Значение петражицкий лев иосифович в краткой биографической энциклопедии. Социологическая теория Л.И

Олимпиадные задания 9 класс

1. Элемент нормы права: А) коллизия; Б) санкция; В) превенция; Г) презумпция.

2. Л.И. Петражицкий является представителем:

    психологической теории права;
    Б) нормативистской теории права;

    социологической теории права;

Г) позитивистской теории права.

3. Каким признаками характеризуется государственная власть?

A) обладает верховенством в обществе;

Б) предполагает зависимость одного лица от другого;

B) предполагает определенную модель поведения людей;

Г) реализуется специализированным государственным аппаратом.

4. Первоначально латинское слово «конституция» (constitutio) означало:
А) устройство;

Б) согласие;

В) договор;

Г) предписание.

5. Издаваемый в особом порядке нормативный правовой акт высшего представительного
органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование
наиболее важных общественных отношений – это

Б) судебный прецедент;

Г) декларация.

6. Правовое государство характеризуется наличием: А) публичной власти;

Б) разделения властей;

В) системы правоохранительных органов;

Г) законодательной системы.

7. Конфедерация - это:

A) союз субъектов федерации, обладающих суверенитетом;

Б) союз субъектов федерации, не являющихся суверенными образованиями;

B) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;

Г) союз государств, объединившихся для достижения определенных целей.

8. Демократическое государство должно осуществлять:

    укрепление целостности общества;
    Б) достижение единомыслия среди граждан;

    выработку планов экономического развития;

Г) мероприятия, ведущие к достижению всеобщего равенства.

9. Какова численность Государственной Думы Федерального Собрания РФ?

    200 депутатов;
    Б) 250 депутатов;

    450 депутатов.

10. Принцип прямого избирательного права означает, что:

A) избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей
или каких-либо иных лиц;

Б) никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах;

11. В президентской республике:
А) президент непосредственно формирует правительство;

Б) президент является главой исполнительной власти;

В) правительство формируется парламентским путем;

Г) президент принимает законы;

Д) не соблюдается принцип разделения властей.

12. По общему правилу законы вступают в силу по истечении:

13. Источник права, определяющий права и обязанности граждан и юридических лиц, а так же правила их взаимоотношений на основе соглашений:

A) обычай;

Б) нормативный договор;

B) прецедент;

Г) нормативно-правовой акт.

14. Хранение и распространение наркотических веществ является правонарушением:

А) уголовным;

Б) должностным;

В) административным;

Г) гражданско-правовым.

15. Правительство Российской Федерации издает:

    постановления;
    Б) распоряжения;

    кодексы;
    Г) указы.

16. В гражданском праве предложение вступить в договорное отношение именуется

    оферта;
    Б) акцепт;

Г) реституция.

17. В Российской Федерации свобода совести относится к группе прав:

    личных;
    Б) культурных;

    социальных;
    Г) экономических.

18. Сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей
правовые последствия, называется:

А) оспоримой;

Б) ничтожной;

В) притворной;

Г) мнимой.

19. Что из ниже перечисленного является юридическим фактом, который является результатом волевого поведения человека?

A) наводнение;

Б) рождение человека;

B) наступление 16 летнего возраста;
Г) регистрация брака.

    государственный диктат в политической сфере;
    Б) осуществление принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

    наличие государственного диктата во всех сферах жизни общества;

Г) признание различных политических идеологий.

21. Какие из перечисленных сделок вправе самостоятельно совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет:

A) мелкие бытовые;

Б) направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

B) направленные на безвозмездное получении выгоды, требующие нотариального
удостоверения либо государственной регистрации;

Г) по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем для определенной цели.

22. Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения:

    законность;
    Б) справедливость;

    коллективность ответственности;
    Г) неотвратимость наступления ответственности.

23. Положение: «В любом нормативно-правовом акте должны быть отражены международно-правовые стандарты, он должен быть принят легитимным органом государственной власти, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств, выработанных мировой практикой», - относится к принципу правового государства:

A) приоритета права;

Б) единства права и закона;

B) правовой защищенности человека и гражданина;

Г) правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

24. Водитель автомашины, выезжая на перекресток при красном свете, осознает, что грубо
нарушает правила дорожного движения, но надеется на мобильность своей машины, ее

высокую скорость, невнимательность других водителей, и врезается в другую машину. d данном случае имеет место такая форма вины водителя, как:

    прямой умысел,
    Б) косвенный умысел,

    небрежность,
    Г) легкомыслие.

