О новом законе о государственной регистрации недвижимости. Какие изменения в ФЗ о государственной регистрации? Федеральный закон 21.07 1997 122

Это старая редакция документа

1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

2. Абзац утратил силу.

Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:

право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;

для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.

3. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

4. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

5. Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

На основании статьи 3 ФЗ № 391,который регулирует вопрос коррекции некоторых актов законодательства РФ, приняты поправки в ФЗ № 122 о гос. регистрации прав граждан на недвижимое имущество. Теперь процедура государственной регистрации объектов собственности упрощена и уменьшен срок выполнения необходимых действий.

Изменение положений 122 ФЗ, регламентирующего государственную регистрацию собственности

Закон о гос. регистрации прав на объекты недвижимого имущества был принят 21.07.1997 года.

С 2018 года действуют внесённые в него изменения некоторых пунктов:

1. Новая редакция - пункт 1 ст. 24 ФЗ № 122

  • При продаже доли совместной собственности, её владелец обязан сообщить о своих намерениях всем другим собственникам в письменном виде с указанием цены, а также иных прописанных условий договора.
  • Регистрация прав недвижимости или её доли, являющейся совместной собственностью, обязательно должна производиться в присутствии нотариуса для заверения документа его подписью и печатью. Сделка по оформлению регистрации прав собственности и передаче имущества на стороннее лицо назначается по истечении срока 30 календарных дней со дня письменного оповещения других собственников относительно продажи.
  • Нотариус обязан проверить документы, предоставленные продавцом, которые подтверждают, что другие собственники имущества добровольно отказываются на долевые части. При наличии таких документов регистрация прав собственности на покупателя может выполняться ранее 30 дневного срока.

При возникновении споров во время передачи прав другим лицам, они решаются в судебном порядке на основании действующего закона о регистрации прав на недвижимое имущество.

2. Новая редакция - пункт 3 ст. 24.1 ФЗ №122

  • Для совершения сделки продажи земельной доли, документы подлежат нотариальному заверению.

3. В статье 30 обозначен пункт «1.Любые права» в связи дополнения этой статьи ещё одним пунктом.

Новый пункт 2 ст. 30

Разъяснение закона о регистрации прав на недвижимость


В прежней редакции закона о гос регистрации прав на недвижимое имущество, граждане должны были выполнять двойную процедуру:

  • Внесение записи в кадастр.
  • Регистрация прав на объект недвижимости.

Такие правила заставляли пользователей сдавать одинаковые документы в две структуры для признания своих прав:

  • Первый пакет - для регистрации в кадастровую палату.
  • Второй пакет - территориальному отделению Росреестра.

Таким образом, на этапе регистрации происходит двойная процедура. Кроме этого, единый государственный реестр запрашивает данные для получения информации у следующих организаций:

  • Выписку у ЕГРП о данных объекта и сделках с ним.
  • Сведения .

Данные этих двух ресурсов не всегда совпадают.

Внесённые в ФЗ № 122 новые правила упростили регистрационно учётную процедуру. Теперь признание прав собственности производится одновременно. Единый государственный реестр недвижимости аккумулирует в себе регистрацию в кадастровом реестре и получение выписки ЕГРП.

Преимущества новых правил

Действующий в 2018 году порядок регистрации имущественных прав более эффективен, чем прежняя редакция закона.

Сейчас ФЗ о регистрации прав совмещает в себе три функции:

  • Контроль.
  • Учёт.
  • Ответственность.

Установленный порядок регистрации исключает несоответствие информации об одном объекте недвижимости. В плане ответственности, нотариус, заверяющий документы о недвижимости, отвечает за производимые им действия. В случае ошибки нотариуса гражданин имеет право заявить о том, что ему причинён ущерб.

Предусмотрено страхование деятельности нотариуса, чтобы в случае доказанных ошибок в его действиях компенсировать пострадавшему лицу сумму ущерба. В настоящее время Федеральной нотариальной палатой создаётся специальный компенсационный фонд, средства которого в определённых случаях будут финансировать доказанные ошибки нотариуса.

