Чем определяется порядок организации деятельности местной администрации. Правовые основы организации и деятельности местной государственной администрации

Местная администрация это управленческий орган местного значения, созданный с целью выполнения распорядительных функций и исполнения муниципальных актов на территории муниципалитета.

Сотрудники данного органа находятся на муниципальной службе в отличие от городской думы, в которой лица избираются населением. Именно администрация обеспечивает город или район необходимыми ресурсами, транспортом, связью, услугами.

Разрабатываемая депутатами программа развития города передается на реализацию в исполнительный орган местного уровня. В своей деятельности администрация подотчетна представительному органу или мэру.

В этой статье:

Порядок формирования местной администрации

Формирование управленческого органа происходит по конкурсу на замещение вакантной должности. Все местные служащие заключают контракт с главой администрации. Глава администрации исполняет свои обязанности в лице мэра или специально назначенного лица по контракту.

Назначение на должность в администрацию, проходит путем конкурса. По результатам конкурса кандидат заключает контракт на постоянной основе. Кандидат на должность муниципального служащего не должен иметь иностранного гражданства.

Компетенция в проведении конкурса отводится представительному органу. Перед проведением мероприятия по назначению на должность кандидаты оповещаются за двадцать дней. Информация обычно размещается на сайте.

В сведения о конкурсе включаются: замещаемая должность, должностной регламент, требования, предъявляемые на должность. Срок полномочий главы администрации устанавливаются уставом города или района.

Полномочия местной администрации

В компетенцию управленческого органа входит ряд полномочий, к которым можно отнести:

  • Управление собственностью местного значения
  • Разработка и исполнение бюджета местного уровня
  • Обеспечение взимания местных налогов и сборов
  • Предоставление гражданам коммунально-бытовых услуг, например, водоснабжения, энергоснабжения
  • Организация утилизации твердых бытовых отходов
  • Обеспечение дорожной деятельности в границах муниципалитета
  • Наделение жильем лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений
  • Организация транспортных развязок
  • Проведение мероприятий по молодежной политике
  • Предоставление образовательных услуг населению
  • Обеспечение мер по ликвидации непреодолимых обстоятельств в городе или районе, например, экстренное оповещение население о чрезвычайной ситуации
  • Организация досуга населению
  • Благоустройство территории
  • Оказание ритуальных услуг населению

Структура местной администрации

Местная администрация это коллегиальный орган, имеющий свою структуру и построение. Возглавляет ее глава администрации на принципах единоначалия, который может иметь в своем подчинении заместителей.

Структурно управленческий орган делится на управления, департаменты, отделы, комитеты. Например, отдел образования, комитет по молодежной политике, комитет по управлению имуществом и другие.

На каждое структурное подразделение возлагается исполнение определенных полномочий установленных уставом города или района. Количество структурных подразделений исполнительного органа устанавливается также уставом муниципалитета.

Все сотрудники находятся на муниципальной службе, в соответствии с которой вводится ряд ограничений по должности, например, одновременно заниматься предпринимательской деятельностью.

Формирование исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления обусловлено объективными потребностями управления общественной системой на муниципальном уровне. Имея разные наименования, структуру и порядок формирования, они выполняют одну и ту же общую функцию: обеспечивают исполнение решений населения, представительного органа муниципального образования, а также реализацию действующего законодательства Российской Федерации.

Законодательство не содержит определения исполнительного органа муниципального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В большинстве муниципальных образований, как правило, не образуются самостоятельные исполнительные органы специальной компетенции. Деятельность в различных сферах муниципального хозяйства осуществляется структурными подразделениями исполнительно-распорядительного органа общей компетенции или должностными лицами. Орган и структурное подразделение при этом различаются в зависимости от наличия права принятия самостоятельных юридически значимых решений по вопросам, относящимся к компетенции органов местного самоуправления.

Местная администрация является органом общей компетенции, которым руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, и обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации в зависимости от уровня муниципального образования могут входить различные подразделения отраслевого (функционального) назначения: отделы, управления, комитеты (социальной и экономический политики, образования, здравоохранения, культуры, экологии т.д.), а также территориальные органы местной администрации. Обычно глава местной администрации имеет заместителей в сфере финансово-экономической деятельности; в сфере коммунально-бытового обслуживания, в сфере социальной политики и др.

