Требования к районному судье. Требования, предъявляемые к судье

Многие абитуриенты стараются поступить в престижные ВУЗы, выбирая такие же факультеты, например, юридические. Большая часть выпускников планируют занимать престижные должности, что позволит иметь высокий социальный статус и материальное положение. По этой причине после окончания учебного заведения они стараются работать в суде, органах прокуратуры, адвокатуре, нотариальной конторе, кто-то становится полицейским .

Кто может стать судьей

Судья – смысл жизни, а не работа или профессия. Выясните, не привлекался ли кто из родственников к административным или уголовным наказаниям, ведь судья – эталон честности, должен быть кристально чистым. Прежде чем назначить судьей, проводят полную проверку, даже родителей и родственников супруга.

Судья — вершитель правосудия, должен обладать совершенными знаниями.

  • Независим от власти.
  • Подчиняется Конституции или другим законодательным актам.
  • Поддерживает репутацию и авторитет судьи. Тактичный, вежливый, сдержанный и уважительно относится к участникам судебного процесса.
  • Поддерживает квалификацию.
  • Не реагирует на давление или влияние посторонних лиц, проявляет стойкость и мужество.
  • Не разглашает информацию, полученную в ходе разбирательства дела.
  • Не занимает государственные должности, кроме должности судьи.
  • Не выражает симпатии политическим партиям, не состоит в них.
  • Не проявляет предубеждения по расовому, половому, национальному или религиозному признаком.
  • Не принимает подарков или иных вознаграждений, которые связаны с рабочей деятельностью.
  • Не занимается индивидуальным предпринимательством .
  • Может заниматься научной, преподавательской, творческой деятельностью.

Квалификационная коллегия выбирает того, кто успешно окончил государственный ВУЗ . Если руководствоваться законом, судьей может стать любой гражданин РФ старше 25 лет, с юридическим стажем не менее 5 лет. Для этого следует обратиться в квалификационную коллегию судей региона проживания и написать заявление о желании сдать экзамены на квалификацию.

Кроме заявления в комиссию, подаются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.

Документы принимают и проверяют в отделе кадров Судебного департамента. После рассмотрения, документы передают в экзаменационную комиссию, которая находится при квалификационной коллегии.

Видео материал

Экзаменационная комиссия

Экзаменационная комиссия принимает экзамен в течение месяца, со дня подачи заявления. Комиссия состоит из 12 человек, задает вопросы, если на один из них дан неправильный ответ, экзамен провален. В ходе экзамена разрешено пользоваться нормативными документами. Самые сложные вопросы – практические. Понадобится полная концентрация внимания, нужно учитывать каждую мелочь.

После успешной сдачи квалификационного экзамена, претендент получает удостоверение о сдаче. Результаты экзамена действительны 3 года. После сдачи экзамена претендент может обратиться в коллегию судей с заявлением, чтобы его рекомендовали на имеющуюся вакантную должность. В заявлении указывается, каким судьей хочется работать, мировым или федеральным.

В обязанности мирового судьи входят гражданские споры: расторжение брака, имущественные споры, раздел имущества, трудовые споры. Некоторые уголовные дела, где применяется наказание не более 3 лет лишения свободы. Все дела вне имеющейся зоны юриспруденции мирового судьи, рассматривает федеральный судья.

Кроме заявления, подается ряд документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Анкету, где указаны сведения о претенденте.
  • Диплом о юридическом образовании.
  • Трудовая книжка или другой документ, подтверждающий юридический стаж.
  • Справка о состоянии здоровья, подтверждающая отсутствие ряда заболеваний, препятствующих работе.
  • Документ, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена.
  • Характеристику с места работы. Если отработаны не по юридической специальности, указываются еще 5 лет стажа юридической практики. Характеристика выдается претенденту на должность в течение недели.
  • Сведения о доходах и имуществе. Также предоставляются сведения о доходах супругов и сведения о несовершеннолетних детях, согласно закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132 в редакции Закона РФ от 25.12.2008 г. №274-Ф3.

