Федеральная служба: понятие, функции, структура. Особенности правового статуса федеральной службы Случае правовое положение федеральных органов

Структура федеральных органов исполнительной власти . Согласно Указу Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в РФ действуют 16 федеральных министерств, 35 федеральных служб и 24 федеральных агентства. Основным различием между данными субъектами административного права является отнесение к компетенции министерств нормотворческой функции, а также административное курирование подведомственных служб и агентств. Федеральные службы осуществляют надзор за правоприменением субъектами того же административного права действующего законодательства в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства, а агентства, в свою очередь, выступают "финансистами" всей деятельности, подведомственной федеральным министерствам.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять управление государственным имуществом, оказание платных услуг, а такженормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба по надзору не вправе.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации. Непосредственное руководство деятельностью ГФС России осуществляет Президент Российской Федерации

Деятельность Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР России) в отличие от многих других государственных ведомств регулирует Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" , ст. 6 которого к административным функциям СВР России относит: установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации; заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности; организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий; обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз; создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) осуществляет административные функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Руководит деятельностью данного ведомства Президент РФ

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации и выполняет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам. Административное руководство ФСО России осуществляет Президент Российской Федерации. В то же время Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия ФСО России с федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В настоящее время, как указывалось выше, ФТС России находится в ведении Правительства РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и свои представительства за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России).

Руководит деятельностью ФАС России Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба исполняет административно-распорядительные функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Федеральная аэронавигационная служба Российской Федерации (Росаэронавигация) является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики по контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания. Федеральная аэронавигационная служба осуществляет полномочия органов, реализующих необходимые меры, направленные на выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Руководит Росаэронавигацией Правительство РФ. Она осуществляет деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (ФСТ России) контролирует государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Непосредственное руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации. ФСТ России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет). Руководит деятельностью Росгидромета Правительство РФ.

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Данная федеральная служба обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанному в г. Мадриде 4 октября 1991 г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3 1. Правовое положение федеральных министерств…………………….5 2. Правовое положение федеральных служб……………………………..7 3. Характеристика федеральной службы безопасности и федеральной службы охраны как разновидностей федеральных служб…………...14 4. Структура УФМС России по Омской области………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… .29

Введение

Административное право, как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина постоянно находится в развитии. Изменяются как отдельные нормы, которые содержатся в Конституции РФ, так и содержание институтов, без которых не обойтись науке административного права. Понятие федеральных служб в науке конституционного права - довольно распространенное и требует детального, всестороннего рассмотрения. Вокруг этой проблемы по сей день существует множество дискуссий правового характера и расходящихся мнений ученых и практиков. В течении длительного времени и до сегодняшнего дня Конституция РФ, а вместе с ней и положения, связанные с федеральными службами и их правовым статусом постоянно развиваются и изменяются. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции, связанные с контролем, надзором в конкретной сфере деятельности, специальные функции в сфере обороны, государственной безопасности, защиты, а также охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральной службе надзора в установленной сфере деятельности может отводится статус коллегиального органа. Эту службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах компетенции федеральной службой издаются индивидуальные правовые акты на базе, во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, которое осуществляет координацию, а также контроль деятельности службы. Но федеральная служба не имеет право осуществлять управление имуществом государства, оказание платных услуг, нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые устанавливаются указами Президента РФ или же постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба в сфере надзора не имеет права. Актуальность работы связана с тем, что каждая из федеральных служб стоит во главе определенной сферы жизни в государстве, которая составляет нормальную жизнедеятельность общества, государства, при которой обеспечивается соблюдение прав, свобод человека, сохранение территориальной целостности, неприкосновенности государства. А поскольку на сегодняшний день часто встречаются различные военные или же вооруженные конфликты, регистрация иностранных граждан, лиц без гражданства, вопросы, связанные с экологией и т.д., то тема остается актуальной. Цель работы – изучить особенности федеральных служб. Предмет исследования – федеральные службы. Изучение и анализ учебной литературы, материалов практики, суждений теоретиков и практиков позволяет наиболее правильно оценить явление «федеральных служб» в административном праве и дать ему соответствующую оценку. Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из четырех теоретических вопросов, заключение и список использованной литературы.