Главой местной администрации является: 1) либо глава муниципального образования, 2) либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, и не может быть менее чем 2 года и более чем 5 лет.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта :

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных ст. 37, ч.10 Федерального закона № 131-ФЗ.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления :

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений по должности;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений по должности;

3) главы местной администрации – в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

§ 6. Контрольный орган муниципального образования

В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования. Теперь сформирована единая правовая основа организации и деятельности контрольно-счетных органов в Российской Федерации – в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований регулируется также Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования :

1) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (ст. 3, ч. 2);

2) образуется представительным органом муниципального образования и ему подотчетен (ст. 3, ч. 2 и 3);

3) обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ст. 3, ч. 4);

4) его наименования, полномочия, состав и порядок деятельности устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 3, ч. 6);

5) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица (ст. 3, ч. 8);

6) имеет гербовую печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба муниципального образования (ст. 3, ч. 9).

Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов.

Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования. Срок их полномочий устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий представительного органа.

В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.

Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ и иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета.

§ 7. Избирательная комиссия муниципального образования

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», избирательная комиссия коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов .

В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 131-ФЗ избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. В пределах своей компетенции она независима как от органов государственной власти, так и от органов местного самоуправления.

Все действующие в Российской Федерации избирательные комиссии, в том числе и избирательная комиссия муниципального образования:

1) обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

2) осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации;

3) обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно;

4) обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет . Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта Российской Федерации в случае преобразования муниципального образования.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», избирательная комиссия муниципального образования:

1) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

2) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

3) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

4) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

5) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что кроме рассмотренных нами органов, Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает возможность формирования иных органов местного самоуправления . Они должны отвечать следующим требованиям:

во-первых, они должны быть предусмотрены уставом муниципального образования;

во-вторых, они избираются непосредственно населением или образуются представительным органом муниципального образования;

в-третьих, они наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Реальная практика местного самоуправления содержит очень мало случаев создания иных органов и учреждения иных выборных должностных лиц, помимо названных в законодательстве. В качестве примера можно назвать опекунские советы, созданные ранее в некоторых внутригородских муниципальных образованиях города Санкт-Петербурга, занимавшиеся вопросами опеки и попечительства. Как отмечает В.И. Фадеев, в России зарождается «практика учреждения на муниципальном уровне должности уполномоченного по правам ребенка». С опережением федеральной практики на муниципальном уровне есть примеры введения уполномоченных по защите прав предпринимателей, уполномоченных по противодействию коррупции.

Местное самоуправление в России имеет богатую практику образования различных совещательных, консультативных и подобных им общественных советов, комитетов, коллегий, комиссий при главах муниципальных образований, представительных органах, местных администрациях и их подразделениях. Они являются чаще всего постоянно действующими, их руководители избираются или назначаются из числа первых лиц муниципальных образований. Для отнесения таких органов к иным органам местного самоуправления, по меньшей мере, необходимо предусмотреть его в уставе муниципального образования и тесно увязать его задачи, состав и деятельность с функциями местного самоуправления, передав ему часть полномочий по решению вопросов местного значения.

4. МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ (ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ).

Термин "местная администрация" равнозначен термину "исполнительно-распорядительный орган муниципального образования". Исполнительно-распорядительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. Законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий предусмотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации.

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и правами для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в порядке наделения федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Местная администрация образуется для реализации полномочий местного самоуправления. Она, как правило, является органом общей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и наделяется правами юридического лица.

Местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия. Он своими актами вводит в действие решения администрации, олицетворяя ее как единый орган (например, в Яранском городском поселении - постановления и распоряжения главы администрации Яранского городского поселения).

«Главой местной администрации в первой модели является глава муниципального образования по должности; во второй - лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. В рамках этой модели условия контракта для главы администрации поселения утверждаются представительным органом поселения. Для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ» 6 .

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

В соответствии со ст.37 Федерального закона №131-ФЗ полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: его смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства, прекращения российского гражданства, гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; призыва на военную службу; преобразования муниципального образования; утраты поселением статуса муниципального образования; увеличение численности населения муниципального образования вследствие изменения границ.

Рассмотрим некоторые полномочия местной администрации на примере администрации муниципального образования "Яранское городское поселение".