После коллегия судей проверяет достоверность предоставленных документов и фактов. Квалификационная коллегия оставляет за собой право обратиться в правоохранительные или иные органы на факт проверки достоверности документов. Претендентов проверяют через ФСБ, МВД, прокурорскую проверку и проверку таможенной службы.

Если органами выявлена недостоверность сведений или фактов, комиссия вправе отказать претенденту на должность. Если никаких нарушений не обнаружено, комиссия рекомендует претендента на вакантную должность. Решение коллегии возможно обжаловать через суд, если нарушен установленный законом порядок отбора претендентов.

Статус судей

Претендент на звание районного судьи должен быть не моложе 25 лет, с 30 летнего возраста можно претендовать на должность среднего звена — областного. Претенденты на должность судьи Верховного или Высшего арбитражного суда, не должны быть моложе 35 лет и иметь не менее 10 лет судебной практики. На должность судьи Конституционного суда — от 40 лет, судебная практика — не менее 15 лет. В должности можно находиться до 70 лет.

Почему существуют ограничения в возрасте? Для того, чтобы человек накопил жизненный опыт.

Неприкосновенность, гарантированная конституционными законами. Распространяется на членов семьи. Судья, который отработал 20 лет получает от государства пожизненное содержание. Претенденты на должность не должны состоять в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

Судья обязан руководствоваться в практике принципами неподдельной честности и исключительной справедливости. Выносить вердикты, строго следуя законодательным актам, опираясь на юридические знания, по справедливости и на основе богатого жизненного опыта. При вступлении в должность, кандидат дает клятву в выполнении обязанностей, руководствуясь только законом, беспристрастно и справедливо вершить правосудие, как велит совесть и долг.

Необходимость таких требований связывают со спецификой и особой профессиональной деятельностью, которая осуществляется только в соответствии с Кодексом чести судьи Российской Федерации.

Построить карьеру судьи реально, но нелегко. Удачи!

Федеральный закон 3132-1 указывает, что судебная власть представляется судьями. В некоторых ситуациях отдельные функции и полномочия могут быть переданы представителям народа. Важнейшим аспектом является конституционное разделение судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. В данном законе соответствующее предписание имеется уже в первой статье.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Он определяет независимость данной должности и отсутствие подотчетности. Судебная власть подчиняется лишь Конституции страны и ее законодательству. Ее предписания и решения являются обязательными к исполнению.

ФЗ 3132-1 структурно не разделяется на главы. Состоит он из 27 статей и 7 приложений. Статьи закона регулируют следующие аспекты:

  • основные понятия и принципы судебной власти, определение статуса судьи и его единства;
  • требования к должности и к ее кандидатам;
  • медицинское освидетельствование и процедура отбора кандидатов;
  • порядок наделения полномочиями, аналогичная процедура регламентируется и по статусу председателя суда и его заместителя;
  • присяга и исполнение обязанностей;
  • регулирование предоставления сведений о доходах и имуществе;
  • гарантии независимости судьи и недопустимость вмешательства в его деятельность, неприкосновенность;
  • срок полномочий по статусу и несменяемость должностного лица, дисциплинарная ответственность;
  • приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • материальное обеспечение и меры социальной защиты, как для должностного лица, так и для членов его семьи;
  • аттестация и дополнительное профессиональное образование.

Вместе с ключевыми статьями, регулирующими аспектами являются и приложения к Закону о судебной системе и о статусе судей в РФ. Приложения регламентируют следующие вопросы:

  • порядок предоставления сведений о доходах кандидата и его имуществе, принадлежащем по праву собственности, а также информации об имущественных обязательствах;
  • аналогичные сведения о супруге кандидата и несовершеннолетних детях;
  • предоставление подобной информации судьями, их супругами и детьми;
  • порядок предоставления сведений о доходах и имуществе общероссийским средствам массовой информации;
  • регулирование размеров должностного оклада.

