Арбитраж в Российской Федерации и Спортивный арбитражный суд (САС). Международный спортивный арбитраж как основной инструмент разрешения споров, прямо или косвенно связанных со спортом Международный спортивный арбитраж

Наиважнейшим нормативным актом регламентирующим практическую деятельность международных спортивных организаций, является кодекс международного арбитража. Кодекс составляет ныне юридическую основу для разрешения спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере ФКиС. Значение Кодекса трудно переоценить, так как с его принятием (в 1994г.) разрешение споров в физкультурно-спортивной сфере получило свою законодательную платформу. А это обстоятельство, в свою очередь означает, что решения, выносимые международным арбитражным судом, признаются легитимными всеми сторонами конфликта, практически исчезают незаслуженно и незаконно обиженные, а также враждующие спортивные организации.

Кодекс международного спортивного арбитража представляет собой довольно объемный правовой документ, в связи с чем рассмотрим лишь общие положения и наиболее важные моменты.

Общие положения Кодекса определяют, что с целью урегулирования споров в области спорта арбитражным путем созданы два органа:

– Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС) и

– Спортивный арбитражный суд (САС).

Споры, упомянутые в первой строке, касаются в первую очередь разногласий в области допинга. В ведении арбитража, в соответствии с Кодексом, находятся споры, в которых участвуют федерации, ассоциации или другие спортивные организации (если их уставами или регламентами это предусмотрено).

Международный арбитражный совет в области спорта состоит из 20 членов-юристов высшего класса, которые назначаются следующим образом:

а) четыре члена назначаются международными федерациями (трое-международными федерациями по летним олимпийским видам спорта и один - международными федерациями по зимним олимпийским видам спорта);

б) четыре члена назначаются Ассоциацией национальных олимпийских комитете, которые выбираются из числа ее членов или извне;

в) четыре члена назначаются Международным олимпийским комитетом, которые выбираются из числа его членов или извне;

г) четыре члена назначаются двенадцатью членами МАСС, назначенных описанным выше способом, после соответствующих консультаций с тем, чтобы эффективно защищать интересы спортсменов;

д) четыре члена назначаются шестнадцатью членами МАСС, назначенных описанным выше способом, из числа независимых официальных лиц тех организаций, которые назначают других членов МАСС.

Такая сложная процедура комплектования юристами Международного арбитражного совета в области спорта объясняется тем, что в состав Совета должны попадать только квалифицированные и независимые специалисты. При назначении члены МАСС подписывают декларацию, согласно которой они обязуются выполнять свои функции персонально, со всей объективностью и независимостью в соответствии с положениями Кодекса.



МАСС выполняет следующие функции:

1) принимает и изменяет Кодекс;

2) избирает из числа своих членов на период в 4 года:

– президента по предложению МОК,

– двух вице-президентов (одного- по предложению международных феде-раций, другого- по предложению национальных олимпийских

комитетов), на которых в порядке их возраста возлагается ответственность замещать в случае необходимости президента;

– президента Палаты обычного арбитража и президента Палаты апелляционного арбитража САС;

– заместителей президентов двух названных Палат;

3) намечает кандидатуры для формирования списка арбитров САС;

4) занимается отводом и лишением полномочий арбитров, а также выполняет другие функции, предусмотренные процедурным регламентом;

5) обеспечивает финансирование САС в соответствии с фондами, предназ-наченными для его финансирования.

Выносимые МАСС решения считаются законными, когда по крайней мере половина его членов участвует в их принятии. Решения принимаются во время собраний простым большинством голосов. Любое изменение Кодекса требует большинства в две трети членов МАСС.

Спортивный арбитражный суд (САС) руководит деятельностью групп арбитров, задачей которых является разрешение арбитражного решения споров в области спорта в соответствии с процедурой регламента.

С этой целью САС контролирует назначение групп арбитров и ход процедуры. Он обеспечивает стороны необходимой инфрастуктурой.

В обязанности групп арбитров входит:

а) разрешение споров, которые переданы им для рассмотрения в обычном арбитраже;



б) разрешение путем апелляционной арбитражной процедуры споров (включая споры по допингу), касающихся решения дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций или других спортивных организаций, в том случае если уставы и регламенты этих ассоциаций это предусматривают;

в) давать независимое заключение по просьбе МОК, международных федераций, национальных экономических комитетов Олимпийских игр.

Арбитрами в количестве 150 человек САС формируется по специальной процедуре, аналогичной комплектованию. Международного арбитражного совета по спорту. По 30 членов предлагают МОК, национальные федерации, НОКи и уже назначенные арбитры.

Все споры, переданные в ведение САС, разбираются согласно утвержденного регламента. Спортивный арбитражный суд может проводить устное или местное расследование (ст.ст. R44.1., R444.2.). Группа арбитров выносит свое решение в соответствии с положениями избранного сторонами права или в отсутствие такого выбора, с положениями швейцарского права. Решение выносится большинством голосов, в отсутствие большинства – одним председателем группы арбитров (ст. К46).

В качестве иллюстрации работы Международного спортивного арбитражного суда рассмотрим следующий пример. Многие спортсмены в условиях жесткой конкуренции прибегают к различным ухищрениям для достижения более высоких результатов. Причем некоторые из этих приемов даже трудно назвать прямым допингом. Например, существует метод повышения мощности организма спортсмена за счет переливания ему собственной крови. Сущность метода проста, - если готовиться к соревнованиям на высокогорье, то у спортсмена в крови начинает продуцироваться большее количество эритоцитов за счет выделения особого гормона - эритропоэтина. Если взять у спортсмена 300-400 г. крови в период его тренировок на высокогорье и ввести их спортсмену позднее, в момент ответственных соревнований, мощность его организма увеличивается примерно на 10 %. Увеличение мощности организма ведет к улучшению спортивных результатов.

Сборная команда легкоатлетов страны N использовала данную методику в своей подготовке, в результате чего выиграла коммерческие соревнования. Представители другой сборной команды расценили это как допинг и подала жалобу в Спортивный арбитражный суд. Эксперты суда рассмотрели данный спор и вынесли решение - считать данное переливание крови допингом.

Спортивный арбитражный суд помимо споров принимает к рассмотрению апелляции и проводит консультирование спортивных организаций.

Апелляцию (просьбу о пересмотре решения) в САС подают те спортсмены или спортивные организации, которые хотят обжаловать решение дисциплинарного суда или аналогичной инстанции федерации, ассоциации или другого аналогичного органа.

МОК, международные федерации, НОКи, ассоциации, признанные МОК, организационные комитеты олимпийских игр могут ходатайствовать перед САС о даче консультативного заключения по любому юридическому вопросу, касающемуся практики развития спорта или любой физической и спортивной активности. Просьба о консультации адресуется САС и сопровождается документами, необходимыми арбитрам для выработки консультации.

Услуги по арбитражной процедуре платные: при подаче заявления истец выплачивает взнос минимально в 500 швейцарских франков, в противном случае САС не принимает дело к рассмотрению (ст. К64). После судебного разбирательства канцелярия определяет окончательную сумму арбитражных расходов, которая включает взнос в САС, расходы и гонорары арбитров, подсчитываемую в соответствии со шкалой САС, долю участия в расходах или авансировании расходов САС и расходы по привлечению свидетелей, экспертов и переводчиков.

4.4 Законодательное регулирование деятельности международных спортивных федераций (на примере международной федерации футбола - FIFA)

Законодательное регулирование деятельности федерации футбола

Рассмотрение международных физкультурно-спортивных правовых актов было бы неполным без анализа законодательного регулирования деятельности спортивных федераций. В качестве примера рассмотрим нормативно-правовую деятельность международной федерации футбола (FIFA)- самого популярного в мире вида спорта.

Законодательное и нормативно-правовое регулирование деятельности международной федерации футбола осуществляется на базе трех основных актов:

– Устав FIFA;

– Регламента – Официального разъяснения по применению Устава;

– Процедурного регламента конгресса FIFA.

Устав FIFA открывает интерпретация (пояснение) терминов, применяемых в уставе. Здесь дается трактовка таких терминов, как «федерация», «ассоциация», «лига», «конфедерация», «официальные лица», «футбол». Причем термин «футбол» означает игру, «исключительно контролируемую Федерацией регулируемую её Правилами игры». Далее Устав (ст. 2) определяет цели Федерации:

– пропагандировать и развивать игру в футбол любыми средствами, которые она считает целесообразными;

– укреплять дружественные отношения между национальными федерациями (НФ), конфедерациями, а также их официальными лицами и игроками путем организации футбольных матчей на всех уровнях и оказания поддержки футболу всеми иными средствами, которые она считает приемлемыми;

– контролировать любую разновидность футбола, предпринимая необходимые и целесообразные шаги, направленные на предотвращение нарушений Устава, регламентов или Правил игры, установленных Международным Советом Футбольных ассоциаций (ИФАБ),

– предотвращать введение порочных и иных методов или практики в игру и защищать ее от злоупотреблений;

– обеспечивать посредством Устава и Регламента принципы урегулирования любых разногласий, которые могут возникнуть между двумя или более НФ.