Местная администрация разрабатывает проекты бюджета, планов и программ социально-экономического развития городского поселения и представляет их на утверждение Яранской Городской Думе. Кроме того, администрация:

исполняет бюджет и представляет на утверждение Яранской Городской Думе отчет о его исполнении;

обеспечивает функционирование муниципального жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, муниципальных учреждений, здравоохранения, образования, культуры, других муниципальных учреждений;

распоряжается и управляет муниципальной и иной переданной в управление городского поселения собственностью в порядке, установленном Яранской Городской Думой;

разрабатывает предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

утверждает уставы муниципальных предприятий, организаций, учреждений;

осуществляет исполнение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения;

участвует в разработке проектов соглашений, договоров муниципального образования городского поселения с другими муниципальными образованиями, органами исполнительной власти РФ, по вопросам местного значения;

представляет интересы муниципального образования в судах общей юрисдикции и арбитражном суде по вопросам ведения и мн.другое;

Работа местных администраций ведется на плановой основе. Так, деятельность администрации Яранского городского поселения осуществляется на основе текущих и перспективных планов и программ. Администрация планирует проведение своих совещаний, заседаний, правотворческую деятельность и проведение мероприятий контрольного характера, связанных с исполнением органами местного самоуправления действующего законодательства.

Структура администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы местной администрации.

Круг вопросов, которые приходится решать местным администрациям, различен в разных муниципальных образованиях. От этого зависит их структура и штаты, направления деятельности должностных лиц и соответствующих служб. Например, структура администрации Яранского городского поселения состоит из главы администрации, двух заместителей (по финансово-экономической деятельности и по вопросам жилищно-коммунального хозяйства), финансово-экономического отдела (разработка и исполнение бюджета поселения), организационно-правового отдела (взаимодействие с представительным органом, правовое сопровождение деятельности администрации), отдела муниципальной собственности (распоряжение муниципальным имуществом, в т.ч. жильем). Отделы администрации Яранского городского поселения являются ее структурными подразделениями и самостоятельными юридическими лицами не являются. Напротив, в структуру администрации Яранского муниципального района входят как отделы, также не являющиеся юридическими лицами, так и Управления (например, Управление образования, Управление культуры, Управление по делам муниципальной собственности), являющиеся полноценными организациями, организационно-правовой формой которых является «муниципальное учреждение».

5. КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Контроль является неотъемлемой составляющей участия народа, населения, граждан, политических партий, общественных объединений в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления. Демократия, власть, управление не могут быть эффективными без контроля. Не будет эффективным без контроля, как и без самостоятельности, и местное самоуправление. Принципиальная возможность создания муниципальными образованиями собственных контрольных органов вытекает из смысла Конституции Российской Федерации.

Конституционные основы института муниципального контроля закреплены в абзацах седьмом и восьмом преамбулы, ст. ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. ч. 1 - 3), 7 (ч. 1), 12, 24 (ч. 2), 32 (ч. 1), 57, 130 (ч. ч. 1 и 2) и 132 (ч. 1) Конституции РФ.

Федеральный закон N 131-ФЗ установил в системе органов муниципального уровня новый институт контроля: контрольный орган муниципального образования.

Нормативную основу организации и деятельности контрольного органа муниципального образования составляют положения ст. ст. 14, 15, 16, 34, 38 Федерального закона №131-ФЗ.

Закрепление статуса контрольного органа муниципального образования происходит законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, уставами и иными актами муниципальных образований.

Контрольный орган муниципального образования - это орган местного самоуправления, образуемый в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Федеральный закон №131-ФЗ (ст. 38) предполагает два варианта формирования контрольного органа муниципального образования. Этот орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Органы бюджетно-финансового контроля муниципальных образований осуществляют контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль за исполнением местного бюджета, расходованием средств, выделенных местному из других бюджетов, а также за использованием объектов собственности муниципального образования. Наименование органов бюджетно-финансового контроля в муниципальных образованиях различно: контрольно-счетные палаты, контрольные палаты, счетные палаты, ревизионные комиссии и др.

Структура контрольного органа устанавливается муниципальным образованием и, «как правило, состоит из председателя, заместителя председателя, сотрудников контрольного органа. Последние могут называться аудиторами, инспекторами, специалистами, членами контрольного органа и т.д. Количественный состав контрольного органа варьируется от 3 и выше человек.

Как показывает анализ нормативных актов муниципальных образований, структура контрольного органа утверждается несколькими актами. Общее правило: структура утверждается актом, закрепляющим статус контрольного органа. Исключение из общего правила - утверждение структуры контрольного органа отдельным актом представительного органа» 7 .