Приложения 1-4, регулирующие предоставление сведений о доходах и имуществе, утратили силу с 1 января 2015 года . Вместо них форма, по которой оформляется соответствующая информация, утверждается Президентом РФ.

Действующее приложение 5 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует лишь порядок предоставления сведений в средства массовой информации. Приложения 6 и 7 предписывают процентное соотношение должностных окладов между различными категориями.

Закон о статусе судей 3132-1 постоянно дорабатывается в соответствии с актуализацией правовой базы. Последние изменения в редакцию документа были внесены в декабре 2016. Так есть закон о мировых судьях, ознакомиться с которым можно

Права судей

Закон о правовом статусе судей наделяет их следующими полномочиями :

  • право на самостоятельность и независимость в принятии решений;
  • возможность требовать исполнения постановлений и судебных предписаний;
  • право на получение документов и их копий , необходимых для осуществления правосудия;
  • право на неприкосновенность , в том числе частичную после снятия с себя полномочий;
  • право на материальное обеспечение и социальную защиту членов семьи;
  • возможность получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации.

Скачать 3132-1 ФЗ

Скачать Федеральный закон 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» можно . Текст представлен в последней редакции, с актуальными изменениями на 2017 год. Документ будет одинаково полезен как для лиц, вступающих в судебную должность, так и для юристов, изучающих правовую основу судебной ветви власти.

Изменения в Законе о статусе судей

Последние поправки в Закон о статусе судей РФ были внесены 28 декабря 2016 . Согласно изменениям был скорректирован подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 ФЗ 3132-1 , регулирующий требования к занимаемой должности. Согласно поправкам слова «финансовыми инструментами; » были заменены на развернутое определение с уточнением об иностранных источниках дохода и ссылкой на соответствующий закон.

В некоторые статьи поправки вносились в более ранний период. Статья 14 ФЗ 3132-1 «О статусе судей в РФ» регулирует прекращение полномочий. Последние изменения были внесены в 2013 году и коснулись следующих моментов:

  • введен подпункт 6.1 о нарушении должностным лицом, его супругом или несовершеннолетним ребенком запрета об открытии счета или хранении ценностей в иностранном банковском учреждении;
  • добавлен подпункт 13 о совершении дисциплинарного проступка, за которое налагается взыскание в виде досрочного лишения статуса и полномочий;
  • согласно нововведениям скорректирована редакция пункта 2 .

Статья 15 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует отставку судебного должностного лица. Последние поправки были внесены в июле 2013 и изменили редакцию пунктов 6, 7 и 8 об отмене отставки, соответствующем решении и прекращением на основании повторного избрания.

Ст 16 Закона о статусе судей регулирует их неприкосновенность. Изменения в статью последний раз вносились в марте 2014. По ним были исключены слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, », формулировка «федерального арбитражного » была заменена на «арбитражного ».

Последняя редакция Статьи 119 Конституции РФ гласит:

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 119 КРФ

Большие и разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.

В настоящей статье приводятся лишь минимальные требования, предъявляемые к судьям всех судов судебной системы России. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.).

Первое общее требование для всех судей - наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей в России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России. Возникает, однако, вопрос: вправе ли быть судьей, гражданин Российской Федерации, имеющий и другое гражданство? Представляется, что по указанной выше причине ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Возрастной ценз для судей - не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - 35 лет, а судьей Конституционного Суда - 40 лет. Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.

В соответствии с комментируемой статьей судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Ранее действовавшие конституции СССР и союзных республик, а также законодательство о судопроизводстве такого требования не знали, и судьями часто избирались и работали лица, окончившие юридические школы, а иногда и вовсе не имевшие юридического образования. Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требуют разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.

Конституционное требование, чтобы судья имел стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие "юридическая профессия" входит также научная и преподавательская деятельность в области права.

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении судей на должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" дополнен статьей 4.1 о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи. Этой статьей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность суди осуществляется на конкурсной основе.

