Должности директоров какие бывают. Должностная инструкция заместителя директора

Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью одного законодательного документа - Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Работники государственных образовательных учреждений - люди государевы, а значит, должны выполнять свою работу в соответствии с требованиями закона об образовании. И именно там искать ответы на многие вопросы. Но как оказалось, мы не всегда умеем читать, понимать и исполнять закон. А знать его положено всем работникам образования, особенно руководителям и их замам. Если закон читать внимательно, то там можно найти ответ на вопрос, сколько замов нужно школе.
В соответствии с частью 18 статьи 2 ФЗ-273 «образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана». На основании статьи 26 «управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим федеральным законом». Сочетание принципов единоначалия и коллегиальности в управлении школой предполагает, что директор должен иметь равнозаменимых заместителей, которые с полной ответственностью способны осуществлять замещение руководителя на момент его отсутствия и исполнение прямых должностных обязанностей замов в соответствии с сегодняшними требованиями законодательства.
Обращает на себя внимание очень важная статья закона 28, где раскрываются компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации и, по сути, содержится ответ на искомый вопрос. Почему, собственно, речь пойдет именно об этой статье закона? Самостоятельность и свобода, которые делегированы школе этой статьей закона, имеют ограничение в виде обязательств и ответственности. Любая школа обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством и своим уставом. Школы свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по образовательным программам, которые реализуются. Рамки своей автономной свободы школа фиксирует в своем уставе и описывает в локальных нормативных актах. Это с полнотой государственной ответственности должна иметь каждая школа, поскольку нормативно-правовая база образовательной организации должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством.
Что школа должна исполнять? Это относится к ее компетенции в установленной сфере образовательной деятельности:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с ФГОС;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным Федеральным перечнем;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) поощрение обучающихся в соответствии с установленными видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
12) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
13) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
14) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
18) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
19) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
20) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет.
Давайте посмотрим дальше. Что школа обязана? Ищем ответ в той же статье закона. Осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям и др.; 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
За что несет ответственность школа (читай - руководитель)? Читаем ответ: 1) за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции; 2) за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; 3) за качество образования своих выпускников; 4) за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
Таким образом, внимательное чтение закона позволяет сделать очень важный вывод. Ключевой принцип в формировании команды управления школой - принцип ответственности за общий результат работы школы, если быть более точным - за результаты образовательной деятельности обучающихся. Именно поэтому прежняя расстановка кадров сегодня отменяется, поскольку не отвечает современным задачам управления! Сегодня уже неактуальны и неэффективны завучи по ступеням образования (по начальной, основной, старшей школе), завучи по комплексным направлениям организации образовательного процесса (по учебно-воспитательной, учебно-производственной, научно-методической работе).
Сегодня замы необходимы только в соответствии с должностным распределением ответственности за совокупный результат работы школы. Но только не в прежнем значении этих должностей. Ведь современный менеджмент предполагает новые механизмы управления, как и формирование нового управленческого мышления. Внимательное чтение закона с прозрачностью отражает направления распределения ответственности за результат работы школы и соответственно распределение функционала по должностям! Члены управленческих команд, не мудрствуя лукаво, должны примерить на себя функционал в соответствии с перечнем перечисленных выше компетенций.
В чьей, так сказать, компетенции, например, разработка и подготовка к утверждению образовательных программ школы? Кто отвечает за разработку программы развития? Кто из замов обеспечивает организационное и нормативно-методическое сопровождение и контроль приема обучающихся в школу? На кого возлагаются функции по определению списка учебников в соответствии с утвержденным Федеральным перечнем учебников? Под чьим надзором осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения? Как организовано использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения? На кого возложена организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров?
Вот примерная рамка функционала первого зама, назовем это приблизительно - по организации образовательного процесса и реализации образовательных программ или для краткости - по содержанию образования.
Кто ответственен за ведение и контроль индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях? В чье ведение попадает поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой деятельности? Кто курирует проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования? Кто курирует деятельность официального сайта образовательной организации в сети Интернет? Вот вам должностная характеристика зама по качеству образования.
Кто из замов отвечает за создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации? На чьей ответственности организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ? Кто обеспечивает и сопровождает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся? Кто отвечает за создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом? Кто контролирует соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся? Вот новая рамка должностной ответственности зама по воспитанию и социализации обучающихся.
Список замов законодательно обоснован, но не завершен. Ведь мы ограничились чтением только одного закона. А есть и другие ФЗ...