Членство в FIFA может иметь только одна НФ. Причем национальные федерации принимаются в члены FIFA только Конгрессом и после уплаты установленного денежного взноса.

Конгресс является законодательным органом FIFA и, как таковой, обладает верховной властью. Исполнительным органом FIFA является Исполком, а административным - генеральный секретариат. В Уставе зафиксированы все процедуры, связанные с избранием, либо назначением в те или иные органы FIFA. Решения, принятые Конгрессом, вступают в силу и становятся обязательными для Федерации и состоящих в ней НФ спустя три месяца после закрытия Конгресса.

Исполнительный комитет Федерации состоит из:

– одного президента;

– семь вице-президентов;

– шестнадцать членов.

Президент представляет Федерацию юридически. Он председательствует на Конгрессе, заседаниях Исполнительного комитета и комитетов, председателем которых он избран.

В состав Федерации входят также следующие постоянные комитеты:

– финансовый комитет;

– организационный комитет кубка мира FIFA;

– организационный комитет Кубка FIFA/Конфедераций;

– организационный комитет по проведению Олимпийских футбольных турниров;

– комитет по юношеским соревнованиям FIFA; комитет по мини-футболу (5x5 – футзал);

– комитет женского футбола;

– комитет судей;

технический комитет;

– комитет спортивной медицины; комитет по делам статуса игроков;

– комитет по юридическим вопросам;

– комитет по безопасности и честной игре;

– комитет по делам прессы;

– протокольный комитет.

Как видно из одного лишь перечня комитетов, FIFA представляет собой большую организацию, которая осуществляет учет и контроль со всех сторон деятельности национальных и международных футбольных федераций и конфедераций. Деятельность каждого комитета регулируется соответствующей статьей Устава FIFA. Так, например, ст. 35 регламентирует деятельность Комитета по юридическим вопросам. Комитет состоит из председателя, заместителя и необходимого числа членов; все они должны иметь юридическое образование. В обязанности Комитета входит:

– давать юридические консультации и вырабатывать позицию по всем вопросам, спорам и запросам, представляемым Комитету;

– следить за совершенствованием Устава и регламентов, которыми руководствуется FIFA, и вносить предложения Исполкому по любым поправкам, которые, по мнению Комитета, могут быть полезными;

– проверять уставы и регламенты НФ, входящих в состав FIFA, и в зависимости от обстоятельств рекомендовать Исполкому вмешаться для внесения желательных поправок.

Финансовой базой FIFA являются теле- и радиотрансляции, поэтому федерация жестко контролирует эту сферу деятельности. В частности, ст. 49 определяет, что FIFA, ее НФ-члены и клубы являются владельцами исключительных прав на теле- и радиотрансляции мероприятий, проводимых под их соответствующей юрисдикцией, через любые аудивизуальное или звуковое средство, будь то прямой эфир, запись или фрагменты.

Регламент, дающий официальные разъяснения по трактовке Устава FIFA, регулирует порядок подачи заявления о вступлении в FIFA, дает разъяснения по проведению футбольных турниров, межклубных и межлиговых матчей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Решение арбитражного суда: сущность, значение и основные черты. Законная сила судебных решений, их виды и особенности. Принятие, объявление и обжалование решений арбитражного суда. Изучение деятельности его в процессе рассмотрения и разрешения дела.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2014

    Понятие и виды судебных актов арбитражного суда. Предъявляемые требования к решению арбитражного суда. Определение арбитражного суда (форма и содержание). Особенности производства по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Понятия судебных решений и требований, определение сущности судебного решения. Законность, обоснованность, мотивированность решений арбитражного суда. Анализ требований, предъявляемых к решению арбитражного суда как к акту защиты нарушенного права.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2010

    Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде и прокуратуре". Рассмотрение основных проблем, возникающих в процессе объединения Высшего Арбитражного суда и Верховного суда государства.

    реферат , добавлен 02.06.2014

    Характеристика правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Рассмотрение стадий арбитражного процесса. Изучение полномочий арбитражного суда в исполнительном производстве. Наложение штрафа за неявку в судебное заседание.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2015

    Понятие и виды актов арбитражных судов в Российской Федерации. Сущность, значение, порядок вынесения его решения. Законная сила решения арбитражного суда. Его содержание и основные требования к нему. Исправление недостатков решения арбитражного суда.

    реферат , добавлен 13.11.2013

    История арбитражных судов в России, структура арбитражного суда, компетенция арбитражного суда, нововедения в арбитражном законодательстве. Законодательство об арбитражных судах. Совершенствование арбитражной судебной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2003

Удовлетворить апелляции 28 российских спортсменов, пожизненно отстраненных от Олимпийских игр в связи с нарушением антидопинговых правил на XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о Спортивном арбитражном суде.

Разрешением споров, имеющих отношение к спорту, занимаются две международные организации: Международный арбитражный совет в области спорта (International Council of Arbitration for Sport, ICAS) и Спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport, CAS). ICAS ведет организационные и финансовые дела CAS, обеспечивает независимость CAS и соблюдение прав заинтересованных сторон. CAS непосредственно рассматривает финансовые и дисциплинарные споры.

История

В 1981 году президент МОК Хуан-Антонио Самаранч высказал идею создания спортивного юридического органа. В 1982 году рабочая группа под руководством члена МОК Кебы Мбайе разработала устав организации. В 1983 году МОК ратифицировал документ, он вступил в силу 20 июня 1984 года. Этот день считается днем основания CAS, первым президентом организации стал Мбайе.

В феврале 1992 года немец Эльмар Гундель, выступавший в соревнованиях по конному спорту, подал в CAS апелляцию на решение Международной федерации конного спорта, дисквалифицировавшей его за то, что в крови его лошади был обнаружен допинг. CAS рассмотрел дело Гунделя и частично удовлетворил его протест, сократив срок дисквалификации спортсмена.

Гундель не был согласен с решением CAS, обратился в Верховный суд Швейцарии с жалобой на то, что CAS не является независимой организацией. В марте 1993 года Верховный суд Швейцарии признал независимость CAS от Международной федерации конного спорта. При этом он отметил, что CAS подотчетен МОК, финансируется преимущественно из средств МОК, что МОК уполномочен вносить изменения в устав CAS и назначать судей.

Это решение послужило толчком к реформированию CAS. Был полностью пересмотрен устав организации. Главным изменением стало создание Международного арбитражного совета в области спорта - организации, которая стала заниматься административной деятельностью и финансами CAS вместо МОК. Также важным итогом реформы стало принятие Спортивно-арбитражного кодекса, который вступил в силу 22 ноября 1994 года и был впоследствии обновлен в 2004 году.

С момента реформы CAS в 1994 году его юрисдикцию признали все международные олимпийские ассоциации и многие национальные олимпийские комитеты. С 2003 года CAS также является последней инстанцией в международных спорах, касающихся употребления допинга, в соответствии с кодексом Всемирного антидопингового агентства.

Структура

Рабочими языками CAS являются английский и французский. Главный офис организации находится в Лозанне. Также созданы два дополнительных региональных офиса: в Сиднее и Нью-Йорке. Во время проведения крупных соревнований (с 1996 года на Олимпийских играх, с 1998 года на Играх Содружества, на чемпионатах мира и Европы по футболу с 2006 и 2000 года соответственно, с 2014 года на Азиатских играх) создаются временные трибуналы.

Структура ICAS

В состав ICAS входят 20 квалифицированных юристов. Четверо из них назначаются международными спортивными федерациями (три - от Ассоциации международных федераций летних олимпийских видов спорта, один - от Ассоциации международных федераций зимних олимпийских видов спорта); четверо - Ассоциацией национальных олимпийских комитетов; четверо - МОК. Упомянутые 12 членов ICAS назначают еще четырех членов, ответственных за соблюдение прав спортсменов. Эти 16 членов назначают еще четырех членов из числа лиц, независимых от перечисленных выше организаций.

Члены ICAS назначаются на четырехлетний срок. Они не могут входить в списки судей или медиаторов CAS. ICAS может вносить поправки в Спортивно-арбитражный кодекс, назначает и исключает судей и медиаторов CAS, несет ответственность за финансирование CAS, назначает генерального секретаря CAS и др. Из числа своих членов ICAS сроком на четыре года избирает президента и двух вице-президентов, президентов обеих палат CAS и их заместителей. ICAS собирается так часто, как этого требует деятельность CAS, но не реже одного раза в год.

