Смотреть что такое "Права человека" в других словарях.

права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности.

В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического и проч. устройства. В рамках теории «позитивного права» права человека возникают только в государстве, фиксируются, записываются и отражаются законах, моральных, нравственных, религиозных, культурных нормах.

Представления о правах человека складывались в глубокой древности. По необходимости они обеспечивались суровыми, нередко карательными мерами тогдашних обществ и, как правило, облекались в форму императивов - соблюдение религиозных табу, поклонение властителю или вовсе его обожествление. Вместе с тем, уже в первых письменных памятниках юридической мысли были основательно прописаны многие права человека, до сих пор считающиеся базовыми: право на жизнь, право на защиту собственности («Законы Хаммурапи», римские «Законы двенадцати таблиц» и Кодекс Юстиниана, германские «варварские правды» и «Русская правда» Ярослава Мудрого и пр.).

Мощный толчок в осознании человеком своих прав произошел в античное время, в Греции и Риме. Возникло понимание того, что гражданина полиса и его общину связывают некие взаимные обязательства, зафиксированные в правовых установках.

Представления о правах человека обусловлены как историческими обстоятельствами, так и национальным характером. В Китае, например, долгие столетия были убеждены, что законы вообще не следует доводить до народа, чтобы не возбудить у него чувство обладания правами. Во взаимоотношениях древнего народа Израиля (а позднее - христиан) и Рима выкристаллизовалась норма о «свободе совести» - праве человека молиться своему Богу, а не тому, который чтится официальным государством, гражданином или гостем которого на данный момент человек является.

Истоки современных представлений о правах человека, до сих пор определяющих отношения между государствами и, во многом, облик нынешней цивилизации, восходят к XVII–XVIII вв.

Основы буржуазного права были заложены в ходе буржуазных революций в Англии, ее североамериканских колониях и Франции. Оно базировалось на идеях Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка о «естественном праве», вытекающем из природной сущности человека.

Представления о неотчуждаемых правах человека - свободы исповедовать любые политические взгляды и религиозные убеждения, обладать и распоряжаться собственностью, равенство всех перед законом и другие - оформились в нормы социального поведения и, подкрепленные концепцией «общественного договора», легли в основу нынешнего «правового государства».

Разумеется, процесс развития правосознания не прекращается и по сей день. Еще в XIX в. в самых развитых демократиях мира - США, британской и французской колониальных империях - существовало рабовладение, женщины в большинстве европейских стран были лишены избирательного права вплоть до начала XX в., существовал имущественный ценз.

Две страшные мировые войны потребовали от человечества введения в мировое право таких понятий как «преступления против человечности», ответственность за геноцид и этноцид.

В значительной мере именно СССР серьезно изменил представление в мире о правах человека. По примеру СССР в законодательствах разных стран был отменен имущественный ценз, предоставлены права женщинам. Только в 1960-е гг. в США официально прекратилась дискриминация негров.

СССР требовал расширения прав человека за счет гарантированного права на труд, на бесплатное образование, бесплатную охрану здоровья, на гарантированную пенсию.

Право на свободу слова и свободу собраний рассматривалось правительством СССР как право на демагогию, как второстепенное для человека. Поэтому во время холодной войны СССР и США взаимно обвиняли друг друга в нарушении прав человека и предъявляли свои доказательства: одни показывали всеобщую занятость, гарантированное жилье, бесплатную медицину и образование, другие демонстрировали свободную прессу, суды присяжных, митинги против правительства в доказательство большей свободы народа.

Стремительный научно-технический прогресс заставил мировую общественность по-иному взглянуть на свободу слова: бурный рост количества пользователей интернета радикально меняет сложившиеся представления о пределах этого краеугольного принципа современной демократии.

В условиях всплеска активности международного терроризма в ревизии нуждается и право на ношение оружие, зафиксированное в качестве одной из основополагающих поправок к американской Конституции.

Деятельность деструктивных, тоталитарных сект и экстремистских организаций заставляет более серьезно задуматься о границах толерантности в отношении вероисповедания. Право человека на свободу частной жизни нередко вступает в противоречие с интересами окружающих, когда его поведение начинает носить девиантный характер (однополые браки, случаи усыновления детей представителями сексуальных меньшинств, легализация «легких» наркотиков, пропаганда «безопасного секса» среди младших школьников и т. п.).

Основополагающие нормы международного права, обозначающие основные права и свободы, зафиксированы в Уставе ООН, международных документах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и нашли отражение в конституциях практически всех стран мирового сообщества.