25. Существует ли в РФ смертная казнь?

    нет, не существует;
    Б) существует;

    существует, но не применяется к несовершеннолетним;

Г) существует, согласно Конституции РФ, только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

26. С какого возраста, по общему правилу, наступает уголовная ответственность:

    с 14 лет;
    Б) с 16 лет;

    с 18 лет;
    Г) с 21 года.

27. Политическая идеология, провозгласившая ценностями свободу и права личности, частную собственность, ограничение сфер деятельности государства, называется:

    либеральной;
    Б) анархистской;

    консервативной;
    Г) социал-демократической.

28. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации содержит:

    понятие преступления,
    Б) виды наказаний,

    исчерпывающий перечень преступлений,
    Г) понятие соучастия.

29. Временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей
(полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора называется:
А) забастовкой;

Б) саботажем;

В) локаутом;

Г) штрейкбрехерством.

30. Формой реализации материальной ответственности является:

A) пеня, возмещение вреда,
Б) выговор, увольнение;

В) денежное взыскание;

31. Основную ответственность за соблюдение прав человека несет:
А) государство;

Б) Комиссия ООН по правам человека;

B) Европейский суд по правам человека;

Г) Генеральная Ассамблея ООН.

32. Нотариусом может стать лицо, имеющее высшее юридическое образование, сдавшее квалификационный экзамен, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий и прошедшее стажировку у нотариуса, сроком не менее;

    одного года;
    Б) двух лет;

    трех лет;
    Г) пяти лет.

33. Наследство может быть принято в течение:

    трех месяцев со дня открытия наследства;
    Б) шести месяцев со дня открытия наследства;

    десяти месяцев со дня открытия наследства;

Г) двенадцати месяцев со дня открытия наследства.

34. Судебное решение по гражданскому делу может быть обжаловано:

    в течение 7 дней;
    Б) в течение 10 дней;

    в течение 14 дней;
    Г) в течение месяца,

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ.

35 Гражданин Волков Е.Б. разработал законопроект о мерах по повышению культурного уровня граждан России. Имеет ли право гражданин Волков самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Каким образом ему добиться рассмотрения своего законопроекта?

36. Сотрудница Югбанка, придя домой, рассказала брату, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Брат заинтересовался этим вопросом и спросил у сослуживца, какую покупку тот собирается совершить. На следующий день сослуживец написал жалобу в Югбанк о нарушении тайны вклада. Обоснованна ли жалоба сослуживца? Свой ответ обоснуйте .

37. Государственной Думой был принят Жилищный кодекс. Через четыре месяца учеными-юристами были подготовлены официальные комментарии к кодексу. Между гражданином Ивановым и гражданином Степановым возник спор: Иванов утверждал, что комментарии вносят поправки в кодекс, имеют юридическую силу, а Степанов с ним не соглашался, со своей стороны утверждая, что комментарий лишь разъясняют статьи кодекса. Кто прав в споре?

38. Сестра купила брату в подарок свитер. Придя домой,она обнаружила, что у брата есть точно такой же свитер. Вернувшись в магазин, она попросила обменять свитер на другой свитер. Продавец ей отказал, сославшись на то, что, по его мнению, недостатка в данном товаре обнаружено не было. Обязан ли магазин произвести замену данного товара? При каких условиях? Обоснуйте ответ.

39. Общеизвестно, важной юридической деятельностью в государстве является толкование права. В результате толкования обеспечивается уяснение и разъяснение сложных юридических норм действующего законодательства. Может ли осуществлять толкование нормативного акта тот же государственный орган, который его принял? Обоснуйте свой ответ.

40. В интересах несовершеннолетнего Пятницкого Е.Г. его родители обратились в суд с иском о вселении его в жилое помещение. Однако суд отказался рассматривать этот иск, аргументируя свою позицию тем, что с иском в суд должны обращаться органы опеки и попечительства либо опекуны, назначенные этими органами – но не родители, не назначенные опекунами. Соответствует ли закону позиция суда?

