Что из себя представляет моральный вред. Моральный вред – что это такое

Что же означают понятия моральный вред и нравственные страдания в смысле юридическом и общечеловеческом?

Современная интерпретация определяет моральный вред (или ущерб) как неблагоприятные перемены, которым подвергаются охраняемые законом человеческие блага, имущественные либо неимущественные, приводящие к нравственным или физическим страданиям.человека.

Личные неимущественные блага перечислены в статьях 20-23 Конституции и ч.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это жизнь, здоровье, свобода, личная неприкосновенность, право свободного передвижения, честь и достоинство, доброе имя и деловая репутация, личная и семейная тайна, выбор места проживания, авторское право и другие нематериальные блага, которые человек получает от рождения или по закону и которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам.

Поскольку человек проходит через свою земную жизнь так или иначе по пути страдания, поэтому Церковь во все времена, и особенно в Год искупления, должна встретиться с человеком таким образом. Церковь, которая вырастает из тайны Искупления на Кресте Христа, должна искать особую встречу с человеком на пути его страданий. В такой встрече человек становится «способом Церкви» - и это один из самых важных способов.

Следовательно, это утверждение рождается, как раз в Год искупления: заявление о страданиях. Человеческие страдания пробуждают сострадание, пробуждают уважение и запугивают по-своему. Он содержит размер конкретной тайны. Таким образом, особое уважение к каждому человеческому страданию должно быть найдено в начале всего, что будет продолжаться здесь, от глубочайшей потребности сердца, а также от глубокого императива веры. Вокруг темы страдания эти два мотива, кажется, особенно близки друг к другу и друг к другу: потребность в сердце заставляет нас преодолеть запугивание и императив веры, сформулированный в словах, цитируемых в начале Святого.

Например, моральный вред может заключаться в нравственных страданиях по причине утраты родственника, невозможности дальнейшего продолжения активной жизни, раскрытия семейной или врачебной тайны, потери работы, распространения ложных сведений, порочащих честь или деловую репутацию человека, поражения или временного ограничения в правах, а также физической боли, от причиненной травмы, увечья, иного ущерба здоровью либо заболевания, перенесенного вследствие нравственных страданий.

Павел дает содержание, во имя которого и с которым мы смеем трогать то, что в человеке кажется таким неприкосновенным: человек в своих страданиях остается неприкосновенной тайной. Хотя в его личном измерении, как личном факте, закрытом в конкретном и неповторимом внутреннем уровне человека, страдание кажется, будто оно невыразимо и неизлечимо - в то же время ничто не может требовать в своей «реальной реальности» заняться, выражая проблему, выдвигая радикальные вопросы и ищет ответы. Как вы можете видеть, речь идет не только о описании страдания.

Нравственные страдания представляют собой эмоционально-волевые переживания человека и выражаются в чувстве любого рода дискомфорта, унижения, стыда, ущербности, подавленности, отчаяния, раздражения, гнева и т. п.

Чувства эти могут быть следствием:
  • посягательства на жизнь или здоровье человека либо его близких родственников;
  • незаконного лишения или ограничения в свободе;
  • нанесения вреда здоровью, особенно влекущего уродство открытых части тела;
  • раскрытия личной, семейной или врачебной тайны;
  • нарушения тайны переписки или телефонных сообщений;
  • распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство;
  • нарушения права на имя или на изображение;
  • нарушения авторских и смежных прав.
Как мы видим, ключевым в определении морального вреда в законодательстве выступает слово "страдание", а моральный вред сам по себе характеризуется двумя типами страданий: нравственным и физическим. Нравственные страдания той или иной глубины могут быть вызваны любым неправомерным действием или бездействием. Таким образом, моральный вред и вред здоровью сводятся к единому понятию, называемому неимущественным вредом.

Как же определяется понятие здоровья? Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. И любые неправомерные действия либо бездействие в отношении гражданина способны лишить его, как минимум, одной из составляющих такого благополучия. Из этого следует, что по своей сути моральный вред и вред, наносимый здоровью, частично совпадают, поскольку страдающий человек непременно утрачивает благополучие психическое.

Существуют и другие критерии, выходящие за рамки описания, которые мы должны вводить, когда мы решаем войти в мир человеческих страданий. Возможно, медицина как наука и в то же время искусство исцеления обнаруживают в большой области человеческих страданий наиболее известные, наиболее точно названные и относительно сбалансированные методы противодействия. Но это всего лишь один регион. Вся область человеческих страданий намного больше, более разнообразна и многомерна. Человек страдает многими способами, не всегда покрытыми медициной, даже в самых отдаленных ветвях.

Теперь рассмотрим понятие страдания. Что же это за состояние? Страдание - это эмоциональное состояние человека, обусловленное негативными переживаниями, возникающими под действием травмирующих его психику событий и влияющими на его настроение, самочувствие и, само собой разумеется, здоровье. Страдания как правило сопровождаются стрессом, чувством тревоги, страха, горя, стыда, поэтому наличие этих признаков подтверждает пережитые человеком страданиях и может служить доказательством причинения ему нравственного или физического вреда.

