Социальная поддержка малоимущих семей. Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием "О государственной социальной помощи". Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейший принцип соцзащиты

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Характерные особенности социальной помощи

Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).

Краткая характеристика видов социальной помощи

Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие - это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия - целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация - это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

Денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

Натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

Социальное пособие

Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия

Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.

Компенсация

Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.

Социальная помощь в натуральном виде

Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.

Гуманитарная помощь

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.

Социальная защита детей

Она проявляется в различных сферах жизнедеятельности:

В среде обитания ребенка;

В сфере образования;

В сфере семейных отношений.

Во-первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во-вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В-третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.

Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях.

Социальная защита семьи

Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.).

Государственная помощь инвалидам

В России для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.

1. Трудовая по инвалидности. Она назначается лицам, которые отработали хотя бы день и были признаны инвалидами.

2. Государственная по инвалидности. Она выплачивается участникам ВОВ, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

3. Социальная по инвалидности. Она начисляется инвалидам групп с 1 по 3, а также детям-инвалидам.

Кроме того, у этой категории граждан есть право на бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и др. При этом имеет некоторые нюансы социальная помощь инвалидам. В частности, признанные безработными инвалиды 3-й группы оплачивают половину стоимости лекарств, назначенных врачом.

Социальные услуги инвалидам

Кроме оплаты проезда и лекарств данной категории граждан предоставляются также социальные услуги, бесплатные или оплачиваемые частично. К ним относится:

Покупка продуктов, а также товаров первой необходимости, таких, как медикаменты;

Помощь в правовых и юридических вопросах;

Сопровождение их в медицинские учреждения;

Уборка квартиры;

Помощь в доставке топлива и воды, если в доме нет отопления и водопровода;

Оказание ритуальных услуг.

Данные услуги бесплатны в том случае, если инвалид живет один, или доход на члена семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Также есть случаи, когда эти виды социальной помощи могут предоставляться на условиях частичной оплаты.

Государственная помощь пожилым

В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:

Помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;

Стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);

Полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;

Срочная помощь разового характера;

Социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.

Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.

Помощь пожилым на дому

Социальная помощь на дому оказывается пожилым людям социальными работниками, которые предлагают широкий набор услуг, включающий в себя доставку с рынка и из магазинов продуктов питания на дом, доставку из столовых горячих обедов, гуманитарной помощи, лекарств и необходимых товаров, оформление коммунальных и иных платежей, сдачу в ремонт вещей. Социальный работник может по поручению подопечного связаться с нотариусом, а также оформить документы (включая необходимые для помещения в дом-интернат), вызвать врача, пригласить мастеров для ремонта аппаратуры или квартиры. Основные виды услуг предоставляются на дому бесплатно, отдельные из них пенсионер оплачивает из надбавки к пенсии по уходу.

Отделения дневного пребывания

Еще одна форма помощи - отделения дневного пребывания. Целью их является помощь пожилым в преодолении одиночества. Организуется питание, отдых, медицинская помощь, просветительские и культурно-массовые мероприятия. В этих заведениях осуществляются разные виды посильного труда, что позволяет вновь ощутить свою полезность и подзаработать ремеслом, рукоделием, шитьем. Клиенты дневного отделения отмечают совместно дни рождения, праздники - в итоге одиночество и старость не выглядят уже столь грустными.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Пансионаты, дома-интернаты и иные учреждения стационарного пребывания предназначены для лиц, не имеющих трудоспособных детей, которые обязаны содержать родителей. Могут быть направлены в учреждения подобного типа пациенты, которые нуждаются в постоянном медицинском уходе. Кроме того, сюда направляются те, кто не имеет по разным причинам возможности проживать вместе с родственниками.

