1. Как вы понимаете формальную или семантическую повторяемость уникальных суффиксов? Выделите абсолютно и относительно уникальные суффиксы в следующих словах: попадья, королева, колея, дороговизна, кольчуга, синева, мшара, брависсимо, престиссимо, пианиссимо, фортиссимо.
2. Определите значение уникальных словообразовательных суффиксов в следующих словах: кухмистер, кафешантан, лентяй, слюнтяй, бывальщина, пастырь, архивариус, сценариус, мотыга, торопыга.
3. Учитывая традиционную классификацию аффиксов, установите виды аффиксов в составе следующих слов: молот – рыба, меч – рыба, луна – парк, луна – рыба, ничегонеделание, отсебятина, немогузнайка, дуракаваляние, гололедица, разновидность, простолюдин.
4. Отметьте случаи явления современного словообразования, когда, вопреки имеющейся в языке закономерности, происходит образование форм с пропущенным звеном в словообразовательной цепочке. Прведите примеры.
5. Используя примеры из предыдущего задания, проанализируйте статус слов, появившихся в современном русском языке в результате чересступенчатого словообразования. Почему исследователь Е.А. Левашов, считает эти формы псевдопричастными?
Еще по теме Вопросы и задания к главе II:
- Глава 2. Характерные черты Смутного времени. Основные деятели.
- Глава 8. Теория доказательства:пропозициональные правила
- Глава 13. Охрана ителлектуальной собственности в сфере массовой информации
- Глава 5. Регулирование аграрных отношений на завершающем этапе гражданской войны: крестьянство и советская власть в 1919-1920 гг.
- Чем различаются современники, товарищи и сверстники?
- Каким образом семья и родители формируют личность своего ребёнка?
- Почему семейные ценности являются частью исторической памяти семьи?
- Опишите все роли (межпоколенные, супружеские, родительские, детские и др.), которые существуют в вашей семье.
- В чём причины конфликтов между родителями и детьми?
- В каких случаях ссоры в семье имеют положительные стороны? Как вы думаете, что такое атмосфера согласия?
- Воспитание - это процесс влияния одного человека на другого. А нельзя обоим влиять друг на друга?
- Как в процессе воспитания происходит передача культурных ценностей от одного поколения к другому?
- Какие культурные нормы обращения с другими людьми (родственниками, друзьями) приняты в вашей семье?
- Почему самые важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребёнка принимают взрослые, а не он сам?
- В природе родители учат своих детёнышей тому, как выжить в мире, а люди обучают своих детей тому, как помочь слабым. Почему так происходит?
- Как вы думаете, почему родители несут ответственность за воспитание и обязаны заботиться о физическом и духовном здоровье своих детей? А что обязаны делать дети?
- Составьте рассказ о том, как помогают многодетным семьям в нашей стране. А что ещё, на ваш взгляд, можно сделать для них?
- Что представляет собой защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?
- Чем различаются две категории людей - дети-сироты и социальные сироты? А вам доводилось с ними общаться? Расскажите об этом.
- Подумайте, что случится с обществом и человеческими отношениями, если исчезнут малые группы.
- Докажите верность утверждения: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.
- Можно ли сказать про ваш школьный коллектив (ваш класс), что в нём высоко ценятся верность, честность, но караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм и жадность? А что про него ещё можно сказать?
После изучения теоретического материала раздела необходимо ответить на следующие вопросы.
- 1. С какой целью пользователи используют информация о финансовом положении фирмы?
- 2. Раскройте назначение основных составляющих информационной базы финансового положения фирмы
- 3. Что необходимо учитывать при использовании бухгалтерской отчетности фирмы?
- 4. Раскройте сущность традиционных методов анализа финансовой отчетности фирмы на конкретных примерах
- 5. Какие необходимо соблюдать принципы проведения анализа финансового положения фирмы?
- 6. В какой финансовой отчетности отражается информация о стоимости ресурсов фирмы и источниках их финансирования?
- 7. В какой финансовой отчетности отражается информация о финансовых результатах деятельности фирмы?
- 8. Какая информация отражается в отчете о движении денежных средств?
- 9. Перечислите основные направления анализа финансового положения
- 10. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки эффективности деятельности фирмы?
- 11. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки деловой активности фирмы?
- 12. Раскройте сущность понятий «производственный цикл» и «операционный цикл» на конкретных примерах
- 13. Раскройте сущность понятия « финансовый цикл» и покажите на конкретных примерах его взаимосвязь с «операционным циклом»
- 14. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки структуры капитала фирмы?
