Тест: порядок прохождения военной службы. Воинская обязанность и военная служба граждан

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защита Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

Воинский учет,

Подготовку к военной службе,

Прохождение военной службы,

Пребывание в запасе (резерве),

Военное обучение в мирное время.

Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

Конституция РФ,

Закон РФ «Об обороне»,

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

Закон РФ «О статусе военнослужащих»,

Основные положения Военной доктрины РФ,

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.

ВОИНСКИЙ УЧЁТ.

Учёт граждан призывного возраста и военнообязанных по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет ведёт местная администрация. Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением освобождённых Законом от воинской обязанности, не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, достигших предельного возраста пребывания в запасе, убывших на постоянное место жительства за границу.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.

Граждане мужского пола ставятся на воинский учёт в районной или городской (в городе без районного деления)комиссией по постановке граждан на воинский учёт в период с 1.01 по 31.03 в год достижения гражданином 17-летнего возраста.

Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учёт осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учётной специальности.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт утверждается решением главы местной администрации в следующем составе:

Военный комиссар района или города (без районного деления) или его заместитель-председатель комиссии,

Секретарь комиссии,

Врачи, проводящие медицинское освидетельствование граждан в связи с их постановкой на воинский учёт.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана:

Организовать медицинское освидетельствование гражданина и определить его годность к военной службе,

Принять решение о постановке гражданина на воинский учёт или об освобождении его от воинской обязанности в связи с негодностью по состоянию здоровья,

Провести профессионально-психологическое обследование гражданина

для определения возможного его использования на военной службе. Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учёт обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.

Обязанности гражданина по воинскому учёту:

Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города(без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учёта.

Гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учёт.

Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города(без районного деления), образования, места работы и должности.

Гражданин, состоящий на воинском учёте, при переезде в другой район(город) на постоянное место жительства(при убытии за границу на срок свыше 6-месяцев) обязан сняться с воинского учёта и, по прибытии на новое место жительства(возвращении из-за границы), в 2-хнедельный срок встать на воинский учёт.

особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности.

Закон Российской Федерации от 11.02.93 N 4455-I, ст.35

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЕННАЯ СЛУЖБА

особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в железнодорожных войсках Федеральной службы железнодорожных войск РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, в Службе внешней разведки РФ, в органах Федеральной службы безопасности РФ, в других войсках и воинских формированиях. Гражданам, принятым на военную службу, присваиваются воинские звания. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. Срок военной службы устанавливается: для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - 24 месяца; для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, проходящих военную службу по призыву, - 12 месяцев; для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, - 24 месяца; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается: для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет; генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет; полковника, капитана 1 ранга - 50 лет; военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о дальнейшем прохождении службы может заключаться на срок до 10 лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЕННАЯ СЛУЖБА, особый вид государственной службы граждан в вооружённых силах и других вооруженных формированиях, осуществляемый в соответствии с военным законодательством. Военная служба характеризуется следующими признаками: она осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, - военной организации государства (именуемой войском, вооруженными силами, армией); государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) на военную службу, пребывания на службе и прекращение её; функциональное предназначение военной службы заключается в подготовке и участии в военных действиях (войне или ином вооруженном противостоянии) методами, предполагающими применение войсковых средств вооруженной борьбы; государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает её руководителей и устанавливает отличия входящих в неё лиц от остального населения страны.

Государственно значимый характер военной службы формировался постепенно. Для отражения военной опасности собирался весь народ (рать). Позднее возникли пограничные засеки (в России) и укреплённые замки (в Западной Европе). Затем в России перешли к учреждению сторожевых ратей на заставе (близ границы), а в Западной Европе - к найму постоянных надворных дружин. В соответствии с Судебником (1550), Уложением о службе (1555) царя Ивана IV Васильевича, Соборным уложением царя Алексея Михайловича (1649) «служилые люди» («ратные люди») состояли на «государевой службе», за что получали земли и «государево жалование». Таким образом, они служили не государству, а государю, то есть служба носила не публичный, а частный характер. 1.10.1550 Иваном IV Васильевичем издан приговор (указ) «Об испомещении в Московском и окружных уездах избранной тысячи служилых людей», приведший к возникновению в России стрелецкого войска. С 1647 года царь Алексей Михайлович стал привлекать на воинскую службу иностранцев из Западной Европы, в основном командиров среднего и низшего звена, под началом которых стали комплектоваться полки нового строя. В 16-17 веках военная служба только формировалась как государственная служба, поскольку стрелецкие войска и полки нового строя были поселенными вооруженными формированиями, которые окончательно не порвали связей с укладом жизни обычного посадского населения. Окончательное становление военной службы как государственной службы завершилось в конце 17 века с созданием Петром I регулярной армии вместо стрелецкого войска. С принятием Воинских артикулов 1715 и Воинского устава 1716 года законодательно был закреплён новый принцип государственного служения. Военная служба как особый вид государственной службы, состоящей в непосредственном выполнении гражданами конституционной воинской обязанности в составе Вооруженных Сил СССР, была определена Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967).