Однако нередко борьба за соблюдение прав человека используется в качестве инструмента политического и военного давления. Под предлогом установления демократии США осуществили варварскую бомбардировку Югославии в 1999 г., оккупировали Ирак в 2003 г. и вторглись в Афганистан. Агрессия обернулась десятками тысяч жертв, когда ни в чем не повинных мирных жителей «во имя защиты прав человека» лишали главнейших прав - на жизнь, на неприкосновенность жилья, на охрану здоровья, вводили жесточайшую цензуру, зверски пытали.

Под лозунгами защиты прав человека в ряде государств, в т. ч. на территории бывшего Советского Союза, были осуществлены антиконституционные перевороты (в Российской Федерации - в 1991 и 1993 гг., в Грузии - в 2003 г., на Украине - в 2004 г., в Киргизии - в 2005 г.).

Правозащитное движение в Советском Союзе не носило массового характера и имело узкую социальную базу. Диссиденты сосредоточивали активность главным образом на борьбе за возможность открыто высказывать свою точку зрения, не совпадающую с официальной, и публиковали свои материалы в «самиздате» и «тамиздате» - за рубежом. Они сознательно шли на нарушение действующих советских законов. Многие из них были подвергнуты репрессиям, высланы из страны (А. Солженицын), отправлены в ссылку (А. Сахаров), посажены в исправительно-трудовые колонии и психиатрические лечебницы.

Нынешняя немногочисленная российская «демократическая» оппозиция, возглавляемая теми, кто виновен в массовом нарушении прав граждан Российской Федерации в 1990-е гг., пытается обвинить нынешнюю кремлевскую власть в нарушении основополагающих принципов международного права. При этом значительная часть противников нынешнего политического курса получает серьезную финансовую, политическую, организационную поддержку от западных стран.

Отличное определение

Неполное определение ↓

понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сфере.

П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.

Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.

В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения.

Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула “Люди рождаются свободными и равными” подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым, сколь угодно демократичным голосованием. “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (Конституция Российской Федерации. Ст. 17). Нередко вместо понятия “П.ч.” используется близкое ему по смыслу понятие “свободы человека”.

С т.зр. юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула “право на свободу” (“Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...”).

Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона. Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых. Социальные права включают: право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции. Существуют международные ин-ты защиты П.ч.

Понятие “П.ч.” является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17- 18 вв., в период формирования капитализма.

Достаточно полная реализация П.ч. возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публикова-

лись официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965-1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.

Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы - значит отказаться от своего человеческого достоинства, от Пл., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч. В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.

Обоснование П.ч. исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса: человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от него”. Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь,

в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни. Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.

Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав: только общество наделяет человека правами; никаких прав, принадлежащих ему от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть. Естественные права могут быть свойственны только антропологически понимаемому человеку.

Для коллективистического общества и его теоретиков характерен явный приоритет социологического человека над антропологическим; индивидуалистическое же общество отдает явное предпочтение антропологическому истолкованию человека. Соответственно, коллективистическое общество весьма неохотно говорит о П.ч., в то время как для индивидуалистического общества соблюдение этих прав является одной из основных его ценностей.

Понятие П.ч. плохо совместимо с идеей неограниченного государственного суверенитета. Нарушение П.ч. не является внутренним делом государства и допускает вмешательство со стороны других государстве целью восстановления данных прав. Такое вмешательство обычно носит характер политического и экономического давления, но может принимать и форму вооруженного конфликта. Суверенитет государства, в котором нарушаются П.ч., при этом оказывается существенно ограниченным.

О Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948; Азаров А.Я. Права человека. М., 1995; Панарин А.С. Философия политики. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Права и свободы традиционно делятся в науке на 3 группы: 1) личные; 2; политические; 3) экономические, социальные и культурные. (однако деление условно, и права и свободы одной группы могут являться содержанием другой). Личные права и свободы граждан называются личными потому, что принадлежат человеку и гражданину, так как он является индивидом, представителем человеческой общности. Большинство личных прав и обязанностей носят абсолютный характер, т. е. являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению (хотя всё же могут ограничиваться в экстраординарных ситуациях, например, в режимах чрезвычайного или военного положения). К личным правам относятся:

1. Право на жизнь.

Гарантии права на жизнь: в ст. 20 Конституции РФ говорится о "исключительности смертной казни", тем самым гарантируется право на жизнь. Смертная казнь назначается лишь в исключительных случаях, за особо тяжкие преступления против жизни, и лишь при рассмотрении дела судом присяжных.

2. Право на личное достоинство.

В Конституции РФ закреплено: ничто не может быть основанием умаления. Принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и т.д.

3. П раво на свободу и личную неприко сновенность.

