Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Огонь друг или враг. Беседа когда огонь друг а когда враг.docx - Огонь нам друг или враг? Рассказ на тему огонь друг и враг

Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.

Управление образования администрации Богучанского района

Муниципальное образовательное учреждение

Нижнетерянская средняя общеобразовательная школа

Когда огонь друг, а когда враг человека?

Конкурс «Страна чудес - страна исследований»

Исследовательская работа.

Выполнила:

ученица 3 класса

Ирина Денисовна Кузурман

Руководитель:

учитель начальных классов

Надежда Викторовна Федоренко

Нижнетерянск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

    Огонь в жизни человека

1.1. Легенда о Прометее 4

1.2. Огонь – друг человека 5

1.3. Огонь – враг человека 6

1.4. История пожарной службы 7

1.5. Статистика по пожарам в посёлке Нижнетерянск 8

1.6. Причины пожаров 10

1.7. Правила пожарной безопасности 11

Заключение 13

Литература 14

Приложения 15

Введение

Пожары. Как часто мы слышим это слово. Во время пожаров выгорают тысячи гектаров леса, в огне сгорают десятки населённых пунктов, погибают люди. Особенно часто это слово жители нашей страны слышали летом этого года. На территории России более 4 тысяч человек осталось без крова. Остро стоит проблема пожаров и в нашем посёлке. На территории посёлка Нижнетерянск расположено 123 дома. Проживают 550 человек. Каждый год в нашем посёлке происходят пожары. Почему так часто это происходит? Кто в этом виноват? Что является причиной пожаров? Я решила исследовать эту проблему. Если огонь враг, то в наших ли силах сделать так, чтобы огонь стал другом?

Гипотеза: Я предполагаю, что огонь может приносить как пользу, так и вред.

Цель: Выявить роль огня в жизни человека.

Задачи:

1.Познакомиться с легендой появления огня на Земле.

2.Рассмотреть положительную и отрицательную роль огня в жизни человека.

3. Привлечь общественность к пожарной безопасности в посёлке.

Методы и методики:

Выбор темы

Работа с литературой

Обработка фотоматериалов

Анализ статистических данных

Опрос

Обобщение полученных результатов.

I .ОГОНЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    1. Легенда о Прометее

Из древней мифологии до наших дней дошла легенда о храбром Прометее. Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. Люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь. И это действительно так .

1.2. Огонь – друг человека

Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины. Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.

Шли годы, и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Всё это добрый огонь.

1.3. Огонь – враг человека

Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона.

– пламя, широко охватившее и уничтожающее что – нибудь.

1.4. История пожарной службы

Как защитить себя от этого страшного слова – пожар? В старину на Руси люди считали огонь “гневом Божьим”. В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского или у иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" На этой иконе чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырехугольников. Один окрашивается в красный цвет - во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, - в зеленый.

Однако уже тогда понимали: с огнём нужно бороться не только с помощью молитв. В 1472 году в Москве вспыхнул большой пожар, даже Великий московский князь Иван III со своей дружиной тушил огонь.

В конце ХV века в Москве впервые была учреждена “опаса” – так называлась пожарно-сторожевая служба, которая следила за порядком в городе. В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь средства пожаротушения в каждом доме. Пожарная служба стала развиваться в годы правления царя Петра I. Из Голландии он выписал новые пожарные трубы. На Спасской башне Кремля особые колокола – набаты – “выбивали тревожные повестки на случай пожара”.

В начале ХХ века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Пожарная техника совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых. Огонь – друг или враг? Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту.

1.5. Статистика по пожарам в посёлке Нижнетерянск

В нашем посёлке пожары происходят часто. Может кто-нибудь, скажет: «Горит везде». Но территория нашего посёлка невелика. Я опросила 16 человек, моих друзей. У 8 были пожары. (Приложение 1) Горели гаражи, хозяйственные постройки, а 24 декабря 2010 года у моего одноклассника сгорел дом, в котором проживала его семья. С 1987 года на территории нашего посёлка зарегистрировано 29 пожаров . Сгорело общежитий – 5, школа - 1, магазин – 1, столовая - 1, квартир - 15, бани, хоз. постройки, сараи – 6. (Приложение 2)

Погибло в пожарах – 7 человек

Даты трагических пожаров:

1990 год . Сгорело 2 общежития, в одном из которых погибла женщина с двумя детьми.

