Оплаты труда в сфере образования. Система оплаты труда работникам образования и её основные особенности. Разработка и изменение системы оплаты труда работникам образования

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 1992г. «О дифференциации в уровнях зарплаты работников бюджетной сферы на основе ЕТС» был введён общий для работников образования и всех остальных бюджетных отраслей механизм организации и периодического пересмотра заработной платы. Месячные должностные оклады работников бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС).

Высшее образование, заработная плата и поляризация

Дивергенция между работниками с высшим образованием и дипломированными специалистами может быть одним из проявлений растущей поляризации рынка труда, которая приносит пользу тем, кто зарабатывает самую высокую и самую низкую заработную плату относительно выше, чем в середине распределения заработной платы.

Разница в заработной плате между взрослыми, обучающимися в колледже, и взрослыми с высшим образованием является большой и неуклонно растет за последние 35 лет. Этот пробел, по-видимому, подкрепляется технологическими достижениями на рабочем месте, особенно постоянно растущей зависимостью от компьютеров, поскольку навыки, необходимые для применения этих технологий, часто приобретаются или связаны с высшим образованием.

Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых регулируется заработная плата различных категорий персонала. Составными элементами тарифной системы являются тарифные ставки, квалификационные разряды, должностные оклады, квалификационные категории.

Единая тарифная сетка (ЕТС) – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определённых в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. ЕТС включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации педагогическим работникам присваиваются 7 – 16-й разряды. Руководителям учреждений устанавливаются разряды оплаты труда на два выше, чем у педагогических работников: 13 – 18-й разряд. При этом учитываются объёмные и качественные показатели (уровень квалификации).

Рынок труда благоприятствует работникам, имеющим диплом о высшем образовании, тогда как преимущество в оплате труда для тех, кто имеет четырехгодичную степень в колледже, мало изменилось. Возврат заработной платы в высшее образование. Наиболее распространенным показателем для оценки преимуществ обучения в колледже является преимущество заработка, которое оно дает работникам. Существуют и другие важные преимущества, в том числе атрибуты работы, такие как более щедрые льготы и большая стабильность и автономность.

Однако преимущество в доходах легче измеряется и, возможно, является самым важным элементом с экономической и социальной точки зрения. Пробелы измеряются как процентная разница в заработной плате для этих групп по сравнению с работниками, имеющими только высшее образование.

К объёмным относятся показатели:

Численность работников;

Число обучающихся или воспитанников;

Наличие дополнительных объектов, их сложность;

Сменность работы учреждения.

Качественный показатель – это уровень квалификации руководителя.

За прошедшие с 1992г. время межразрядные тарифные коэффициенты устанавливались в различном соотношении: то увеличивались, то снова уменьшались. 1 декабря 2001г. были установлены следующие тарифные коэффициенты, которые применялись длительное время

Новая система оплаты труда учителей: какие возможности появились у педагогов?

Такой подход подобен Абелю и Дейцу, Линдли и Мачину, а также обширным исследованиям. На рисунке 1 показано значительное увеличение доходности заработной платы в колледже с течением времени. Однако шаблон для всей группы маскирует различные шаблоны для базовых подгрупп работников, получивших образование в колледже. В течение всего показанного периода рост разрыва в оплате труда был более быстрым для лиц, имеющих степень аспиранта, чем для тех, кто имеет только четырехгодичную степень в колледже. Относительная прибыль для лиц, имеющих аспирантуру, особенно заметна, поскольку с этого года разрыв в оплате труда вырос примерно на 17 процентных пунктов для тех, кто имеет аспирантуру, по сравнению с 6 процентами для тех, кто имеет четырехлетний колледж степень только.

Тарифный коэффициент

Тарифный коэффициент

Ставки 1-го разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливались Правительством РФ, а работников государственных и муниципальных учреждений – соответствующими органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Превышение прибыли для аспирантов подкрепляет успехи для группы, получившей образование в колледже, в целом с течением времени. Тем не менее, очевидно, что лица, имеющие аспирантуру, все более благоприятствуют ситуации на рынке труда по сравнению с группой только в колледже, тем более, что.

Исследования неравенства в оплате труда указывают на различные источники роста разрыва в оплате труда между группами рынка труда. Среди ведущих объяснений есть гипотеза поляризации. Это вариант объяснения технологического изменения, обусловленного навыками развития рынка труда, в котором все возрастающая зависимость от компьютерных технологий увеличивает занятость и заработную плату рабочих, в основном высокообразованных, чьи навыки позволяют им применять эти технологии.

