Начальник центрального продовольственного управления мо рф. Продовольственная служба вооруженных сил и направления ее совершенствования

Продовольственное обеспечение и вещевое обеспечение являются одними из видов материального обеспечения военнослужащих. Права военнослужащих на продовольственное и вещевое обеспечение регулируются ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

1. Продовольственное обеспечение военнослужащих. Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:

Организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

Выдача продовольственного пайка;

Выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска;

Выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Основным нормативным правовым актом, определяющим задачи, организацию и порядок продовольственного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, является Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденное приказом министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. № 400.

В военное время вопросы продовольственного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации регулируются нормативными правовыми актами военного времени.

Обеспечение военнослужащих и других контингентов в Вооруженных Силах продовольствием осуществляется по нормам продовольственных пайков (рационов питания), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, и по нормам, установленным министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему прав. Нормы продовольственных пайков (рационов питания) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1992 г. № 479-28 и объявлены в приложениях к Положению о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.

Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время содержит 20 норм продовольственных пайков (рационов питания): общевойсковой паек; летный паек; морской паек; подводный паек; лечебный паек; дополнительный паек для доноров; индивидуальный рацион питания для боевой деятельности войск (ИРП-Б) и др. Деление продовольственных пайков (рационов питания) на виды вызвано, прежде всего, различными условиями прохождения военной службы. Нормы продовольственных пайков (рационов питания) представляют собой совокупность различных продуктов питания, установленную для одного человека в сутки.

Кроме того, Правительство Российской Федерации может устанавливать и дополнительные нормы продовольственных пайков (рационов питания) для отдельных категорий военнослужащих. Например, Правительством Российской Федерации установлена Временная норма продовольственного пайка для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, назначенных в состав караула для несения караульной службы, на одного человека в сутки.

Выдача указанных продуктов по Временной норме продовольственного пайка производится дополнительно к положенным нормам продовольственных пайков.

Основным структурным звеном Вооруженных Сил Российской Федерации, на которое возложено непосредственное решение задач продовольственного обеспечения, является продовольственная служба - совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами продовольственного обеспечения.

Выполнение задач, возлагаемых на продовольственную службу, осуществляется органами военного управления, в распоряжении которых имеются: продовольственные склады и базы с запасами продовольствия, техники и имущества, столовые воинских частей (камбузы, гарнизонные цеха по первичной переработке продуктов), военные хлебозаводы (хлебопекарни), промышленные (ремонтные) предприятия, подсобные хозяйства, военные школы младших специалистов, военные школы поваров (учебные роты коков) и учебные хлебопекарни.

К органам военного управления продовольственной службы (обеспечивающим органам) относятся:

В центре - Центральное продовольственное управление Министерства обороны;

В управлениях главнокомандующих видами и родами Вооруженных Сил, в военных округах и на флотах, в армиях, на флотилиях, в военно-морских базах, соединениях, на береговых (плавучих) базах и в воинских частях - продовольственная служба.

Центральное продовольственное управление Министерства обороны Российской Федерации руководит продовольственной службой и имеет право давать указания, разъяснения войскам и силам флота по вопросам продовольственного обеспечения.

Проекты приказов, директив и указаний министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны, содержащие вопросы продовольственного обеспечения войск и сил флота, до представления на подпись согласовываются с Центральным продовольственным управлением Министерства обороны.

Обеспечение войск и сил флота продовольствием осуществляется по схеме:

В Вооруженных Силах (кроме Военно-Морского Флота): центр - военный округ - армия - соединение - воинская часть - подразделение - военнослужащий;

В Военно-Морском Флоте: центр - флот (флотилия) - военно-морская база (отдел тыла) - соединение (береговая база соединения кораблей, плавучая база) - корабль (воинская часть) - подразделение - военнослужащий.

Военнослужащие по прибытии в воинскую часть зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части. Основанием для зачисления на продовольственное обеспечение служат аттестат на продовольствие и предписание или командировочное удостоверение или отпускной билет военнослужащего.

Аттестат на продовольствие является документом, подтверждающим, по какое число и по нормам какого пайка удовлетворены военнослужащий или воинская команда (подразделение) продовольствием в натуре, или денежной компенсацией взамен пайка, или продовольственно-путевыми деньгами при убытии из воинской части. Аттестат дает право военнослужащему (воинской команде, подразделению) на получение продовольствия в натуре, или питания, или денежной компенсации взамен продовольственного пайка, или продовольственно-путевых денег.

При первоначальном возникновении права у военнослужащих на продовольственное обеспечение за счет государства они зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части без аттестата на продовольствие.

Без аттестата на продовольствие зачисляются также военнослужащие, имеющие право на получение продовольственного пайка (питания) за счет государства, доставленные в военно-медицинские учреждения при внезапных заболеваниях (травмы, отравления, инфекционные болезни и др.). В этих случаях военно-медицинское учреждение обязано истребовать аттестат на продовольствие из соответствующей воинской части, а последняя - немедленно выслать его военно-медицинскому учреждению.

Военнослужащие, получающие положенные им продовольственные пайки в виде питания, при убытии из воинской части снимаются с продовольственного обеспечения (питания) на основании приказа командира воинской части об убытии с выдачей аттестата на продовольствие.