- 15. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки ликвидности ресурсов фирмы?
- 16. Какие абсолютные и относительные показатели используются при оценке способности фирмы покрывать расходы, связанные с оплатой счетов по краткосрочным обязательствам?
- 17. Какие абсолютные и относительные показатели используются при анализе долгосрочной платежеспособности фирмы?
- 18. В чем различие и связь между показателями эффективности и показателями деловой активности?
- 19. Какие абсолютные и относительные показатели используются при анализе движения денежных средств фирмы?
Тесты:
Тест 1. Классификация источников финансирования на собственные и заемные средства используется для характеристики:
Тест 2. Классификация источников финансирования на долгосрочные и краткосрочные заемные средства используется для характеристики:
- 1. платности источников финансирования;
- 2. финансовой устойчивости;
- 3. эффективности использования источников
Тест 3. Термин «заемный капитал» характеризует:
- 1. долю стоимости имущества, принадлежащего собственникам предприятия;
- 2. долю стоимости имущества, принадлежащего собственникам и сторонним инвесторам, которые могут вмешиваться в управление предприятием;
- 3. долю стоимости имущества, принадлежащего сторонним инвесторам, которые не могут вмешиваться в управление предприятием
Тест 4. Выручка от продажи продукции организации составила в базисном периоде 3377 тыс. руб., в отчетном - 4302 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов составила 36,87 тыс. руб., в базисном году, в отчетном - 50,18 тыс.руб. Рассчитайте, как повлияло на выручку изменение эффективности использования основных фондов:
- 1. выручка снизилась на 294 тыс. руб.
- 2. выручка увеличилась на 294 тыс. руб.
- 3. выручка увеличилась на 1219 тыс.руб.
Тест 5. Фондоотдача активной части основных средств в отчетном году равна 1,79 руб. Какова среднегодовая стоимость всех основных средств, если выручка от продаж составила 473 754 тыс.руб., а удельный вес активной части основных средств в общей их стоимости - 83%:
- 1. 264542 тыс. руб. ;
- 2 318876тыс.руб. ;
- 3 258630 тыс. руб.
Тест 6. Определить, как изменился коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, если объем продукции - соответственно в базисный и отчетный года составляют 120 и 145, сумма оборотного капитала соответственно составляют - 38 и 44:
- 1. увеличился на 4%
- 2. снизился на 2%
- 3. увеличился на 14%
Тест 7. Произошло ли ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и денежных средств организации в отчетном году, если выручка от продаж составила 80 млн.руб., среднегодовая величина дебиторской задолженности - 20 млн.руб., денежных средств - 5 млн., а время оборота в году, предшествующему отчетному - 110 дн.
- 1. Оборачиваемость не изменилась
- 2. Нет, произошло замедление на 2,5 дня
- 3. Да, произошло ускорение на 10 дней
Тест 8. По данным финансовой отчетности предприятия коэффициенты оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности соответственно равны 9,7 и 32,4. Определите длительность операционного цикла:
- 1. 54,31 дня;
- 2 48, 22 дня;
- 3 42,65 дня
Тест 9. Определить рентабельность собственного капитала, если чистые активы - 5000 тыс. руб., чистая прибыль 1100 тыс. руб., совокупные обязательства 8 000 тыс. руб.:
- 1 42 %;
- 2 20 %;
- 3 22 %
Тест 10. Величина оборотных активов равна 2,35 млн. руб., текущие обязательства - 1,68 млн. руб. Если нормативное значение коэффициента текущей ликвидности равно 2, то, на сколько необходимо увеличить оборотные активы фирмы:
- 1. 1,01 млн. руб.
- 2. 2,35 млн. руб.;
- 3. 1,34 млн. руб.;
- 4. 0,67 млн. руб.
