Расторжение государственного контракта 44 фз. Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция

Порядок проведения госзакупок в РФ регламентируется 44-ФЗ. Ст. 95 этого нормативного акта определяет основания и правила изменения и расторжения контракта, заключенного по результатам торгов. Рассмотрим далее некоторые положения статьи.

Общие сведения

На основании решения суда, по соглашению участников сделки, а также при одностороннем отказе одного из субъектов от его исполнения. При этом стороны должны руководствоваться нормами ГК.

Одностороннее расторжение контракта

Как устанавливает 95 статья заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по основаниям, предусмотренным в ГК, если соответствующая возможность закреплена в самом контракте. Для принятия соответствующего решения он вправе привлечь специалистов для проведения экспертизы выполненных работ, поставленных изделий или предоставленной услуги.

Расторжение контракта допускается, если по результатам исследований будет подтверждено нарушение условий сделки исполнителем, ставшее основанием для отказа.

Уведомление исполнителя

Согласно ч. 12 ст. 95 44-ФЗ , при отказе заказчика от исполнения контракта, он обязан известить вторую сторону об этом в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. Кроме этого, он обязан разместить данную информацию в ЕИС (единой информсистеме).

Заказчик направляет свое решение исполнителю (поставщику, подрядчику) заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении) на адрес, указанный в контракте, по факсу, телеграммой на электронный адрес или иным способом, обеспечивающим фиксацию отправки и подтверждение получения извещения.

Расторжение контракта допускается только при соблюдении указанных требований. В качестве даты надлежащего уведомления признается день получения заказчиком подтверждения о вручении извещения поставщику (исполнителю, подрядчику).

Между тем получить такое подтверждение не всегда возможно. В этих случаях в качестве даты надлежащего уведомления будет признан день по истечение 30 дней с момента размещения сведений в ЕИС.

Вступление решения в силу

Односторонний отказ приобретает юридическую силу и влечет соответствующие последствия по истечении 10 дней с момента надлежащего извещения исполнителя. Соответственно, контракт будет признан расторгнутым.

Заказчик должен отменить свое решение, если в десятидневный срок исполнитель (подрядчик, поставщик) устранит нарушения, являвшиеся основанием для отказа от исполнения. При этом вторая сторона должна компенсировать его затраты на проведение экспертизы.

Требование об отмене решения не распространяется на случаи повторного нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) условий сделки, являющегося, согласно ГК, основанием для одностороннего отказа.

Обязанность расторжения

Заказчик должен отказаться от исполнения контракта, если:

  • В процессе реализации условий сделки будет установлено, что продукция, работа, услуги или исполнитель (подрядчик, поставщик) не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, победитель торгов предоставил недостоверные сведения о себе или товаре, что позволило ему выиграть.
  • В ходе исполнения контракта, оформленного согласно положениям 47 пункта 1 части 93 статьи ФЗ № 44 на поставку изделий, производство которых модернизировано/создано/освоено на территории РФ на основании специального инвестиционного соглашения, такое специальное соглашение было расторгнуто. Аналогичное правило действует и в случае расторжения госконтракта, заключенного на основании ст. 111.4 44-ФЗ, в процессе реализации условий закупки.

Сведения об исполнителе (подрядчике, поставщике), с которым был расторгнут контракт, указываются в реестре недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Нюансы законодательства

При расторжении контракта вследствие одностороннего отказа заказчик может произвести закупку услуг, изделий, работ, являвшихся предметом сделки, на основании положений 6 пункта 2 части 83 статьи ФЗ № 44.

Если поставщик до прекращения правоотношений частично исполнил обязательства, при заключении нового контракта объемы выполняемых работ, предоставляемых услуг или поставляемых товаров должны быть уменьшены на соответствующее количество. Аналогичным образом корректируется и цена сделки.

Расторжение контракта по соглашению сторон

В соответствии с 14 частью 34 статьи ФЗ № 44, в договоре может предусматриваться возможность расторжения контракта вследствие одностороннего отказа от реализации условий сделки, согласно ч. 8-26 ст. 95. В указанной норме также установлено, что по данному основанию допускается, если в самом договоре присутствует соответствующий пункт. В отношении прекращения правоотношений по соглашению участников ФЗ № 44 не закрепляет подобного требования.

Как установлено в 1 части 450 статьи ГК, корректировка условий и по обоюдному согласию участников, если другое не закреплено в Кодексе или иных нормативных актах, а также в договоре. Следовательно, если стороны не закрепили в документе такую возможность, она существует в силу закона.

