Торги посредством публичного предложения. Как покупать имущество с торгов на публичном предложении и где брать лоты Посредством публичного предложения

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее - Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов - участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения . При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве .

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует основания по признанию должника несостоятельным или банкротом, меры, предпринимаемые государством в случае возникновения таких обстоятельств и другие взаимоотношения, связанные с неспособностью должника выполнить свои обязательства перед кредиторами. UPD: 22.07.2015 вступили в силу поправки, регламентирующие процесс проведения аукциона путем публичного предложения. Рассмотрим детальнее ситуацию, когда проводятся торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Основания для проведения такого вида торгов
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, изначально имущество должника выставляется на продажу путем проведения торгов в форме аукциона. При этом могут использоваться следующие формы подачи предложений:
1) открытая, подразумевающая проведение открытых торгов, на которых цена каждого поданного предложения видна другим участникам;
2) закрытая, при которой вместе с заявкой на участие подается и предложение, его цена не разглашается аж до начала проведения торгов.

Если же торги были признаны несостоявшимися, принимается решение о их повторном проведении, при этом начальная цена снижается на десять процентов. Если же и повторный аукцион по продаже имущества не привел к покупке имущества и подписанию договора купли-продажи, проводятся торги посредством публичного предложения. Таким образом, если согласно статье 110 вышеуказанного Федерального закона продажа имущества не была осуществлена, торги проводятся путем подачи публичного предложения.

Определение торгов и процедура их проведения

Публичное предложение – это торги по реализации имущества должника по сниженной цене, которое не было реализовано по изначально сформированной стоимости с помощью первоначального аукциона и его повторного проведения.

    Порядок проведения торгов посредством публичного предложения:
  1. Организатор объявляет о начале проведения торгов и стартовой цене, которая равна стоимости, выставленной на повторное проведение аукциона
  2. Также устанавливается период, по истечении которого (в случае, если не было подано ни одного предложения на покупку имущества) цена лота снижается на определенный процент. Все эти данные указываются в извещении о продаже имущества должника и выкладываются в открытый доступ
  3. Торги проводятся до тех пор, пока не будет получено предложения от участника, которое соответствует всем требованиям и цена его не ниже требуемой минимальной. Победителем считается участник, первым предоставивший такое предложение. После этого прием заявок закрывается, торги считаются состоявшимися. С победителем подписывается договор купли-продажи.

Стоит отметить, что главным преимуществом покупателя при проведении такого рода торгов является возможность приобретения выставленного на продажу имущества по сниженной цене, которая может быть намного меньшей изначально заявленной стоимости.

Проведение торгов и публичное предложение по залоговому имуществу.
Интересный вопрос по продаже залогового имущества, путем публичного предложения. 1. Залоговый кредитор не воспользовался правом оставить предмет залога за собой. 2. Предмет залога подлежит продаже посредством публичного предложения в порядке п. 4ст. 139 ЗОБа. (п.4.1. ст. 138 ЗОБа). 3. Кто при этом устанавливает порядок продажи - залоговый кредитор или собрание? А может быть АУ.
Мне думается следующее: С одной стороны залоговым кредитором - Порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества (п. 4 ст. 138). С другой стороны: 1. В случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах (п. 4.1. ст. 138 ЗОБ). А также: Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается (п. 13 Закона РФ N 2872-I «О залоге»), и: Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается (п. 5 Закона N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"). В связи с этим в Постановлении ВАС сказано, что выручка от продажи заложенного имущества (при не оставлении предмета залога за собой) выручка от продажи заложенного имущества направляется на погашение требований залогового кредитора (п. 13 ПВАС № 58). Право залогового кредитора реализовано – его отказом. АУ переходит к реализации имущества по ст. 110 ЗОБа. В п. 4 ст. 139 и в Законе, фактически весь порядок описан, не только одного - снижения начальной цены продажи имущества и срок снижения. В связи с этим, думаю, что порядок устанавливает собрание кредиторов. Хотя надо бы проверить через суд.

Тема на форуме не нова.
Что ж, давайте пойдем по очередному кругу обсуждения.
Для начала отметим, что ГК и АПК являются общими нормативными правовыми актами. ЗОБ – закон специальный. Значит, нормы ГК и АПК применяются по отношению к ЗОБу субсидиарно.
ГК (п.3 ст.64): «Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)».
АПК (ст.223 АПК) Говорит о том, что дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства.

С 19.07.2009 появилось право залогового кредитора реализовать залог через публичку (после введения в ЗОБ п. 41.1. ст. 138). Т.о., оставление предмета залога за собой – не последняя преференция залогового кредитора.

Залог в публичке сохраняется. См. 58 Пленум. По результатам публички «выручка от продажи заложенного имущества направляется на погашение требований залогового кредитора в порядке, предусмотренном…»
А это означает, что нормы ЗОБа как специального Закона делают
п. 13 Статьи 28.1. Закона РФ N 2872-I «О залоге»
п. 5 Статьи 58 Закона N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)
к банкротству отношения не имеющими.

