Государственной санитарно эпидемиологическая службы российской федерации. С изменениями и дополнениями от

Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиоло­гической службы РФ являются:

Осуществление предупредительного и текущего санэпид- надзора;

Изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

Динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;

Выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;

Координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

Учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье (“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

Созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

Снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

Улучшению условий труда и быта;

Строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;

Улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

Организаторский - организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

Нормативный - разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

Методический - разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

Консультативный - специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.

Контрольный - осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;

Научно-практический - проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

Информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) - для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения;

Методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

Динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);

Метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

Методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории - лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

Статистические методы - для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

Социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) - для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

Экспериментальные исследования.

Санитарно-эпидемиологическое заключение (далее по тексту также СЭЗ), как закреплено в статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту также ФЗ № 52), представляет собой документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, Федеральным законом, другими федеральными законами случаях уполномоченными органами государственной власти и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (1) факторов среды обитания, (2) условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также (3) используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств ().

Заметим, что ранее, до принятия комиссией таможенного союза Евразийского экономического сообщества Решения от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных норм в Таможенном союзе» санитарно-эпидемиологические заключения выдавались и в отношении некоторых видов продукции, однако, после внесения на основании указанного решения в 2011 году изменений в положения ФЗ № 52 были отменены. Таким образом, в настоящее время объекты, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю, исчерпываются тремя, обозначенными выше и конкретизируются положениями действующего законодательства РФ.

Важно заметить, что санитарно-эпидемиологический контроль, выдача компетентными государственными органами санитарно-эпидемиологических заключений и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении определенных видов деятельности являются одним из условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации и благоприятную окружающую среду.

Основные положения, касающиеся получения СЭЗ, его действия и действительности, прекращения и проч. закреплены Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Правила проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в настоящее время регламентируются двумя основными нормативными правовыми актами Роспротребнадзора: Приказом от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (далее по тексту также Приказ № 224) и Приказом от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений» (далее по тексту также Приказ № 775). При этом, основным документом является Приказ № 775, тогда как Приказ № 224 применяется в части, не противоречащей Приказу № 775 и Решению комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных норм в Таможенном союзе» (по вопросу применения Приказа № 224 см. подробнее Письмо Роспотребнадзора от 2 июля 2013 года № 01/7446-13-31).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 42 ФЗ № 52 санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Дадим основные определения каждому из возможных видов оценки соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

Наименование вида Определение
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный , федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 — 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Санитарно-эпидемиологическая оценка действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки.
Санитарно-эпидемиологическое обследование деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (А) производственных, общественных помещений, (Б) зданий, (В) сооружений, (Г) оборудования, (Д) транспорта, (Е) технологического оборудования, (Ж) технологических процессов, (З) рабочих мест.
Санитарно-эпидемиологическое испытание установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном законом порядке.
Санитарно-эпидемиологическое исследование деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.

Правила проведения мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля и оказания государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения

Мероприятия санитарно-эпидемиологического контроля (экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценка и проч.) проводятся при наличии одного из следующих оснований:

  • A. предписание главного государственного санитарного врача или его заместителя, выдаваемое на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • B. определение, вынесенное должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации ;
  • C. заявление граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
  • В случаях, предусмотренных в п.п. А и В мероприятия государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводятся без взимания платы, тогда как в случае, указанном в п. С, они осуществляются на основе гражданско-правового договора, в связи с чем, соответственно, подлежат оплате. В случае, предусмотренном в п. С, проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы и выдача соответствующего экспертного заключения является основанием для предоставления государственной услуги в соответствии с Приказом № 775 «Выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» (далее по тексту также государственная услуга). Однако, такая услуга, проводимая в целях федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, социально-гигиенического мониторинга оказывается без взимания платы.

Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке (см. п. 1 статьи 42 ФЗ № 52). Юридические лица, индивидуальные предприниматели и эксперты, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, в силу п. 4 ст. 42 ФЗ № 52 несут ответственность за качество и объективность последних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примерный перечень организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, утвержден приказом Роспотребнадзора от 12 ноября 2007 г. № 319, который в настоящее время включает в себя 15 организаций.

Заметим, что специальными функциями в области проведения соответствующих санитарно-эпидемиологических мероприятий надзора и контроля наделены федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, а также в организациях отдельных отраслей промышленности.

В предоставлении государственной услуги по выдаче СЭЗ наряду с перечисленными выше государственными органами участвуют также Федеральная налоговая служба России, которая рамках межведомственного электронного взаимодействия предоставляет специалистам Роспотребнадзора сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

Сведения о местонахождении Федеральных бюджетных учреждениях здравоохранения — центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, несущих основную нагрузку по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, приводятся в приложении № 2 к Регламенту, утв. Приказом № 775.

Результатом санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок являются оформленные в соответствии с требованием законодательства РФ экспертное заключение, акт обследования, протокол исследований (испытаний). Типовые бланки данных документов утверждены Приказом Минздрава РФ от 27 октября 2000 г. № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора». Подготовленные по результатам проведения мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля экспертное заключение, акт обследования и протокол исследований (испытаний) являются основаниями для последующего получения заинтересованным лицом государственной услуги по выдаче Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологического заключения.

По общему правилу санитарно-эпидемиологические экспертизы и иные виды мероприятий санитарно-эпидемилогического контроля проводятся уполномоченными на то организациями (в основном это упомянутые выше ФБУЗы «Центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора») по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица в срок не более 2 (два) месяца.

Непосредственно же оформление санитарно-эпидемиологического заключения и его выдача осуществляются Роспотребнадзором и его территориальными управлениями, перечень которых приведен в Приложении № 1 к Регламенту, утв. Приказом № 775, в срок не более 30 (тридцать) дней.

Таким образом, общее время, необходимое для получения заинтересованным лицом санитарно-эпидемиологического заключения, составляет не более 3 (три) месяцев, поскольку как следует из изложенного выше, включает в себя два обозначенных этапа:

  • первый — проведение мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля и получение по их итогам экспертного заключения;
  • второй — оформление и выдача управлением Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения на основании представленного заявления и экспертного заключения.

Подпишитесь на нас

Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации 1.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. 2.

Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;

органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном);

структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения);

государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. 3.

Организацию деятельности системы государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи. 4.

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию. 5.

Главные государственные санитарные врачи являются руководителями соответствующих органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор. 6.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации. 7.

Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Финансирование государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации

Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется за счет:

средств федерального бюджета;

средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

средств, получаемых от издательской деятельности;

добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;

других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 48. Право органов и учреждений государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками 1.

Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами и учреждениями государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2.

Земельные участки, на которых размещаются здания и сооружения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1.

Должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений указанной службы (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений указанной службы.

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор, устанавливается положением о государственной санитарноэпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. 2.

Воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. 3.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца. 5.

Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификаты по специальности "медико-профилактическое дело".

Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам; проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства. 2.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей 1.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: 1)

рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства; 2)

предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства; 3)

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона; 4)

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

вызове в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарноэпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона; 5)

при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции; производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не имеющей санитарноэпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов; 6)

при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах; 7)

за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов; направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел; 8)

вносить предложения:

в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в финансово-кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;

в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;

в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;

работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства. 2.

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями:

выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов норм проектирования, проектов государственных стандартов, строительных норм и правил, проектов ветеринарных и фитосанитарных правил, проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей природной среды, проектов образовательных стандартов, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - документы) санитарным правилам;

утверждать санитарные правила, нормативные и другие документы, регламентирующие деятельность органов и учреждений государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации, а также методы, предусмотренные пунктом 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;

вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных указанными органами документов, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта;

вносить в Правительство Российской Федерации предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации. 3.

