С завершением военной службы. Увольнение с военной службы

Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.

Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). В то же время не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой – обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.


Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер, и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

К числу событий (обстоятельств), не зависящих от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающих военно-служебные отношения, относятся:

– гибель военнослужащего в период прохождения военной службы;

– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;

– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.

В двух последних случаях прекращение военно-служебных отношений носит временный характер.

Военная служба прекращается в результате наступления событий, не зависящих от субъектов военно-служебных отношений. К таким событиям относятся смерть военнослужащего, а также признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим. Фактически военно-служебные отношения в случае гибели (смерти) военнослужащего прекращаются в день, в который произошло данное событие, юридически прекращение военной службы оформляется приказом по воинской части об исключении его из списков воинской части со следующего дня после гибели или смерти.

Безвестное отсутствие, т. е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ. Для военнослужащих местом жительства может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ) в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Признание гражданина безвестно отсутствующим, кроме гражданско-правовых последствий (ст.ст. 38, 43, 188 ГК РФ), влечет прекращение военно-служебных отношений. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда. Однако указанное обстоятельство не влечет возобновления военно-служебного отношения, которое может вновь возникнуть, если имеются основания, которые были указаны ранее.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин, в том числе военнослужащий, погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим (наступление «юридической смерти») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти. Последствия аннулирования записи о смерти, так же как и отмена решения суда о признании безвестно отсутствующим, не являются основанием возобновления военно-служебных отношений; они могут вновь возникнуть только при наличии ранее указанных оснований.

Следовательно, безвестное отсутствие военнослужащего влечет окончательное прекращение военной службы в результате неопределенности его местонахождения и фактической невозможности исполнять им обязанности военной службы. Таким образом, пленение или интернирование военнослужащего, захват его в заложники также влекут прекращение военной службы. Плененные, интернированные или захваченные в заложники военнослужащие не могут исполнять служебных обязанностей. Однако их положение в отличие от безвестно отсутствующих военнослужащих отличается определенностью, т. е. должностные лица обладают достоверной информацией об их нахождении в указанном положении. Последнее обстоятельство свидетельствует о временности нахождения в нем военнослужащих, что привело законодателя к необходимости считать указанных лиц находящимися при исполнении обязанностей военной службы в целях сохранения за ними и членами их семей права на материальное обеспечение – одной из составляющих содержания военно-служебного отношения и статуса военнослужащих. Указанное право не сохраняется за военнослужащими, добровольно сдавшимися в плен, т. е. добровольно прекратившими военно-служебные отношения, в случаях, когда оно не предоставлено законом (подп. «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако упомянутая норма свидетельствует о том, что законодатель связывает прекращение военной службы с фактом пленения военнослужащего, а по аналогии и с его интернированием или захватом в заложники, но частично распространяет на указанных лиц статус военнослужащих в целях материального обеспечения их семей.

Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.

Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:

1) основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего вышеназванным Законом предусмотрено 15 таких оснований для увольнения);

2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. При увольнении по данным основаниям либо командованию целиком принадлежит инициатива, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (указанный выше Закон предусматривает 11 таких оснований увольнения);

3) основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает 6 оснований увольнения).

К первой группе относятся следующие основания увольнения:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

е) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

ж) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

к) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

л) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

м) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

н) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

о) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

п) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи досрочного увольнения:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавшего испытание;

ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

з) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

и) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

к) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

л) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву);

в) по семейным обстоятельствам:

– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе:

е) по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уважительных причин.

Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (нахождение на стационарном лечении, участие в походах кораблей и др.). Следовательно, юридически прекращение военно-служебных отношений оформляется изданием приказа об исключении из списков воинской части. В военное время, с объявлением мобилизации и переводом армии на военное положение, увольнение с военной службы в запас прекращается.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы представляет собой сложный фактический состав, включающий юридические условия и юридические факты, момент наступления которых связан с исключением военнослужащего из списков воинской части и, как следствие, утратой статуса военнослужащего, в том числе ограничений ряда общегражданских прав, возникновением правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

В отличие от государственных служащих, которые имеют при определенных условиях преимущественное право на оставление на государственной службе в государственных органах, военнослужащие таким правом не обладают. В то же время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ограничивает должностных лиц в принятии решения об увольнении военнослужащих в указанных случаях при наличии определенных обстоятельств. Указанные обстоятельства являются гарантиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в реализации их конституционного права на труд. Так, не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, а также военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», без предоставления жилых помещений. Перечисленные обстоятельства играют роль юридических условий прекращения военно-служебных отношений, гарантирующих достойный социальный статус увольняемых военнослужащих.

