психология расследования преступлений. Глава ii

1. Как вы понимаете формальную или семантическую повторяемость уникальных суффиксов? Выделите абсолютно и относительно уникальные суффиксы в следующих словах: попадья, королева, колея, дороговизна, кольчуга, синева, мшара, брависсимо, престиссимо, пианиссимо, фортиссимо.

2. Определите значение уникальных словообразовательных суффиксов в следующих словах: кухмистер, кафешантан, лентяй, слюнтяй, бывальщина, пастырь, архивариус, сценариус, мотыга, торопыга.

3. Учитывая традиционную классификацию аффиксов, установите виды аффиксов в составе следующих слов: молот – рыба, меч – рыба, луна – парк, луна – рыба, ничегонеделание, отсебятина, немогузнайка, дуракаваляние, гололедица, разновидность, простолюдин.

4. Отметьте случаи явления современного словообразования, когда, вопреки имеющейся в языке закономерности, происходит образование форм с пропущенным звеном в словообразовательной цепочке. Прведите примеры.

5. Используя примеры из предыдущего задания, проанализируйте статус слов, появившихся в современном русском языке в результате чересступенчатого словообразования. Почему исследователь Е.А. Левашов, считает эти формы псевдопричастными?

Еще по теме Вопросы и задания к главе II:

  1. Глава 2. Характерные черты Смутного времени. Основные деятели.
  2. Глава 8. Теория доказательства:пропозициональные правила
  3. Глава 13. Охрана ителлектуальной собственности в сфере массовой информации
  4. Глава 5. Регулирование аграрных отношений на завершающем этапе гражданской войны: крестьянство и советская власть в 1919-1920 гг.
  1. Чем различаются современники, товарищи и сверстники?
  2. Каким образом семья и родители формируют личность своего ребёнка?
  3. Почему семейные ценности являются частью исторической памяти семьи?
  4. Опишите все роли (межпоколенные, супружеские, родительские, детские и др.), которые существуют в вашей семье.
  5. В чём причины конфликтов между родителями и детьми?
  6. В каких случаях ссоры в семье имеют положительные стороны? Как вы думаете, что такое атмосфера согласия?
  7. Воспитание - это процесс влияния одного человека на другого. А нельзя обоим влиять друг на друга?
  8. Как в процессе воспитания происходит передача культурных ценностей от одного поколения к другому?
  9. Какие культурные нормы обращения с другими людьми (родственниками, друзьями) приняты в вашей семье?
  10. Почему самые важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребёнка принимают взрослые, а не он сам?
  1. В природе родители учат своих детёнышей тому, как выжить в мире, а люди обучают своих детей тому, как помочь слабым. Почему так происходит?
  2. Как вы думаете, почему родители несут ответственность за воспитание и обязаны заботиться о физическом и духовном здоровье своих детей? А что обязаны делать дети?
  3. Составьте рассказ о том, как помогают многодетным семьям в нашей стране. А что ещё, на ваш взгляд, можно сделать для них?
  4. Что представляет собой защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?
  5. Чем различаются две категории людей - дети-сироты и социальные сироты? А вам доводилось с ними общаться? Расскажите об этом.
  6. Подумайте, что случится с обществом и человеческими отношениями, если исчезнут малые группы.
  7. Докажите верность утверждения: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.
  8. Можно ли сказать про ваш школьный коллектив (ваш класс), что в нём высоко ценятся верность, честность, но караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм и жадность? А что про него ещё можно сказать?

После изучения теоретического материала раздела необходимо ответить на следующие вопросы.

  • 1. С какой целью пользователи используют информация о финансовом положении фирмы?
  • 2. Раскройте назначение основных составляющих информационной базы финансового положения фирмы
  • 3. Что необходимо учитывать при использовании бухгалтерской отчетности фирмы?
  • 4. Раскройте сущность традиционных методов анализа финансовой отчетности фирмы на конкретных примерах
  • 5. Какие необходимо соблюдать принципы проведения анализа финансового положения фирмы?
  • 6. В какой финансовой отчетности отражается информация о стоимости ресурсов фирмы и источниках их финансирования?
  • 7. В какой финансовой отчетности отражается информация о финансовых результатах деятельности фирмы?
  • 8. Какая информация отражается в отчете о движении денежных средств?
  • 9. Перечислите основные направления анализа финансового положения
  • 10. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки эффективности деятельности фирмы?
  • 11. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки деловой активности фирмы?
  • 12. Раскройте сущность понятий «производственный цикл» и «операционный цикл» на конкретных примерах
  • 13. Раскройте сущность понятия « финансовый цикл» и покажите на конкретных примерах его взаимосвязь с «операционным циклом»
  • 14. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки структуры капитала фирмы?
  • 15. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки ликвидности ресурсов фирмы?
  • 16. Какие абсолютные и относительные показатели используются при оценке способности фирмы покрывать расходы, связанные с оплатой счетов по краткосрочным обязательствам?
  • 17. Какие абсолютные и относительные показатели используются при анализе долгосрочной платежеспособности фирмы?
  • 18. В чем различие и связь между показателями эффективности и показателями деловой активности?
  • 19. Какие абсолютные и относительные показатели используются при анализе движения денежных средств фирмы?