Страдание - это нечто более фундаментальное, чем болезнь, более разнообразное и более глубоко укорененное во всем человечестве. Некоторый взгляд на этот вопрос дает нам различие между физическими страданиями и моральными страданиями. Это различие предполагает двойственное измерение человека как основы для физического и духовного элемента как более близкого или непосредственного субъекта страдания. Поскольку слово «страдание» и «боль» можно использовать взаимозаменяемо, физическое страдание происходит, когда каким-либо образом оно «вредит организму», моральные страдания - это «боль души».

Причиной чувства горя чаще всего становится утрата, которая может быть как временной, так и постоянной, психологической либо физической. В наибольшей степени чувство горя возникает при потере близкого и любимого человека. Другие виды утрат - это утрата двигательной способности, силы интеллекта, самоуважения и некоторых материальных объектов (например, денежных средств).

Речь идет о боли духовной природы, а не о «психическом» измерении боли, которое сопровождает как моральные, так и физические страдания. Степень и множественность моральных страданий, конечно же, не меньше, чем физическая, но в то же время она кажется менее идентифицированной и менее охватываемой терапией.

Священное Писание - великая книга о страданиях. Процитирую из книг Ветхого Завета лишь некоторые примеры ситуаций, в которых есть признаки страдания, и это прежде всего нравственное: опасность смерти, смерть своих детей, особенно смерть первенцев и только сын, но и бездетность; в противном случае: стремление к родине, преследования и вражда окружающей среды, издевательства и насмешки над страданиями, одиночеством и оставлением; в противном случае: раскаяние; и тем более: трудность понимания того, почему зло работает хорошо, в то время как праведные страдания, неверность и неблагодарность друзей и близких; Наконец: страдание собственной нации.

Страх может быть вызван физической болью или угрозой насильственной смерти. Кто-то боится несчастного случая, а кто-то - потери здоровья. Страх также может иметь социальные корни: это боязнь потери уважения, насмешек со стороны окружающих, ухудшения материального положения, боязнь ответственности и пр.

Тревога - это неприятное и тяжело переносимое чувство, включающее в себя нервное напряжение, беспокойство и опасение. Возникновение тревоги обуславливается наличием потенциально опасных ситуаций, угрозы чего-либо, а также негативной перспективы в будущем.

Ветхий Завет, рассматривая человек как «все психофизические» ссылки часто страдают «моральные» болью конкретной частями тела: кости, почки, печень, кишечник, сердце. Нельзя отрицать, что моральные страдания также имеют свою «физическую» составляющую и часто отражают состояние всего тела.

Как можно видеть из приведенных выше примеров, мы находим в Библии обширный отчет о ситуации, по-разному болезненной для человека. Этот разнообразный реестр, конечно же, не исчерпывает всего, что уже было сказано о страданиях, и снова книга истории человечества и многое другое: книга истории человечества, прочитанная история каждого человека.

Стыд - это душевное состояние, при котором человек подвергает осуждению свои поступки, намерения или моральные качества. В основе этого состояния лежит переживание собственной вины.

Согласно разъяснению Пленума Верховного суда РФ моральный вред представляет собой нравственные переживания человека, связанные с различными обстоятельствами, такими как:

  • потеря родственников;
  • невозможность продолжения активной общественной жизни;
  • раскрытие семейной или врачебной тайны;
  • потеря работы;
  • распространение ложных сведений о человеке, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию;
  • временное ограничение в правах или лишение прав;
  • физическая боль в результате причиненногг увечья, а также иного повреждения здоровья, вызванного заболеванием, причиной которого явились нравственные страдания, и пр.
Приведенный выше перечень - далеко не полный. Как показывает практика суд назначает компенсацию морального вреда и в других случаях, например, когда гражданину причиняются нравственные или физические страдания в результате отказа в оказании услуг, несвоевременного принятия мер, обусловленных законом, договором либо добровольно взятым на себя обязательством.

Физические страдания - это боль и мучения, возникающие у человека в результате истязаний, нанесения ему увечий, телесных повреждений, заражения инфекцией, которое может являться результатом перенесенных нравственных страданий .

Можно сказать, что человек страдает, когда испытывает какое-либо зло. Взаимоотношения между одним и другим усиливаются лексикой Ветхого Завета как личности. В этом словаре нет отдельного слова «страдания», поэтому все, что страдает, было названо «злом». Страдание является как активным, так и пассивным. Даже когда человек страдает, когда он является причиной, страдание в его метафизической сущности остается пассивным.

Это не означает, однако, что страдание в психологическом смысле не отмечено конкретной «деятельностью». Это половина многообразия и субъективно дифференцированная «деятельность» от боли, печали, профессии, депрессии или даже отчаяния - в зависимости от интенсивности страданий его глубины, и косвенно в зависимости от страдания всей структуры субъекта, его специфической чувствительность. Посреди всего, что является психологической формой страдания, всегда возникает чувство зла, которое заставляет человека страдать.