Заключение

Проанализировав данные вопросы с использованием научной литературы и практических рекомендаций необходимо отметить, что институт «федеральных служб», на сегодняшний день закрепился в большинстве нормативно-правовых актов. Имеет достаточно глубокую историю, в своем развитии потерпел очень много изменений. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции, связанные с контролем, надзором в конкретной сфере деятельности, специальные функции в сфере обороны, государственной безопасности, защиты, а также охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральной службе надзора в установленной сфере деятельности может отводится статус коллегиального органа. Эту службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах компетенции федеральной службой издаются индивидуальные правовые акты на базе, во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, которое осуществляет координацию, а также контроль деятельности службы. Но федеральная служба не имеет право осуществлять управление имуществом государства, оказание платных услуг, нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые устанавливаются указами Президента РФ или же постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба в сфере надзора не имеет права. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) - федеральный орган исполнительной власти, который в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере обеспечения безопасности РФ, защиты, охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, других природных ресурсов, которые обеспечивают информационную безопасность РФ, непосредственно реализуют основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, которые определяются нормами законодательства РФ, координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, которые имеют право на ее осуществление. Организационная структура ФМС РФ построена согласно требования Указа Президента РФ от 19.07.2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы». В Федеральной миграционной службе разрешено иметь шесть заместителей директора, в том числе и одного первого заместителя. Заместителей директора назначает на должность, освобождает от должности Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директором ФМС России утверждается: структура, а также штатное расписание центрального аппарата, территориальных органов ФМС России, штатное расписание других входящих в систему ФМС России организаций, подразделений в пределах установленной штатной численности, а также фонда оплаты труда сотрудников, федеральных государственных служащих, а также работников ФМС РФ. Установление необходимых признаков, связанных с конституционно-правовым статусом органов безопасности, позволяет определить порядок соблюдения законности и безопасности в государстве. В данной работе было проанализировано четыре теоретических вопроса, раскрывающих в полном объеме тему, связанную с федеральными службами. В ходе работы выполнены следующие задачи: рассмотрены вопросы, связанные с понятием федеральной службы, системой, структурой федеральных служб, а также их общей характеристикой. В данной работе проанализировано содержание нормативно-правовых актов, учебной литературы, которые закрепляют в своем содержании наиболее актуальные вопросы, связанные с понятием федеральных служб. В ходе работы неоднократно была подтверждена актуальность рассматриваемой темы. Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассмотрение данных положений необходимо для правильной оценки и умения грамотно толковать законы и их содержание. Это очень важное умение для студента юридической специальности для дальнейшего усвоения профессии и применения полученных знаний на практике.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 года 2. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - «Эксмо», 2010 года 3. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для вузов - М.: Изд. Юрайт, 2010 - 635 с. 4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Практикум; Городец - Москва, 2013. - 400 c. 5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб.пособие /М.Н.Марченко. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.– 240 с. 6. Знаменщиков Р.В. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, особенности и проблемы // Современное состояние и проблемы развития российского законодательства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - С. 39-41 7. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с. 8. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013. - 288 c. 9. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. 800 с. 10. Карташова И.И. Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. – 2012. - № 2. - С. 154-159 11. Ряховская Т.А. Действие Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. - № 8 (14) : в 4-х ч. Ч. 6. - C. 171-173 12. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран; Юрайт - Москва, 2012. - 416 c. 13. Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c. 14. Под редакцией Постникова А. Е. Конституционное право России; Проспект - Москва, 2013. - 504 c.

Характеристика и функции федеральных служб

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

При этом под функциями по контролю и надзору понимаются:

Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

Выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральные службы индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы . Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Характеристика и функции федеральных агентств

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, a также ведение реестров, регистров, кадастров.

