Бюджетная смета - это что такое? Порядок составления и утверждения бюджетной сметы.

В соответствии с ФЗ № 63, внесшим ряд изменений в БК, в законодательство введено новое понятие - бюджетная смета. Это документ, устанавливающий лимиты обязательств. Рассмотрим далее особенности его оформления.

Общие сведения

Бюджетные учреждения обязаны совершать операции по расходованию средств в соответствии со сметой. Данное правило закрепляет 161 статья НК (п. 1). Составление бюджетной сметы - обязанность указанных организаций. Перечень затрат, которые отражаются в документе, закреплен в 70 статье НК. К таким расходам относят:

  1. Оплату работы сотрудников, денежное содержание (довольствие, вознаграждение, з/п) служащих органов госвласти, структур территориального самоуправления, лиц, находящихся на госдолжностях РФ, муниципальных и госслужащих, прочих категорий.
  2. Командировочные и другие выплаты, начисляемые в соответствии с трудовым договором, законодательством РФ, нормативными актами регионов и МО.
  3. Оплату производства работ, поставок продукции, предоставления услуг для муниципальных или госнужд.
  4. Отчисление налогов и прочих обязательных сумм.
  5. Компенсацию вреда, нанесенного учреждением при ведении им своей деятельности.

Правила

Порядок составления и утверждения бюджетной сметы определяет главный распорядитель средств, в подчинении которого находится организация. Установленные правила должны соответствовать предписаниям Минфина. определяет реквизиты, которые содержит бюджетная смета. Это :

  1. Гриф, включающий в себя подпись руководителя, имеющего полномочия согласовывать документ. В отметке должна присутствовать расшифровка росписи.
  2. Название документа.
  3. Финансовый период, на который предоставляются сведения.
  4. Наименование организации, оформившей документ, код ОКПО.
  5. Название единиц измерения для показателей, включаемых в смету. Указывается также их код по ОКЕИ.

Как правило, оно оформляется в виде таблицы. В ней должны присутствовать коды строк, названия направления средств и суммы, соответствующие коды классификации затрат с детализацией КОСГУ. Конкретизация приводится в Приказе Минфина №74н. Существует ряд подстатей, которые чаще всего используют организации. Соответственно, сведения о них должна в обязательном порядке содержать бюджетная смета. Это подстатьи:

  1. Зарплата.
  2. Прочие выплаты.
  3. Начисления на з/п.
  4. Услуги связи.
  5. Транспортные расходы.
  6. Арендная плата.
  7. Содержание имущества.
  8. Прочие услуги/работы.
  9. Увеличение стоимости ОС, НМА, материальных запасов.

Заработная плата

Информацию о ней отражает подстатья 211. Здесь планируются затраты на оплату труда по договорам в соответствии с законодательством о госслужбе и ТК. К расходам относят выплаты по:

В этой же подстатье планируются отчисления материальной помощи, премий, вознаграждений по итогам года и прочих поощрений. Здесь также отражается оплата ежегодного и учебного отпусков, компенсация за неиспользованный отдых, пособия за первые 2 дня нетрудоспособности сотрудника. Для осуществления расчета требуемого объема средств используется штатное расписание, а также нормативные документы, регламентирующие систему з/п.

Прочие выплаты

Данная подстатья считается некоторыми специалистами первой самой объемной из всех, которые включает в себя бюджетная смета. Это обуславливается тем, что по ней планируются отчисления на дополнительные компенсации и выплаты, предусмотренные контрактом. К ним, в числе прочего, относят:

  1. Суточные при командировках по службе.
  2. Ежемесячное пособие на малолетних детей.
  3. Возмещение стоимости форменной обуви, одежды.
  4. Компенсация затрат на приобретение периодических изданий и книгопечатной продукции.
  5. Стоимость проездных билетов на общественный транспорт.
  6. Прочие подобные затраты.

При расчетах используются штатное расписание, локальные акты, регламентирующие соответствующие выплаты, сведения о числе планируемых командировок в течение года и пр.

Начисления на з/п

Планирование этих затрат осуществляется по подстатье 213. Здесь учитываются расходы на отчисление ЕСН, взносов по страховым ставкам по обязательному соцстрахованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. При отражении этих затрат необходимо учитывать положения 24 главы НК и использовать сведения о ФОТ. Необходимо помнить, что затраты по выплате ЕСН и взносов в ФФОС по гражданско-правовым договорам с физлицами отражаются по статьям и подстатьям, на которых обобщается информация на оплату работ по данным соглашениям.

Услуги связи

Их планируют по подстатье 221. Здесь отражаются затраты на пересылку почтовых отправлений, покупку марок, конвертов, оплату сотовой связи, подключения и использования сети Интернет, повременную и абонентскую плату за пользование местным телефоном и прочие подобные издержки. При планировании учитываются различные сведения. В их числе: величина абонентской платы, цена радиоточки, одного отправления, конверта, число телефонных точек и так далее.

Увеличение стоимости НМА

Соответствующие затраты планируются по подстатье 320. Здесь отражают затраты по приобретению или созданию подрядным способом материальных активов, не имеющих вещественной структуры. На эти объекты должны быть оформлены документы, удостоверяющие исключительное право учреждения на них. Для определения требуемого объема средств учитывается информация о потребности в НМА и их стоимости.