Главные государственные санитарные врачи, указанные в пункте 4 статьи 46 настоящего Федерального закона, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и подпунктами 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи, наделяются дополнительными полномочиями:

разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проекты санитарных правил для утверждения;

утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Статья 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения;

устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарноэпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;

оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.

Статья 53. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

15 сентября 2017 года у государственной санитарно-эпидемиологической службы юбилей. Ей исполняется 95 лет.

В 1922 году был издан декрет совета народных комиссаров «О санитарных органах республики». С этого времени началась история санитарно-эпидемиологического надзора, как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшения санитарного состояния страны.

В течении почти сорока лет все основные задачи и функции службы были связаны с обеспечением экономического развития страны. В последующие годы её деятельность регламентировалась правительственным документом «Положение о государственном санитарно надзоре в СССР».

Новая и знаменательная страница в истории службы была открыта в апреле 1991 года. Впервые за 70 лет её существования был принят закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это был качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны было введено правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил основные положения предшествующего закона, но и включил ряд принципиальных положений, которые до этого регулировались подзаконными актами. Сан-эпиднадзор стал основным средством решения насущных проблем охраны здоровья населения.

В 2005 году произошло коренное реформирование госсанэпидслужбы с целью освобождения надзорных органов и несвойственных им функций, устранения дублирования и как следствие повышение эффективности деятельности. В соответствии с указом президента в рамках административной реформы была создана новая структура органов и учреждений: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы - Центры гигиены и эпидемиологии.

В этом году исполняется 70 лет с момента официального образования санитарно-эпидемиологической службы в Сахалинской области. Но, если быть абсолютно точным, то история службы берет начало с апреля 1941 года после издания Сахалинским областным отделом здравоохранения приказа о создании двух межрайонных санитарно-эпидемиологических станций в Александровске-Сахалинском и Охе, и следовательно нам уже 75 лет.

Александровск-Сахалинская СЭС обслуживала Александровск-Сахалинский, Кировский, Восточно-Сахалинский и Широкопадский районы. Охинская СЭС обеспечивала Охинский и Рыбновский районы.

С 1947 года после образования Сахалинской области произошли значительные изменения структуры санитарно-эпидемиологической службы.

Значительно укрепилась материально-техническая база санитарно-эпидемиологической службы области. Во всех районах были построены новые здания, организованы санитарно-гигиенические и бактериологические лаборатории, обеспечивающие исследования по всем разделам гигиены и эпидемиологии.

Достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями. Сегодня уровень заболеваемости в области по многим инфекциям снизился в разы. Накоплен большой опыт в профилактике управляемых инфекций, таких как коклюш, корь, дифтерия, полиомиелит и другие. Охват прививками против этих заболеваний на протяжении десяти лет составляет 97-98%, и как следствие наблюдается стабильно благополучная обстановка по большинству нозологических форм.

Большая работа ведется по защите прав потребителей. Специалисты ведут приемы посетителей, дают консультации, оказывают помощь в досудебной защите нарушенных прав. В управлении создана общественная приемная, где ежедневно работает горячая линия.

На сегодняшний день служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области с его территориальными отделами, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области.

Во все периоды становления санитарно-эпидемиологической службы на Сахалине особое внимание уделялось кадровому вопросу. Многие из врачей с первых лет образования службы посвятили себя делу охраны здоровья населения на Сахалине и трудились до выхода на пенсию. Большой вклад, свои знания и умения в становлении, развитии и совершенствования санэпидслужбы области внесли А.И. Громов, Ю.А. Щербин, Ю.А. Стиплин, Е.В. Папиренко, И.А. Подолянко, Г.В. Молдавский, Б.А. Горбунов, С.Д. Рябкова, Ю.А. Закис и многие другие.

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 680 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"

3. "Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 680.

4. Базельская конвенция "О контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением", 1992 (ратифицирована Федеральным Собранием, ноябрь 1995).


"МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.10.1998) Положением о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 N 680 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3197), и в целях выполнения организациями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации платных медицинских работ и оказания услуг приказываю.