В настоящее время активно идет процесс становления бюджетно-финансового контроля в муниципалитетах. И во многом от того, насколько подробно в уставах муниципальных образований будут урегулированы контрольные полномочия органов бюджетно-финансового контроля, зависит эффективность всего бюджетного процесса на местном уровне. В структуре органов местного самоуправления Яранского городского поселения отдельный контрольный орган отсутствует.

Тема 1. Правовые и организационные основы деятельности местных администраций

1. Местная администрация: сущность и принципы деятельности.

2. Компетенция местной администрации.

Местная администрация: сущность и принципы деятельности.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает наличие в структуре органов местного самоуправления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также определяет его наименование – местная администрация. Достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного органа.

Таким образом, местная администрация – это обладающий правами юридического лица исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Местная администрация обеспечивает на соответствующей территории исполнение законов правовых актов представительного органа и главы муниципального образования. С другой стороны, администрация обладает властными полномочиями.

Местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для данной организации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Основанием для государственной регистрации местной администрации в качестве юридического лица является Устав муниципального образования и решение об учреждении местной администрации с правами юридического лица. В случае отсутствия Устава муниципального образования основанием для государственной регистрации является решение представительного органа об учреждении местной администрации с правами юридического лица. Местная администрация наделяется в установленном порядке на праве оперативного управления необходимым имуществом и финансируется за счет средств местного бюджета. Администрация имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, смету доходов и расходов, печать, штампы, бланки со своим наименованием, а также счета в банковских учреждениях. Местная администрация самостоятельно или через свои органы вправе приобретать или осуществлять имущественные или неимущественные права и обязанности, также выступать в суде.



Местной организацией руководит глава администрации на принципе единоначалия. Принцип единоначалия в деятельности главы администрации предполагает:

1) непосредственное руководство органами и структурными подразделениями местной администрации, а также назначение руководителей данных подразделений;

2) издание распоряжения по вопросам работы организации местной администрации;

3) определение структуры местной администрации.

Администрация ответственна перед населением муниципального образования и законодательным органом за решение социально-экономических и иных вопросов.

Общие принципы деятельности местной администрации:

1. местная администрация не входит в систему органов государственной власти;

2. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3. законность в деятельности местной администрации;

4. гласность;

5. государственная гарантия деятельности местной администрации;

6. самостоятельность в решении местных вопросов;

7. соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям местной администрации.

Основные нормативные источники, регламентирующие деятельность местной администрации:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.

3) Устав муниципального образования;

4) Регламент администрации;

5) различные нормативные правовые акты федерального, регионального и местного значения в сфере местного самоуправления.

Компетенция местной администрации.

Местная администрация наделяется Уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных полномочий государственного значения:

1. Полномочия местной администрации в области управления муниципальной собственностью:

Разработка проектов программы приватизации объектов муниципальной собственности;

Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, решение вопросов их реорганизации и ликвидации;

Управление муниципальными паями, долями, пакетами акций, хозяйственных товариществ и обществ;

Управление муниципальной собственностью города, принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности;

Иные исполнительно-распорядительные полномочия.

2. Полномочия в области использования земли и природных объектов:

Организация и ведение документов о правах физических и юридических лиц на земельные участки;

Планирование использования городских земель;

Осуществление контроля за использованием и охраной земель;

Рассмотрение в пределах компетенции земельных вопросов;

Организация использования и охрана городских лесов;

Организация работ по землеустройству, выдача заключений по плану землеустроительных работ;

Предоставление на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное и срочное пользование земельным участком, предоставление их в собственность и сдача в аренду.

3.Полномочия в строительстве:

Организация подготовки генерального плана города (проекта планировки пригородной зоны);

Осуществление функций заказчика на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры;

Выдача разрешений на строительство объектов производственного и жилищно-гражданского назначения;

Приостановление строительства, которое ведется с нарушением утвержденных правил и планов застройки;

Назначение муниципальных приемочных комиссий, утверждение актов о приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения.

4. Полномочия в экологической сфере:

Учет экологически вредных объектов на территории муниципального образования;

Учет и оценка доходов на объектах, расположенных в пределах муниципального образования;

Обеспечение проведения на территории муниципального образования мероприятий по охране окружающей среды;

Информирование населения об экологической обстановке

Кроме указанных исполнительно-распорядительных полномочий к компетенции местной администрации относятся:

1. организация исполнения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативно- правовых актов;

2. решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий.