Остался вопрос - если на публичке залоговое имущество не реализовано, залог прекращается? В ЗОБе ответа нет. Обращаемся субсидиарно к ГК. Что находим?
Статья 352. Прекращение залога
1. Залог прекращается:

4) в случае реализации (продажи) заложенного имущества в целях удовлетворения требований залогодержателя в порядке, установленном законом, а также в случае, если его реализация оказалась невозможной (пп. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ).

Реализация осуществилась? - Нет.
- Все возможности для реализации использованы? Первые торги, вторые торги, публичка – все (и всё согласно Порядку проведения торгов, написанному ЗК).
- Другие способы реализации законодательством предусмотрены? - Нет.

Залог прекращается.
Как продавать незаложенное все знают.
Залоговый кредитор против? – В суд!

P.S. "Хотя надо бы проверить через суд".

Комментарий к статье 23 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества

1. Рассматриваемая статья имеет непосредственное отношение к ст. 18 комментируемого Закона. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения может иметь место только в том случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся (то есть применению такого способа всегда предшествует аукцион). Для несостоявшегося конкурса подобной возможности не предусмотрено.

Здесь нужно учитывать, что согласно п. 3 ст. 18 комментируемого Закона аукцион признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник. При этом признание аукциона, в котором участвовало только одно лицо, несостоявшимся не влечет обязанность организатора заключить договор купли-продажи с единственным участником аукциона. Договор в этом случае заключается посредством публичного предложения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 3 октября 2012 г. по делу N А55-417/2012) .

Как указывается в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2007 г., 13 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5216 по делу N А51-10740/2006-2-218, в ст. ст. 18 и 23 комментируемого Закона не содержится запрета на повторное выставление собственником имущества на аукцион при несостоявшемся аукционе, поэтому продажа спорного имущества не является обязательной посредством публичного предложения.

Как отмечает О.А. Беляева, подобная позиция суда представляется весьма спорной, и отсутствие в законе разрешения на проведение повторного аукциона следует рассматривать как запрет на такое действие <14>.

——————————–

<14> Беляева О.А. Аукцион и продажа посредством публичного предложения: соотношение процедур // Журнал российского права. 2010. N 3. С. 55 – 62.

2. Применительно к продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения законодатель выделяет следующие понятия:

первоначальное предложение – цена продажи государственного или муниципального имущества, которая устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже этого имущества на аукционе, ранее признанном несостоявшимся. Такое первоначальное предложение должно быть равным начальной цене, применяемой при проведении аукциона, или превышать ее;

цена отсечения , составляющая 50 процентов начальной цены такого аукциона. Определение такой суммы необходимо, поскольку при продаже посредством публичного предложения цена первоначального предложения последовательно снижается на шаг понижения до цены отсечения, но не более того. Иными словами, это минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество;

шаг понижения , то есть величина снижения цены первоначального предложения, которая устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 10 процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи (ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549);

шаг аукциона – величина повышения цены, которая устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 50 процентов шага понижения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи (ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Данный термин, имеющий отношение к аукциону, востребован при продаже имущества посредством публичного предложения, поскольку может сложиться ситуация, при которой сразу несколько участников подтвердят цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из шагов понижения.

В этом случае согласно ч. 5 комментируемой статьи со всеми участниками продажи должен быть проведен аукцион, предусматривающий открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальная цена имущества при проведении аукциона будет считаться равной цене первоначального предложения или предложения, которое сложилось на определенном шаге понижения.

3. Пункт 2 комментируемой статьи определяет содержание информационного сообщения о продаже посредством публичного предложения .

Помимо сведений, о которых идет речь в ст. 15 комментируемого Закона (характеристика имущества, начальная цена его продажи и др.), в таком информационном сообщении должны указываться:

– дата, точное время и место проведения продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

– шаг понижения и шаг аукциона;

– цена отсечения.

Кроме того, в ч. 5 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указано, что такое информационное сообщение должно содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, о назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке согласно ст. 437 ГК РФ, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.

4. Организацию продажи федерального имущества посредством публичного предложения осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в отношении недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации – Министерство обороны Российской Федерации. Также по решению Правительства РФ организацию продажи в данном случае могут выполнять юридические лица в соответствии с агентским договором.

При продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, продавцы определяются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, применительно к муниципальной собственности – в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления.