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) . Он может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относятся, например, Управление ФСБ по Саратовской области, Управление Приволжской железной дороги и т.д.) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке производится назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов управления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Безопасность любого государства является основой для нормального функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, а также нормальной жизнедеятельности его граждан. Собственная безопасность государства достигается путем слаженной работы государственного аппарата, в рамках которого учреждены специальные органы, занимающиеся обеспечением безопасности.

Актуальность исследования правовых и организационных основ, полномочий и функций Федеральной службы безопасности России связано с тем, что данный орган выступает одним из механизмов обеспечения безопасности Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет территориальное верховенство государственной власти, целостность и неприкосновенность своей территории, что должно тогда обеспечиваться государство, а именно деятельностью его органов. Исследование правового статуса Федеральной службы Российской Федерации, организационных основ, полномочий и функций позволит выявить основные направления ее деятельности, отграничить сферу деятельности данного органа от других правоохранительных органов, а также обосновать необходимость функционирования данного органа в настоящее время.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией правового статуса Федеральной службы безопасности России.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовое положение Федеральной службы безопасности России.

Целью данного исследования является исследование организационных основ, полномочий и функций Федеральной службы безопасности Российской Федерации. На основе поставленной цели, можно сформулировать ряд следующих задач исследования:

Изучить историю становления и развития Федеральной службы безопасности России;

Исследовать современное состояние правового регулирования «безопасности»;

Исследовать и проанализировать правовые, организационные основы Федеральной службы безопасности России, а также ее задачи, функции и полномочия.

Теоретическую базу исследования составили учебные пособия и научные труды таких авторов как: С.А. Воронцов, А.П. Рыжаков, Ю.И. Скуратов, В.М. Фокин и другие.

В качестве нормативно-правовой базы выступили Конституция Российской Федерации, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

При исследовании данной темы использовались такие методы как: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-функциональный.

Структура курсовой работы определена целью и задачами и, соответственно, включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Глава 1. Предпосылки появления Федеральной службы безопасности России и ее современное состояние

1.1 История становления и развития Федеральной службы безопасности России

Исследование вопроса становления и развития Федеральной службы безопасности России (далее - ФСБ) необходимо для того, чтобы уяснить назначение данного органа и выявить его место среди других правоохранительных органов.

Возникновение ФСБ России можно отнести к созданию 20 декабря 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России, постановлением Совета Народных Комиссаров.

Председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс.

ВЧК являлась органом «диктатуры пролетариата» по защите государственной безопасности РСФСР, «руководящим органом борьбы с контрреволюцией на территории всей страны». ВЧК имела территориальные подразделения для «борьбы с контрреволюцией на местах».

В последующем ВЧК ликвидирована с передачей полномочий Государственному политическому управлению (ГПУ НКВД РСФСР) при НКВД РСФСР 6 февраля 1922 года.

Весь период, когда главная спецслужба РСФСР именовалась ГПУ, во главе её находился Ф. Э. Дзержинский, ранее руководивший ВЧК, а впоследствии - ОГПУ.

ГПУ являлось центральным управлением, осуществляющим деятельность на территории всей республики, на местах были созданы подчиненные органы безопасности. Так же ГПУ осуществляло контроль за политическими отделами при ЦИК автономных республик и областей.

В подчинении ГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления контрреволюционных выступлений и бандитизма.

Перед ГПУ были поставлены следующие задачи:

Подавление открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма;

Принятие мер охраны и борьбы со шпионажем;

Охрана железнодорожных и водных путей сообщения;

Политическая охрана границ РСФСР;

Борьба с контрабандой и переходом границ республики без соответствующих разрешений;

Предупреждение и подавление открытых контрреволюционных выступлений, как политических, так и экономических;

Раскрытие контрреволюционных организаций и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов республики.

10 июля 1934г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. 3 февраля 1941г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым

15 марта 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.С.Абакумов. На Министерство государственной безопасности возлагалось ведение разведывательной работы за границей; борьба с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР; оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и пр.; охрана руководителей партии и правительства

В марте 1953г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с С.Н.Кругловым.