Кроме того, решением законодательного органа к компетенции местной администрации могут быть отнесены иные вопросы местного значения, решение которых требует осуществления исполнительно-распорядительных функций.

Это в частности выразилось в повышение интереса к самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью ст. Под самостоятельностью местного самоуправления понимается невмешательство государства в деятельность органов местного самоуправления.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Правовые и организационные основы местного самоуправления

Многочисленные изменения, происходящие в последние годы в России, существенно коснулись и системы органов государственной власти. Это, в частности выразилось в повышение интереса к самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).

Под самостоятельностью местного самоуправления понимается невмешательство государства в деятельность органов местного самоуправления. Иначе говоря, властные структуры не вправе давать сверху указания и предписания по решению вопросов, входящих в компетенцию местного самоуправления, а последние беспрепятственно реализуют свое функциональное назначение в границах своей территории. При этом самостоятельность местного самоуправления должна прослеживаться во всех сферах его деятельности – политической, социально-культурной и экономической.

Понятно, что местное самоуправление направлено на решение задач местного значения. Причем одним из главных принципов реального функционирования местного самоуправления будет являться его самостоятельность. Для своего полноценного существования местное самоуправление должно обладать рядом признаков самостоятельности - территориального, организационно-правового и экономического характера.

Основы местного самоуправления. Понятие “основы местного самоуправления” впервые было закреплено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления подчеркивают особенность и специфику регулирования общественных отношений на уровне местного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации и федеральным законам основы местного самоуправления призваны: во-первых, гарантировать со стороны государства самостоятельность его осуществления населением муниципального образования; во-вторых, создать условия для эффективного решения задач местного значения.

Таким образом, основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции России, федеральных законах и закрепляющих наиболее принципиальные, важные, общие для всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований правовые, организационные, территориальные и экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения.

Правовые основы местного самоуправления. Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами их объединениями в Российской Федерации 1 .

Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации;

Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В развитии правовой основы местного самоуправления в России в конце ХХ в. можно выделить четыре основных периода 2 : Первый период с 1990-1993 г. Второй период с 1993-1995 г. Третий период с сентября 1995 г. по 2003 г. Четвертый период с 6 октября 2003 г. по настоящее время.

Первый период (1990-1993 гг.). Именно в эти годы происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении. Закон СССР от 9.04.1990 г. ”Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”; Закон РСФСР от 6.07.1991 г. “О местном самоуправлении в РСФСР”. Данные законы определяли местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа; устанавливали систему местного самоуправления, в которую входили местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания, сходы граждан. В качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

В рассматриваемый период на федеральном уровне были приняты законы: «О выборах главы администрации» от 24.10.1991 г. и «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления» от 15.04.1993 г. Однако эти законы не оказали какого-либо серьезного влияния на становление местного самоуправления.

Второй период. Осенью 1993 г. начался процесс реформирования системы местного самоуправления. Правовой основой послужили указы Президента России.

Указами Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» от 9.10.1993 г. и «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26.10.1993 г. функции местных Советов были переданы соответствующим местным администрациям.

9.10.1993 г. был издан Указ президента РФ «О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления», в котором содержалось поручение Правительству РФ разработать проект Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления.

22.12.1993 г. Президент РФ издал Указ «О гарантиях местного самоуправления». Данный указ предусматривал, что решения органов местного самоуправления могли быть отменены лишь в судебном порядке, что глава местной администрации мог быть членом представительного органа местного самоуправления.

Однако необходимо отметить, что все эти указы были приняты до вступления в силу Конституции РФ от 25.12.1993 г., поэтому ситуация сложилась такими образом, когда формируемая система местного самоуправления не в полной мере соответствовала конституционной модели местного самоуправления. Это положение усугублялось отсутствием нового законодательства о местном самоуправлении.

Третий период. Он начался с 1 сентября 1995 г. – со дня вступления в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. Закон сейчас отменен и не действует. Однако современная система местного самоуправления создавалась именно на основе этого Закона. Он определял роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, территориальные, организационные и экономические основы местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления. Создание эффективной системы местного самоуправления – процесс длительный, поэтому во многом положения данного закона были обращены в будущее, поскольку в соответствии с ними только начинает формироваться система законодательства Российской Федерации и ее субъектов по вопросам местного самоуправления.