Контрольные вопросы и задания :

1. Раскройте содержание понятия «прекращение военной службы».

2. Назовите основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.

3. Перечислите основания, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования.

4. Назовите основания, при которых военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Увольнение лиц, находящихся на военной службе, имеет свои специфические особенности. Связано это с тем, что военный – государственное должностное лицо, правила трудовых отношений с которым, помимо гражданского права, регулируются дополнительными законодательными актами, нормами и уставами. При этом порядок увольнения с военной службы зависит от основания прекращения договорных отношений.

Особенности прекращения договора

Досрочное расторжение договора возможно в следующих случаях:

  • при ухудшении здоровья служащего;
  • при кадровых перестановках в военной части;
  • при веских основаниях для прекращения военной службы.

Уволиться можно и по другим причинам, но в этом случае будут утрачены льготы, на которые служащий получил право за годы службы.

В случае ограниченной годности к службе до окончания выслуги лет увольнение военнослужащего происходит в запас. При признании негодным к службе или достижении установленного возраста оформляется уход в отставку.

Составление рапорта

Перед увольнением и передать его начальству.

Процедура рассмотрения рапорта производится в следующем порядке:

  • командир направляет рапорт в аттестационную комиссию;
  • комиссия осуществляет прием военнослужащего, изучает причины увольнения и в случае их обоснованности выдает заключение о том, что прекращение трудовых отношений допустимо;
  • составляется протокол решения комиссии, результат доносится служащему;
  • командующий утверждает приказ об увольнении.

Если же в отношении служащего было принято отрицательное решение, то он имеет право подать жалобу. В этом случае рекомендуется обратиться к юристу.

Рапорт должен содержать следующие сведения:

  • прошение об увольнении;
  • личные данные: ФИО, воинское звание, должность;
  • основания для прекращения службы со ссылкой на соответствующие положения законодательства и подтверждающие документы;
  • данные о комиссариате, в котором служит человек, с указанием даты начала службы;
  • полное количество лет выслуги;
  • наличие предоставленного государством жилья по месту службы;
  • требование обеспечить довольствие.

Причины прекращения договора

Существует множество причин, на основании которых может быть поставлен вопрос о расторжении трудовых отношений с военнослужащим. Рассмотрим основные из них.

По собственному желанию

Увольнение военнослужащего досрочно возможно на основании уважительных причин, перечень которых предусмотрен пунктом 6 статьи 51 Федерального закона. К ним относятся следующие случаи:

  • проживание семьи военнослужащего за рубежом;
  • недостаточный размер жалованья для обеспечения семьи (с учетом прожиточного минимума);
  • наличие ребенка и уклонение второго родителя от обязательств по его воспитанию и содержанию;
  • ухудшение здоровья женщины-военнослужащего в связи с беременностью;
  • тяжелая болезнь близкого родственника, требующая за ним ухода;
  • отсутствие возможности применить на службе имеющееся высшее образование.

Расторжение контракта при вышеперечисленных случаях осуществляется решением командира после предъявления рапорта в письменной форме.

В связи с состоянием здоровья

Военнослужащий может также прекратить службу в случае ухудшения состояния здоровья при условии получения соответствующего медицинского заключения. Чтобы его получить, необходимо пройти медицинскую комиссию.

Рапорт командиру можно подавать до получения заключения врачебной комиссии. После рассмотрения рапорта военнослужащий вызывается на совещание в командирскую часть. Протокол совещания остается в личном деле подающего на увольнение.

На основании результатов медосвидетельствования утверждается приказ на увольнение.

Основания для увольнения военнослужащего по контракту такие же, как и у госслужащих.

Постановлением N123 от 25.02.03 утвержден перечень болезней, которые могут стать причиной для прекращения военной службы. Среди них:

  • раковые заболевания;
  • туберкулез;
  • заболевания крови;
  • сифилис;
  • психические нарушения и пр.

При нарушении условий контракта

В случае несоблюдения требований договора военные могут быть уволены досрочно. При этом нарушение должно быть признано существенным и неоднократным. В расчет принимаются дисциплинарные нарушения, возбужденные в отношении лица уголовные и административные дела. Требования по дисциплине регламентируются Дисциплинарным уставом ВС РФ (Прил. 7). Для увольнения достаточно повторения проступков более двух раз, при этом необходимо учесть, что по закону военные не привлекаются повторно за одинаковые нарушения.