Транспортные услуги

Они планируются по подстатье 222. Обычно здесь отражаются расходы на оплату проезда к месту работы при служебных командировках, на курсы переквалификации, повышения квалификации (студентам-заочникам, в том числе). По этой же подстатье планируют затраты на доставку нефинансовых активов. Для определения необходимого количества средств используют данные о числе командировок в течение года с примерной стоимостью проезда, планы повышения квалификации, информацию о среднегодовых издержках на наем транспорта.

Коммунальные платежи

По подстатье 223 планируют потребление и оплату:

  1. Технологических нужд и отопления, горячего водоснабжения.
  2. Газа. В состав затрат в числе прочего включаются расходы на доставку сырья по распределительным сетям, плату за оказание снабженческо-сбытовых услуг.
  3. Электроэнергии для производственных, хозяйственных, лечебных, технических, научных и прочих целей.
  4. Ассенизации, водоотведения и пр.

Для расчета требуемого объема средств необходимы сведения о потребности в тепло-, электроэнергии, газе и воде, а также информация о тарифах поставщиков.

Затраты на содержание имущества

Они планируются по подстатье 225. Здесь отражаются расходы на оплату договоров по предоставлению услуг, производству работ, связанных с содержанием ОС, непроизводственных активов, НМА, материальных запасов, которые находятся в безвозмездном пользовании, оперативном управлении либо аренде. При осуществлении расчетов во внимание принимается информация планов текущего и капитального ремонтов сооружений, зданий, коммунальных систем, стоимость техобслуживания транспортных средств, сведения о затратах на предоставление услуг по техобслуживанию пожарной и охранной сигнализаций, вычислительных сетей, среднегодовые издержки на заправку и профилактику оргтехники.

Прочие расходы

Они планируются по подстатье 229. Здесь отражаются затраты, которые не связаны с оплатой трудовой деятельности, приобретением услуг. По подстатье 229 планируют расходы, касающиеся:

  1. Уплаты налогов, сборов и прочих обязательных сумм, госпошлин, штрафов, пеней и прочих санкций.
  2. Отчисления средств профсоюзам на физкультурную, а также культмассовую работу.
  3. Выплаты Государственных премий в разных сферах.
  4. Приема и обслуживания делегаций.
  5. Выплат спортсменам и тренерам.

Прочие работы

Затраты на них планируют по подстатье 226. Здесь отражают расходы по договорам на предоставление услуг, производство работ, не учтенных на подст. 221-225. В частности, отражают оплату:

  1. За вневедомственную охрану, установку сигнализаций.
  2. На страхование жизни, имущества, здоровья, гражданской ответственности собственников ТС.
  3. За оказание медпомощи сотрудникам правоохранительных структур и военнослужащим.
  4. За прокат специальных видео-, аудио-, кинозаписей.
  5. По найму жилплощадей при служебных командировках.
  6. На услуги в сфере информационных технологий. В частности, учитываются затраты на покупку пользовательских прав на ПО, приобретение, обновление баз данных.
  7. По изготовлению бланков для государственных сертификатов и пр.

Порядок утверждения бюджетных смет

Как выше было сказано, соответствующими полномочиями наделяется главный распорядитель средств. Его руководитель вправе возложить на другое лицо. Им, в частности, может являться начальник распорядителя. Он, в свою очередь, вправе возложить полномочия на руководителя учреждения. Начальник главного распорядителя может ограничить указанное полномочие при выявлении нарушений положений БК.

Бюджетная смета в "Электронном бюджете": как заполнить?

В настоящее время действует специальная база, созданная для обеспечения подотчетности, прозрачности и открытости деятельности организаций. Бюджетная смета в "Электронном бюджете" позволяет повысить качество финансового менеджмента с области управления муниципальными и государственными средствами. Оформление документа осуществляется путем внесения в него корректировок в рамках доведенных до организации объемов лимитов обязательств. Бюджетная смета в "Электронном бюджете " включает в себя 4 раздела. Показатели формы практически аналогичны тем, которые предусмотрены для типового бланка документа.

Оформление

Ведение бюджетных смет , как выше говорилось, осуществляется корректировкой лимитов. Необходимо учесть, что суммы повышения объемов назначений отражают со знаком "+", а уменьшения, соответственно, - минус. Корректировка сметы осуществляется посредством утверждения поправок величин, изменяющих:

  1. Объемы назначений при изменении объема ЛБО. Лимит должен быть доведен до организации по установленным правилам.
  2. Распределение назначений по классификационным кодам затрат, требующих и не требующих изменений показателей росписи основного распорядителя средств и ЛБО, а также по дополнительным кодам аналитических величин, для которых корректировка росписи и объема лимитов не требуется.

Порядок составления бюджетной сметы был дополнен Приказом Минфина №168н. В соответствии с положениями, корректировка документа может осуществляться посредством согласования поправок величин, изменяющих объемы назначений, влекущих перераспределение их между разделами.