Федеральный закон 1995 года установил трехмесячный срок для приведения правовых актов субъектов Федерации в соответствии с ним, он содержал также требование, согласно которому Правительство РФ должно было разработать и представить на рассмотрение Государственной Думы проекты:

Федеральных законов, обеспечивающих приведение законодательства РФ, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

Законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления;

Законодательных актов, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.

В это период был принят ряд федеральных законов «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» (1996 г.); «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997 г.); «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.), а также Указ Президента РФ «Об утверждении Основных положений Государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» (1999 г.).

В развитие федерального законодательства в субъектах федерации также принимались соответствующие законы: о местном самоуправлении; о муниципальных выборах; о местном референдуме; о государственной регистрации уставов муниципальных образований; о муниципальной службе и многие др.

Определенный вклад в формирование правовой основы местного самоуправления вносили также муниципальные образования, принимая нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления местного самоуправления и население (на местном референдуме, сходе граждан).

Четвертый период развития правовой основы местного самоуправления наступил с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»№ 131-ФЗ. В его переходных положениях (ст.84, 85) отражено осуществление местного самоуправления в переходный период (до полного вступления в силу Закона). Первоначально предполагалось, что Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.; потом переходный период продлили до 1 января 2009 г. В настоящее время вступление в силу некоторых норм (например, в части перепрофилирования муниципального имущества) отодвинули до 2012 г 3 .

Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого федерального плана мероприятий 4 , направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в государстве. В системе этих мер прослеживается тенденция к правовому закреплению общих для всей системы публичной власти принципов ее организации и деятельности, к определенной унификации всех ее основных элементов, а также централизации в определенных сферах функционирования институтов публичной власти. В основе этой тенденции – стремление добиться не только согласованного функционирования всех органов публичной власти в государстве, но и жестко разграничить полномочия, ресурсы и ответственность каждого территориального уровня власти в государстве.

Таким образом, основополагающим федеральным законом для организации местного самоуправления в Российской Федерации является Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»№ 131-ФЗ.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ.

На 1 ноября 2007 года в 30 субъектах Российской Федерации действуют законы о местном самоуправлении, как правило, аналогичные по структуре и содержанию Федеральному закону № 131-ФЗ. На момент принятия Федерального закона № 131-ФЗ подобные законы действовали практически во всех субъектах Российской Федерации и в ряде субъектов Российской Федерации, например в Ульяновской области, были признаны утратившими силу.

Рисунок 1. Наличие закона субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении (аналогично Федеральному закону № 131), ед.

Всего по данным субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2007 года в части регулирования местного самоуправления действует 6041 закон субъекта Российской Федерации, из них 5518 были приняты после принятия Федерального закона № 131-ФЗ и их содержание направлено на его реализацию.

Рисунок 2. Количество законов субъектов Российской Федерации, действующих на дату 1 ноября 2007 года в части регулирования местного самоуправления, ед.

Рисунок 3. Количество законов субъектов Российской Федерации, принятых после принятия Федерального закона № 131 и направленных на его реализацию, ед.

После принятия Федерального закона № 131-ФЗ часть законов субъектов Российской Федерации были признаны утратившими силу, часть была приведена в соответствие с федеральным законодательством. Однако по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 17 субъектах Российской Федерации на 1 ноября 2007 года 81 закон не приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Рисунок 4. Количество законов субъектов Российской Федерации, требующих приведения в соответствие с Федеральным законом № 131, ед.

Стоит отметить, что по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 329 решений (законов и иных нормативных правовых актов) субъектов Российской Федерации, связанных с вопросами организации местного самоуправления были оспорены в судах различной юрисдикции, из них 58 в Верховном Суде Российской Федерации, а 4 в Конституционном Суде Российской Федерации. Наибольшее количество подобных решений было оспорено в Республике Саха (Якутия) – 151, и Республике Коми – 68. На основании решений суда были признаны утратившими силу 29 нормативных правовых акта субъектов Российской Федерации, при этом 14 из них в Калининградской области. Так, Уставной Суд Калининградской области признал не соответствующими Уставу области 10 законов о наделении 10 районов области статусом городских округов.

Организационные основы местного самоуправления. Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.

Организационные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы 5 .

Организационные основы местного самоуправления также постоянно изменялись. Их поступательное развитие было обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском наиболее оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.