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.

В Законе о статусе судей установлено, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности" (ст. 3).

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

В отношении судей Конституционного Суда предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями. Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу (ст. 11 ФКЗ о Конституционном Суде).

Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др. (см. комм. к ст. 118-120).

  • Вверх

Статус судей в РФ

Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлеченных в установленном законом порядке народных, присяжных и арбитражных заседателей, которые осуществляют правосудие в случаях, предусмотренных законом.

Судья - это лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ" полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Существенное значение имеет и другое понятие - статус судей в РФ.

Статус судей - это их правовое положение, закрепленное в Конституции РФ и законах Российской Федерации. Права и обязанности, составляющие правовое положение, судьи получают в силу занимаемого должностного положения.

Эти права и обязанности - исключительны по своему характеру, они даются судьям помимо общих гражданских прав и обязанностей. Таких прав нет у обычных граждан в повседневной жизни.

Статус судей - единый для всех судей вне зависимости от того, в каком суде они работают. Единые требования к судьям, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством являются важным условием единства судебной системы России. Хотя судьи различных ветвей судебной системы РФ имеют различную компетенцию и полномочия. Такие различия зависят от того, в каком суде работает судья, какова его должность, входит ли он в состав какого -либо органа судейского сообщества. Особенности правового положения по отношению к отдельным категориям судей определяются федеральным законами, а в случаях ими предусмотренными - законами субъектов РФ. Такие особенности предусмотрены в настоящее время по отношению к судьям военных судов, судьям Конституционного Суда РФ и к некоторым другим категориям судей.

Статус судей слагается из нескольких элементов:

1. Требования к кандидату на пост судьи и к лицу, назначенному судьей.

2. Порядок наделения судей полномочиями; порядок приостановления полномочий судей и освобождения их от должности.

3. Правила о невмешательстве в судебную деятельность.

4. Меры обеспечения неприкосновенности судей.

5. Меры материального и социального обспечения судей.

Требования, предъявляемые к судьям можно условно разделить на две группы:

Требования, предъявляемые к кандидату на пост судьи;

Требования, предъявляемые к лицу, назначенному судьей.

1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Общие требования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 г. № 135-ФЗ).

Общие конституционные требования:

Гражданство РФ;

Высшее юридическое образование;

Возраст - не менее 25 лет;

Стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Помимо данных требований, Закон РФ "О статусе судей в РФ" закрепляет следующие требования:

Отсутствие судимости или уголовного преследования в отношении кандидата на должность судьи;

Отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;

Сдача квалификационного экзамена;

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного Законом РФ «О статусе судей в РФ» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

По отношению к судьям вышестоящих судов устанавливаются более строгие требования по возрасту и стажу работы по юридической специальности. Соответственно: возраст - 30 (для судей судов среднего звена) и 35 (для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) лет; стаж - для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - не менее 10 лет.


Похожая информация.


Защита прав и свобод человека – основополагающая миссия судебной власти. Согласно принципу разделения властей, прописанному в статье 10 Конституции РФ, судебная система является обособленной и самостоятельной, в сфере своей ответственности, ветвью государственной власти в России наравне с законодательной и исполнительной, что обеспечивает равновесие и взаимное их сдерживание. Только при соблюдении условия независимости суда могут быть обеспечены конституционные права и свободы граждан.

Общие положения

Закон РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Структура закона состоит из 22 статей и семи приложений. Рассмотрим подробнее:

  • Судьи как носители судебной власти, единство статуса;
  • Требования к действующим судьям и кандидатам на должность;
  • Медицинское освидетельствование претендентов;
  • Отбор кандидатов;
  • Порядок наделения полномочиями;
  • Полномочия председателей судов и их заместителей; порядок отстранения от должности;
  • Обязанности судей и их исполнение;
  • Принятие присяги;
  • Сведения о доходах, расходах, частной собственности и обязательствах имущественного характера судьи, супруга и детей (до 18 лет);
  • Гарантии независимости;
  • Недопустимость вмешательства;
  • Срок действия полномочий;
  • Несменяемость судьи;
  • Дисциплинарная ответственность;
  • Приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • Неприкосновенность судьи;
  • Материальное обеспечение;
  • Меры соцзащиты судей и их семей;
  • Дополнительное профессиональное образование;
  • Квалификационная аттестация;
  • Символы судебной власти;
  • Действие трудового законодательства РФ в отношении судей.