Но даже при систематическом несоблюдении дисциплины или совершении нескольких проступков нарушитель не может быть уволен лишь на основании решения командира части, так как перед этим должна быть инициирована аттестация служащего, которая должна вынести вердикт о профпригодности человека.

Если аттестация не проводилась, а военнослужащий был уволен, то при подаче заявления в суд он может добиться отмены приказа об увольнении.

В связи с предельным возрастом

Полное право на увольнение получает служащий, достигший предельного значения возраста для своего звания либо завершивший службу в связи со сроком ее истечения.

При желании продолжить военную службу должен быть заключен новый контракт. Возможность продолжения службы рассматривается уполномоченным лицом. Максимальный срок договора – 10 лет, но при его истечении возраст служащего не должен превышать 65 лет.

Законом установлены следующие значения предельного возраста:

  • офицеры ниже полковника, капитана I ранга и женщины, проходящие военную службу, – 45 лет;
  • капитаны I ранга и полковники – 50 лет;
  • низший генеральский состав и вице-адмиралтейство – 55 лет;
  • высший генеральский состав, адмиралтейство и маршалы – 60 лет.

За полгода до достижения соответствующего возраста служащий может подать рапорт на заключение нового контракта. Решение о возможности дальше продолжать службу принимается соответствующими должностными лицами – в зависимости от звания человека (для высшего генеральского состава решение может быть принято президентом страны).

В связи с семейными обстоятельствами

Статьей 51 ФЗ N53 устанавливаются следующие уважительные причины, относящиеся к семейным:

  • проживание родственников с военнослужащими согласно медицинскому заключению невозможно в месте прохождения службы, а перевод в другую часть не может быть выполнен;
  • направление супруга, также являющегося военнослужащим, в другое место службы;
  • необходимость за родственником – несовершеннолетним, престарелым или инвалидом I-II группы при условии, что другие родственники его обеспечить не могут.

Действия при незаконном увольнении

При несогласии с причинами увольнения либо его процедурой военнослужащий может обжаловать приказ в срок до 3-х месяцев. Иск подается в военный суд. Длительность судебного процесса не должна превышать 10 дней. На слушании в обязательном порядке должны присутствовать истец и представитель военной части, к которой предъявляются обвинения. В случае признания судом незаконного увольнения истец будет восстановлен на службе и получит возмещение всех судебных издержек.

Наиболее часто встречающимися в судебной практике делами являются:

  • увольнение военнослужащего без его согласия до выслуги лет;
  • увольнение с выслугой свыше 10 лет при отсутствии обеспечения служащего жильем;
  • увольнение беременных военнослужащих.

Последствия расторжения контракта

При увольнении с военной службы гражданин вправе рассчитывать на установленные законом выплаты денежных средств и предоставление ряда льгот.

Вопросы представления жилья

Несмотря на то что законом устанавливаются обязательства государства по предоставлению служащему жилья, на практике это не всегда соблюдается. И при увольнении человека в запас квартира в выбранном месте проживания не выдается.

Исходя из судебной практики, если у служащего имеется жилплощадь по месту прохождения службы, но он хочет получить квартиру по месту постоянной регистрации, она не может быть предоставлена на основании требований об улучшении жилищных условий.

Военная ипотека после увольнения

Служащий при увольнении может продолжать пользоваться преимуществами военной ипотеки. Порядок льготного ипотечного кредитования и перечень имеющих на него право военных граждан устанавливается Федеральным законодательством, в соответствии с которым ипотеку могут получить граждане, отслужившие больше 20 лет либо уволившиеся на основании уважительных причин после непрерывной службы в течение 10 лет и более.

При увольнении без уважительной причины часть внесенных по ипотечным взносам денег (по льготной ставке) подлежит к возврату государству. Вернуть денежные средства нужно будет не позднее последующих 10 лет. Дальнейшие выплаты по ипотеке придется производить в соответствии с учетной ставкой ЦБ РФ. При невозврате денег через 10 лет они будут взысканы через суд.

В процессе прохождения службы на специальном накопительном счете производится начисление средств на приобретение жилья военнослужащими. Право ими пользоваться имеют:

  • военные, служившие 20 и более лет;
  • уволенные по достижению предельного возраста;
  • прекратившие трудовые отношения по семейным обстоятельствам;
  • родственники погибшего военнослужащего при несении им службы.