Ключевые задачи

Бюджетная смета - это документ, позволяющий решить целый ряд проблем. Среди основных его задач:

  1. Повышение доступности сведений о финансовой деятельности и состоянии публично-правового образования, организации, активах и обязательствах.
  2. Внедрение инструментов, обеспечивающих взаимосвязь бюджетного и стратегического планирования, проведение мониторинга достижения результатов осуществления госпрограмм федерального и регионального уровней, а также разрабатываемых муниципальными органами. Бюджетная смета казенного учреждения , кроме того, позволяет проанализировать итоги внепрограммных мероприятий, качество исполнения муниципальных и государственных функций.
  3. Обеспечение размещения информации о фактических и запланированных финансовых показателях работы в сфере управления общественными средствами участников процесса в открытом доступе. Электронная система позволяет опубликовать сведения о других юрлицах, получающих перечисления из бюджета.
  4. Обеспечение интеграции операций по формированию и реализации расходно-доходных статей, бухучета, подготовки финансовых отчетов, прочих аналитических сведений.
  5. Усиление взаимосвязи между бюджетным процессом и процедурами планирования закупок продукции, услуг, работ для удовлетворения нужд публично-правовых образований, формирования, размещения заказов на поставку, исполнения муниципальных и госконтрактов.

Еще одна задача состоит в обеспечении взаимосвязи между реестрами обязательств и закрепленными полномочиями организаций, в соответствии с законодательством.


ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие, законодательное и нормативное регулирование бюджетной сметы

Общие требования составления, утверждения и ведения бюджетной сметы

2.1 Общее положение

3 Общие требования к ведению бюджетной росписи и бюджетных смет

Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности в переходный период

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Цель работы:

×дать определение бюджетной сметы и подробно описать законодательные и нормативные документы, регулирующие процесс сметного планирования и финансирования;

×раскрыть общие требования составления, утверждения и ведения бюджетной сметы;

×рассмотреть на примере нормативного документа любого главного распорядителя бюджетных средств;

×раскрыть суть сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности в современных условиях и на примере документа любого главного распорядителя бюджетных средств изложить порядок ее составления, утверждения и ведения.


1.Понятие, законодательное и нормативное регулирование бюджетной сметы


Бюджетная смета - в соответствии с Бюджетным кодексом РФ - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Смета - документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий.

БК РФ введено понятие "бюджетная смета". В соответствии со ст. 221 нового БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения, к которым согласно ст. 70 нового БК РФ относятся обязательства:

на оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

на возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

БК РФ не содержит положений об отражении в бюджетных сметах внебюджетных средств. Вместе с тем, ст. 5 Закона N 63-ФЗ установлено, что до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, в течение переходного периода предпринимательская деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, являющейся отдельным документом. Таким образом, в течение переходного периода бюджетное учреждение составляет два отдельных документа:

бюджетную смету и смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности (если данному бюджетному учреждению разрешено вести предпринимательскую деятельность в соответствии с его уставом, нормативными правовыми актами).


2. Общие требования составления, утверждения и ведения бюджетной сметы


1Общие положения

бюджетный роспись смета доход

1. Настоящий порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и бюджетных смет государственных учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Порядок) подготовлен в соответствии с положениями приказов Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" и от 17.12.2008 N 143н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)" (пункт в редакции приказа Росгидромета от 22 мая 2009 года N 111 - см. предыдущую редакцию).

Действие Порядка распространяется на Росгидромет как главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей средств федерального бюджета (территориальные органы Росгидромета, ГУ "ГГО", ГУ "ГОИН", ГУ "НИЦ Планета", ГУ "НПО Тайфун") и получателей средств федерального бюджета (УГМС, ЦГМС, НИУ, гидрометтехникумы, ФГУ "РГМАА", военизированные службы, ФГУ ГАМЦ Росгидромета, ГУ "ГВЦ Росгидромета", ГУ "ГРМЦ", "Гидрометфлот").

На главного распорядителя и распорядителей средств федерального бюджета в части расходов на их содержание, а также расходов на мероприятия, проводимые за счет ассигнований на содержание подведомственных учреждений (филиалов учреждений), положения Порядка распространяются также как на получателей средств федерального бюджета.

2.2 Общие требования к составлению и утверждению бюджетной росписи и бюджетных смет


Бюджетная роспись главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета составляется по форме росписи расходов главного распорядителя на текущий финансовый год и плановый период в разрезе подчиненных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов и операций сектора государственного управления.

Показатели бюджетной росписи Росгидромета должны соответствовать федеральному закону о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Показатели бюджетной росписи распорядителя средств федерального бюджета в разрезе подчиненных получателей средств федерального бюджета должны соответствовать показателям доведенной до распорядителя бюджетной росписи Росгидромета.

Бюджетная роспись в разрезе распорядителей и получателей средств федерального бюджета подготавливается в соответствии с принципами и процедурами среднесрочного бюджетного планирования на основе действующих аналитических программ Росгидромета, с учетом обоснований и расчетов, представленных распорядителями и получателями средств федерального бюджета в составе материалов к проекту задания на выполнение работ и оказание государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.

Бюджетная роспись главного распорядителя утверждается Росгидрометом. Показатели бюджетной росписи Росгидромета по соответствующему распорядителю и получателю средств федерального бюджета доводится до них по форме приложения 1 к Порядку.