Принятые новшества закона положительно отразились на сроках проведения всех мероприятий. Процедура регистрации сокращена. С момента подачи документации для оформления сделки до совершения регистрации установлен срок 10 рабочих дней.


Внесённые поправки закона уточняют все обстоятельства, при соблюдении которых регистрация права на недвижимость может быть утверждена, объект ставится на кадастровый учёт. Новая редакция закона при этом обозначила причины, по которым регистрация права может быть приостановлена. Основанием для этого могут быть разные обстоятельства, в результате которых существуют препятствия:

  • Отсутствие у гражданина действительных прав на имущество.
  • Несоответствие данных предыдущей регистрации прав на объект и информации единого реестра.
  • Предоставление документов в Росреестр замедлено по вине других ведомств.
  • Неправильная оплата госпошлины. При оформлении покупки на несколько лиц, должна быть квитанция оплаты госпошлины от каждого лица. Оплата всей суммы от одного лица не допускается.
  • Наличие судебного решения, которое информирует, что сделки и регистрация права собственности с рассматриваемым объектом недействительны.

Приостановление процесса государственной регистрации имущественных прав производится на период устранения препятствий. При этом срок не должен быть более трёх месяцев.

В исключительных случаях он может быть увеличен, но основанием для этого должны быть определённые ситуации. Для получения полной информации на текущий момент рекомендуется знакомиться с обновлениями редакции закона о регистрации прав недвижимости.

Пункт 2 применяется к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (пункт 2 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ введена система органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

2. Создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года.

3. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.

4. Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты, принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

5. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

6. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

7. До 1 января 2012 года в случае поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, запроса о предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре прав сведений об объекте недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на который данный орган не уполномочен осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом, или запроса о предоставлении обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости выписка из Единого государственного реестра прав предоставляется в течение четырнадцати рабочих дней со дня получения данным органом указанного запроса.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

8. Впредь до вступления в силу федерального закона, устанавливающего взимание за государственную регистрацию прав государственной пошлины, за государственную регистрацию прав взимается плата. Размеры указанной платы, порядок ее взимания, зачисления в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

9. Предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона положения о выплате Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение применяются в случае, если государственная регистрация права собственности добросовестного приобретателя на жилое помещение была проведена после 1 января 2005 года.

(п. 9 введен Федеральным законом от 30.12.2004 N 217-ФЗ)

10. До 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

11. После 1 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Государственная регистрация объекта недвижимости позволяет владельцу стать полноправным собственником имущества. Только после внесения сведений в ЕГРН и выдачи свидетельства на право собственности гражданин или юридическое лицо становятся собственниками и могут осуществлять все виды юридических действий со своим владением. С 1.01.2017 года несколько изменились, о новом порядке следует знать всем заинтересованным лицам.

Законодательство устанавливает единые правила на федеральном уровне, которые должны исполняться повсеместно. Не допускается разночтений правовых норм, поскольку регистрация и занесение данных в единый реестр должно производиться одинаково, независимо от места обращения. Правила проведения регистрации позволяют более четко регулировать положения Земельного и Жилищного кодексов, устранить сомнительные моменты и сделать процедуру более весомой и прозрачной.

Проведя процедуру регистрации, владельцы должны быть уверены в законности и весомости своих действий, невозможности позднейшего судебного оспаривания процедуры. ФЗ о регистрации объектов недвижимости позволяет оценить следующую информацию и действия:

  • возможность дальнейшего осуществления юридических операций с зарегистрированным имуществом;
  • формируется процессуальная база совершения определенных действий с недвижимым имуществом;
  • определяются лица, которые имеют дальнейшее право распоряжаться и совершать сделки с имуществом;
  • устанавливаются аспекты и нормы административного и документального, процессуального порядка совершения регистрации и занесения сведений об объекте в единый реестр.