Верховный суд РФ определяет моральный вред как переживания человека, связанные с болыю либо с заболеванием, вызванным нравственными страданиями.

Из вышесказанного следует вывод о допустимости требования компенсации вторичного морального вреда . Например, если из-за клеветы в свой адрес человек глубоко переживает (испытывает нравственные страдания) и это приводит к возникновению у него приступа стенокардии (физических страданий от болевых ощущений), что приносит ему еще и вторичные нравственные страдания, то налицо их причинно-следственная связь с первичным противоправным деянием в его отношении - клеветой. Такое же положение дел возникает и в случаях, когда первичный моральный вред причиняется физическими страданиями, приводящими к нравственным.

УПК РФ, оперируя понятием "моральный вред", ни в одной статье не закрепляет его определение. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. N 10) дает следующее разъяснение понятия "моральный вред": нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, такие как жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п., или нарушающими его личные неимущественные права: право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ в указанном Постановлении, "может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких- либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.".

Итак, реальность страдания поднимает вопрос о сущности зла: что такое зло? Этот вопрос кажется неотделимым от предмета «страдания». Христианский ответ на этот вопрос отличается от ответа на некоторые культурные и религиозные традиции, утверждая, что существование есть зло, из которого нужно освободиться. Христианство провозглашает фундаментальное благо существования и блага того, что есть, заявляет о доброте Творца и провозглашает добро тварей. Человек страдает от зла, что является недостатком, ограничением или искажением добра.

Можно также сказать, что человек страдает из-за добра, который не является его долей, от которой он был отрезан, или он сам был лишен. Он страдает, в частности, когда он хорош - в нормальном порядке вещей - «должен» быть его долей, а не. Таким образом, в христианском смысле реальность страдания объясняется злом, которое всегда каким-то образом связано с добром.

Определение понятия "моральный вред" закреплено в ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ): это нравственные или физические страдания.

Понятие "моральный вред" производно от слова "мораль", означающего применительно к личности совокупность представлений об идеале, добре и зле, справедливости и несправедливости. Мораль отождествляют с понятием "нравственность", а нравственность определяется как правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе. Комплексный анализ лексического значения слов "мораль" и "нравственность" дает основание сделать вывод, что определение понятия "моральный вред", закрепленное в ст. 151 ГК РФ, является достаточно корректным. Однако физические страдания в этом случае выпадают из сферы человеческого существования, охватываемой таким определением. В словаре русского языка С.И. Ожегова слово "страдание" разъясняется как "физическая или нравственная боль, мучение", а слово "боль", в свою очередь, связывается с "ощущением страдания". Таким образом, слова "боль" и "страдание" по смысловому значению неразрывно связаны между собой.

Человеческое страдание само по себе является своего рода «миром», который живет с человеком, появляется в нем и уходит, и иногда оно не исчезает, а растет и углубляется в нем. Этот мир страданий, распространенный на многих, по многим предметам, как бы в дисперсии. Каждый человек через свои личные страдания является не только частью этого «мира», но в то же время, что «мир» находится в нем как полное и уникальное целое. Однако социальное и человеческое измерение идет рука об руку. Мир страдания имеет свою собственную сплоченность.

Страдающие люди похожи друг на друга, опыт судьбы, в противном случае потребность в понимании и заботе, и прежде всего, в срочном вопросе смысла. Тем не менее, мир страданий рассеялся, но в то же время он содержит в себе особую проблему для сообщества и солидарности. С этим вызовом мы также попытаемся пойти в этом обсуждении.

Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. М., 1997. С. 1.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 291, 339.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 420.

Среди ученых-процессуалистов нет единого мнения относительно понятия "моральный вред" как в отношении используемой терминологии, так и в отношении определения данного понятия, в связи с чем ученые предлагают свои термины и их определения.

Размышляя о мире страданий в своем личном и многогранном значении, нельзя совсем забывать, что этот мир в некоторые моменты времени и в областях человеческого обитания, как если бы он был особенно плотным. Это происходит, например, в случае стихийных бедствий, эпидемий, катастроф и катаклизмов, различных социальных бедствий, таких как провал урожая и связанный с ним или целый ряд других причин голода.

Наконец, война. Последние две мировые войны, вторая из которых принесла ему гораздо больший урожай смерти и гораздо более интенсивное накопление человеческих страданий. С другой стороны, вторая половина нашего века - как в пропорции к ошибкам и проступкам нашей современной цивилизации - приносит с собой столь страшной угрозой ядерной войны, которую мы не можем думать об этом по-разному, но с точкой зрения ничего не сравнимое накопления страданий до возможного самоуничтожения человечества: Таким образом, мир страданий, который в основном находит свое место в каждом человеческом существе, как представляется, в нашу эпоху - более чем когда-либо - в конкретных «страданиях мира»: мир, как никогда раньше, трансформировался в работу человека и в то же время Никогда прежде не угрожали ошибками и человеческими винами.