Заместители есть не только у министров, но и у капиталистов. Но нуждается ли в них современный российский бизнес? Не всегда и не во всяких, считают сами заместители, их руководители и эксперты

До сих пор в российских компаниях нередко бывает, что чем выше уровень руководителя, тем больше у него заместителей, отмечает Наталья Куртанова, региональный директор рекрутинговой компании Kelly Financial Resources. Одна из причин - острый дефицит универсальных менеджеров, говорит она. В западных компаниях такую приставку к должности встретить довольно сложно, комментирует управляющий партнер хедхантинговой компании Transearch/Top Hunt Станислав Алексеев: “В международных компаниях я сталкивался с заместителями лишь в ситуациях, когда происходит плановая замена руководителя. Преемник на какое-то время становится заместителем, чтобы и он сам, и его будущие подчиненные могли подготовиться к смене власти”. Во всех остальных случаях заместителей гораздо правильнее было бы называть руководителями направлений, говорит Антон Харитонов, исполнительный директор и заместитель генерального директора компании “Курортинформ-техноинвест”.

Но далеко не все собственники и гендиректора российских компаний готовы согласиться с этой точкой зрения. “Заместители нужны - в том или ином виде они есть у каждого владельца, каждого первого лица компании”, - говорит Сергей Бобриков, гендиректор и акционер холдинга “Комус”. И совсем не важно, как называть их должность - просто заместитель, вице-президент или исполнительный директор. “Все зависит от корпоративной модели управления, от национальных корней компании и от литературных талантов ее руководителей”, - продолжает он. В “Комусе” работают два заместителя гендиректора, которые занимаются двумя крупными бизнес-процессами - закупками-продажами и финансами. “Когда у нас было 1000 товарных позиций, я мог сам управлять ассортиментом, а когда их уже 15 000, это невозможно. Моя роль теперь - стратегическое развитие, контроль ключевых показателей и общее управление бизнесом. Остальное пусть решают замы”, - говорит Бобриков.

“Во многих российских компаниях, - рассказывает Алексеев, - собственники не хотят выпускать бразды правления из рук, но не имеют возможности или желания работать полный рабочий день. В таких случаях для оперативного управления компанией они подбирают себе одного или нескольких заместителей”. Как конкретно будут называться их должности, зависит от готовности владельца делегировать полномочия и степени доверия к конкретным людям.

Хорошими заместителями становятся люди, ориентированные на работу в команде, безусловно коммуникабельные, не лишенные навыков руководства людьми, говорит Анастасия Гушанская, консультант Kelly Financial Resources. И, возможно, самое сложное - потенциальный заместитель должен подойти своему будущему руководителю как по деловым качествам, так и по личностным характеристикам. Пригодится и готовность к большому объему рутинной работы. В департаменте по работе с персоналом компании “Росгосстрах” проведение планерок, контроль за исполнением поручений, составление отчетов падают на заместителя департамента Татьяну Князеву. Но помимо этого, рассказывает она, “я обязана быть в курсе происходящего в департаменте, должна быть готова в любой момент подменить шефа на совещаниях, в командировках”. “В моем понимании такая гибкость в распределении ролей вполне оправданна”, - говорит Князева.

На первом месте при выборе заместителя всегда стоит вопрос личного доверия. “Топ-менеджерами такого уровня, - говорит Бобриков из "Комуса", - обычно становятся люди команды, проверенные временем и делами, с которыми комфортно работать. Кандидаты со стороны, пусть со степенью MBA и хорошим опытом работы, - всегда темные лошадки, которым можно доверить многое, но нельзя - главные сферы бизнеса”. В идеале руководитель и его зам должны обладать общими ценностями и понимать друг друга с полуслова, считает Светлана Емельянова, генеральный директор консалтингового центра “Шаг”. А еще у них должен быть один темп работы, отмечает она.

Такая сыгранность возникает далеко не сразу. Если зам по административным вопросам появился в компании Емельяновой три года назад, то еще один заместитель, способный взять на себя управление основными бизнес-процессами, - еще через полтора года. “Каждый из них курирует несколько подразделений компании, назвать их руководителями того или иного направления невозможно”, - говорит она.