5 апреля 1996 года. Страшная дата в истории нашего посёлка. Сгорела школа. В огне погибла учительница школы Веретенникова Светлана Юрьевна. Президент России Владимир Путин наградил Светлану Юрьевну за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленную при спасении людей в экстремальных условиях, Орденом мужества (посмертно). Благодаря мужественным и самоотверженным действиям Веретенниковой С.Ю во время возникшего в школе пожара удалось избежать жертв среди учащихся, но сама она не успела выйти из горящего здания.

11 января 2006 года . При пожаре в двухквартирном доме погиб мужчина.

Осень 2008 года . В квартире погиб мужчина.

24 декабря 2010 года . Сгорел двухквартирный брусовой дом. Погибла женщина.

Горят не только строения. В июле 2010 года рядом с посёлком возник пожар на территории нижнего склада. Загорелись штабеля леса. В пожаре сгорело 8450 кубометров древесины.

Летом 2010 года горело кладбище.

1.6. Причины пожаров

Каковы же причины возникновения пожаров в нашем посёлке? Я, со своим руководителем, обращались к инженеру по пожарной безопасности Яковлеву О.С., к главному электрику Лыткину А.В., к заместителю главы сельской администрации Корниковой Л.Н. Ни каких документов о причинах пожаров у них нет. Поэтому я опросила потерпевших от пожаров и очевидцев. Из опроса следует, что основными причинами пожаров являются: неисправное электрооборудование, неосторожное обращение с огнём, поджоги. То есть, игра со спичками, зажигалками, неосторожное обращение с жидкостями, которые легко воспламеняются, оставленные без присмотра включенные электроприборы, уголёк из печи – всё это может стать причиной пожара. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей. Можем ли мы, жители посёлка противостоять силе огня? Наверняка - да, если будем соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности. Что для этого нужно делать? C трого соблюдать свои обязанности.

1.7.Правила пожарной безопасности

В законе о противопожарной безопасности, в статье 14 сказано, что граждане обязаны:

    соблюдать требования пожарной безопасности;

    иметь в помещениях и строениях средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

Выполняем ли мы всё это? Я решила выяснить, как жители нашего посёлка выполняют эти правила. На каждом доме висит специальный знак. На этом знаке изображён предмет, который должны взять с собой хозяин в случае пожара. Я провела опрос. Из анализа опроса следует , что из 24 человек, только 8 смогли назвать правильно предмет, 11 не знали, 5 – сомневались в правильности ответа. (Приложение 3) Также ни у одного из опрошенных нет дома специальных средств тушения. Это тревожные сигналы, которые говорят о том, что, не смотря на боязнь пожаров, наши жители не выполняют те правила противопожарной безопасности, которые могли бы помочь им в случае беды. Хотелось бы обратить внимание на пожарную технику, которая есть в нашем поселке и должна помогать тушить пожары. К огромному сожалению это происходит не всегда. В наличии пожарной части находятся 2 машины, но бывает так, что они не могут оказать помощь. Часто машины находятся в ремонте. А когда бывают на выезде то, использовав воду, пожарным приходится по два часа пополнять запас воды. За это время огонь набирает новую силу. Часто на пожары вызывается техника из посёлка Мазня. Спасибо пожарным за то, что они помогают жителям нашего посёлка. Наш посёлок весной и осенью оторван от «большой земли» и в это время нам ждать не кого. Поэтому необходимо обратить внимание ответственных людей на то, чтобы пожарные машины в нашем посёлке всегда были готовы прийти на помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы я ознакомилась с легендой о Прометее. Была рассмотрена отрицательная и положительная роль огня в жизни человека. Я выяснила, что когда огонь «друг», то он дарит человеку своё тепло, уют, помогает в промышленности. Когда огонь «враг» - он несёт горе и беду людям. Для того, чтобы привлечь внимание к проблеме пожаров, я выпустила листовку, которая призывает жителей нашего посёлка соблюдать все правила противопожарной безопасности. Огонь друг, когда мы за ним следим, соблюдаем правила пожарной безопасности. Враг, когда мы об этих правилах забываем. Люди всегда должны помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.

Используемая литература:

1. Бурдыкина М.Б. Мифы древнего мира. Издательство «Каравелла» Санкт–Петербург 1995г.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994.

3. Интернет ресурсы http://www.viv.vstu.edu.ru/history/hist2.htm

4. Интернет ресурсы. http://www.bishelp.ru/

МАОУ Омутинская средняя общеобразовательная школа №1

Исследовательская работа: Когда огонь - враг , друг, помощник.