Президент, избранный ICAS, одновременно является президентом CAS. Он может проводить заседания правления ICAS (в правление, кроме президента, входят вице-президенты и президенты обеих палат CAS). С 2010 года данную должность занимает австралиец Джон Коутс.

Структура CAS

В состав CAS входят не менее 150 судей и 50 медиаторов (нейтральные посредники, помогающие сторонам разрешить конфликт), назначаемых ICAS.

CAS состоит из двух палат: палаты обычного арбитража и палаты апелляционного арбитража. Палата обычного арбитража создает группы арбитров, имеющие своей задачей разрешение споров в обычной арбитражной процедуре. Палата апелляционного арбитража создает группы арбитров для рассмотрения протестов на решения дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций, других спортивных организаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Общие положения

2.5 Консультационная процедура в САС

Глава 3. Разрешение споров, возникающих во время Олимпийских игр

3.1 Общие положения о рассмотрении споров, возникающих во время Олимпийских игр

3.2 Процедура рассмотрения споров, возникающих во время Олимпийских игр

3.3 Судебная практика

Глава 4. Участие Спортивного арбитражного суда в рассмотрении дел, связанных с обвинениями в применении допинга

4.1 Правила применения норм Всемирного антидопингового кодекса Спортивным арбитражным судом

Заключение

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования особенностей современного спорта, в число которых входит формирование международного спортивного права и системы международного спортивного арбитража.

Ход разбирательства в обычных судебных инстанциях не приспособлен, по мнению большинства российских и зарубежных специалистов, к разрешению споров, сторонами которых являются участники спортивной деятельности.

Учитывая специфику споров, прямо или косвенно связанных со спортом, к настоящему времени созданы и успешно функционируют спортивные арбитражные суды: международный Спортивный арбитражный суд (англ."Courtof Arbitration for Sport, CAS, фр."Tribunal Arbitral du Sport, TAS), спортивные арбитражные комиссии (суды) в Бельгии, Германии, Испании, Италии, Люксембурге, Франции и других странах мира. Создаются арбитражи и в общеевропейских спортивных организациях, например, в Европейском народном спортивном движении. С июля 2003 года в России действует Спортивная арбитражная палата (Спортивный арбитражный суд) при Олимпийском комитете России, с октября 2009 года образован Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В настоящее время в нашей стране проводится активная работа по подготовке к крупнейшим международным соревнованиям: Олимпийским зимним играм 2014 года в Сочи, Чемпионату мира по футболу 2018 года, Всемирной Универсиаде в Казани 2013 года и другим спортивным мероприятиям.

В связи с этим целью настоящей дипломной работы является изучение международного спортивного арбитража как основного инструмента разрешения споров, прямо или косвенно связанных со спортом.

Задачами исследования, способствующими достижению данной цели, являются:

выявление правовой природы международного спортивного арбитража;

исследование особенностей международного спортивного арбитражного процесса;

рассмотрение специфики разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр;

анализ проблем участия Спортивного арбитражного суда в рассмотрении дел, связанных с обвинениями в применении допинга;

изучение международной судебной арбитражной практики в отношении российских спортсменов и федераций.

Предметом исследования являются нормы права, в том числе спортивного, основанные на них правоотношения, организация, полномочия и судебная практика международного Спортивного арбитражного суда.

Объект исследования - общественные отношения в области споров, прямо или косвенно связанных со спортом.

Теоретико-методологическую, нормативную и информационную базу исследования составили работы по международному частному праву, международные и российские правовые акты в области спортивного права: Кодекс международного спортивного арбитража от 22 ноября 1994 года, Олимпийская хартия, Европейская хартия спорта, Международная хартия физического воспитания и спорта (Декларация ООН от 21 ноября 1978 года), судебная практика международного Спортивного арбитражного суда, законодательство Российской Федерации, федеральные законы в области физической культуры и спорта и так далее.

В исследовании использованы труды в области спортивного арбитража и спортивного права таких российских авторов, как Бриллиантова А.М., Кузин В.В., Кутепов М.Е. и другие.

В связи с тем что тематика международного спортивного арбитража является относительно новой, в дипломной работе сделана попытка впервые ввести в научный оборот данные судебной практики разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр, судебной практики участия Спортивного арбитражного суда в рассмотрении дел, связанных с обвинениями в применении допинга, решения международного спортивного арбитража в отношении российских спортсменов и федераций.

Новизна работы и ее практическая ценность обусловлены предметом исследования - нормами спортивного права, основанными на них правоотношениями и судебной практикой международного Спортивного арбитражного суда, которые недостаточно исследованы российской правовой наукой, что явилось результатом противоречивого становления данных правовых явлений и бурного роста правовых споров, прямо или косвенно связанных со спортом. В работе впервые подробно проанализировано вынесенное в апелляционной процедуре решение Спортивного арбитражного суда в Лозанне (Швейцария), урегулировавшее отношения между российской и международной федерациями бадминтона как вида спорта, включенного в программу Олимпийских игр.

Материалы дипломной работы могут быть использованы при подготовке к рассмотрению в международном Спортивном арбитражном суде конкретных дел с участием российских спортсменов и федераций, а также в учебном процессе в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

История создания международного спортивного арбитража

В начале 80-х годов прошлого столетия резко возросло количество споров в области спорта. Данная ситуация стала импульсом к созданию специализированной юридической организации, основной миссией которой являлось бы рассмотрение споров, прямо или косвенно связанных со спортом, и принятие решений по ним.

Идея создания международного Спортивного арбитражного суда, принадлежавшая президенту Международного олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу, была изложена им на сессии МОК в Баден-Бадене.

В 1981 году МОК принял решение о создании специализированного органа для разрешения спортивных споров. В 1982 году рабочей группой МОК был подготовлен Устав Спортивного арбитражного суда (САС), который был утвержден в 1983 году и вступил в силу 30 июня 1984 года. Вместе с Уставом был принят и первый Регламент суда.

В соответствии с указанными нормативными документами Спортивный арбитражный суд состоял из 60 членов, работа которых оплачивалась МОК. Годовой бюджет Спортивного арбитражного суда утверждался Президентом МОК.

В первые годы своего существования Спортивный арбитражный суд, по существу, сосредоточил свое внимание на деятельности в двух основных направлениях:

на рассмотрении исков спортивных организаций и отдельных лиц по поводу споров в области спорта независимо от их природы;

на обеспечении консультирования различных спортивных организаций и отдельных лиц в отношении проблем и вопросов, возникающих в области спорта, которые потенциально могут привести к конфликту интересов.

В 1991 году в деятельности Спортивного арбитражного суда появилось еще одно направление - рассмотрение апелляций, поданных на решения, принятые различными дисциплинарными органами спортивных организаций.

В начале 1990-х годов ХХ века назрела необходимость пересмотра статуса суда, поскольку под вопрос были поставлены независимость и беспристрастность САС в силу его тесной организационной и финансовой связи с МОК. Итогом реорганизации суда стало принятие в 1994 году Кодекса международного спортивного арбитража и Договора о создании Международного совета по спортивному арбитражу.

Предложенная двухуровневая система была призвана разделить организационные и судебные функции суда, где Международный совет по спортивному арбитражу (МАСС) должен был решать организационные вопросы (надзор за функционированием и финансирование Спортивного арбитражного суда), а САС - собственно разрешать споры. Таким образом, Международный арбитражный совет в области спорта взял на себя по отношению к Спортивному арбитражному суду исполнение функций, принадлежавших ранее МОК.

Новые учредители Спортивного арбитражного суда - МОК, Ассоциация национальных олимпийских комитетов, Ассоциация зимних видов спорта, Ассоциация летних видов спорта - осуществляют финансирование суда в равных долях. Важным аспектом реформы явилось и создание в рамках Спортивного арбитражного суда двух постоянных подразделений: палат обычного и апелляционного арбитража. Кроме того, в рамках САС созданы специализированные структурные подразделения, которые получили название палаты «ad hoc» (для «данного» случая). Эти подразделения предназначены для разрешения споров, возникающих во время проведения Олимпийских игр. Они начали функционировать начиная с 1996 года на XXVI Олимпийских играх в Атланте. Кроме того, в структуру Спортивного арбитражного суда входят и так называемые децентрализованные подразделения в виде постоянно действующих отделений, созданных в 1996 году в Сиднее (Австралия) и Денвере (США). Последнее из названных отделений в 1999 году было переведено в Нью-Йорк. Местопребывание МАСС и САС - Лозанна, Швейцария.