Гораздо проще добиться взаимопонимания с тем, с кем когда-то вместе начинал бизнес. Алексей Ильин, генеральный директор и главный редактор издательства “Альпина Бизнес Букс”, считает своим заместителем директора по маркетингу и партнера по бизнесу Александра Лиманского: “С ним мы составляем, по сути, коллективного генерального директора. Я руководитель предпринимательского типа - мне легко генерировать новые идеи и управлять изменениями. У Лиманского другие сильные стороны - администрирование и достижение целевых показателей. Поэтому он взял на себя курирование финансов, продаж и маркетинга, а я - производство, редакционную политику и общие управленческие вопросы”.

Должностная инструкция заместителя директора регламентирует трудовые взаимоотношения. В документе прописан порядок назначения и освобождения от должности, подчинение сотрудника, квалификационные требования, необходимые знания и умения, перечень документов, которыми он должен руководствоваться в процессе своей деятельности, функциональных обязанностей, прав, а также его ответственность.

Образец типовой должностной инструкции заместителя директора

І. Общие положения

1. Заместитель директора принадлежит к категории «руководители».

2. Заместитель директора подчиняется непосредственно директору.

3. Заместитель директора принимается на работу и освобождается от нее приказом директора.

4. На должность заместителя директора назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю организации отрасли не менее пяти лет.

5. Во время отсутствия заместителя директора его права, функциональные обязанности, ответственность переходят к иному должностному лицу, о чем сообщается в приказе по предприятию.

6. В своей деятельности заместитель директора руководствуется:

  • нормативными документами, имеющими отношение к его деятельности;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями директора;
  • Уставом предприятия;
  • данной должностной инструкцией.

7. Заместитель директора должен знать:

  • нормативно-правовые акты, определяющие производственную, хозяйственную, финансово-экономическую деятельность организации;
  • используемое оборудование, возможности производственных мощностей и кадровые ресурсы;
  • основы технологии производства продукции, выпускаемой организацией;
  • налоговое, гражданское, трудовое, хозяйственное законодательство;
  • порядок составления и согласования планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организации;
  • рыночные методы хозяйствования и управления предприятия;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • спрос и предложение сегмента рынка, в котором ведет деятельность организация;
  • организацию труда и выпуска продукции;
  • нормы делового этикета и общения;
  • правила внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности.

ІІ. Должностные обязанности заместителя директора

Заместитель директора выполняет следующие функциональные обязанности:

1. Налаживает работу и результативное взаимодействие структурных подразделений организации, контролирует их деятельность.

2. Разрабатывает и согласовывает совместно с директором предприятия планы:

  • развития производства;
  • финансирования подразделений организации.

3. Контролирует своевременность представления директору установленной отчетности.

4. Делегирует и поручает решение определенных вопросов другим должностным лицам — руководителям подразделений организации.

5. Утверждает штатное расписание.

6. Устанавливает должностные оклады, надбавки.

7. Ведет надзор за организацией работы по стимулированию персонала.

8. Принимает меры по разрешению вопросов, относящихся к финансово-экономической и производственной деятельности.

9. Содействует выполнению задач, связанных с текущей организационно-исполнительной работой организации.

10. Обеспечивает выполнение в полной мере обязательств предприятия перед поставщиками, заказчиками, кредиторами, а также хозяйственных, трудовых договоров.

11. Предпринимает меры по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности организации, по созданию и совершенствованию нормативов трудовых затрат, использования производственных мощностей, расходования товарно-материальных ценностей.

12. Контролирует ведение учета расходования и поступления средств, использования товарно-материальных ценностей.

13. Реализует меры по соблюдению бережливого отношения к материальным, трудовым и финансовым ресурсам.

14. Контролирует соблюдение финансовой дисциплины.

ІІІ. Права

Заместитель директора имеет право:

1. Подписывать установленные документы.

2. Действовать по доверенности от имени организации.

3. Представлять по доверенности и распоряжению директора интересы предприятия во взаимоотношениях с контрагентами, органами государственной власти, иными структурами управления.

4. Требовать от подразделений предприятия представления материалов, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей.

5. Производить проверку деятельности подразделений организации в части экономики и производства продукции, давать им соответствующие указания, направленные на повышение эффективности.