Процедура получения денег с такого счета следующая:

  • подписание приказа об увольнении;
  • подготовка рапорта о перечислении средств со специального счета;
  • передача сведений о военнослужащем в военное управление, а далее – в Росвоенипотеку;
  • перечисление денег на лицевой счет служащего (в течение 30 дней).

При увольнении после 20-летней службы полученные денежные средства можно использовать на свое усмотрение.

Но при желании приобрести недвижимость, в случае нехватки части суммы для совершения сделки, доплату придется осуществлять из собственных источников.

Законом также устанавливаются отдельные случаи, когда можно не только получить деньги с целевого счета, но и рассчитывать на дополнительную материальную помощь при приобретении жилья, при этом гражданин не должен иметь другую жилплощадь и быть участником договора соцнайма.

Денежное довольствие и выплаты после прекращения службы

Согласно Федеральному закону, устанавливающему денежное довольствие и прочие выплаты, уходящий в отставку вправе рассчитывать:

  • после 10-летней службы – на разовое пособие в сумме 5 окладов;
  • при службе в течение 10-15 лет – 10 окладов;
  • при продолжительности службы 15-20 лет – 15 окладов;
  • в случае более чем 20-летней службы – 20 окладов;
  • при наличии заслуг перед отечеством – на единовременную премию в установленном размере;
  • в случае отсутствия возможности продолжать трудовую деятельность по состоянию здоровья – на разовую материальную помощь в размере 1 оклада;
  • при службе на протяжении 20 лет или более и неиспользовании обмундирования в течение последнего года службы – на компенсацию в соответствии с Постановлением N390 от 22.06.06;
  • по завершении службы по контракту – на разовое пособие в диапазоне 2-7 окладов.

Единовременное пособие выплачивается при условии непрерывного стажа.

Кроме того, увольняемый должен получить все положенные компенсации за неиспользованные отпуска и переработки при дежурстве.

При прекращении договора по предельному возрасту или в связи с ухудшением здоровья гражданину полагается пенсия.

Льготы при последующем трудоустройстве и обучении

Помимо того, что военная служба учитывается как трудовой стаж, уволившиеся военнослужащие имеют следующие дополнительные права при дальнейшем трудоустройстве и обучении:

  • право не позднее 3-х месяцев вернуться на предприятие, где гражданин работал до поступления на службу с назначением на должность не ниже занимаемой в момент призыва;
  • право на получение работы при обращении в центр занятости в течение месяца;
  • право на бесплатное профессиональное образование.

Процедура увольнения со срочной службы

Призывники завершают службу по двум основаниям: окончание установленного срока службы и досрочное завершение по состоянию здоровья.

В первом случае служащие увольняются при демобилизации на основании приказа командира (с дальнейшей постановкой на учет в местном комиссариате).

При установлении непригодности врачебной комиссией досрочное окончание службы документируется в военном билете с указанием причин и номера соответствующего приказа.

Увольнение досрочно может быть произведено и по личным причинам, которые рассматриваются отдельной комиссией в соответствии с перечнем допустимых уважительных обстоятельств, установленных законом.

Основные законы и указы

При прекращении трудовых отношений, связанных с военной службой, следует руководствоваться:

  • ФЗ N53 от 28.03.98, регламентирующим воинскую обязанность и прохождение военной службы;
  • ФЗ N76 от 27.05.98, утверждающим статус военнослужащего и льготы, положенные при увольнении;
  • ФЗ N306 от 07.11.11, в котором прописываются выплаты в случае увольнения;
  • Указом N1237 от 16.09.99, устанавливающим право военнослужащего выбирать основание для увольнения;
  • Указом N861 от 09.07.07, регулирующим право оформления военной ипотеки.

Перед тем как уволиться с военной службы по какой-либо причине, рекомендуется ознакомиться со всеми вышеперечисленными положениями законодательства, а также нормами, устанавливающими порядок действий при том или ином основании прерывания трудовых отношений. Но лучше всего воспользоваться помощью специалиста, разбирающегося в военном праве, особенно когда речь идет о льготах, положенных военнослужащему при досрочном прекращении договора.

Увольнение военнослужащих в РФ осуществляется в соответствии с положениями федерального законодательства, нормативных актов, издаваемых Министерством обороны, а в ряде случаев — подписываемых президентом РФ. Офицеры и военные пенсионеры, вышедшие в запас или в отставку, получают значительные льготы от государства. В чем заключается процедура увольнения военнослужащего? Какие государственные гарантии для офицеров запаса и отставных военных установлены законодательством?