Военнослужащие, получающие положенные им продовольственные пайки продуктами на руки или взамен их денежную компенсацию, при убытии из воинской части снимаются с продовольственного обеспечения со дня, следующего за днем, по который они обеспечены продовольственным пайком или денежной компенсацией.

При увольнении (исключении из списков личного состава воинской части) военнослужащие, имеющие право на получение продовольственного пайка (питания) за счет государства, обеспечиваются продовольственным пайком (питанием) или денежной компенсацией по день исключения их из списков личного состава воинской части.

В случае убытия военнослужащих из воинской части в составе воинской команды (подразделения) аттестат на продовольствие выписывается один на всю воинскую команду.

Военнослужащим, увольняемым в запас, аттестат на продовольствие не выдается. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, увольняемым в запас, об удовлетворении их продовольствием (продовольственно-путевыми деньгами на путь следования) при выдаче предписания в нем делается соответствующая запись.

Питание по месту военной службы организуется в соответствии с: УВС ВС РФ, Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, Руководством по организации питания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждаемым начальником Центрального продовольственного управления.

Следует заметить, что данная форма продовольственного обеспечения распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и по контракту. Перечень отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, питание которых организуется по месту прохождения военной службы, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 695.

В воинских частях для обеспечения питанием (горячей пищей) военнослужащих, имеющих право на получение питания за счет государства, штатами предусматриваются соответствующие столовые (солдатские, матросские, курсантские, офицерские и др.). Питание личного состава кораблей (судов) Военно-Морского Флота организуется через камбузы, столовые, кают-компании кораблей (судов), плавучих и береговых баз.

В исключительных случаях, когда по условиям прохождения военной службы (работы) и расквартирования не представляется возможным обеспечивать отдельные команды (подразделения) военнослужащих, гражданский персонал горячей пищей через столовые воинских частей, а создание новых столовых экономически нецелесообразно, разрешается организовывать питание этих лиц через столовые общественного питания на договорных началах по норме положенного им продовольственного пайка.

Питание военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проживающих без семей, и холостяков, по их желанию, организуется через солдатские (матросские) столовые воинских частей в отдельно оборудованных помещениях (обеденных залах) в порядке, определенном п. 23 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время. Питание указанных военнослужащих может быть организовано и в самодеятельных столовых воинских частей.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, получающие продовольственные пайки в виде питания за счет государства, во время нахождения в отпуске при воинской части (по месту военной службы) могут обеспечиваться питанием через столовые (кают-компании) воинских частей по нормам положенного им продовольственного пайка.

Обеспечение питанием курсантов в период прохождения ими учебной практики и стажировки в воинских частях по планам учебных заведений производится с предварительной оплатой стоимости продовольственного пайка по учетным ценам на день отпуска продовольствия в столовую и расходов по приготовлению пищи в размере 20% стоимости пайка (без хлеба).

Военнослужащие, получающие продовольственные пайки в виде питания через столовые воинских частей и страдающие болезнями органов пищеварения, обеспечиваются диетическим питанием. Пища для них готовится по отдельной раскладке из продуктов, положенных им по нормам, с частичной их заменой. Для приема пищи выделяются отдельные столы.

В воинских частях, личный состав которых получает питание по общевойсковому пайку, горячая пища готовится и выдается три раза в сутки (на завтрак, обед и ужин) и не менее четырех раз в сутки по пайку для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ.

Выдача продовольственного пайка производится в основном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которым не организуется питание по месту прохождения военной службы.

Выдача продовольственного пайка является для указанной категории военнослужащих основной формой продовольственного обеспечения. По просьбе военнослужащего взамен положенного продовольственного пайка (питания) ему может быть выплачена компенсация. Право замены одной формы на другую принадлежит военнослужащему, а не воинским должностным лицам154.

Выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости производится следующим категориям военнослужащих:

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которым не организуется питание по месту прохождения военной службы, изъявившим желание на ее получение;

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска.

Списки военнослужащих, которым разрешается выдача продовольственных пайков на руки или выплата денежной компенсации, а также сроки выдачи (выплаты) продовольственных пайков (денежной компенсации) ежемесячно (до 30-го числа предыдущего месяца) объявляются приказом командира воинской части.

Списки составляются штабом воинской части на основании рапортов командиров подразделений.

Выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, применяется командованием в целях реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на продовольственное обеспечение в случае невозможности получения ими горячей пищи через столовые военно-продовольственных пунктов в пути следования в составе воинских команд и в одиночном порядке.

Продовольственно-путевые деньги указанным военнослужащим выплачиваются на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное их питание.

Военнослужащие, назначенные в состав караулов (команд), в том числе проводники-механики, для охраны, обороны и сопровождения воинских и специальных грузов при их перевозке и в пути следования к месту приемки этих грузов и при возвращении после их сдачи пассажирскими поездами, могут обеспечиваться продовольственно-путевыми деньгами с учетом стоимости дополнительных продуктов.

Выплата продовольственно-путевых денег и денежной компенсации взамен продовольственного пайка личному составу караулов (команд) производится за фактическое время нахождения в пути следования, в том числе и за время задержки в пути.

