Обращения граждан в фсс. Возмещение пособий: новый порядок обращения в ФСС России Жалоба на Фонд Социального Страхования города Белгорода

С 1 января 2017 года инспекции являются администратором страховых взносов, в том числе по соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в части доходов; администрирование же расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС России. Рассмотрим новый порядок обращения в соцстрах за возмещением пособий.

В связи с передачей функции по контролю и администрированию страховых взносов в ведение ФНС России и ее территориальных инспекций с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются ( (далее - Закон № 243-ФЗ)).

Документы на возмещение пособий с 2017 года

По мнению ФНС России, новый порядок администрирования страховых взносов направлен на улучшение условий налогоплательщиков. Как одно из преимуществ позиционируется, что "с точки зрения администрирования страховых взносов Фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиками" ().

Вместе с тем о полном отсутствии контактов с фондами как с органами контроля за уплатой страховых взносов говорить не приходится. В частности, в распоряжении ФСС России (далее - Фонд) оставлены:

  • полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) ( (далее - Закон № 255-ФЗ));
  • функции по контролю за осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) ( , (далее - Закон № 125-ФЗ); ).

Поэтому, несмотря на то, что отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды начиная с I квартала 2017 года страхователи будут подавать в налоговые инспекции, в Фонд по-прежнему нужно будет представлять документы, служащие основанием для выделения средств на выплату пособий по социальному страхованию.

Кроме этого, начиная с 2017 года ежеквартально Фонд будет ждать от нас "новый" расчет со старым названием "форма 4-ФСС" (утв. ). В него будут включены сведения только по взносам от НС и ПЗ. Начиная с отчета за I квартал 2017 года привычный нам расчет 4-ФСС, в котором приводили данные по двум видам страхования (от НС и ПЗ и по временной нетрудоспособности), в части обязательного социального страхования по ВНиМ в органы Фонда не представляется.

Итак, в налоговый орган мы обязаны будем отчитаться, направив расчет по страховым взносам (утв. ) не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. В его составе предусмотрены, в частности, Приложение 2 " ", а также Приложение 3 " " (последнее включают в расчет только в том случае, если соответствующие расходы были произведены).

Повторим, форма расчета будет применяться для всех страховых взносов, кроме взносов от НС и ПЗ. Минфин России расценивает новый документ оптимизирующим отчетность по страховым взносам, поскольку он объединяет четыре действующие в настоящее время формы (РСВ-1, РВ-3, РСВ-2 и 4-ФСС) и содержит сокращенное количество показателей ().

Однако проверять расходы на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, которые страхователь отразит в расчете, представленном в налоговую инспекцию, по-прежнему будет территориальный орган ФСС России в порядке, установленном , на основании сведений, поступивших из налогового органа в Фонд (информация ФСС России от 29.08.2016 " " (далее - Информация)). Для этих (и иных) целей предусмотрен межведомственный обмен информацией между Фондом и налоговым органом ().

Возмещение пособий и новая справка-расчет

Согласно действовавшему в 2016 году порядку работодатели выплачивали страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд, при этом сумма взносов, подлежащих перечислению, уменьшалась на сумму произведенных расходов на выплату пособий ( , ). Если же начисленных взносов было недостаточно для выплаты пособий в полном объеме, страхователь обращался в территориальный орган Фонда, который выделял нужные средства в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов ().

Этот порядок взаимодействия сторон не изменится и в текущем 2017 году. Вместе с тем состав документов (утв. (далее - Перечень)), которые для этих целей должны быть представлены страхователем в Фонд, будет иным. Существующий Перечень скорректирован ().

В 2017 году две составляющие пакета (письменное заявление страхователя, где указана сумма необходимых средств на выплату страхового обеспечения, и копии подтверждающих документов) не изменятся, а вот вместо расчета 4-ФСС (который по-прежнему остается необходимым при обращении в отношении периодов, истекших до 01.01.2017) страхователь должен подготовить справку-расчет, которая требуется при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 года.

Ознакомимся с перечнем реквизитов справки-расчета, которая включает в себя следующие суммы ():

  • задолженность страхователя (ФСС России) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
  • начисленные к уплате страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
  • доначисленные страховые взносы;
  • не принятые к зачету расходы;
  • средства, полученные от территориальных органов ФСС России в возмещение произведенных расходов;
  • возвращенные (зачтенные) излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы;
  • средства, израсходованные на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
  • уплаченные страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
  • списанная задолженность страхователя.

Итак, если страхователь обращается в органы ФСС России за получением средств для выплаты пособий, он формирует следующий пакет документов (см. таблицу ниже).

Судя по перечню показателей, заполнение справки-расчета, по мнению автора, не должно вызвать затруднений у страхователей. Куда сложнее пережить переходный период. Как пояснил Фонд (п. III " " Информации), за ним сохраняются определенные обязанности в отношении периодов, истекших до 1 января 2017 года (в этом случае Фонд работает в порядке, действовавшем до указанной даты):

  • по осуществлению контроля за правильностью уплаты страховых взносов;
  • принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов;
  • исполнению обязанности по приему расчетов (в том числе уточненных) по страховым взносам;
  • передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, которые образовались на 1 января 2017 года.

Также остается надеяться, что налоговое ведомство не лукавит, утверждая, что "налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются" ().