Приложения 1-4, включавшие сведения о доходах и имуществе судей, претендентов на должность и членов их семей, на настоящий момент утратили свою законную силу (с 2015 г.).

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее

Приложения 5-7 включают следующие положения:

  • О порядке сообщения информации о доходах, расходах и имуществе судей российским СМИ;
  • О размере ежемесячных премий и окладов судей Конституционного Суда РФ в процентном соотношении к окладу его председателя (ФЗ :);
  • О величине денежных премий и оклада судей различных квалификационных классов в %-ом соотношении к окладу председателя Верховного Суда РФ.

Статья 1 закона гласит, что судебная власть в России принадлежит только судьям (судам) и в некоторых случаях — привлекаемым к осуществлению правосудия гражданам (суд присяжных). Вторя Конституции России, закон в настоящей статье закрепляет следующие положения:

  • Судебная власть является самостоятельной, действует независимо от ветвей исполнительной и законодательной власти;
  • Судьи в своей работе подчиняются только положениям Конституции и никому не подотчетны;
  • Их решения и указания имеют обязательный статус абсолютно для всех.

О судебной системе в РФ читайте подробнее

В статье 2 закона говорится, что все судьи в России обладают единым статусом. Проще говоря, все они между собой равны по статусу вне зависимости от квалификационного класса. Существуют определенные особенности правового статуса отдельных категорий таких должностных лиц: судей военных судов, Конституционного Суда РФ (содержатся в соответствующих федеральных законах).

Права судей согласно закону 3132

Права, которые предоставляются судье по статусу, можно разделить на две категории: процессуальные, реализуемые в рамках профессиональной деятельности, и права в сфере материального и социального обеспечения.

Гарантии независимости прописаны в статье 9 закона о правовом статусе судей. Независимость реализуется посредством:

  • Предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия и запретом чьего бы то ни было вмешательства под угрозой ответственности;
  • Установленного порядка приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку;
  • Неприкосновенностью. Рассмотрена в статье 16 закона о статусе судей в РФ и включает в себя неприкосновенность:

Судьи и их семьи состоят под особой защитой. Для обеспечения безопасности жизни и здоровья этих лиц, сохранности принадлежащего им имущества, органы внутренних дел обязаны предпринимать необходимые меры. Человек, обладающий таким статусом, имеет право на получение и ношение служебного огнестрельного оружия (ч. 2 статьи 9).

Осуществление мер по созданию условий, необходимых для беспрепятственной судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также вопросы укомплектования кадрового состава, организационного и ресурсного обеспечения возложены на судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах России (ч. 3 статьи 9 закона).

Федеральный закон 171 с последними изменениями на 2018 год читайте

Ни один нормативный акт России или субъекта РФ не может снизить или «урезать» спектр предоставляемых судейскому сообществу гарантий независимости, мер правовой защиты и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом (ч. 4 ст. 9). Распространяются они на всех судей Российской Федерации вне зависимости от статуса, занимаемого лицом в иерархии судебной системы.

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Всякое стороннее вмешательство в реализацию правосудия по закону наказуемо. Судья вправе не давать никаких комментариев по поводу рассмотренных или находящихся на рассмотрении дел (статья 10 настоящего закона).

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон о судебной системе и о статусе судей внесены были 5 декабря 2017 года. Коснулись они абзаца второго пункта 2 статьи 9. В данной статье прописано право на ношение и хранение служебного оружия.

Оружие выдается по заявлению и в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» «территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» (в прежней редакции: «органами внутренних дел» ).