Бюджетная роспись распорядителей средств федерального бюджета утверждается территориальными органами и НИУ Росгидромета, наделенными правами распорядителей.

Показатели бюджетной росписи по соответствующему получателю средств федерального бюджета доводятся соответствующими распорядителями до получателей средств федерального бюджета по форме приложения 2 к Порядку.

Бюджетные сметы составляются получателями средств федерального бюджета на текущий финансовый год в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов и операций сектора государственного управления по формам приложений 3 и 4 к Порядку.

Показатели смет рассчитываются на основании ежегодно устанавливаемых заданий на выполнение работ и оказание государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения (приказ Росгидромета от 17.10.2008 N 389 "Об утверждении и введении в действие Макета задания на выполнение работ и оказание государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения"), а также показателей бюджетной росписи (абзац в редакции приказа Росгидромета от 22 мая 2009 года N 111 - см. предыдущую редакцию).

Бюджетная смета получателя средств федерального бюджета утверждается руководителем учреждения гидрометслужбы.

В случае выявления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе ограничить на текущий финансовый год и плановый период предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю учреждения гидрометслужбы.


2.3 Общие требования к ведению бюджетной росписи и бюджетных смет


Бюджетная роспись главного распорядителя, распорядителей средств федерального бюджета составляется один раз в начале текущего финансового года.

Ведение бюджетной росписи Росгидромета и бюджетных росписей распорядителей (получателей) средств федерального бюджета осуществляется посредством внесения изменений в показатели бюджетной росписи.

Изменения, внесенные Росгидрометом в бюджетные росписи распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оформляются справкой об изменении бюджетной росписи по форме приложения 5 к Порядку.

Изменения, внесенные распорядителями средств федерального бюджета в бюджетные росписи получателей средств федерального бюджета, оформляются справкой об изменении бюджетной росписи по форме приложения 6 к Порядку.

Предложения о внесении изменений в бюджетные росписи должны представляться с конкретными обоснованиями необходимости данных изменений.

По уменьшаемым бюджетным ассигнованиям распорядители (получатели) средств федерального бюджета принимают письменное обязательство о недопущении образования кредиторской задолженности.

Бюджетные сметы получателей средств федерального бюджета составляются один раз в начале текущего финансового года.

Ведение бюджетных смет получателей средств федерального бюджета осуществляется посредством внесения изменений в показатели бюджетной росписи.

На основании изменений, внесенных в бюджетные росписи получателей средств федерального бюджета, бюджетные учреждения подготавливают изменения показателей объемов сметных назначений по формам приложений 6 или 7 к Порядку.

Утверждение справок об изменениях к бюджетной смете получателя средств федерального бюджета осуществляется руководителем учреждения.

Действие бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных смет получателей средств федерального бюджета прекращается 31 декабря текущего финансового года.


3. Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности в переходный период


Смета образовательного учреждения по приносящей доход деятельности (далее - смета) представляет собой документ, отражающий объемы поступлений средств от приносящей доход деятельности с указанием источников образования по кодам классификации доходов бюджета и направлений использования этих средств по кодам классификации расходов бюджета, а также изменение остатка средств на счетах.

На основании утвержденной сметы органы Федерального казначейства, в которых учреждениям открыты лицевые счета по учету средств от приносящей доход деятельности, санкционируют расходы образовательных учреждений по внебюджетным источникам.

При отсутствии сметы учреждение не вправе производить расход.

В смете отражаются расходы на общехозяйственные нужды учреждения, содержание его инфраструктуры, ведение учебного процесса, научных исследований и прочих видов деятельности.

Для удобства работы финансовых служб, своевременного и точного отслеживания поступлений средств от оказания различных видов платных услуг, в учреждении можно ввести внутренний классификатор доходов.

Такой классификатор применяется при отнесении расходов на конкретные виды доходов. Это позволяет своевременно включить расходы в стоимость услуг по конкретному договору в период его действия и тем самым минимизировать налог на прибыль.

Кодирование доходов способствует формированию сметы централизованных расходов образовательных учреждений. Норматив отчислений устанавливается приказом по учреждению ежегодно, так как смета утверждается на календарный год. Имея такую смету, можно говорить об условном утверждении норматива накладных расходов

Сводная смета образовательного учреждения состоит из смет по каждому виду дохода, по каждому виду деятельности, и т. д. Такой конструктивный подход позволяет детально проанализировать, сколько каких средств из каких источников использует учреждение.

Необходимо отметить целесообразность составления сметы по средствам прибыли, остающейся после налогообложения. Прибыль после налогообложения (чистая прибыль) - это дополнительные средства, не связанные с конкретными договорами и контрактами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых ими в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Министерством финансов РФ порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Главным распорядителем бюджетных средств в лице Федерального агентства по образованию РФ (Рособразования) утвержден приказ от 15.01.2009 № 5 «Об утверждении Порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности и внесения в них изменений на 2009 год». Данный приказ содержит унифицированную форму сметы, а также приложения к ней:

×форму «Сведения об источниках образования средств, полученных от приносящей доход деятельности в 2009 году»;

×форму «Сведения о сметных назначениях, содержащихся в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности» (ф. 0531737).