Основными задачами введения новой системы оплаты труда является:

    повышение эффективности и качества педагогического труда;

    повышение мотивации педагогических работников к качественному труду;

    повышение кадровой обеспеченности, в том числе путём привлечения высококвалифицированных специалистов, закрепление в образовательных учреждениях молодых кадров.

    Поляризационная гипотеза вращается вокруг идеи о том, что новые технологии на рабочем месте, как правило, заменяют работников, чьи рабочие задачи в основном носят обычный характер. Чтобы оценить степень поляризации, принято разделять рабочие места на четыре широкие категории, определяемые характером связанных с этим задач, рутинных и нестандартных и познавательных и ручных. Обычные рабочие места - это те, которые следуют относительно установленным правилам и состоят в основном из повторяющихся действий, для которых компьютерные технологии хорошо подходят и могут в значительной степени заменить человеческий труд.

При разработке и введении новой системы оплаты труда необходимо учитывать соблюдение следующих принципов :

● разделение фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части, обеспечение их оптимального соотношения;

● обеспечение оптимального соотношения численности педагогических кадров и иных сотрудников учреждения;

Напротив, нестандартные рабочие места требуют гибкости и часто социальных навыков. Второе измерение, когнитивное и ручное, отражает умственную и физическую направленность требуемых задач. Сочетание этих двух измерений создает прямую иерархию навыков и заработной платы на рынке труда. Нестандартные когнитивные задания находятся на вершине иерархии. Они в значительной степени полагаются на абстрактные навыки рассуждений, склонны платить хорошо и обычно используют высокообразованных людей; они включают в основном профессиональные и технические занятия, такие как управление, медицина, право, инженерные и проектные работы.

● участие общественных органов управления образовательного учреждения в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;

● нормативно-подушевое финансирование учреждения в части обеспечения выплаты заработной платы и расходов, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы;

● доведение средств по нормативу до уровня образовательного учреждения;

Разработка и изменение системы оплаты труда работникам образования

Напротив, обычные когнитивные и рутинные ручные задания сосредоточены на середине распределения заработной платы и навыков. Они включают рабочие места в белых воротничках, такие как ведение бухгалтерской и канцелярской работы, а также отдельные рабочие места с синими воротничками, которые включают в себя повторяющиеся мероприятия по производству или мониторингу. Некоторые из этих задач также легко отправлять на шельфе на иностранные сайты, что усиливает понижательное давление на занятость в США в этих категориях из-за компьютеризации.

● финансово-хозяйственная самостоятельность учреждения;

● учёт сложности и интенсивности труда педагогических работников при формировании их заработной платы;

● установление зависимости размера заработной платы руководителя учреждения от среднего размера заработной платы работников в данном учреждении.

Предполагается, что формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах выделенных учреждению на текущий финансовый год средств, не ниже норматива подушевого финансирования, установленного законодательными актами органа государственной власти субъекта РФ.

Наконец, нестандартные ручные рабочие места состоят в основном из служебных занятий, таких как подготовка и обслуживание продуктов питания, работа по техническому обслуживанию, медицинские услуги на дому, а также услуги по транспортировке и безопасности. Эти рабочие места обычно не требуют обширного образования или технических навыков, но они не легко заменяются компьютерными технологиями и поэтому их сложно автоматизировать или отправлять на шельфе.

В последние годы спрос на рабочую силу и рост рабочих мест были относительно быстрыми в неоклассических рутинных категориях с высоким уровнем квалификации и низкой квалификации, при этом обычные рабочие места среднего класса испытывали понижательное давление. Этот рисунок можно увидеть на рисунке 2, который показывает годовые темпы роста занятости для четырех категорий за три периода. Рост, как правило, был самым быстрым для нестандартных рабочих мест. Рост работы вместо этого был сосредоточен на нестандартных познавательных и ручных занятиях, которые обычно находятся в верхней и нижней части распределения навыков соответственно.

Фонд оплаты труда работников образовательного учреждения состоит из базовой части и стимулирующей части .

Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей, педагогических работников, других работников учреждения в соответствии со штатным расписанием.

Руководитель ДОУ с учётом специфики реализуемой образовательной программы и мнения государственно-общественного органа управления ДОУ формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда, при этом:

Недавние потери для обычных рабочих мест, которые, как правило, находятся в середине распределения навыков, иллюстрируют растущую поляризацию рынка труда.


Нестандартная когнитивная категория показала устойчивый рост занятости, а также имеет тенденцию привлекать высокую зарплату. Это соответствует периоду относительно слабого роста заработной платы для работников только в колледже, упомянутых на рисунке. Рисунок 3 показывает значительный рост доли нестандартных когнитивных работ, проводимых людьми с дипломами выпускников, с небольшим изменением доли в колледже единственная группа.