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Благоустроенное жилье с инвентарем и необходимой мебелью получают проживающие в таких домах, а также постельные принадлежности, обувь и одежду. Им предоставляется питание, включая диетическое. Осуществляется наблюдение и лечение пациентов, а также госпитализация их при возникновении такой необходимости. Также администрация проводит культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, в подобных учреждениях часто наблюдается усиление чувства одиночества и зависимости у проживающих, что приближает их уход из жизни. По некоторым данным, ежегодно в таких заведениях умирает до 25% от общего числа проживающих.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита , социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Экономический словарь . 2010 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ" в других словарях:

    Поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и… … Финансовый словарь

    Социальная помощь - натуральная и денежная помощь, которая предоставляется гражданам (семьям), нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией (преклонным возрастом, состоянием здоровья, социальным положением)... Источник: Решение Совета … Официальная терминология

    Социальная помощь Энциклопедия права

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ Юридическая энциклопедия

    Социальная помощь - – поддержка, которую оказывают людям, чтобы они могли осуществлять свою физическую и социальную жизнедеятельность. Подобный уход обычно осуществляется в учреждениях круглосуточного пребывания и дневных стационарах или же специально обученным… … Словарь-справочник по социальной работе

    социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита,… … Словарь экономических терминов

    Социальная помощь - см. Государственная социальная помощь … Большой юридический словарь

    Социальная помощь - одно из направлений семейной политики по конкретному систематическому поддержанию жизненных функций и остро нуждающихся отдельных семей и граждан, не имеющих прожиточного минимума для существования. Эта помощь фактически является… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. С.п. (социальная защита, социальное обеспечение)… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Социальная помощь - (social assistance), общий термин для служб социальной защиты, к рые выплачивают пособия скорее по потребности, чем по праву на социальное страхование. В странах, где существует социальное страхование, С.п. выполняет роль спасательного круга для… … Народы и культуры

Книги

  • Социальная работа (CDpc) , Кравченко Альберт Иванович. Электронный учебник - Презентация (анимация, звук) - Подробные тренировочные тесты - Контрольные тесты - Словарь терминов - Персоналии Объектом электронного учебника является…
  • Социальная помощь жертвам культов. Практическое пособие , Лобазова О.Ф.. В пособии сформулированы методологические основы социальной работы с лицами, подпавшими под влияние деструктивных религиозных культов, позволяющих наиболее эффективно противодействовать…

Закон «О государственной социальной адресной помощи» регламентирует условия и порядок получения выплат. Адресная социальная помощь - это вид поддержки населения, направленный на группы граждан, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. Среднедушевой доход рассчитывается отдельно для каждого региона.

Адресная социальная помощь оказывается для того, чтобы:

  • увеличить размеры финансовой поддержки малоимущих граждан страны;
  • поддержать уровень жизни нуждающихся лиц, которые не получают достаточно средств для существования;
  • адресно использовать деньги из бюджета;
  • повысить средний доход населения;
  • помочь в создании условий для получения качественных услуг;
  • сделать доступным удовлетворение базовых потребностей.

Гражданин может получить помощь наличными или перечислением на банковскую карту. Денежные средства должны пойти на топливо, обувь, одежду, питание, школьные принадлежности для детей, школьную форму, улучшение жилищных условий или покупку медикаментов по рецепту.

Социальный контракт для получения помощи

Между малообеспеченным гражданином или малоимущей семьей и отделом социального обеспечения подписывается контракт. Если лицо не может подойти в органы соц. защиты (например, по причине болезни или инвалидности), соц. работник придет по месту жительства гражданина для заключения контракта.

Перед подписанием контракта граждане получат комплексную программу действий, с помощью которой они смогут пройти адаптацию и преодолеть проблему. Программа включает ряд мероприятий, в том числе освоение навыков, необходимых для получения работы, направленных на улучшение финансового положения гражданина.

В данном контракте указано, что органы соц. защиты обязаны вовремя выплачивать пособие при условии, что гражданин выполняет все предписанные мероприятия.

Кому положена помощь?

Адресность этого вида помощи означает определенные группы граждан, которым положена поддержка из бюджета страны. Ограничение круга лиц устанавливается на законодательном уровне, зависит от бюджета страны, экономической ситуации и причин возникновения бедности.

На адресную социальную помощь могут рассчитывать:

  • инвалиды 2 и 3 групп;
  • несовершеннолетние и пожилые граждане;
  • люди с низким соц. статусом;
  • многодетные и неполные семьи;
  • люди, пострадавшие в аварии на ЧАЭС и ликвидаторы последствий аварии;
  • военнослужащие, которые принимали участие в войнах на территории России и иностранных государств;
  • герои России и СССР;
  • почетные доноры;
  • лица, проживающие на Крайнем Севере и в других экстремальных условиях;
  • беженцы, репрессированные, переселенцы;
  • малообеспеченные семьи/лица.

