Система правоохранительных органов российской федерации. Система правоохранительных органов рф

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность кᴏᴛᴏᴩых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, ϲʙᴏбод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в данных правоохранительных структурах.

Оϲʙᴏение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

Понятие и признаки правоохранительных органов

Защита прав и ϲʙᴏбод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Стоит сказать - полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. При этом ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с данным перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать ϲʙᴏе собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, кᴏᴛᴏᴩые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется исключительно тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. При этом представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, ɥᴛᴏбы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но ɥᴛᴏбы его права не нарушались вовсе. По данной причине целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на ϶ᴛᴏ возникает исключительно в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Стоит заметить, что они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – ϶ᴛᴏ государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое) Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, кᴏᴛᴏᴩые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых данными лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют ϲʙᴏю деятельность на основании закона и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для ϲʙᴏего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. По϶ᴛᴏму правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В ϶ᴛᴏм заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, кᴏᴛᴏᴩые принадлежат исключительно некᴏᴛᴏᴩым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. При этом даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • право применения норм уголовного закона;
  • осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – ϶ᴛᴏ специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. При этом у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некᴏᴛᴏᴩые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут исключительно два: цель деятельности и функционирование на базе закона. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. При этом они, бесспорно, будут правоохранительными по сути и, главное, по целям ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Для того ɥᴛᴏбы выделить правоохранительный характер деятельности данных органов и в то же время показать, что в узком понимании они не будут правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что квазиправоохранительные органы – ϶ᴛᴏ государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Система правоохранительных органов

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в ϲʙᴏю очередь, содержит в себе Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ будет судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Стоит отметить, что основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – ϶ᴛᴏ защита основ конституционного строя, основных прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже ϲʙᴏим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в ϲʙᴏю очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе данные системы имеют общий вышестоящий органВерховный Суд РФ (он будет и общим, и военным судом одновременно)

Система общих судов содержит в себе суды субъектов РФ, районные суды. Помимо ϶ᴛᴏго к судам общей юрисдикции ᴏᴛʜᴏϲᴙтся и мировые судьи, хотя по ϲʙᴏему организационно-правовому статусу они не ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. Сегодня система арбитражных судов содержит в себе Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Стоит отметить, что основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, кᴏᴛᴏᴩые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

  • органов прокуратуры;
  • органов внутренних дел;
  • федеральной службы безопасности;
  • органов государственной охраны;
  • органов государственной налоговой службы;
  • таможенных органов;
  • органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
  • органов предварительного расследования;
  • органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

  • конституционный контроль;
  • отправление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование преступлений;
  • оперативно-розыскная функция;
  • исполнение судебных решений;
  • оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
  • предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все данные функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно исключительно при взаимодействии данных органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходиттрадиционно через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Стоит сказать, для упорядочения ϶ᴛᴏй деятельности разрабатываются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»)

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы будет Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, ɥᴛᴏбы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

Далее следуют федеральные конституционные законы. Стоит отметить - они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе.

Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень данных законов очень велик. Почти каждому органу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Исключая выше сказанное, указанные органы в ϲʙᴏей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Стоит заметить, что они организуют ϲʙᴏю деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти ᴏᴛʜᴏϲᴙтся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п.

Издаются и межведомственные приказы и инструкции. К примеру, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы (П. Ю. Петров, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы прокуратуры;

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

таможенные органы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

– органы юстиции.


Функции системы правоохранительных органов:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов , уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности , защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность ).

Правоохрани́тельная де́ятельность - вид государственной деятельности , которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Функции правоохранительных органов

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

    Конституционный контроль

    Осуществление правосудия

    Прокурорский надзор

    Расследование правонарушений

    Обеспечение безопасности

    Исполнение судебных решений

    Оперативно-розыскная деятельность

    Охрана общественного порядка

    Оказание юридической помощи

    Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

Виды правоохранительных органов

    Органы судебной власти

    Органы выявления и расследования преступлений

    Органы юридической помощи

    Органы обеспечения правопорядка и безопасности

Правоохранительные органы в России

Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правовой системы , является причисление судебных органов к правоохранительным.

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов :

    Прокуратура России

    Следственный комитет России

    Министерство внутренних дел

    • Федеральная миграционная служба

    Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

    Федеральная таможенная служба

    Федеральная служба исполнения наказаний

43. Конституционное право рф (понятие, источники)

1. Конституционно (государственное право) – ведущая отрасль пра-ва России, представляющее собой совокупность норм, закрепляющих и ре-гулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройст-во, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Все остальные отрасли права развиваются, основываясь на принци-пах и нормах конституционного законодательства. Нормы других отраслей права не могут противоречить нормам конституционного законодательст-ва. Предметом конституционного права являются общественные отно-шения, урегулированные данной отраслью права. В него входят: 1. отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством, а также права, свободы и обязанности человека и граждани-на. 2. отношения между РФ и ее субъектами. 3. отношения, регулирующие систему органов государственной власти и местного самоуправления.

