Регулирование международной трудовой миграции. Регулирования международной миграции рабочей силы

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, которая меняет место жительства и работы, перемещаясь из одних регионов и стран в другие, для того чтобы улучшить свое материальное положение. Международная миграция населения занимает все более значительное место в развитии общества. Все более число стан вовлекается в процессы международной трудовой миграции, и можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается с каждым годом, а характер и направление миграционных потоков в различных странах и регионах мира значительно меняются.

Трудовая миграция — это одни из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку его объектом являются человеческие ресурсы, что определяет сложность и остроту проблем, возникающих в связи с международной миграцией. Положительная роль миграции состоит в том, что миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения. В современных условиях масштабы миграционных потоков во многом зависят от социально-экономических факторов, обусловливающих уровень развития общества в стране.

Таким образом, снижение компенсирующей роли миграции, негативные последствия миграционного движения населения, неизбежно сопровождающие его, анализ демографической ситуации в странах, в том числе и в России, и прогноз на ближайшее десятилетие обусловливают необходимость государственного управления миграцией населения и, прежде всего, трудовых ресурсов. От серьезности государственного подхода и эффективности мер миграционной политики во много зависят как экономика России и других стран, так и социально­-нравственный климат в стране. Формирования полноценной и обоснованной миграционной политики требует также выход РФ на внешние рынки труда.

Государственное и международное регулирование современной трудовой миграции

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы, которая создает возможность функционирования мирового рынка труда. Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы.

Международная трудовая миграция является частью общей миграции населения. Она имеет длительную историю. Начало изучения этого процесса относится к 80-м годам XIX в. С конца 60-х годов XX в. проблемы трудовой миграции исследуются в рамках экономического роста.

Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические неурядицы, межэтнические войны и столкновения привели к тому, что на территории России оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

Миграция населения в условиях неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России в конце XX века, является одним из наиболее актуальных демографических процессов. Положительная роль миграции состоит в том, что миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения. Однако в период с 1990 по 2000 год он варьировал вокруг понижающего тренда. Сальдо миграции в 2001 г. По сравнению с 1998 г. Сократилось. Наблюдается только его некоторое увеличение (с 72,3 тыс. чел. — в 2001 г. До 77,9 тыс. чел. — в 2002 г.). В современных условиях масштабы миграционных потоков во многом зависят от социально-экономических факторов, обуславливающих уровень развития общества в России, в отличие от приоритета политических причин, определявших интенсивность миграции в стране в 90-е годы.

Трудовая миграция населения занимает все более значительное место в развитии общества. Все более число стран вовлекается в процессы международной трудовой миграции, а характер и направление миграционных потоков в различных странах и регионах мира значительно меняются.

Международная миграция рабочей силы — это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющийся соотношением спроса и предложения на рынке труда. Помимо экономических мотивов международная миграция обусловливается также соображениями политического, социального, этнического, культурного и семейного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция — это выезд из страны на постоянное место жительства. Иммиграция — въезда в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации (реэмиграция) — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

По причинам перемещения населения миграцию называют добровольной и вынужденной. Миграцию называют добровольной, если перемещение за границу осуществляется по причинам, зависящим от мигранта. Вынужденная миграция порождается причинами, не зависящими от мигрантов.

Для оценки масштабов трудовой миграции используются различные показатели:

  • Масштабы выбытий — число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период с целью устройства на работу;
  • Масштабы прибытий — число иммигрантов, прибывших за определенный период в страну в поисках работы;
  • Сальдо миграции, или чистая миграция — разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период;
  • Валовая миграция, или общая миграция — сумма числа прибытий и выбытий в стране, регионе за рассматриваемый промежуток времени.

Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

  • Различия в уровне экономического развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем ВВП на душу населения в страны с более высоким уровнем жизни.
  • Различная степень обеспеченности стран трудовыми ресурсами. Она влияет на объем производства, на различие в уровнях заработной платы. Если в стране избыток трудовых ресурсов, то это создает стимул для эмиграции;
  • Существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).
  • Международное движение капитала и функционирование международных корпораций. Происходит перемещение рабочих к рабочим местам в зарубежные филиалы транснациональных корпораций.

