ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РУКОВОДСТВО
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
МОСКВА
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПРИКАЗ
начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.
2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.
3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.
4. Приказ разослать до отдельного батальона.
начальник ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
генерал-полковник
В.Исаков
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.
2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это система мер медицинского, научного, педагогического, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.
3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом.
4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспечением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управления, командиров (начальников) и военных психологов.
6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспечения и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.
* Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.
Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации определены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.
7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой подготовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уровнем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими условиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возникновения крупномасштабных аварий и катастроф.
Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:
подготовка личного состава медицинской службы;
военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;
медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;
осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава;
организация и проведение мероприятий по медицинской защите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; участие в обеспечении безопасности военной службы;
организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;
проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом;
снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской техникой и имуществом;
научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;
научная разработка проблем медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;
внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;
организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;
устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;
организация взаимодействия с органами управления и учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны - это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.
10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
_________
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.
11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны включает:
контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны организует Главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации, по своим функциональным обязанностям являющийся заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации.
13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .
Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-врачебной экспертизы в отношении летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствования летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.
14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодательством Российской Федерации.
15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощьвоеннослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а также другим гражданам, пользующимся таким правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граждане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных случаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здравоохранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.
* Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)
** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.
Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указанным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**
17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказывать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»****, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими
учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.
** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.
***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920
**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.
***** Там же, ст. 194
19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегодно по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.
20. Порядок учета и расходования денежных средств, полученных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказание медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяемом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с табелями срочных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
размер шрифта
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 31-01-2001 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ... Актуально в 2018 году
Медицинское обеспечение
290. Медицинское обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на охрану здоровья и оказание медицинской помощи военнослужащим, членам их семей, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, а также другим гражданам, имеющим право на медицинское обслуживание в военно - медицинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Медицинское обеспечение включает: медицинские обследования, лечебно - профилактические мероприятия, оказание медицинской помощи, санаторно - курортное лечение, обеспечение лекарствами, медицинским имуществом и техникой, государственный санитарно - эпидемиологический надзор.
291. Командир воинской части в мирное и военное время отвечает за медицинское обеспечение вверенной ему воинской части и обязан принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих. В этих целях он обеспечивает необходимые бытовые условия для жизни и службы личного состава, организует и осуществляет постоянный контроль за выполнением военнослужащими правил личной гигиены.
На основе оценки состояния заболеваемости личного состава и санитарного состояния объектов воинской части принимает решение о проведении санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
292. Вопросы медицинского обеспечения регламентируются:
от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно - курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 373);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390 "Об утверждении Положения о военно - врачебной экспертизе" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 315);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 504 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160 "О предоставлении путевок в лечебно - оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно - исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо - Кавказского региона, и членам их семей";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом мониторинге";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании";
Приказом Министра обороны 1988 г. N 460 "О мерах по дальнейшему улучшению диспансеризации военнослужащих Советской Армии и Военно - Морского Флота";
Приказом Министра обороны 1990 г. N 450 "О введении в действие Инструкции по обращению с наркотическими и ядовитыми лекарственными средствами в Советской Армии и Военно - Морском Флоте";
1992 г. N 263 "О первоочередных мерах по улучшению охраны здоровья детей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 427 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" в Вооруженных Силах Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации и Минздрава Российской Федерации 1995 г. N 204/167 "Об оказании медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 72 "Об утверждении Положения об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 139 "О санитарно - эпидемиологическом надзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 266 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 360 "О порядке санаторно - курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 455 "Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 466 "О мерах по обеспечению охраны здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации".
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РУКОВОДСТВО
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
МОСКВА
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1
5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управления, командиров (начальников) и военных психологов.
6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспечения и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.
*Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.
Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации определены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.
7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой подготовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уровнем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими условиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возникновения крупномасштабных аварий и катастроф.
Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:
подготовка личного состава медицинской службы;
военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;
медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;
осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора , медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава;
организация и проведение мероприятий по медицинской защите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; участие в обеспечении безопасности военной службы;
организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;
проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом;
снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской техникой и имуществом;
научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;
научная разработка проблем медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;
мастерские военного округа.
28. Начальник медицинской службы полка* отвечает за организацию и проведение лечебно-профилактических мероприятий, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, снабжения полка медицинской техникой и имуществом. Он подчиняется командиру полка, а по специальным вопросам выполняет указания старшего начальника медицинской службы.
Должностные обязанности начальника медицинской службы полка определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, он обязан:
еженедельно лично проводить амбулаторный прием больных и врачебный обход с начальником и врачами медицинского пункта всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта полка (роты);
осуществлять контроль за условиями военной службы и быта личного состава, в том числе работающего с источниками ионизирующих излучений, сверхвысокочастотной радиоаппаратурой, агрессивными жидкостями и в условиях других профессиональных вредностей; организовывать проведение предварительных (при назначении на должность) и периодических медицинских осмотров этих лиц, а также лиц, работа которых связана с производственной опасностью (работа с электроустановками, на высоте и т. п.);
организовывать проведение в полку комплекса лечебно-профилактических мероприятий, оказание медицинской помощи военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указанным в п. 15;
участвовать в разработке мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы;
организовывать диетическое и лечебно-профилактическое питание, составлять с участием начальника продовольственной службы полка раскладки продуктов по диетическому питанию и нормам лечебного пайка;
контролировать качество пищевых продуктов на продовольственном складе полка и в столовой, а также качество приготовленной пищи и в случае сомнения в качестве продуктов направлять их на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в санитарно-эпидемиологические учреждения;
* Начальник медицинской службы воинской части выполняет свои обязанности применительно к обязанностям начальника медицинской службы полка.
организовывать контроль за проведением профилактической витаминизации готовой пищи;
организовывать и осуществлять медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава полка и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
организовывать медицинский учет и своевременно представлять установленную отчетность;
своевременно представлять заявки на медицинскую технику и имущество и обеспечивать им подразделения полка;
осуществлять контроль за работой аптеки медицинского пункта (роты) полка, рациональным расходованием и сроками годности медицинского имущества в подразделениях полка и медицинском пункте (роте); не допускать использования медицинской техники и имущества не по назначению;
не реже одного раза в месяц проводить проверку наличия, правильности хранения, учета и расходования ядовитых и наркотических веществ в медицинском пункте (роте) полка;
организовывать работу по правильному содержанию, доведению до табельных норм и своевременному освежению неприкосновенных запасов медицинской техники и имущества;
организовывать специальную подготовку медицинского состава полка, проводить занятия с личным составом медицинской службы полка по изучению табельных и новых образцов медицинской техники и имущества и способов их практического применения;
организовывать военно-медицинскую подготовку личного состава полка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни.