Кодекс международного спортивного арбитража, вступивший в силу 22 ноября 1994 года, действует по настоящее время. Вместе с тем в 2003 году Кодекс подвергся значительной переработке на основе правовых принципов, выработанных практикой суда. Новая редакция Кодекса включает в себя две части: учредительную (S) и процессуальную (R). В учредительной части содержатся положения об органах суда, в процессуальной - арбитражный регламент, апелляционный регламент, регламент примирительной процедуры с участием посредника (медиация) и положения о консультационных заключениях САС.

Регламент разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр, является составной частью Кодекса международного спортивного арбитража.

Глава 1. Правовая природа международного спортивного арбитража

Как уже отмечалось, в соответствии с Кодексом международного спортивного арбитража от 22 ноября 1994 года (далее также - Кодекс)в целях урегулирования споров в области спорта арбитражным путем созданы два органа: Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС) и международный Спортивный арбитражный суд (САС).

1.1 Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС): статус, состав и структура, основные полномочия

Основные положения о МАСС определены в статьях S4 - S11 Кодекса международного спортивного арбитража.

Назначение МАСС - способствовать урегулированию споров в области спорта путем использования арбитража, охранять независимость САС и права сторон. Для этого совет обеспечивает управление и финансирование САС.

Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС) состоит из 20 членов - юристов высшего класса, назначаемых следующим образом:

а) четыре члена назначаются международными федерациями (трое - международными федерациями по летним олимпийским видам спорта и один - международными федерациями по зимним олимпийским видам спорта);

б) четыре члена назначаются Ассоциацией национальных олимпийских комитетов, которые выбираются из числа ее членов или извне;

в) четыре члена назначаются Международным олимпийским комитетом (выбираются из числа его членов или извне);

г) четыре члена назначаются 12 членами МАСС, назначенными описанным выше образом, после соответствующих консультаций с тем, чтобы эффективно защищать интересы спортсменов;

д) четыре члена назначаются 16 членами МАСС, назначенными описанным выше образом, из числа независимых официальных лиц тех организаций, которые назначают других членов МАСС.

При назначении члены МАСС подписывают декларацию, согласно которой они обязуются выполнять свои функции персонально, со всей объективностью и независимостью, в соответствии с положениями Кодекса международного спортивного арбитража, а также сохранять конфиденциальность, предусмотренную статьей R43 Кодекса.

Члены МАСС не могут быть включены в список арбитров САС и выступать в качестве советников одной из сторон в процессе рассмотрения спора.

Если член МАСС подает в отставку, умирает или не может выполнять свои функции по какой-либо другой причине, он замещается на период до истечения его мандата по правилам, применяющимся при его назначении.

МАСС выполняет следующие функции:

1) принимает и изменяет Кодекс международного спортивного арбитража;

2) избирает из числа своих членов на четыре года:

президента по предложению МОК;

двух вице-президентов (одного - по предложению международных федераций, другого - по предложению национальных олимпийских комитетов), на которых в порядке их возраста возлагается ответственность замещать в случае необходимости президента;

президента Палаты обычного арбитража и президента Палаты апелляционного арбитража САС;

заместителей президентов названных палат;

3) намечает кандидатуры для формирования списка арбитров САС;

4) занимается отводом и лишением полномочий арбитров, а также выполняет другие функции, предусмотренные его процедурным регламентом;

5) обеспечивает финансирование САС, для чего:

получает и распоряжается согласно финансовому регламенту САС фондами, предназначенными для его функционирования;

утверждает бюджет САС, подготовленный канцелярией САС;

утверждает годовые отчеты САС, составляемые канцелярией;

6) назначает генерального секретаря САС;

7) осуществляет основной контроль за деятельностью канцелярии САС;

8) использует, если считает это необходимым, региональные арбитражные структуры - постоянные или специально создаваемые для определенного случая;

9) создает, если считает это необходимым, фонды содействия для облегчения обращения в САС и определяет порядок их использования;

10) может принимать любые другие меры, которые считает необходимыми для обеспечения защиты прав сторон, с тем, чтобы гарантировать наилучшим образом независимость арбитров и способствовать урегулированию споров, возникающих в области спорта, путем использования арбитража.

МАСС исполняет свои обязанности или самостоятельно, или через правление, которое состоит из президента и двух вице-президентов МАСС, президента Палаты обычного арбитража и президента Палаты апелляционного арбитража САС.

МАСС не может делегировать правлению функции, перечисленные в пунктах 1, 2, 3, 5.2 и 5.3 статьи S6 Кодекса.

МАСС собирается, когда этого требует деятельность САС, но не реже одного раза в год.

Выносимое МАСС решение считается законным, если половина членов совета участвуют в его принятии. Решения принимаются во время собраний простым большинством голосов. Голос президента является решающим в случае равенства голосов «за» и «против». Любое изменение Кодекса международного спортивного арбитража требует большинства в две трети членов МАСС. Члены МАСС участвуют в принятии решений лично, представительство не допускается.

Генеральный секретарь САС участвует в принятии решений с правом совещательного голоса и работает в качестве секретаря МАСС.

Президент МАСС является одновременно президентом Спортивного арбитражного суда. На него возложено решение текущих административных задач, касающихся деятельности Совета.

Правление собирается по решению президента МАСС.

Решение правления считается принятым, если трое из его членов участвуют в заседании. Решения принимаются простым большинством голосов, голос президента является решающим в случае равенства голосов «за» и «против».

Члену МАСС или правления может быть заявлен отвод, если обстоятельства позволяют усомниться в его независимости по отношению к одной из сторон арбитражного разбирательства, которое должно стать предметом решения МАСС или правления на основании пункта 4 статьи S6 Кодекса. Член Совета или правления должен незамедлительно взять самоотвод, если в судебном разбирательстве фигурирует как сторона та спортивная организация, к которой он принадлежит, или в нем в качестве арбитра или советника участвует член адвокатского бюро, к которому принадлежит член МАСС или правления.

Отведенный член Совета или правления не принимает участия в принятии решений, касающихся данного арбитражного дела, и не получает по нему никакой информации.

1.2 Спортивный арбитражный суд (САС): статус, состав и структура, основные полномочия

Статус Спортивного арбитражного суда, его состав, структура и основные полномочия определены в статьях S12 - S22 Кодекса международного спортивного арбитража.

Спортивный арбитражный суд разрешает споры в составе одного или трех назначенных арбитров (используется терминология «группа арбитров, рассматривающих конкретное дело»).

Задачей групп арбитров является достижение арбитражного разрешения споров в области спорта в соответствии с процедурой, установленной Регламентом. САС контролирует назначение групп арбитров и ход процедуры. Он обеспечивает стороны необходимой инфраструктурой.

В обязанности групп арбитров входят:

а) разрешение споров, которые переданы им для рассмотрения в обычном арбитраже;

б) разрешение споров путем апелляционной арбитражной процедуры по делам, касающимся решений дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций, других спортивных организаций, в том случае, если уставы и регламенты этих организаций это предусматривают;

в) давать независимое заключение по просьбе МОК, международных федераций, национальных олимпийских комитетов, ассоциаций, признанных МОК, и организационных комитетов Олимпийских игр.

Это официальные лица, назначенные МАСС. Они фигурируют в списке арбитров в течение четырех лет. Общее число таких арбитров 150.

Формируя список арбитров Спортивный арбитражный суд и МАСС должны обращаться к лицам, имеющим юридическое образование и известную компетенцию в области спорта. При этом необходимо, как правило, соблюдать следующее распределение:

30 арбитров из числа лиц, предложенных МОК и избранных из числа его членов или извне;

30 арбитров из числа лиц, предложенных международными федерациями и избранных из числа их членов или извне;

30 арбитров из числа лиц, предложенных национальными олимпийскими комитетами и избранных из числа их членов или извне;

30 арбитров, выбранных после соответствующих консультаций с тем, чтобы профессионально защищать интересы спортсменов;

30 арбитров, выбранных из числа независимых лиц тех организаций, которые призваны предложить арбитров в соответствии с указанной статьей Кодекса.

По мере необходимости МАСС дополняет список арбитров.

О предложениях, касающихся назначения арбитров в связи с формированием списка, МАСС уведомляется упомянутыми спортивными организациями в установленный им срок.

Список арбитров САС и все изменения в нем публикуются.

При формировании списка арбитров МАСС контролирует, по мере возможности, справедливое представительство в нем всех континентов.

Если арбитр САС подает в отставку, умирает или какие-либо другие причины мешают ему исполнять обязанности, он может быть замещен на срок, остающийся до момента истечения срока действия его мандата, по тем же правилам, которые предусмотрены при его назначении, с исключениями, предусмотренными Регламентом.

Лица, фигурирующие в списке арбитров, могут быть призваны работать в группах, состоящих в ведении обеих палат Суда.

При назначении арбитры САС подписывают декларацию, в соответствии с которой они обязуются выполнять свои функции лично, со всей объективностью и независимостью, согласно положениям Кодекса международного спортивного арбитража.