Ответы отправлять beshtokov-2011@

Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в имении Коллонтаево Витебской губернии. В его биографии много темных пятен (включая эмиграцию и обстоятельства гибели). Достоверно известно лишь следующее.

Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перешел на юридический факультет, по окончании которого продолжил обучение в Германии - в семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права для России. Обратил на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права. Участвовал в подготовке Германского гражданского уложения.

Начав свою карьеру в германских университетах - часть его работ написана по-немецки, - продолжил ее в Кракове. С 1896 г. преподавал в Киевском, с 1897 по 1917 гг. - в Петербургском университете, где с 1898 г. заведовал кафедрой энциклопедии права, а также на Высших женских ("Бестужевских") курсах. В Петербургском университете возглавлял популярный студенческий научный кружок, воспитавший крупнейших русских обществоведов - П. Сорокина, Г. Гурвича, Н. Тимашева, Н. Кондратьева и других. Любопытно, что среди тех, кому он поставил на экзамене "пятерку", оказался и будущий композитор И.Ф. Стравинский.

С 1912 г. - член Польской академии.

Будущий коллега по I Государственной думе, В.А. Оболенский, тоже тогда учился в Берлине. Он вспоминал, с каким презрением студенты из России относили к "казенному" Институту римского права. Однако это предубеждение моментально рассеивалось, как только они знакомились с Л.И. Петражицким, поражавшим друзей глубиной и оригинальностью суждений. Результатом работы в Германии стала защищенная в 1896 г. магистерская диссертация "О распределении доходов при переходе права пользования по римскому праву". В 1898 г. в Санкт-Петербурге он блестяще защитил докторскую диссертацию "Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права". Студенчество встретило решение факультета о присуждении Петражицкому докторской степени бурными аплодисментами, его пронесли на руках по всему длинному коридору университета, где в этом же году он возглавит кафедру философии и энциклопедии права и будет еще двадцать лет, до 1917 г., читать лекции в переполненном актовом зале.

Спустя несколько лет после защиты докторской диссертации последовало и Высочайшее признание. В 1903 г. Л.И. Петражицкий был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 г. - Анны 2-й степени. 9 сентября 1905 г. он был избран деканом юридического факультета Санкт-Петербургского университета (и занимал эту должность до 25 сентября 1906 г.).

Курс своих лекций обычно предварял такой фразой: "Вам будет трудно понимать меня, потому что я думаю по-польски, пишу на немецком, а обращаюсь к вам по-русски". По воспоминаниям студентов, говорил с польским акцентом и употреблял какие-то особенные, только ему присущие выражения. Позднее весьма преуспел в русском языке. По свидетельствам знавших и слушавших его, "он не был оратором. Но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек философски образованный. Он пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно". По отзывам очевидцев, это был "худощавый блондин с весьма невыразительной наружностью".

Для многих и многих в студенческой среде стал идолом.

Студенты не жалели эпитетов по отношению к своему профессору. Они называли его "божеством", "кумиром", "гением". Среди этих студентов были П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич, А.Ф. Керенский, М.М. Бахтин… Но, наверно, ярче всех описал манеру чтения лекций Петражицким его друг и коллега И.В. Гессен: "Унаследовав кафедру весьма любимого студентами профессора Коркунова, Петражицкий с первых же шагов совершенно затмил популярность своего предшественника. Наплыв студентов на его лекции был так велик, что пришлось отвести для них большой актовый зал, в котором слушатели, затаив дыхание, восторженно внимали словам молодого учителя. Это было тем более внушительно, что Петражицкий лишен был всех внешних данных, способствующих успеху лектора. Невысокого роста блондин, с маленькой головкой и широким носом, оседланным непропорционально большим пенсне, в которое смотрели вялые бесцветные глаза, неприятный, чуть гнусавый, безнадежно монотонный голос, мучительно спотыкающаяся речь, состоящая из длиннейших, неправильно построенных периодов, неприспособленных к уровню понимания среднего слушателя - все здесь как будто нарочито сочеталось, чтобы молодежь оттолкнуть. И если, вопреки всему, он пользовался таким исключительным успехом, это, как мне кажется, можно объяснить тем, что усилиями выдавливаемая речь воспринималась как импровизация, и у слушателя создавалось впечатление (чему способствовало бледное лицо, принимавшее болезненный оттенок), что он присутствует и сопереживает муки творчества и - что всегда увлекает молодежь - творчества, разрушающего установившиеся теории и открывающего новые горизонты".