29. Начальник медицинского пункта (командир медицинской роты) полка (далее - медицинского пункта полка) отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, снабжение полка медицинской техникой и имуществом, состояние и работу всех функциональных подразделений медицинского пункта. Он подчиняется начальнику медицинской службы полка.
Начальник медицинского пункта полка выполняет свои обязанности применительно к обязанностям командира отдельного медицинского батальона (роты). Кроме того, он обязан:
обеспечивать постоянную готовность медицинского пункта полка к выполнению задач по медицинскому обеспечению полка;
обеспечивать оказание неотложной медицинской помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях, травмах и отравлениях;
организовывать амбулаторное и стационарное лечение больных, их реабилитацию в медицинском пункте полка, а также лечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на дому;
осуществлять контроль за качеством оказываемой медицинской помощи и разрабатывать мероприятия по его повышению;
периодически лично проводить амбулаторный прием больных, участвовать во врачебных обходах, проводимых начальником медицинской службы полка, и один раз в неделю самостоятельно проводить врачебный обход с врачами воинских частей военного городка всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта; осматривать всех больных, поступивших в лазарет медицинского пункта в течение суток, и всех больных перед выпиской из лазарета; знать состояние здоровья больных воинской части, находящихся в военном госпитале и других лечебно-профилактических учреждениях;
проводить углубленное медицинское обследование и профилактические осмотры личного состава, диспансерное динамическое наблюдение и необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия;
проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению заболеваемости и травматизма в полку;
обеспечивать функциональные подразделения медицинского пункта необходимым имуществом для оказания медицинской помощи и лечения больных; контролировать правильность его хранения, расходования и использования;
контролировать правильность эксплуатации медицинской техники и соблюдение требований безопасности , ведение эксплуатационных паспортов;
ежедневно проводить утреннюю конференцию с медицинским составом медицинского пункта полка; если медицинский пункт является объединенным - привлекать к утренней конференции медицинский состав всех воинских частей военного городка;
назначать ответственных за работу функциональных подразделений медицинского пункта полка и уточнять обязанности должностных лиц медицинского пункта полка;
участвовать в проведении занятий по военно-медицинской подготовке с личным составом полка, включая больных, в гигиеническом обучении и воспитании военнослужащих, пропаганде здорового образа жизни;
организовывать питание больных медицинского пункта полка по нормам лечебного пайка;
осуществлять контроль за эксплуатацией и ремонтом зданий , инвентаря и мебели медицинского пункта полка, созданием в нем надлежащих условий для лечения и реабилитации больных.
30. Врач медицинского пункта полка отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, качественное обследование, лечение и реабилитацию больных в медицинском пункте полка. Он подчиняется начальнику медицинского пункта полка.
Врач медицинского пункта полка обязан:
оказывать неотложную медицинскую помощь, осуществлять амбулаторный прием личного состава, обследование, лечение и реабилитацию больных в лазарете медицинского пункта и на квартирах (на дому);
участвовать во врачебных обходах, проводимых начальником медицинской службы полка и начальником медицинского пункта полка;
знать признаки наиболее часто встречающейся патологии у детей и женщин и уметь оказывать им неотложную медицинскую помощь;
контролировать качество санитарной обработки поступающих на стационарное лечение больных;
контролировать правильность и своевременность выполнения врачебных назначений больным;
проводить медицинские обследования и осмотры личного состава, осуществлять диспансерное динамическое наблюдение за военнослужащими, проводить с ними лечебно-оздоровительные мероприятия;
участвовать в гигиеническом обучении и воспитании, пропаганде здорового образа жизни, в военно-медицинской подготовке личного состава полка, включая больных;
проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в подразделениях полка по указанию начальника медицинского пункта полка;
обеспечивать надлежащее содержание медицинского пункта полка, экономное расходование, правильное хранение и своевременное истребование медицинского имущества в функциональные подразделения медицинского пункта полка;
докладывать начальнику медицинского пункта полка о происшествиях в медицинском пункте, о травмах, выявленных у военнослужащих, о больных с признаками инфекционных и психических заболеваний, а также о поступивших в лазарет медицинского пункта полка;
обеспечивать правильное и своевременное ведение медицинской документации в медицинском пункте полка, участвовать в составлении отчетных медицинских документов.
31. Врач-стоматолог медицинского пункта полка отвечает за организацию стоматологической помощи в полку. Он подчиняется начальнику медицинского пункта полка.
Врач-стоматолог обязан:
проводить осмотр полости рта у всех военнослужащих полка в ходе углубленного медицинского обследования;
планировать и обеспечивать своевременную и полную санацию полости рта личному составу полка;
обеспечивать оказание амбулаторной и неотложной стоматологической помощи в полку, стационарное лечение нуждающихся больных в лазарете медицинского пункта, а при необходимости направлять их в отдельный медицинский батальон (роту) соединения или военный госпиталь;
вести учет нуждающихся в протезировании и организовывать
протезирование зубов военнослужащим полка;
осуществлять диспансерное динамическое наблюдение за лицами, имеющими хронические заболевания полости рта;
обеспечивать оказание стоматологической помощи личному составу воинских частей военного городка, не имеющих по штату
стоматолога;
32. Начальник аптеки медицинского пункта полка отвечает за обеспечение медицинского пункта и подразделений полка медицинской техникой и имуществом. Он подчиняется начальнику медицинского пункта полка.
Начальник аптеки обязан:
правильно и своевременно истребовать и получать (принимать) медицинскую технику и имущество;
своевременно выдавать в медицинский пункт полка и подразделения полка медицинскую технику и имущество, не допускать
недостач и излишков;
правильно и своевременно готовить лекарства по рецептам и требованиям;
соблюдать правила хранения медицинской техники и имущества, своевременно использовать и освежать препараты с ограниченными сроками годности;
принимать участие в освежении и пополнении дефектуры неприкосновенного запаса медицинской техники и имущества;
не реже одного раза в месяц проверять наличие, правильность
хранения, учета и расходования ядовитых и наркотических веществ в медицинском пункте полка и подразделениях полка;
знать табельное медицинское имущество; своевременно производить его текущий ремонт и отправку в мастерские для среднего и капитального ремонта.