В.В. Нагаев говорит о необходимости замены понятия "моральный вред" на более удачное и емкое по содержанию, предлагая термин "психологический вред" - существующий в США и Англии аналог. Психологический вред - это физические и психические страдания.

См.: Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. М., 2000. С. 245 - 246.

М.Н. Малеина рассматривает компенсацию морального вреда как способ защиты неимущественных благ. При этом высказывается предположение о том, что "поскольку "нравственный" и "моральный" выступают как синонимы, более удачно было бы использовать в законодательстве термин "неимущественный вред". Кроме того, "неимущественным вредом" предлагается считать физические и нравственные страдания, поэтому правильно рассматривать неимущественный вред как физические и (или) нравственные переживания, а не как исключительно их альтернативу" .

В глубине каждого из страданий, переживаемых человеком, и в то же время в основе всего мира страданий возникает вопрос: почему? Это вопрос о причине, праве, вопросе цели и вопросе о значении. Этот вопрос не только сопровождается человеческими страданиями, но, по-видимому, оправдывает его человеческое содержание - то есть страдание - это просто человеческие страдания. Боль, особенно физическая, широко распространена в животном мире. Но только страдающий человек знает, что он страдает и спрашивает «почему» - и в каком-то смысле уже полностью и конкретно человек страдает, если он не отвечает на вопрос.

Малеина М.Н. Нематериальные блага и перспективы их развития // Закон. 1995. N 10. С. 102 - 105.

А.А. Власов под моральным вредом понимает "причиненный физическому лицу - независимо от умысла (вины) - нравственный ущерб. Ущерб выражается в унижении его чувств, состоит в создании у потерпевшего негативных ощущений и эмоций (нравственных переживаний, страданий) и влечет негативные последствия для его психики, носит нематериальный характер опосредованно (через сознание), причиняет также и физический вред. При этом выделяются (условно): нравственный вред, не связанный с физическим страданием (когда физическое страдание не соотносится с нравственным переживанием); нравственный вред, связанный с физическим страданием (когда физическое страдание соотносится с нравственным переживанием)" .

Если он не найдет ответа достаточно. Это сложный вопрос, так же трудно другой, очень связанный с этим, вопрос зла. Когда мы спрашиваем таким образом, всегда, по крайней мере, в какой-то степени, мы также спрашиваем о страданиях. И вопрос трудно, когда один человек ставит его, люди к людям - и, когда человек ставит их к Богу. Для человека не ставит этот вопрос в мире, хотя много раз страдание приходит к нему из мира, но ставит их к Богу, как Творца и Господа мира. И это хорошо известно, что на основе этого вопроса приходит не только к нескольким срывов и конфликтов в отношениях человека с Богом, но случается, что есть очень отрицание Бога.

Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. М., 2000. С. 99 - 100.

Н.В. Кузнецова полагает, что термин "моральный вред", исходя из его буквального толкования, не совсем удачен. Вместе с тем выделение в качестве самостоятельных таких правовых категорий, как "вред физический", "вред психический" и так далее, не приветствуется, поскольку принципы возмещения психических переживаний и физических страданий одинаковы. Более правильным было бы закрепить в законодательстве понятие неимущественного вреда (в нынешнем понимании морального вреда) в противоположность вреду имущественному, который действительно регулируется иначе. В частности, физический вред, причиненный преступлением, выражается в причинении увечья, иного повреждения здоровья, физической боли. Соответственно он может сопровождаться потерями имущественного характера [при потере трудоспособности (полной или частичной, временной либо постоянной) дополнительные расходы на лечение, питание, приобретение лекарств, протезирование, постоянный уход, санаторно-курортное лечение с проездом к месту отдыха и т.д.]. Подчеркнув в законодательстве неимущественный характер физических страданий в нынешнем понимании морального вреда, легче было бы избежать смешения понятий "компенсации" и "возмещения" дополнительных расходов имущественного характера, что имеет место в судебной практике.

Это обстоятельство, следовательно - может быть, даже больше, чем любой другой - указывает на то, насколько важным является вопрос о смысле страданий и тщательности, с которой вы должны относиться как один и тот же вопрос, а также все возможные ответы. Этот вопрос человек может поставить Бога в сердце разрывается, когда ум полон тревоги и депрессии; Но Бог, как мы видим, в откровении Ветхого Завета, слушает вопросы и ждет их. Это нашло свое наиболее яркое выражение в книге Иова.

История рассказана этот праведный человек, который без всякой вины своей части является опытным множественным страданием. Утраченное имущество, сыновья и дочери, и, наконец, отделка зависят от тяжелой болезни. В этой страшной ситуации появляется в его доме три старых друзей, которые - каждый другими словами - пытаются убедить его, что если он затрагивает так много и такие страшные страдания, поэтому он должен был совершить большую вину. Они страдают, потому что - говорят они, - человек всегда приходит в качестве наказания за совершение преступления; Это проявляется в абсолютно справедливом Боге и находит свое оправдание в порядке справедливости.