В воинской части выплата продовольственно-путевых денег производится финансовой службой по раздаточным ведомостям, составляемым начальником продовольственной службы и утверждаемым командиром воинской части.

Выплата военнослужащим продовольственно-путевых денег указывается в аттестате на продовольствие, а военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, уволенным в запас, - в предписании.

2. Вещевое обеспечение военнослужащих. Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости этих предметов.

Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок вещевого обеспечения в мирное время военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, является Положение о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих» от 26 июня 1995 г. № 605.

Кроме Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации утвердило нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом, делегировав Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, право устанавливать:

Порядок применения норм снабжения, указанных в п. 1 вышеназванного постановления, с учетом полного израсходования имеющихся запасов предметов обмундирования прежних образцов, выдаваемых по ранее действовавшим нормам снабжения;

Временные (сроком до 2 лет) нормы снабжения вещевым имуществом отдельных категорий военнослужащих воинских частей, выполняющих особые задания или находящихся в особых климатических условиях. На более длительный срок эти нормы утверждаются по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации;

Нормы снабжения палатками, спортивным имуществом, материалами для ремонта и стирки вещевого имущества (кроме мыла), а также табели к штатам на другие, не предусмотренные нормами снабжения материальные средства;

Целью вещевого обеспечения является удовлетворение потребностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в военной одежде, обуви, нательном белье, постельных принадлежностях, снаряжении, теплых вещах, специальной одежде, тканях, нагрудных знаках и знаках различия, санитарно-хозяйственном, спортивном и альпинистском имуществе (далее именуются - вещевое имущество), что позволяет создать условия для выполнения ими задач боевой и специальной подготовки.

Вещевое имущество можно разделить на виды по различным критериям деления, например:

1) по целевому назначению:

Вещевое имущество текущего обеспечения;

Вещевое имущество фонда сборов;

Вещевое имущество неприкосновенного запаса;

2) по праву пользования им:

Вещевое имущество личного пользования;

Инвентарное имущество.

Вещевое имущество текущего обеспечения предназначается для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Вещевое имущество фонда сборов предназначается для обеспечения граждан, призванных на военные сборы.

Вещевое имущество неприкосновенного запаса предназначается для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и создания запасов на период военного времени.

Вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения.

Поставка вещевого имущества производится предприятиями промышленности по договорам (контрактам), заключаемым в соответствии с объемами, предусмотренными государственным оборонным заказом. Объемы поставок вещевого имущества, включаемого в государственный оборонный заказ, определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации. Оплата за поставляемое вещевое имущество осуществляется по договорным ценам. Отдельные предметы вещевого имущества, не включенные в государственный оборонный заказ, приобретаются воинскими частями самостоятельно в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Решение вопросов вещевого обеспечения военнослужащих возлагается в первую очередь на командиров (начальников), а также на должностных лиц органов военного управления вещевой службы. Под вещевой службой понимают совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами вещевого обеспечения.

Вещевое имущество отпускается военнослужащим по нормам снабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, и по нормам его содержания в воинских частях, на кораблях, в военных образовательных учреждениях профессионального образования, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом определяют количество предметов, отпускаемых на одного человека (в военно-медицинских (медицинских) учреждениях - на одну штатную койку), и сроки их носки (эксплуатации). Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих» от 26 июня 1995 г. № 605 утверждены 19 норм снабжения. Приведем примеры некоторых из них:

Норма № 1 снабжения вещевым имуществом офицеров и прапорщиков (кроме Военно-Морского Флота, морских частей Пограничных войск Российской Федерации и внутренних войск МВД России);

Норма № 2 снабжения вещевым имуществом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (кроме Военно-Морского Флота, морских частей Пограничных войск Российской Федерации и внутренних войск МВД России);

Норма № 3 снабжения вещевым имуществом военнослужащих-женщин;

Норма № 4 снабжения вещевым имуществом курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования (кроме Военно-Морского Флота).

Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормами снабжения период времени, в течение которого предмет должен находиться в пользовании.

Сроки носки (эксплуатации) предметов вещевого имущества личного пользования, выдаваемых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исчисляются со дня возникновения у военнослужащих права на их получение.

В зависимости от характера использования вещевое имущество подразделяется на две группы: вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество.

Вещевое имущество личного пользования выдается офицерам, прапорщикам и мичманам в готовом виде или изготавливается в ателье (мастерских) по индивидуальным заказам с оплатой стоимости пошива за счет Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Старшинам, сержантам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту или призыву, и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования вещевое имущество выдается, как правило, в готовом виде. В случаях когда подобрать отдельные предметы вещевого имущества по росту и размеру не представляется возможным, производится их подгонка или пошив в ателье (мастерских) с оплатой стоимости подгонки или пошива в установленном порядке.

Военная форма одежды и знаки различия утверждаются Президентом Российской Федерации, а правила их ношения устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба). Существующие военная форма и знаки различия утверждены Указом Президента Российской Федерации «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» от 23 мая 1994 г. № 1010. Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются приказом министра обороны Российской Федерации.

Инвентарное имущество выдается военнослужащим во временное пользование. К инвентарному имуществу относятся: теплые вещи, постельные принадлежности, предметы снаряжения, лагерные и специальные палатки, специальная и летно-техническая одежда, санитарно-хозяйственное, лыжное, спортивное и альпинистское имущество, духовые и ударные музыкальные инструменты, обозное имущество.