33. Фельдшер батальона* отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава батальона, обеспечение батальона медицинским имуществом, специальную подготовку медицинского состава батальона. Он подчиняется командиру батальона и является прямым начальником всего личного состава медицинского пункта батальона, а по специальным вопросам выполняет указания начальника медицинской службы полка.
Фельдшер батальона обязан:
оказывать медицинскую помощь личному составу батальона и направлять больных, нуждающихся во врачебной помощи, в медицинский пункт полка;
участвовать в амбулаторных приемах больных и в медицинских обследованиях личного состава подразделений батальона, организуемых начальником медицинской службы полка;
осуществлять медицинское обеспечение личного состава батальона на занятиях по боевой подготовке и при проведении спортивных мероприятий;
вести учет лиц, нуждающихся в диспансерном динамическом наблюдении, своевременно направлять их на обследование, осуществлять контроль за условиями труда личного состава;
организовывать мероприятия по сохранению здоровья личного состава батальона, контролировать выполнение им правил личной гигиены;
осуществлять контроль за санитарным состоянием района расположения и помещений батальона, а также за доброкачественностью используемой воды;
контролировать качество питания личного состава батальона на учениях, полевых занятиях и в пункте постоянной дислокации;
докладывать командиру батальона о случаях и характере заболеваний, а также о числе больных, направленных в медицинский пункт полка;
проводить занятия по военно-медицинской подготовке в батальоне, осуществлять гигиеническое обучение и воспитание личного состава, пропагандировать здоровый образ жизни в подразделениях батальона;
руководить санитарными инструкторами рот;
знать тактико-технические характеристики комплектов медицинского имущества и медицинской техники, положенных батальону по штату и табелю к штату;
соблюдать правила хранения, сбережения, расхода медикаментов и использования медицинского имущества, контролировать соблюдение этих правил санитарными инструкторами и санитарами;
вести учет медицинского имущества батальона и представлять по нему установленную отчетность;
проводить телесные осмотры личного состава батальона в бане перед помывкой; осуществлять контроль за банно-прачечным обслуживанием личного состава батальона.
________________
* Фельдшера дивизионов и других подразделений полка выполняют свои обязанности применительно к обязанностям фельдшера батальона.
34. Санитарный инструктор роты* отвечает за оказание медицинской помощи личному составу роты, за своевременное выявление больных и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в роте. Он подчиняется командиру роты, в порядке внутренней службы - и старшине роты, а по специальным вопросам выполняет указания фельдшера батальона.
Санитарный инструктор роты обязан:
организовывать мероприятия по сохранению здоровья личного состава роты и выполнению им правил личной гигиены; контролировать содержание личным составом роты в чистоте одежды, белья и постельных принадлежностей;
контролировать качество воды, используемой личным составом роты, поддержание чистоты и проведение дезинфекции туалета;
оказывать медицинскую помощь больным (получившим травмы) в случае отсутствия врача или фельдшера;
представлять больных на осмотр к врачу или фельдшеру после доклада командиру роты, а в случаях, не терпящих отлагательства, лично направлять больных к врачу с последующим докладом командиру (старшине) роты;
осуществлять предписанные врачом лечебные назначения и наблюдать за выполнением больными указаний врача.
35. Должностные лица, заступающие в суточный наряд по медицинскому пункту полка, выполняют свои обязанности в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
36. Обязанности должностных лиц медицинской службы воинской части, не предусмотренные Руководством и другими нормативными правовыми актами, утверждаются начальником медицинской службы воинской части.
____________________
* Санитарные инструкторы батарей и других подразделений полка выполняют свои обязанности применительно к обязанностям санитарного инструктора роты.
ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГАРНИЗОНА
37. Медицинская служба соединений и воинских частей, а также медицинские воинские части, учреждения и подразделения, расположенные на территории гарнизона, составляют медицинскую службу гарнизона. Деятельность медицинской службы гарнизона осуществляется в рамках территориальной системы медицинского обеспечения.
38. Начальник медицинской службы гарнизона назначается приказом начальника гарнизона из числа старших по должности, а при равных должностях - из числа старших по воинскому званию начальников медицинской службы воинских частей и командира (начальника) медицинской воинской части (учреждения) гарнизона.
Этим же приказом назначаются медицинские специалисты гарнизона: хирург , травматолог , терапевт, невропатолог, психиатр (психоневролог), оториноларинголог , офтальмолог , дерматовенеролог, инфекционист, фтизиатр , санитарный врач - из числа начальников (старших ординаторов) лечебно-диагностических отделений (кабинетов, санитарно-эпидемиологических подразделений) одного из лечебных (санитарно-эпидемиологических) учреждений гарнизона, врачей воинских частей, а также гарнизонная военно-врачебная комиссия (ВВК).
В приказе определяется порядок оказания медицинской помощи в медицинских воинских частях, учреждениях и подразделениях гарнизона.
39. Медицинская служба воинских частей, расположенных на территории военного городка, составляет медицинскую службу военного городка. Деятельность медицинской службы военного городка осуществляется в рамках территориальной системы медицинского обеспечения.
Медицинской службой военного городка руководит начальник медицинской службы военного городка. Он назначается приказом начальника гарнизона из числа старших по должности, а при равных должностях назначается начальник медицинской службы той воинской части, которая имеет штатный медицинский пункт (роту), функционирующий как объединенный медицинский пункт военного городка.
40. Общие обязанности должностных лиц медицинской службы гарнизона определяются Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
41. Начальник медицинской службы гарнизона выполняет свои обязанности в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Он непосредственно подчиняется начальнику гарнизона и является прямым начальником всего личного состава медицинской службы гарнизона, а по специальным вопросам выполняет указания начальника военно-медицинского управления (медицинской службы) вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, военного округа (флота).
42. Начальник медицинской службы военного городка отвечает за организацию и проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава воинских частей, расположенных на территории военного городка.
Он непосредственно подчиняется старшему военного городка и является прямым начальником личного состава медицинской службы воинских частей военного городка, а по специальным вопросам выполняет указания начальника медицинской службы гарнизона.
