Подача жалобы фас 223 фз. Кто может подавать жалобы

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ (нюансы)

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ — нередко встречающееся на практике явление. В нашей статье мы рассмотрим нормы об ограничении конкуренции по 223-ФЗ, примеры таких ограничений и некоторые возможности применения антидискриминационных мер по инициативе участника закупки.

Запрет дискриминации в законе № 223-ФЗ

Общее положение о поддержке нормальной конкуренции отражено в п. 2 ч. 1 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) в виде принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.

Нарушение этого принципа можно раскрыть через определение, содержащееся в ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ):

  • согласование действий организатора закупки и участника (участников);
  • создание организатором преимуществ для одного или нескольких участников;
  • нарушение порядка определения победителя закупки в пользу одного из участников;
  • участие организатора торгов, заказчика или их работников.

Первое из этих нарушений трудно доказуемо и практически не встречается. Кроме того, оно всегда имеет внешнее выражение во втором или третьем. Четвертое нарушение очевидно, поэтому также встречается редко. Далее мы более подробно остановимся на самом распространенном виде нарушений — это создание преимуществ для одних участников в ущерб другим.

Отметим, что суды не всегда считают возможным применение к закупке по закону № 223-ФЗ норм закона № 135-ФЗ, несмотря на то что в его ст. 17 прямо говорится о 3 способах закупки (см. постановление АС СЗО от 03.12.2015 № А56-83413/2014).

Чтобы избежать в будущем отказа в иске, можно воспользоваться способом административного обжалования в соответствии с нормами закона № 223-ФЗ — в случаях, указанных в п. 10 ст. 3. Следует также учитывать, что в суде можно обжаловать действия организатора или заказчика по любым нарушениям закона.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ

Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки. Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.

Так, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.

ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения. Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ. По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов).

Дискриминация при установлении параметров закупки

Регулирование закупки осуществляется определенным положением, и закупочная документация должна ему соответствовать. Ограничивающими конкуренцию положениями считаются:

  • установление заказчиком требований, которые невозможно выполнить, например установление окончание срока приема заявок на участие в запросе предложений через 1 день после размещения извещения о проведении конкурентной процедуры (п. 8 Обзора судебной практики, утв. ВС РФ 16.05.2018, далее - Обзор);
  • избрание способа закупки, ведущего к ограничению круга потенциальных участников. Примером может служить отсутствие в положении о закупке критериев и случаев осуществления закупки у единственного поставщика, что позволяет заказчику без ограничений осуществлять выбор поставщика и устранять конкуренцию на рынке (п. 9 Обзора).
  • включение в закупочную документацию требований о поставке товара определенного товарного знака без достаточных оснований также является ограничением конкуренции (п. 10 Обзора).
  • порядок закупки, создающий преимущество для участников, являющихся плательщиками НДС, по сравнению с участниками, применяющими УСНО (определение от 22.07.2015 № 303-КГ15-7460).
  • включение в 1 лот услуг, технологически между собой не связанных, оказываемых на разных удаленных территориях в разное время года (п. 9 Обзора практики, утв. ФАС России от 03.10.2018 № 10).

Документацию следует обжаловать своевременно, до проведения торгов, поскольку нередко встречается довод о том, что участник не оспорил в установленном порядке документацию и принял участие в торгах на предложенных условиях (пример: постановление АС СЗО от 04.02.2016, дело № А56-22969/2015).

Обжалование в ФАС требований документации

Практика показывает, что обращение с жалобой на требования документации заказчика, ограничивающие конкуренцию, в территориальные органы ФАС РФ во многих случаях результативно.