● доля фонда оплаты труда для педагогических работников устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;

● доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала и других работников устанавливается на уровне, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников состоит из общей части , включающей базовые оклады педагогов, и специальной части .

Напротив, доля лиц с высшим образованием, занятых в нестандартных когнитивных работах, в последние годы в значительной степени стабилизировалась примерно на 90%, тогда как их общая доля рабочей силы выросла. Возрастающая концентрация выпускников в нестандартных когнитивных работах, вероятно, была фактором, поддерживающим их прирост заработной платы по сравнению с теми, кто имеет только высшее образование.




Примечание. Оценки автора из данных текущего опроса населения, возраст 25 лет. Последипломная степень является все более важной частью портфолио навыков для людей в высококвалифицированных нестандартных когнитивных занятиях. Этот вывод не следует истолковывать как подразумевающее, что степень в колледже является неадекватным удостоверением успеха на рынке труда. Как показано на рисунке 1, разница в заработной плате для людей с высшим образованием по-прежнему остается очень высокой, и недавние исследования подтвердили, что четырехгодичная степень в колледже остается надежным финансовым капиталовложением для большинства работников.

Общая часть должностной оклад каждого педагога рассчитывается исходя из величины базового оклада с учётом повышающих коэффициентов, учитывающих уровень квалификации, сложность и интенсивность педагогического труда.

Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников включает в себя:

● повышающие коэффициенты, учитывающие квалификацию педагогов, сложность и интенсивность их труда;

Линдли и Мачина, которые свидетельствуют о растущем разрыве между выпускниками и обладателями дипломов в колледже. Они также показывают, что доля работников со степенями последипломного образования больше выросла в профессиях, которые в последние десятилетия испытали больший рост использования компьютеров.

Это усиливает кажущуюся связь или взаимодополняемость между компьютерными технологиями на рабочем месте и навыками трудящихся с высшим образованием. С другой стороны, Бодри, Грин и Санд свидетельствуют о том, что важность технологических навыков на рынке труда США снизилась с года. Это также соответствует периоду относительной стагнации в заработной плате только в колледже или в аспирантуре держатели, показанные на рисунке. Их данные свидетельствуют о том, что растущий разрыв в оплате труда для аспирантов отражает их прямое конкурентное преимущество перед лицами с меньшим образованием в отношении хорошо оплачиваемых рабочих мест, а не их навыки, дополняющие развивающееся технологическое содержание рабочих мест.

● выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ;

●доплаты за наличие почётного звания, государственных наград и т.п.

Таким образом, заработная плата педагогического работника включает должностной оклад, рассчитанный в зависимости от квалификации педагога, сложности и интенсивности педагогического труда, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Эта точка зрения также может объяснить рост «неполной занятости» молодых выпускников колледжей, определяемых как их стремление работать на рабочих местах, которые не требуют строгого обучения в колледже. Роб Валлетта является вице-президентом Департамента экономических исследований Федерального резервного банка Сан-Франциско.

Орли Ашенфельтер и Дэвид Кард. Эту публикацию редактирует Анита Тодд. Разрешение на перепечатку необходимо получить в письменной форме. Промышленные рабочие мира. Организация означает совместную работу с общим пониманием и общей целью, а также систематическую работу по достижению этой цели. Чтобы рабочие эффективно организовывались, они должны правильно понимать свое положение в обществе и условия, в которых они живут и работают. Если они не поймут эти вещи, они либо вообще не организуются, либо организуются неэффективно.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включают в себя выплаты по результатам труда.

Критерии , влияющие на размер стимулирующих выплат педагога , отражают результаты его работы. Примерами таких критериев для педагогических работников дошкольного учреждения могут быть:

● достижение воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом;

● низкий, по сравнению с муниципальным, уровень заболеваемости воспитанников;

● эффективность организации предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах, музыкальном и спортивном залах;

● организация взаимодействия с семьями воспитанников, отсутствие конфликтных ситуаций;

● своевременность и качество оформление документации(план воспитательно-образовательной работы, табель посещаемости воспитанников, табель закаливающих процедур, протоколы родительских собраний и др.);

● результативное участие педагога в проведении открытых мероприятий, конкурсах профессионального мастерства;

● продуктивное участие в реализации системы методической деятельности ДОУ, создание методических разработок, рекомендаций, систематизация дидактических материалов;

● участие в работе системы повышения квалификации работников, совершенствование профессионального мастерства, самообразование.