Специальная одежда выдается только тем военнослужащим, которые заняты на работах, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом военной техники, и других видах работ.

Летно-техническая одежда выдается военнослужащим в индивидуальное пользование и используется ими до полного износа.

Теплые вещи отпускаются воинским частям в размерах, определяемых командованием военного округа (флота) с учетом особенностей района дислокации воинских частей и характера выполняемых ими задач.

Теплые вещи за военнослужащими, как правило, не закрепляются. Время и порядок их ношения устанавливаются командиром воинской части. По окончании зимнего сезона теплые вещи изымаются из подразделений, рассортировываются, подвергаются ремонту и химчистке и сдаются для хранения на вещевой склад воинской части.

Лагерные и специальные палатки отпускаются для размещения военнослужащих в полевых условиях, а также при ведении военно-топографических, изыскательских, геодезических и других работ в полевых условиях.

Спортивным, лыжным и альпинистским имуществом воинские части обеспечиваются по нормам и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Духовыми и ударными музыкальными инструментами обеспечиваются воинские части, в которых предусмотрено содержание военного оркестра.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов.

Порядок выплаты указанной денежной компенсации определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Ежегодно 18 февраля в нашей стране отмечается День продовольственной и вещевой службы ВС России. Его отмечают все военнослужащие и специалисты, имеющие отношение к данной службе, входящей в систему Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. Данная служба имеет огромнейшее значение как в мирное, так и в военное время, так как известный еще с древнейших времен принцип «сытый солдат – основа армии» остается неизменным и сегодня.

До середины XVII века в нашей стране не существовало организованной системы питания военнослужащих. Государство просто не отпускало армии средств на продовольствие, поэтому все заботы о пропитании возлагались на самих солдат, которые приобретали продукты для себя и корм для лошадей за счет личных средств, в том числе за счет получаемого жалования. При этом служивые люди, которые направлялись на сборы, часть продовольствия приносили с собой из дома, а часть приобретали у местных жителей. Пищу обычно готовили при помощи той посуды, что оказывалась под рукой. К примеру, как отмечали летописцы, при князе Святославе мясо в котлах не варили, а пекли его на углях. Хлеб обычно выпекался в крестьянских печах, а потом просто брался с собой.


Все изменилось кардинальным образом в Петровскую эпоху, после того как Пётр I 18 февраля 1700 году учредил в России специальную должность генерал-провианта, который был ответственен за заготовку и распределение хлебных запасов для нужд армии. Наряду с этим аналогичные должности вводились в составе каждого полка, а назначенных на эти должности людей стали называть провиант-мейстерами. В то же время были сформированы и первые нормы продовольственного довольствия для солдат. На основании указа Петра I на должность «генерал-провианта» был назначен окольничий С. И. Языков.

По сути, в России был создан новый Приказ, который в соответствии с названием должности его начальника начали называть провиантским. Данное событие положило начало централизованному обеспечению армии продовольственными товарами и определило дату зарождения продовольственной (провиантской) службы. С введением для солдат провиантного (крупа, мука) довольствия, а также отпуска им денежных средств на приобретение мяса, овощей и соли в России начинает складываться организованная система питания, одновременно шел процесс формирования органов управления по снабжению войск продовольствием и фуражом.

В тот же день 18 февраля 1700 года в России был образован «Особый приказ», на который Пётр I возложил обязанности по снабжению полков снаряжением, обмундированием и жалованием, а также лошадьми, и обозами. С созданием в России при Петре I по-настоящему регулярной армии все солдаты и офицеры были одеты в единую форму одежды, которая была строго регламентирована и выдавалась на определенный срок. Инициатором коренных изменений в армии нашей страны, особенно в вопросах ее вещевого обеспечения, был генерал-фельдмаршал Д. А. Милютин, занимавший пост военного министра России. Сегодня именно дата 18 февраля отмечается, как День продовольственной и вещевой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, совсем недавно данная служба отмечала свой 315-летний юбилей.

За это время служба прошла долгий путь, который вместил в себя все воины и конфликты, в которые были вовлечены вооруженные силы нашей страны. Самым серьезным испытанием для продовольственной и вещевой службы стала Великая Отечественная война, которая потребовала огромного напряжения ресурсов от всей страны. За все годы войны силами Красной Армии лишь на территории Советского Союза было заготовлено 3,6 миллиона тонн зернопродуктов, из которых 2 миллиона тонн было направлено на нужды фронта, а оставшиеся 1,6 миллиона тонн были сданы на обеспечение нужд гражданского населения. За все годы Великой Отечественной войны наши вооруженные силы получили более 38 миллионов шинелей, свыше 11 миллионов пар валенок, 73 миллиона гимнастерок и большое количество иных предметов вещевого имущества, без которых также нельзя было представить себе победу в этой страшной войне.