На волне борьбы с "проклятым царским режимом" и под увеличительным стеклом либеральных кругов вырос в "деятеля" (по выражению той поры), в ФИГУРУ. Стал одним из основателей кадетской партии и членом ее ЦК (но, по выражению С.Витте, "благоразумным"), депутатом I Государственной Думы от Санкт-Петербурга. В Думе был главным экспертом кадетов по земельным вопросам и докладчиком по закону о земельной реформе.

10 июля 1906 г. в Выборге подписал - наряду с С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем - скандально известное "Выборгское воззвание", в котором, между прочим, содержались такие призывы: "ни копейки в казну, ни одного солдата в армию". За это Петражицкий был осужден по ст. 129, ч. 1, п.п. 51 и 3 Уголовного уложения на три месяца тюремного заключения, которого, впрочем, не отбыл. Путь во Вторую Думу ему уже был заказан.

В период с 1906 по 1917 гг. переключается исключительно на преподавательскую деятельность, изредка выступая в печати. В своих публицистических выступлениях был крайне тенденциозен и не утруждал себя поисками истины, за что удостоился издевки В.В. Розанова.

Юридическая наука в России, едва ли не более остальных форм интеллектуальной деятельности, пострадала после 1917 г. Имя Л.И. Петражицкого - это как раз одно из напоминаний о том времени, когда Москва и Петербург были одними из центров правовой мысли. Как писал известный русско-французский правовед, социолог Г.Д. Гурвич, "Л.И. Петражицкий принадлежит к числу первостепенных мыслителей, чьи новаторские идеи настолько опережали эпоху, что их истинное значение выявляется лишь спустя определенный промежуток времени. Поэтому философия права этого ушедшего от нас ученого может быть оценена во всем своем значении только в перспективе глубоких изменений, характерных для современной философской и юридической мысли". . Гурвич, Г.Д. Философия и социология права. Избранные сочинения Вопреки устоявшимся стереотипам, он рассматривал право как проявление психологии человека, вытекающее из своеобразия восприятия действительности. Соответственно, он сближал нравственность и право, по сути дела, ставя между ними знак равенства. Он предложил качественно иной интеллектуальный контекст юридической науки, выводя ее за рамки традиционного правового панлогизма и "вооружая" инструментами познания прочих социальных наук - психологии и социологии.

Общественная деятельность Петражицкого, в сущности, началась с журнала-газеты "Право" в 1901 г. Как вспоминал впоследствии И.В. Гессен, никто в редакции и не рассчитывал, что к ним может присоединиться столь авторитетный и популярный ученый. И велико было удивление, когда сам Петражицкий предложил свои услуги в качестве члена редколлегии. "Очень элегантно было бы, если бы "Право" было в обложке", - говорил он при вступлении в новую должность. А потом с неподдельной детской радостью любовался первыми номерами "Права" в желтой обложке: "Да посмотрите же, как это элегантно выглядит, как приятно взять в руки!" Вместе с тем, именно в первых номерах были изданы программные статьи Петражицкого об обычном праве, в значительной мере развенчивающие неонароднические построения и придавшие большой научный вес новому изданию.

В общении Л.И. Петражицкий был веселым, добродушным, в чем-то наивным и всегда приветливым к окружающим. Как много лет спустя писал В.Б. Ельяшевич, Петражицкий всегда был чрезвычайно внимателен к здоровью друзей и знакомых и, если узнавал об их недомогании, спешил помочь, предлагая собственное лечение: медь и орехи, в чью чудодейственную мощь он неизменно верил. К больному Ельяшевичу Петражицкий ездил далеко за город, нисколько не жалея ни сил, ни времени.

В самом начале 1906 г. Л.И. Петражицкий был избран в Центральный Комитет партии кадетов, которая тогда только зарождалась.