Так, ФАС признаются в качестве ограничительных следующие требования к участникам:

  1. Установление заказчиком в документации обязательного требования к участникам конкурса об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам более 1 000 руб. и необходимости представления в составе заявки соответствующей справки из ФНС России, полученной не ранее даты размещения в ЕИС извещения и документации (решение ФАС РФ от 06.07.2016 № 223ФЗ-326/16).
  2. Установление в документации обязательных требований о наличии в штате участника аукциона 200 работников (решение ФАС РФ от 30.06.2016 № 223ФЗ-306/16).
  3. Предоставление банковской гарантии только банками из перечня (решение ФАС РФ от 29.04.2016 № 223ФЗ-173/16).
  4. Обладание производственными мощностями (решение ФАС РФ от 27.04.2016 № 223ФЗ-165/16).
  5. Установление требований об отсутствии негативного опыта (решение ФАС России от 26.04.2016 № 223ФЗ-164/16).
  6. Неизмеряемые требования и т. д.

Поэтому таким способом обжалования документации, как обращение в территориальные органы ФАС РФ, пренебрегать не рекомендуем.

Итак, дискриминирующие условия закупки встречаются нередко, поэтому с 01.01.2017 законодатель сузил сферу действия закона №223-ФЗ. Во всех случаях установления ограничительных, неясных, нецелесообразных требований рекомендуется рассматривать возможности обжалования закупочной документации, действий заказчика, конкурсной или аукционной комиссии в территориальных органах ФАС РФ и в судебном порядке.

С начала 2018 года вступили в силу положения закона 223-ФЗ, которые меняют подход к обжалованию нарушений в ФАС. Изменения коснулись и оснований, и субъектного состава лиц, которые могут обратиться в антимонопольные органы, и порядка обжалования.

На что можно жаловаться

Как было

Процедура обжалования закупок по 223-ФЗ давно требовала внесения коррективов. Ее порядок регулируется статьей 18.1 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, однако основания для подачи жалоб в этой норме отсутствуют. Они содержатся в статье 3 закона 223-ФЗ, но .

Ранее складывалась такая практика:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • поставщик подавал жалобу по 223-ФЗ в ФАС;
  • антимонопольный орган ее рассматривал и выносил предписание;
  • заказчик обращался в суд;
  • суд, как правило, поддерживал сторону заказчика.

При этом судьи указывали на то, что в соответствии с законом 223-ФЗ ФАС не имела оснований для рассмотрения жалобы .

Как стало

Поправки внесли изменения в перечень оснований для подачи жалоб. Теперь в ФАС можно жаловаться, если:

  1. Заказчик осуществляет закупку с нарушением норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке.
  2. Заказчик не разместил в ЕИС информацию, которая должна быть размещена. Это может быть отсутствие в системе Положения о закупке, документации конкретной процедуры, например, проекта контракта, и так далее.
  3. К участнику предъявляются требования, которые не содержатся в закупочной документации.
  4. Заказчик осуществляет закупку при отсутствии в ЕИС Положения о закупке и при этом не применяет нормы закона 44-ФЗ.

    Примечание. Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать свои Положения в ЕИС. При проведении процедур в отсутствии этого документа на заказчиков накладывается обязанность применять положения закона 44-ФЗ. Аналогичная мера действует и в том случае, если заказчик не выполнил норму .

  5. Заказчик не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупки у МСП или эти данные недостоверны.

Это закрытый перечень оснований для обращения с жалобой в ФАС.

Итак, прежний перечень оснований немного расширен. Но это небольшое на первый взгляд изменение дает возможность обращаться в ФАС по любым нарушениям заказчиками норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке. Указанная норма предполагает весьма широкую трактовку, что дает участникам разнообразные основания для жалоб.

Кто может подавать жалобы

Часть 10 статьи 3 закона 223-ФЗ гласит, что любое лицо, которое посчитает свои права и законные интересы нарушенными действиями или бездействием заказчика, комиссии по закупкам или ЭТП, может на них пожаловаться. Однако в следующей части этой же статьи сделана оговорка: после того, как этап приема заявок завершен, жаловаться могут только участники, подавшие заявки .

Таким образом, если жалоба касается закупочной документации или процесса подачи заявок, то обратиться в ФАС может любое лицо. Если же нарушения относятся к оценке заявок и дальнейшим этапам закупки, то право подать жалобу есть лишь у участников конкретной закупочной процедуры.