Выполнил: Кузьмин Паша

Ученик 2-а класса

Руководитель: Беккер Вера Адамовна

с. Омутинское


Оказывается, приручив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага.

Сильному и коварному сопернику человечества – огню я уделю внимание в своем исследовании.

Цель исследования – выяснить, чего «боится» огонь и как победить его.

Задачи исследования :

  • Узнать, что такое пожар, и какие условия необходимы

для горения.

  • Узнать с помощью экспериментов, какие вещества и предметы помогают бороться с огнем.

Что же понимается под словом пожар ?

Пожар – это неконтролируемый процесс горения , сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.


Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на:

отдельные пожары – в отдельном здании или сооружении.

огненный шторм особая форма распространения устойчивого пожара (более 90 % зданий или сооружений).

массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших несколько зданий или сооружений (более 25 % зданий);


Для возникновения горения необходимы три основных составляющих:

  • Г орючее вещество :

дерево, бумага, бензин,

керосин, природный газ .

  • Источник воспламенения: искра или пламя спички, костра, горелка, непогашенный окурок.
  • Окислитель: кислород воздуха, химические соединения , содержащие кислород (селитра, азотная кислота), отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор), вещества , содержащие кислород (порох, взрывчатые вещества, термит, целлулоид ).

Причины возникновения пожаров

  • - неисправность электрических приборов
  • - забыл выключить
  • - искра (печь, камин)
  • - легковоспламеняющиеся предметы
  • - игра со спичками
  • - керосин, бензин, газ

Вывод: Самые главные виновники пожаров – люди.


Тестирование

  • 1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
  • 02 газовая служба
  • 03 пожарная охрана
  • 04 скорая помощь
  • 2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
  • А – убежать
  • Б – закричать, позвать на помощь
  • В – вызвать пожарников по телефону 01
  • 3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
  • А – нужно выйти и посмотреть, где и что горит
  • Б - закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками
  • В - не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире



Огонь коварен

Бывает огонь другим

Не согреет ладошек он ваших

Превращает всё в пепел и дым

И жесток он… и грозен… и страшен! Для забавы, для игры… спичек в руки не бери! Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать зла!


Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан вмиг,

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным «01»


Вывод : Огонь стал могущим помощником для человека.

На огне мы варим пищу, отпугивает от хищников, спасает от холода, огню поклонялись, как божеству, о нём рассказывали легенды.

Сила огня движет и автомобили, и самолёты, и космические корабли.



Вывод : сильные возгорания хорошо тушить водой, небольшие возгорания можно потушить песком (землей) или плотной тканью (сукно, брезент).

Вода, земля, плотная ткань – враги огня


Эксперимент № 2

Оказывается в банке остался другой газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Когда мы накрыли свечу банкой, кислород в ней быстро выгорел и остался углекислый газ – еще один враг огня.


Вывод : значит, для борьбы с огнем можно использовать углекислый газ. При тушении пожаров пожарные используют газовые баллоны, наполненные углекислым газом. Такие баллоны есть и у нас в школе.


Эксперимент №3

Вывод: при поступлении свежего воздуха огонь начинает гореть с новой большей силой. Вот почему во время учебной эвакуации учитель закрывает окна и дверь – нельзя допустить проникновения свежего воздуха в помещение, где находится очаг возгорания.


Эксперимент №4

Вывод: огонь и дым стремятся вверх. Вот почему в

задымленном помещении нужно передвигаться не

в полный рост, а как можно ближе к полу, прикрыв

нос рукавом или плотной тканью, если нет возможности надеть ватно-марлевую повязку.


Таким образом, бороться с огнем нам помогают: вода, песок или земля, плотная ткань, углекислый газ, соблюдение правил пожарной безопасности , с которыми нас знакомят на уроках и классных часах в школе.


Правила пожарной безопасности

1 . Закончив рыбалку, Костер потушите.

Прощайтесь с рекой, Вода – под рукой.

2 . В электрическом приборе Но порой несет он горе,

Видим друга своего, Коль не выключишь его.

3 . Папа, видно, по привычке Дети! Всем вам знать пора

На столе оставил спички. Спички – это не игра!

4 . Знать правила спеши Нельзя белье сушить

И знай закон простой: Над газовой плитой.