Л.И. Петражицкий никогда не боялся высказывать мнения, которые заведомо диссонировали с общим настроением аудитории. 6 января 1906 г. на втором съезде Конституционно-демократической партии в атмосфере повышенной эмоциональности и высочайшего накала радикализма Л.И. Петражицкий выступил по вопросу о возможной тактике кадетов в ближайшем будущем. По его мнению, партии ничего не оставалось, как пойти на выборы и активно участвовать в думской работе, так как любая другая тактика ей ничего не сулила. Кадеты не могли пойти на баррикады, а сочинение политических резолюций абсолютно бесполезно. При этом, предсказывал Петражицкий, кадеты имели хорошие шансы на победу на выборах: безудержный бюрократический произвол погонит граждан России к избирательным урнам голосовать за конституционно-демократическую партию. На том же съезде, 10 января, Петражицкий эмоционально выступил в защиту избирательных прав женщин, когда один из лидеров партии, П.Н. Милюков, высказывался об их несвоевременности.

Благодаря своим связям (среди его учеников был, в частности, А. Керенский, с которым он поддерживал тесный контакт) Петражицкий в 1917 г. назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената. Как писал со скрытой иронией А. Керенский, Петражицкий "не раз навещал его и предлагал осуществить немало полезных начинаний в области законов и политики для улучшения социальных отношений. Увы, в условиях 1917 года следовать его отличным советам было едва ли возможно" Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996.- С. 69..

Рухнул нелюбимый Петражицким царизм, неумолимо надвигалось крушение возлюбленной им демократии. Надо было что-то делать. С помощью другого своего ученика - Питирима Сорокина, бывшего в то время секретарем А.Керенского по проблемам науки, Петражицкому удалось в конечном счете перебраться в Варшаву.

В 1921 г. принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работает до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке.

По выражению А. Керенского, "Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили" Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным.- М., 1996-. С. 69..

На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, "москалем" да к тому еще и с "претензией", чего не могли простить ему его коллеги.

Однако в Польше он не чувствовал себя вполне "своим". Если в Петербурге Петражицкий подчеркивал свою "польскость" - в его доме часто звучала польская речь и польская музыка, читалась польская литература (в 1915 г. он даже возглавил Общество польских экономистов и правоведов), то в Варшаве все было наоборот: там Петражицкий всячески демонстрировал свою принадлежность к русской культуре. А многие польские интеллектуалы относились к Петражицкому с недоверием. Еще в 1906 г. публицист В.Студницкий напишет: "Профессор Петражицкий считает себя поляком, он уроженец окраин, воспитанник российских и немецких университетов, затем житель Петербурга, вовлеченный в научную, законодательную и политическую жизнь России; к Польше он невольно и неосознанно относится как доброжелательный иностранец. Он не знает Польши, ее ресурсов и сил, не сумел встать на позиции ее государственных интересов". С приходом к власти Ю.Пилсудского Петражицкий отстраняется от преподавания. Он тяжело болеет, страдая от сердечного недомогания. А, помимо этого, бедность, апатия… 15 мая 1931 г. Л.И. Петражицкий покончил жизнь самоубийством.

Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно, и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой.

Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны.

Лев Иосифович Петражицкий – российский ученый-юрист, социолог, философ. Родился в польской дворянской семье 13 апреля 1867 года в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перевелся на юридический факультет, по окончанию которого продолжил обучение в Берлинском университете, где вышли его первые труды – две монографии, принесшие ему известность в юридических кругах и использованные при составлении германского Гражданского уложения.

Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию «Деление дотальных плодов по римскому праву» (1896 г.), а затем докторскую диссертацию на тему «Права добросовестного владельца на доходы» (1897 г.). В 1896 году Петражицкий недолго преподает в Киевском университете, а с 1897 года становится профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета .

По воспоминаниям студентов, Петражицкий «не был оратором. Но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек фило­софски образованный. Он пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно» .

Лев Иосифович принимал активное участие в общественно-политической жизни. В 1905 году был избран в Государственную Думу от партии кадетов, был одним из главных идеологов конституционно-демократического движения. После разгона 1-й Государственной Думы 10 июля в Выборге Петражицкий подписал – наряду с виднейшими юристами С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем – знаменитое «Выборгское воззвание», призывавшее к гражданскому неповиновению властям (неуплата налогов, уклонение от воинских обязанностей и т.д.). За это Петражицкий был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав .

В период с 1905 по 1917 год он практически целиком переключается на преподавательскую деятельность.