Тест 11. Величина чистой прибыли за отчетный год составила 50 млн. руб., на дивиденды решено направить 35 млн. руб., сумма собственного капитала - 100 млн. руб. Каково будет значение коэффициента реинвестирования:
- 1. 70%
- 2. 30%;
- 3. 50%;
- 4. 35%
Тест 12. Объем продаж равен 75 млн. руб., сумма активов - 10 млн. руб., собственного капитала - 6,5 млн. руб. Определите капиталоемкость бизнеса:
- 1. 22,0%;
- 2. 8,67%;
- 3. 13,33%;
- 4. 7,5%
Тест 13. Определите коэффициент автономии, если соотношение собственных и заемных средств составляет 3 к 1:
- 1. 0,50;
- 2. 0,75;
- 3. 3,0;
- 4. 0,33
Тест 14. Определите рентабельность собственного капитала, если рентабельность активов равна 9,21%, сумма активов - 10212 млн. руб., сумма собственного капитала - 4085 млн. руб.:
- 1. 23,02%;
- 2. 25,0%;
- 3. 2,5%;
- 4. 40,0%
Тест 15. Определите степень эффективности использования имущества, если выручка составляет 80 млн. руб., норма чистой прибыли - 0,15, среднегодовая сумма активов - 40 млн. руб.:
- 1. 30%;
- 2. 50%;
- 3. 15%;
- 4. 33,3%
Тест 16. Сумма активов фирмы - 100 млн. руб., внеоборотные активы- 52 млн. руб., коэффициент автономии равен 0,65, долгосрочных обязательств нет. Определите величину собственных оборотных средств:
- 1. 18 млн. руб.;
- 2. 65 млн. руб.;
- 3. 33 млн. руб.;
- 4. 13 млн. руб.
Тест 17. Анализ ликвидности баланса позволяет:
- 1. оценить эффективность вложения средств в данное предприятие;
- 2. оценить достаточность средств для покрытия обязательств, сроки которых истекают в соответствующие периоды;
- 3. оценить структуру активов
Тест 18. Определить коэффициент абсолютной ликвидности, если организация имеет задолженность перед поставщиками 400 тыс. руб., непогашенный долгосрочный кредит 200 тыс. руб., денежные средства на эту дату в кассе и на расчетном счете организации было 52 тыс. руб., краткосрочных финансовых вложений - 35 тыс. руб.:
- 1. 0,15;
- 2. 0,22;
- 3. 0,13
Тест 19. На основе проведенного анализа структуры баланса, в начале года и в конце года значения коэффициента текущей ликвидности соответственно равны: 2,58 и 2,12, коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами соответственно 0,45 и 0,47. Дать оценку изменению структуре баланса и платежеспособности организации:
1. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить
свою платежеспособность в течение года после даты составления баланса;
2. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить
свою платежеспособность в течение 6 месяцев после даты составления баланса;
3. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить
свою платежеспособность в течение 3 месяцев после даты составления баланса
Тест 20. Рассчитать коэффициент текущей ликвидности, если размер внеоборотных активов 1500, а в составе оборотных активов: запасы 900 тыс. руб., НДС 50 тыс. руб., дебиторская задолженность более 1 года 120 тыс. руб., Источники формирования имущества 2800 тыс. руб., в том числе краткосрочные кредиты 200 тыс. руб., долгосрочные кредиты 180 тыс. руб., кредиторская задолженность 400 тыс. руб.
- 1. 2,17;
- 2. 1,88;
- 3. 1,92
Задания
Задание 1. Определить динамику абсолютных и относительных показателей, влияющих на финансовое положение фирмы, используя основные показатели деятельности предприятия, приведенные в следующей таблице. Результаты анализа занести в таблицу.
Показатели финансового состояния предприятия
Показатель |
Значение на начало периода |
Значение на конец периода |
Тир., % |
|
Исходная информация (тыс. руб.) |
||||
Активы, в том числе: |
||||
1.1. Основные средства |
||||
1.2. Оборотные средства, в том числе: |
||||
Производственные запасы |
||||
Запасы готовой продукции |
||||
Дебиторская задолженность |
||||
Денежные средства и эквиваленты |
||||
1. Собственный капитал, в том числе |
||||
Уставный капитал |
||||
Добавочный капитал |
||||
Нераспределенная прибыль |
||||
2. Заемный капитал, в том числе: |
||||
Долгосрочные заемные средства |
||||
Краткосрочные заемные средства, в том числе |
||||
Краткосрочные кредиты и займы |
||||
Кредиторская задолженность |
||||
Собственные оборотные средства |
||||
Относительные показатели , руб./руб. |
||||
Коэффициент автономии, Кав |
||||
Коэффициент мобильности собственных средств, Кмобс |
||||
Коэффициент финансовой устойчивости, Кфу |
||||
Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага), Кфа |
||||
Коэффициент абсолютной ликвидности, Кабс |
||||
Коэффициент критической ликвидности, Ккрт |
||||
Коэффициент текущей ликвидности, Ктек |
||||
Коэффициент обеспеченности активов собственными средствами, Ксообс |
Задание 2. Определить интенсивность использования ресурсов и источников финансирования, если выручка от продаж составила 458 900 тыс. руб. Дать оценку эффективности хозяйственной деятельности, учитывая размер прибыли от продаж в размере 150 000 тыс. руб. Расчетные показатели интенсивности и эффективности хозяйственной деятельности занести в следующую таблицу
