекрови: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он муж тебе, глава! Аль порядку не знаешь...» И поэтому для Катерины ее любовь к Борису являлась постыдной, она не смогла простить себе такого греха, и пошла на самоубийство.

Совсем другой образ семьи воссоздал Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и мир». Большая дружная семья Ильи Николаевича Ростова. В этой семье нет разделения власти. В ней все равны. В ней обитает любовь и понимание друг к другу - И граф, и графиня души не чают в своих детях, всегда являются для них главными советчиками и духовными наставниками. И это проявляется в характере уже взрослых Наташи, Николая и Пети. Николай спасает Марью Болконскую, Наташа отдает свой кровный дом для подводов, для раненых, а Петя уходит добровольцем на фронт.

В итоге мы видим, что семья играет большую роль для человека. Она дает ему моральные устои, с которыми он будет идти по жизни. Она воспитывает в нем доброту и храбрость, как в романе «Война и мир», или же наоборот, стыдит за чувства любви, как в пьесе «Гроза». Я считаю, что не бывает плохой семьи и не бывает так, чтобы семья научила чему-то дурному. Каждого человека можно охарактеризовать по его семье, а плохих людей не бывает, бывают только не счастливые. Такие же, как их семьи.

413 слов

Действие романа «Белая гвардия» происходит в страшную эпоху гражданской войны. По всей стране царит хаос. Ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне. Постоянно слышны приближающиеся к городу выстрелы. Где человек может обрести покой, если вокруг происходит подобный ужас? Для семьи Турбиных островком надежды стал их дом.

Здесь по-прежнему стоят на столе розы, а к женщине относятся, как к божеству. Семья Турбиных живет по законам долга и чести, которые издавна соблюдались в старой России. Порядочность и верность своим идеалам стали в этой семье настоящим культом. Здесь умеют бережно относиться к друзьям и родным, ценить своих близких.

Все Турбины - люди высокой культуры. Они слушают «Фауста» и читают Достоевского. Впрочем, даже мелкие подробности подчеркивают тревожное состояние всех вокруг. Пианино давно замолкло, а Алексей Турбин читает «Бесов». Если вспомнить, что этот роман повествует о революционерах, то можно сказать, что выбор книги не случаен.

С первых страниц читатель видит, как Турбины мужественно переживают смерть матери. Уже тогда становится понятно, что жизнь непоправимо изменилась. Продолжают идти часы, стоит изразцовая печка, вся семья из последних сил старается сохранить в доме уют. Пока им это удается, но надолго ли?

Сбежал из города муж Елены, но он всегда был несколько чужим в этой семье. Не хватало в нем стойкости, честности, отваги. Гораздо ближе Турбиным по духу оказались друзья Алексея: Мышлаевский, Шервинский, Карась. Для них в доме всегда находилось место. Они знали обо всех горестях и радостях этой удивительной семьи.

Роман Булгакова насыщен мелкими бытовыми деталями. То, что в более поздней советской литературе презрительно называли мещанством, в «Белой гвардии» описано с поразительной теплотой и трогательностью. Читатель знает все подробности прежнего уклада жизни в доме Турбиных. Они выполняют последнюю волю матери, которая завещала дружно жить. Именно взаимовыручка внутри семьи помогает героям преодолеть все невзгоды.

Мир, находящийся за кремовыми шторами этого дома, постепенно погружается в неразбериху войны, теряет прежние краски. Здесь же продолжают читать и искренне улыбаться друг другу, смело глядя в лицо наступающей опасности. Теплоту, царящую в это семье, мгновенно ощутил приехавший Лариосик. Он изо всех сил стремится быть полезным, чтобы остаться в столь притягательном доме Турбиных. Поначалу его воспринимают, как нелепого чужака, но вскоре он становится своим. Примечательно, что Лариосику стали доверять довольно быстро, а вотТальберг оставался чужаком, прожив здесь несколько лет. Почему так получилось? Думается, что все дело в искренности. Лариосик сердцем принял те правила, по которым живет семья Турбиных, а для Тальберга они всегда оставались пустым звуком.

В своем романе Булгаков нередко использует противопоставления и контрасты. Он показывает читателю унылую квартиру инженера Лисовича, чтобы уют и теплота Турбинского дома чувствовались еще острее. В доме Василисы не поют песен. Сюда не приходят друзья. Здесь царит страх, а не любовь. Лисович готов на любое предательство лишь бы спасти свою шкуру. У этого человека нет ничего святого.