Благодаря своим связям (одним из его учеников был А. Керенский) Петражицкий в 1917 году назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената. Как писал со скрытой иронией А. Керенский, Петражицкий «не раз навещал его и предлагал осуществить немало полезных начинаний в области законов и политики для улучшения социальных отношений. Увы, в условиях 1917 года следовать его отличным советам было едва ли возможно» .

В 1921 г. Л.И. Петражицкий принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работал до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке. Однако, по выражению Керенского, «Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили» . На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, «москалем» да к тому же еще и с «претензией», чего не могли простить ему его коллеги.

Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно, и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой .

Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны…

Основные произведения

1. Деление дотальных плодов по римскому праву. СПб, 1896.
2. Введение в политику права // Киевские университетские известия. 1896. № 8; 1897. № 9, 10.
3. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права // С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1897.
4. Акционерная компания. СПб, 1898.
5. Очерки философии права // С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900.
6. О мотивации человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб, 1904.
7. Университет и наука: В 2 т. СПб, 1907.
8. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология // С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1905.
9. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. // Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907.
10. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. СПб, 1911.

Основные идеи

Лев Иосифович Петражицкий является основателем психологической школы права, рассматривающей право в качестве явления психической жизни. Предпосылкой к созданию психологической теории права стало становление научной психологии как самостоятельной обширной науки, появлению у нее экспериментальных методов, развитие крупных научных школ.

Во время своего обучения в Германии Петражицкий познакомился с трудами основателя научной психологии В. Вундта, которые впоследствии стали базой для его концепции. Суть теории Петражицкого состоит в том, что правовые явления следует интерпретировать с позиций психологии человека. Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной, поскольку право существовало задолго до появления государства и законодательства.

Источником же права, по убеждению ученого, выступают эмоции человека, которые являются генетической основой человеческой психики. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Воля, чувства и интеллект – это продукты эмоций, которые, однако, сами тоже изменяются с развитием данных психологических феноменов. Благодаря социальному взаимодействию индивидов, образуется групповая «народная психика», которая формирует собственные «нормы-законы».

Петражицкому принадлежит идея о разделении права на «интуитивное» и «официальное». «Официальное» право санкционировано государством и обеспечивается силой государственного принуждения, но оно отстает по своему развитию от изменения важнейших сфер общественной жизнедеятельности – экономической, социальной, духовной. «Интуитивное» же право свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

По теории Петражицкого, распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право . С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права –«нравственное совершенство человечества» .

Петражицкий отрицал объективный характер существования общественных отношений и их развития. Содержание любого социального явления, по Петражицкому, «существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту» .

Для успешного развития и использования права Петражицкий предлагал создание науки политики права для целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание.

Психологическая теория происхождения государства

Петражицкий внес большой вклад в развитие психологической теории происхождения государства. Государственная власть, по его мнению, «есть не воля и не сила, вообще не нечто реальное, а эмоциональная проекция, эмо­циональная фантазма, а именно: она означает особый вид приписываемых известным лицам прав». Государству Петражицкий придает служебную по отношению к праву функцию, государственная власть зависит от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний.

По Петражицкому, государство возникает в результате разделения общества на тех, кто склонен подчиняться, чтобы быть защищенным и тех, кто желает и психически предрасположен властвовать над другими.

Наталья Красовицкая. Социологическая школа права в России (http://ecsocman.hse.ru/text/18779010.html).
Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996. С. 69.
См.: Куркин Б.А. Портреты Российских ученых-юристов. Л.И. Петражицкий // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1. С. 17-24.
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt02.htm
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt03.htm
Куркин Б.А. Указ. соч.
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. СПб., 1909-1910. Т. 2. C. 482.
Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1905. С. 3.
Там же.

К числу несомненных заслуг создателя психологической теории права обычно относят освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе Л.И. Петражицкий создал своеобразное учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического истолкования источников права и стремясь охватить все известные факты из истории права и современного его состояния, Л.И. Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права, не известных по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею. Среди них он помимо официального права (законодательства) различает книжное право, для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущественно юридического содержания (имеются в виду священные книги, сборники обычного права, научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следуют "право принятых в науке мнений", "право учений отдельных юристов или групп их", "право юридической экспертизы" (сюда же отнесены знаменитые "ответы" римских юристов); отдельно выделено "право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, апостолов, святых отцов Церкви и т.д." и "право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения". Своеобразное семейство образуется из "договорного права", "права односторонних обещаний" (например государственных органов и частных лиц), "программного права" (программное заявление органов государственной власти), "признанного права" (признание известных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения). "Прецедентное право" усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также "общенародное право как везде существующее право" (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что "так принято во всём мире", "у всех народов"). Отсюда становится понятным соседствующее с прецедентным и общенародным такое выделяемое им право, как "право юридических поговорок и пословиц".