1.1. Государственная миграционная политика.

Миграция населения (и прежде всего трудовых ресурсов) оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений в стране. Так, страны, принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества:

  • повышается конкурентоспособность производимых в стране товаров из- за уменьшения издержек производства, которые связаны с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
  • стимулируется рост производства и дополнительная занятость в стране, т.к. иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги;
  • страна-реципиент получает экономию на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированной рабочей силы при импорте работников;
  • появляется возможность в случае кризиса и безработицы в первую очередь уволить иностранных рабочих;
  • страна получает экономию на иностранных работниках в силу того, что они не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации различных социальных программ и т.д.

Есть положительные последствия трудовой миграции и для стран-экспортеров рабочей силы. Так, миграция трудовых ресурсов оказывает ощутимое положительное воздействие на экономику страны-донора, т.к. отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы в стране, появляются дополнительные источники валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов.

Вместе с тем к отрицательным последствиям трудовой эмиграции, влияющим на экономику страны, следует отнести тенденции роста потребления заработанных средств за границей, сокрытие получаемых доходов от налогов, «утечку умов». К отрицательным моментам трудовой миграции, связанным с импортом рабочей силы, относятся: социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь, и, кроме того, у местных предпринимателей создается возможность выиграть от импорта рабочей силы за счет сдерживания темпов роста заработной платы своих рабочих. Наконец, зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится такой сильной, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование отраслей национальной экономики (например, строительство, сфера услуг и т.д.).

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной-импортером, и страной-экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна-импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции, обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

Россия как страна-экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы: привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы, защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получение мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

1.2. Международная миграционная политика

На национальном уровне международную миграцию фактически регулируют страны — получатели трудовых ресурсов. Их политика, в свою очередь, зависит от того, как исторически складывались рынки труда в этих странах. В настоящее время существует два подхода к миграционной политике: «ассимиляционный» (США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия) и «отходнический» (Западная Европа, страны Персидского залива, Япония), реализуемых странами в той или иной пропорции. При «ассимиляционном» подходе иммиграционная политика страны привлекает мигранта на постоянное место жительства с семьей, но без определенного заранее трудоустройства. Каждая семья мигрирует самостоятельно.

При «отходническом» подходе страна, как правило, принимает работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок. При таком подходе мигрант едет обычно без семьи, но на определенное рабочее место (с контрактом). Часто работники выезжают целыми бригадами. Россия придерживается строго «отходнического» подхода для рабочей силы из СНГ и дальнего зарубежья и «ассимиляционного» — для переселенцев и беженцев из бывшего СССР.

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

  • Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты (заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда);
  • Международная организация по миграции (МОМ) занимается вопросами организации межстрановой миграции (количественная и качественная сторона миграции, проблемы беженцев);
  • Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;
  • Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах.

Таким образом, миграционная политика включает систему условий, способов и мер управления миграционным движением населения на федеральном и региональном уровне. Она предполагает осуществление социально-экономических и правовых мер по стимулированию перемещений населения из одних регионов в другие либо по ограничению таких ограничений и направлена на оптимизацию территориальной подвижности населения.

В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категории работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

  1. работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);
  2. рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);
  3. специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);
  4. крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль над въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов.

Таким образом, среди основных мер иммиграционной политики и механизмов ее реализации следует отметить следующие:

  1. прием и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы;
  2. оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабозащищенных вынужденных переселенцев;
  3. помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов;
  4. регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
  5. государственная поддержка таких категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах и проч.

Заключение

Процессы международной трудовой миграции — это наиболее очевидные, открытые формы проявления международного рынка труда. Но, наряду с ними, существуют и развиваются все новые и новые его формы. В частности, использование труда иностранных специалистов с помощью телекоммуникационных средств связи (без непосредственного перемещения рабочей силы через границу) и другие.

В настоящее время в российском обществе основных подходах к роли трудовой миграции и ее регулированию.