Повсюду царит паника. Лишь дом Турбиных остается маяком, обещающим спокойствие. Сюда стремятся самые разные люди. Что же столь притягательное и волшебное есть в этом доме? Ответ прост-здесь живет настоящая любовь. Стремление сберечь свою семью и друзей, не отступив от принципов чести и долга, можно назвать одной из важнейших нравственных идей романа «Белая гвардия».

505 слов

Понятие «Дом» многообразное. Для каждого человека оно имеет своё значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, с мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания.

Например, в комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. В нем главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова. Атмосфера в этом доме очень тяжелая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжет, унять ее никто не может. А ведь это злобная и жестокая женщина - мать. Она очень сильно любит своего Митрофанушку. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын от матери ничему хорошему не мог научиться. Не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим. Такая обстановка в родительском доме не может дать Митрофану хорошие и крепкие нравственные уроки.

Совсем другой дом-дом семьи Ростовых, который нам показывает Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир». Здесь живет большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Счастливый дом у Ростовых. Дети чувствуют родительскую нежность, ласку и счастье. Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома Ростовых, достойны уважения - это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка.

Счастье в доме зависит от самих родителей и той нравственной и духовной атмосферы, которая создается в родительском доме, в семье... И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своем доме и крепкой духовной атмосфере в нем. Пусть каждый дом будет настоящим истоком счастья для молодых людей!

258 слов

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Понятие «дом» многогранно и для каждого из нас оно имеет свои ассоциации. У кого-то дом ассоциируется прежде всего с родителями, у кого-то с друзьями, а для кого-то и вовсе дом является лишь местом проживания. Но тем не менее для каждого из нас это то место, где мы проводим большую часть своего времени и куда возвращаемся вновь и вновь. Так каким же может быть у человека дом?

Несомненно, дом у каждого человека всегда свой, особенный, вызывающий свои ассоциации и понятия, порой даже совершенно противоположные. Над формированием образов домов своих героев работали многие как русские, так и зарубежные писатели. Обобщив полученные образы можно сделать вывод о том, что человек, у которого в доме царит взаимопонимание, любовь и поддержка близких, чаще всего является счастливым человеком. Ярким примером такого дома и таких взаимоотношений может служить дом семьи Ростовых из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Глава семейства улыбчивый и добродушный граф Илья Николаевич Ростов и его супруга, графиня Ростова, любящая мужа и детей, прекрасная, хозяйка. Бесспорно, воспитывавшиеся в такой обстановке дети Ростовых с детства видели и чувствовали всю теплоту взаимоотношений в семье. Петя получил достойное воспитание и стал настоящим мужчиной, продемонстрировав это уйдя на фронт добровольцем при первой необходимости. Наташа же, с детства чувствующая свою необходимость в доме, во всем помогала и поддерживала мать после смерти Пети. На примере дома Ростовых мы можем сказать, что это то место, в котором люди счастливы и каждого всегда ждут.

К сожалению, нельзя сделать подобного вывода в отношении всех семей и домов, описанных в литературе. Порой домом для человека становится совершенно ненавистное для него место, угнетающее его и порождающее агрессию. «Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид...», таким нам предстает дом Родиона Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Это даже не дом, а всего лишь маленькая, темная и грязная каморка, в которой главный герой романа проживал свою жизнь. Возможно, именно обстановка в этой каморке и подтолкнула его пойти на это жестокое убийство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дом имеет важное значение в жизни и судьбе человека. Именно дом помогает человеку понять, что он кому-то нужен и его всегда кто-то ждет. Недаром замечено, что «счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

368 слов

Каждый человек стремится иметь или имеет такое место, где он живет вместе с самыми близкими и родными людьми, где его всегда любят и ждут, где он чувствует душевный покой. Все это можно назвать одним словом. Дом. Именно с домом связаны одни из самых радостных и приятных моментов в жизни. Дом дает нам смысл жизни, духовные силы для борьбы с трудностями жизни. Возможно, поэтому тема дома прослеживается в художественных произведениях всех времен.

Особое впечатление произвело на меня изображение дома в рассказе Шолохова «Судьба Человека». Анализируя чувства, мысли, поступки Андрея Соколова, я понял, как важен для него дом, через какие трудности ему пришлось пройти, чтобы вернуться в родные края и потом обрести новый дом.