Основания для получения помощи

Основными причинами для подачи заявления на материальную поддержку являются:

  • состояние жилой площади, в которой проживают граждане, создает угрозу для здоровья;
  • утрата жилья или предметов быта вследствие стихийного бедствия или пожара;
  • отсутствие финансовых средств на покупку продуктов, топлива, одежды, обуви и средств по уходу за маленькими детьми;
  • отсутствие возможности оплатить медицинские услуги, которые не входят в программу бесплатной медицинской помощи, но являются необходимыми;
  • отсутствие денег на покупку предметов быта, которые необходимы для обеспечения приемлемого уровня жизни граждан;
  • инвалидность или болезнь, из-за которой невозможно устроиться на работу;
  • если у инвалида или пожилого гражданина нет родственников, которые обязаны оплачивать его содержание в соответствии с законом.

Как рассчитать среднедушевой доход?

Перед оформлением документов российскому гражданину рекомендуется заранее посчитать свой среднедушевой доход и определить, полагается ли ему статус малоимущего. Расчеты произвести легко, достаточно сложить ежемесячный доход каждого члена семьи за последние 30 дней. Кроме зарплаты, доходами считаются:

  • другие социальные выплаты;
  • пенсия;
  • прибыль, которая выражается в натуральной форме, в том числе овощи и фрукты, выращенные на собственном участке, птица и т.д.;
  • прибыль от сдачи недвижимости в аренду.

Полученная сумма делится на 1 месяц, затем на число членов семьи. Эту цифру сравнивают с прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания. В некоторых областях наблюдается активный приток населения и инвестиций, а другие регионы малопривлекательны для граждан. Это отражается на ценах и заработных платах. В результате, прожиточный минимум в одном регионе может быть значительно ниже, чем в другом.

Минимальная сумма социальных выплат

Минимальная сумма зависит от финансового положения граждан:

  • если ежемесячный доход на 50% меньше прожиточного минимума, каждый член семьи будет получать 150 рублей в месяц;
  • малоимущие семьи получают одноразовую помощь в размере 1,500 рублей;
  • если в семье есть несовершеннолетние дети, ежемесячно выплачивается по 450 рублей на каждого;
  • если материальное положение гражданина очень тяжелое, соц. работники могут оформить дополнительную поддержку в размере 1,000 рублей;
  • если студент поступил в учебное заведение и затем получил государственную поддержку, то он будет получать ее до 23 лет.

На большие суммы могут рассчитывать граждане, попавшие в экстремальные ситуации. Повышенные выплаты получают участники стихийных бедствий, пациенты, которым необходимо срочное лечение и лица, которые не способны оплатить отопление.

Эти граждане могут рассчитывать на поддержку, равную прожиточному минимуму в регионе проживания. В исключительных случаях полагается финансовая помощь в шестикратном размере, в зависимости от бюджета региона.

Кому не положена адресная социальная помощь?

На денежные средства не могут рассчитывать граждане, которые сознательно уклоняются от работы. Если лицо признано дееспособным, проживает с престарелыми родителями и расходует их пенсию, работники соц. службы не одобрят заявку на помощь.

Вероятнее всего, трудоспособный гражданин сможет найти работу, так как основные сложности возникают у высококвалифицированных специалистов, которые не готовы заниматься любым трудом.

Не могут претендовать на адресную социальную помощь граждане, страдающие алкоголизмом. Если у них есть несовершеннолетние дети, работники соц. службы вправе лишить родителей их родительских прав.

Соц. поддержки можно лишиться, если предоставить заведомо неверные сведения о своем материальном положении. Если финансовое состояние гражданина улучшилось, он обязан сообщить об этом в органы соц. защиты. Если оснований для получения помощи больше нет, но гражданин это намеренно скрывал, то средства, полученные незаконным путем, будут изъяты.

Как получить адресную социальную помощь?