В также, что в силу существенного изменения обстоятельств. Другими словами, ситуация изменилась настолько, что если бы участники могли предвидеть это, то вообще не заключили бы сделку или заключили бы, но на иных условиях.

Практическая реализация положений

В рамках оборота участники по обоюдному согласию могут расторгнуть договор при:

  • Невозможности поставщика исполнить условия сделки по причинам, независящим от него. К примеру, истек срок поставки, а заказчик выбрал не всю продукцию.
  • Отпадении необходимости в поставке у заказчика.
  • Действии непреодолимой силы. Речь, в частности, о форс-мажорных обстоятельствах: стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, забастовках и пр.

Документальное оформление

В 452 статье ГК закреплен общий порядок расторжения контракта. В норме сказано, что соглашение об изменении или прекращении правоотношений составляется в той же форме, что и первоначальный договор. Следовательно, соглашение о расторжении контракта должно быть письменным и заверенным участниками сделки.

Последствия

О них говорится в 453 статье ГК. В случае расторжения контракта обязательства его участников прекращаются в момент заключения соглашения об этом, если другое не вытекает из условий сделки, закона или иных нормативных актов.

Стороны не могут требовать возвращения всего, что было исполнено по сделке до момента прекращения правоотношений. Другое правило может закрепляться в законе или соглашении.

Необходимо сказать, что в случае расторжения контракта по обоюдному согласию, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не направляются в контролирующий орган для последующего включения в реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Отчетность заказчика

Субъекту, осуществляющему закупку, необходимо помнить об обязанностях, закрепленных ФЗ № 44. В частности, в нормативном акте заказчику предписывается оформлять отчет. В нем должны присутствовать сведения о результатах отдельного этапа выполнения контракта, информация о поставленных изделиях, предоставленных услугах или выполненных работах.

В случае ненадлежащего исполнения условий сделки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) эти данные также отражаются в отчете. В документе приводится информация и об изменении либо расторжении контракта.

Положение о составлении и размещении документа в ЕИС утверждено правительственным Постановлением № 1093 от 2013 г. На основании этого нормативного акта отчет со сведениями о расторжении контракта размещается заказчиком в семидневный срок с момента подписания соглашения, даты вступления в силу решения заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от выполнения условий сделки.

В статье закона подробно описывается процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, что касается соглашения сторон, то в законе речь идет лишь о такой возможности и не более. Согласно части 14 стать 34 федерального закона №44 контракт, заключенный между сторонами может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Именно об этом и идется речь в 95 статье, где прописано, что расторжение в одностороннем порядке возможно лишь в том случае, если контракт содержит данное положение. Что касается возможности расторжения по соглашению сторон, то здесь закон не требует упоминания данного пункта в тексте контракта.

Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 фз № 44)

Требование об отмене решения не распространяется на случаи повторного нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) условий сделки, являющегося, согласно ГК, основанием для одностороннего отказа. Обязанность расторжения Заказчик должен отказаться от исполнения контракта, если:

  • В процессе реализации условий сделки будет установлено, что продукция, работа, услуги или исполнитель (подрядчик, поставщик) не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, победитель торгов предоставил недостоверные сведения о себе или товаре, что позволило ему выиграть.
  • В ходе исполнения контракта, оформленного согласно положениям 47 пункта 1 части 93 статьи ФЗ № 44 на поставку изделий, производство которых модернизировано/создано/освоено на территории РФ на основании специального инвестиционного соглашения, такое специальное соглашение было расторгнуто.

Расторжение контракта по соглашению сторон 44-фз

Такое поведение заказчика может стать поводом для поставщика обратиться в суд и признать его действия оппонента неправомерными. Поэтому чаще всего после расторжения контракта заказчики возвращают всю сумму обеспечения.

Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика.

Если же одна из сторон не соглашается на заключение договоренности, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд. При этом инициатору разбирательства придется доказывать невозможность исполнения взятых на себя обязательств.

Расторжение государственного контракта по 44-фз

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.

Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность. Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.


Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст.

Как расторгнуть контракт по 44‑фз: условия и риски

Внимание

Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т.


д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара. Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.
В ст.

Расторжения контракта по соглашению сторон: рассмотрение по фз-44

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Инфо

В норме сказано, что соглашение об изменении или прекращении правоотношений составляется в той же форме, что и первоначальный договор. Следовательно, соглашение о расторжении контракта должно быть письменным и заверенным участниками сделки.

Последствия О них говорится в 453 статье ГК. В случае расторжения контракта обязательства его участников прекращаются в момент заключения соглашения об этом, если другое не вытекает из условий сделки, закона или иных нормативных актов. Стороны не могут требовать возвращения всего, что было исполнено по сделке до момента прекращения правоотношений.