Продавец в процессе подготовки и проведения продажи имущества осуществляет, в частности, следующие функции:

– устанавливает цену первоначального предложения, шаг понижения, цену отсечения и шаг аукциона;

– определяет размер, срок и порядок перечисления задатка претендентами, а также иные условия договора о задатке;

– определяет место, даты начала и окончания приема заявок, место и дату подведения итогов продажи имущества;

– организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении продажи имущества, размещение соответствующей информации в сети Интернет;

– принимает от претендентов заявки и прилагаемые к ним документы, проверяет правильность их оформления, устанавливает факт поступления задатка в установленный срок;

– принимает решение о признании претендентов участниками продажи имущества или об отказе в допуске к участию в продаже имущества;

– определяет победителя продажи имущества, уведомляет его о том, а также оформляет протокол об итогах продажи, уведомляет победителя продажи имущества о его победе;

– заключает с победителем продажи имущества договор купли-продажи имущества;

– обеспечивает передачу имущества покупателю (победителю) продажи имущества и совершает действия, связанные с переходом права собственности на него (ч. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

5. Для участия в продаже имущества претенденты лично или через своего представителя представляют продавцу в установленный срок заявку и иные документы в соответствии с формой заявки и перечнем документов, опубликованными в информационном сообщении (ч. 4 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения). Одно лицо вправе подать лишь одну заявку.

Срок приема заявок при продаже имущества посредством публичного предложения должен составлять не менее чем двадцать пять дней. Прием заявок заканчивается не позднее чем за три рабочих дня до установленной даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов (ч. 8 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Заявки, поступившие по истечении срока приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку (ч. 10 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Для участия в продаже посредством публичного предложения необходимо внесение претендентом задатка , размер которого составляет 10 процентов начальной цены имущества, указанной в информационном сообщении, так же как и при продаже государственного или муниципального имущества на аукционе или при продаже акций открытого акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе (ст. ст. 18, 20 комментируемого Закона). Документом, который подтверждает поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

Претендент не может быть допущен к участию в продаже посредством публичного предложения в случае, если:

– представленные им документы не подтверждают право претендента быть покупателем государственного, муниципального имущества (см. ст. 5 комментируемого Закона);

– были представлены не все документы в соответствии с перечнем, приведенным в соответствующем информационном сообщении, или же их оформление не соответствует законодательству Российской Федерации;

– заявка была подана лицом, которое не уполномочивалось претендентом на осуществление таких действий;

– не подтверждено поступление задатка на счета, указанные в информационном сообщении, в установленный срок.

Данный перечень оснований для отказа претенденту в участии в продаже посредством публичного предложения является закрытым .

Установлено также, что претендент вправе отозвать поданную им заявку на участие в продаже посредством публичного предложения до момента признания его участником такой продажи.

6. В день определения участников продажи имущества продавец рассматривает заявки и документы претендентов, от которых поступил задаток, и принимает решение о признании их участниками продажи имущества или об отказе в допуске к участию в продаже имущества . Соответствующие решения продавца оформляются протоколом, в котором приводятся сведения о перечне принятых и отозванных заявок, о претендентах, признанных участниками продажи имущества, и претендентах, которым было отказано в допуске. Решение о признании продажи имущества несостоявшейся также оформляется протоколом (ч. ч. 12, 13 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Претенденты уведомляются о принятом в отношении их решении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем оформления соответствующего протокола, под расписку или путем направления заказного письма (ч. 15 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Информация об отказе в допуске к участию в продаже имущества в установленном порядке размещается в сети Интернет.

С момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками продажи имущества претендент приобретает статус участника продажи имущества (ч. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Согласно п. 4 комментируемой статьи продажа посредством публичного предложения должна быть проведена не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения (то есть со дня оформления соответствующего протокола). В п. “а” ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указывается также на то, что продажа имущества проводится не позднее пятнадцати рабочих дней с даты определения участников.

7. Продажа посредством публичного предложения проводится с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение одного рабочего дня и в рамках одной процедуры.

Участникам продажи имущества выдаются пронумерованные карточки. Путем поднятия таких карточек участники должны заявлять свои предложения о приобретении имущества после оглашения цены первоначального предложения и цены предложения, которая складывается в случае применения шага понижения.

Продажа осуществляется ведущим в присутствии уполномоченного представителя продавца, который начинает продажу своим объявлением об открытии продажи имущества.

Затем ведущим оглашаются наименование имущества и его основные характеристики, цена первоначального предложения, цена отсечения, шаг понижения и шаг аукциона. Участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек.

В случае если предложений по первоначальной цене имущества от участников не последует, ведущим проводится последовательное снижение цены на шаг понижения, вплоть до цены отсечения.

Установлено, что право приобретения имущества принадлежит тому участнику продажи имущества, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения на соответствующем шаге понижения, если не имеется предложений других участников, после того как ведущий троекратно повторит сложившуюся цену продажи.

В этом случае ведущий объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника, подтвердившего начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества.