Первый период (1990-1993 г.). На этом этапе осуществлялся переход от советской организации власти на местах к ее организации на началах самоуправления, получивших закрепление в Законе СССР от 9.04.1990 г. ”Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР” и в Законе РСФСР от 6.07.1991 г. “О местном самоуправлении в РСФСР”. Он носил эволюционный характер т.к. сохранялись многие прежние организационные формы осуществления власти на местах.

Второй период (1993-1995 гг.). Так называемый «президентский этап реформирования местного самоуправления», когда организационные основы местного самоуправления определялись в основном указами Президента РФ, порой противоречащими конституционным нормам о местном самоуправлении.

Третий период (1995-2003 гг.). В этот период происходит постепенное утверждение конституционных принципов формирования и организации деятельности органов местного самоуправления. Этому способствовал ряд факторов: вступление России в 1996 г. в Совет Европы; ратификация в 1998 г. Европейской Хартии местного самоуправления; принятие Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1995 г.) и др.

В Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» впервые было закреплено определение муниципальной службы как профессиональной деятельности на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Позднее, в 1998 г., Закон об основах муниципальной службы уточнил, что эта деятельность осуществляется на муниципальных должностях, не являющихся выборными. Закон в настоящее время отменен и не действует. 2 марта 2007 г. был принят новый Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Одним из важнейших вопросов развития организационных основ местного самоуправления явилось обеспечение реализации конституционного принципа: структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Ч е твертый период (с 2003 г. по настоящее время). Его началу положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гл. 12 которого «Переходные положения» вступила в силу со дня официального опубликования Закона, т. е. с 8 октября 2003 г.

Особенностью этого периода развития организационных основ местного самоуправления является унификация организационной структуры местного самоуправления в субъектах Федерации. Этому способствует новый Закон, который более подробно и детально регулирует многие организационные вопросы местного самоуправления по сравнению с прежним Федеральным законом 1995 г. В соответствии с ним в субъектах Федерации складывается во многом однотипная структура органов местного самоуправления, устанавливаются единые требования к организации работы представительных органов местного самоуправления, порядку замещения должности главы местной администрации, к наименованию, видам и порядку принятия муниципальных правовых актов и т. д.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие общие организационные принципы, определяющие развитие организационных основ местного самоуправления на современном этапе:

  1. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  2. органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования; участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Законом;
  3. структура органов местного самоуправления определяется муниципальными образованиями самостоятельно с учетом требований Закона об обязательном наличии в ней представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных Законом;
  4. структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации;
  5. органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями в порядке, установленном Законом;
  6. порядок формирования, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования;
  7. изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений;
  8. осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных соответственно только Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;
  9. подчинение органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается;
  10. представительный орган избирается на муниципальных выборах; представительный орган муниципального района может формироваться иным способом, установленным Законом;
  11. соблюдение требования о минимальной численности депутатов представительного органа;
  12. глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
  13. руководство местной администрацией осуществляется ее главой на принципах единоначалия;
  14. конкурсный порядок замещения должности главы местной администрации, назначаемого на эту должность по контракту;
  15. депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий;
  16. выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Законом и уставом муниципального образования; на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования;
  17. органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом;
  18. финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований 6 .

Правовое регулирование структуры органов местного самоуправления. Ключевым вопросом формирования организационной основы местного самоуправления является определение структуры органов местного самоуправления. Конституция РФ, признавая и гарантируя организационную самостоятельность местного самоуправления (в пределах его полномочий), наделяет население правом самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131). Конституция РФ не определяет, какие конкретно органы местного самоуправления могут создавать муниципальные образования, вместе с тем в ст. 131 указывается два вида органов местного самоуправления — выборные и другие органы, через которые население осуществляет местное самоуправление. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционных положениях, относит к органам местного самоуправления, во-первых, органы муниципального образования, избираемые непосредственно населением, и, во-вторых, органы, образуемые представительным органом муниципального образования. Общим признаком органов местного самоуправления является наделение их уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Каждое муниципальное образование имеет свою структуру органов местного самоуправления, под которой понимается конкретный перечень выборных органов, избираемых непосредственно населением, и образуемых представительным органом муниципального образования иных органов местного самоуправления, наделяемых собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также принципы их формирования и взаимодействия 7 .

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционном принципе самостоятельности населения в решении вопроса об определении структуры органов местного самоуправления, уточнил ряд вопросов, связанных с реализацией данного принципа.