Пакет документов на возмещение пособий

Елена Мельникова , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Проблема

Работала в региональном представительстве в г. Ростове-на-Дону, Московской организации, на должности бухгалтера -финансового менеджера. Работодатель, узнав о моей беременности, уволил меня по п. 8 ст. 77 ТК РФ, я обращалась в трудовую инспекцию, прокуратуру по разрешению этой проблемы и подала исковое заявление в суд г. Москвы (непосредственно там где находилась организация) в следствии долгих судебных разбирательств меня восстановили в должности. Назначили минимальное пособие 2500 руб., с которым я не согласна, т.к з/п была у меня оф -25000 руб. А недавно прислали документы на увольнение по собственному желанию и восстановлению на др. должность с др. окладной частью (на 15000 меньше) в др. организацию. Якобы реорганизация предприятия.

Вопрос 1 - Хочу написать заявление в ФСС по проверке выплаты пособия по уходу за ребенком, какого плана должно быть это заявление? правильно ли ведутся выплаты?

вопрос 2 - Хочу написать заявление о выдаче копий документов расчетных листов, и еще каких-нибудь документов? какие документы еще запросить?

вопрос 3 - хочу написать заявление на перерасчет пособия, какой шаблон использовать?

http://portal.fss.ru/fss - можно посмотреть размер пособий.

Но, Вы, получается, работаете, значит, пособие должен платить работодатель. Трудоустроенным гражданам с необходимыми документами следует обращаться по месту своей работы. Однако в некоторых регионах действует новый порядок, согласно которому для оформления пособия работающим гражданам следует обращаться в отделение фонда социального страхования (ФСС) по месту жительства . И это возможно как раз Ваш случай.

Обращаться следует не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. Работодатель назначает ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения с необходимыми документами, а выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. А размер пособия, конечно, зависит от величины заработка.

Когда у работодателя имеются сомнения в правомерности выдачи листка нетрудоспособности, он вправе обратиться в региональное отделение ФСС России или направить запрос в выдавшую его медицинскую организацию с просьбой разъяснить причины оформления больничного. Если по результатам проверки ФСС России есть основания полагать, что нарушение порядка выдачи листка нетрудоспособности привело к переплате пособия по временной нетрудоспособности, ФСС России обращается в суд для взыскания материального ущерба с медицинской организации.

При этом работодатель в любом случае обязан назначить пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами (в данном случае - с листком нетрудоспособности) и в первый после этого установленный в организации день выплаты заработной платы произвести выплату пособия. Иного срока, в том числе в связи с направлением работодателем запроса в ФСС России, законодательством не предусмотрено.

Если неправильное исчисление размера пособий не было связано со счетными (арифметическими) ошибками со стороны сотрудников работодателя, излишне выплаченные суммы пособий по временной нетрудо­способности не могут быть взысканы.

Согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

В силу ст. 5 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении заболевания в период работы по трудовому договору, а также в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н (ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее – Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Обращаем внимание, что работодатель не наделен контрольными функциями в части проверки правильности применения медицинскими организациями Порядка. Такие полномочия есть только у ФСС России (п. 10 Порядка, ч. 7 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Если по результатам проверки есть основания полагать, что нарушение порядка выдачи листка нетрудоспособности привело к переплате пособия по временной нетрудоспособности, ФСС России на основании п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ обращается в суд для взыскания материального ущерба с медицинской организации (см., например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 № 01АП-3811/12).

С другой стороны, существует позиция ФСС России, подкрепленная судебной практикой, согласно которой обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая производит его выплату, и именно страхователь является ответственным за неправомерную выплату пособия по временной нетрудоспособности по необоснованно выданным и неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. В своем письме от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575 ФСС России рекомендует в случае возникновения у страхователя сомнений в правильности оформления листка нетрудоспособности обращаться в региональные отделения ФСС России.

Поэтому в случае, если у работодателя имеются сомнения в правомерности выдачи листка нетрудоспособности, он вправе обратиться в региональное отделение ФСС России или направить запрос в выдавшую его медицинскую организацию с просьбой разъяснить причины оформления больничного.

При этом работодатель обязан назначить пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами (в данном случае – с листком нетрудоспособности) и в первый после этого установленный в организации день выплаты заработной платы произвести выплату пособия (ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Иного срока, в том числе в связи с направлением работодателем запроса в ФСС России, законодательством не предусмотрено.

Что касается возможности взыскания излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности с уволившегося работника, отметим следующее.

В силу ст. 1109 ГК РФ в качестве неосновательного обогащения не подлежат возврату заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Таким образом, взыскание с работника излишне выплаченных сумм пособия по временной нетрудоспособности допускается только в двух случаях:

  • при расчете пособия была допущена счетная ошибка;
  • получатель пособия оказался недобросовестным (представил документы с заведомо неверными сведениями, скрыл данные, влияющие на размер пособия, другое).

Частью 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ также предусмотрено, что суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Как мы поняли из вопроса, недобросовестность в получении сумм пособий со стороны работника в настоящей ситуации отсутствует (например, представление документов с заведомо ложными сведениями и сокрытие данных работником не производились).

Поэтому, если в настоящей ситуации неправильное исчисление размера пособий не было связано со счетными (арифметическими) ошибками со стороны сотрудников работодателя, излишне выплаченные суммы пособий по временной нетрудоспособности не могут быть взысканы.