См.: Кузнецова Н.В. Проблемы компенсации морального вреда в уголовном процессе. Ижевск, 1999. С. 11.

Г.Г. Горшенков считает, что понятие "моральный вред" охватывает далеко не все личностные потери гражданина от правонарушения. Потери выражаются не только физическими, психическими, нравственными страданиями. К ним необходимо отнести полную либо частичную утрату, деформацию определенных социальных качеств лица (во взглядах, способностях, интересах, потребностях и пр.), нарушения возможностей его социальной деятельности, дезориентацию установок, а также упущенную выгоду как следствие умаления личностного блага, дополнительные расходы, связанные с восстановлением или компенсацией вредных для личности последствий. Такого рода потери предлагается именовать субъективными. Если рассматривать личность потерпевшего как субъект права, то становится очевидным, что в результате причинения ему вреда он несет духовные потери, утрачивает общественно значимые полезные качества, переоценивает (умаляя) свою социальную значимость, роль участника широкого круга общественных отношений, причисляет себя к социальной категории жертв посягательства. Повреждение любого элемента биосоциальной системы негативно отражается на ее надежности, а стало быть, и юридическом статусе. Все зависит от степени такого повреждения. Личность - чрезвычайно сложная структура взаимодействующих элементов как внутри ее самой, так и в отношениях с окружающей средой, материальными объектами. Именно эти, сложнейшие по характеру, взаимосвязи внутриличностных элементов между собой и с элементами окружающей среды (особенно семейно-бытовой сферы) позволяют говорить лишь об условном разделении элементов объекта правонарушения. А потому и характер причиненного лицу вреда далеко не всегда можно определить только как собственно моральный или неимущественный. Таким образом, понятие "неимущественный (нематериальный) вред не полностью отражает характер причиненного неимущественным правонарушением вреда, исключая присутствие в нем экономического признака. Поэтому ученый полагает целесообразным заменить понятие "моральный вред" понятием "субъективные потери", которым охватываются признаки как неимущественного (нематериального), так и материального характера вреда, причиненного правонарушением. Анализируя проблемы морального вреда как юридического факта, а также роль и значение порождаемых им правоотношений, Г.Г. Горшенков предлагает следующее определение понятия: "Моральный вред - это неблагоприятные последствия правонарушения, претерпеваемые лицом в виде физических, психических страданий, нравственных переживаний, социального дискомфорта, а также упущенной выгоды и дополнительных расходов как следствия прямого или косвенного умаления неимущественных благ" .

Горшенков Г.Г. Моральный вред и его компенсация по российскому законодательству: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Новгород, 1990. С. 88.

С.В. Нарижний считает, что "под моральным вредом в уголовном судопроизводстве, подлежащим материальной компенсации, понимаются физические и нравственные страдания, испытываемые гражданами в связи с совершенными против них деяниями, преследуемыми уголовным законом" .

Нарижний С.В. Возмещение морального вреда, причиненного потерпевшему: уголовно- процессуальный аспект // Российская юстиция. 1996. N 9. С. 11.

Для того чтобы отдать предпочтение тому или иному понятию, предлагаемому учеными, выбрать наиболее емкое и лаконичное определение и поддержать чью-либо точку зрения, необходимо ясно представлять суть вопроса.

Полагаем, что для уяснения особенностей состояния претерпевания потерпевшим физических и нравственных страданий необходимо обратиться к психологическим и медицинским точкам зрения.

В психологии понятие "моральный вред" трактуется как психологическая травма, т.е. негативные эмоциональные переживания, психические нарушения, расстройства в деятельности внутренних органов:

См.: Холопова Е.Н. Правовые основы судебно-психологической экспертизы по факту морального вреда в уголовном судопроизводстве. Калининград, 2003. С. 94. -

форма страданий (отрицательные эмоциональные переживания) - эмоциональные, физические, нравственные страдания; -

форма нарушения физического и психического здоровья - неадекватность реакции на внешнее воздействие, негармоничное развитие, изменение социальной адаптации, психогенные изменения, физические изменения; -

субъективные переживания - негативное эмоционально окрашенное состояние и явление, представленное в сознании, форма активности, осознанное отношение к действительности; -

душевная боль - переживание отрицательных эмоций, переживание нереализации определенных потребностей; -

форма эмоционального реагирования - изменения в психических процессах, психических состояниях, психических свойствах.

Термины "травма" или "травматизм" издавна использовались в медицине и хирургии. Слово "травма" (в переводе с греч.) означает "рана". "Психотравмой" в психологии называют результат перенесенных нравственных и физических страданий. "Психическая травма - это жизненное событие (ситуация), затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям" , "вызывающее особенно сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной оценке ситуации; устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни" , "эмоциональное воздействие, вызвавшее психическое расстройство" .