Общие положения законодательства об увольнении из армии

Для начала изучим ряд общих формулировок законодательства РФ, регулирующих увольнение военнослужащих. Какие из его положений заслуживают внимание в первую очередь?

Можно отметить, что в том случае, если от прохождения службы в армии освобождаются офицеры, занимающие военные должности на уровне высшего командного состава, то их увольнение осуществляется в соответствии с нормативными актами, подписываемыми президентом России.

В случае если увольняются военнослужащие, имеющие звания до полковников или капитанов 1 ранга, то освобождение их от осуществляется в порядке, установленном в федеральных нормативных актах.

Офицеры армии РФ увольняются в зависимости от возраста, а также состояния здоровья в запас или в отставку. В первом случае осуществляется постановка граждан на воинский учет, во втором проведение данной процедуры не предусмотрено законодательством.

Основания для увольнения из армии

В соответствии с законодательством РФ, увольнение с военной службы возможно в случае:

Достижения офицером предельного возраста выполнения своих обязанностей в армии;

Истечения срока призыва или контракта с вооруженными силами;

Наличия медицинских показаний, препятствующих прохождению службы в армии;

Лишения офицера воинского звания (например, по причине утраты доверия со стороны командования);

Лишения свободы по приговору суда;

Отчисления из образовательной организации при вооруженных силах РФ;

Лишения права служить в армии в соответствии с приговором суда;

Избрания офицера на должность в Госдуме, региональном парламенте, муниципальном образовании;

Прекращения службы в армии в период, когда ее деятельность приостановлена;

У офицера;

Получения военнослужащим подданства другого государства.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту возможно по причине:

Организационно-штатных мероприятий;

Перехода офицера на службу в МВД, национальную гвардию, пожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения военнослужащим условий по контракту;

Недопуска офицера к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление по приговору суда;

Несоответствия результатов участия в испытаниях требуемым;

Перехода офицера на гражданскую службу;

Прекращения гражданства РФ;

Получения офицером подданства другого государства;

Непрохождения химико-токсикологического обследования;

Совершения административного правонарушения в виде употребления запрещенных веществ без разрешения врача.

В ряде случаев офицер, который служит по контракту, вправе уйти со службы досрочно. Изучим подробнее специфику данных правоотношений.

Досрочное прекращение контракта: основания

Офицер-контрактник получает право инициировать досрочное увольнение с военной службы, если:

Условия контракта в отношении него будут нарушены;

Служить не позволяют проблемы со здоровьем;

Возникнут семейные обстоятельства, препятствующие возможности прохождения офицером службы в армии;

Он получит должность на уровне высших структур исполнительной власти субъекта РФ или статус члена Совета Федерации;

Он будет избран депутатом Госдумы, парламента в субъекте РФ, муниципальном образовании.

Таков порядок увольнения офицеров армии РФ. Можно отметить, что министр обороны России может издавать отдельные приказы, регламентирующие порядок освобождения военнослужащих от занимаемых ими должностей. Рассмотрим один из ключевых правовых актов соответствующего типа — приказ министра обороны № 660, принятый 30.10.2015 года, в части регулирования процедуры увольнения военнослужащих.

Процедура увольнения военнослужащих: регламент от Министерства обороны

В соответствии с указанным источником права, увольнение офицеров из армии предполагает, в частности:

Разработку компетентными структурами вооруженных сил плановых документов, обеспечение работы кадровых органов, отвечающих за увольнение военнослужащих;

Контроль над выполнением планов по освобождению военнослужащих от занимаемых должностей в вооруженных силах.

Планы, в соответствии с которыми осуществляется увольнение офицеров, должны направляться кадровыми структурами на утверждение уполномоченным должностным лицам. В данных документах содержатся сведения о военнослужащих, которые достигают предельного возраста службы в армии, включая тех, у которых истекает срок подписанного с вооруженными силами контракта после достижения предельного возраста службы.

Приказ Минобороны № 660 предполагает проведение ответственными подразделениями вооруженных сил мероприятий по своевременному увольнению военнослужащих. В них должны участвовать командиры воинских частей, представители кадровых структур, органов материально-технического обеспечения, медицинских служб, финансовых структур, комиссий по аттестации.