13 марта 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР и его Председателем назначен бывший Первый заместитель Министра внутренних дел СССР Серов Иван Александрович. Основными функциями КГБ были внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и Правительства СССР, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием и антисоветской деятельностью. Также в задачу КГБ входило обеспечение Центрального комитета КПСС (до 16 мая 1991 года) и высших органов государственной власти и управления СССР информацией, затрагивающей государственную безопасность и оборону страны, социально-экономическое положение в Советском Союзе и вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности советского государства и коммунистической партии. Комитет государственной безопасности СССР так же имел право под надзором органов прокуратуры вести следствие по делам о государственных преступлениях, однако мог без санкции прокурора производить обыски, задержания и аресты лиц, изобличенных или подозреваемых в деятельности, направленной против советского строя и коммунистической партии.

Под руководством Ю.В. Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 год, органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Усилилось их политическое влияние в партийной номенклатуре, повысилась позиция КГБ в системе органов государственного управления -- 5 июля 1978 года КГБ был преобразован из ведомства при Совете Министров СССР в центральный орган государственного управления СССР с правами государственного комитета и переименован в Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР), что не затронуло систему и структуру органов государственной безопасности.

Межреспубликанская служба безопасности СССР (МСБ)

Центральная служба разведки СССР (ЦСР)

Комитет по охране государственной границы СССР

6 мая 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В. Иваненко.

После образования Российской Федерации было необходимо реформирование действующего государственного аппарата. 21 декабря 1993 года Б.Н. Ельциным был подписан Указ, на основе которого было упразднено Министерство безопасности Российской Федерации и создана Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК России). Сравнивая правовое положение Министерств и Федеральных служб можно говорить о том, что в последующем были урезаны полномочия органов, обеспечивающих безопасность, а соответственно была снижена роль этого органа.

Позднее ФСК России были реорганизованы в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, правовое положение которой было урегулировано Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации», подписанного 3 апреля 1995 года Б.Н. Ельциным. При этом, реорганизация не сопровождалась сменой штата. По сути, изменений никаких не произошло.

23 июня 1995 года указанные изменения были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти, также были конкретизированы положение и структура центрального аппарата Фекальной службы Безопасности Российской Федерации, которые были аналогичны ФСК России.

11 марта 2003 года указом президента В.В. Путина были реформированы полномочия ФСБ, который включили в себя полномочия Федеральной пограничной службы Российской Федерации и полномочия ФАПСИ.

В 2004 году в структуре ФСБ России произошли изменения. Вместо департамента были созданы службы Федеральной службы безопасности. Сократилась численность заместителей директора ФСБ - вместо двенадцати стало четыре.

На сегодняшний день ФСБ России в своей структуре имеет множество подразделений, департаментов и других учреждений, осуществляющих функции ФСБ России, а также обеспечивающих его деятельность подразделений. Деятельность данного органа всецело находится во ведении государственных органов исполнительной власти.

1.2 Обеспечение безопасности как основное направление деятельности Федеральной службы безопасности России

Федеральная служба безопасности России выступает органом государственного аппарата, который признан обеспечивать безопасность Российской Федерации. В настоящее время ФСБ является государственным органом обладающим исключительными полномочиями, необходимыми для обеспечения безопасности. Деятельность ФСБ России строиться с непосредственным учетом современной правовой основы «безопасности».

Федеральным закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определяет современный предмет деятельности ФСБ России. Данный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Деятельность по обеспечении безопасности стоиться с учетом принципов:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Большое внимание отводится деятельности ФСБ России как органа, осуществляющего борьбу с организованной преступностью. Организованная преступность является социальным явлением современного российского общества, несущее угрозу национальной безопасности. ФСБ России, наделено специальными полномочиями, а также оснащено техническими средствами, позволяющими вести контроль за развертыванием организованной преступности.

Организованная преступность угрожает национальной безопасности России, поэтому борьба с ней должна стать одной из главных задач ФСБ. Было бы целесообразно утверждение Указом Президента России Положения о взаимодействии субъектов оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью и коррупцией: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Федеральная пограничная служба и Федеральная таможенная служба Российской Федерации должны взаимодействовать между собой. Коллективная работа этих правоохранительных органов уменьшит или предотвратит организованную преступность, терроризм, коррупцию. Организация взаимодействия нескольких правоохранительных органов в борьбе с преступностью позволит добиться наиболее эффективного результате по пресечению деятельности противозаконных формирований.