Руководителем агентства по образованию РФ полномочия по составлению и утверждению смет переданы руководителям образовательных учреждений.

Суммы доходов и расходов отражаются в смете в разрезе кодов КОСГУ в тысячах рублей с одним знаком после запятой. Смета состоит из четырех разделов:

×остаток средств на начало текущего финансового года;

×доходы по кодам классификации доходов бюджетной классификации РФ;

×расходы по КОСГУ;

×источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Поскольку смета утверждается на календарный год, то сумма остатка показывается по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

В разделах II и III приводятся только те коды бюджетной классификации, по которым учреждение планирует поступление доходов и осуществление расходов. Расходы в смете не относятся к конкретным источникам образования средств.

Раздел IV используется образовательными учреждениями для отражения перемещений финансовых потоков от головного учреждения к филиалу или иному обособленному подразделению, которые наделены правом ведения бухгалтерского учета и составления собственной сметы (частичными правомочиями юридического лица по доверенности), и от упомянутых подразделений к головному учреждению.

При этом структура кодового обозначения изменения остатка средств на счетах состоит из кода главы 073 и кода КОСГУ, относящегося к источникам финансирования дефицита бюджетов:

Поступление средств;

Выбытие средств.

В сводную смету доходов и расходов, представляемую учреждением в Рособразование, поступление и выбытие денежных средств при расчетах между учреждением и его обособленными подразделениями не включаются.

Приложение заполняется также в тысячах рублей, в нем указываются только те коды доходов, по которым имеются финансовые поступления.

Приложение не представляется в органы Федерального казначейства, а только учредителю.

Начиная с 2009 г., в соответствии с приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности», помимо сметы доходов и расходов в орган Федерального казначейства представляется еще один документ, который называется «Сведения о сметных назначениях, содержащихся в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности» (далее - сведения о смете).

В отличие от сметы в сведениях о смете единицами измерения являются рубли. При заполнении сведений используется принцип отражения доходов и расходов по каждому пункту разрешения на осуществление приносящей доход деятельности (далее - разрешение), включая источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

В расходной части отражаются предполагаемые расходы и списания средств, предназначенных для уплаты налога на прибыль и НДС, возврата денежных средств по неисполненным обязательствам (в т. ч. возврат отчисленным студентам, слушателям и аспирантам, обучавшимся на платной основе, возвраты авансов по расторгнутым договорам и др.) по каждому пункту разрешения.

Доходы отражаются по всем кодам доходов, включая поступления средств по источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов бюджетной классификации.

Приказом Минфина России от 18.06.2009 № 56н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 88н» срок действия генеральных разрешений и разрешений на открытие лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, продлен до 1 декабря 2009 г. Новые положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2009 г.

При представлении в органы Федерального казначейства сведений о сметах в электронном виде суммы налогов не указываются ни в доходной, ни в расходной части, и в смете электронного вида доход равен расходу. Однако на бумажном носителе общая сумма средств по доходной части сметы должна включать в себя и суммы средств для уплаты налогов.

При отсутствии такой информации орган казначейства не имеет возможности списать средства на уплату налогов в нужной сумме с лицевого счета учреждения. Эти объемы просто не будут зачислены к нему на счет.

В соответствии с пунктом 3.1 приказа Минфина России от 01.09.2008 № 88н «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности», в смете и сведениях, представленных получателем средств бюджета в орган Федерального казначейства, платежи в бюджет должны быть отражены следующим образом:

×оплата налогов и сборов, включаемых в состав расходов, должна быть отражена по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ;

×оплата налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость), должна быть отражена по соответствующим кодам доходов от приносящей доход деятельности, отнесенных к объектам налогообложения.

С января 2009 г. согласно Инструкции № 148н введены счета 050400000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности» и 050202000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности».

Бухгалтерские записи будут следующими:

суммы утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности сметных назначений по расходам учреждения:

Дебет счета КРБ 250401000 - Кредит счета КРБ 250402000;

суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период:

Дебет счета КРБ 250401000 - Кредит счета КРБ 250202000.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения. Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.


Список используемых источников


1.ru.wikipedia.org

2.www.zakonrf.info <#"justify">11.Бюджетный кодекс РФ: ФЗ от 31.07.1998 № 145-ФЗ

12.Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М. : Финансы и статистика 2004


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Бюджетной сметой называют плановый документ, который определяет лимиты обязательств казенного учреждения в соответствии с утвержденными классификаторами расходов (ст. 6 БК РФ). По сути это специальный бланк, на основании которого финансируется госучреждение.

Образец и порядок составления утверждения и ведения бюджетных смет ОКУД 0501012 утвержден приложением № 1 к Приказу Минфина России от 14.02.2018 № 26н. Обратите внимание, что форма 0501012 бюджетная смета на 2019 год изменена, и составлять документ по нормам 2018 года недопустимо.

Важно не путать два понятия. Смета бюджетного учреждения не является унифицированной формой ОКУД 0501012. Так часто называют другой документ, который представляет собой образец сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на финансовый год и плановый период. На сегодняшний день документом, в котором указываются значения доходов и расходов в организациях не казенного типа, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (ПФХД). ПФХД не имеет унифицированной формы по ОКУД, но требования к ПФХД закреплены Приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н.