Значительный объем задач приходится решать именно командиру части. Ему нужно:

Заблаговременно выяснить у военнослужащего перспективы заключения нового контракта с вооруженными силами с учетом состояния здоровья, обеспеченности жильем;

Направить личное дело офицера, который собирается увольняться, в уполномоченный орган;

Содействовать прохождению военнослужащим медицинского освидетельствования;

Предоставить офицеру отпуск при его наличии, а также дополнительный отдых, предусмотренный действующими нормативами;

Организовать аттестацию военнослужащего в предусмотренных законом случаях;

Довести до офицера решение о его служебном предназначении по истечении контракта или при достижении им предельного возраста службы в армии;

Провести беседу с офицером об увольнении и зафиксировать ее результаты в отдельном документе по установленной форме.

На офицера, который собирается уволиться, оформляется также представление по установленной форме. Данный источник входит в состав документов, собираемых в рамках оформления увольнения военнослужащего.

Увольнение из армии в предусмотренных законом случаях дает право человеку на ряд гражданских привилегий. Порядок их предоставления зависит от категории военнослужащего, места, в котором проходила воинская служба, оснований для увольнения человека из армии. Так,законодательством РФ установлен особый вид пособия для офицеров, уволившихся из вооруженных сил. Изучим их специфику.

Увольнение из армии: пособие

Для военнослужащих, которые уволены из армии по достижении предельного возраста службы, по состоянию здоровья или же по причине организационно-штатных мероприятий, установлено единовременное пособие при увольнении с военной службы. Его величина соответствует:

5 окладам, если офицер прослужил в вооруженных силах менее 10 лет;

10 окладам, если длительность службы составила от 10 до 15 лет;

15 окладам, если офицер служил от 15 до 20 лет;

20 окладам, если длительность службы в вооруженных силах составила 20 лет и более.

Есть и иные основания для начисления подобных выплат — даже в случае, если офицер прекратил выполнение воинского долга по основаниям, не соответствующим тем, что указаны выше. Так, если человек был уволен с военной службы при контрактных взаимоотношениях с армией и длительности исполнения воинского долга менее 20 лет, то ему выплачивается пособие, соответствующего 2 окладам. Если срок службы составил 20 лет и более, то соответствующая выплата будет назначена в размере 7 окладов.

Единовременное пособие не выплачивается, если увольнение с военной службы произошло по причине:

Лишения офицера воинского звания;

Лишения свободы военнослужащего по приговору суда;

Отчисления офицера из образовательной организации при вооруженных силах в силу недисциплинированности, низкой успеваемости, нежелания проходить учебу;

Лишения права офицера служить в армии по приговору суда;

Перехода офицера на службу в МВД, противопожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения условий контракта;

Недопуска к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление в соответствии с приговором суда;

Несоответствия результатов пройденных офицером испытаний установленным требованиям;

Несоблюдения ограничений, неисполнения возложенных обязанностей, нарушения запретов в рамках прохождения службы в армии, силовых структурах,

Утраты доверия со стороны командования.

Законодательством РФ гарантирован ряд привилегий военнослужащим, которые уволены в запас. Изучим их специфику.

Государственные гарантии для военнослужащих запаса

Если офицер уволен в запас - по возрасту, состоянию своего здоровья либо в результате организационно-штатных мероприятий, - то ему полагаются следующие привилегии, гарантируемые государством:

Надбавки к пенсии;

Содействие в решении жилищных вопросов;

Предоставление компенсаций по земельному и имущественному налогам;

Льготы при обращении в медицинские учреждения;

Льготы при пользовании общественным транспортом;

Привилегии при получении образования;

Содействие в трудоустройстве.

Изучим подробнее их специфику.

Государственные гарантии для офицеров запаса: надбавки к пенсии

Военнослужащие запаса вправе получать различные надбавки к пенсии. Они могут начисляться по разным основаниям. В числе основных:

Надбавки военным пенсионерам, которые имеют иждивенцев;

Увеличение размера пенсии, выплачиваемой за выслугу лет, назначаемой при наличии у гражданина инвалидности;

Назначение повышенной пенсии военнослужащим запаса, которые имеют почетные звания, например Героя Соцтруда.

Государственные гарантии для офицеров запаса: поддержка по жилищному вопросу

Офицер запаса вправе рассчитывать на поддержку государства при решении жилищного вопроса. Объем данной помощи будет зависеть от многих факторов — от состава семьи военнослужащего, имеющегося у него и его родственников жилплощади. Один из самых распространенных инструментов государственной поддержки по рассматриваемому вопросу — выдача специальных сертификатов. Рекомендуется для уточнения объема государственной поддержки по жилью, а также о порядке выдачи сертификатов обращаться в компетентные структуры власти — например, департаменты жилищной политики муниципалитетов.