Начальник медицинской службы военного городка выполняет свои обязанности применительно к обязанностям начальника медицинской службы гарнизона. Кроме того, он обязан:
проводить на территории военного городка общегарнизонные лечебно-профилактические мероприятия и осуществлять медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава воинских частей, расположенных на территории военного городка;
участвовать в осуществлении мероприятий по защите военного городка от ядерного, химического и биологического оружия и ликвидации последствий его применения, а также мероприятий, проводимых в случае аварий на опасных производственных объектах, расположенных в районах дислокации воинских частей военного городка;
анализировать заболеваемость личного состава воинских частей военного городка и своевременно докладывать старшему военного городка предложения о проведении необходимых мероприятий медицинской службы;
организовывать медицинское обеспечение воинских частей, расположенных на территории военного городка, не имеющих специалистов медицинской службы, временно находящихся в военном городке подразделений (команд) и отдельных военнослужащих;
привлекать специалистов медицинской службы воинских частей, расположенных на территории военного городка, к проведению лечебно-профилактических мероприятий, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава воинских частей, расположенных на территории военного городка, не имеющих штатных специалистов медицинской службы;
распределять обязанности между личным составом медицинской службы военного городка, в том числе по работе в функциональных подразделениях объединенного медицинского пункта военного городка;
разрабатывать совместно с начальниками медицинской службы воинских частей, расположенных на территории военного городка, согласованные планы проведения углубленного и контрольных медицинских обследований личного состава воинских частей, расположенных на территории военного городка;
следить за содержанием больных в объединенном медицинском пункте военного городка и периодически проводить врачебные обходы больных с начальником медицинского пункта и врачами воинских частей, расположенных на территории военного городка;
совместно с начальником медицинской службы гарнизона участвовать в разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния военного городка;
организовывать взаимодействие с учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указанным в п. 15, дератизации объектов военного городка;
осуществлять медицинское обеспечение воинских частей, привлекаемых для проведения гарнизонных мероприятий с участием войск, а также для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
немедленно докладывать старшему военного городка о происшествиях, повлекших ранения или смерть военнослужащих, о случаях групповых инфекционных заболеваний в воинских частях, расположенных на территории военного городка, и о принимаемых мерах.
Тема № 2.
« Задачи и организация медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время »
1. Основные задачи медицинской службы Российской Армии в военное время, их краткое содержание и значение.
Медицинская служба (военно-медицинская служба) – это штатная организация в составе Армии и Флота, предназначенная для осуществления медицинских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Перед медицинской службой стоят следующие основные задачи :
1. Обеспечение высокой боевой готовности сил и средств медицинской службы.
2. Участие в комплектовании Вооруженных Сил здоровым пополнением.
3. Организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на сохранение жизни раненных и больных, быстрейшее восстановление их боеспособности и трудоспособности.
4. Осуществление санитарного надзора, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в целях сохранения и укрепления здоровья личного состава, предупреждение возникновения и распространения заболеваний в войсках.
5. Проведение мероприятий медицинской службы по защите личного состава войск, а также защиты соединений, частей и учреждений медицинской службы от оружия массового поражения.
6. Обеспечение войск медицинским имуществом.
7. Подготовка кадров медицинского для Вооруженных Сил и повышение квалификации личного состава медицинской службы.
8. Научная разработка проблем медицинского обеспечения Вооруженных Сил в военное время, изучение особенностей возникновения и течения боевых поражений и заболеваний.
9. Внедрение передового опыта работы медицинской службы в боевых условиях и достижений медицинской науки и практики.
Рассмотрим содержание этих задач и методы их решения.
1. Современные войны ведутся многомиллионными армиями и сопровождаются миллионными санитарными потерями. Например:
А) если в первую мировую войну воевало 38 государств, составляющих 620 населения земного шара и их потери составили 10 млн. убитыми и 20 млн. ранеными, то во вторую мировую войну было втянуто 61 государство, что составляло 80% населения, а потери составили 32 млн. убитыми и 35 млн. ранеными (Вторая мировая война 1939-1945 гг. М., 1958, стр.826);
Б) численность вооружённых сил Германии к концу второй мировой войны достигла 1О 938 тыс. человек, а санитарные потери с 1 сентября 1939 г. по 20 апреля 1945 г. составили 8 270 758 человек. Применение оружия массового поражения приведёт к ещё большим потерям не только в личном составе армии, но и среди гражданского населения. Восполнение людских потерь за счёт выздоровевших и возвращенных в строй раненых и больных станет основным источником вдвойне ценным ещё и потому, что раненые и больные будут обстрелянными и обученными воинами.
Только в 1944 г. Советская Армия и Военно-Морской Флот получили на пополнение 5 млн. 166 тыс. человек из числа раненых и больных, закончивших лечение в госпиталях.
Советская военно-медицинская служба во время Великой Отечественной войны, несмотря на исключительно тяжёлые условия обстановки, добилась высоких результатов в своей работе. За время войны возвращено в строй 72,3% всех раненых и свыше 90% больных. Летальность среди раненых и больных была невысокой. Полностью обеспечено санитарно-эпидемиологическое благополучие войск.
Таким образом, от успешного лечения и возврата в строй раненых и больных в значительной мере зависит состояние укомплектованности личным составом действующей армии, а, следовательно, и ее боеспособности.
Скорейшее восстановление трудоспособности раненых и больных, которые по тяжести своего ранения (заболевания) подлежат увольнению из армии, их лечение, снижение инвалидности дают возможность использовать излеченных в промышленности, работающих на нужды фронта. В уменьшении инвалидности среди раненых большую роль сыграло широкое развитие в СССР восстановительной хирургии.
Были созданы специальные госпитали восстановительной хирургии, которые функционировали некоторое время и после войны. Тысячи инвалидов войны приобретали в госпиталях одновременно с лечением новые трудовые профессии, продолжая вносить свой вклад в борьбу с врагом. Поэтому восстановление трудоспособности раненых и больных следует рассматривать как одну из важнейших задач государственной важности.
В связи с новыми достижениями медицинской науки и дельнейшим улучшением технического оснащения медицинской службы мы имеем все основания ожидать улучшения показателей в деле сохранения жизни раненым и больным в случае возникновения новой войны, сроках возвращения их в строй и уменьшения инвалидности. Ведь во время Великой Отечественной войны советская военно-медицинская служба не имела антибиотиков, сложной аппаратуры, методов и средств диагностики наших дней.