Рассмотрим подробнее положения отдельных статей закона, которых в последней редакции поправки не коснулись.

Статья 14 о прекращении полномочий. Возможные основания:

  • Письменное заявление об отставке (ст. 15);
  • Состояние здоровья, не позволяющее осуществлять полномочия;
  • Переход на другую работу и иные причины (указываются в заявлении);
  • Достижение предельного возраста для данной должности;
  • Выход из гражданства РФ, получение вида на жительство или гражданства другой страны;
  • Нарушение (совершенное в том числе членами семьи) запрета на открытие зарубежных счетов и хранение средств в иностранных банках;
  • Деятельность, не совместимая с должностью;
  • Переход на выборную должность (избрание президентом, депутатом, главой муниципального образования и др. — полный перечень содержится в подпункте 7.1. пункта 1 статьи 14);
  • Объявление обвинительного приговора или решения о принудительном лечении судьи;
  • Признание недееспособным, смерть;
  • Отказ от перевода при реорганизации суда;
  • Близкое родство или свойство (родственные связи супруга) с председателем суда;
  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения.

Если обвинительный приговор или решение квалификационной коллегии о прекращении полномочий было отменено, судья может быть восстановлен в статусе.

Статья 15 об отставке. Под отставкой подразумевается не увольнение, а почетный уход с должности. При этом за ними пожизненно закрепляются статус и гарантия личной неприкосновенности. С уходом в отставку лицо остается участником судейского сообщества. По собственному желанию можно уйти в отставку в любом возрасте (не только к пенсии).

При уходе в отставку положена выплата выходного пособия, рассчитываемого исходя из ежемесячного вознаграждения по последней должности за каждый полный отработанный год (но размером не менее чем за 6 месяцев) и компенсация на покупку проездных билетов на все виды городского, пригородного и местного общественного транспорта. Если судья прежде уходил в отставку, при расчете выходного пособия учитывается только срок, прошедший с момента возобновления деятельности.

Пенсия судье, пребывающему в отставке, выплачивается на общих основаниях. Если стаж работы на данной должности превышает 20-летний срок, по выбору выплачивается пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание величиной от 80% актуальной заработной платы для соответствующей должности, которое увеличивается на 1% за каждый год стажа свыше 20 лет. В итоге должно составлять не более 85 процентов.

Отставной судья, достигший возраста 55 лет (50 — для женщин), если его стаж работы составляет менее 20 лет, получает ежемесячное пожизненное содержание, исчисляемое пропорционально количеству полных проработанных в данной должности лет.

Если находящийся в отставке судья имеет инвалидность, полученную вследствие военной травмы, ему выплачивается пожизненное содержание и пенсия по инвалидности.

Основания для прекращения отставки:

  • Допущенные при исполнении полномочий нарушения, являющиеся основанием для дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий, даже если они были выявлены после ухода лица в отставку (согласно п. 6 статьи 12.1 настоящего закона, срок давности составляет 2 года, после чего привлечь к ответственности будет невозможно);
  • Нарушение установленных запретов и ограничений (указаны в пунктах 3,4 статьи 3);
  • Существенное нарушение, порочащее высокий статус судьи и подрывающее авторитет судебной власти;
  • Деятельность, несовместимая с данным статусом;
  • Вступивший в силу обвинительный приговор;
  • Смерть.

Решение о прекращении или приостановлении отставки по собственной инициативе лица выносится квалификационной коллегией. Может быть обжаловано (подробнее в ч. 7 ст. 15).

В случае прекращения отставки полагается пенсионное обеспечение, предусмотренное по закону.

Скачать действующую редакцию закона о статусе судей

Судебная система играет большую роль в установлении и поддержании баланса всех сфер государственной власти. Суды общей юрисдикции контролируют деятельность органов исполнительной власти, конституционные суды регулируют деятельность законодателя на предмет соответствия нормативно-правовой системы конституционным основам.