6. Направлять директору предложения о поощрении сотрудников подразделений за высокие показатели деятельности и о взыскании за нарушение установленных требований в части организации и экономики производства.

7. Выдвигать рационализаторские предложения в отношении деятельности предприятия.

ІV. Ответственность

Заместитель директора несет ответственность за:

1. Предоставление руководству, сотрудникам организации или иным лицам недостоверной информации.

2. Причинение материального ущерба предприятию, контрагентам, сотрудникам, государству.

3. Нарушение положений решений, постановлений руководства организации.

4. Разглашение коммерческой тайны, конфиденциальной информации.

5. Исполнение своих должностных обязанностей вопреки установленным в организации нормам и правилам.

6. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности.

7. Нарушение трудовой дисциплины, техники безопасности, противопожарной защиты, правил внутреннего трудового распорядка.

8. Проведение несанкционированных встреч, переговоров, касающихся деятельности предприятия.

Обязанности заместителя директора в должностной инструкции и содержание других разделов могут отличаться в зависимости от специализации.

Например, заместитель директора по общим вопросам отвечает за организацию работ по обеспечению хозяйственного обслуживания предприятия. Он принимает участие в заключении хозяйственных договоров и контролирует их выполнение. Обеспечивает создание безопасных и комфортных условий труда для подчиненных, соблюдение персоналом правил пожарной безопасности, норм производственной санитарии.

Главная задача заместителя директора по производству - своевременный выпуск качественной продукции. Он содействует внедрению новейших систем планирования и ведения производства.

Заместитель директора по воспитательной работе руководит воспитательным процессом. Он организует внеклассную и внешкольную воспитательную работу с учащимися.

Заместитель директора по учебной работе обеспечивает выполнение учебных планов и программ, ведет контроль за работой педагогического коллектива.

Одной из ключевых фигур в корпорации является заместитель генерального директора. Правая рука главного лица не может иметь размытые полномочия, поэтому необходима должностная инструкция с четко определенным перечнем и ответственности. Содержание такого документа напрямую связано с направлением работы руководителя. Заместители по финансам, экономике, по безопасности или развитию будут иметь разные обязанности и функционал.

Должностная инструкция заместителя генерального директора: значение и порядок разработки

Инструкция разрабатывается сотрудником отдела кадров после подписания трудового договора как приложение к нему или отдельный документ. Она представляет собой важный правовой акт, отражающий положение сотрудника в организационной структуре, его права и обязанности.

Информационной базой для составления инструкции является Квалификационный справочник должностей. Инструкция, как правило, содержит:

  • перечень требований к профессиональной подготовке ;
  • функции сотрудника, трудовые обязанности;
  • знания и методы, на которые специалист будет опираться в работе.


Должностная инструкция заместителя генерального директора включает в себя права и условия работы. В некоторых документах присутствуют разделы: "Должен знать", "Общие", "Заключительные положения" и другие.

Повсеместно принятыми являются следующие требования к квалификации руководителя: высшее образование, трудовой стаж, опыт работы на управленческой должности.

Первый раздел ("Общие положения") характеризует место специалиста в Заместитель напрямую подчиняется гендиректору, назначается и снимается им с должности по мере необходимости.

Трудовые обязанности


В обязанности заместителя генерального директора входит знание законов РФ и нормативных актов предприятия. Кроме того, знание гражданской, трудовой, финансовой, налоговой и других основ законодательства.

Руководителю на этой должности предстоит изучить К основным функциям можно отнести
  • законы, регулирующие деятельность фирмы в сфере финансов, экономики
  • планирование и контроль деятельности предприятия в разных сферах
  • род деятельности организации, ее организационную структуру, миссию, стратегию, показатели производственных мощностей и этапы производства
  • управление ресурсоснабжением (обеспечение эффективного применения ресурсов в пределах норм)
  • процесс планирования по всем направлениям деятельности: производство, финансы, экономика, кадры
  • контроль над коллективным соблюдением дисциплины, выполнением правил техники безопасности
  • требования, связанные с заключением договоров

Роль заместителя как руководителя

Первый заместитель генерального директора становится связующим элементом между менеджером институционального звена и остальным трудовым коллективом, что накладывает отпечаток на всю его деятельность. Он обязан не только ставить работников в известность обо всех распоряжениях и приказах вышестоящего руководства, но и обеспечивать их выполнение. Для директора его заместитель является обратной связью с сотрудниками, информирует о проблемных ситуациях в работе фирмы и мерах, принятых для их решения.