Столетия сменяют друг друга, меняются названия должностей, нормы довольствия военнослужащих и их состав, но продовольственная и вещевая служба по-прежнему продолжают существовать в Вооруженных Силах нашей страны, выполняя очень важную задачу по организации полноценного и доброкачественного вещевого обеспечения и питания всех российских военнослужащих. Сегодня при всех многочисленных нюансах армейской жизни, никто не будет отрицать того факта, что нормы питания для ВС России установлены в соответствии с требованиями физиологических нормативов, а также отвечают критериям рационального и сбалансированного питания. Организация питания военнослужащих превратилась сегодня в самую настоящую науку.

По информации пресс-службы Минобороны России, в настоящее время в ВС страны военнослужащие обеспечиваются питанием по 21 норме продовольственных пайков. Основные из этих пайков включают в свой состав более 40 различных наименований продуктов питания. Благодаря этому удалось добиться большого разнообразия блюд, а само питание военнослужащих организовано сегодня более чем в двух тысячах столовых и камбузов.

Осуществляется перевод армейских столовых на организацию питания с элементами полноценного «шведского стола». На февраль 2015 года на такую форму было переведено 835 столовых, что потребовало оборудования порядка 1,4 тысяч салат-баров. Каждый год на довольствие российских военнослужащих тратиться более 700 тысяч тонн различного продовольствия. При этом в войсковых столовых сегодня эксплуатируется более 44,5 миллионов единиц посудо-хозяйственного имущества, а также практически 6 тысяч единиц специального оборудования. Специально для улучшения жизни и условий быта военнослужащих российской армии в подразделениях было оборудовано более 6,5 тысяч чайных комнат, для чего в войска поставили 101,3 тысячи чайных пар и 25,7 тысяч чайников.


Внушительными цифрами представлено и вещевое обеспечение военнослужащих. Постоянно в личном пользовании находится более 50 миллионов разных предметов формы одежды, ежегодно их выдается более 15 миллионов единиц. Обеспечение военнослужащих российской армии организовано сегодня по 54 нормам снабжения с использованием более 3 тысяч наименований вещевого имущества. При этом в последние несколько лет все более очевидным представляется прогресс в улучшении вещевого обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. С 2014 года все российские военнослужащие срочной службы, а также курсанты обеспечиваются несессерами – уникальными наборами для личной гигиены военнослужащих.

Также в России был завершен переход ВС на ношение всеми категориями военнослужащих всесезонного комплекта полевого обмундирования (ВКПО). Данный комплект выделяется своей функциональностью и позволяет российским военнослужащим выполнять все виды боевых и специальных задач в самых разных климатических и погодных условиях нашей огромной страны.

18 февраля коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих и гражданских служащих, а также ветеранов продовольственной и вещевой службы ВС Российской Федерации с их профессиональным праздником!

Материалы из открытых источников

Наука и военная безопасность, №2/2004, стр. 59-60

М.П. ЗАЙКОВСКИЙ , ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных СилРеспублики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент

Продовольственное обеспечение является частью материального обеспечения Вооруженных Сил и включает в себя обеспечение воинских частей продовольствием, техникой и имуществом продовольственной службы, а также организацию питания военнослужащих по установленным нормам. Для выполнения задач продовольственного обеспечения в Вооруженных Силах имеется продовольственная служба, включающая органы военного управления, продовольственные базы и склады с запасами продовольствия, техники и имущества, столовые и подсобные хозяйства

К органам военного управления относятся: в центре - продовольственное управление тыла Вооруженных Сил, в Сухопутных войсках, ВВС и войсках ПВО, оперативных и оперативно-тактических командованиях - продовольственные службы. Продовольственное управление было создано в мае 2002 года на базе продовольственной службы тыла Вооруженных Сил. Структурная схема продовольственного управления показана на рисунке 1.

В настоящее время в состав продовольственной службы входят три продовольственные базы, ремонтный завод и школа подготовки младших специалистов.

Возможности продовольственных баз по хранению продовольствия составляют свыше 60 тысяч тонн. В организациях центрального подчинения работает около 400 человек, в том числе около 50 военнослужащих.

В продовольственной службе, кроме организаций центрального подчинения, имеются войсковые продовольственные склады, столовые, овощехранилища, квасильно-засолочные пункты и подсобные хозяйства. Обеспечение воинских частей и организаций продовольствием производится по схеме, показанной на рисунке 2.

Хлебом, мясом, молоком, картофелем и овощами воинские части обеспечиваются непосредственно от поставщиков. Оплату полученных продуктов производят продовольственные базы. Другие продукты

Крупы, макароны, специи, рыбу

Закупает продовольственное управление или продовольственные базы, а затем обеспечивают ими воинские части. Указанная схема в основном удовлетворяет требованиям по обеспечению войск продовольствием, однако в связи с реформированием Вооруженных Сил потребовалось дальнейшее ее совершенствование.

В службах тыла Вооруженных Сил в разное время разрабатывались имущества воинским частям.

Необходимость централизованного подвоза вызвана сокращением количества центральных продовольственных складов и, соответственно, увеличением расстояний подвоза от оставшихся продовольственных баз до воинских частей. Путем сравнения стоимости подвоза продовольствия воинскими частями самостоятельно и стоимости централизованного подвоза силами и средствами центральных баз была определена экономическая эффективность проводимого мероприятия. Установлено, что затраты при централизованном подвозе в 1,5 - 2,0 раза меньше, чем предложения по совершенствованию продовольственного обеспечения.