Сначала автор показывает героя, живущего мирной жизнью. У Андрея была замечательная семья: «жена-подруга», которая любила своего мужа, всегда ласково с ним обращалась. Даже если Андрей приходил пьяный с работы, старалась достать для него лучший кусок хлеба. Умные, красивые, хорошо учившиеся в школе дети. И каждый день Андрей стремился поскорее вернуться домой после работы на заводе, чтобы больше времени пробыть с семьей. Вскоре он и сам дом для семьи построил, большой, двухкомнатный. Андрей был доволен своей жизнью. Действительно, что еще нужно для счастья?

Но тут пришла война. Андрей, как и многие советские люди, уходит на фронт защищать свой дом, свою семью, а также общий дом - Родину. Любовь к Родине и семье помогает герою пережить эти годы. Какие только трудности не выпадали на его долю: был он и ранен, был и в плену. Но вера в то, что где-то там, далеко тебя с нетерпением ждут и молятся за твою судьбу Богу, укрепляла дух Андрея, не давала ему сложить руки и заставляла бороться за свою жизнь и за жизни родных людей. Он часто про себя говорил с женой, успокаивал детей, тем, что уже скоро вернется. И сам всегда находил поддержку в семье.

Однако когда Андрей возвращается, видит, что вместо дома осталась лишь одна «глубокая яма, заполненная ржавой водой». «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и рухнуло в единый миг», - говорит о себе герой. Вскоре он узнает о выжившем сыне. Но и тут судьба сыграла с ним злую шутку - сына Андрея убил снайпер, 9 мая, в день окончания войны. Герой лишился всего, что было для него смыслом жизни.

И тут в его жизни наконец-то после все пережитого, появляется лучик света, надежды: мальчик-сирота у чайной. Андрей решает усыновить ребёнка и говорит, что он его отец. Как мальчик радуется, как крепко обнимает своего «отца»! И сам Андрей очень рад. Вот оно. Появляется новая надежда на счастливую жизнь, новая семья, а вскоре появится и вновь построенный дом.

Дом для Андрея Соколова - это семья, самое важное в жизни, его опора, то, что называется личным счастьем. Вся жизнь героя, смысл ее неразрывно связаны с домом. Действительно, человек без дома - несчастный человек, ему не за что «ухватиться», не за что бороться. Дом - это основа человеческого бытия.

480 слов

Безусловно, семья играет важнейшую роль в развитии и становлении личности. Для каждого человека семья имеет свое, исключительное значение. Для одних это место, где тебя понимают и любят, куда хочется возвращаться вновь и вновь, где ты чувствуешь, что ты счастлив, как говорил Л.Н. Толстой «счастлив тот, кто счастлив у себя дома», а для других семья-это не больше чем просто люди, с которыми тебе приходится жить и место, в которое приходится возвращаться. Так какую же роль играет семья в становлении личности?

Воспитание - вот главная функция семьи. Ведь от того, какое воспитание получают дети в семье, напрямую зависит их дальнейшая судьба. То, как в дальнейшем будет складываться жизнь человека, должно быть заложено уже в детстве. В отечественной литературе можно найти огромное количество примеров того, как воспитательная функция семьи накладывает отпечаток на дальнейшую судьбу человека. С одной стороны, например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы можем увидеть два ярчайших образца достойного воспитания детей. В первом случае это семья Ростовых, во главе с чутким и заботливым графом Ильей Николаевичем Ростовым и его супругой, графиней Ростовой -душевной, гостеприимной хозяйкой и, любящей своих детей матерью. Примером достойного воспитания может служить тот факт, что при первой необходимости сын Ростовых Петя, без страха и сомнений, отправляется добровольцем на войну, где и погибает, или Наташа, которая после смерти брата берет на себя большую часть горя матери, ухаживает за ней, поддерживает ее, во всем помогает, как и подобает любящей дочери. Во втором случае это семья Болконских, где князь Андрей, как и Петя отправляется на войну без доли сомнения.