Юридические правила, отраженные в законодательстве, позволяют заинтересованным лицам, то есть участникам сделок с недвижимостью, быть уверенными в грамотности купли/продажи, дарении, наследовании и аренде объекта недвижимости. Другими словами сама регистрация и сделки осуществляются по единым правилам и порядку.

ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” претерпел ряд существенных изменений. Поправки позволяют осуществить учет недвижимости более прозрачными и надежными способами. Из ранее действующего закона убраны некоторые главы, которые утратили свою актуальность в настоящее время. К основным изменениям можно отнести некоторые поправки по главам.

  1. Отменены ограничения по регистрации в отдельных округах и регионах. Существующая база недвижимости позволяет провести регистрацию не только по месту расположения недвижимости, но обратившись в межрегиональные центры.
  2. Устанавливается перечень государственных органов, привлекаемых и имеющих полномочия по регистрации объектов недвижимости на местах.
  3. Изменяется и определяется порядок регистрации, вносятся коррективы по отношению к прежне действующему регламенту.
  4. Регулируется получение отдельных прав при регистрации объекта.
  5. Изменяется степень ответственности исполнительных органов за отказ в регистрации недвижимости.
  6. Нормы и положения переходного периода от прежнего закона к новому, с внесенными корректировками, должны осуществляться по указанному в законе регламенту.

Выписка ЕГРН теперь стала главным документом, подтверждающим право собственности на недвижимость. Если раньше свидетельство выдавалось приобретателю прав после внесения сведений в единый реестр, то теперь свидетельство не выдается. При необходимости, всегда можно заказать и получить выписку стандартного образца.

Пакет документов для постановки на кадастровый учет и регистрацию подается в любое отделение МФЦ или Росреестра, независимо от места расположения недвижимости. Важнейшим изменением является сокращение сроков проверки и обработки предоставленных сведений. Теперь кадастровые и регистрационные задачи решаются соответствующими органами в течение 10 дней с момента принятия документов.

Если услуги не требуются заявителю одновременно, то сроки проверки еще больше сокращаются. При внесении сведений в кадастровый план потребуется 5 дней для исполнения, для внесения данных в реестр недвижимости необходимо всего семь дней. Объекты недвижимости теперь сохраняют историю всех произведенных операций, начиная с введения имущества в эксплуатацию. Сведения хранятся бессрочно и предоставляются по требованию заинтересованных лиц. Документы и справки можно получить курьерской доставкой, под личную подпись получателя.

Новшества коснулись владельцев машинных и парковочных мест. Граждане получили право оформить свое владение на общих основаниях в качестве принадлежащей им недвижимости.

Особые беспокойства возникают с электронным ведением единой базы данных по недвижимости. Переходный период, устранение неразберихи и путаницы в масштабах страны, позволит хакерам взломать базу и нанести ощутимый урон. Конечно, действия злоумышленников будут отслеживаться и сведения о владельцах и недвижимости восстанавливаться в правильном виде, но это займет определенный период.

Несмотря на значительное упрощение процедуры, приведение ее к современным способам регистрации, остается много вопросов к разработчикам. Главное, что не сделано в новой редакции закона, то, что можно оспорить право собственника на имущество. Нет понятия неоспоримой регистрации, то есть человек не может быть 100% уверен, что является собственником по факту.

К тому же следует обратить внимание, что несмотря на сокращение сроков регистрации, сроки приостановки значительно увеличены. В настоящее время приостановить процедуру могут на три месяца, во время которых накладывается ограничение на любые действия со спорной недвижимостью.

Теперь главным документом становится выписка из ЕГРН, которая актуальна в течение 30 дней. Поэтому следует при сделках запрашивать справку буквально накануне, чтобы снизить риски.

Новые правила регистрации недвижимости

недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным , - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;

ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других);

сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;

регистрационный округ - территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также - орган по государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав).

1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).

5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

1. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав).

На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3. Государственная регистрация прав на предназначенные для строительства олимпийских объектов земельные участки, расположенные на них объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также государственная регистрация прав на олимпийские объекты и сделок с ними осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не определено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.