См.: Божьев В.П. Гражданский иск в уголовном процессе // Курс советского уголовного процесса. Общая часть. М., 1989. С. 98.

Сидров П.И., Паршенков А.В. Введение в клиническую психологию. Екатеринбург, 2000. С. 205.

Лаплани Ж., Лонталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М., 1996. С. 527.

См.: Энциклопедический словарь медицинских терминов. Т. 3 / Под ред. Б.В. Петровского. 1-е изд. М., 1984. С. 56.

Страдание - это "эмоции в виде отрицательных переживаний человека, глубоко затрагивающих его личные структуры, психику, здоровье, самочувствие, настроение, сигнализирующие человеку о воздействии на него неблагоприятных факторов, а также как собственно процесс неприятных переживаний человеком (субъектом) воздействующих на него негативных факторов физического, социального (нравственного, морального) характера" . При этом отмечают три психологические функции страдания: во-первых, это сигнализатор неудовлетворительного состояния положения вещей в жизни человека; во-вторых, это побудитель к тому, чтобы человек предпринял действия для изменения сложившейся ситуации; в-третьих, это негативные эмоции, формирующие "негативную мотивацию", или, другими словами, "здоровую злость", которая активизирует внутренние силы организма для разрешения проблемы.

См.: Романов В. О наших с вами страданиях // Домашний адвокат. 1996. N 2. С. 12. См.: Прянишников Е. Потерпевший от преступления // Законность. 1994. N 12. С. 35 -

Результатом причинения психической травмы и пережитых потерпевшим страданий являются различные нарушения в психике человека вплоть до психических расстройств, в числе которых посттравматическое стрессовое расстройство - непсихотическая затяжная реакция на тяжелый стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Проявлениями посттравматического стрессового расстройства могут являться:

Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. Ростов н/Д, 1996. С. 238.

1) психологические (нервно-психические) расстройства. Следствием данных расстройств у человека является фиксированность на травмирующих событиях в виде навязчивых воспоминаний, бессонницы, апатии, суицидальных намерений и т.д. Степень, выраженность, интенсивность и продолжительность таких переживаний в значительной степени индивидуальны. Страдания обычно сопровождаются стрессом (напряжением), страхом, гневом, импульсивностью, стыдом и другими эмоциями. Переживаемые человеком страдания могут отрицательно сказаться на его профессиональной деятельности, выражаться в неадекватном поведении. В широком плане - это проблемы переживаний человека в связи с интимно-личностными, межличностными и социальными конфликтами. В критических ситуациях у человека может наблюдаться деформация субъективной картины жизненного пути [отсутствие связи с прошлым, чувство бесперспективности и отрыв от связи с настоящим (самая тяжелая степень деформации)].

Возможно также обесценивание прошлого в связи с серьезностью текущего момента, отсутствие связи прошлого с будущим (жизнь разорвана, активность скована, настоящее пусто, скучно, бесполезно), обесценивание настоящего и прошлого (человек весь в мечтах и фантазиях) .

См.: Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 8.

Психоэмоциональное состояние человека, которому была нанесена психологическая травма, по мнению психологов, а также по данным, полученным в результате комплексного исследования физиологического и психического состояния пострадавших от землетрясения в Армении в 1988 г. , позволяют представить динамику течения аффективно-шоковых реакций у ранее совершенно здоровых людей:

См.: Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1985; Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. Экологическая психология человека. М., 1982; Эмоциональный стресс: Физиологические и психологические реакции / Под ред. А. Леви, В.И. Мясицева Л., 1980.

См.: Мухина В.С. Психологическая помощь потерпевшим от землетрясения в Армянской ССР // Психологический журнал. 1989. N 5. С. 44 - 54; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. С. 125 - 128.

а) острый эмоциональный шок, следующий за состоянием оцепенения, продолжается от 3 до 5 часов. При этом общее психическое напряжение сопровождается чувством отчаяния, физически проявляется головной болью, сердцебиением, сухостью во рту, повышенным чувством жажды, затрудненным дыханием;

б) ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния характеризует стадию психофизиологической демобилизации, которая длится до трех суток;

в) от 3 до 12 суток продолжается стадия разрешения, которая проявляется в постепенной стабилизации настроения и самочувствия при сохранении общего фона пониженного настроения и ограничения контактов;

г) в среднем после 12-го дня происходит активизация общения и нормализация настроения. Однако у пострадавших со слабыми психическими защитными реакциями, особенно у детей, по прогнозам исследователей, существует значительная вероятность того, что клинические формы психиатрической патологии проявятся в более поздние сроки (отставленное реагирование). Также существует высокая вероятность развития различных форм психосоматических расстройств;