Государственные гарантии офицерам запаса: налоговые льготы

Основные налоговые льготы, на которые вправе претендовать офицер запаса — это компенсация государством земельного и имущественного налога. Оба типа платежей в бюджет могут быть исчислены в существенном размере. В частности, налог на имущество сейчас определяется исходя из его кадастровой стоимости, которая, как правило, намного выше инвентаризационной, по которой данный платеж исчислялся ранее. Поэтому данный объем помощи государства может быть весьма уместен для семейного бюджета военнослужащего запаса.

Льготы для офицеров запаса в области медобслуживания

Офицеры запаса, которые служили в лет и более, вправе получать привилегии в области медицинского обслуживания, представленные в довольно широком спектре — точный их перечень следует уточнять при обращении в конкретные медучреждения или органы власти, которым они подотчетны. Можно отметить, что основания увольнения с военной службы с точки зрения возникновения у офицера прав на получение рассматриваемых льгот не имеют значения, если общий стаж военной службы человека — 25 лет и более. Аналогично их вправе получать прапорщики и мичманы, прослужившие в вооруженных силах 20 лет и более.

Транспортные льготы для офицеров запаса

Военнослужащие, уволенные в запас, вправе пользоваться значительными льготами в области пользования транспортом. В числе основных — возможность бесплатно путешествовать на поезде, судах, самолетах к местам отдыха и обратно — раз в год. Кроме того, если офицеру запаса требуется пройти стационарное лечение по заключению специальной комиссии, то его проезд к месту соответствующего медицинского учреждения также оплачивается государством.

Льготы в сфере образования для офицеров запаса

Ряд иных значимых льгот, которые может получить офицер запаса — возможность поступить без экзаменов в вузы. Данная привилегия предоставляется, если:

У человека есть незаконченное высшее образование или же специальность, полученная в военном вузе;

У военнослужащего запаса есть полное среднее образование.

Другая возможность в сфере образования для военнослужащих запаса — возможность без экзаменов поступить в учреждения среднего образования при наличии соответствующего военного аттестата или документа, подтверждающего получение 9 классов образования.

Можно отметить, что второе высшее образование военнослужащий запаса в любом случае получает бесплатно, в то время как аналогичная возможность в общем случае не предусмотрена для гражданских лиц.

Итак, мы рассмотрели то, каким образом осуществляется увольнение с военной службы офицеров, а также то, какие выплаты и льготы им полагаются по законодательству. Рассмотрим теперь привилегии, установленные законами РФ для военных пенсионеров.

Льготы для военных пенсионеров: надбавки к пенсии

Прежде всего стоит отметить, что в отношении граждан, имеющих данный статус, гарантируется перерасчет пенсий по факту увеличения размера довольствия для тех или иных категорий военнослужащих. Следующая значимая привилегия для военных пенсионеров заключается в начислении надбавки к пенсиям за выслугу лет, а также назначаемым при инвалидности в размере 100%. При этом соответствующая надбавка не должна быть меньше, чем 200% от минимальной величины пенсии по старости. Отметим, что в том случае, если человек получает от государства выплаты за выдающиеся достижения или заслуги перед страной, подобные надбавки могут не начисляться.

Для пенсионеров, являющихся победителями Олимпийских игр, полагается надбавка в размере не менее, чем 100% от минимальной величины пенсии по старости.

На величину пенсии могут влиять офицерские звания, должности офицеров. Кроме того, может учитываться служба на отдаленных территориях, высокогорных местностях и иных районах с особым климатом.

Военная пенсия исчисляется, прежде всего, с учетом размера оклада военнослужащего. Порядок его исчисления определяется отдельными положениями законодательства. Так, например, за 20 лет службы оклад офицера увеличивается на 50% без учета инфляционных надбавок, а за каждый последующий год — еще на 3%, до достижения надбавки к окладу в размере 85%.

Льготы для военных пенсионеров: северные коэффициенты

Если воинская служба человека, вышедшего на пенсию, шла в районах Крайнего Севера в течение 15 лет, и местностях, которые приравнены к соответствующим территориям, в течение 20 лет, то даже при переселении в более южные районы военный пенсионер вправе рассчитывать на сохранение к пенсии. Правда, его величина ограничена значением в 1,5 единицы (но это во многих случаях больше, чем коэффициент в ряде регионов).