На протяжении последних лет медицинская служба ВС РФ изучает опыт медицинского обеспечения ограниченного контингента советских войск в ДРА, в Чечне, в Югославии и других горячих точках и экстремальных ситуациях при авариях на промышленных объектах, связанных с выбросом сильно действующих ядовитых веществ и радиоактивного облучением. Изучается опыт медицинского обеспечения военных действий иностранных государств.
Анализ деятельности этапов медицинской эвакуации по оказанию медицинской помощи раненым свидетельствует о том, что она постоянно совершенствовалась и, в основном, соответствовала требованиям, вытекающим из особенностей боевой и медицинской обстановки, а также медико-географических условий региона. Широкое использование авиационных транспортных средств для эвакуации раненых, несомненно, оказало большое влияние на повышение эффективности медицинской помощи и улучшение исходов. Удалось сократить многоэтапность, ускорить доставку раненых (больных) в омедб и военные госпитали, практически снять тяжёлое травмирующее действие доставки на автомобилях, оказывать квалифицированную медицинскую помощь в минимальные сроки после ранения.
Итак, главнейшей задачей советских военных медиков, которую они успешно решили в годы Великой Отечественной войны, является организация оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных, при которой обеспечивается сохранение жизни максимальному числу раненых и больных, быстрейшее восстановление их боеспособности и трудоспособности.
2. Условия жизни, боевой подготовки и боевой деятельности личного состава в последние годы изменились существенным образом.
Сложные ракетные комплексы, новейшие радиоэлектронные системы, сверхзвуковые самолеты, подводные лодки с ядерными энергетическими установками, новые танки и боевые машины - вот та боевая техника и вооружение, которыми управляют сегодня солдат и офицер.
Естественно, что на личный состав, обслуживающий современную боевую технику, в той или иной мере, воздействуют различные шумы и вибрации, перепады давления и температуры, ускорения, ионизирующие излучения, электромагнитные поля сверхвысокочастотного диапазона и др. Эти факторы, если не принимать необходимых мер профилактики, могут привести к неблагоприятным изменениям в организме, и значительно снизить его функциональные возможности и боеспособность. В то же время, правильная организация труда и отдыха личного состава, соблюдение мер профилактики исключают опасность возникновения профессиональных заболеваний.
В связи с широким внедрением в Вооружённые Силы сложной боевой техники большое значение приобретает изучение психофизиологических возможностей личного состава. Он должен воспринять весьма обширную информацию, проанализировать ее, принять определённое решение и выполнить его. И всё это в условиях острого дефицита времени, воздействия резких перегрузок, в напряжённой боевой обстановке. Понятно, что успешное выполнение боевой задачи в таких условиях может обеспечить лишь человек, обладающий, помимо отличной профессиональной подготовки, ещё высокими волевыми качествами, устойчивой психикой, точными координированными движениями, высокой морально-психологической подготовкой.
Психофизиологические возможности человека во многом зависят от общего состояния организма, режима труда, отдыха, питания, специальной тренировки. При нарушении установленных нормативов длительная работа в неблагоприятных условиях может приводить к ассенизации организма и как результат, к замедлению и запаздыванию реакций, снижению боеспособности расчётов (экипажей) и эффективности использования боевой техники и оружия.
Таким образом, знание особенностей военного труда, постоянный медицинский контроль за условиями боевой деятельности личного состава, за соблюдением медицинских научно-обоснованных режимов труда, отдыха, питания, за проведением определенных профилактических мероприятий, позволяют предупредить появление профессиональных заболеваний, сохранить боеспособность, повысить психофизиологические возможности.
В поддержании высокой боеспособности и боеготовности личного состава войск важное значение имеет предупреждение возникновения и распространения в войсках различных заболеваний, в первую очередь инфекционных.
Достаточно сказать, что во время первой мировой войны число потерь от болезней составило в германской армии по неполным данным 140 300 человек.
В современной войне опасность возникновения инфекционных и массовых заболеваний, как среди гражданского населения, так и среди личного состава действующей армии, значительно возрастёт, о чём мы уже говорили, я лишь ещё раз подчеркну, что в этих условиях особое значение приобретают осуществление постоянного медицинского контроля и своевременное проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в войсках, позволяющих предупредить возникновение и распространение массовых заболеваний.
3. Появление оружия массового поражения увеличило роль и значение средств, защищающих личный состав от воздействия поражающих факторов этого вида оружия.
Решается данная проблема усилиями различных служб.
Инженерная служба разрабатывает и создает специальные укрытия, способные защитить личный состав от ударной волны, проникающей радиации и других поражающих факторов.
Химическая служба разрабатывает средства индивидуальной и коллективной защиты, предохраняющих от воздействия ОВ и биологических средств.
На медицинскую службу возложена разработка средств медицинской защиты.
Речь идёт о том, чтобы путём применения соответствующих лекарственных средств (антидотов, антибиотиков, вакцин и т.д.) предупредить поражение личного состава или значительно снизить тяжесть их течения.
Однако иметь средства защиты ещё недостаточно. Необходимо, чтобы каждый военнослужащий в любой обстановке умел своевременно, быстро и правильно применить эти средства, чтобы каждый воин обладал твёрдыми практическими навыками по использованию средств медицинской защиты. Ведь медицинский состав не будет располагать ни временем, ни достаточными силами для того, чтобы ввести, например, профилактический антидот в очаге химического поражения всем нуждающимся в нем.
Основная масса солдат и офицеров будет проводить это в порядке само- и взаимопомощи. В этих условиях огромное значение приобретает военно-медицинская подготовка личного состава, обучение его приёмам само- и взаимопомощи, правилам применения средств медицинской защиты при воздействии различных видов ОВ, проводимая личным составом медицинской службы.
Кроме того, при возникновении очагов массового поражения, медицинская служба совместно с другими службами, осуществляет ликвидацию последствий применения противником ОМП.
Таким образом, научная разработка и практическая организация мероприятий по медицинской защите личного состава от оружия массового поражения является важнейшей задачей медицинской службы, направленной на сохранение и быстрое восстановление боеспособности войск.