44. Гражданское право рф (понятие, источники)

Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между участниками гражданского оборота, основанные на равенстве сторон, их независимости и имущественной самостоятельности, в целях осуществления ими своих гражданских прав, интересов и потребностей. Предметом гражданского права являются общественные отношения, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между управомоченным и обязанным лицами.

Источниками гражданского права являются гражданское законодательство, международные договоры и обычаи делового оборота. Гражданское законодательство включает следующие акты: Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.; Гражданский кодекс РФ; Федеральные законы, принятые в соответствии с Гражданским кодексом РФ: от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ; Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205 "О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий" (принят в соответствии с Гражданским кодексом); постановления Правительства РФ, принятые в соответствии с Гражданским кодексом РФ: от 10 февраля 2004 г. N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений", от 21 июля 1997 г. N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам"; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в случаях и в пределах, установленных законом и иными правовыми актами.

  • |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
  • 1.3. Система правоохранительных органов
  • 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
  • Тема 2. Судебная власть в российской федерации
  • 2.1. Понятие и признаки судебной власти
  • 2.2. Суд как орган судебной власти
  • 2.3. Судебная система
  • Тема 3. Принципы правосудия
  • 3.1. Понятие правосудия
  • 3.2. Принципы правосудия
  • 3.3. Система принципов правосудия
  • Тема 4. Правовой статус судьи
  • 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
  • 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
  • 4.4. Гарантии независимости судей
  • 4.5. Органы судейского сообщества
  • Тема 5. Система судов общей юрисдикции
  • 5.1. Мировые судьи
  • 5.2. Районный суд
  • 5.3. Суды субъектов рф
  • 5.4. Верховный Суд рф
  • 5.5. Военные суды
  • Тема 6. Система арбитражных судов российской федерации
  • 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
  • 6.2. Арбитражные суды субъектов рф
  • 6.3. Арбитражные апелляционные суды
  • 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
  • 6.5. Высший Арбитражный Суд рф
  • Тема 7. Конституционный суд российской федерации
  • 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда рф
  • 7.2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • 7.3. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • Тема 8. Прокуратура российской федерации
  • 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
  • 8.2. Следственный комитет при прокуратуре рф
  • 8.3. Кадры органов прокуратуры
  • 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  • 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
  • Тема 9. Органы внутренних дел российской федерации
  • 9.1. Система органов внутренних дел
  • 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
  • 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
  • 9.4. Кадры милиции
  • Тема 10. Органы предварительного расследования
  • 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
  • 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел рф
  • 10.3. Следственное управление при гувд (увд) субъекта рф
  • 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
  • Тема 11. Правоохранительные органы, обеспечивающие общую и экономическую безопасность российской федерации
  • 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
  • 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
  • 11.4. Федеральная служба государственной охраны
  • 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Тема 12. Адвокатура в российской федерации. Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
  • 12.2. Правовой статус адвоката
  • 12.3. Система адвокатуры
  • 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
  • Литература
  • 1.3. Система правоохранительных органов

    Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

    Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

    Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

    Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

    В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и системавоенных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

    Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

    Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

    Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

    Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

    Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

    – органов прокуратуры;

    – органов внутренних дел;

    – федеральной службы безопасности;

    – органов государственной охраны;

    – органов государственной налоговой службы;

    – таможенных органов;

    – органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

    – органов предварительного расследования;

    – органов юстиции.

    Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

    – конституционный контроль;

    – отправление правосудия;

    – прокурорский надзор;

    – расследование преступлений;

    – оперативно-розыскная функция;

    – исполнение судебных решений;

    – оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

    – предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

    Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

    Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

    Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

    Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

    Реферат

    На тему «Система правоохранительных органов РФ»

    Введение

    Понятие и признаки правоохранительных органов

    Система правоохранительных органов

    Заключение

    Введение

    правоохранительный государственный орган защита

    Важнейшее предназначение правоохранительных органов - обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

    Таким образом, правоохранительный орган - это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговая служба, таможенные органы, органы юстиции и другие. Более подробно мы рассмотрим судебные органы, органы прокуратуры и органы внутренних дел.

    1.Понятие и признаки правоохранительных органов

    В законодательстве нет специально сформулированного понятия "правоохранительные органы", хотя этот термин употребляется даже в Конституции РФ (п. "л" ч. 1 ст. 72). Оно сформировалось на практике. Это понятие можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Характерная особенность правоохранительного органа (как и все органы государства, он наделен государственно-властными полномочиями, компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом) состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме его деятельности является доминирующей (преобладающей).

    Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

    Защита прав и свобод гражданина и человека - конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами. Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

    Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

    Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права.

    Охрана права подразумевает:

    а) восстановление нарушенного права;

    б) наказание правонарушителя;

    в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

    Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления.

    Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

    Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды. Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения.

    Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

    Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

    Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности и т. д.

    Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур. Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным. Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

    К признакам второй очереди относятся:

    ·право применения норм уголовного закона;

    ·осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

    Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное. Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

    Правоохранительные органы - это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

    Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными.

    Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности. Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы».

    Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения:

    а) мнимый, ненастоящий;

    б) почти, близко.