С другой стороны, в литературе немало и примеров неправильного воспитания, приводящего в конце концов к девиантному поведению человека. Примером может служить произведение А.Н. Островского «Гроза», в котором очень ярко просматривается влияние матери Марфы Игнатьевны Кабановой на сына Тихона, который уже будучи взрослым не может без совета и наставления матери принять какое-либо решение. Даже в разговоре со своей женой Катериной во время их прощания он все повторяет за Кабановой, которая в свою очередь и рада заставлять сына приказывать жене «чтоб почитала свекровь, как родную мать!.. Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!».

Таким образом, семья, действительно, играет очень важную роль в становлении личности, уже с детства вкладывая и развивая в нас те знания, нормы поведения и черты характера, которые смогут помочь в будущем всем нам стать по-настоящему достойными людьми.

386 слов

Что значит для человека дом? Кому-то важно знать, что его где-то ждут, кому-то важно самому заботиться о близких, а кто-то, живя в одиночестве, дорожит комфортом и уединением. Человек, не имеющий дома, вряд ли может чувствовать себя вполне счастливым.

Многие писатели размышляют над проблемой психологического дискомфорта человека, которому некуда вернуться. В книгах Дж. Роулинг «Гарри Поттер» главный герой попадает на воспитание к тете и дяде. С одной стороны, он живет с родными ему людьми, а с другой, там он чувствует себя чужим. Тетя и дядя не умели любить никого, даже своего сына, которому дали уродливое воспитание. А к Поттерам они относятся враждебно из-за того, что мать Гарри (сестра Петуньи Дурсль) вышла замуж за волшебника. В итоге Гарри находит свой настоящий дом в школе «Магии и Волшебства Хогвартс». Именно здесь он встречает своих друзей и учится отличать добро от зла, принимать ответственные решения. Со временем у него пропадает потребность возвращаться к Дурслям, и свои каникулы он проводит либо в школе, либо у Рона со своими друзьями.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже есть герой, не имеющий родного уголка. Сын богатейшего вельможи (графа Безухова) Пьер был незаконнорожденным ребенком. Старший Безухов свою отцовскую любовь подменил богатым содержанием. Проведя много лет жизни за. границей, Пьер возвращается в Москву только перед смертью отца. Семья не дорожила Пьером, и он не привык уважать отца, поэтому с головой окунулся в пьяное веселье. Московское общество осуждает его и считает невоспитанным, неблагодарным и безалаберным. Но чего можно ждать от

человека, который не видел настоящей любви к себе? Пьер обретает свой дом спустя много лет в браке с Наташей Ростовой, выросшей в теплой, любящей гостеприимной семье. Жена дает ему ощущение нужности, значимости; наконец-то Пьера ждут дома!

Так что же все-таки значит для человека дом? Ответ прост: дом - это место, где ты чувствуешь себя нужным, где тебя любят и ждут. Недаром в народе говорят: «Дом там, где твое сердце».

317 слов

Образ родного Дома - концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины». Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом», - писал В. Распутин.

Тема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской - в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ярославна («Слово о полку Игоре ее»).

Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу?!

Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».

Эта тема поднимается в Библии, в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.А. Булгакова, А. Вампилова, В. Распутина, А.И. Солженицына. («Притча о блудном сыне», повесть «Станционный смотритель», «Песня про купца Калашникова...», романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», пьеса «Старший сын», повесть «Прощание с Матёрой», рассказ «Матренин двор».)

Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни, возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом. Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение». Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом Дома, что восходит к традиции «Домостроя».

В этих двух романах писатель даёт два противоположных образа дома -«дома-приюта» и «мёртвого дома». «Хорошая квартира» в «Белой гвардии» имеет своё пространство, свой запах, своё лицо, свои голоса, а главное - в ней соблюдаются семейные традиции. «Образ мёртвого дома» в романе «Мастер и Маргарита» связан с темой нравственного умирания людей. Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий.

Дарья убирает его как покойника перед похоронами. Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда.