Тесты:

Тест 1. Классификация источников финансирования на собственные и заемные средства используется для характеристики:

Тест 2. Классификация источников финансирования на долгосрочные и краткосрочные заемные средства используется для характеристики:

  • 1. платности источников финансирования;
  • 2. финансовой устойчивости;
  • 3. эффективности использования источников

Тест 3. Термин «заемный капитал» характеризует:

  • 1. долю стоимости имущества, принадлежащего собственникам предприятия;
  • 2. долю стоимости имущества, принадлежащего собственникам и сторонним инвесторам, которые могут вмешиваться в управление предприятием;
  • 3. долю стоимости имущества, принадлежащего сторонним инвесторам, которые не могут вмешиваться в управление предприятием

Тест 4. Выручка от продажи продукции организации составила в базисном периоде 3377 тыс. руб., в отчетном - 4302 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов составила 36,87 тыс. руб., в базисном году, в отчетном - 50,18 тыс.руб. Рассчитайте, как повлияло на выручку изменение эффективности использования основных фондов:

  • 1. выручка снизилась на 294 тыс. руб.
  • 2. выручка увеличилась на 294 тыс. руб.
  • 3. выручка увеличилась на 1219 тыс.руб.

Тест 5. Фондоотдача активной части основных средств в отчетном году равна 1,79 руб. Какова среднегодовая стоимость всех основных средств, если выручка от продаж составила 473 754 тыс.руб., а удельный вес активной части основных средств в общей их стоимости - 83%:

  • 1. 264542 тыс. руб. ;
  • 2 318876тыс.руб. ;
  • 3 258630 тыс. руб.

Тест 6. Определить, как изменился коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, если объем продукции - соответственно в базисный и отчетный года составляют 120 и 145, сумма оборотного капитала соответственно составляют - 38 и 44:

  • 1. увеличился на 4%
  • 2. снизился на 2%
  • 3. увеличился на 14%

Тест 7. Произошло ли ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и денежных средств организации в отчетном году, если выручка от продаж составила 80 млн.руб., среднегодовая величина дебиторской задолженности - 20 млн.руб., денежных средств - 5 млн., а время оборота в году, предшествующему отчетному - 110 дн.

  • 1. Оборачиваемость не изменилась
  • 2. Нет, произошло замедление на 2,5 дня
  • 3. Да, произошло ускорение на 10 дней

Тест 8. По данным финансовой отчетности предприятия коэффициенты оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности соответственно равны 9,7 и 32,4. Определите длительность операционного цикла:

  • 1. 54,31 дня;
  • 2 48, 22 дня;
  • 3 42,65 дня

Тест 9. Определить рентабельность собственного капитала, если чистые активы - 5000 тыс. руб., чистая прибыль 1100 тыс. руб., совокупные обязательства 8 000 тыс. руб.:

  • 1 42 %;
  • 2 20 %;
  • 3 22 %

Тест 10. Величина оборотных активов равна 2,35 млн. руб., текущие обязательства - 1,68 млн. руб. Если нормативное значение коэффициента текущей ликвидности равно 2, то, на сколько необходимо увеличить оборотные активы фирмы:

  • 1. 1,01 млн. руб.
  • 2. 2,35 млн. руб.;
  • 3. 1,34 млн. руб.;
  • 4. 0,67 млн. руб.