В этой норме закона нашла отражение сложившаяся практика. Ведь и до вступления в силу рассматриваемых поправок ситуация была похожей. Если в ФАС принимала жалобы от лиц, которые не подали заявку (имеются в виду жалобы на последующие этапы процедуры), то ее решения зачастую обжаловались в судебном порядке. Теперь же в законе четко прописано, что не участвующие в закупке лица не вправе жаловаться после окончания приема заявок .

Еще одно новшество в части субъектов, которые могут жаловаться в ФАС - таким правом наделили Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (). Напомним, что она осуществляет мониторинг и оценку соответствия закупок определенных заказчиков у субъектов малого бизнеса.

Чтобы корпорация имела право подать жалобу в ФАС, нарушение должно быть допущено:

  • заказчиком, чьи действия относятся к сфере контроля Корпорации МСП;
  • в отношении субъекта малого или среднего бизнеса.

Аналогичные полномочия имеют и региональные органы исполнительной власти (в отношении заказчиков, за которыми они осуществляют контроль).

Изменения в порядке обжалования

Порядок и процедура рассмотрения жалоб антимонопольными органами регулируется законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» . Таким образом, для обжалования действий заказчика (комиссии) или ЭТП должна обеспечиваться такая связка:

  • жалоба подается по основаниям, предусмотренным законом 223-ФЗ, теми субъектами, кто этим же законом наделен таким правом;
  • ее рассмотрение производится ФАС в соответствии с процедурой, которая регулируется статьей 18.1 закона № 135-ФЗ.

Изменение в части самой процедуры заключается в том, что теперь ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ не может выходить за ее рамки.

Пояснение. Раньше жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки. В ее ходе антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре.

Например, участник пожаловался на положение технической документации. При этом ФАС проверяла и то, присутствует ли закупка в плановых документах, правильно ли был определен тип процедуры и так далее. Если находились нарушения, то проверяющие выносили по ним предписания.

Теперь в статье 3 закона появилась часть 13, которая исключает подобные действия антимонопольной службы. В ней прямо указано, что рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся . Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним не будет.

Предусматривает, что претенденты на заключение контракта с заказчиком проходят отбор в условиях здоровой конкуренции.

Если исполнитель был выбран заказчиком с нарушениями установленных законом процедур, то участники закупки вправе обратиться с жалобой в антимонопольную службу (ФАС).

Основания для подачи жалобы

Антимонопольная служба рассматривает , полученные от непосредственных участников закупки и от лиц, законные интересы которых были затронуты действиями (или бездействием) заказчика. К рассмотрению ФАС принимаются все обращения, описывающие нарушения , сговоров отдельных участников закупки, а также нарушений законодательства о закупках.

Жалоба на заказчика в ФАС подается в следующих случаях:

  • если документация о закупке не была размещена в ;
  • если заказчик заключил контракт с исполнителем без проведения конкурентных процедур;
  • при размещении в публичном доступе недостоверной о закупке;
  • при отсутствии надлежащего обоснования закупки у ;
  • когда заказчик требует от участника закупки документы, не предусмотренные Положением о данной закупке или нормами законодательства о закупках.

Размещение недостоверной или неполной информации о закупке, особенно при описании требований к необходимым товарам или услугам, ставит в неравные условия , имеющих опыт в поставках и новичков на рынке закупок.

Некорректное обоснование закупки без проведения конкурса или аукциона также может являться признаком сговора с конкретным исполнителем.

Если заказчиком выступает орган или , то перед подачей жалобы в ФАС ее можно направить непосредственно заказчику (согласно схеме, указанной в закупочной документации) – часто заказчики рассматривают обращение и принимают меры быстро, чтобы предотвратить подачу жалобы в ФАС.

Алгоритм действий

Процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС регламентирована ст. 18.1 закона № 135 «О защите конкуренции» и включает следующие шаги:

  1. Инициатор обращения собирает необходимые документы .
  2. Составляется текст жалобы .
  3. Жалоба с документами направляется в местное отделение антимонопольного органа.
  4. Заявитель получает уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.

Подавать жалобу на действия заказчика нужно не позднее, чем через 10 дней после публикации результатов закупки в ЕИС.