Все предложения можно сгруппировать по следующим направлениям и провести их краткий анализ.

1. Организация централизованного подвоза продовольствия, техники и при самостоятельном подвозе транспортом воинских частей.

Для централизованного подвоза используются большегрузные автомобили типа МАЗ, КамАЗ, а также железнодорожные вагоны.

Вместе с тем, у этого направления есть и недостатки, касающиеся обеспечения скоропортящимися продуктами, которые надо завозить в воинские части часто и малыми партиями или строить большие, дорогостоящие холодильники для их длительного хранения.

2. Организация закупок продовольствия непосредственно воинскими частями на местах.

Приказом министра обороны Республики Беларусь от 2002 года № 128 были определены пять воинских частей, в которых должен проводиться эксперимент по самостоятельной закупке продовольствия от местных организаций. Сущность данного способа закупок заключается в том, что воинским частям выделяются денежные средства на закупку продовольствия. Тендерная комиссия воинской части во главе с заместителем командира по тылу определяет потенциальных поставщиков продовольствия, проводит тендер по выбору продовольствия с наиболее низкими ценами.

Командир воинской части заключает договора, а продовольственная служба получает продукты, учитывает их и готовит документы на оплату. Продукты могут завозиться и транспортом поставщиков. Положительными сторонами данного способа являются сокращение сроков оплаты и транспортных расходов, уменьшение отрыва личного состава от боевой учебы.

Вместе с тем при таких закупках требуется полное и своевременное финансирование, четкость работы тендерной комиссии, постоянный контроль над закупками. Отдельные командиры воинских частей, предвидя трудности, отказываются внедрять предложенный способ обеспечения продовольствием.

3. Обеспечение воинских частей хлебом, мясом, молочными продуктами силами и средствами поставщиков и оплатой продовольствия центральными базами. Этот способ экономически выгоден, но не все поставщики согласны завозить продукты своим транспортом, особенно в отдаленные гарнизоны.

4. Организация питания летного, инженерно-технического состава авиации и больных силами и средствами РУП «Военсервис».

Такой способ целесообразно применять там, где нет своих столовых, оборудования, поваров и продовольственных складов. Важным моментом при заключении договоров является оплата за оказываемые услуги. Если стоимость пайка может объявляться ежеквартально или даже ежемесячно и использоваться при расчетах, то стоимость обслуживания является отдельной темой для переговоров и контроля.

Проведенный в Военной академии Республики Беларусь эксперимент по питанию в столовой «Военсервиса» курсантов летного факультета в целом выявил много положительного, однако еще есть вопросы, требующие дальнейшей проработки при массовом внедрении такой системы. Это прежде всего вопросы передачи собственности Министерства обороны другим организациям.

5. Организация питания военнослужащих в гарнизонах с использованием базовых комбинатов питания.

В этом случае на базе одной из столовых гарнизона создается комбинат питания, где готовится пища для военнослужащих всего гарнизона. Прием пищи личным составом производится в столовых воинских частей, куда готовая пища доставляется из комбинатов питания. Положительными сторонами здесь являются: сокращение поварского состава, технологического оборудования, расхода электроэнергии, пара и воды. Вместе с тем есть целый ряд недостатков, препятствующих широкому внедрению данной системы обеспечения. Это прежде всего необходимость в специальном транспорте и таре для подвоза пищи, наличия технических средств для подогрева пищи, штата поваров для раздачи пищи и мойщиков посуды.

6. Закупка картофеля и овощей в течение года вместо массовой заготовки и закупки в осенний период. Эксперимент по этим вопросам проводился еще в 1995 - 1996 годах на базе 12-го отдельного учебного полка связи (г. Несвиж). В ходе эксперимента было установлено, что такой способ может быть использован, но только в тех частях, где нет своих овощехранилищ, а овощные базы, где могут производиться закупки, размещаются не далее 5 км от воинских частей.

7. Сокращение нерентабельных подсобных хозяйств воинских частей.

Анализ деятельности подсобных хозяйств, проведенный военно-экономическим управлением и продовольственной службой в 2002 году, показал, что при подсчете всех расходов на ведение подсобных хозяйств почти все они являются нерентабельными. В связи с этим идет их постепенное сокращение. В соответствии с директивой министра обороны штатные начальники подсобных хозяйств имеются только в 23 воинских частях, которые имеют хорошую материально-техническую базу и способны обеспечить хотя бы минимальную рентабельность.

8. Организация ремонта и обслуживания техники продовольственной службы силами и средствами местных организаций.

Ремонт техники продовольственной службы в настоящее время производится в основном на 366-м ремонтном заводе, а также выездными бригадами от завода непосредственно в воинских частях. Такая организация в целом позволяет проводить необходимый ремонт техники в установленные сроки. Однако анализ повторного выхода техники из строя в воинских частях показывает, что качество ремонта выездными бригадами, да и на самом заводе не всегда удовлетворительное, гарантий завод не дает, ссылаясь на то, что техника в основном уже отслужила гарантийные сроки.