Показатели рентабельности по прибыли от продаж, руб. /руб. |
|
Рентабельность продаж, Рпр |
|
Рентабельность активов, Рак |
|
Рентабельность собственного капитала, Рсобк |
|
Показатели деловой активности, руб./руб. |
|
Коэффициент оборачиваемости активов |
|
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
|
Коэффициент оборачиваемости запасов |
|
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
|
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
|
Коэффициент оборачиваемости собственных средств |
|
Продолжительность оборота в днях (продолжительность года - 365 дней) |
|
Продолжительность оборота оборотных активов |
|
Продолжительность оборота запасов |
|
Продолжительность оборота дебиторской задолженности |
|
Продолжительность оборота кредиторской задолженности |
|
Продолжительность оборота собственных средств |
|
Продолжительность операционного цикла |
|
Продолжительность финансового цикла |
Задание 3. Используя модель Дюпона, предложите варианты увеличения эффективности активов на 25 %
Задание 4. Используя модель Дюпона, определите как изменится эффективность собственных средств, если рентабельность продаж увеличить на 15 %, а интенсивность использования собственных средств увеличить на 20 % ?
Задача 1. По результатам отчетного года выручка от продаж составила 33304 тыс. руб., средний остаток денежных средств составил 270 тыс. руб. Фактический размер отрицательного денежного потока операционной деятельности - 38459 тыс. руб. На следующий год возможен его прирост на следующий год на 20 %. Планируется повысить эффективность использования денежных средств на 25 %.Определить плановый остаток денежных средств на следующий год. (374,15 тыс.
Задача 2. Деятельность фирмы характеризуется следующими показателями: денежные средства на начало года составили 600 тыс. руб. Положительный денежный поток от всех видов деятельности составил 76000 тыс. руб., а отрицательный денежный поток 74500 тыс. руб. Дать оценку ликвидности денежных потоков и платежеспособности фирмы.
Задача 3. Деятельность фирмы характеризуется показателями: выручка от продаж 56000 тыс. руб., средний остаток денежных средств составил 180 тыс. руб. Фактический размер отрицательного денежного потока операционной деятельности - 52000 тыс. руб. На следующий год возможен его прирост на следующий год на 12 %. Планируется повысить эффективность использования денежных средств на 15 %.Определить плановый остаток денежных средств на следующий год.
- 1. Обрисуйте структуру социологической программы.
- 2. Разъясните, что содержится в теоретико-методологической части социологической программы.
- 3. Раскройте содержание методико-процедурной части программы.
- 4. Расскажите о возможностях измерения социальных явлений.
- 5. Уточните, как необходимо готовить отчет о результатах исследования и осуществлять прогнозирование развития исследуемого объекта.
- 6. Составьте рабочую программу для социологического исследования на тему: «Проблема трудоустройства студентов».
- 7. Подготовьте инструментарий для проведения социологического опроса по любой интересующей вас теме и проведите его среди однокурсников. Обработайте полученную информацию.
- 8. Напишите небольшое эссе на тему: «Как выбрать именно те факты, которые помогут найти научно достоверный ответ на вопрос, интересующий исследователя и поощряющий его к проведению исследования?»
- 9. Специфика изучения общественных явлений состоит в том, что социальные науки в большей мере, чем естественные, затрагивают интересы людей. Поэтому проблема достоверности (беспристрастности) социологических исследований очень важна. Можно ли решить эту проблему?
- 10. Любое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-то заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Как вы при этих условиях могли бы определить понятие «проблема»?
Библиографический список к главе 2
- 1. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. - М.: Тривола, 1998. - 228 с.
- 2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. - М.: Изд-во Книжный дом «Университет», 2010. - 296 с.
- 3. Добренькое В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2011. - 768 с.
- 4. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Юрайт, 2015. - 834 с.
- 5.Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования : учеб, пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2009. - 239 с.
- 6. Тихонова Е. В. Методология и методы социологического исследования / Е. В. Тихонова. - М.: Academia, 2012. - 368 с.
- 7. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М. : До- бросвет, 2000. - 596 с.