Другое правило может закрепляться в законе или соглашении. Необходимо сказать, что в случае расторжения контракта по обоюдному согласию, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не направляются в контролирующий орган для последующего включения в реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Как расторгнуть контракт по 44 фз по соглашению сторон

В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского Кодекса (далее ГК РФ), в частности - главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств. Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий.

Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении. Алгоритм проведения процедуры Шаг 1. Определить случаи. Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законом не предусмотрено.

Расторжение контракта по 44 фз по соглашению сторон

Однако, к таковым можно отнести такие случаи:

  • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • поставщик далее не может исполнять своих обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).

Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44)

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее - Постановление № 1084).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

Информация о заключенных контрактах;

Информация об изменении контракта;

Информация об исполнении (расторжении) контракта;

Информация о расторжении контракта.

Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика ) в лице ( ), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации ) в лице (должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ с тороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта ) , заключенного по результатам (вписать нужно е ) (Протокол ( вписать нужное ) № ( значение ) от ( число, месяц, год )).

2. Взаиморасчёты между Сторонами по к онтракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. Н а момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) , а Заказчик о бязан п ринять и оплатить фактическое количество поставленного товар а (оказанной услуги, выполненной работы ).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

3. Обязательства Сторон по к онтракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

5. Реквизиты и подписи Сторон:

ЗАКАЗЧИК

ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)

Ф. И. О.

М. П.

Ф. И. О. ЕЦГЗ .

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

В случае активного участия в госзакупках, у участника размещения заказа может появиться потребность в одностороннем расторжении договора. Расторжение контракта по инициативе участника размещения заказа (УРЗ) в рамках 44 ФЗ вполне реально. В этой публикации мы разберем особенности одностороннего расторжения контракта (далее ОРК).

1. Расторжение контракта в одностороннем порядке: при каких условиях это возможно

Итак, согласно 44 ФЗ в одних случаях, заказчик обязан, а в других имеет право на одностороннее расторжение договора, если соответствующий пункт присутствует в контракте. Поставщик тоже имеет аналогичное право. Данный вопрос регулируется не только 44-ФЗ, но и ГК РФ.

У заказчика однозначно возникает обязанность расторгнуть госконтракт, если ему стало известно о предоставлении неверных сведений от поставщика в отношении себя или поставляемого товара (услуги или работы) при составлении заявки на торги или подписании госконтракта.

Такая же обязанность возникает при обнаружении несоответствия поставщика (исполнителя) или товара (работы, услуги) требованиям документации (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

Возникновение права на одностороннее расторжение договора у поставщика законодатель поставил в зависимость от факта: предоставляется ли такое право контрактом заказчику (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Следовательно, в зависимости от положений госконтракта его либо можно расторгнуть односторонне каждой из сторон либо нет.

2. Расторжение контракта в одностороннем порядке: причины согласно закону

Причины возникновения права на одностороннее расторжение договора можно разделить на две группы.
Во-первых это обстоятельства, возникнувшие уже во время исполнения госконтракта, когда они мешают его исполнению. Такое изменение ситуации, при котором дальнейшее исполнение не имеет смысла и уже не нужно. Заказчик по каким-то причинам уже не заинтересован в предмете закупки или в продолжении работ и их результате. Причиной со стороны поставщика может стать невозможность исполнения госконтракта. Например то, что единственный производитель отказался от производства товара и его невозможно закупить, а срок годности небольшой и товарных запасов пригодных для использования у поставщиков уже нет. Также эквивалент отсутствует, либо поставка эквивалента не допускается. При таких ситуациях можно попробовать достигнуть двустороннего соглашения о расторжении, а при невозможности, придется расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Вторая группа условий, при которых поставщик может рассчитывать на законное расторжение контракта в одностороннем порядке, это перечисленные ГК причины для конкретных видов договоров (ч.19 ст. 95 44-ФЗ). Здесь нам придётся обратиться к ГК РФ. Преимущественные виды договоров, заключаемых по результатам гостендеров это подряд (также и стройработы). Согласно ГК односторонний отказ от исполнения контракта не предусмотрен. Это осуществимо только строго в определенных случаях. В случаях, когда имеется факт существенного нарушений условий госконтракта другой стороной. По подрядным договорам причиной для одностороннего отказа от оказания контрактных обязательств поставщиком может быть неисполнение встречных обязательств заказчиком: не предоставление техдокументации (проекта со всеми изменениями), материалов, оборудования (в случае их предоставления заказчиком по требованиям договора).