В 2002 году в некоторых гарнизонах проводился эксперимент по ремонту техники продовольственной службы гражданскими организациями по месту дислокации воинских частей с заключением договоров на техническое обслуживание и ремонт. Такая организация ремонта позволяет поддерживать технические средства столовых и складов в исправном состоянии и быстро устранять возникающие неисправности. Однако ремонтные организации требуют своевременной и полной оплаты выполненных работ, а иногда и предоплаты. Кроме того, они не всегда ставят старую технику на гарантийное обслуживание.

9. Разработка новых норм продовольственного обеспечения различных категорий военнослужащих.

Действующие в настоящее время нормы продовольственных пайков были утверждены министром финансов по распоряжению Совета Министров в 1996 году. Нормы пайков были составлены с учетом требуемой энергетической ценности, наличия в нормах продуктов белков, жиров и углеводов в требуемом соотношении, наличия животных белков, содержащих незаменимые аминокислоты, наличия микроэлементов и витаминов. Нормы были согласованы с министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, экономики, юстиции, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и всеми силовыми министерствами и республиканскими органами государственного управления. В бюджете Республики Беларусь на закупки продовольствия по этим нормам ежегодно предусматривается выделение необходимой суммы денежных средств.

Конечно же, существующие нормы имеют ряд недостатков, о них было указано и в отзыве Министерства здравоохранения и других министерств и органов управления. Это недостаточное количество животных белков, свежих фруктов, соков и напитков. Частично эти недостатки могут устраняться применением норм замены одних продуктов другими.

Коренное изменение норм продовольственных пайков необходимо, но оно может быть произведено только при обеспечении достаточного их финансирования. На наш взгляд, в новых пайках набор продуктов должен обеспечивать приготовление 2-3 равноценных блюд на каждый прием пищи, чтобы военнослужащий сам смог выбирать блюда по вкусу и в достаточном количестве.

Таким образом, продовольственная служба в настоящее время возложенные на нее задачи выполняет. Реформирование продовольственного обеспечения в мирное время направлено на сокращение расходов на содержание большого количества организаций и обслуживающего персонала, организацию перевозок продовольствия и техники и в то же время на увеличение денежных средств на закупки продовольствия в достаточных количествах и более качественного. Анализ направлений совершенствования продовольственного обеспечения поможет должностным лицам тыла принять правильные решения при разработке планов дальнейшего реформирования продовольственной службы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Соглашение между Департаментом продовольственных ресурсов г. Москвы, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве и федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по г. Москве" от 30.03.2005 "О взаимодействии в области снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный комплекс города Москвы недоброкачественных пищевых продуктов"