423 слова

проведения итогового сочинения в 2015-2016 учебном году;
для школ .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

Ответ от Евровидение [гуру]
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, шелест осенней опавшей листвы, жужжание пчел, раскаты грома, «шепот, робкое дыханье, трели соловья» , городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Она доносится из телевизоров, магнитофонов и радио, из классов музыкальных школ, из концертных залов, консерватории, из проезжающих автомобилей и окон жилых домов. Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее не мыслится современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни -нужна всем.
Вот я в раннем детстве. Смотрю по телевизору мультфильм, в котором герои весело напевают песенку: «От улыбки станет всем светлей...» . Мелодия этой песни живет в моей душе вместе с героями мультфильма. В детском саду у нас проводится музыкальное занятие. Мы хором поем детские песни и разучиваем нехитрые музыкальные композиции, учимся танцевать, слушать музыку и ритм. А «Бременские музыканты» ! Я думаю, многие, как и я, смотрели этот мультфильм десятки раз, а затем разучивали наизусть и распевали песни из него.
Вот я немного подросла и решила пойти учиться в музыкальную школу. Родители этому не противились, купили пианино, и из нашей квартиры стали доноситься сначала неумелые, а затем все более и более уверенные звуки музыки. Эти музыкальные занятия отличались большей сложностью, чем уроки музыки в обычной школе, но как же интересно было! Отдельные звуки постепенно сливались в единое произведение, которое приобретало свою, данную композитором, форму. Я зачитывалась учебниками по музыке, и перед моими глазами проплывала жизнь великих музыкантов, а в голове звучала их музыка. Многие великие композиторы не были признаны при жизни, и мир услышал их творения гораздо позже.
С друзьями я зачитывалась молодежными музыкальными журналами и, конечно же, слушала мелодии популярных групп и эстрадных исполнителей - украинских и зарубежных. Как и у всех, на стенах моей комнаты висят плакаты с изображением любимых групп и певцов. Музыка сопровождает меня каждую свободную минуту: постоянно звучит магнитофон или радио.
В этом году вместе с одноклассниками мы ходили в филармонию на концерт органной музыки. Эта музыка течет плавно и медленно, завораживает и очаровывает. Побывали мы и в музыкально-драматическом театре, и в оперном. Музыка создает в сознании человека удивительные картины, а в сочетании с пением и танцем творит необыкновенные чудеса!
Без музыки в жизни очень тихо и одиноко. Если мне грустно, я стараюсь слушать веселые и озорные мелодии, и мое настроение меняется. Музыка помогает справляться с повседневными делами, а в праздничные дни создает приподнятое настроение. Спокойная и размеренная музыка успокаивает и помогает разобраться в своих ощущениях и мыслях. Музыка звуками, как словами, рассказывает обо всем. Недаром музыкой лечат и создают рисунки, навеянные различными мелодиями.
может что то возьмешь

Я очень люблю свой дом. С давних пор отношусь к нему как к живому существу – к настоящему другу, защитнику, помощнику, надежной опоре в жизни. И он действительно защищает меня и мою семью, охраняет и помогает в трудную минуту. У вас ведь похожие отношения с вашим домом, мой дорогой читатель? Я надеюсь, что да. Ведь эта книга, как и «Дыхание нашего дома» и «Дом и его тайные силы», написана именно для того, чтобы помочь вам превратить свой дом в уютный оазис тепла, света, любви и защищенности, чтобы сделать дом своим другом, спасающим от всех невзгод и напастей внешнего мира.

Я люблю свой дом, а потому могу говорить о нем бесконечно. Да и тема эта поистине неисчерпаема… Но я знаю людей, которые относятся к дому совсем по-другому. Есть люди, которые не любят свой дом, – при том, что очень бы хотели его полюбить. Но почему-то у них это не получается. Не чувствуют они себя в своем доме уютно, ощущают в нем какой-то дискомфорт – и постоянно рвутся покинуть свое жилище, проводить побольше времени вне его. Для такого отношения к дому находится много причин: теснота в квартире или, напротив, пустота и безжизненность, разваливающаяся старая мебель, создающая отсутствие уюта, неблагоприятные отношения с соседями и родными… Все это и впрямь может заставить бежать из дома как можно дальше. И никакие уроки фэн-шуй тут не помогают.

Вот и от моих читателей приходят письма все с новыми и новыми вопросами: как быть, если вопреки всем попыткам привести свое жилище к гармонии желанного уюта и тепла в нем все никак не возникает? Эти письма и побудили меня снова обратиться к теме обустройства дома в соответствии с законами гармонии. Ваши письма, дорогие читатели, как это часто бывает, подсказали мне тему новой книги – очень важную тему, почти не затронутую в предыдущих книгах. Тема эта – взаимодействие жилища и его хозяина, их взаимоотношения и влияние друг на друга. Взаимоотношения двух друзей или, что тоже бывает, двух недругов. Взаимоотношения не формальные, а живые, которые, как и у двух живых существ, бывают разными… Такие взаимоотношения существуют – это факт.