Кроме того, ФСБ России, в рамках осуществления преследования организованной преступности, противодействует терроризму на территории Российской Федерации. Терроризм, в настоящее время, создают большую угрозу национальной безопасности Российской Федерации, поскольку возрастает уровень международного взаимодействия.

ФСБ России на сегодня является органом, который обеспечивает информационную безопасность России, защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Создание ФСБ России имеет большое значение для обеспечения национальной безопасности. Отведение полномочий ФСБ России в МВД России, например, было бы не целесообразным, более того - неэффективным. России необходим мощный орган, обеспечивающий именно национальную безопасность, которым выступает ФСБ России. Необходимость создания ФСБ России остается бесспорной.

Глава 2. Правовое положение Федеральной службы безопасности России

2.1 Правовые и организационные основы Федеральной службы безопасности России

Правовое положение ФСБ определяется Конституцией Российской Федерации, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

ФСБ России можно рассматривать как орган, осуществляющий управление в определенной сфере, в связи с этим данный орган будет рассматриваться через правовые основы организации управления. Под правовыми основами организации управления следует понимать правовую регламентацию, то есть организационную формализацию статуса систем управления и процессов их функционирования путем установления правовых правил, с помощью которых создаются, поддерживаются, и развиваются организационные условия успешной деятельности различных организационных звеньев.

ФСБ России входит в структуру органов исполнительной власти. Это означает, что деятельность ФСБ подотчетна вышестоящим органам в структуре исполнительной власти, например, Правительству Российской Федерации. Более того, Правительство Российской Федерации осуществляет координацию деятельности ФСБ России. В частности, Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, определяет порядок финансового, материального и социального - бытового обеспечения официальных представителей, советников и специалистов органов ФСБ в иностранных государствах. При осуществлении своей деятельности ФСБ руководствуется Конституцией Российской Федерации и иными законами, действующими на территории Российской Федерации.

Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960 содержит перечень принципов, которые положены в основу деятельности ФСБ:

Законности. При осуществлении своей деятельности ФСБ руководствуется Конституцией Российской Федерации и иными законами, действующими на территории Российской Федерации;

Уважения и соблюдения прав свобод человека и гражданина. Не допускается нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Деятельность ФСБ России не должна создавать препятствий для осуществления гарантированных прав и свобод, а также их нарушение;

Гуманизма. Данный принцип связан с тем, что при осуществлении своей деятельности, ФСБ России не должна создавать угрозу безопасности человека, а также не иметь своей целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства;

Централизации управления органами безопасности. Структура ФСБ России построена таким образом, что в системе ФСБ России происходит централизация деятельности, то есть подчинение нижестоящего руководства вышестоящему;

Мирного разрешения пограничных споров. Деятельность ФСБ не должна создавать угрозу национальной безопасности. Первостепенным способом разрешение конфликтов должно быть мирное урегулирование;

Уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ. Не допускается при осуществлении своей деятельности посягательства на территорию иностранного государства, его территориального верховенства, нарушения неприкосновенности границ.

ФСБ России создает структурные подразделения, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, подразделения специального назначения.

Система ФСБ России - есть ее внутренняя структура.

Структура органов федеральной службы безопасности включает:

ФСБ России, имеющая в своем составе службы, департаменты, управления, иные подразделения, которые реализуют функции деятельности органов федеральной службы безопасности;

Управления (отделы) ФСБ России, действующие в отдельных регионах и субъектах Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях (органы безопасности в войсках)4

Другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

Авиационные центры, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные организации, научные, экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные подразделения, обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности.

Таким образом, исследовав структуру органов федеральной службы безопасности можно сделать вывод, что структуру органов федеральной службы безопасности образуют органы, собственно выполняющие функции органов федеральной службы безопасности, и органы, обеспечивающих деятельность органов федеральной службы безопасности.