СОГЛАШЕНИЕ
от 30 марта 2005 года
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ
ПРОНИКНОВЕНИЯ В ОПТОВЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
ГОРОДА МОСКВЫ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Департамент продовольственных ресурсов города Москвы в лице руководителя Бабурина Александра Ивановича, действующего на основании Положения (далее - департамент), территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в лице исполняющего обязанности руководителя Филатова Николая Николаевича, действующего на основании Положения (далее - управление), федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по городу Москве" в лице главного врача Иваненко Александра Валентиновича, действующего на основании Положения (далее - центр), Российский союз предприятий холодильной промышленности в лице президента Антонова Анатолия Алексеевича, действующего на основании устава (далее - Союзхолод) и Союз предприятий плодоовощного комплекса в лице исполнительного директора Синицына Александра Дмитриевича, действующего на основании устава (далее - Союзплодоовощ), именуемые совместно "стороны", заключили настоящее соглашение о нижеследующем.
1. Предмет соглашения
1.1. Настоящее соглашение заключено в целях координации работ и взаимодействия сторон в области снижения рисков проникновения на оптовый продовольственный рынок города недоброкачественных пищевых продуктов.
1.2. Осуществляемая в пределах компетенции сторон координация работ достигается следующими путями:
- совместное планирование и рассмотрение результатов, выработка совместных предложений по вопросам обеспечения требуемого уровня качества и безопасности;
- совместное участие в мониторинге, обмене информацией по вопросам качества и безопасности продукции, находящейся в оптовом продовольственном комплексе города.
2. Взаимодействие сторон при осуществлении мониторинга
2.1. Стороны участвуют в проведении мониторинга:
- движения ресурсов в оптовом продовольственном комплексе Москвы;
- предприятий и организаций - участников оптового продовольственного рынка;
- состояния материально-технической базы предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса.
2.2. Департамент информирует управление, центр, Союзхолод, Союзплодоовощ о мероприятиях, проводимых по формированию и выполнению закупок по годовым программам, а также о закупках продукции в городской резерв и городской заказ, по их дислокации, обслуживанию и выпуску, об организованных поставках.
2.3. Управление совместно с центром направляет департаменту, Союзхолоду, Союзплодоовощу сведения о результатах проводимого мониторинга качества ресурсов.
2.4. Стороны сотрудничают в следующей работе:
- создание и ведение реестра складских помещений Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров;
- создание и поддержание системы добровольной сертификации хранилищ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров "Моспродоптхранение".
2.5. Департамент, Союзхолод, Союзплодоовощ принимают меры к устранению выявленных управлением нарушений при проведении контрольных и надзорных мероприятий на предприятиях, в организациях оптового продовольственного комплекса и в случае необходимости на основании предписания управления готовят предложения предприятиям оптового продовольственного комплекса о расторжении договоров аренды складских помещений с организациями, допустившими грубые нарушения.
3. Взаимодействие сторон по обмену информацией
3.1. Департамент предоставляет информацию управлению, Союзхолоду, Союзплодоовощу о движении продовольственных ресурсов, находящихся в оптовом продовольственном комплексе Москвы.
3.2. Управление и центр информируют департамент, Союзхолод и Союзплодоовощ о следующем:
- факты выявления на предприятиях оптового продовольственного комплекса пищевых продуктов и сырья, не отвечающих требованиям нормативной и технической документации, факты несоблюдения предприятиями оптового продовольственного комплекса требований санитарно-эпидемиологических нормативных документов;
- запрещение на ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов и сырья из стран дальнего и ближнего зарубежья, неблагополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении, не прошедшей регистрацию пищевой продукции и отмена запретов на ввоз продукции.
3.3. Стороны обмениваются информацией о предприятиях и организациях оптового продовольственного комплекса Москвы, систематически нарушающих требования законодательства в области качества и безопасности пищевых продуктов в рамках договоров поставки, бюджетного кредита, аренды помещений, и направляют предприятиям и организациям списки недобросовестных участников оптового рынка в целях исключения их функционирования на других объектах оптового продовольственного комплекса до устранения отмеченных недостатков.
3.4. Стороны определяют перечень вопросов, информация по которым может быть доведена до участников и операторов оптового продовольственного рынка Москвы.
3.5. Стороны обязуются не разглашать третьим лицам информацию, полученную друг от друга в рамках реализации настоящего соглашения и признанную сторонами конфиденциальной.
4. Полномочия сторон по обеспечению взаимодействия в области
снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный
комплекс недоброкачественной продукции
4.1. В целях снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный комплекс недоброкачественной продукции осуществляется следующее:
- департамент включает по согласованию с Союзхолодом и Союзплодоовощем требования по качеству и безопасности в условия квалификационного отбора поставщиков, договоры бюджетного кредита (финансовая поддержка) для выполнения программы закупок основных социально значимых видов продовольствия;
- Союзхолод и Союзплодоовощ рекомендуют предприятиям оптового продовольственного комплекса Москвы, предоставляющим услуги по аренде складских помещений, включать в соответствующие договоры на аренду помещений условия и требования по качеству и безопасности продукции, производственной санитарии и контролю;
- Союзхолод и Союзплодоовощ рекомендуют предприятиям оптового продовольственного комплекса включать соответствующие требования и условия по качеству и безопасности продукции в договоры на поставку (закупку) продукции;
- департамент, Союзхолод, Союзплодоовощ, управление и центр способствуют разрешению вопросов, возникающих при оценке качества и безопасности продукции.
4.2. Стороны разрабатывают совместные мероприятия по недопущению проникновения в оптовый продовольственный комплекс Москвы недоброкачественных пищевых продуктов.
4.3. Стороны принимают участие в разработке и осуществлении технических регламентов, стандартов по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов, хранения, переработки, использования пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные источники (в пределах своей компетенции).
4.4. Стороны участвуют в разработке городских целевых программ, генеральных соглашений, условий квалификационного отбора, проведения тендеров и конкурсов, а также проектов договоров бюджетного кредита, поставок и аренды складских помещений с целью обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, повышения ответственности и соблюдения предприятиями требований санитарно-эпидемиологического и производственного контроля.
4.5. Стороны взаимодействуют в области выполнения предприятиями и организациями оптового продовольственного комплекса требований действующих нормативных правовых актов, инструкций и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
4.6. Стороны организуют совместное проведение совещаний и семинаров, а также содействуют обучению специалистов предприятий оптового продовольственного комплекса города по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
4.7. В целях организации вышеупомянутых работ стороны могут создавать временные рабочие органы (штабы, рабочие группы, комиссии и т.д.).
4.8. По договоренности между руководителями сторон их представители могут участвовать в работе совещаний, коллегий, "круглых столов" и других мероприятиях, организуемых по вопросам обеспечения снижения рисков проникновения недоброкачественной продукции в оптово-продовольственный комплекс города.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами.
5.2. Настоящее соглашение заключено на неопределенный срок.
5.3. Настоящее соглашение может быть расторгнуто сторонами по взаимному согласию либо по требованию одной из сторон путем письменного уведомления. В этом случае настоящее соглашение считается расторгнутым через один месяц после получения сторонами письменного уведомления о его расторжении.
5.4. Любые изменения и дополнения к настоящему соглашению должны быть совершены в письменной форме и подписаны сторонами.
5.5. Настоящее соглашение составлено в пяти экземплярах (по одному для каждой стороны), имеющих одинаковую юридическую силу.
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
продовольственных ресурсов
города Москвы
А.И. Бабурин
И.о. руководителя территориального
управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
человека по городу Москве
Н.Н. Филатов
Главный врач Федерального
государственного учреждения
здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
по городу Москве"
А.В. Иваненко
Президент Российского союза
предприятий холодильной
промышленности
А.А. Антонов
Исполнительный директор
Союза предприятий
плодоовощного комплекса
А.Д. Синицын