4. История военной медицины свидетельствует о том, что во всякой новой войне медицинское обеспечение вооружённых сил может бить успешным в том случае, если в военное время продолжается интенсивная разработка проблем военной медицины, а в практику внедряются новейшие научные достижения.
В условиях стремительного научно-технического прогресса это требование особенно актуально. Но разработка и проведение научно-обоснованных мероприятий по совершенствованию системы и способов медицинского обеспечения войск в современной войне невозможны без систематического изучения боевых поражений, а также опыта организации медицинского обеспечения в различных условиях боевой деятельности войск.
Как видно из содержания задачи, её следует разделить на две части.
Первая касается необходимости изучения боевой патологии - причин и механизма развития поражений, их течения, лечения, осложнений и исходов, а также величины и структуры санитарных потерь.
Это обусловлено постоянным совершенствованием обычных видов оружия, быстрым расширением арсенала средств массового поражения.
Появление в последние годы на вооружении армий наших вероятных противников лазерного оружия, нейтронных боеприпасов, новых отравляющих веществ непременно приведёт к определённым изменениям характера, величины и структуры санитарных потерь, что в свою очередь не может не оказать существенного влияния на способы медицинского обеспечения войск и, в частности, на содержание конкретных лечебно-эвакуационных мероприятий.
Поэтому вторую часть рассматриваемой задачи составляет систематическое изучение текущего опыта организации обеспечения войск. Формы и методы медицинского обеспечения вооружённых сил находятся в зависимости от технического оснащения армий, способов ведения боевых действий.
И если в годы Великой Отечественной войны в условиях применения только огнестрельного оружия, по свидетельству Е.И. Смирнова, приходилось резко и на ходу изменять ранее намеченный лечебно-эвакуационный план для проведения его в соответствие с условиями боевой обстановки, то в современной войне изучение и обобщение текущего опыта медицинского обеспечения, несомненно, будет представлять еще большую актуальность.
Таково краткое содержание основных задач медицинского обеспечения Российской Армии. Успешное решение этих задач достигается умелой организацией медицинского обеспечения войск.
2. ПОНЯТИЕ О МЕДИЦИНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЙСК
Задачи, стоящие перед медицинской службой, решаются путём проведения комплекса различных по целям и содержанию мероприятий. Основным из них является медицинское обеспечение.
Медицинское обеспечение войск представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья и боеспособности личного состава, своевременное оказание медицинской помощи и лечение раненых и больных, быстрейшее возвращение их в строй, защиту личного состава от воздействия поражающих факторов современных видов оружия, предупреждения возникновения и распространения заболеваний в войсках.
Основные мероприятия, проводимые медицинской службой :
- лечебно-эвакуационные;
- санитарно-гигиенические и. противоэпидемические;
- мероприятия медицинской службы по защите войск от оружия массового поражения;
- мероприятия по обеспечению медицинским имуществом.
Для успешного медицинского обеспечения определяющее значение имеет:
- постоянная высокая боевая и мобилизационная готовность медицинской службы;
- -активная целеустремлённая политическая работа в медицинских подразделениях, частях, учреждениях;
– всесторонний учёт боевой, тыловой и медицинской обстановки;
– укомплектование медицинской службы личным составом, транспортом, техникой и имущество;
- высокий уровень профессиональной подготовки медицинского состава и военно-медицинской подготовки личного состава войск;
- поддержание высокой живучести системы медицинского обеспечения, защиты подразделений, частей и учреждений медицинской службы от оружия массового поражения, их охрана и оборона;
- непрерывная медицинская разведка;
- медицинский учёт и отчётность;
- устойчивое, непрерывное и оперативное управление медицинской службой.
Организация медицинского обеспечения войск является также одной из обязанностей командиров всех степеней. Для успешного решения задач по медицинскому обеспечению войск начальник медицинской службы должен поддерживать взаимодействие с начальниками служб химической, инженерной, автомобильной, тыловыми и другими службами.
Более подробно вопросы медицинского обеспечения войск мы будем разбирать на следующих лекциях и практических занятиях.
3. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ И ИХ
ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК
Работа медицинской службы во время войны резко отличается от работы в мирное время и от работы гражданского здравоохранения. Условия деятельности медицинской службы на войне "отличаются необычайной суровостью и повелительно диктуют свои требования медицинской практике; последняя вынуждена к ним применяться, должна иметь особые методы работы" (В.К. Леонардов).
Их можно сформулировать следующим образом:
1. Решающее влияние на объём и содержание проводимых медицинской службой мероприятий оказывают условия боевой обстановки и прежде всего вид и характер боевых действий, характеризующиеся большой сложностью, изменчивостью, разнообразием условий местности, времени года, метеорологических условий и т.д.
Войска могут активно наступать или обороняться, действовать ночью или в дневное время, совершать длительные марши и перегруппировки с использованием различных видов транспорта и т.п., при этом методы организации медицинского обеспечения и способы применения сил и средств медицинской службы в каждом виде боевых действий имеют специфические особенности.
Например, при успешном наступлении войск медицинская служба систематически продвигает свои силы и средства и санитарный транспорт вслед за наступающими войсками, в целях развёртывания лечебных учреждений, как можно ближе к рубежам, где наступающие войска понесли значительные потери.
При обороне и вынужденном отходе войск особое внимание уделяется быстрейшему выносу раненых с поля боя и их дальнейшей эвакуации в тыл. Полевые лечебные учреждения развёртываются на значительно большем удалении от линии фронта, чем при наступлении.
50 лет, прошедшие после окончания Великой Отечественной в войны, характеризовались глубокими изменениями в военном деле.
Появилось и получило широкое распространение ракетно-ядерное оружие. В армиях крупных капиталистических государств накапливаются огромные запасы новейших ОВ, создаются и совершенствуются средства ведения биологической войны. Значительно изменились и обычные виды оружия, резко возросла их поражающая сила, утяжелился характер наносимых ими повреждений. В военных конфликтах и локальных войнах, вспыхивающих в разных точках планеты, широко применяются ОВ, напалм, шариковые бомбы, испытываются новые виды оружия. Всё это говорит о том, что в современной войне могут быть применены как обычные виды оружия, так и средства массового поражения.
В связи с появлением новых средств борьбы, прежде всего ракетно-ядерного оружия, и дальнейшей моторизацией войск, внедрением в боевую практику электронной аппаратуры, приборов ночного видения и другой новейшей техники изменился характер войны, операции, боя.