5. Если газ пришел в твой дом, Взрослые, вы все в ответе:

Будь же с правилом знаком. Газ нельзя доверить детям.


Заключение

  • В результате своих наблюдений я смог ответить на вопросы, которые меня интересовали. Я знаю, какие доступные вещества и предметы помогают бороться с огнем.
  • Своими знаниями поделился со своими одноклассниками.
  • В дальнейшем мне хочется научиться пользоваться газовым баллоном, узнать, какие новые вещества изобретены для борьбы с огнем.
  • Главное я понял, что во многих трагических случаях на пожарах повинен человек. Если люди будут выполнять правила пожарной безопасности, то они спасут свою жизнь и жизнь рядом живущих людей.

Тема занятия: Огонь - друг, огонь - враг

Программное содержание : Познакомить дошкольников с машиной специального назначения - пожарная машина. Сформировать правильное отношение к огню. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь - друг, огонь - враг. Расширить знания детей о правилах обращения с огнем. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведении в общественных местах, лесу. Воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми.

Материал: кукла Незнайка со своими друзьями: Шпунтиком и Винтиком. Коробка с разрезными картинками чертежа пожарной машины, маленькие ксерокопии чертежа. Сюжетные карточки для д/и «Почему возник пожар?», конструктор ЛЕГО по количеству детей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь и входит Незнайка со своими друзьями: Винтиком и Шпунтиком, в руках у них большая коробка.

Дети, здравствуйте, вы узнали нас? (друзья Незнайки из рассказа Н. Носова Винтик и Шпунтик).

Воспитатель вместе с детьми приветствует гостей и интересуется:

Что это такое интересное у вас в руках?

Это коробка, в которой чертеж одной интересной машины. Когда мы ее построим по чертежу, эта машина будет нас спасать от беды. Только у нас случилась неприятность! Пока мы к вам собирались, наша собака Булька успела разорвать чертеж. Помогите, братцы, нам! Что нам теперь делать?

Воспитатель обсуждает с детьми, как помочь Незнайке и его друзьям.

Решили собрать чертеж по кусочкам.

Проводится дидактическая игра «Собери чертеж!»

Дети все вместе собирают разрезные картинки.

Чертеж какой машины мы собрали? (чертеж пожарной машины.

Как вы догадались, что это пожарная машина? (машина красного цвета, номер телефона «01»)

После того, как чертеж собран, Винтик предлагает детям собрать саму машину из конструктора ЛЕГО по чертежам.

Тут воспитатель задает Незнайке и его друзьям вопрос:

Чертеж один, а детей много, как же нам быть?

Не беда, - говорит Незнайка, — у нас есть волшебная машина, называется компьютер, на нем можно размножить этот чертеж. Он берет чертеж и уходит, чтобы на компьютере сделать копии для детей.

Незнайка приносит и раздает детям уменьшенные копии чертежа пожарной машины. Дети на своих столах собирают пожарные машины по чертежу.

Какую машину собрал Никита? (пожарную машину)

Коля, что тебе помогло собрать так быстро пожарную машину? (Мне помог чертеж собрать так быстро пожарную машину)

Зачем людям нужна пожарная машина? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что пожарная машина нужна для того, чтобы тушить пожары)

Отчего возникают пожары? (ответы детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Почему возник пожар?»

Воспитатель подбирает соответствующие сюжетные картинки, выставляет их на магнитной доске и задает детям вопрос:

Почему возник пожар? (дети взяли спички без разрешения взрослых)

Почему возник пожар? (кто-то оставил без присмотра свечку, свечка упала на стол);

Почему возник пожар? (в лесу оставили не потушенный костер);

Почему возник пожар? (забыли выключить чайник);

Почему возник пожар? (дети без разрешения включают электроприборы).

Во всех этих случаях, каким стал огонь для человека: добрым или злым? (огонь стал для человека злым)

Что натворил огонь:

Когда дети взяли без разрешения спички? (огонь сжег в доме все вещи)

Когда все ушли из комнаты и забыли потушить свечку? (огонь сжег стол, стул и занавеску в комнате)

Когда забыли в лесу потушить костер? (огонь сжег весь лес)

Когда забыли выключить чайник? (огонь сжег новый чайник)

Когда дети без разрешения включили утюг? (огонь сжег все вещи в комнате)

Вот как обиделся огонь на людей, но давайте попробуем исправить такое положение и придумаем для людей правила.