Общие требования к ведению определяет законодатель (новый Приказ № 26н). Однако составлять БС придется с учетом индивидуальных требований учредителя. Так, порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет устанавливает главный распорядитель (ГРБС), в ведении которого находится организация. Обратите внимание, что Приказ Минфина 112н по составлению сметы на 2019 год не действует, он утрачивает силу 31.12.2018.

Скачать форму по ОКУД 0501212

Новая структура документа

Итак, законодатели скорректировали форму-образец сметы казенного учреждения на 2019 год бюджетникам. Структура документа разрослась, введены новые разделы. Их содержание:

  • в разделе № 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
  • раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
  • раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов бюджетного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиций, субсидий, межбюджетных трансфертов, платежей, взносов и перечислений субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантий, а также по резервным расходам;
  • раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя бюджетных средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
  • раздел № 5 — здесь указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
  • раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация. Напомним, что все операции, совершенные в иностранной валюте, должны быть переведены в рубли по соответствующему курсу.

Основные правила составления

Форма бюджетной сметы казенного учреждения на 2019 год составляется на один финансовый год и плановый период на основании утвержденных ГРБС расчетных показателей, которые характеризуют деятельность организации и доведенные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО). Например, в 2019 году придется составить БС не только на текущий финансовый год, но и на плановый период — это 2019 и 2020 года. Составляется форма ОКУД 0501012 с учетом объемов финансирования для осуществления закупок товаров, работ или услуг.

Форма 0501012 предоставляется на утверждение с расчетами-обоснованиями плановых сметных показателей, которые использовались при составлении. Эти расчеты-обоснования являются неотъемлемой частью документа. Обратите внимание, с 2019 года таких экономических обоснований 95.

Новые формы придется учитывать при разработке и составлении БС. Все образцы закреплены в отдельном Приказе Минфина России от 20.06.2018 № 139н.

За нарушение казенной организацией порядка составления и сроков утверждения предусмотрены штрафы от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Если деятельность учреждения составляет государственную тайну, то БС в таком случае придется составлять обособленно. В остальных случаях федеральные бюджетники могут подготовить документ в специализированной онлайн-системе «Электронный бюджет».

Инструкция по заполнению

Учитывайте следующие правила при составлении БС:

  1. Объемы расходов, а также их направления, должны в строгости соответствовать доведенным ЛБО, в частности по разделам 1-4.
  2. Текущие показатели, а также код аналитического показателя в бюджетной смете на 2019 год формируйте с учетом новых требований законодательства: Приказ № 132н и № 209н.
  3. Показатели БС и показатели плана закупок на соответствующий отчетный период должны соответствовать по объемам и направлениям финансового обеспечения.
  4. Если учредитель предусмотрел обязательное согласование сметы, то включите в бланк отдельную графу «Согласовано». Предусмотрите поля не только для подписи, но и для Ф.И.О. должностного лица с расшифровкой и датой визирования.
  5. Подтвердите показатели БС соответствующими обоснованиями, на основании которых и был составлен документ (пункт 8 нового Приказа № 26н).
  6. Если в отношении казенного учреждения главный распорядитель установил госзадание, то при заполнении БС придется учитывать доведенные показатели (п. 2, 3 ст. 69.2 БК РФ).

Обратите внимание, что федеральные бюджетники обязаны учитывать дополнительные требования к составлению, которые для них утвердил Минфин России.

Особенности утверждения

Порядок утверждения БС должен одобрить вышестоящий или главный распорядитель бюджетных средств. В общем случае БС должна быть утверждена в течение 10 рабочих дней с момента, когда были доведены лимиты бюджетных обязательств до казенного учреждения.

Если деятельность госучреждения сопряжена с государственной тайной, то применяются иные требования. Так, БС с гостайной должна быть утверждена не позднее 20 рабочих дней с момента доведения ЛБО.

Утвердить БС должен либо сам руководитель, либо иное лицо, которое уполномочено на совершение данных действий. Однако ГРБС может предусмотреть данные полномочия для иного лица.

Документ, который утвержден по установленным правилам, необходимо направить ГРБС не позднее дня, следующего за днем, в котором утвердили смету.

Как внести изменения

Иногда возникает необходимость изменений ЛБО, следовательно, и сметных значений. В этом случае организация направляет распорядителю средств государственного бюджета (РБС) предложение о перераспределении доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации (КБК). Изменения составляются в унифицированной форме (форма ОКУД 0501013), но с обоснованием и учетом расчетов. Без подтверждающих обоснований ГРБС (РБС) не утвердит изменения.

Рассмотрим образец изменения показателей бюджетной сметы на 2019 год, пример изменений.

В казенной детско-юношеской спортивной школе неисправна канализационная система в здании бассейна. Необходимо провести ремонтные работы на сумму 100 000 рублей. На период простоя бассейна определена экономия в коммунальных платежах (водоснабжение и водоотведение) на сумму 100 000 рублей. Уменьшение объема сметных данных отражаем со знаком «-» по КОСГУ 223 (уменьшаем ЛБО по коммунальным услугам), увеличение со знаком «+» КОСГУ 225 (увеличиваем лимиты обязательств по ремонтным работам).