Первый подход — консервативный, связывающий трудовую миграцию исключительно с негативными последствиями. Его сторонники выступают за закрытие страны от трудовых мигрантов и депортацию нелегальных мигрантов.

Второй подход — либеральный. Он исходит из того, что Россия обречена на использование и привлечение иностранной рабочей силы. Главная причина — недостаток трудовых ресурсов внутри страны в условиях экономического роста. По мнению сторонников этого подхода, рабочие руки Россия может получить исключительно за счет трудовых мигрантов из стран ближайшего окружения, в том числе Китая и других стран Азии. При этом количественные потребности в мигрантах определить нельзя. Если люди едут в страну — значит, есть возможность для трудоустройства, главное — дать свободу в передвижении рабочей силы.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечи­вает несомненные преимущества странам, как принимающим рабо­чую силу, так и поставляющим ее, но она способна породить острые социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления поло­жительного эффекта необходимо использовать арсенал средств поли­тики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.

В связи с противоречивостью последствий миграции государствен­ное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на со­кращение потоков миграции.

В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.

Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.

Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицирован­ным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оп­лате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жи­лья, при попытке получить образование, при обращении за меди­цинской помощью и т. д.

Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.

Международное перемещение рабочей силы протекает на фоне без­работицы. Каковы же в связи с этим позиции и действия правитель­ства страны въезда?

1. Государство может ограничить въезд иммигрантов .

2. Государство может выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества.

3. Государство может стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.

Большинство принимающих стран сочло выгодным проводить поли­тику отбора иммигрантов, допускаемых в страну. Иммиграционные правила пересматри­ваются в сторону поощрения «притока умов» и ог­раничения притока неквалифицированных рабочих. Объясняется это тем, что высококвалифицированные специалисты, владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными нетто-налогопла­тельщиками.

Такую политику осуществляют США, Канада, Великобритания и другие богатые страны.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторон­ними межправительственными соглашениями, так и многосторон­ними.

Действуют Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бе­нилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).

Странами ЕС в конце 1991 года разработаны кратко средне- и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдер­живания потоков нелегальных мигрантов.

Иные проблемы в сфере регулирования миграции ре­шают страны-экспортеры рабочей силы.

В области регулирования миграции в этих странах ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно вызывают нежела­тельную реакцию в виде:

– роста нелегальной миграции;

– сокращения валютных переводов;

– снижения степени возвратности и т. д. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.

Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам- экспортерам ра­бочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государст­венных органов для повышения их роли в защи­те интересов мигрантов, консультационном и информационном об­служивании как находящихся за рубежом, так и собирающихся вые­хать на заработки. Государству необходимо:

1) определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в раз­витии которых особенно очевидна в данный момент;

Регулирование миграции

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически всœе они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции

Большинство принимающих стран используют селœективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл состоит по сути в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всœем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, – строительные, подсобные, сезонные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателœем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа не может выполняться местными рабочими, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

1. Профессиональная квалификация. Законодательства всœех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом крайне важно подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы.

2. Ограничения личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством исходя из отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всœего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

3. Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всœей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всœех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всœех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

4. Экономическое регулирование. Оно вводит определœенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определœенного объёма оборота и продаж или после внесения определœенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определœенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определœенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить.

5. Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

6. Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определœенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинœений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

7. Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о специальностях, на которые иностранцев нанимать запрещено.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Οʜᴎ могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

В США в соответствии с законом проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции в лице своего подразделœения – Службы иммиграции и натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь всœе положения иммиграционного законодательства; министерство труда, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет, не идет ли трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы (12-летний курс обучения). Состояние здоровья должно быть подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам, вложившим в экономику США более 500 тыс. долл. При этом это само по себе не гарантирует получение вида на жительство: к примеру, в 1993 ᴦ. из 225 подобных заявлений от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено. Географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на недискриминационной базе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Далее на базе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х гᴦ. XX в. стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. К ним относятся:

1. Разработка программ стимулирования реэмиграции.

2. Формирование программ профессиональной подготовки иммигрантов, которая позволит им вернуться на родину и получить высокооплачиваемую работу.