В тексте жалобы необходимо указать:

  • ФИО, контактные и паспортные данные заявителя (для юридических лиц – адрес и реквизиты);
  • реквизиты и контактные данные субъекта жалобы ;
  • номер закупки в системе ЕИС ;
  • перечень обжалуемых действий (бездействия) заказчика;
  • перечень обжалуемых актов , протоколов и других документов о закупке;
  • список прилагаемых документов ;
  • дата и подпись заявителя .

В основном тексте следует указать, какие нормы законодательства были нарушены действиями или бездействием заказчика, каковы последствия таких действий, а также изложить требование о признании таких действий незаконными и об устранении нарушений. Образец жалобы в ФАС можно скачать по .

Субъектом жалобы может являться заказчик, организатор торгов, член комиссии, рассматривающей заявки участников или оператор торгов. Объектами жалобы могут быть составленные с нарушениями договоры, акты и другие документы о закупке, а также действия заказчика.

В комплекте с жалобой нужно подать:

  • копию паспорта заявителя (для организаций – справку из ЕГРЮЛ);
  • справку о наличии соответствующих полномочий у подавшего жалобу лица;
  • документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты ;
  • копию на участие в закупке;
  • справку о регистрации участника.

Важно учесть, что жалоба возвращается заявителю в течение 3 рабочих дней, если были нарушены сроки обращения, указаны недостоверные данные, не предоставлены подтверждающие документы, или если по обжалуемым действиям заказчика уже принято решение.

При возврате жалобы сотрудники ФАС должны выдать заявителю список причин возврата, заверенный подписью ответственного лица.

Жалобу можно подать в электронном виде без визита в отделение ФАС . Для этого заявителю нужно зайти на официальный сайт ФАС , прокрутить экран вниз и нажать на кнопку «Жалоба». В появившихся полях на экране вводятся персональные данные, способ получения ответа и текст жалобы, после чего нажимается кнопка «Отправить».

Процедура рассмотрения жалобы

Порядок рассмотрения жалобы в ФАС включает следующие шаги:

  1. Сотрудники ФАС получают жалобу и выносят решение о ее рассмотрении или о возврате заявителю.
  2. Если принято решение рассмотреть обращение, сотрудники ФАС приостанавливают торги по закупке и высылают уведомление заказчику и заявителю.
  3. После получения уведомления заказчик оповещает потенциальных исполнителей о факте поступления жалобы путем размещения ее краткого содержания в ЕИС.
  4. Комиссия ФАС проводит предварительное расследование .
  5. Жалоба рассматривается в присутствии заявителя , других участников закупки, членов и представителей заказчика.
  6. ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной , а также о выдаче предписания.
  7. Текст решения и предписания (при наличии) выкладывается в реестр жалоб ФАС на официальный портал закупок.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению сотрудники ФАС должны принять в течение 3 рабочих дней после обращения заявителя, а рассмотрение должно состояться не позднее, чем через 7 рабочих дней после обращения.

Если сотрудникам ФАС потребуется запросить у субъекта жалобы дополнительные данные, крайний срок для рассмотрения может быть перенесен один раз ещё на 7 рабочих дней (ч. 14.1 ст. 18.1 закона № 135).

Если заказчик считает жалобу необоснованной, он имеет право направить возражение на жалобу в ФАС. Возражение направляется не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения обращения, в тексте заказчик может указать на необоснованность претензий, аргументировав совершение обжалуемых действий их необходимостью и законностью.

При рассмотрении учитываются:

Вынесенное ФАС решение содержит подробное описание процедуры расследования, а в итоговой части указывается, признана ли жалоба обоснованной, будет ли выдано предписание и инициировано возбуждение или уголовного производства.

Предписание содержит список действий, которые должен выполнить заказчик, например, отмена ранее утвержденных протоколов и проведение новых торгов. За невыполнение предписания ФАС на организацию заказчика может быть наложен административный штраф в размере 500000 рублей, а на ответственное лицо – в размере 50000 рублей (ч. 7 ст. 19.5 КоАП).