Бланк для внесения изменений в бюджетную смету в 2019 году

Если корректировка сметных показателей требует изменений в действующий бланк-образец бюджетной росписи на 2019 год и объемов ЛБО, то сначала вносят уточнения в документы, а только потом утверждают изменения.

Бюджетная смета в электронном бюджете

Федеральные казенные госучреждения обязаны отражать БС в системе «Электронный бюджет», если их деятельность не сопряжена с государственной тайной. Региональные и муниципальные организации не обязаны вести документацию в ЭБ, но зачастую ГРБС требуют ведение электронной версии БС.

Интернет-система предназначена для достижения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений, а также для повышения качества управления финансами. В 2019 году сметы в системе заполняют в обязательном порядке все организации.

Прикладывать экономические расчеты-обоснования также необходимо. Корректировки показателей вносим аналогичным образом не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО до получателя. Утверждать внесенные уточнения теперь имеют право исключительно ГРБС, а не вышестоящий распорядитель.

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой. Основная и главная цель ее работы - не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг. Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Наиболее значимым нормативным актом, который регулирует правила и требования к ведению бюджетных смет казенными учреждениями, является Приказ российского Минфина №112н, датированный 20.11.2007 г. В него неоднократно вносились поправки и изменения, последние из которых были приняты Приказом №168н от 30.09.2016 г.

Они введены в действие с 01.01.2017 г. и содержат новый, несколько измененный порядок составления бюджетной сметы, а также форму заполнения, размещенную ниже.

Кроме того, каждое ведомство издает собственные нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, а также утверждения и дальнейшего ведения и исполнения бюджетных смет для учреждений, работающих в рассматриваемой сфере. В частности для медицинских, культурных и социальных организаций основные правила и требования изложены в Приказах, соответственно, Минздрава №141 от 18.03.2013 г., Минкультуры №711 от 18.11.2010 г. и Минтруда №630 от 26.12.2012 г. Аналогичные нормативные акты выпущены и другими отраслевыми ведомствами. Однако, несмотря на некоторые различия, основные правила составления, утверждения и ведения смет являются едиными для всех казенных учреждений.

Требования к составлению и ведению бюджетной сметы

После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:

В первом из них должны быть приведены расходы , необходимые для обеспечения нормального функционирования учреждения, в частности:

  • оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
  • выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;

Второй раздел рассматриваемого документа содержит затраты , связанные с выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств . На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;

В третьем разделе отражаются расходы, не вошедшие в первые два;

Четвертый раздел - итоговый , в нем содержатся результаты сметы.

При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.

Порядок формирования бюджетной сметы

Для каждого казенного учреждения распорядителем бюджетных средств (в качестве которого, чаще всего, выступает соответствующее министерство, ведомство и их территориальные подразделения) разрабатываются основные правила и порядок составления и ведения бюджетной сметы. Именно ими, в первую очередь, должна руководствоваться организация при формировании рассматриваемого документа.

При определении конкретных показателей сотрудники учреждения, ответственные за разработку документа, могут использовать два варианта:

  • расчет с использованием нормативных затрат на содержание имущества или оказание услуг (определяются действующими на момент составления бюджетной сметы ведомственными документами);
  • расчет с применением показателей прошлых лет.

Существуют достаточно большие отличия в правилах и основных требованиях, предъявляемых ведомствами к ведению и исполнению бюджетных смет различными учреждениями. Это вовсе не удивительно, учитывая абсолютно непохожие цели их деятельности: начиная от оказания медицинских услуг (учреждения Минздрава) и заканчивая охраной правопорядка (учреждения ФСБ, МВД).

Правила утверждения бюджетной сметы

Действующим законодательством четко прописана процедура и правила, по которым должно осуществляется утверждение и согласование бюджетной сметы. Допускаетсяодин из трех возможных вариантов:

  • руководителем учреждения - если организация является распорядителем бюджетных средств;
  • руководителем организации - если учреждение не является распорядителем бюджетных средств. Однако, в этом случае распорядитель средств имеет право предусмотреть иной порядок утверждения;
  • руководителем организации - если разрабатывается бюджетная смета какого-либо его структурного подразделения.

Нормативными актами предусмотрен жесткий срок, в течение которого рассматриваемый документ должен быть утвержден. Он начинается с того момента, когда до организации доводятся лимиты по бюджетным обязательствам и составляет не более 10 суток. При этом учитываются только рабочие дни. Выполнение указанных требований является одним из важных факторов соблюдения общей бюджетной дисциплины.

Требования к ведению бюджетной сметы

Под ведением и исполнением бюджетной сметы подразумевается внесение в нее корректировок, связанных с изменениями лимитов бюджетных обязательств. Подобная процедура происходит достаточно часто и связана, в первую очередь, с вносимыми в бюджет изменениями, вызванными увеличением или сокращением его доходной части, смещением приоритетов государственного развития и множеством других возможных причин.

Изменения в бюджетную смету вносятся в форму, практически аналогичную используемой при ее составлении. При этом увеличение размера сметных расходов отражается вполне традиционно со знаком плюс, а сокращение - с минусом.