Руководство ФСБ России осуществляет директор ФСБ России, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации.

Директор ФСБ России имеет первого заместителя ФСБ России, который по должности является руководителем Пограничной службы ФСБ России, заместителей директора ФСБ России.

В ФСБ России образуется коллегия, в состав которой входят директор ФСБ России, заместители директора ФСБ России по должности, руководящие работники органов безопасности. Директор ФСБ России является председателем коллегии. Образование коллегии необходимо для рассмотрения важнейших вопросов деятельности ФСБ России. Решения, принимаемые на заседаниях коллегии, являются законными при согласии большинства голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России. Численность и состав коллегии ФСБ России утверждаются директором ФСБ России.

Для осуществления взаимодействия ФСБ России с другими органами государственной власти, разногласия, возникшие при принятии решений на заседаниях коллегии ФСБ России, могут быть направлены Президенту Российской Федерации. Решения, принимаемые на заседаниях коллегии ФСБ России с другими органами исполнительной власти оформляются совместным приказом.

Вышеуказанное положение определяет правовой статус ФСБ России, его территориальных органов, военных органов и других органов. Однако, некоторые пробелы, остаются неурегулированными. Например, положения о директоре ФСБ России не содержат срок его полномочий, отсутствует указание на порядок назначения заместителей директора ФСБ России. Достаточно широко регламентируются полномочия директора ФСБ России, но слабо урегулированы полномочия заместителей директора ФСБ России. Таким образом, можно заключить, что Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960 не является достаточно разработанным, содержится много неустановленных моментов относительно организации ФСБ России. Потому, более четкая и детальная правовая регламентация ФСБ России, позволит повысить авторитет данного органа, устранить возникающие проблемы и таким образом воздействовать на более эффективную деятельность ФСБ России.

В условиях глобализации терроризма возможна разработка правовых норм, устанавливающих полномочия ФСБ России по выявлению, пресечению, предотвращению актов терроризма и борьбы с ним.

2.2 Задачи, функции и полномочия Федеральной службы безопасности России

Задачи ФСБ России вытекают из основной цели создания ФСБ России - обеспечение безопасности Российской Федерации.

Основными задачами ФСБ России являются:

1) управление органами безопасности, а также организация их деятельности;

2) информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям - федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

3) организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

4) координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

5) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности;

6) организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

7) организация и осуществление борьбы с терроризмом и обеспечение борьбы с диверсионной деятельностью;

8) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;

9) организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации;

10) организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;

Под функциями ФСБ России следует понимать основные направления деятельности ФСБ России.

Для решения основных задач ФСБ России осуществляет следующие функции:

Организует исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и международных договоров Российской Федерации в органах безопасности;

Самостоятельно осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование и участвует в разработке и реализации государственных программ;

Вырабатывает на основе прогнозов развития политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации;

Организует в пределах своих полномочий контрразведывательную деятельность; определяет порядок осуществления органами безопасности проникновения в специальные службы и организации иностранных государств и других контрразведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств при их реализации;

Организует в пределах своих полномочий деятельность по борьбе с терроризмом; определяет порядок осуществления органами безопасности оперативно-боевых и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, а также порядок использования подразделений специального назначения;

Организует в пределах своих полномочий оперативно-разыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, борьба с которыми отнесена к ведению органов безопасности, а также организует такую деятельность в иных случаях, предусмотренных федеральным законом; определяет порядок осуществления органами безопасности внедрения в преступные группы и других оперативно-разыскных мероприятий;

Разрабатывает в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, по противодействию экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

Разрабатывает меры по обеспечению борьбы с диверсионной деятельностью и организует их осуществление;

Организует и осуществляет в пределах своих полномочий разведывательную деятельность; определяет порядок проведения разведывательных мероприятий и использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности;

Организует деятельность органов безопасности по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений;

Организует деятельность органов безопасности по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

Полномочия ФСБ России:

Органы федеральной службы безопасности обязаны:

Информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

Выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

Добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

Осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;

Выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

Выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;

Выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

Разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

Обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

Обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

Статья 13 Положения о ФСБ устанавливает права, которыми обладают органы федеральной службы безопасности:

Право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

Право использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;

Право проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

Право осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;

Право использовать подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, а также физическую силу против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации;

Право осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

Право осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов;

Право осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

Право осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

Право использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации.