С 2010 г. вступила в силу обновленная редакция Кодекса Международного спортивного арбитража, предусматривающая, в частности, невозможность одного и того же лица состоять в Списке арбитров САС и выступать в процессе в качестве представителя стороны - участника арбитражного разбирательства. Данное ограничение в гораздо большей степени призвано обеспечить беспристрастность и независимость арбитров при рассмотрении спортивных споров.

Арбитры САС обязаны соблюдать конфиденциальность.

Организация деятельности Спортивного арбитражного суда

САС состоит из двух арбитражных палат: Палаты обычного арбитража и Палаты апелляционного арбитража.

Палата обычного арбитража создает группы арбитров, имеющие своей задачей разрешать споры в обычной арбитражной процедуре, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные Регламентом.

Палата апелляционного арбитража создает группы арбитров для рассмотрения протестов на решения дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций, других спортивных организаций при условии, что уставы и регламенты этих спортивных организаций или отдельные договоры предусматривают возможность опротестования их решений в Спортивном арбитражном суде. Эта палата выполняет и другие обязанности, предусмотренные Регламентом.

Арбитражные дела, относящиеся к ведению САС, передаются палатам в соответствии с их назначением. Передача дел не может быть оспорена сторонами дела как неправомерная.

Председатель любой из палат САС может быть отстранен от участия в деле, если обстоятельства позволяют законно усомниться в его независимости по отношению к одной из сторон арбитражного дела, переданного в возглавляемую им палату. Так же, как и в процедуре отвода, он должен сразу же отказаться от участия в деле, переданном на рассмотрение в возглавляемую им палату, если в нем участвует как сторона спортивная организация, к которой он принадлежит, или в нем в качестве арбитра или советника участвует член адвокатского бюро, к которому принадлежит председатель палаты.

Если председатель одной из палат отстранен от участия в деле, его функции выполняет президент Спортивного арбитражного суда. Отстраненный председатель палаты не получает также никакой информации, касающейся деятельности Суда по данному арбитражному делу.

В структуру САС входит канцелярия, состоящая из генерального секретаря и секретарей, которые замещают генерального секретаря в случае необходимости.

Канцелярия выполняет функции, возложенные на нее Кодексом международного спортивного арбитража.

Устав дополняется Регламентом, принимаемым Международным арбитражным спортивным советом.

Регламент применяется, когда стороны пришли к соглашению передать спор в области спорта на рассмотрение Спортивного арбитражного суда. Такой спор может проистекать из контракта, содержащего арбитражные условия, или являться предметом заключенного позднее арбитражного договора (обычная арбитражная процедура). Он также может иметь отношение к обжалованию решения, вынесенного дисциплинарным судом, аналогичной инстанцией федерации, ассоциации или другой спортивной организации, если уставы и регламенты этих организаций или особое соглашение предусматривают обжалование в Спортивный арбитражный суд (апелляционная арбитражная процедура).

Споры могут касаться принципиальных вопросов в области спорта, денежных интересов и других проблем, возникающих в спортивной деятельности.

Регламент применяется также, когда САС просят дать консультацию (консультационная процедура).

Глава 2. Международный спортивный арбитражный процесс

2.1 Общие положения

Процедура рассмотрения споров в Спортивном арбитражном суде установлена Регламентом (R), общие положения определены в его статьях R27 - R37.

Местом рассмотрения спортивных арбитражных споров является Лозанна (Швейцария). В то же время, если обстоятельства этого требуют, председатель группы арбитров или в его отсутствие президент соответствующей палаты может решить после консультации со сторонами спора, что заседание группы арбитров состоится в другом месте.

Рабочими языками в Спортивном арбитражном суде являются французский и английский. При отсутствии согласия сторон председатель группы арбитров определяет в начале процедуры один из этих языков в качестве языка арбитража, принимая во внимание обстоятельства, которые он считает относящимися к делу.

С согласия группы арбитров стороны могут выбрать другой язык. Об этом они информируют САС. В таком случае группа арбитров относит все или часть расходов по переводу на счет сторон.

Стороны спора могут быть представлены лицами по их выбору. Фамилии, адреса, номера телефонов и факсов лиц, представляющих стороны спора, должны быть сообщены в канцелярию САС, другой стороне спора и группе арбитров, как только она будет создана.

Канцелярия осуществляет уведомление и передает сообщения, которые САС или группа арбитров предназначают сторонам спора. Уведомления и сообщения составляются на французском или английском языке и направляются по адресам, указанным в арбитражном ходатайстве, апелляционном иске или ходатайстве о консультации, или по любому другому адресу, указанному в ходе рассмотрения спора.

Решения, постановления и другие документы САС и группы арбитров передаются таким образом, чтобы имелось доказательство их получения сторонами спора.

Информация, исходящая от сторон спора и предназначенная САС или группе арбитров, включая арбитражное ходатайство (апелляционный иск, ходатайство о консультации), направляется в Суд в стольких экземплярах, сколько существует сторон спора, советников и арбитров, плюс один экземпляр для канцелярии САС.

По мотивированному ходатайству председатель группы арбитров или в его отсутствие председатель соответствующей палаты может продлить сроки, установленные Регламентом, если того требуют обстоятельства дела.

Независимость и квалификация арбитров

Каждый арбитр должен оставаться независимым от сторон спора и обязан немедленно заявить обо всех обстоятельствах, могущих поставить под сомнение его независимость по отношению к сторонам или к одной из них.

Каждый арбитр должен фигурировать в списке, формируемом Международным арбитражным спортивным советом в соответствии с Уставом, являющимся частью Кодекса, и обладать необходимыми данными для того, чтобы провести арбитражное разбирательство до конца в оптимальные сроки.

Как уже отмечалось, арбитр может быть отведен, если обстоятельства позволяют законно усомниться в его независимости. Отстранение должно быть истребовано немедленно после того, как стала известна его причина.

Отстранение (отвод) является исключительно компетенцией МАСС или его правления. Совет (или правление) принимает решение по мотивированному ходатайству после того, как получит письменное мнение по этому поводу сторон спора, арбитра, который ведет данное дело, и других арбитров. МАСС выносит коллегиальное мотивированное решение.

Любой арбитр может быть освобожден от должности Советом, если он отказывается или ему что-либо мешает выполнять свои функции. МАСС может делегировать выполнение этой функции своему правлению. МАСС предварительно просит стороны спора, арбитра, ведущего данное дело, и других арбитров письменно высказать свое мнение по этому поводу, и принимает коллегиальное мотивированное решение.

В случае отставки, смерти, освобождения от должности или отвода арбитра происходит его замена в порядке, применяемом при его назначении. Если отсутствуют противоположные мнения сторон спора или специальные решения группы арбитров, процедура протекает без повторения действий, предшествующих замене арбитра.

Предварительные и охранительные меры

В соответствии с Регламентом ни одна из сторон спора не может требовать предварительных и охранительных мер до передачи в Спортивный арбитражный суд заявления или апелляционного иска, которые предполагают отсутствие иных способов разрешения спора.

Президент соответствующей палаты до передачи досье группе арбитров, а затем и группа арбитров могут по ходатайству одной из сторон спора предписать предварительные или охранительные меры. В связи с передачей спора, связанного с апелляционной арбитражной процедурой в САС, стороны отказываются требовать такие меры от гражданских властей. Такой отказ не касается предварительных и охранительных мер, относящихся к спорам, связанным с обычной арбитражной процедурой.

Приняв к рассмотрению заявление о предварительных мерах, президент соответствующей палаты или группа арбитров предлагают противостоящей стороне спора высказать свое мнение в течение 15 дней или в более короткий срок, если обстоятельства дела того требуют. Президент соответствующей палаты и группа арбитров выносят постановление в кратчайшие сроки. В случае крайней срочности президент соответствующей палаты до передачи досье группе арбитров, а затем председатель группы арбитров могут принять постановление сразу же после подачи заявления при условии, что противостоящая сторона спора определится по этому вопросу в дальнейшем.

Применение предварительных и охранительных мер может зависеть от предоставления гарантий сторонами спора.

2.2 Обычная арбитражная процедура

Основные положения обычной арбитражной процедуры отражены в статьях R38 - R46 Регламента.

Арбитражное ходатайство

Сторона, которая намеревается обратиться в САС, в соответствии с Регламентом передает ходатайство, включающее следующие данные:

краткое описание фактов и правовых оснований, в том числе описание вопросов, передаваемых в САС в целях вынесения решения;

претензии стороны-истца;

копию контракта, содержащего арбитражное условие, или копию документа, предусматривающего арбитражное разбирательство;

все необходимые сведения, касающиеся числа и способа выбора одного или нескольких арбитров, особенно если арбитражное условие предусматривает трех арбитров; фамилию и адрес арбитра, выбранного истцом из лиц, фигурирующих в списке САС.