Л.И. Петражицкому принадлежит яркая критика юридической ментальности, в которой "власть" и "господство" имеют характер не научно содержательных и фиксированных смысловых терминов, а скорее характер слов для всевозможного и необременительного употребления в различных областях правосознания без ясно определённого смысла. Он писал в своей "Теории права и государства"; "Современное государствоведение...не знает, в какой сфере находятся и какую природу имеют те реальные феномены, которые соответствуют его теоретическим построениям, и как с помощью научных методов можно достигнуть их реального, фактического (наблюдательного, опытного) познания; и, таким образом, вместо изучения фактов... получается фантастическое конструирование несуществующих вещей и незнание действительно существующего".

В целом усилия Л.И. Петражицкого были направлены на создание новой юридической науки, новой не только в теоретическом, но и в прикладном отношениях.

Научная школа

Непосредственными учениками Петражицкого, испытавшими влияние его идей, стали такие ученые с мировыми именами, как П. А. Сорокин, Г. Д. Гурвич, Н. С. Тимашев, советский правовед М. А. Рейснер, а также будущий глава Временного правительства А. Ф. Керенский.

Награды

  • орден Св. Станислава 2-й ст. (1903)
  • орден Св. Анны 2-й ст. (1905)

Семья

  • Жена - Мария урожденная Калиш (Kalisz)
  • Сестра - Ядвига Петражицкая-Томицкая (1863-1931)
  • Брат - Северин Петражицкий (1863-1931)

Основные труды

  • Die Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten vom Standpunkt des positiven Rechts und der Gesetzgebung: drei civilrechtliclie Abhandlungen / von Leo v. Petraycki. - Berlin: Mller, 1892. - XI, 268 с.
  • Die Lehre vom Einkommen. - Berlin, 1893-1895. - Bd 1-2.
  • Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права]. - С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1897. - 435 с., .
    • совр. изд. - Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права / Л. И. Петражицкий; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Каф. гражд. права юрид. фак.]. - М.: Статут, 2002. - 424, с. - (Классика российской цивилистики) (BONA FIDES в гражданском праве). ISBN 5-8354-0102-7
  • Петражицкий Л. Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права. - СПб.: Тип. Мин-ва финансов, 1898. - 220 с.
  • Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900. - 138 с.
  • Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1905. - 311 с., .
    • совр. изд. - Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология / Л. И. Петражицкий. - Изд. 2-е. - М.: URSS, cop. 2010. - 311 с. - (Из наследия мировой философской мысли. Социальная философия). ISBN 978-5-397-01733-6
  • Речь профессора Л. И. Петражицкаго, депутата 1-й Государственной думы: по стенографическому отчету / Партия народной свободы. - Санкт-Петербург: Тип. Б. М. Вольфа, 1907. - 16 с.
  • Теория права и государства в связи с теорией нравственности. [Том 1 - 2] /Л. И. Петражицкий. - С.-Петербург: Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907. - 656 с. (2-е изд., испр. и доп. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1910. Том 1. - 318 с.; Том 2. - С.: 317-758.).
    • совр. изд. - Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий; С.-Петерб. гос. ун-т. Юрид. и специал. фак., Журн. «Правоведение». - СПб.: Лань, 2000. - 606, с. - (Классики истории и философии права). ISBN 5-8114-0224-4; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 798 с. ISBN 978-5-8243-1202-7
  • Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования. С приложениями: о высших и специальных учебных заведениях и о среднем образовании. - СПб., 1907. - Т. 1-2.
  • Критика моего «Введения в изучение права и нравственности», написанная проф. В. И. Сергеевичем [Текст] / Л. И. Петражицкий. //Журнал Министерства юстиции. - 1909. - № 9. Ноябрь. - С. 152-198.
    • Объяснения проф. Сергеевича по поводу его критики. - С.-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. - 90 с.
  • Акции: Биржевая игра и теория экономических кризисов. Том первый, Об акционерном деле и типических ошибках при оценке шансов неизвестной прибыли. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1911. - 307 с., [X].
  • К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права: Отдельный оттиск из журнала «Юридический Вестник» 1913 г., кн. II. - Москва, 1913. - 57 с.
  • О ритуальных убийствах и деле Бейлиса. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1913. - 32 с.
  • О женском равноправии. - Петроград: Типография М. Меркушева, 1915. - 16 с.
  • Новые основания логики и классификация наук [Текст] /Л. И. Петражицкий; Пер. с польск. А. В. Бабанов; Науч. ред. пер. Е. В. Тимошина. // Российский ежегодник теории права, 2008. № 1. - СПб.: ООО " Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. - С. 825-846.
  • Петражицкий Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е. В. Тимошина. СПб.: «Университетский издательский консорциум «”Юридическая книга”», 2011. 1031 с.