Тест 11. Величина чистой прибыли за отчетный год составила 50 млн. руб., на дивиденды решено направить 35 млн. руб., сумма собственного капитала - 100 млн. руб. Каково будет значение коэффициента реинвестирования:

  • 1. 70%
  • 2. 30%;
  • 3. 50%;
  • 4. 35%

Тест 12. Объем продаж равен 75 млн. руб., сумма активов - 10 млн. руб., собственного капитала - 6,5 млн. руб. Определите капиталоемкость бизнеса:

  • 1. 22,0%;
  • 2. 8,67%;
  • 3. 13,33%;
  • 4. 7,5%

Тест 13. Определите коэффициент автономии, если соотношение собственных и заемных средств составляет 3 к 1:

  • 1. 0,50;
  • 2. 0,75;
  • 3. 3,0;
  • 4. 0,33

Тест 14. Определите рентабельность собственного капитала, если рентабельность активов равна 9,21%, сумма активов - 10212 млн. руб., сумма собственного капитала - 4085 млн. руб.:

  • 1. 23,02%;
  • 2. 25,0%;
  • 3. 2,5%;
  • 4. 40,0%

Тест 15. Определите степень эффективности использования имущества, если выручка составляет 80 млн. руб., норма чистой прибыли - 0,15, среднегодовая сумма активов - 40 млн. руб.:

  • 1. 30%;
  • 2. 50%;
  • 3. 15%;
  • 4. 33,3%

Тест 16. Сумма активов фирмы - 100 млн. руб., внеоборотные активы- 52 млн. руб., коэффициент автономии равен 0,65, долгосрочных обязательств нет. Определите величину собственных оборотных средств:

  • 1. 18 млн. руб.;
  • 2. 65 млн. руб.;
  • 3. 33 млн. руб.;
  • 4. 13 млн. руб.

Тест 17. Анализ ликвидности баланса позволяет:

  • 1. оценить эффективность вложения средств в данное предприятие;
  • 2. оценить достаточность средств для покрытия обязательств, сроки которых истекают в соответствующие периоды;
  • 3. оценить структуру активов

Тест 18. Определить коэффициент абсолютной ликвидности, если организация имеет задолженность перед поставщиками 400 тыс. руб., непогашенный долгосрочный кредит 200 тыс. руб., денежные средства на эту дату в кассе и на расчетном счете организации было 52 тыс. руб., краткосрочных финансовых вложений - 35 тыс. руб.:

  • 1. 0,15;
  • 2. 0,22;
  • 3. 0,13

Тест 19. На основе проведенного анализа структуры баланса, в начале года и в конце года значения коэффициента текущей ликвидности соответственно равны: 2,58 и 2,12, коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами соответственно 0,45 и 0,47. Дать оценку изменению структуре баланса и платежеспособности организации:

1. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить

свою платежеспособность в течение года после даты составления баланса;

2. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить

свою платежеспособность в течение 6 месяцев после даты составления баланса;

3. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить

свою платежеспособность в течение 3 месяцев после даты составления баланса

Тест 20. Рассчитать коэффициент текущей ликвидности, если размер внеоборотных активов 1500, а в составе оборотных активов: запасы 900 тыс. руб., НДС 50 тыс. руб., дебиторская задолженность более 1 года 120 тыс. руб., Источники формирования имущества 2800 тыс. руб., в том числе краткосрочные кредиты 200 тыс. руб., долгосрочные кредиты 180 тыс. руб., кредиторская задолженность 400 тыс. руб.

  • 1. 2,17;
  • 2. 1,88;
  • 3. 1,92

Задания

Задание 1. Определить динамику абсолютных и относительных показателей, влияющих на финансовое положение фирмы, используя основные показатели деятельности предприятия, приведенные в следующей таблице. Результаты анализа занести в таблицу.

Показатели финансового состояния предприятия

Показатель

Значение на начало периода

Значение на конец периода

Тир., %

Исходная информация (тыс. руб.)

Активы, в том числе:

1.1. Основные средства

1.2. Оборотные средства, в том числе:

Производственные запасы

Запасы готовой продукции

Дебиторская задолженность

Денежные средства и эквиваленты

1. Собственный капитал, в том числе

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль

2. Заемный капитал, в том числе:

Долгосрочные заемные средства

Краткосрочные заемные средства, в том числе

Краткосрочные кредиты и займы

Кредиторская задолженность

Собственные оборотные средства

Относительные показатели , руб./руб.