Воспитатель показывает указкой на сюжетную картинку, а дети исправляют положение, формулируя правила обращения с огнем:

Дети никогда не должны брать в руки спички.

Нельзя уходить из комнаты, не потушив свечку.

Когда уходишь из леса, надо потушить костер водой.

Если включил чайник, не забудь его выключить.

Дети никогда не должны сами включать электрические приборы: чайник, утюг, телевизор и т.д.

Но всегда ли огонь бывает таким злым? Когда огонь становится для нас добрым другом? (ответы детей обсуждаются)

Давным-давно люди не знали, что огонь может быть добрым. Они часто видели, как ударит молния в дерево и начинается пожар. Люди всегда этого боялись, да и звери тоже боялись. Они всегда от огня убегали. Но вот прошло много времени, погода на земле изменилась, стало холодать. Люди и звери стали часто мерзнуть. Одежды тогда не было.

Вот однажды ударила молния в дерево, дерево загорелось, звери испугались и побежали. А люди почувствовали, что от огня идет тепло. Они отбежали немного, остановились и стали греться. Тут и звери остановились и тоже стали греться. Только звери боялись подходить к людям очень близко.

Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются) Люди тоже боялись зверей и подходили к огню все ближе и ближе.

Однажды, по оплошности, человек уронил в огонь рыбину. Испугался, стал ее доставать из огня, но никакие получалось. А когда достал ее, решил, что теперь эту рыбу надо выбросить. Но она так вкусно пахла.

Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются)

Потом люди попробовали на костре жарить не только рыбу, но и мясо, овощи.

Им очень понравилось. Они стали возле костра сушить свои вещи, которые намокали во время дождя. Это было так- давно, когда еще не было и домов. Вот прогорит огонь и все, люди ждут, когда опять молния ударит в дерево.

Стал человек думать, как самому огонь добыть? И тут произошел такой случай. Стал один человек на скале высекать рисунок, как он охотился на рыбу Стукнул раз по скале, другой. И вдруг из-под камня посыпались искры. Человек сначала испугался, а потом еще раз попробовал постучать камнем о камень и опять искры посыпались. Искра попала на солому и...

Вот так человек научился добывать себе огонь. Если человек не будет обижать огонь, тогда огонь всегда будет его другом. Помните об этом, дети, и выполняйте все правила обращения с огнем.

1. С огнем никогда и нигде не шалите!

2. Для забавы, для игры спичек в руки не бери!

3. Сам огонь не разжигай и друзьям не позволяй!

4. Телевизор и утюг пусть включает взрослый друг!

Незнайка, Шпунтик и Винтик благодарят детей за помощь и очень интересные рассказы об огне и правилах обращения с огнем. Прощаются с детьми и уходят.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
  • Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  • Развивать речь детей,творческое воображение; работать над формированием устойчивого внимания.
  • Учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  • Прививать навыки осторожного обращения с огнём, воспитывать чувство ответственности.
  • Довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
  • Научить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях при пожаре дома или в школе.

Ход занятия

1. Повторение изученного.

Сегодня у мы с вами поговорим о безопасности жизнедеятельности человека.

Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.

Загадки слайды 2-9

1. Красная корова всю голову поела. (Огонь.)

От огня происхожу,
От огня и умираю. (Уголь.)

3. Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)

4. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спички.)

Красный бык стоит, дрожит-
черный на небо бежит. (Огонь и дым.)

Черный дым валит в окно-
Очень страшное оно,
От неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)

С огнем бороться мы должны,
с водою мы напарники,
мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)

Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает.
Что это? (Огонь.)

2. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы собрались здесь с вами для того, чтобы поговорить

об огне, ответить на вопрос: “Огонь – это наш друг или враг?”

Какая опасность может угрожать человеку? Слайд №10

Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации? (сель, землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения) Слайд № 10

А какие опасности существуют для жителей нашего города? Почему?

Слово “огонь” известно людям еще с древних времен. Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах и общались при помощи звуков и жестов, они научились добывать огонь. Слайд 11

Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Слайд 12

Да, с огнем люди знакомы очень давно. А вот кто скажет, огонь - друг или враг человеку?

* Ответы детей

3. Огонь - давний друг человека

Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве.

Подумайте, ребята, как огонь помогает человеку. (Отапливает дома в холодное время года, помогает приготовить пищу.) А раньше огонь освещал жилище человека. Без огня мы с вами уже не представляем жизни. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Без огня невозможна жизнь на земле.