Вы, наверное, сами много раз убеждались: каков хозяин – таков и дом. Придя в первый раз в дом малознакомого человека и просто посмотрев на то, как он живет, вы имеете все шансы узнать об этом человеке очень и очень многое – иногда гораздо больше, чем он сам хотел бы рассказать. Взгляните на жилище повнимательнее – и вам раскроется и характер хозяина, и его привычки, и даже в некоторой степени его судьба и карма.

Вы чувствуете себя в незнакомом доме уютно и комфортно, от самих стен будто исходит тепло? Значит, и сам хозяин – человек добрый, открытый, гостеприимный. Вам неуютно, холодно, дом словно отторгает вас и хочется поскорее уйти из него? Будьте осторожнее с хозяином: если даже он улыбается вам и демонстрирует благорасположение, не исключено, что это лишь маска, скрывающая недобрые чувства и холодное отчуждение. В доме чистота и порядок, он словно пронизан солнечным светом? И жизненный путь хозяев наверняка так же светел, ясен, прям. Дом завален всяким хламом, в нем не продохнуть от пыли? Не сомневайтесь, точно такая же неразбериха царит и в душе у хозяина, никак он не может навести порядок в самом себе, никак не может выйти на ровную светлую дорогу своей жизни.

Вы догадываетесь, к чему это я? Да, конечно, к тому, что мы и наш дом с годами становимся единым целым. Дом становится живым существом – и является как бы продолжением нас самих, нашей живой души, материальным ее воплощением. А потому невозможно привести в порядок свой дом, не приведя в порядок самих себя, свою душу. Если у вас в душе дисгармония – и в доме гармонии не будет.

В жизни не бывает ничего случайного. Если вы живете в доме, который почему-либо вас не устраивает – не та планировка квартиры, дискомфортные железобетонные стены вместо уютного и более экологичного кирпича, нежелательный вид из окна, – значит, вы по каким-то причинам притянули к себе именно такое жилище. Очень часто заставляют нас поселиться в том или ином доме кармические причины – не всегда понятные нам самим, но тем не менее вполне реальные. Можно сказать, что не только мы выбираем себе жилище – наш дом тоже выбирает нас! Выбирает в соответствии с нашими личными качествами, с нашим внутренним, душевным содержанием.

Значит, чтобы достичь наконец желанного счастья – счастья жить в любимом, комфортном, обожаемом, уютном доме, – надо не только стремиться найти нужное жилье, не только обустраивать его по всевозможным мудрым законам гармонии, нужно одновременно помнить и о своей душе, о том, что ее тоже необходимо привести к гармонии.

Итак, чего же мы еще не знаем о законах приведения к гармонии нашего жилища? Мы не знаем, как согласовать гармонию жилища с гармонией души. А без этого не может быть подлинной радости общения со своим домом!

Этой теме и посвящена эта книга, навеянная вашими письмами. Ну что же, продолжим увлекательное знакомство с законами счастья и гармонии нашего дома.

Каков хозяин – таков и дом

Не ругайте стены вашего дома – они не виноваты

Как-то позвонила мне моя близкая подруга и с отчаянием и слезами в голосе сказала: «Тася, ты не могла бы ко мне сейчас приехать?» – «Что-то случилось?» – испугалась я. «Да нет, но мне очень плохо. Совсем не могу одна дома быть».

Подруга не так давно рассталась с мужем. И никак не могла привыкнуть к одиночеству в своей однокомнатной квартире.

Я приехала, застала Людмилу в слезах. «Не могу я тут жить, – жаловалась она. – Поменяю квартиру. Плохо мне здесь! Не могу больше видеть эти стены, этот вид за окном!»

Я огляделась по сторонам. Квартира как квартира. Неприбранная немного, да и не ремонтированная давно, а оттого, конечно, неуютная, запущенная – ну, так это дело поправимое. Расцветки обоев и портьер тусклые, блеклые, мебель расставлена не лучшим образом – ну, и это не беда. А в остальном все более или менее в порядке. Ну да, дом панельный, и вид из окна не очень-то презентабельный – там зияет пустыми окнами недостроенное здание. Но это тоже далеко не самое страшное. И я начала долгий разговор с подругой.