2) физиологические (функциональные) осложнения (по мнению ученых, у 30% соматических больных, обращающихся в лечебные учреждения с жалобами о недомогании, причиной недугов является нестабильность психоэмоционального состояния). Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, представляет собой "состояние полного социального, психического и физического благополучия" . Болезненные симптомы, дающие о себе знать на физическом уровне, являются частью процесса переживания негативных эмоций, связанных с претерпеваемыми человеком психическими страданиями. Психологическая травма оказывает влияние на формирование физических болезней как негативных последствий пережитой человеком кризисной ситуации. В числе общих синдромов для лиц, перенесших психологическую травму, можно назвать: периодические приступы физического страдания, длящиеся от 20 минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащением дыхания, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в желудке, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение и душевная боль. Отмечают, что "переживания эмоционального расстройства вовлекают в страдание всю вегетативную, эндокринную систему, затрагивающую, в конце концов, глубочайшие основы жизненных процессов в организме человека" . Наибольшее негативное влияние на здоровье человека оказывают ситуации, сравнимые по разрушительной силе, оказываемой на психику человека, с катастрофами природного или техногенного характера, вызывающими аффективно-шоковые реакции. Чаще всего это связано с переживаниями по поводу угрозы для своей жизни или жизни самых близких людей.

См.: Устав Всемирной организации здравоохранения. Основные документы. Женева, 1977. С. 5.

См.: Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психологические расстройства. М., 1986; Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисной ситуации на структуру самооценки // Вопросы психологии. 1987. N 2.

В правоприменительной практике проблемы с правильным толкованием и применением понятия "моральный вред" появляются уже на стадии вынесения постановления о признании лица потерпевшим по уголовному делу. В графе "Вред, причиненный потерпевшему в результате преступления" органами предварительного расследования указывается "нравственный вред" , "психический вред" . Встречаются случаи указания в постановлении о признании потерпевшим одного рода вреда, а в исковом заявлении - другого, решением суда удовлетворяются исковые требования потерпевшего по заявленному "моральному иску" , поскольку "потерпевший испытывал нравственные и моральные страдания" .

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 1-12/02.

Архив Фрунзенского районного суда города Иваново за 2002 г. // Уголовное дело N 1453/02.

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 1-49/02.

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 1-84/02.

По исследуемому вопросу автором были проанализированы исковые заявления из архивных уголовных дел Южно-Сахалинского городского суда, Пролетарского районного суда г. Саранска, Фрунзенского районного суда г. Иваново за 2002 - 2004 гг. В тексте исковых заявлений потерпевшие описывали свои страдания, претерпеваемые в результате совершенного в отношении них преступления, следующим образом:

"В результате драки мне были нанесены телесные повреждения, я испытывала нравственные и физические страдания, которые сопровождались нервным срывом и болью в области переносицы" .

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 11053/02.

"Девочке причинен физический вред. Она проходила лечение в областной больнице в течение 1 месяца. В результате преступления ей были причинены телесные повреждения в виде перелома левой височной кости, паралича левого глаза, косоглазия глаз, разрыва левой барабанной перепонки. Тем самым были причинены нравственные и физические страдания. Зрение не подлежит восстановлению. Отсутствует нормальный сон. Стрессовое состояние. Я, как мать, нахожусь в постоянной тревоге за здоровье моей дочери" .

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 1-661/02. "Потеря дочери невосполнима, ее смерть причинила нам глубочайшую душевную травму"

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 1-705/02.

"Мне и моему малолетнему сыну причинен моральный вред, слагающийся из невосполнимой потери мужа и отца. Сын остался сиротой, не познав отцовской ласки, горе и скорбь, полученные нами, останутся неизгладимыми на всю жизнь. Каждодневные слезы, горькую печаль и бессонные ночи нам с сыном оставил убийца А. вместо любимого мужа и отца" .

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 1-88/02.

"В результате преступления я перенес физические и моральные страдания, унижение от оскорблений, потерял душевный покой из-за угроз. От переживаний нарушился сон. На нервной почве появилась аллергия, стали мучить головные боли. Не могу сосредоточиться на подготовке к экзаменам" .

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 1-100/02.

"Я претерпел нравственные страдания в канун Нового года: находился на больничном листе с 27 декабря по 14 января, на лекарства я потратил 1773 рубля, тем самым мне испортили встречу Нового года" .

См.: Архив Южно-Сахалинского городского суда за 2002 г. // Уголовное дело N 1-82/02.