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Сферы применения огня: приготовление пищи, двигатель внутреннего сгорания, плавка металлов, обжиг керамических изделий, изготовление стекла и стройматериалов, теплоэлектростанции и др. Слайд № 13

4. Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого…

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Слайд № 14.

Ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров.

Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги.

Каждый третий погибший – ребёнок.

Ребята, подумайте, что является причиной пожара?

5. Причинами пожаров могут быть: Слайд №15 давайте проверим

  • неосторожное обращение с огнем (непотушенные спичка, сигарета, горящая свечка и т. д.);
  • не выключенная газовая горелка, утечка газа:
  • нарушение правил электробезопасности;
  • нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся жидкостей (керосина, бензина), которые не только мгновенно загораются, но при горении выделяют еще ядовитые вещества, и др.

Задание1. Конкурс “Опасные места” Слайд № 16

Оборудование: Рисунок квартиры для каждой команды. Необходимо найти на рисунке все опасности, которые подстерегают жителей этой квартиры в спальне и на кухне. Записать на листочке, передать жюри. За каждый правильный ответ -1балл.

Ответы: (слайд№17 )
  • Лампа накрыта тканью.
  • Электропровод лежит на полу (можно споткнуться и упасть).
  • Электропровод лежит под ковриком.
  • Занавеска расположена слишком близко от плиты.
  • Полотенце для посуды висит над плитой.
  • Полка для посуды установлена над плитой.
  • Розетка на стене перегружена.

Но у огня есть брат, который приносит человеку больше вреда. Кто он? Слайд №18

Для этого послушайте и отгадайте загадку.

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой
Над пожаром, пароходом,
Не бывает без огня. (Дым)

На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Слайд № 19

Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Слайд № 20 Но так было не всегда.

Ребята, а знаете ли вы, что 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. (Слайд 21 .) У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями, а на первом находились повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. А лошади были самые лучшие, самые резвые.

Впереди на лихом коне скакал трубач. Он предупреждал прохожих о том, что пожарные, а в старину их называли огнеборцы с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: “Летит как на пожар”. В наше время на смену лошадям пришли мощные машины, а трубы и колокола в деревнях заменили сирены.

Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди.

О таких героях пишут в книгах, газетах.

Задание №3 Конкурс “Нарушители” Слайд № 22

Выберите из предложенных ситуаций те, в которых, по вашему мнению, дети поступают неверно, нарушая правила пожарной безопасности. Обведите неверные действия кружком. Обоснуйте свой выбор.

Конкурс “Нарушители”, карточка для 1 команды

  1. Сколько нарушений допустила Катя? Какие? Обведите неверные действия Кати кружком.
  2. Катя подожгла газовую плиту спичкой, хорошо затушив, бросила её в мусорное ведро.
  3. Катя поставила на газовую плиту чайник и пошла делать уроки.
  4. Лампа светила очень ярко. Катя взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
  5. Почувствовав запах газа, Катя отключила газ, открыла окно, позвонила родителям и вышла на улицу.
  6. Катя постирала кухонное полотенце и повесила сушить его над газовой плитой.
  7. Катя решила приготовить обед. Она поставила на плиту кастрюлю с водой и отправилась в магазин за продуктами. Сварив вкусный суп, Катя выключила газ, отключила все электроприборы и пошла погулять.

(Пока команды выполняют задания, зрителям предлагается игра “Добавь словечко” прил. №1)

Конкурс “Нарушители”, карточка для 2 команды

  1. Сколько нарушений допустил Петя? Какие? Обведите неверные действия Пети кружком.
  2. Петя постирал брюки и повесил их на обогреватель, чтоб они быстрее высохли.
  3. Петя включил утюг и пошёл на улицу, чтоб снять с верёвки постиранную рубашку.
  4. Когда Петя гладил рубашку, раздался звонок. Утюг ещё не нагрелся и Петя, оставив его на рубашке, пошёл открывать дверь.
  5. Когда Петя гладил рубашку, он постоянно ставил его на специальную подставку.
  6. Петя погладил рубашку, надел её и пошёл гулять.
  7. Собравшись погулять, Петя выключил все электроприборы и проверил газ.

Задание №4. Конкурс “Самый внимательный” Слайд № 23

Оборудование: Интерактивная доска, диск с записью мультфильма “Спасик и его друзья”

Предлагаю вам посмотреть мультфильм “Спасик и его друзья”. Герои этого фильма живут в многоэтажном доме. В одной из квартир возник пожар. После просмотра будьте готовы сказать, какие правила пожарной безопасности жильцами дома были нарушены. А какие действия жильцов были правильными в ЧС.