Значение и вес критериев , влияющих на размер стимулирующих выплат педагогу, определяются учреждением самостоятельно по согласованию с органом общественно-государственного управления, в зависимости от специфики реализуемых образовательных программ.

Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами образовательного учреждения.

    Основные понятия Федерального Закона «Об образовании».

    Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

    Полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере образования.

    Система образования РФ

Источниками может быть не только бюджет, но и любые дополнительные доходы учреждения. И, соответственно, чем больше внебюджетных доходов, тем свободнее организация в определении системы оплаты труда работникам образования, потому что увеличивается объем денежных средств, которые можно будет распределять по своему усмотрению.

Учредитель может как ограничивать , так и предоставлять больше возможностей в определении и разработке собственной системы оплаты труда. Сама устанавливается в определенном размере и четко связана с эффективным контрактом. И хоть многие придерживаются мнения, что эффективный контракт - большая заработная плата, на самом деле всё не совсем так.

Разработка и изменение системы оплаты труда работникам образования

По поводу определения системы оплаты труда работникам образования и установлению заработной платы 135 статья Трудового кодекса говорит, что трехсторонняя комиссия разрабатывает специальные рекомендации, которые должны учитываться при определении объемов финансового обеспечения деятельности организации. Это важная информация, потому что учредитель, при расчете размера субсидий, должен учитывать данные рекомендации.

Нормативные затраты должны обязательно включать расходы на оплату труда с учетом обеспечения уровня средней заработной платы, исходя из указов президента. И это является важным преимуществом системы образования, потому что затраты на оплату труда, которые включаются в региональные нормативы, не могут быть ниже уровня средней заработной платы. А вот для большинства организаций других сфер нигде не указано подобных обязательств. Соответственно, при определении системы оплаты труда работникам образования, в нормативных затратах должен быть заложен гарантированный уровень заработной платы, исходя из указов президента.

Система оплаты труда согласовывается с представительным органом работников и устанавливается либо коллективным договором, либо специальным соглашением, либо локально-нормативным актом. И в любом случае, при заключении трудового договора, педагогические работники получают определенные гарантии, установленные законодательством. В этом плане всё довольно четко отрегулировано. И руководитель образовательной организации всегда может заплатить сотруднику больше, но он не имеет права уменьшить установленный уровень заработной платы.

Законодательные требования к системе оплаты труда работникам образования

Принятие необходимых локальных актов регламентируется статьей 8 Трудового кодекса. Но при разработке системы нормирования и системы оплаты труда работникам образования нужно также учитывать мнение выборного органа в соответствии с 72 статьей. Помимо изменений непосредственно в самих системах, даже если руководитель разрабатывает и утверждает совершенно новую структуру нормирования и оплаты труда, необходимо проверить условия трудовых договоров в соответствии с принимаемой системой и возможно даже поменять устав. Всё это необходимо сделать, потому что довольно часто система оплаты труда связана с полномочиями органов общественного самоуправления или коллегиальных органов управления, исходя из нового закона. То есть руководителю может потребоваться изменить саму систему управления, например, если он решит поменять порядок назначения стимулирующих выплат.

Государственная политика в сфере оплаты труда и, в частности, Указ Президента говорит о том, что необходимо повысить определенным образом уровень заработной платы до конкретных цифр и уточняется, к какому году это нужно сделать. То есть система оплаты труда работникам образования должна быть изменена. Соотношение средней заработной платы руководителей и работников на уровне общего образования не является актуальным, потому крайне редко заведующие детскими садами и директора школ имеют доходы, выходящие за пределы данного соотношения. Такое намного чаще встречается на уровне вузов, а в рамках общего образования подобных изменений не наблюдается.

Самое главное - это программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работникам образования. Стоит обратить внимание, что для федеральных учреждений она обязательна, а для региональных и муниципальных - определяется как рекомендованная. Несмотря на это, даже на уровне школ и детских садом данная программа фактически является обязательной. В ней прописано, что в образовательном учреждении должны быть актуализированы профессионально-квалификационные требования и типовые нормы труда. Но, на самом деле, всё это уже было проработано с появлением нового профстандарта.

Чем больше внебюджетных доходов у учебного заведения, тем оно свободнее в определении системы оплаты труда работникам образования, но большая часть возможностей руководителя зависит решений учредителя по поводу ограничения свободы образовательной организации в распределении бюджета.

Нормативные затраты должны обязательно включать расходы на оплату труда с учетом обеспечения уровня средней заработной платы, исходя из указов президента. Это обеспечивает педагогическим работникам некоторые законодательно установленные гарантии, связанные с оплатой труда.