Если же несколько участников подтверждают одну и ту же цену первоначального предложения или цену предложения, которая сложилась на одном из шагов понижения, то, как говорилось выше, для всех участников проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим, в соответствии с п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, открытую форму подачи предложений о цене имущества.

В случае если участники аукциона не заявят предложения о цене, превышающей начальную цену имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену.

После завершения аукциона ведущий делает объявление о продаже имущества, называет победителя, цену и номер его карточки.

Предложенная победителем цена заносится в протокол об итогах продажи имущества . Такой протокол, подписанный ведущим продажи имущества и уполномоченным представителем продавца, представляет собой документ, удостоверяющий право победителя на заключение договора купли-продажи имущества (ч. ч. 17, 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Победителю продажи имущества или его полномочному представителю в день подведения итогов продажи имущества выдается под расписку соответствующее уведомление.

Согласно ч. 13 комментируемой статьи договор купли-продажи с победителем должен быть заключен не позднее чем через пятнадцать рабочих дней с даты выдачи уведомления о признании участника продажи имущества победителем. В ч. 23 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указывается также, что договор заключается не ранее чем через 10 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества.

В случае если имеет место уклонение или отказ победителя от заключения в указанный срок договора купли-продажи имущества, он утрачивает право на заключение такого договора, а задаток ему не возвращается.

Если же заключение договора состоялось, то внесенный победителем задаток засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества. Согласно ч. 24 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения денежные средства в счет оплаты приватизируемого федерального имущества должны быть перечислены победителем в федеральный бюджет в размере и сроки, установленные договором купли-продажи, но не позднее 30 рабочих дней со дня его заключения договора купли-продажи.

Передача государственного или муниципального имущества, а также оформление права собственности на него осуществляются в установленном порядке не позднее тридцати дней после дня полной оплаты имущества победителем.

Суммы задатков, внесенные остальными участниками продажи имущества, должны быть возвращены им в течение пяти дней с даты подведения итогов продажи.

8. Частью 6 комментируемой статьи установлено, что продажа посредством публичного предложения признается несостоявшейся , если в ней принял участие только один участник.

Согласно ч. 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения продажа имущества также признается несостоявшейся в случае, если:

– не было подано ни одной заявки на участие в продаже имущества или ни один из претендентов не признан участником продажи имущества;

– после троекратного объявления ведущим минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

9. Исходя из ч. 15 комментируемой статьи в не урегулированной ею части порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения устанавливается Правительством РФ . По этому поводу принято Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549. Также при проведении такой продажи в электронной форме следует руководствоваться общими положениями разд. I и разд. V Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 860.

При продаже активов обанкротившихся лиц осуществляется такая процедура, как реализация имущества путем публичного предложения. Как и при проведении конкурсов или аукционов, участники процесса конкурируют между собой посредством увеличения цены, за которую они готовы приобрести тот или иной объект. Однако в данном случае можно начать борьбу с гораздо меньшей суммы по сравнению с первоначальной стоимостью реализуемого предмета. Рассмотрим, что представляют собой публичные предложения по продаже имущества должников и как ведется реализация.

Когда проводятся торги

Публичное предложение - это способ продажи собственности задолжавшего кредиторам лица по заниженной стоимости. Такая процедура инициируется, когда имущество должников остается нереализованным после проведения первичных и повторных торгов. Соответственно, если предыдущие два аукциона признаются несостоявшимися, то назначаются проводимые при помощи публичного предложения торги. Их главной отличительной особенностью является снижение цены объекта через установленные системой временные промежутки. Это позволяет участникам процесса приобретать недвижимость, земельные участки и другое имущество по максимально сниженной стоимости.

Существует 2 формы подачи предложений

Согласно статистическим данным Минэкономразвития, более 90 % первичных и повторных торгов оказываются несостоявшимися. По этой причине наиболее распространенным форматом продажи имущества задолжавших физ- и юрлиц становится публичное предложение. От стандартных аукционов данная процедура отличается тем, что через определенные интервалы времени цена продаваемого объекта не увеличивается, а уменьшается. При этом суммы иногда снижаются даже на десятки миллионов рублей.

Победителем публичных аукционов признается тот, кто в установленный срок заявляет об участии в процессе и предлагает цену выше изначальной стоимости продажи лота. При подаче заявок несколькими гражданами право приобретения собственности должника переходит к участнику, который предложил максимальную цену за реализуемый предмет. Если два или более лица предлагают одинаковую сумму, объект передается тому, кто первым подал заявку на участие. Когда победитель определен, прием заявок завершается.

Что касается цели проведения публичных торгов, то они организуются для удовлетворения кредиторских требований. Вырученные от продажи вещей средства используются для погашения задолженности, возникшей у бывшего владельца имущества перед контрагентами. На стадии внешнего управления исполнительный орган может полностью продать собственность и за счет полученных денег вернуть долги кредиторам, чтобы восстановить платежеспособность задолжавшего лица.