Льготы для военных пенсионеров: ЖКХ

Военные пенсионеры могут в соответствии с региональным законодательством иметь льготы при оплате ЖКХ. Например, в Москве действуют правовые акты, по которым соответствующая компенсация составляет 50% от расходов за жилищно-коммунальные услуги. Конкретный перечень льгот по ЖКХ, опять же, имеет смысл узнавать в жилищном департаменте города, в котором проживает военнослужащий запаса.

Льготы для ветеранов боевых действий

Многие из военных пенсионеров и офицеров, уволенных в запас, имеют статус ветеранов боевых действий. Рассмотрим то, какие льготы гарантированы для них законодательством РФ.

В соответствии с действующими нормами могут пользоваться следующими привилегиями:

Компенсацией 50% расходов от платы за жилые помещения вне зависимости от конкретной разновидности жилфонда;

Внеочередным получением медицинской помощи в рамках государственных программ;

Льготами в рамках пенсионного обеспечения;

Получением жилья от государства в порядке, который определен законодательством;

Возможностью оформлять отпуск в удобное время;

Обучением на курсах профессиональной переподготовки за счет работодателя;

Возможностью покупать билеты на все типы транспорта вне очереди;

Поступлением вне конкурса в высшие и средние учебные заведения, а также возможностью получать специальные стипендии, которые гарантируются Правительством РФ.

Резюме

Итак, мы рассмотрели порядок увольнения с военной службы, установленный законодательством РФ, определили основные виды государственных гарантий для военнослужащих запаса и вышедших в отставку. Основные из них утверждены на уровне федеральных источников права. Но в некоторых случаях порядок увольнения из армии регулируется приказами, которые издает министр обороны. В ряде случаев участие в освобождении офицеров от занимаемых должностей принимает президент РФ. Так, в соответствии с подписываемыми им нормативными актами увольняются военнослужащие, занимающие высшие военные должности.

Офицеры запаса, а также вышедшие в отставку имеют довольно много привилегий — в части снабжения жильем, предоставления налоговых льгот, медицинских услуг, преимуществ при получении образования. Увольнение из армии во многих случаях может быть связано с выходом офицера на пенсию, и потому для нас важно было также изучить перечень льгот и привилегий для военных пенсионеров. Таковые представлены в достаточно широком спектре. Граждане в данном статусе получают пенсию, исчисляемую и индексируемую по особым правилам — в частности, с учетом северного коэффициента вне зависимости от того, где человек проживает после увольнения из армии. Величину военных пенсий определяют офицерские звания, должности, места службы граждан.

Многие из военных пенсионеров имеют статус ветеранов боевых действий. Для них законодательством РФ также установлен ряд льгот. Так, государство в установленных законом случаях оплачивает и предоставляет жилье военным в соответствующем статусе.

Значительные льготы установлены законодательством РФ для военнослужащих различных категорий в сфере образования. Это важный аспект, поскольку переподготовка военнослужащих на гражданские специальности может потребовать от них прохождения дополнительного обучения в образовательных учреждениях.


VIII. Порядок увольнения с военной службы

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

(в ред. Указов Президента РФ от 01.07.2014 N 483, от 02.01.2015 N 3)

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

уволенных с военной службы в отставку;

женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;

избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;

в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

являющихся иностранными гражданами.

(п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

(абзац введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

(пп. "д.1" введен Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525)

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

(пп. "д.2" введен Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525)

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

(пп. "е.1" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;

военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);

военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

(пп. "л" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

(пп. "м" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

(п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

(пп. "д" в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

(пп. "е.1" введен Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525; в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

(пп. "е.2" введен Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525)

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

(пп. "и" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

(пп. "к" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

(п. 4 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с указанными подпунктами, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

(в ред. Указов Президента РФ от 02.01.2015 N 3, от 20.10.2015 N 522)

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 51)

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

(абзац введен Указом Президента РФ от 16.01.2008 N 51)

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

(п. 5.1 введен Указом Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

(п. 6 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 51)

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

(в ред. Указов Президента РФ от 17.04.2003 N 444, от 02.01.2015 N 3)

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

(в ред. Указов Президента РФ от 21.03.2011 N 337, от 09.01.2012 N 45, от 13.11.2012 N 1525)

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 03.10.2014 N 654)

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(абзац введен Указом Президента РФ от 09.07.2007 N 861)

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

(в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

(п. 25 в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

  • ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В РАБОТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