Процесс получения социальной поддержки состоит из следующих шагов:

  1. Уточнить размер прожиточного минимума в органах соц. защиты в регионе проживания, информация доступна на их сайте.
  2. Рассчитать суммарный доход семьи: сложить все доходы (включая пенсии, выплаты по недвижимости и т.д.) за 30 дней и разделить на количество членов семьи, проживающих на территории одной квартиры/дома. В результате получится ежемесячная сумма на человека.
  3. Сравнить полученное число с размером прожиточного минимума.
  4. Собрать все необходимые бумаги. Если ошибиться при заполнении или не предоставить один документ, сотрудник соц. защиты будет вправе отказать в предоставлении помощи. В этом случае процесс придется начинать сначала.
  5. Обратиться в органы соц. защиты по месту фактического проживания. После подачи документов, сотрудники соц. защиты проанализируют ситуацию гражданина и вынесут положительное или отрицательное решение.

Какие документы нужны?

Чтобы органы соц. защиты начали выплату денежных средств, необходимо представить документы на адресную помощь:

  1. Заявление на материальную поддержку. Бланк можно получить в органах соц. защиты. Заявление разрешается заполнять в произвольной форме. Если гражданин не в состоянии самостоятельно отдать документы, заявление может подписать законный представитель, указав номер почтового отделения или номер банковского счета. На этот счет будут приходить деньги.
  2. Паспорт и копию. Либо другой документ, удостоверяющий личность.
  3. Документ, в котором указан состав семьи.
  4. Если документы подает представитель, копию документа, который подтверждает полномочия гражданина. Если материальная помощь предоставляется на ребенка, документы заполняет родитель или опекун.
  5. Любые документы, которые могут подтвердить трудную жизненную ситуацию гражданина. К таким документам можно отнести справку из лечебного учреждения о серьезной болезни, бумагу, подтверждающую стихийное бедствие, аварию или несчастных случай, справку из Центра занятости об отсутствии официального трудоустройства и т.д.
  6. Граждане пожилого возраста, в семье которых нет лиц, способных к труду, и одинокие пенсионеры должны дополнительно представить документы, подтверждающие право владения жилым помещением.
  7. Акт обследования жилого помещения необходим, если гражданин рассчитывает получить материальную помощь на ремонт жилья.

Период принятия решения

После подачи всех документов в органы соц. защиты сотрудники начнут проверку предоставленной информации. В среднем, проверка занимает несколько недель. По закону, решение должно быть принято за 30 календарных дней, включая выходные и праздники. Если заявление на адресную социальную помощь было одобрено, граждане получают денежные средства в отделении почты по месту жительства или на личный банковский счет.

Граждане, которые недовольны принятым решением, должны обратиться к руководителю органов соц. защиты по месту проживания. Если заявитель считает, что имеет основания для адресной помощи, он может написать заявление в прокуратуру или в министерство социальной политики по месту жительства и защитить свои права.

Адресная социальная помощь существует для поддержки граждан, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Они получают денежные выплаты на приобретение продуктов питания, ухода за детьми, санитарии и гигиены, предметов первой необходимости, топлива, обуви и одежды. Благодаря финансовой помощи и программам адаптации, малоимущие семьи имеют шанс исправить свое положение.

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области*


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.03.2015);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.05.2018);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.06.2018) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года).
____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ..

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет размеры, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" , а также устанавливает размер, условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области.
Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .

Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;

2) кризисная ситуация - ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа, повлекших за собой человеческие жертвы, вред здоровью, повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являющегося постоянным местом жительства гражданина;

3) экстренная социальная помощь - предоставление гражданам единовременных денежных выплат в случае возникновения у них трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ

4) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Московской области.

2. Другие понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

Статья 1_2. Информационное обеспечение назначения (оказания) и выплаты государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи

Информация о назначении (оказании) и выплате в соответствии с настоящим Законом государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
(Статья дополнительно включена с 19 мая 2018 года Законом Московской области от 4 мая 2018 года N 56/2018-ОЗ)

Статья 2. Получатели государственной социальной помощи

1. Получателями государственной социальной помощи являются:

малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения);

семьи, состоящие из граждан, являющихся пенсионерами и одиноко проживающие граждане, являющиеся пенсионерами, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения;

семьи, состоящие из ветеранов Великой Отечественной войны, и одиноко проживающие ветераны Великой Отечественной войны, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения.