Возникновение психологических концепций права связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже ХІХ-ХХ вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, которые имели разногласия в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в политико-правовой мысли.

Большим научным событием не только в русской, но и европейской литературе стало опубликование "Теории права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.) В этой работе оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Родился в Витебской губернии, в родовом мажущуюся Колонтаєво. Окончил юридический факультет Киевского университета. Петражицкого оставили на кафедре римского права, затем он продолжил обучение в Берлинском университете. Написал много трудов по гражданскому праву. В 1896 г. возвращается в Российскую империю, работает в Петербурге, в университете, защищает докторскую диссертацию по гражданскому праву. С 1897 г. занимает должность заведующего кафедрой энциклопедии и философии права, где работает до начала Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял. Выезжает в эмиграцию в Варшаву, где работает в университете, возглавляет кафедру социологии в 1931 г. В результате депрессии заканчивает жизнь самоубийством.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Интерпретация права с позиции психологии индивида дает возможность поставить юридическую науку на основу достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения или наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, считал Петражицкий, выступают эмоции человека. Свою концепцию он назвал "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходя из таких понятий как свобода или коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным побудительным "моторным" элементом психики. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.

Моральные эмоции е односторонними и связанными с осознанием человеком своего долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги.

Совсем другое дело - правовые эмоции. Чувство долга сопровождается в них представлениями о правомочности других лиц и наоборот. Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро, - обязанность другого лица. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительно - обязывающий) характер.

Теория Петражицкого неограниченно расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета. В его произведениях специально отмечалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не находят признания со стороны других, не перестают быть правом. На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол.

Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории, включая договоры с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого. Его политико-правовая концепция была одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречие друг с другом. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются. Возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев, законов, появляются учреждения общественной власти, суд, органы исполнения наказаний. Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

Развитие обычаев и законодательства не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует множество систем интуитивного права, считал Петражицкий.

Например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория по этому приближалась к идеям правового плюрализма. Однако право социальных классов и групп в ней было истолковано індивідуалістично. Интуитивных прав столько, сколько индивидов, Петражицкий подчеркивал.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Он подчеркивал недопустимость подъема интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов до масштаба оценки действующих законов. Реформы законодательства необходимо проводить только на основе научных знаний. Для этого Петражицкий разработал проект создания особой научной дисциплины - политики права. Философия права распадается на две самостоятельные науки: 1. Теория права. 2. Политика права.

Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана объединить знания о праве с общественным идеалом, то есть представить научное решение проблемы, что составляло содержание прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Он наметил отправные принципы новой юридической науки, обосновал ее необходимость. Главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

В будущем, утверждал Петражицкий, право переживет себя и уступит место нормам морального поведения. Вообще право существует из-за невоспитанности, дефекты человеческой психики. Его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным, заявлял Петражицкий.

Политико-правовую теорию Петражицкого использовали кадеты, немарксистські теоретики социализма. Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Идеи Петражицкого были задействованы в Конституции РСФСР 1918 г. В эпоху правления Сталина, эпоху тоталитаризма, теория Петражицкого была подвергнута идеологическому шельмуванню за пропаганду надкласової этики.

В целом политико-правовая доктрина Л. И. Петражицкого, особенно психологическая теория права, привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.