В Российской Федерации прохождение военной службы регламентируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998) и осуществляется: гражданами - по призыву (обязательная) и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту. Содержание и порядок прохождения военной службы определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым указом Президента Российской Федерации (1999), и воинскими уставами, а при мобилизации и в военное время - законами военного времени. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими.

Статус военнослужащего в Российской Федерации определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (1998). Особенности правового статуса военнослужащих обусловлены возложением на них обязанностей по подготовке к вооруженной защите и по вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач, в том числе с риском для жизни. Военнослужащий имеет право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определённом федеральным законодательством и общевоинскими уставами. За военнослужащими, захваченными в плен (смотри Военнопленные) или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных государствах, сохраняется статус военнослужащих. Установлены сроки военной службы по призыву: для имеющих высшее образование 12 месяцев; для остальных 24 месяца; в дальнейшем предусматривается единый срок военной службы - 12 месяцев. Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы; для граждан (также для иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, её окончанием - дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Лит.: Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под редакцией В. Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 2002; Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003; Военное право / Под редакцией В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. М., 2004; Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 4-е изд. М., 2005.

А. В. Кудашкин, П. М. Лапунов.

Моложе восемнадцати лет», что получило среди некоторых название позиции «Строго после 18 лет». Некоторыми государствами эта позиция нарушается (США, и так далее).

Военную службу граждане, мужчины и женщины, могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту ), так и по призыву . Так в Норвегии Стортинг , в октябре 2014 года, изменил закон и распространил всеобщую воинскую повинность и на женщин, согласно которому они в возрасте от 19 до 44 лет подлежат обязательному призыву на воинскую службу на срок от семи до девятнадцати месяцев.

Военная служба в мире

США

Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Минимальный возраст кандидата - 18 (17 при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и рода войск вида ВС и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана - 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты - 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии , регулярные ВМС - 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны - 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии - 42 года).

Срок контракта - от 4 до 65 лет.

Военнослужащие резервных компонентов после курса начальной боевой подготовки привлекается на занятия один уик-энд в месяц и две недели в году. При необходимости военнослужащие резервных компонентов призываются на действительную службу.

Россия

  • с 1732 года - для офицеров (унтер- , обер- и штаб-);
  • с 1793 года - для нижних чинов .

Позднее продолжительность срочной военной службы в Российской империи для рядовых военнослужащих несколько раз уменьшалась.

Лучше всех прочих живётся офицерам ландмилиции , ибо поскольку русское дворянство не испытывает особенной склонности к военному делу и менее всего - к службе в Петербурге или других местах, где всё дорого и где проедаешь своё состояние, то те, кого не снедает честолюбие , стараются попасть в ландмилицию, где не приходится нести больших расходов и можно, когда двор о них почти позабудет, скорее получить отставку. Вообще надобно сказать, что в России военная служба не является доходной: офицер не имеет касательства к обмундированию , отпускам , вербовочным деньгам и т. д., и ему остается довольствоваться определенным по штату жалованьем . Говорят, правда, что некоторые выгоды есть у кирасир , их офицеры имеют преимущество перед офицерами всех других полевых полков . К. Р. Берк, путевые заметки

1 сентября 1939 года был принят Закон Союза ССР «О всеобщей воинской обязанности», по которому все годные по состоянию здоровья мужчины должны были служить в РККА три года, на флоте - пять лет (по прежнему закону 1925 года , служили в Союзе не все, так называемые «лишенцы » - лишённые избирательных прав «нетрудовые элементы » - в ВС СССР не служили, а зачислялись в тыловое ополчение).

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в выполнении советскими гражданами конституционной воинской обязанности в составе ВС СССР (ст. 63 Конституции СССР). Военная служба являлась наиболее активной формой осуществления гражданами своего конституционного долга защищать социалистическое Отечество (ст. 31 и 62, Конституции СССР), являлась почётной обязанностью и возлагалась только на граждан СССР. Иностранцы и лица без гражданства, проживавшие на территории СССР, воинскую обязанность не несли и на военную службу не зачислялись, тогда как на работу (службу) в гражданские советские организации они могли приниматься с соблюдением установленных законами правил.

На военную службу советские граждане привлекались в обязательном порядке путём призывов (очередных, на учебные сборы и по мобилизации) в соответствии с конституционной обязанностью (ст. 63, Конституции СССР), и в соответствии со ст. 7 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 года) все военнослужащие и военнообязанные принимали военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству. Для военной службы характерно наличие института присваиваемых в установленном ст. 9 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 года) порядке персональных воинских званий , в соответствии с которыми военнослужащие и военнообязанные делились на начальников и подчинённых, старших и младших со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

В ВС СССР призывалось около 40 % от призывного контингента, состоящего на воинском учёте (приписанного к военкоматам).