Коэффициент автономии, Кав

Коэффициент мобильности собственных средств, Кмобс

Коэффициент финансовой устойчивости, Кфу

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага), Кфа

Коэффициент абсолютной ликвидности, Кабс

Коэффициент критической ликвидности, Ккрт

Коэффициент текущей ликвидности, Ктек

Коэффициент обеспеченности активов собственными средствами, Ксообс

Задание 2. Определить интенсивность использования ресурсов и источников финансирования, если выручка от продаж составила 458 900 тыс. руб. Дать оценку эффективности хозяйственной деятельности, учитывая размер прибыли от продаж в размере 150 000 тыс. руб. Расчетные показатели интенсивности и эффективности хозяйственной деятельности занести в следующую таблицу

Показатели рентабельности по прибыли от продаж, руб. /руб.

Рентабельность продаж, Рпр

Рентабельность активов, Рак

Рентабельность собственного капитала, Рсобк

Показатели деловой активности, руб./руб.

Коэффициент оборачиваемости активов

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости запасов

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости собственных средств

Продолжительность оборота в днях (продолжительность года - 365 дней)

Продолжительность оборота оборотных активов

Продолжительность оборота запасов

Продолжительность оборота дебиторской задолженности

Продолжительность оборота кредиторской задолженности

Продолжительность оборота собственных средств

Продолжительность операционного цикла

Продолжительность финансового цикла

Задание 3. Используя модель Дюпона, предложите варианты увеличения эффективности активов на 25 %

Задание 4. Используя модель Дюпона, определите как изменится эффективность собственных средств, если рентабельность продаж увеличить на 15 %, а интенсивность использования собственных средств увеличить на 20 % ?

Задача 1. По результатам отчетного года выручка от продаж составила 33304 тыс. руб., средний остаток денежных средств составил 270 тыс. руб. Фактический размер отрицательного денежного потока операционной деятельности - 38459 тыс. руб. На следующий год возможен его прирост на следующий год на 20 %. Планируется повысить эффективность использования денежных средств на 25 %.Определить плановый остаток денежных средств на следующий год. (374,15 тыс.

Задача 2. Деятельность фирмы характеризуется следующими показателями: денежные средства на начало года составили 600 тыс. руб. Положительный денежный поток от всех видов деятельности составил 76000 тыс. руб., а отрицательный денежный поток 74500 тыс. руб. Дать оценку ликвидности денежных потоков и платежеспособности фирмы.

Задача 3. Деятельность фирмы характеризуется показателями: выручка от продаж 56000 тыс. руб., средний остаток денежных средств составил 180 тыс. руб. Фактический размер отрицательного денежного потока операционной деятельности - 52000 тыс. руб. На следующий год возможен его прирост на следующий год на 12 %. Планируется повысить эффективность использования денежных средств на 15 %.Определить плановый остаток денежных средств на следующий год.

  • 1. Обрисуйте структуру социологической программы.
  • 2. Разъясните, что содержится в теоретико-методологической части социологической программы.
  • 3. Раскройте содержание методико-процедурной части программы.
  • 4. Расскажите о возможностях измерения социальных явлений.
  • 5. Уточните, как необходимо готовить отчет о результатах исследования и осуществлять прогнозирование развития исследуемого объекта.
  • 6. Составьте рабочую программу для социологического исследования на тему: «Проблема трудоустройства студентов».
  • 7. Подготовьте инструментарий для проведения социологического опроса по любой интересующей вас теме и проведите его среди однокурсников. Обработайте полученную информацию.
  • 8. Напишите небольшое эссе на тему: «Как выбрать именно те факты, которые помогут найти научно достоверный ответ на вопрос, интересующий исследователя и поощряющий его к проведению исследования?»
  • 9. Специфика изучения общественных явлений состоит в том, что социальные науки в большей мере, чем естественные, затрагивают интересы людей. Поэтому проблема достоверности (беспристрастности) социологических исследований очень важна. Можно ли решить эту проблему?
  • 10. Любое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-то заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Как вы при этих условиях могли бы определить понятие «проблема»?

Библиографический список к главе 2

  • 1. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. - М.: Тривола, 1998. - 228 с.
  • 2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. - М.: Изд-во Книжный дом «Университет», 2010. - 296 с.
  • 3. Добренькое В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2011. - 768 с.
  • 4. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Юрайт, 2015. - 834 с.
  • 5.Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования : учеб, пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2009. - 239 с.
  • 6. Тихонова Е. В. Методология и методы социологического исследования / Е. В. Тихонова. - М.: Academia, 2012. - 368 с.
  • 7. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М. : До- бросвет, 2000. - 596 с.