При подаче ходатайства сторона-истец делает взнос, предусмотренный Регламентом.

Осуществление САС арбитражной процедуры и ответ на арбитражное заявление

Исключая случаи, когда очевидно («с первого взгляда»), что необходимые арбитражные условия рассмотрения спора отсутствуют, канцелярия САС принимает все необходимые меры для осуществления арбитражной процедуры. В этих целях она сообщает о поступившей жалобе ответчику, в случае необходимости запрашивает стороны спора о выборе применяемого права по сути спора, выборе сторонами одного или нескольких арбитров для назначения их из списка САС, а также для ответа на арбитражное заявление.

Ответ на арбитражное заявление должен содержать следующие данные:

краткое описание доводов защиты;

возражения о неправомочности рассмотрения арбитражного заявления (возражение против рассмотрения дела, основанное на его неподсудности данному суду);

встречный иск.

Создание группы арбитров

Как уже отмечалось, группа может состоять из одного или из трех арбитров. Если арбитражное условие не уточняет числа арбитров, президент палаты принимает решение с учетом сущности спора и сложности дела.

Стороны спора договариваются о порядке назначения арбитров. При отсутствии согласия арбитры назначаются следующим образом.

Если согласно арбитражному условию или решению президента палаты следует назначение одного арбитра, стороны спора назначают его по взаимной договоренности в 20-дневный срок, установленный канцелярией САС после получения ходатайства. Если такая договоренность в указанный срок не достигнута, президент палаты сам назначает арбитра.

Если согласно арбитражному условию или решению президента палаты необходимо назначить трех арбитров, сторона-истец определяет одного арбитра в ходатайстве или в срок, установленный в момент решения о числе арбитров, а сторона-ответчик определяет другого арбитра в срок, установленный канцелярией в момент получения ходатайства. При отсутствии таких назначений президент палаты сам назначает арбитра от имени сторон. Два арбитра, назначенные таким образом, выбирают по обоюдному согласию председателя группы арбитров в срок, установленный канцелярией. При отсутствии согласия к назначенному сроку президент палаты назначает председателя группы от лица двух избранных ранее арбитров.

Арбитры, определенные сторонами, а также председатель группы считаются официально назначенными по данному делу только после их утверждения президентом палаты. Перед утверждением он убеждается, что арбитры отвечают условиям, определенным Регламентом.

Когда группа арбитров создана, канцелярия оформляет это решение и передает арбитрам досье по делу.

Многосторонний арбитраж

В случае если в арбитражном ходатайстве указываются несколько истцов и (или) ответчиков, Суд создает группу арбитров с таким их числом и с таким порядком назначения, которое удобно для всех сторон спора. В отсутствие согласия президент палаты самостоятельно устанавливает число арбитров.

Если необходимо назначить трех арбитров и имеется несколько истцов, последние назначают одного арбитра сообща. Если надо назначить трех арбитров и имеется несколько ответчиков, последние по согласованию назначают одного арбитра. В отсутствие таких согласованных позиций президент палаты сам приступает к назначению арбитров от лица истцов или ответчиков. Председатель арбитражной группы назначается по согласованному решению сторон либо в отсутствие согласия - президентом палаты.

Если ответчик желает, чтобы в арбитражном деле участвовал посредник (третье лицо), он должен указать это в своем ответе, привести обоснования и передать дополнительный экземпляр своего ответа. Канцелярия направляет этот экземпляр лицу, об участии которого ходатайствуют, и назначает ему срок для того, чтобы определиться с участием в процессе и передать свое решение. Она определяет также срок, в течение которого истец принимает решение об участии посредника (третьего лица).

Если третье лицо желает участвовать в арбитраже как сторона, оно должно передать в САС просьбу по этому поводу в срок, установленный для ответа ответчика. Эта просьба содержит те же исходные данные, которые должны фигурировать в арбитражном заявлении. Канцелярия передает один экземпляр этой просьбы сторонам и устанавливает им срок для того, чтобы они определились с участием третьих лиц и сообщили о своем решении.

Третье лицо может участвовать в арбитраже, только если оно связано арбитражным условием или если оно само и другие стороны процесса согласны на это. По истечении указанных сроков президент палаты решает вопрос об участии третьего лица. В случае необходимости группа арбитров устанавливает особые процедурные правила для участия третьего лица в деле.

Примирение

Президент палаты до передачи досье группе арбитров, а затем и группа арбитров могут попытаться решить спор путем примирения сторон. Любое мировое соглашение может быть предметом арбитражного решения, если оно приводит к согласию между сторонами.

Конфиденциальность

Арбитражная процедура, проводимая в соответствии с Регламентом, конфиденциальна. Стороны, арбитры и САС обязуются не разглашать факты и другую информацию, имеющие отношение к спору и процедуре. Решение арбитража не публикуется, если только само решение не предусматривает этого или все стороны не согласны с опубликованием.

Арбитражная процедура

Процедура включает письменное разбирательство (расследование), а если группа арбитров считает это необходимым, и устное разбирательство (расследование).

Письменное разбирательство (судебное следствие)

Как только получено досье, председатель группы арбитров устанавливает процедуру письменного разбирательства (судебного следствия). Процедура, как правило, включает памятную записку, контрзаписку (ответную записку) и, если обстоятельства того требуют, возражение и контрвозражение противостоящей стороны.

В памятной записке и контрзаписке стороны могут сформулировать просьбы, не вошедшие в жалобу или в ответ. После этого сторона не может больше излагать новые просьбы без согласия другой стороны.

Стороны представляют вместе с деловыми бумагами все документы, в которых, по их мнению, содержатся факты и аргументы, подтверждающие их позицию. После обмена деловыми бумагами стороны больше не могут представлять документы без взаимного согласия или, в чрезвычайных обстоятельствах, без разрешения группы арбитров.

В своих деловых бумагах стороны называют свидетелей и экспертов, которых они хотят заслушать, и излагают все обстоятельства дела.

Устное разбирательство (судебное следствие)

Когда обмен документами по делу закончен, председатель группы арбитров устанавливает правила устного судебного разбирательства (следствия) и дату судебного заседания. Устное судебное следствие включает само заседание арбитражного суда, в ходе которого группа арбитров заслушивает стороны, свидетелей и экспертов, а также заключительные судебные речи сторон. Сторона-ответчик имеет слово последней.

Председатель группы арбитров ведет дебаты и следит за тем, чтобы они были лаконичны, ограничены темой предъявленных письменных документов и относились непосредственно к делу. Дебаты проходят за закрытыми дверями, за исключением тех случаев, когда стороны согласны на открытое слушание. Дебаты протоколируются. Любое опрашиваемое в суде лицо может пользоваться переводчиком за счет той стороны, которая об этом ходатайствовала.

Стороны могут пригласить и попросить, чтобы были заслушаны свидетели и эксперты, которых они указали в материалах по делу.

Перед тем как заслушать свидетеля, эксперта или переводчика, группа арбитров призывает это лицо говорить правду под угрозой наказания за лжесвидетельство.

После устного следствия стороны больше не могут представлять письменные документы, если только этого не предписывает группа арбитров.

Следственные судебные действия, предписываемые группой арбитров

Каждая сторона может просить группу арбитров предписать, чтобы другая сторона предоставила в ее пользование или под ее контроль дополнительные документы. Сторона, ходатайствующая о предоставлении документов, должна доказать наличие, доступность этих документов суду и отношение по существу к рассматриваемому делу.

Группа арбитров может в любое время, если она считает это необходимым, потребовать представления дополнительных документов, предписать допрос свидетелей, назначить и заслушать экспертов или произвести другие следственные судебные действия.

Группа арбитров консультирует стороны по вопросам выбора и миссии эксперта. Эксперт, назначенный группой арбитров, должен быть независим от сторон и обязан немедленно раскрыть любое обстоятельство, способное поставить под сомнение его независимость в отношении сторон или одной из них.

Ускоренная арбитражная процедура

С согласия сторон группа арбитров может прибегнуть к ускоренной процедуре, правила проведения которой она и определяет.

Определение права, подлежащего применению в международном Спортивном арбитражном суде

Выбор системы права (законодательства) для рассмотрения конкретного дела принадлежит сторонам. Если стороны не придут к согласию по этому вопросу, дело рассматривается по швейцарскому праву. Стороны могут разрешить группе арбитров вынести решение исходя из требований справедливости.

Арбитражное решение

Арбитражное решение выносится большинством голосов, в отсутствие большинства - председателем группы арбитров. Арбитражное решение должно быть оформлено в письменном виде, мотивировано, если только стороны не согласились с ним, датировано и подписано. Достаточно одной подписи председателя группы арбитров.