Боевые действия отличаются стремительностью развития, нанесением ударов на большую глубину, широким применением средств массового поражения, решительностью целей, быстротечностью, наличием обширных территорий, заражённых радиоактивными веществами, химическим и бактериологическими средствами. Сплошного фронта, как прежде, не будет. Военные действия будут вестись в широких полосах и по отдельным направлениям, с максимальным напряжением моральных и физических сил войск.
В современном общевойсковом бою, операции, будут участвовать различные виды Вооружённых Сил и Родов войск: - ракетные, авиационные, мотострелковые, танковые, артиллерийские, воздушно-десантные и др. Каждый из них имеет свои особенности, которые обуславливают необходимость организации медицинского обеспечения в зависимости от способов применения каждого вида Вооружённых Сил и Рода войск, что требует различной штатно-организационной структуры медицинской службы и иного порядка использования её сил и средств.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что медицинская служба на войне должна применять разнообразные формы и методы работы, каждый раз изменяя ихв соответствии с конкретно сложившимися условиями боевой обстановки. Медицинские подразделения, части и учреждения должны быть высоко подвижны, уметь выполнять свои задачи в самой сложной и трудной обстановке. Они должны быть специально организованы, оснащены и обучены, находясь в состоянии постоянной боевой готовности.
2. Второй важной особенностью, характеризующей условия деятельности медицинской службы в современной войне, является возможность одномоментного возникновения массовых санитарных потерь с преобладанием комбинированных поражений.
Ещё Н.И. Пирогов называл войну травматической эпидемией. В современных условиях, с возможностью применения средств массового поражения, это определение войны приобретает особую значимость.
Если в минувшей войне основным видом поражений была огнестрельная рана, то в современной войне главное место будут занимать такие виды боевой травмы, как ожог, комбинированные поражения различных видов (рваные, ушибленные, размозженные раны, множественные переломы, повреждения внутренних органов) в различных сочетаниях с ожогами и лучевыми поражениями.
Раненые и больные будут поступать в лечебные учреждения не равномерно, а периодами, массово, в короткие сроки. Значительное число их будут нуждаться в проведении неотложных медицинских мероприятий. В этих случаях медицинская служба должна быть способна к оперативному выдвижению медицинских частей и учреждений к очагам массовых санитарных потерь и быстрому, своевременному оказанию медицинской помощи тысячам поражённых.
3. Во время войны резко возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний в войсках.
Этому способствует скопление больших масс войск на сравнительно ограниченной территории, сложность, а в ряде случаев перебои в материально-бытовом обслуживании войск, усиление миграции населения (движение в тыл беженцев, военнопленных и т.д.), ухудшение материально-бытовых условий и санитарного состояния местного населения, проживающего в зоне военных действий и т.д.
Не исключена возможность преднамеренного проведения противником мероприятий, направленных на ухудшение санитарно-эпидемиологического и санитарно-гигиенического состояния района боевых действий. Реальная угроза применения противником бактериологического оружия создаёт предпосылки для возникновения эпидемических очагов, в т.ч. и особо опасных инфекций (чума, холера, оспа и др.). Голод и эпидемия – этот чудовищный симбиоз и наихудшие условия для работы медицинской службы.
Поэтому медицинская служба, наряду с выполнением лечебной работы, должна быть готова обеспечить надёжную защиту войск в противоэпидемическом отношении и осуществлять мероприятия по противобактериологической защите.
Для этого нужно иметь специальные силы и средства, а личный состав, независимо от специальности и должности, должен быть обучен приёмам противобактериологической защиты войск.
4. Работа подразделений, частей и учреждений медицинской службы на войне протекает в обстановке постоянной опасности поражения личного состава медицинской службы, особенно среди санитаров-носильщиков, уничтожения имущества, оснащения этих учреждений, а также вторичного поражения находящихся в них раненых и больных, т.к. противник будет использовать все средства поражения не только по боевым порядкам войск, но и в первую очередь по тыловым частям и учреждениям, в том числе по медицинским, с целью уничтожить резервы и морально подавить сопротивляющихся.
Таким образом, условия деятельности медицинской службы Российской Армии в военное время определяются:
- видом и характером боевых действий войск, высокой подвижностью войск, резко меняющейся обстановкой, свойствами применяемого оружия, действиями войск в широких полосах и на разобщённых направлениях;
- возможностью одномоментного возникновения массовых санитарных потерь с преобладанием комбинированных поражений и сложностью их структуры;
- возможностью возникновения и распространения инфекционных заболеваний в войсках, в т.ч. очагов особо опасных болезней (чума, холера и др.);
- постоянной угрозой боевого поражения личного состава подразделений, частей и учреждений медицинской службы, а также вторичного поражения находящихся в них раненых и больных, и, наконец, угрозы воздействия на пути подвоза и эвакуации.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
В основу организационной структуры медицинской службы РА положены следующие принципы:
- Соответствие организационной структуры медицинской службы организационной структуре войск и вероятным условиям, в которых осуществляется медицинское обеспечение войск на войне.
- Наличие в каждом звене медицинской службы сил и средств, предназначенных для помощи нижестоящему звену.
- Наличие в разных звеньях однотипных медицинских формирований, что позволяет провести взаимозамену их при выходе из строя и облегчает маневр для наилучшего выполнения задач.
- Централизация сил и средств в руках старших начальников медицинской службы, что позволяет сосредотачивать необходимые силы в наиболее важных районах.
Как уже отмечалось, медицинская служба – это штатная организация в составе Вооружённых Сил РФ.
Она включает в свой состав:
- медицинские подразделения (отделение, взвод, рота, мпб, мпп, и др.);
- части (омедб дивизии - самостоятельная административная, строевая и хозяйственная единица);
- соединения (медицинская бригада армии, корпуса; госпитальные базы фронта);
- учреждения (то же, что и воинская часть, но возглавляемая начальником);
- и органы управления.
В мирное и военное время медицинская служба возглавляется Главным военно-медицинским управлением МО РФ и включает в свой состав:
1. Медицинские части, подразделения и учреждения и учебные заведения, подчинённые непосредственно ГВМУ РФ (Главный военный клинический госпиталь им. акад. Н. Н. Бурденко, центральные военные госпитали и поликлиники, санатории, дома отдыха; санитарно-транспортные части и учреждения – авиационные, автомобильные, железнодорожные, морские и речные; противоэпидемические и др. специальные лаборатории; медицинские склады; ВМедА им. С.М Кирова, ГИУВ и военно-медицинские институты).