Формы прохождения военной службы были установлены в соответствии с принятым в современных условиях принципом строительства ВС на постоянной кадровой основе (сочетание кадровых ВС с наличием запаса военнообязанных военно-обученных граждан). Поэтому согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (ст. 5) военная служба делилась на действительную военную службу и службу в запасе , каждая из которых протекала в особых формах.

Действительная военная служба - служба советских граждан в кадрах ВС, в составе соответствующих воинских частей , экипажей военных кораблей , а также учреждений, заведений и других военных организаций. Лица, зачисленные на действительную военную службу, именовались военнослужащими , они вступали с государством в военно-служебные отношения, назначались на такие предусмотренные штатами должности, для которых требовалась определённая военная или специальная подготовка.

В соответствии с организационной структурой ВС, различием в характере и объёме служебной компетенции личного состава государством были приняты и использовались следующие формы действительной военной службы:

  • срочная военная служба солдат и матросов , сержантов и старшин
  • сверхсрочная военная служба сержантов и старшин
  • служба прапорщиков и мичманов
  • служба офицерского состава, в том числе офицеров, которые призывались из запаса на срок 2-3 года

В качестве дополнительной формы прохождения действительной военной службы использовалась служба женщин, принимаемых в мирное время в ВС СССР на добровольных началах на должности солдат и матросов, сержантов и старшин.

К формам прохождения военной службы примыкала работа (служба) военных строителей .

Служба в запасе - периодическое несение военной службы гражданами, зачисленными в запас ВС. Лица, состоявшие в запасе, именовались военнообязанными запаса .

Формами прохождения военной службы за время состояния в запасе являлись краткосрочные сборы и переподготовка:

  • учебные сборы , имеющие своей целью совершенствование военной и специальной подготовки военнообязанных, поддержание её на уровне современных требований;
  • поверочные сборы, имеющие своей целью определить боевую и мобилизационную готовность органов военного управления (ОВУ);

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относились, где проходили военную службу (не все):

  • Министерство обороны СССР (МО СССР);
  • Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР);
  • Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР);

В современной России

Военная служба - в России вид особой федеральной государственной службы , представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооружённых Силах России, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими . Таким гражданам присваиваются воинские звания (см. статья 6, Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года). Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе, так и по призыву.

Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах.

Прохождение военной службы - процесс практического служения государству в пределах которого военнослужащим осуществляется профессиональная деятельность (исполнение обязанностей) направленная на решение задач безопасности и обороны Российской Федерации.

Статус военнослужащего

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года , другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих - совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.
Объём и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

  • во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
  • во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих (либо ограничивающих) общие права и обязанности личности.

Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, то есть они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооружеённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

Права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач.

Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объём призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооружённых Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определённое время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооружённых Сил России. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил России часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе ; предъявлять требования, определённые его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определённым лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему , исключая других начальников (в том числе, своего непосредственного и прямых).

Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определённую деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью.

Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путём реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой - образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определённые преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

Должности, звания и штат военнослужащих

Став военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы, состоящей из трёх элементов:

  1. занимаемая воинская должность ;
  2. наличие конкретного воинского звания ;
  3. соответствующих штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Под штатом воинской части понимается документ , определяющий состав воинской части, её организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и её структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учётных (учётных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.

Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.

Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооружённых Сил Российской Федерации, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т. д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность, и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый, социальный статус должности).

Таким образом, воинская должность есть учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объём должностных полномочий занимающего её лица.

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа - это система его полномочий, то есть прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе - в сфере обороны и безопасности).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объём призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы).

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, то есть не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть, так называемые, «вилочные должности» (например, «подполковник-полковник» ). П. 3 статьи 42 Закона устанавливает порядок утверждения воинских должностей.

Президент Российской Федерации утверждает:

  • единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Министр обороны Российской Федерации, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей. В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относятся:

;Примечания
  • Военная служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Началом службы для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, является день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы по призыву, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 3 «Положения о порядке прохождения военной службы», утверждённого Указом Президента России от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

    Главная задача военной службы - защита и оборона страны.

    Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах.

    Прохождение военной службы - процесс практического служения государству в пределах которого военнослужащим осуществляется профессиональная деятельность (исполнение обязанностей) направленная на решение задач безопасности и обороны Российской Федерации.

    Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы (Федеральный

    закон от 28.03.1998 N 53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе")

    1. Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

    а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

    б) исполнения должностных обязанностей;

    в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

    г) участия в учениях или походах кораблей;

    д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

    е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

    ж) нахождения в служебной командировке;

    з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

    и) следования к месту военной службы и обратно;

    к) прохождения военных сборов;

    л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

    м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

    н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

    о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

    п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

    р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

    2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

    а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;

    б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;

    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

    в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

    3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

    Командиры (начальники), отдавшие указанные прика