Арбитражное решение окончательно и обязательно для исполнения, оно не подлежит обжалованию. Отсутствие возможности обжалования, как правило, является обязательным условием арбитражного судебного разбирательства. Это фиксируется в арбитражном соглашении, заключаемом до начала судебной процедуры, и объясняется помимо прочего тем, что стороны не проживают и не имеют места официальной регистрации в Швейцарии.

Разъяснение решения

Сторона может попросить у Суда разъяснения решения, вынесенного в результате обычной арбитражной процедуры, если содержание этого решения неясно, двусмысленно, или если его пункты противоречат друг другу, или если в решении имеют место редакционные ошибки или ошибки в подсчетах.

Когда САС получает просьбу о разъяснении решения, президент соответствующей палаты изучает, есть ли основание для дачи разъяснений. В положительном случае он передает просьбу группе арбитров, которая вынесла решение, для дачи разъяснений. Арбитры группы, отказывающиеся или препятствующие процедуре разъяснения, подлежат замене. Группа арбитров выносит решение по указанной просьбе в течение месяца после передачи ей материалов дела.

2.3 Процедура арбитражной апелляции

Основные положения процедуры арбитражной апелляции установлены статьями R47 - R69 Регламента.

Апелляция

Сторона может обжаловать решение дисциплинарного суда аналогичной инстанции спортивной федерации, ассоциации или другого спортивного органа, если уставы или регламенты перечисленных спортивных организаций прямо это предусматривают или если стороны заключили отдельный арбитражный договор (соглашение). Кроме того, необходимым условием арбитражной апелляции является исчерпание истцом до обращения в Спортивный арбитражный суд других правовых возможностей, которыми он располагал в соответствии с уставами и регламентами перечисленных спортивных организаций.

Апеллянт передает в САС апелляционное заявление, включающее:

копию обжалуемого решения;

претензии апеллянта;

фамилию арбитра, выбранного апеллянтом из списка арбитров САС, если стороны не согласились прибегнуть к помощи одного арбитра;

в случае необходимости мотивированное ходатайство о приостановлении исполнения решения спортивной инстанции, чье решение обжалуется;

копию положений устава, регламента или особого договора (соглашения), предусматривающих возможность апелляции к САС.

В момент подачи ходатайства апеллянт делает денежный взнос, предусмотренный Регламентом.

Сроки апелляции

При отсутствии специального срока подачи апелляции, установленного уставами или регламентами федераций, ассоциаций, других спортивных организаций или особыми арбитражными договорами (соглашениями), срок подачи апелляции - 21 день со дня сообщения о решении, явившемся предметом апелляции.

Апелляция представляется на рассмотрение группы из трех арбитров, за исключением случаев, когда в момент подачи апелляции апеллянт сообщает, что стороны договорились прибегнуть к помощи одного арбитра, или если президент палаты считает, что апелляция приобретает срочный характер и должна быть передана на рассмотрение одного арбитра.

Обоснование апелляции

Через 10 дней после истечения срока подачи апелляции апеллянт передает в САС ходатайство, содержащее описание фактов и правовые позиции (аргументы), лежащие в основе апелляции. Вместе с ходатайством подаются все документы и доказательства, на которые он намеревается ссылаться. В противном случае апелляция не рассматривается (считается невнесенной).

Процедура рассмотрения арбитражной апелляции

Если апелляционное ходатайство оформлено надлежащим образом и нет очевидных (явных) оснований для его отклонения, канцелярия САС сообщает об апелляционной жалобе ответчику, и президент палаты приступает к созданию группы арбитров. В случае необходимости он также в кратчайшие сроки принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения.

В случае если стороны не договорились прибегнуть к помощи одного арбитра или если президент палаты считает, что апелляция приобретает срочный характер и подлежит рассмотрению одним арбитром, ответчик назначает одного арбитра через 10 дней после получения апелляционной жалобы. При неназначении ответчиком арбитра в этот срок президент палаты приступает к назначению арбитра от имени ответчика.

Если стороны договорились прибегнуть к помощи одного арбитра или если президент палаты считает, что апелляция должна быть передана на рассмотрение одного арбитра, президент палаты назначает такого арбитра в момент получения апелляционной жалобы.

В случае если следует прибегнуть к помощи трех арбитров, президент палаты назначает председателя группы арбитров в момент назначения арбитра ответчиком. Арбитры, назначенные сторонами, считаются назначенными только после утверждения их президентом палаты. Перед этим президент палаты убеждается, что арбитры отвечают требованиям, предъявляемым Регламентом.

Когда группа арбитров создана, канцелярия передает арбитрам материалы дела (досье).

Ответ ответчика

Через 20 дней после получения искового заявления ответчик передает в САС свой ответ на исковое заявление. Ответ должен содержать:

описание доводов защиты (возражений против исковых требований);

возражения о неправомочности (возражение против рассмотрения дела, основанное на его неподсудности данному суду);

все документы и доказательства, на которые ответчик намеревается ссылаться.

Сторонам не разрешается менять свою аргументацию, представлять новые документы и доказательства после подачи мотивированной апелляции и ответа на исковое заявление. Исключение из этого правила допускается лишь в случае специальной договоренности сторон или решения председателя группы арбитров, полагающего, что имеют место существенные и экстраординарные обстоятельства.

Как только досье передано, председатель группы арбитров определяет правила судебного заседания для заслушивания сторон, свидетелей и экспертов, а также судебных речей. Он может потребовать ознакомления с материалами дела дисциплинарного суда или аналогичной инстанции, вынесшей решение, которое стало предметом обжалования.

Компетенция состава арбитров не ограничена рамками обжалуемого решения и тех обстоятельство и фактов, которые стали предметом рассмотрения первой инстанции, вынесшей решение. Состав суда вправе рассмотреть дело denovo, в связи с чем его правомочия не сводятся лишь к отмене решения полностью либо в части, и возвращению дела на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Применимое право

Группа арбитров выносит решение в соответствии с применимыми регламентами и правовыми нормами, избранными сторонами, а при отсутствии такого выбора - в соответствии с правом страны, в которой находится федерация, ассоциация или другая спортивная организация, чье решение обжалуется.

Судебное арбитражное решение

Решение выносится большинством голосов, а при отсутствии большинства - председателем группы арбитров. Решение должно быть принято в письменном виде, мотивировано, датировано и подписано. Достаточно одной подписи председателя группы арбитров.

Группа арбитров может информировать стороны о содержании решения до его полного письменного обоснованного изложения. Решение обязательно для исполнения с момента письменного уведомления о его содержании.

Арбитражное судебное решение по делу окончательно. Оно не подлежит обжалованию. Как уже отмечалось, данное обстоятельство обязательно фиксируется в арбитражном договоре (соглашении) до начала судебной процедуры и объясняется помимо прочего тем, что стороны не проживают и не имеют официальной регистрации в Швейцарии.

Решение или резюме, констатирующее окончание процедуры рассмотрения, публикуется САС, если только стороны не договорились, что материалы арбитражного рассмотрения должны остаться конфиденциальными.

Разъяснение апелляционного решения

Сторона может просить САС разъяснить решение, вынесенное в результате арбитражной апелляционной процедуры, если содержание этого решения неясно, двусмысленно, или если его пункты противоречат друг другу, или если в решении имеют место редакционные ошибки или ошибки в подсчетах.

При наличии достаточных оснований президент соответствующей палаты поручает группе арбитров, которая вынесла решение, дать по нему официальное разъяснение (в течение месяца). Арбитры, препятствующие вынесению разъяснения, подлежат замене.

2.4 Рассмотрение Спортивным арбитражным судом дела в отношении Всероссийской федерации бадминтона

В 2006 году Спортивный арбитражный суд в Лозанне вынес в апелляционной процедуре решение, кардинальным образом повлиявшее на перспективы развития российского бадминтона как вида спорта, включенного в программу Олимпийских игр.

Истцом выступила Всероссийская федерация бадминтона (ВФБ), срок аккредитации которой в Министерстве спорта Российской Федерации истек в 2005 году. Кроме того, федерация по судебному решению утратила статус юридического лица, в связи с чем утратила членство в Олимпийском комитете России в соответствии с его уставом. В соответствии с этими изменениями Совет консулов Международной федерации бадминтона принял в состав МФБ другую спортивную организацию - Национальную федерацию бадминтона России (НФБР), получившую аккредитацию в Росспорте и избранную в состав Олимпийского комитета России. Не согласившись с этим решением Совета консулов МФБ ВФБ подала апелляционный иск в Спортивный арбитражный суд в Лозанне с требованием отменить решение Совета консулов МФБ и восстановить Всероссийскую федерацию бадминтона в МФБ, исключив оттуда НФБР.