2. Медицинскую службу видов Вооруженных Сил.
3. Медицинскую службу военных округов.
4. Медицинскую службу армии.
В составе действующей армии выделяются:
- медицинская служба объединений
- и войсковая медицинская служба.
Медицинская служба фронта состоит из органов управления (аппарат начальника службы, ЭП фронта, УГБ), целого ряда фронтовых медицинских частей и учреждений (ПГБ, ТГБ, МОСН, санитарно-транспортные части и учреждения, медицинские склады, противоэпидемические и др. учреждения) и медицинских служб армий, корпусов, отдельных соединений, частей и учреждений, входящих в состав фронта.
В составе медицинской службы армии имеются : аппарат начальника медицинской службы, медицинская бригада (омо по количеству дивизий или больше, в зависимости от региона и выполняемых задач; отдельного отряда медицинского усиления, осэо и оаср), медицинский склад армии (амс) в составе бригады материального обеспечения армии и медицинские службы дивизий, соединений и частей армейского подчинения.
Силы и средства медицинской службы, входящие в состав войсковых соединений и частей, принято называть войсковой медицинской службой (показать на схеме).
Возглавляется она начальником медицинской службы дивизии и имеет в своём составе омедб, медицинскую службу полков и отдельных батальонов (дивизионов) и специальных подразделений дивизии.
Начальник медицинской службы соединения непосредственно подчинён заместителю командира дивизии по тылу, а по медицинским вопросам – начальнику медицинской службы армии, корпуса.
Медицинская служба полка , в свою очередь, возглавляется начальником медицинской службы полка и включает медицинский пункт полка (медицинская рота) (мпп, медр) и медицинский состав подразделений. Начальник медицинской службы непосредственно подчинён командиру полка, а по медицинским вопросам – начальнику медицинской службы дивизии.
Медицинский пункт возглавляет врач – начальник медицинского пункта полка. Кроме того, в состав мпп входят два врача, врач-стоматолог, начальник аптеки, 3 фельдшера, 2 медсестры, 3 санитарных инструктора, из них выделяются (дезинфектор, дозиметрист), санитары, повар, водители, механик-водитель и старший радиотелефонист, два отделения сбора и эвакуации раненых, всего 34 человека. Медицинский пункт располагает палатками, комплектно-табельным имуществом, автоперевязочной (АП-2), 3 автомобилями УА3-452А, 2 грузовыми автомобилями и 3 санитарными транспортёрами.
В каждом мотострелковом батальоне имеется медицинский пункт батальона (медицинский взвод), в состав которого входят: фельдшер, санинструктор, 2 санитара и 1 водитель и 3 механика-водителя, а также УАЗ-452 с автоприцепом (1-АП-О5) и 3 санитарных транспортёра (ГТМУ или ГТСМ).
В каждой мотострелковой роте имеется санинструктор роты и 3 стрелка-санитара.
В каждом мотострелковом взводе по 1стрелку-санитару.
Большой объём и разнообразие мероприятий, которые медицинской службе Вооружённых Сил предстоит выполнить в военное время, закономерно требуют привлечения к работе в её составе многочисленного медицинского персонала различных категорий: врачей, провизоров, стоматологов, фармацевтов, фельдшеров, зубных техников, рентген техников, лаборантов, медицинских сестёр, санитарных инструкторов и санитаров.
Медицинские подразделения, части, учреждения, и органы управления укомплектовываются в соответствии со штатом военнослужащими или служащими соответствующих категорий, имеющими необходимую квалификацию и уровень подготовки. Вместе с тем всесторонне учитываются индивидуальные личные качества медицинских работников, их способности, наклонности, организаторские качества, культурный уровень и т.д.
Исходя из военной и специальной квалификации и заслуг, каждому медицинскому работнику Вооруженных Сил РФ в соответствии с Положением о прохождении воинской службы присваивается персональное воинское звание.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ
Состав Воинские звания
Сержанты: младший сержант, сержант,
Старший сержант, старшина
Прапорщики: прапорщик, старший прапорщик
Младший офицерский состав: младший лейтенант медицинской службы,
Лейтенант медицинской службы
Старший лейтенант медицинской службы,
Капитан медицинской службы
Комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья личного состава войск, по оказанию медицинской помощи военнослужащим и другим контингентам по их лечению и быстрейшему восстановлению боеспособности и трудоспособности. М. о. войск организуется и осуществляется во всех видах боевой обстановки и повседневной деятельности личного состава.
М.о. РВСН существует как система мер медицинского, научного, педагогического, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.
М.о. РВСН включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль и санитарно-эпидемиологический надзор за условиями жизнедеятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом. М.о. РВСН осуществляется силами и средствами медицинской службы Ракетных войск стратегического назначения, а также военно-медицинскими учреждениями Вооруженных Сил РФ по территориальному принципу при участии органов военного управления, командиров (начальников) и военных психологов. Организацию и порядок проведения М.о. в мирное время определяет Руководство по М.о. Вооруженных Сил РФ на мирное время. Территориальный принцип М.о. заключается в М.о. войск (сил) независимо от видовой принадлежности обслуживаемого личного состава и медицинских воинских частей, учреждений и подразделений. Территориальная система М.о. Вооруженных Сил РФ осуществляется в границах военного округа (флота). Ее построение достигается путем создания на его территории зон ответственности, в пределах которых осуществляется функциональное объединение и обеспечивается согласованность действий близрасположенных медицинских воинских частей, учреждений и подразделений видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, главных и центральных управлений с передачей функций руководства ими военно-медицинскому управлению (медицинской службе) военного округа (флота).
Для эффективного М.о. в РВСН постоянно развивались лечебно-профилактические учреждения и медицинские подразделения войск, отрабатывалась система оказания неотложной и плановой медицинской помощи как в боевых частях войск, так и в закрытых военных городках. Пристальное внимание уделялось оказанию медицинской помощи при авариях и катастрофах в ходе эксплуатации ракетной техники и вооружения. Велись широкомасштабные научные исследования с участием медицинской службы. Были созданы оригинальные по составу органы управления медицинской службы, госпиталя, поликлиники и медицинские пункты, определены их задачи на мирное и военное время.