Кроме обязательств должны быть предусмотрены права:

  • выступать как лицо организации во время переговоров в рамках компетенции;
  • сообщать гендиректору о нарушениях и предлагать способы для их нейтрализации;
  • требовать от всего управленческого состава предприятия соблюдения правил организационного и технологического характера, запрашивать в отделах документацию и данные, требуемые для исполнения своих трудовых обязанностей;
  • распоряжаться и отдавать указания подчиненным согласно своим полномочиям, определять их функции и служебные обязанности, участвовать в разработке приказов, инструкций, договоров и других документов.

Ответственность наступает при халатном отношении к своим функциям, нарушении приказов, утвержденных инструкций и правил.

Функционал заместителя по экономическим вопросам


Заместитель генерального директора по экономике является одной из ключевых фигур в корпорации. Главные его задачи - это планирование, организация и контроль экономической деятельности фирмы. Они зависят от стратегии и степени развития предприятия.

Масштабная организация с большим оборотом и перспективами не может обойтись без управленцев в такой сфере, как финансы. Как правило, заместитель координирует работу экономического отдела и бухгалтерии, в некоторых случаях - работу других отделов.

Качественная должностная инструкция способствует адекватному и детальному пониманию своих функций. Она помогает подобрать на эту ответственную должность действительно подходящего специалиста.

Содержание должностной инструкции заместителя по экономическим вопросам

Работа менеджера в сфере экономики подразумевает знание К прямым обязанностям директора по экономике можно отнести
  • нормативной базы финансовой и экономической деятельности предприятия
  • координацию деятельности отделов по разработке стратегических планов
  • анализа финансового состояния
  • планирование и контроль хозяйственных показателей
  • специфики и этапов планирования, разработки нормативных документов
  • организации производства, перспектив развития фирмы и отрасли в целом
  • совершенствование планирования экономических показателей отделов
  • совершенствование производства, антикризисное управление

Квалификационные требования для заместителя по экономике

Квалификационные требования для управленцев в крупных компаниях с мировым именем включают в себя знание международных стандартов финансовой отчетности, английского языка, наличие дополнительного образования, например степени MBA, сертификатов CFA, CPA.

Специалисты по экономике и финансам в разных фирмах никогда не решают одни и те же задачи. Их функции разнообразны: от рутинного управления финансовой сферой до привлечения инвестиций, выпуска ценных бумаг.

Для успешного выполнения служебных обязательств от замдиректора по экономике требуется наличие управленческих и лидерских качеств, коммуникабельности. Необходимо присутствие умения влиять и убеждать, успешно взаимодействовать с партнерами, принимать работать в команде.

Заместитель директора по стратегическому развитию

Заместитель генерального директора по развитию занимается планированием деятельности корпорации на перспективу. Формулирование миссии предприятия, целей и задач, определение успешной политики является прерогативой стратегического менеджера. Все это обуславливает наличие определенных квалификационных требований: высшее образование (экономическое, юридическое) и управленческий опыт, желательно в качестве стратегического менеджера.


Специалист по развитию должен знать теорию управления, маркетинг, экономику, стратегический, финансовый и инновационный менеджмент.

Содержание должностной инструкции заместителя по стратегическому развитию

К его основным должностным функциям относят:

  • планирование политики развития организации, мониторинг производственных процессов, анализ показателей;
  • разработку и реализацию новых проектов развития (направлений бизнеса, выходов на новые рынки, модернизации), подготовку документации, связанной с реализацией новых программ;
  • назначение ответственных по выполнению планов развития, организацию и контроль совместной работы отделов над проектами.

Разработка антикризисных мероприятий, корректировка планов в нестандартных ситуациях также является обязанностью заместителя по развитию. имеет право использовать и запрашивать любую информацию о работе фирмы у руководителей отделов. Он формулирует предложения для оптимизации рабочих процессов, издает распоряжения, связанные с выполнением стратегических планов.


Наличие заместителя директора по и развитию, по экономике является прерогативой крупных развивающихся компаний, ставящих перед собой высокие цели и задачи.

Одну из ведущих и значимых должностей в организации занимает заместитель генерального директора. Инструкция призвана стать для него надежной опорой в работе, независимо от объема его