3. Реализация программ экономической помощи странам массовой эмиграции.

Регулирование миграции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Регулирование миграции" 2017, 2018.

Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходи­мость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

Миграционная политика - это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Цели международной миграционной политики - определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционных процессах.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства. Согласно Программе действий, принятой в 1976г. на всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- и многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время в национальных законодательствах стран обязательно учитываются требования международных конвенций.

Так, одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах - признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.д. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

Организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;

Принятием мер против недостоверной информации в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан;

Организацией соответствующих медицинских служб;

Разрешением перевозить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов.

В Конвенции содержатся положения, касающиеся найма, размещения и условий труда мигранта. В Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения прав трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Конвенция МОТ провозглашает равенство мигрантов и граждан страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы. Предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Конвенция МОТ (1962г.) гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев в области социального обеспечения, участия в профсоюзах и соблюдения прочих гражданских прав. Национальная миграционная политика в настоящее время проводится государствами с соблюдением условий международных конвенций.



При проведении миграционной политики каждой страной используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников.

Миграционная политика страны-импортера.

Страна-импортер (реципиент) проводит селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для страны рабочей силы. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно расчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по определенным категориям привлекаемого населения (половозрастной состав, образование, состояние здоровья, национальность, личностные и психологические характеристики, профессиональные требования и т.д.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в принимающей стране.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995г. было принято следующее распределение миграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США; 9% прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США 1996г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов и ужесточил требования к их качественным характеристикам

На иммиграцию в страну имеют преимущество

Высококвалифицированные специалисты, связанные с наукоемким производством и другими видами интеллектуальной деятельности, спрос на которых не удовлетворен;

Специалисты с мировым именем в почти любом виде деятельности;

Работники, согласные на тяжелый и вредный неквалифицированный труд по оплате его по минимальной для страны ставке;

Бизнесмены, инвестирующие свой капитал в страну.

Количество требуемых в стране иностранных работников соответствует вполне определенному количеству вакансий. Превышение этого уровня грозит ростом безработицы, снижением оплаты труда на национальном рынке, ростом оппозиции со стороны профсоюзов. Снять подобные негативные процессы в стране позволяет установление, как уже было отмечено выше, иммигрантской квоты, а также временных интервалов пребывания и работы для мигрантов в данной стране.

В некоторых странах практикуется использование программ по стимулированию реиммиграции: выплата материальной компенсации отъезжающим, обучение их новым специальностям, оказание материальной помощи странам-донорам массовой эмиграции.

Инструментом миграционной политики является и выстраивание географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков. Принимая мигрантов, страна-реципиент не должна превышать их оптимального количества. Только в этом случае иммигранты могут безболезненно включаться в экономическую и социальную жизнь принимающей страны.

Миграционная политика страны-экспортера .

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров:

Эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;

Эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;

Требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением

ими в зарубежных странах профессий и образования.

Страна-экспортер рабочей силы решает с помощью эмиграции следующие задачи:

ü ослабление давления безработицы и дефицита валютных

ресурсов (от эмигрантов поступают валютные денежные переводы своим родственникам);

ü формирование национальных квалифицированных кадров за счет

обучения за границей.

В соответствии с поставленными задачами страны-доноры используют

инструменты миграционной политики:

Определение режима миграционной политики (либерального или протекционистского);

Выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере приобретения ими зарубежного образования;

Стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.

Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию про­цессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по ва­лютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых нало­гами;

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает миг­рантам ввозить в страну по льготным таможенным та­рифам свыше 40 наименований изделий - от сырья до предметов роскоши;

3) специальные эмиграционные программы, дополнитель­но принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. пра­вительство Югославии разработало специальную долго­срочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за грани­цы и их трудоустройству в стране».

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, ра­бота которых за рубежом потребует экспорта отечествен­ной продукции;

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи загранич­ных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд не­фтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стра­не после завершения образования за государственный счет.