Разумеется, недостатки понятия "моральный вред" являются причиной различных его интерпретаций и неоднозначных суждений, что позволяет использовать определение в качестве аргументации, трактуя его как угодно. И здесь нельзя не согласиться с мнением С.В. Нарижного, что единообразное понимание термина "моральный вред" в рамках уголовного и гражданского законодательства имеет особое значение. Только при условии эффективного использования уголовно-процессуальной терминологии, когда употребляемые термины имеют предельно четкое, адекватное материально-правовое значение, возможна реализация права потерпевшего на справедливое и максимально полное возмещение вреда, причиненного преступлением. Если ограничиться только изменением названия того, что в настоящее время понимается в российском праве под физическими и нравственными страданиями, то для этого вряд ли будут приемлемы такие термины, как "неимущественный вред", "психический вред" или "субъективные потери". По существу, можно говорить о том, что понятия "психический вред" и "моральный вред" неэквивалентны, так как психикой характеризуется индивидуально-личностный мир человека, в то время как мораль - это общественная этика. Согласно официальному пониманию моральный вред - это нравственные и физические страдания. Нравственные переживания (как синоним нравственных страданий) можно назвать отрицательными эмоциями, возникающими в человеческой психике и имеющими нравственный характер. Это говорит если не о тождественности терминов "психические страдания" и "нравственные страдания", то о том, что последнее понятие полностью охватывается первым, поскольку нравственные страдания не могут существовать вне области человеческой психики.

Несколько иначе обстоит дело с пониманием "физических страданий". Хотя в Постановлении Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 и говорится о физической боли от причиненного вреда здоровью, но лишь в контексте нравственных переживаний, явившихся следствием этой боли. Помимо психических страданий (нравственных переживаний) имеют место и собственно физические страдания, по сути и являющиеся той самой болью. Физические страдания проявляются через боль, удушье, головокружение, тошноту, зуд, жжение и другие болезненные симптомы (ощущения) . Вполне очевидно, что эти болезненные ощущения отражаются в сознании пострадавшего и вызывают самые различные переживания: обиду, страх, возмущение, горе, чувство утраты. Говоря другими словами, почти всегда вместе с физическими страданиями человек испытывает страдания психического характера. Однако болезненные симптомы лишь отражаются в сознании, а первоначально имеют другую природу: в отличие от нравственных страданий (переживаний), они никак не входят в категорию психических страданий. Характерно и то, что слово "переживания", сочетаясь со словом "нравственные", не может образовать словосочетание со словом "физические". Следовательно, можно утверждать, что термин "психические страдания" не включает в себя категорию "физические страдания" и, соответственно, понятие "физический вред" не охватывает полностью оба вида страданий, которыми характеризуется моральный вред в отечественном законодательстве. А из этого, в свою очередь, следует несостоятельность предложения об использовании нового понятия "психический вред" для определения физических и нравственных страданий. Понятию "моральный вред" в его сегодняшнем значении более соответствует понятие "нематериальный вред", при этом оно не будет включать в себя термин "вред здоровью" (телесный вред). Однако весьма сомнительно, что слово "нематериальный" является более удачным по сравнению со словом "моральный", которое в российском праве имеет достаточно долгую историю. "Моральный вред" как устойчивое лексическое сочетание стало уже своеобразным правовым фразеологизмом, имеющим вполне определенное содержание; ведь еще в начале века под моральным вредом, подлежащим возмещению, подразумевались страдания и лишения физические и нравственные, причиненные потерпевшему неправомерной деятельностью делинквента. Вольное толкование понятий "моральный вред", "нравственные страдания", "физические страдания" приводит к ошибочному их пониманию и применению.

Нарижний С.В. Компенсация морального вреда в уголовном судопроизводстве. СПб., 2001. С. 39.

Беляцкин С.А. Возмещение морального (неимущественного) вреда. М., 1996. С. 15.

Согласиться с предложенными доводами в пользу введения нового термина представляется не совсем правильным. На наш взгляд, законодатель просто обязан дать четкое, точное и полное определение данных понятий в положениях УПК РФ, чтобы исключить в дальнейшем возможности их толкования "под ситуацию". Полагаем, что в ст. 5 УПК РФ следует закрепить следующее понятие морального вреда: нравственные или физические страдания, претерпеваемые потерпевшим лицом в результате совершения в отношении него преступления, нарушающего его личные имущественные и неимущественные права, а также нематериальные блага.

Наряду с терминологическим оборотом "компенсация морального вреда" в положениях УПК РФ законодатель пользуется такими словосочетаниями, как "возмещение морального вреда", "сглаживание вреда", подразумевая одно и то же. Обратимся к основам русского языка, дабы определиться с используемой терминологией.

Если исходить из лингвистического толкования, что компенсация есть уравновешивание, вознаграждение, то соотносимо оно только с моральным вредом. Понятие "ущерб" как равноценное понятию "имущественный вред" наиболее правильно соотносится с понятием "возмещение" - замена чего-нибудь недостающего или утраченного. Физические и нравственные страдания человека невосполнимы, следовательно, их нельзя "купить за деньги", возместить. Поэтому подчеркивалось, что речь идет не о реституции - денежном эквиваленте причиненных страданий, а о сглаживании их последствий. Исходя из этого, более правильно говорить не о возмещении, а о компенсации морального вреда, призванной сгладить отрицательные эмоции человека.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 248.

См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 288.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 79.

Представляется, что данные разночтения необходимо устранить и внести в юридическую терминологию соответствующие изменения и поправки.