2. Получателями государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

Статья 2.1. Получатели экстренной социальной помощи

Получателями экстренной социальной помощи являются:

одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, - лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;

семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;

гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства;

семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства;

гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации;

семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы, - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан Российской Федерации, имевших место жительства в Московской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Статья 3. Порядок назначения государственной социальной помощи

Статья 3. Условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи

1. Государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту жительства или по месту их пребывания.

2. Государственная социальная помощь, оказываемая на основании социального контракта, назначается не чаще одного раза в пять лет на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок продлевается уполномоченным органом по основаниям, установленным Правительством Московской области.

3. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания или отказ в назначении государственной социальной помощи без социального контракта или экстренной социальной помощи.

4. Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, устанавливается Правительством Московской области.

5. Форма социального контракта устанавливается уполномоченным органом.

6. Расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .

Статья 3.1. Условия и порядок оказания экстренной социальной помощи

1. Экстренная социальная помощь оказывается гражданам единовременно в течение календарного года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

В исключительных случаях экстренная социальная помощь для лиц, указанных в абзацах втором и третьем статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в течение календарного года повторно в порядке, установленном Правительством Московской области.

2. Порядок оказания экстренной социальной помощи и перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, устанавливаются Правительством Московской области.
(Статья дополнительно включена с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

Статья 4. Размер государственной социальной помощи

1. Размер государственной социальной помощи в расчете на месяц составляет:

для малоимущей семьи - в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи;

для малоимущего одиноко проживающего гражданина - в размере разницы между величиной прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;

для семей, состоящих из граждан, являющихся пенсионерами, - в размере разницы между 150 процентами суммы величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены семьи, и общим доходом семьи;

для одиноко проживающего гражданина, являющегося пенсионером, - в размере разницы между 150 процентами величины прожиточного минимума, установленной для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;

для семей, состоящих из ветеранов Великой Отечественной войны, а также для одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны - в размере разницы между 200 процентами суммы величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, и общим доходом семьи или доходом одиноко проживающего гражданина.

При этом размер государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 рублей, и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 6000 рублей в календарном году, а на одиноко проживающего ветерана Великой Отечественной войны или члена семьи, состоящей из ветеранов Великой Отечественной войны, не может быть менее 300 рублей и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 7000 рублей в календарном году.

Расчет размера государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина производится на основании сведений о доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании ему государственной социальной помощи.
(Абзац дополнительно включен с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

2. Размер государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать 60000 рублей.

Статья 4.1. Размер экстренной социальной помощи

1. Экстренная социальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывается:

лицу, указанному в абзаце втором статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 10000 рублей;

лицам, указанным в абзаце третьем статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 7000 рублей на каждого члена семьи.

2. Экстренная социальная помощь в кризисной ситуации оказывается:

лицу, указанному в абзаце четвертом статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 50000 рублей;

лицам, указанным в абзаце пятом статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 30000 рублей на каждого члена семьи.

3. Экстренная социальная помощь лицам, указанным соответственно в абзацах шестом и седьмом статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в размерах, установленных распоряжением Губернатора Московской области и не превышающих 2000000 рублей на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

4. Экстренная социальная помощь лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи, доходы членов семьи (гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и наличие трудной жизненной ситуации.

Экстренная социальная помощь лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.
(Статья дополнительно включена с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

Статья 5. Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта

1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям, указанным в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

2. В социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и уполномоченного органа при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

3. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

4. Уполномоченный орган при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

5. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

6. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - ..

7. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - Закон Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ..

8. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - Закон Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ...

9. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Московской области
(Часть в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .

Статья 6. Финансирование государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи

Финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, и экстренной социальной помощи осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Московской области N 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 60/2003-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 74/2004-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 111/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 264/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 147/2006-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 49/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 99/2010-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" .

И.о. Губернатора
Московской области
Ю.П.Олейников

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"