Также причиной может стать наличие обстоятельств, говорящих о том, что исполнение госзаказчиком своих обязательств в сроки, установленные договором невозможно (часть 1 ст.719 ГК РФ, ст. 328 ГК РФ). В таких случаях необходимо направлять письма госзаказчику с уведомлением о необходимости устранить нарушения, предоставить документы (материалы, оборудование) с фиксированием сроков и указанием на свое право на расторжение договора в одностороннем порядке.

Вся корреспонденция, переписка впоследствии будет обосновывать правомерность отказа поставщика от выполнения договорных обязательств. В случае выполнения госконтракта на поставку материалов, условием для такого расторжения будет служить просрочка оплаты или её отсутствие, либо не выборка товаров несколько раз (часть 3 ст. 523 ГК РФ). По контракту на поставку может быть предусмотрена поставка товаров либо единовременно, либо заранее определенными партиями или на основании заявок заказчика.

В таком случае, если госзаказчик отказывается своевременно принимать товары неоднократно (например, не готов принять из-за отсутствия складских площадей), у поставщика возникает право на односторонне расторжение договора. Каждый такой факт и его неоднократность нужно фиксировать в документах.

При значительном увеличении цены ТРУ сторонних лиц, предоставляемых поставщику в рамках исполнения контракта, если это нельзя было предвидеть при подписании контракта, подрядчик может настаивать на соответствующем повышении цены, а при отказе заказчика исполнить это требование – расторжении договора (ст. 451, часть 6 ст. 709 ГК РФ). Цена контракта, заключаемого по 44 ФЗ является твердой и ни при каких условиях у заказчика нет полномочий её значительно увеличить (более 10%). Это может стать причиной разрыва договора поставщиком.

3. Алгоритм действий поставщика при одностороннем расторжении договора по 44 ФЗ

Процедура расторжения в одностороннем порядке чётко регулируется законом. Сначала нужно оформить документом принятие решения об одностороннем отказе от выполнения контракта. Затем даётся три дня чтобы направить отказ от выполнения госконтракта в адрес заказчика, с приложением документов, обосновывающих отказ.

Адрес необходимо брать из контракта. Если в госконтракте указан и юридический (адрес местонахождения) и почтовый адреса, то направляем по двум этим адресам. Заказчик может указать в контракте иные способы переписки: обмен электронными сообщениями, возможно даже с обязательным подписанием электронных документов электронной цифровой подписью. При направлении уведомления следует учесть все способы направления информации заказчику. Законодатель четко урегулировал последовательность направления уведомления об одностороннем отказе. Уведомление следует отправлять с использованием нескольких видов связи: заказным письмом с уведомлением о вручении, факсом, также на электронную почту заказчика, других видов связи, при помощи которых осуществляется фиксация получения письма. При направлении факса необходимо распечатать отчет об отправке, а электронное письмо отправлять с уведомлением о прочтении. Проще говоря, направляем уведомление по всем известным реквизитам, указанным в договоре.

После истечения десятидневного срока с даты документального подтверждения вручения письма (квитанции) решение участника размещения заказа об одностороннем отказе договора вступает в силу и контракт считается расторгнутым.

Для правильности исчисления сроков надлежащего уведомления следует учесть, что датой отсчета срока будет день, когда исполнителю госконтракта вручили документальное подтверждение (уведомление) о получении госзаказчиком письма. То есть момент, когда у исполнителя появились точные сведения о доставке уведомления адресату.

Затем госзаказчик размещает сведения об одностороннем расторжении договора в реестре контрактов в ЕИС (сайт гос. закупки). Указанная информация должна быть размещена на соответствующем сайте в течение одного для после даты расторжения госконтракта.

Подводя итог, выделим ключевые моменты статьи:

  • Исполнитель контракта имеет возможность выступить инициатором «разрыва» госконтракта, также как и госзаказчик
  • Разорвать госкотракт можно только, зафиксирован факт невыполнения существенных условий госконтракта
  • Госконтракт юридически считается расторгнутым после десяти дней после передачи стороне документального решения об ОРК
  • Госзаказчик размещает сведения в ЕИС об ОРК в установленные сроки

Законодательство о государственных закупках позволяет заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При этом сторонам следует придерживаться определенного регламента.

В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. При этом сам факт заключения государственного не означает его успешного исполнения. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

Все случаи расторжения государственных контрактов регулируются положениями:

  • «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг…» (в частности, частями 8-26 ст. 95);
  • Гражданского кодекса;
  • иных нормативно-правовых актов.

Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
  • в судебном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

  1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту .
  2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  5. Расторжение инвестиционного контракта , в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора , в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

Поставщик также может расторгнуть контракт, но такая возможность должна быть закреплена за ним договором. Перечень причин для отказа от исполнения контракта по инициативе исполнителя содержится в Гражданском кодексе. В их числе такие нарушения заказчиком взятых на себя обязательств по контракту:

  1. Заказчик не выкупает или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
  2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты .
  3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
  4. Заказчик отказывается в принятии и товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
  5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
  6. Заказчик не застраховал полученный товар , хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
  7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

При одностороннем отказе от исполнения контракта следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию .
  2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
  3. Публикация принятого заказчиком решения в (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации . Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
  5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения . Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
  6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться . За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
  8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
  9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
  11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных (РНП) после расторжения контракта . Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе поставщика

Обычно своим правом на отказ от контракта в одностороннем порядке пользуются заказчики. Но иногда на такой шаг вынуждены идти и сами поставщики.

Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
  2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
  3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется .
  4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик ранее принятое решение об отказе.
  5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик также вправе обратиться в суд с требованием компенсировать ему полученные убытки в результате недобросовестного исполнения заказчиком своих обязательств.

При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Обжалование отказа в контролирующих органах

В том случае, если победитель закупки считает, что заказчик незаконно и без должных причин отказался от контракта либо допустил любые другие нарушения (не вернул обеспечение по договору в положенный срок или не проинформировал поставщика о своем решении должным образом), то тот вправе обратиться за защитой своих интересов в контролирующие инстанции. Такие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба.

Для обжалования действий заказчика необходимо обратится в инстанцию в течение срока действия контракта, иначе жалобу можно будет подать только в суд. Жалоба должна иметь письменную форму. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований поставщика (обычно это копия протокола об отказе от заключения контракта).

Если в ходе проверки ФАС выяснится, что заказчик нарушил требования законодательства, то его обяжут аннулировать решение об отказе от заключения контракта.

Как отменить закупку по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Отмена заказчиком госзакупки может происходить в двух основных вариациях: до размещения извещения о ее проведении и после.

Если было принято решение об отмене закупки до появления извещения о ней в ЕИС, то следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Принятие официального решения об отмене закупки .
  2. Оформление такого решения в письменной форме: издание приказа об исключении процедуры закупки и изменения плана-графика проведения закупок. Его должен подписать руководитель государственной инстанции.
  3. Внесение соответствующих правок в план закупок и план-график и передача сведений в ЕИС.
  4. Сведения в ЕИС должны появиться в течение 3 дней после публикации приказа .

Таким образом, процедура отмены госзакупки до ее публикации предельно простая.

Должностным лицам важно учитывать один момент: если лот отменили еще на стадии планирования, но сведений об этом не передали в ЕИС, то виновникам грозит штраф в размере 5-30 тыс. р. (согласно ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Если информация о государственной закупке уже была размещена в ЕИС, то последовательность действий будет отличаться:

  1. Принимается решение об отмене закупки . Это необходимо сделать как минимум за 5 дней до окончания подачи заявок в рамках конкурсов и или за 2 дня при запросе котировок (при запросе предложений отмена недопустима). Нарушение данных сроков допускается в случае наступления обязательств непреодолимой силы (стихийных бедствий, забастовок и других чрезвычайных событий, которые невозможно предвидеть заранее).
  2. Оформление решения в виде приказа .
  3. Размещение информации об отмене в ЕИС в день издания приказа .
  4. Оповещение участников закупки о принятом решении по контактам , которые они предоставили при формировании заявок.
  5. Возврат обеспечительных мер участникам, если таковые были ими внесены . Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней после отмены тендера. Если при закупке использовалась ЭЦП, то за разблокировку и возврат обеспечения на лицевой счет подрядчика должен отвечать оператор площадки.
  6. Информация о внесении изменений в план-график закупок вносится в течение 1 рабочего дня после ее отмены .

Административный кодекс содержит ответственность для заказчиков за нарушение сроков размещения информации в ЕИС (по ст. 7.30) и за несвоевременный возврат внесенного обеспечения по заявке (по ст. 7.31.1). Ответственность за снятие лота заказчику не грозит.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора допускается, если это предусматривает подписанный сторонами контракт. Для этого одна из сторон должны допустить серьезные нарушения при исполнении своих обязательств в рамках контракта. Односторонний отказ позволяет в оперативном режиме аннулировать ранее достигнутые договоренности. Правила процедуры отказа от контракта содержатся в 95 ст. ФЗ-44.