Во-первых, он требует обязательного наличия в структуре органов местного самоуправления:

  1. представительного органа муниципального образования;
  2. главы муниципального образования;
  3. местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

При этом в случаях, предусмотренных Законом, допускаются исключения из этого общего требования (в частности, представительный орган может не образовываться в небольших муниципальных образованиях, в которых его функции осуществляет сход граждан).

Во-вторых, Закон предусматривает возможность включения в структуру органов местного самоуправления также других органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом он прямо называет некоторые из этих органов и должностных лиц, устанавливая порядок их избрания (назначения). К ним относятся:

а) контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.), формируемый непосредственно населением на муниципальных выборах или представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования;

б) глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Решение по данным вопросам с учетом требований Федерального закона принимается муниципальным образованием самостоятельно.

Что же касается избирательной комиссии муниципального образования, то согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение избирательной комиссии муниципального образования «в системе органов местного самоуправления» должно было определяться уставом муниципального образования (ст. 24). Отсюда следовал вывод, что данный Закон относил избирательную комиссию муниципального образования к органам местного самоуправления. Однако новая редакция указанного Закона 2005 г. содержит иную трактовку статуса комиссии: избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования не может рассматриваться в качестве органа местного самоуправления, наделенного собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Она является муниципальным органом, призванным обеспечить подготовку и организацию голосования населения муниципального образования, решающего путем прямого волеизъявления вопросы, отнесенные к ведению муниципального образования. Собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом 2003 г., она не обладает.

Представляется, что устав муниципального образования может предусматривать образование и других муниципальных органов, необходимых для организационного обеспечения принятия населением, органами местного самоуправления решений по вопросам местного значения.

В-третьих, Закон содержит положения, определяющие порядок решения вопроса об определении структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и в случае преобразования существующего муниципального образования. Соответствующее решение принимается: а) населением на местном референдуме (в муниципальных образованиях с численностью населения менее 100 человек — на сходе граждан) или б) представительным органом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования.

Закон устанавливает, что назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. Таким образом, при отсутствии такой инициативы указанная структура определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В соответствии с переходными положениями, установленными Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», субъекты Федерации должны были:

а) до 31 марта 2005 г. установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий, дату выборов и обеспечить проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 г;

б) до 30 апреля 2005 г. определить дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, предусмотренных структурой органов местного самоуправления, установленной по итогам референдума (схода граждан).

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

  1. структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
  2. порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Данное решение находит закрепление в уставе муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Муниципальные образования, определяя структуру органов местного самоуправления и закрепляя ее в своих уставах, регулируют и другие вопросы организационной основы осуществления местного самоуправления. В уставах муниципальных образований с учетом требований федерального законодательства, законов субъектов Федерации определяются также такие организационные вопросы, как:

Порядок формирования, наименование, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

Регламентация муниципальной службы;

виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления, и др.

1 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. М.: ТК Велби, 2009. С. 250.

2 В юридической литературе можно встретить и иную периодизацию.

3 Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2010.

4 Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 г.

5 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. М.: ТК Велби, 2009. С. 320.

6 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. М.: ТК Велби, 2009. С. 330.

7 Там же С. 335.

PAGE 20

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

335. Понятие и правовые основы формирования и деятельности местного самоуправления 10.91 KB
Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законом самостоятельности по отношению к государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Правовую основу деятельности местных органов составляют конституции а также акты издаваемые центральными законодательными органами или в федеративных государствах представительными органами субъектов федерации. Важным источником...
600. Правовые, нормативно – технические и организационные основы обеспечения БЖД 9.34 KB
Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды не выделяя ее отдельные объекты охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды а через нее и здоровья человека; предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды улучшение ее качества. Эти задачи реализуются...
17104. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации 32.04 KB
Общая характеристика работы Актуальность темы исследования Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельное решение населением вопросов местного значения посредством прямого волеизъявления населения. Органы и должностные лица местного самоуправления реализуют свои полномочия по решению вопросов местного значения путем принятия правовых актов. В этой связи актуальным представляется установление природы нормативных правовых актов местного самоуправления поскольку именно они оказывают наибольшее регулятивное...
327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...
6883. Конституционные основы местного самоуправления в РФ 7.45 KB
Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения владения пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Принципы организации местного самоуправления: гарантированность Конституцией как выражение власти народа; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами...
20140. Конституционные основы организации местного самоуправления 44.77 KB
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
8408. 18.1 KB
Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.