Приведенный перечень правовых возможностей ФСБ не является исчерпывающим в рамках исследования.

Особо важное значение имеет полномочие ФСБ России по осуществлению разведывательной деятельности. Это позволяет обеспечить безопасность российских граждан не только во время пребывания на территории Российской Федерации, а также и зарубежном. В этом направлении деятельность ФСБ России скоординирована с иными правоохранительными органами, а также со спецслужбами иностранных государств.

При этом, угрозу безопасности России составляет разведывательная деятельность иных государств, которая направлена на получение информации охраняемой законом и утечка которой может причинить вред объектам охраны.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение безопасности России в широком смысле строиться на основе правовых возможностей, которыми наделена ФСБ России на законном основании.

правовой федеральный безопасность служба

Заключение

Федеральная служба безопасности является одни из главных правоохранительных органов, которые обеспечивают безопасность Российской Федерации. Функции ФСБ России имеет долгую историю формирования и исторические предпосылки. Главным отличием ФСБ России, которое позволяет говорить об этом органе как об органе, обеспечивающем национальную безопасность, является наличие у него полномочия по осуществлению разведывательной и контрразведывательной деятельности.

Необходимость учреждения ФСБ России остается неоспоримой, в силу того, что данный орган не имеет себе подобных в системе государственного механизма.

Однако, на современном этапе и впрочем всегда будет существовать необходимость реформирования законодательства, определяющего правовое положение ФСБ России, поскольку только закон является правовой основой осуществления ФСБ России установленных полномочий. Существующая геополитическая обстановка требует расширения полномочий ФСБ России. Правовая основа должна отвечать условиям современного общества. Правовой статус ФСБ России нуждается в более детальном сущностном регулировании, поскольку деятельность ФСБ России является особенной, специфичной. Остается не снятым вопрос, касающийся взаимодействия ФСБ России с другими ведомствами. Необходимо как можно детальнее регламентировать способы и порядок взаимодействия ФСБ России с другими правоохранительными органами, усовершенствовать техническую базу, которая находится в ведении ФСБ России, создать необходимые социальные и материальные предпосылки, способствующие укреплению службы в органах ФСБ России. Свою популярность набирает транснациональная преступность, поэтому борьба с ней должна стать одним из главных направлений деятельности ФСБ.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2; Российская Газета от 9 октября 2015.

3. О Федеральной службе безопасности Российской Федерации: Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960 (ред. от 20.01.2015 г.) // Российская Газета. 2003. - № 161.

Специальная литература

1. Бозров В.М. Правоохранительные органы РФ: учебник для бакалавров. - М., 2012. - 416 с.

2. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации: история и современность. Учебное пособие. Ростов- на- Дону: Феникс, 1999. - С. 154.

3. Кириллова Н.П., Стойко Н.Г. Правоохранительные органы: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.П. Кирилловой, Н.Г. Стойко. -- М.: Издательство Юрайт, 2015. -- 549 с.

4. Лонь С.Л. Правоохранительные органы. Отв. ред. Лонь С.Л. - Учебное пособие - 2010. - 552 с.

5. Матросов В.М. Защита информации в интересах политики государства. // «Система безопасности». № 39, 2001.

6. Маханин В.И. Основы Управления в органах безопасности. -М.,2001. - С.120.

7. Мохов Е.А. ФСБ: борьба с организованной преступностью. - М.: Вузовская книга, 2006. - С. 60.

8. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. - М.: Контракт - Инфра - М, 2000. - с. 88.

9. Скуратов Ю.И., Семенова В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. // Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова. - М.: Юрид. лит., 2008. - С.125.

10. Фокин. В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М.: «Былина», 2003. - С. 100.