    В данном случае указанная частица применена во втором значении. Таким образом, квазиправоохранительные органы - это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам. К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

    . Система правоохранительных органов

    Правоохранительная система - понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это прежде всего механизм обеспечения. Он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (представительной) государственной власти и органов муниципального самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятельности. Во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия подключаются правоохранительные органы.

    Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: судебные органы, органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы Министерства юстиции РФ, а также негосударственные организации обеспечения правоохраны (адвокатуру, "частный нотариат", частные охранные и детективные структуры). При этом необходимо подчеркнуть, что "собственно правоохранительными" среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия) и министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.).

    Это правоохранительные органы "узкой (специальной) компетенции". Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной. К их числу можно отнести органы безопасности и налоговой полиции (например, в деятельности органов ФСБ основной является контрразведывательная функция).

    В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной деятельности - таможенные органы. Их деятельность является фискальной и связана с обеспечением экономической безопасности государства (взимание таможенных платежей за пересечение грузами и транспортными средствами таможенной границы).

    Правоохранительная функция в органах ГТК выполняется специальными подразделениями, входящими в так называемый "правоохранительный блок". Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов состоит в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) или второстепенный характер.

    Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способ деятельности. Они все являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных (следственных) действий. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

    Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

    Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

    В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

    Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

    Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

    Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

    ·органов прокуратуры;

    Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

    Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

    В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения: - главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ; -следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ; -следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам. Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

    ·органов внутренних дел;

    ОВД - Государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны. ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций:

    ·организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

    ·обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

    Основные структурные звенья системы ОВД: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ. главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ). городские, районные органы внутренних дел (ГОВД. РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления, академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.

    Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

    осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами.

    ·федеральной службы безопасности;

    Федера ́ льная слу ́ жба безопа ́ сности Росси ́ йской Федера ́ ции (ФСБ России ) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации <#"justify">В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

    ·контрразведывательная деятельность;

    ·борьба с терроризмом;

    ·борьба с преступностью;

    ·разведывательная деятельность;

    ·обеспечение информационной безопасности.

    Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

    Контрразведывательная <#"justify">Борьба с преступностью и террористической деятельностью

    Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

    Разведывательная деятельность

    Разведка - деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добытию, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическим группировками. Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке».

    Пограничная деятельность

    Направлениями пограничной деятельности являются:

    ·защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    ·защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб <#"justify">Обеспечение информационной безопасности

    Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

    ·при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

    ·при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях,

    ·органов государственной охраны;

    Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) - федеральный орган <#"justify">Функции и задачи ФСО России

    Государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации <#"justify">·органов государственной налоговой службы;

    Федеральная налоговая служба (ФНС России ) является федеральным органом исполнительной власти <#"justify">·таможенных органов;

    Тамо ́ жня - государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу <#"justify">·органов юстиции.

    Юстиция - термин, использующийся в юридической литературе для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия. Поэтому утверждения, встречающиеся в некоторых учебниках по данному курсу, что Министерство юстиции РФ и его территориальные органы обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции, не точны.

    Название министерства и его органов в значительной мере дань традиции, но вместе с тем подчеркивает, что их деятельность носит юридический характер.

    Органы юстиции в основном осуществляют организационно-управленческие функции.

    Организация и деятельность органов юстиции основаны на Законе РФ О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

    На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость <#"justify">- министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;

    органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

    В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

    Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

    ·конституционный контроль;

    ·отправление правосудия;

    ·прокурорский надзор;

    ·расследование преступлений;

    ·оперативно-розыскная функция;

    ·исполнение судебных решений;

    ·оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

    ·предупреждение преступлений и иных правонарушений.

    Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами - обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество.

    Заключение

    Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка. Правоохрана представляет одну из главных объективно обусловленных функций государства, выступающего в роли субъекта управления, организующего жизнедеятельность общества, успешность которого возможна только в условиях обеспеченности должного правопорядка. С этих позиций правоохранительная деятельность государства, как субъекта управления представляет функцию социального управления. Организация этой функции выполняется государством посредством создания правоохранительной системы, включающей соответствующие правоохранительные органы, одним из которых являются органы внутренних дел, а также обеспечением необходимых условий для деятельности общественных организаций и иных субъектов, включенных в правоохранительный процесс. Эти органы именуются правоохранительными, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Эффективность организации правоохранительной деятельности определяется соответствием ее содержания своему объективному назначению, которое состоит в защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых обществом и государством материальных и духовных ценностей от противоправных посягательств и их предупреждении.

    Список использованной литературы

    1.Аврутин Ю.Е. Эффективность правоохранительной деятельности. СПб., 2008 г.

    2.Григонис Э. П. Правоохранительные органы: Учебник. СПб., 2002 г.

    Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия. / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2001 г.

    Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 2009 г.

    Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. проф. К. Ф. Гуценко. М., 2005 г.

    Правоохранительные органы. Учебник для вузов Создатель (автор): К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев Издательство: Зерцало-М, 2000

    Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. - М., 2007 г.

    Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.