Подача жалобы в антимонопольную службу позволяет отменить конкурсы или аукционы госзакупок, проходившие с нарушениями, а также привлечь к ответственности недобросовестного заказчика. Чтобы избежать возврата жалобы, нужно подробно обосновывать изложенные факты и подтверждать их документами, принимая во внимание особенности местного законодательства о закупках в конкретной сфере деятельности.

Ранее ФАС рассматривала жалобы на действия (бездействия) заказчика только в рамках закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. После вступления в силу Приказа жалоба поставщика на нарушение положений 223-ФЗ, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ, будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Приказом № 17/13. Если ФАС принимает жалобу к рассмотрению, обжалованные процедуры закупки приостанавливаются. То есть заказчик не сможет заключить договор до тех пор, пока ФАС не примет решения.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2013 г. N 17/13 г. Москва

"Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг"

Регистрационный N 28421

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571; N 50, ст. 7343) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

2. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель И. Артемьев

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

1. Жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее в настоящем Порядке - Закон о закупках), осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами (далее в настоящем Порядке - антимонопольный орган) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. В соответствии с настоящим Порядком антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

3. Действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках (далее в настоящем Порядке - заявитель) в следующих случаях:

1) неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим порядком.

6. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки, либо в случае если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

7. Жалоба на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (далее в настоящем Порядке - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, действия (бездействие) которого обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемую закупку;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

8. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

9. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

10. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные пунктом 6 настоящего порядка;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушений в обжалуемых действиях заказчика при закупке товаров, работ, услуг;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

11. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

12. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее в настоящем Порядке - официальный сайт) или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, заказчику уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящем порядке - уведомление).

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется заказчику по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении закупки, заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

13. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

14. Заказчик, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в пункте 6 настоящего порядка. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

15. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

16. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки.

17. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего Порядка) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

18. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) заказчика. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

19. Со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего порядка, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу.

20. В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, которому в соответствии с пунктом 11 настоящего порядка направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

21. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения закупки, заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся) принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки, об аннулировании закупки.

22. Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 9 настоящего Порядка.

23. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте или на сайте антимонопольного органа.

24. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

25. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) заказчика в соответствии с настоящим порядком.

Ранее ФАС рассматривала жалобы на действия (бездействия) заказчика только в рамках закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. После вступления в силу Приказа жалоба поставщика на нарушение положений 223-ФЗ, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ, будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Приказом № 17/13. Если ФАС принимает жалобу к рассмотрению, обжалованные процедуры закупки приостанавливаются. То есть заказчик не сможет заключить договор до тех пор, пока ФАС не примет решения.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2013 г. N 17/13 г. Москва

"Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг"

Регистрационный N 28421

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571; N 50, ст. 7343) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

2. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель И. Артемьев

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

1. Жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее в настоящем Порядке - Закон о закупках), осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами (далее в настоящем Порядке - антимонопольный орган) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. В соответствии с настоящим Порядком антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

3. Действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках (далее в настоящем Порядке - заявитель) в следующих случаях:

1) неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим порядком.

6. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки, либо в случае если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

7. Жалоба на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (далее в настоящем Порядке - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, действия (бездействие) которого обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемую закупку;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

8. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

9. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

10. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные пунктом 6 настоящего порядка;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушений в обжалуемых действиях заказчика при закупке товаров, работ, услуг;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

11. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

12. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее в настоящем Порядке - официальный сайт) или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, заказчику уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящем порядке - уведомление).

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется заказчику по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении закупки, заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

13. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

14. Заказчик, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в пункте 6 настоящего порядка. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

15. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

16. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки.

17. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего Порядка) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

18. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) заказчика. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

19. Со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего порядка, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу.

20. В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, которому в соответствии с пунктом 11 настоящего порядка направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

21. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения закупки, заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся) принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки, об аннулировании закупки.

22. Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 9 настоящего Порядка.

23. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте или на сайте антимонопольного органа.

24. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

25. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) заказчика в соответствии с настоящим порядком.