Задание№5. Игра “Набери по телефону 01” Слайд № 24

Почему телефон пожарной службы - 01? (потому что 01 - простой, его всякий запомнит, 01 - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута, 01 - номер удобный, его в темноте легко набрать на диске и на кнопках телефона).

От каждой команды приглашается один участник. Участники команд с завязанными глазами должны суметь дойти до телефона и набрать номер телефона 01 пожарной охраны. Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Оборудование: Два плана ответа и два телефона для каждого капитана

Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно - возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом ответа (Задание можно усложнить, перепутав пункты плана, и предложить капитанам расставить № последовательности сообщения).

  1. Адрес (название села, улицы)
  2. Объект (что горит - склад, квартира?).
  3. Что горит (что конкретно горит в квартире, в школе)?
  4. Номер дома.
  5. Номер подъезда.
  6. Номер квартиры.
  7. Какой этаж? Сколько этажей в здании?
  8. Есть ли опасность для людей?
  9. Фамилия.
  10. Телефон.

(Оцениваются правильность, четкость ответов, полностью ли сообщен весь список вопросов.)

6. Правила поведения при пожаре.

Правило № 1. Не поддаваться панике.

Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды. Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

Правило № 2. Немедленно покидать горящее помещение. (слайд №)

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01. Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: “Караул!” - и бросить трубку, вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь). Надо четко назвать(слайд №)

  • причину вызова (что горит);
  • точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);
  • свою фамилию и номер телефона.
  • Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  • Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  • В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

7. Системы оповещения. Слайд 25

И в нашей школе есть такой план. Он называется “План эвакуации”. Существуют системы оповещения.

Они подразделяются на звуковые, речевые и световые: (слайд №)

  • к звуковым относятся звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства;
  • к световым - табло, указатели и знаки;
  • к речевым - микрофоны, магнитофоны, стационарные усилители.

Услышав или увидев сигнал СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ, сориентируйся и покинь горящее здание! Постарайся выбрать самый безопасный и быстрый способ.

Если прозвучат 3 коротких, 1 длинный звонок - это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал? Ответ: надо эвакуироваться.

1. Построиться быстро в коридоре, без паники.

2. Не толкать друг друга.

3. Запомнить, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас.

4. При эвакуации очень важно не потерять никого.

5. Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.

10. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Слайд № 26

Из каких произведений взяты эти строки?

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом
Ставит лестницы команда
Из огня спасает дом.
(С. Михалков “Дядя Степа”)

Весь чердак уже в огне,
бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
___ говорят:
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?

Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит:
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, море синее зажгли.
(К. Чуковский “Путаница”)

И вдруг заголосили:
Пожар! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Тили-тили, тили бом
Загорелся кошкин дом.
(С. Маршак “Кошкин дом”)

11. * Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”*

* Ведущий: Я буду задавать вопросы. Если вы, ребята, считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “Это я, это я, это все мои друзья!”, а если уверены, что действия неправильны, то молчите.

Можно вместо слов хлопать в ладоши.

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня?
*Это я, это я, это все мои друзья!*

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
*Ребята молчат. *

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!
*Ребята молчат. *

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
*Это я, это я, это все мои друзья!*ХЛОПАЕМ

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил.
*Ребята молчат. *

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает?
*Это я, это я, это все мои друзья!* ХЛОПАЕМ

Желаем вам во всём удачи
И просим каждого из вас
О самом главном, об одном:
“Быть осторожными с огнём!”

На закуску:

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ “ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО!”

Где с огнем беспечны люди,
Там возникнет дым и жар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, немыслимый…?
(Пожар).

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в. . . ?
(Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил. . . ?
(Утюг).

Красный отблеск побежал.
Кто со спичками. . . ?
(Играл).

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над. . . ?
(Газом).

Столб огня чердак объял.
Кто там спички. . . ?
(Зажигал).

Побежал пожар во двор.
Это кто там жег. . . ?
(Костер).

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег. . . ?.
(Траву).

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые. . . ? .
(Предметы).

Помни, каждый гражданин,
Пожарный номер. . . ?
(“01”)

Дым увидел - не зевай.
И пожарных. . . .
(Вызывай! Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем. . . ? (Опасно).