Интересы истца в суде представлял Нейл Камерон (Лондон, Англия).

Ответчиком являлась Международная федерация бадминтона (Куала-Лумпур, Малайзия), представленная Ричардом Хевиттом, поверенным из Уэдлейк Белл, Англия.

Председателем группы арбитров был назначен Франсуа Каррар, поверенный в Женеве (Швейцария), арбитрами - Одд Сейм-Хоген, поверенный в Осло (Норвегия), и Майкл Дж. Белофф, барристер в Лондоне (Англия).

Фактические обстоятельства дела

Всероссийская федерация бадминтона была основана в 1962 году и стала членом Международной федерации бадминтона в 1992 году после распада СССР и образования Российской Федерации.

Международная федерация бадминтона является всемирной организацией, управляющей развитием бадминтона. Она была основана в 1934 году. В состав МФБ входят 155 федераций. Цели и задачи МФБ определены в ее Уставе и включают среди прочего следующее:

«осуществление контроля над соревнованиями с международной точки зрения во всех странах и на всех континентах»;

«придание юридического статуса взаимоотношениям организаций - членов МФБ друг с другом»;

«укрепление уз товарищества между уже существующими организациями - членами МФБ, а также поощрение создания новых».

МФБ состоит в Олимпийском движении и признает Олимпийскую Хартию, а также другие решения МОК. В соответствии с Олимпийской Хартией МФБ является единственной в мире уполномоченной МОК организацией, представляющей международный бадминтон в мировом олимпийском движении и организующей проведение соревнований по бадминтону во время Олимпийских игр.

Процессуальные действия российской стороны

27 июля 2005 года Никулинский районный суд города Москвы по требованию Федеральной регистрационной палаты Министерства юстиции Российской Федерации вынес постановление о прекращении деятельности ВФБ, а также об исключении ВФБ из Единого государственного реестра юридических лиц. Основанием послужило то обстоятельство, что ВФБ систематически не представляла в срок в Федеральную регистрационную палату ежегодную обязательную информацию о своей деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» 31 августа 2005 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о прекращении деятельности ВФБ в качестве юридического лица.

...

Подобные документы

    Характеристика и история Олимпийских игр, принципы и символика олимпийского движения. Порядок проведения олимпийских игр. Содержание регламента разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр. Сущность и особенности олимпийских видов спорта.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2018

    Развитие спортивного движения и четкая дифференциация физических упражнений. Международные спортивные федерации, союзы, ассоциации и лиги. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением. Федерация фигурного катания на коньках России.

    реферат , добавлен 18.09.2014

    Спортивный туризм как одна из эффективных оздоровительных технологий. Природные комплексы Красноярского края для занятия спортивным туризмом. Описание комплекса мероприятий способствующих развитию спортивного туризма в крае. Разработка спортивного тура.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Спортивный туризм, как самостоятельный вид физического воспитания, его проблемы и история развития в России. Государственная инициатива в отношении спортивного туризма. Анализ причин трагедий в спортивных походах. Эльбрус: очередная массовая трагедия.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Развитие профессионального спорта в России. Профессиональный спорт с позиций системного подхода. Управление профессиональным спортом с помощью политических партий, рекламы и пропаганды. Источники финансирования, внутреннее управление спортивным клубом.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Древнегреческие Олимпийские игры. Возрождение Олимпийских игр современности. Олимпизм, олимпийское движение, Олимпиада. Международный олимпийский комитет (МОК). Программа Олимпийских игр. Зимние Олимпийские игры. Краткий обзор некоторых Олимпиад.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2007

    Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России, его цели и задачи. Анализ эффективности физкультурно-спортивных моделей за рубежом и в России. Хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно-спортивного движения.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    История развития международного туризма. Функциональная классификация видов туризма. Деятельность всемирной туристской организации. Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений. Центры современного международного туризма.

    реферат , добавлен 16.04.2013

    Рассмотрение особенностей территориальной организации спортивного туризма. Знакомство с основными нормативами категорийных туристических походов в Беларуси. Общая характеристика видов спортивного туризма: велосипедный, горнолыжный, велосипедный.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2016

    Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации. Организационная структура как важнейшая характеристика строения системы управления ФКиС. Органы управления физической культурой и спортом в РФ. Структура индустрии спорта.

Спортивный Арбитражный суд – это орган, представители которого, специализируются в области права и спорта, тем самым обеспечивая квалифицированное разрешение спора по любым вопросам в данной сфере.

Спорт представляет собой весьма специфическую сферу общественных отношений, также он занимает особое положение в области правового обеспечения. Достаточно часто конфликты, возникающие в области спорта, могут быть разрешены не только согласно законодательству страны, но и в соответствии с нормами международных и национальных организаций. Именно поэтому, для обеспечения квалифицированного разрешения спора, требуется компетентный орган, представители которого специализируются именно в области правового обеспечения спорта, глубоко и точно знающие и понимающие данную область - на сегодняшний день таким органом является Спортивный Арбитражный суд.

Международный Спортивный Арбитражный суд

Международный Спортивный арбитражный суд - главный судебный арбитражный орган, рассматривающий споры, имеющие отношение к спортивной сфере. На сегодняшний день международный спортивный арбитражный суд имеет официальную штаб-квартиру в Лозанне, его отделения расположены - в Нью-Йорке и Сиднее. Также, создаются непостоянные трибуналы для ускорения разрешения споров на время проведения регулярных крупных соревнований:

  • с 1996 г. — на всех Олимпийских играх;
  • с 1998 г. — на всех Играх Содружества;
  • с 2000 г. — на всех чемпионатах Европы по футболу;
  • с 2006 г. — на всех чемпионатах мира по футболу;
  • с 2014 г. — на всех Азиатских играх.

Структура спортивного арбитражного суда

Международный спортивный арбитражный суд включает в свой состав две палаты:

  1. суд первой инстанции;
  2. апелляционная инстанция, рассматривающая споры, по которым было принято решение в других органах, например, в Национальной федерации.

Состав арбитров спортивного суда не может быть менее 150 представителей. Арбитры суда назначаются Международным спортивным арбитражным советом сроком на 4 года, с возможностью последующего переназначения. Арбитр имеет право рассматривать дела любой из палат, решение может приниматься единолично либо в составе коллегии (3 арбитра) в зависимости от сложности дела.

Какие споры рассматривает спортивный арбитражный суд

Арбитражный орган рассматривает любые виды споров, относящиеся к сфере спорта, однако существует такое понятие, как «арбитражная оговорка», дающая спортивному арбитражному суду соответствующие правомочия на рассмотрение того или иного спора. В данном случае речь идет о соглашении сторон - оговорка может содержаться в регламенте спортивной организации, гражданско-правовом договоре спортсмена (контракте) или в трудовом договоре. Условно дела, рассматриваемые спортивным арбитражным судом, можно разделить на две категории - «коммерческие» и «дисциплинарные». Как правило, среди последних значительную часть занимают споры о дисквалификации спортсменов ввиду использования допинга, «коммерческие» заключают в себе финансовые споры. «Коммерческие» споры рассматриваются в спортивном суде первой инстанции, «дисциплинарные» в апелляционной, чаще - после принятия решения по ним другими инстанциями и организациями.

Мировая практика работы показала, что наиболее оптимальным способом создания спортивного арбитражного суда является предварительное учреждение некоммерческого арбитражного центра, на основе которого и будет создан орган, рассматривающий споры в области спорта. По такой схеме функционируют фактически все известные специализированные арбитражные центры в мире, наиболее известные из которых:

  • Бельгийская арбитражная комиссия по спорту
  • Палата по разрешению споров в области спорта в Италии
  • Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии

Не стал исключением и Спортивный Арбитражный суд России. Решение о создании первого в России специализированного спортивного суда было принято Олимпийским комитетом РФ (ОК РФ) совместно с Ассоциацией спортивного права России (ФСП РФ), после тщательного изучения международного опыта и особенностей деятельности третейских судов государства. Спортивный Арбитражный суд РФ создан при Автономной некоммерческой организации «Спортивной Арбитражной Палате», учредителями которой являются ОК РФ и АСП РФ. Список арбитров Спортивного суда РФ, а также положение и регламент, также были утверждены решением Президиума АНО «Спортивной Арбитражной Палаты».

Спортивный Арбитражный суд РФ, несмотря на позиционирования себя как третейский орган, существенно отличается своей спецификой и занимает особое место в системе третейского судопроизводства. Именно поэтому создание специализированного арбитражного центра, как фундаментной основы деятельности Спортивного суда РФ, является абсолютно верным решением, позволяющим разрешать возникающие споры, несмотря на специфику правоотношений и достаточно слабую правовую базу в области спорта в России.