11. Шагиева Р.В. Правоохранительные органы: учебник / под ред. Р.В. Шагиевой. - М., 2015. - 320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Историческое развитие антимонопольного органа России. Создание, эволюция и изменение статуса Федеральной антимонопольной службы. Правовой статус Федеральной антимонопольной службы России, особенности ее процессуальной деятельности, функции и полномочия.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Организационная структура Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации. Ее правовое положение, задачи, принципы, структура и направления деятельности. Контроль и надзор за деятельностью Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Возникновение и развитие правовых основ обеспечения безопасности в России. Понятие специальных органов обеспечения безопасности. Управление в сфере Федеральной Службы Безопасности РФ и в системе Федеральной Службы Охраны и органов внешней разведки РФ.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2010

    История создания Федеральной службы безопасности в России: дореволюционные основы, советская система. Направления работы органов службы. Борьба с преступностью и террористической деятельностью. Особенности обеспечения информационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2017

    Правовое регулирование и правовые основы деятельности, место Федеральной службы безопасности Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти. Организационно-правовые аспекты деятельности ФСБ, характеристика функций и полномочий.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Организация деятельности Федеральной службы по тарифам. Анализ административно-правового статуса Федеральной службы по тарифам. Основные полномочия Федеральной службы по тарифам. Общественные отношения в сфере деятельности Федеральной службы по тарифам.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    Рассмотрение и характеристика правовых основ деятельности миграционной службы. Исследование и анализ проблем управления федеральной миграционной службы по Вологодской области. Ознакомление с основными этапами разработки административного регламета.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Виды мер административного принуждения, применяемые в пограничных органах федеральной службы безопасности, условия и нормативно-правовое обоснование их реализации. Основные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    История становления и развития Министерства юстиции РФ, его задачи, функции и структура. Специфика деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов РФ. Особенности рассмотрения дел судами различных инстанций.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2010

    История развития паспортной системы в России, реализация прав и обязанностей граждан в условиях паспортного режима. Проблемы и недостатки в организации работы отделов управления федеральной миграционной службы и ее паспортно-регистрационной деятельности.

Правовое положение федеральных министерств

В зависимости от соподчиненности федеральные министерства делятся на 2 вида:

Руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (МВД, МИД, МЧС, Министерство Обороны и т. д.).

Руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ (Минздрав, Министерство Образование и т. д.).

Федеральные министерства – федеральные органы исполнительной власти, которые осу-ществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере дея-тельности. Министерство возглавляет федеральный министр. Административно-правовой статус министерства рассматривается в двух аспектах, во-первых, оно действует в качестве органа определенной отрасли (об этом свидетельствует указание на то, что министерство «управляет» установленной сферой деятельности. Во-вторых, оно выступает координатором подведомственной сферы, в том числе функционируя в межотраслевом варианте. В положениях о создаваемых министерствах, прежде всего, обозначается сфера, в которой министерство осуществляет управление и координацию. На основании и во исполнение Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности за исключением вопросов, правовое регулирование которых исключительно осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

В установленной сфере деятельности министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Прави-тельства РФ. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находя-щихся в его ведении федеральных служб и агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

Утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и феде-ральных агентств, а также отчет об их исполнении.

Вносит в Министерство Финансов предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и агентств.

Назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководите-лей служб и агентств их заместителей за исключением служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Участвует в выработке и реализации политики Правительства РФ, а также в подго-товке Постановлений Правительства.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Прави-тельству РФ, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента РФ – Президенту РФ.



Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществ-ляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охра-ны государственной границы, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

Федеральная служба возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. В своей деятельности по надзору в установленной сфере служба может иметь статус колле-гиального органа. В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивиду-альные правовые акты, осуществляет координацию и контроль деятельности службы. Фе-деральная служба может быть подведомственна Президенту или министерству, подведом-ственному министерству, а может быть подведомственна Правительству или министер-ству, которое подведомственно Правительству. По общему правилу федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере, если эти полномочия не регламентированы актами Правительства или Президента РФ. Федеральные службы по надзору также по общему правилу не могут осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.