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

4. П раво на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его ≪среды обитания≫. Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна. Сбор хранение использование информации о частной жизни запрещено. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров, не иначе как по решению суда. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

5. Право на жилище.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища. Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.

6. П раво на нац ионально-языковую идентификацию.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов РФ.

7. С вобод а совести и свобод а вероисповедания.

Свобода верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной религии, либо быть атеистом. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В то же время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Свобода совести – более широкое понятие, чем свобода вероисповедания: это свобода исповедовать любые убеждения.

8. Право на свободное передвижение.

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства. Более подробно эти вопросы регулируются Законом РФ ≪О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации≫. Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

9. П раво на свободу мысли .

Право иметь любые мысленные убеждения. Родственно свободе совести. Не следует путать со свободой слова – она относится уже к политическим правам. Политические права от личных отличаются тем, что личные права касаются только самой личности, а политические затрагивают интересы других людей.

— это определенные нормативно структурированные свойства

и особенностибытия личности, которые выражают ее свободу и являются

неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее

взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Они характеризуют правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Гармонично вписаны не только во взаимоотношения гражданина и государства , оно также влияют на межличностные отношения в обществе, социальные связи индивида.

Гарантию каждого жителя планеты дает принятая после окончания в 1948 году декларация прав человека ООН. Однако ошибочно было бы считать, что подобный международный документ — это результат кратковременной работы. Понятие прав человека начало возникать еще в Средние века в виде приемлемых стандартов поведения, а оформилось уже в 18 веке, в результате принятия Конституций многими западными странами.

Генезис прав человека оказал значительное влияние на развитие всемирной истории. Поэтому важно понимать особенности данного феномена, иметь представление о расшифровке данного термина. , личности — это гарантируемые возможности и правомочия для каждого индивида в конкретной, указанной законом сфере.

Права человека представляют собой относительно небольшой набор ценностей, которые регулируют в основном отношения вертикального толка – «человек-государство». Права принадлежат каждому индивиду, и не зависят от гражданства, вероисповедания и социального статуса. Они имеют естественное происхождение, принадлежат каждому от рождения. У человека нельзя отнять права, они неотчуждаемы.

Права личности классифицируются на:

  • политические (свобода слова, на объединение, свобода собраний);
  • культурные (право на образование, право на свободное творчество);
  • социально-экономические (право на частную собственность, право на жилище и социальное обеспечение).

Они находят свое отражение в принятых государственных актах и законах. Государство же, принимая конституцию, обязуется соблюдать и чтить права своих граждан, а также беженцев и иностранных подданных.

Если же происходит нарушения соблюдения прав человек, срабатывают механизмы защиты. Они могут иметь правовой, политический характер, могут проводиться просвещенческие и общественные акции. По своей масштабности защита прав человека может применяться защита как во внутригосударственных органах (суды, Уполномоченный по правам человека, крайняя инстанция — Конституционный суд), так и на международном уровне (крайняя инстанция — Европейский Суд по правам человека, также возможны обращения в Комиссию по правам человека, различные комитеты по дискриминации).

Имеют огромное значение в современном мире, каждая личность имеет возможность для реализации и защиты своих прав.

Формулировки понятия прав человка могут быть разными:

— понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие прав человка выражено в основном законе государства и международных соглашениях; конкретные законы и административная практика - внутри страны и в отношениях между государствами - должны соответствовать принципам прав человека. То есть это система норм, отражающих современные представления об оптимальном общественном устройстве.
Понятие прав человека определяет минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Права человека – это определенные нормативно структурированные свойстваи особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являютсянеотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее

взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.устройстве.

Человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим в современном мире представлениям, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление П.ч. на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. П.ч. закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств. К настоящему времени в международном праве оформилась отрасль, посвященная П.ч., - международное гуманитарное право .

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

    Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности. В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может… … Юридическая энциклопедия

    - (human rights) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека определяют минимум условий… … Политология. Словарь.

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Согласно национальным и международным правовым нормам права человека даны всем людям, они обеспечивают развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества,… … Энциклопедический словарь

    Характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на: абсолютные, ограничение или временное… … Словарь бизнес-терминов

    Англ. rights, human; нем. Menschenrecht. Комплекс понятий, характеризующий развитие человека как соц. существа (права на жизнь, на свободомыслие, на проявление способностей и таланта и т. д.). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Права человека - см. Правовой статус личности … Энциклопедия права

    Права человека - (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Права человека в вооруженных конфликтах , Русинова Вера Николаевна. Права человека в вооруженных конфликтах. Проблемы соотношения норм международного гуманитарного права и международного права прав человека. Монография посвящена носящим как теоретический,…