– Люда, послушай меня. Переездом в новую квартиру ты свои проблемы не решишь. Одиночество свое ты возьмешь с собой и туда. Карму свою, судьбу свою ты тоже здесь не оставишь. И будет тебе только хуже. Ведь здесь по крайней мере стены, которые стали уже родными. Они помогают. А в новом месте тебе ничто помогать не будет. Ты знаешь, сколько нужно времени прожить в доме, чтобы он стал по-настоящему родным? Двенадцать лет. Да-да, именно столько, ни больше ни меньше. Представляешь, сколько тебе придется еще потратить сил, нервов, драгоценного времени жизни на то, чтобы обжить новый дом, сделать его родным? А переезд – это, поверь мне, сильнейший стресс. Зачем тебе в твоем состоянии еще и это? Менять надо себя, а не квартиру. С себя начинать надо! Тогда и внешние условия твоей жизни со временем изменятся в лучшую сторону – изменятся самым естественным путем, без всяких таких твоих резких отчаянных решений.

– Это что же, мне карму менять надо? – возмутилась Людмила. – А что такого в моей карме плохого?

– Да ничего плохого в ней нет. Просто не реализуешь ты себя так, как могла бы, как должна, – вот и рушится твоя жизнь. С твоими-то способностями, с твоим интеллектом сидишь столько времени без работы, до биржи труда докатилась. Себя тебе надо найти, а не квартиру менять.

– Да нет у меня сил ни на какие поиски себя! – продолжала упорствовать Людмила.

– А сил у тебя нет, потому что запустила ты себя. Ванну ты ведь принимать не забываешь и зубы чистить тоже? А ведь душе-то тоже чистота требуется. Ванна нужна не только телу, но и душе! Так что тебе очищаться и очищаться надо от всей той грязи, которая на тебе налипнуть успела. Сначала сама очистись, а квартира за тобой подтянется, вот увидишь! Ведь наш дом от долгого общения с нами тоже живым, одушевленным существом становится. И во всем начинает походить на хозяина. Тебе плохо в твоем доме? Да это только потому, что плохо в твоей душе, с самой собой тебе плохо. Поменяв квартиру, ты думаешь убежать от себя? Не получится. Давай-ка лучше, дорогая подруга, займемся наведением порядка в тебе самой.

1.Вступление к сочинению .

Дом…Родительский дом .

Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в родном доме и в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.

Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель С. Михалков.

И какими будем мы в жизни - это зависит от семьи, в которой мы выросли , от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.

Тема Дома - сквозная тема мировой художественной литературы.

Писатели в своих произведениях рассказали нам о разных семьях и домах, в которых жили эти семьи.

2.Основная часть сочинения - литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. Что же это за дом?

В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова.

Атмосфера в этом доме очень тяжёлая, потому что с , брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.

У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа - подкаблучника, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося сына.

Софья жалуется Милону на тяжёлую жизнь в доме Простаковых.

Беззакония творятся в доме этой госпожи. Невежественная, жестокая, самовлюблённая госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Деспотизм разрушает и уничтожает в человеке всё человеческое.

Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды».

А ведь эта злобная и жестокая женщина - мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын от матери ничему хорошему не мог научиться , не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим ему в жизни.

Такая обстановка в родительском доме не может дать Митрофану хорошие и крепкие нравственные уроки.

3.Второй литературный аргумент (анализ текста произведения).

Совсем другой дом, дом семьи Ростовых, показывает нам Лев Николаевич Толстой в Романе «Война и мир».

Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места.

Глава дома - граф Илья Николаевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. « Он - сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти.

Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она - первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми , гостеприимна, открыта.

Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.

Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. В доме Ростовых царил «любовный воздух».

Счастливый дом у Ростовых! Дети чувствуют родительскую нежность и ласку! Мир, согласие и любовь – это нравственный климат в московском доме.

Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома Ростовых, достойны уважения -это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка.

Все дети унаследовали от родителей способности к соучастию, к сопереживанию, к сочувствию, милосердию.

Родительский дом и семья для Ростовых - исток всех нравственных ценностей и нравственных ориентиров, это начало начал.

Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и дом Ростовых у Толстого. А какие они разные…

И зависит это от самих родителей и той нравственной и духовной атмосферы, которая создаётся в родительском доме, в семье…

И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своём доме и крепкой духовной атмосфере в нём.

Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!