Иммиграционная государственная политика призвана за­щитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использова­ние их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, бра­тьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие род­ственника - гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция; предполагает наличие ква­лификации, особых способностей, опыта частной пред­принимательской деятельности, которые могут оказать­ся полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов:

а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточ­ный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного зна­чения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание ста­туса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных поли­тик, которые могут применяться одновременно в зависи­мости от категорий мигрантов:

Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

политика, разрешающая постоянное проживание иммиг­рантов и предполагающая право на получение граждан­ства.

Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании. Так, напри­мер, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии -специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

б) стаж работы по специальности. Например, в Ав­стралии принимают специалистов с профессиональ­ным стажем не менее 3 лет, в США - 5 лет, на Кипре - 2 года.

2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет;

Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-неф­тяниках 20-40 лет.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера (так называемая со­циальная чистка). Так, в США ограничивается въезд чле­нов коммунистической или любой другой партии тота­литарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работ­ников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше - на 0,5 года, в Норвегии - на 1 год. В Рос­сии, согласно «Положению о привлечении и использо­вании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии за­конов, содержащих подробный перечень профессий, за­ниматься которыми иностранцам запрещено, и косвен­ной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конг­рессом, была благоприятной для жителей Северо-Запад­ной Европы. Реформа иммиграционного законодатель­ства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый им­миграционный закон предоставляет большие возможно­сти для квалифицированных специалистов из стран Ев­ропы.

10. Система санкций, действующих в отношении незакон­ных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно ис­пользующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматри­ваются лишение свободы либо штраф.

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как пра­вило, три вида программ:

а) программы материальной компенсации предусмат­ривают денежные выплаты иммигрантам за преж­девременное прекращение их деятельности;

б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их тру­доустройство дома;

в) программы экономической помощи регионам мас­совой эмиграции.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по ре­гулированию притока и оттока рабочей силы в зависимос­ти от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования мигра­ционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно на­циональное миграционное законодательство является опре­деляющим в разрешении спорных ситуаций.

Миграционная политика – совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию на законодательной основе иммиграционных и эмиграционных потоков населения.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторон-них межгосударственных соглашений.

Государственное регулирование иммиграции рабочей силы преследует две основные цели:

1) достижение ее желательного масштаба для страны;

2) отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

При фильтрации иммигрантов разработана сложная система ограничений, которая схожа во многих странах. Прежде всего высокие требования предъявляются к квалификации рабочей силы (наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании, документов, подтверждающих определенный стаж работы по специальности и др.). Например, в Австралии признаются законными следующие российские дипломы: инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтаж-ников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. Причем профессиональный стаж работы должен быть не менее трех лет. В США во многих компаниях и исследовательских институтах, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть взяты лишь опытные исследователи, имеющие как минимум 5-летний стаж. А в Омане, ОАЭ и Катаре для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Возрастной ценз является следующим приоритетным требованием. К примеру, Швеция и Норвегия принимают буровиков-нефтяников лишь в возрасте от 20 до 40 лет, в ОАЭ требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 30–45 лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние их здоровья . В частности, запрещен въезд наркоманам, лицам, больным СПИДом и различными психическими заболеваниями. Шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на работу.

Еще одним требованием к иностранной рабочей силе является ее социальная и политическая безупречность . Так, в США ограничивается въезд в страну членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа, не допускаются также лица, осужденные за уголовные преступления, или присутствие которых в стране может нанести ущерб ее международным интересам.

Для регулирования численности въезжающих используется показатель иммиграционной квоты в масштабе экономики, отраслей и даже предприятий, которая каждый год пересматривается. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по отдельным категориям, а также состояние национального рынка труда и жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Помимо квоты принимающая страна может установить для иммигрантов ограничительный срок пребывания и работы, запретить работать по какой-то специальности, в каких-то отраслях или на предприятиях, определить профессии , для которых установлен предпочтительный режим въезда в страну. Так, например, в Норвегии разрешение на работу иностранцам выдается только на один год, в Турции существует перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя (врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы).

Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция (возвращение иммигрантов на родину). В настоящее время в развитых странах разработаны программы, призванные стимулировать отток рабочих-иммигрантов из страны:

1. Программы материальной компенсации, которые предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности, оплату расходов, связанных с их отъездом на родину, включая стоимость билетов.

2. Программы профессиональной подготовки – предусматривают организацию специальной профессиональной подготовки неквалифицированных рабочих с целью их быстрого вживания в экономику родной страны.

3. Программы экономической помощи странам и регионам массовой эмиграции – с целью стимулирования их внутреннего экономического развития, увеличения рабочих мест и занятости, предоставления кредитов рабочим – потенциальным эмигрантам, желающим открыть свой бизнес на родине и не покидать ее.

Государственное регулирование эмиграции рабочей силы или эмиграционная политика стран-экспортеров должна способствовать:

– сокращению безработицы в стране за счет оттока излишней рабочей силы;

– поступлению в страну валютных средств от эмигрантов;

– обеспечению эмигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня;

– возвращению эмигрантов на родину с приобретением ими за границей профессий и образования.

Для поступления от граждан-эмигрантов валютных средств государство предоставляет им право открывать счета в национальных банках и их заграничных филиалах как в местной, так и в иностранной валюте, выплачивая при этом более высокий процент по вкладам.

Для вовлечения сбережений мигрантов в развитие национальной экономики государство стимулирует их вложение в ценные бумаги, предоставляя вкладчикам финансовые льготы. Например, в Индии приобретенные государственные ценные бумаги не облагаются налогами. Кроме этого, государство предоставляет льготы и оказывает содействие своим гражданам-эмигрантам, желающим инвестировать заработанные средства в национальную экономику. В Турции, например, лица, имеющие валютные счета в банках, имеют право на первоочередное получение кредитов. В Па-кистане законом разрешено всем пакистанцам, работающим за рубежом, осуществлять инвестиции во все сферы национальной экономики без специальной правительственной лицензии, в Индии в каждом штате созданы государственные корпорации, которые оказывают консультационные услуги индусам, возвратившимся на родину и желающим организовать и самостоятельно вести собственный бизнес.

Государства, экспортирующие рабочую силу, увязывают этот процесс с завоеванием зарубежных рынков. Например, Филиппины поощряют выезд таких специалистов, как монтажники тяжелого оборудования, сварщики, строители, ибо это, как правило, связано с ростом экспорта отечественных строительных материалов и оборудования.

Страны–экспортеры рабочей силы активно воздействуют на объем и структуру эмиграционных потоков. При этом в целях предотвращения выезда за рубеж работников дефицитных специальностей и кадрового опустошения отдельных районов страны государство устанавливает ограничения:

    лимитирование (ограничение) выдачи заграничных паспортов (Китай, Южная Корея, Вьетнам);

    введение эмиграционных квот (доля) или запрет на выезд отдельных категорий работников;

    выделение приоритетных регионов страны по критерию занятости. Например, в Турции преимущественное право на трудовую эмиграцию предоставляется жителям экономически развитых районов, зон стихийных бедствий, членам сельскохозяйственных кооперативов.

Чтобы ускорить и облегчить процесс адаптации вернувшихся мигрантов, государствами разработаны специальные меры для облегчения их устройства в общественном или частном секторе экономики.

Таким образом, миграционная политика должна быть продуманной и сбалансированной, чтобы упорядочить межстрановые переливы рабочей силы.

Выводы:

    Международная миграция рабочей силы – перемещение трудоспособного населения между странами, вызванное причинами экономического порядка. Складывается из эмиграции – выезда из страны и из иммиграции – въезда в страну. Эмиграция и иммиграция имеют как плюсы, так и минусы для стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы.

    Основными международными рынками рабочей силы являются США, Канада и Австралия, страны Западной Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки (ЮАР). Массовость миграционных потоков превратила рабочую силу в важный фактор социально-экономического развития мирового хозяйства.

    Регулирование трудовой миграции предполагает проведение государствами продуманной и сбалансированной миграционной политики с целью минимизировать потери и повысить экономический эффект для страны от иммиграции и эмиграции рабочей силы.