Существует несколько вариантов внесения корректировок в бюджетную смету, выполняемых в случае:

  • изменения первоначальных доведенных до организации ЛБО (лимитов бюджетных обязательств);
  • изменения размера затрат между статьями расходов, что также ведет к корректировке ЛБО;
  • перераспределения средств внутри бюджетной сметы без изменения ЛБО.

Изменения, которые вносятся в документ, должны быть утверждены в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе. При этом к нему следует приложить обоснование необходимости произведенных корректировок.

Образец составления бюджетной сметы

Выше уже был приведен бланк бюджетной сметы. Для того чтобы более четко понимать правила и требования ее составления, целесообразно рассмотреть образец заполненной бюджетной сметы, приведенный ниже.

Как и большинство подобных документов, он состоит из трех основных частей:

Оформление шапки документа не содержит каких-либо сложностей- необходимо просто заполнить поля разработанного и утвержденного ведомством бланка. При этом бюджетная смета утверждается исполнителем и разработчиком, а согласовывается представителем главного бюджетного распорядителя.

Затем в документе необходимо указать его название, а также наименование следующих организаций: получателя, распорядителя (при наличии) и главного распорядителя выделяемых бюджетных средств. Также в шапке сметы располагается название бюджета, коды оформляемого документа и единица измерения приводимых в нем данных.

Далее следует табличная часть бюджетной сметы. Выше уже отмечалось, что после внесения изменений в нормативную базу, она состоит из четырех разделов, содержание которых было также описано в предыдущих частях статьи. В приведенном примере данные содержаться только в первом разделе рассматриваемого документа.

Второй и третий разделы не содержат показателей и оставлены незаполненными. Необходимо обратить внимание на сквозную нумерацию страниц документа.

Раздел 4 содержит итоговые данные. В приведенном образце бюджетной сметы показатели данного раздела идентичны указанным в первой части документа, хотя форма их представления несколько изменена.

Бюджетная смета подписывается теми ответственными лицами, которые участвовали в составлении и проверке правильности ее заполнения. В рассматриваемом случае таковыми являются руководитель казенного учреждения, начальник планово-финансовой службы и непосредственный исполнитель

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2010, N 11

Законодательное определение понятия бюджетной сметы впервые было закреплено в Бюджетном кодексе РФ лишь 1 января 2008 г. Тогда же начал действовать и Приказ Минфина России от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (далее - Приказ N 112н). В связи с реформированием бюджетной сферы Минфин России внес изменения в Приказ N 112н. И теперь бюджетные сметы будут формироваться только казенными учреждениями, а у бюджетных учреждений смету заменит План финансово-хозяйственной деятельности.

Нормативная база

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2011 г. изменяет правовой статус существующих бюджетных учреждений и вводит новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения.

Согласно изменениям, внесенным Законом N 83-ФЗ (ст. 13) в Бюджетный кодекс РФ, казенные учреждения с 1 января 2011 г. будут финансироваться на основании бюджетной сметы.

В целях реализации ст. 13 Закона N 83-ФЗ Минфин России своим Приказом от 30.07.2010 N 84н внес изменения в упомянутый Приказ N 112н. Таким образом, установлены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, которые вступят в силу с начала будущего года (далее - Общие требования).

Далее мы будем говорить об Общих требованиях в отношении казенных учреждений. Однако следует иметь в виду, что согласно п. 2 Приказа N 84н такие требования будут применяться и к тем бюджетным учреждениям, которые в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) не будут получать бюджетные субсидии, а будут финансироваться на основании бюджетной сметы. Напомним, что для федеральных бюджетных учреждений решение о порядке финансирования в переходный период принимает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета. Что же касается бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений, то форма их финансового обеспечения в переходный период устанавливается соответственно законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (ч. 15 и 16 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).

Поговорим более подробно о бюджетной смете и об изменениях, внесенных в Общие требования Приказом N 84н.

Бюджетная смета

Итак, согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, то есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего субъекта. Данные обязательства подлежат исполнению в соответствующем финансовом году.

Таким образом, бюджетная смета - важнейший финансовый документ казенного учреждения, представляющий собой определенную структуру расходов, осуществляемых казенным учреждением. Бюджетная смета может изменяться, дополняться и уточняться .

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится (ст. 221 БК РФ). Однако необходимо , чтобы установленный главным распорядителем порядок непременно соответствовал Общим требованиям, установленным Минфином России, то есть с 1 января 2011 г. требованиям, установленным Приказом N 112н в редакции Приказа N 84н.

Согласно дополнению, внесенному в ст. 221 БК РФ Законом N 83-ФЗ, в случае, если казенное учреждение является органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, то бюджетную смету утверждает непосредственно руководитель этого органа.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы

Руководствуясь Общими требованиями, главные распорядители должны разработать и утвердить для подведомственных казенных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения смет (далее - Порядок), который будет учитывать специфику деятельности данного ведомства.

В настоящее время каждый главный распорядитель бюджетных средств разработал и утвердил такой Порядок. Например , для учреждений, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, действует Порядок, утвержденный Приказом агентства от 25.12.2007 N 2847.

Руководствуясь Законом N 83-ФЗ и Приказом N 84н, главные распорядители могут выбрать любой вариант действий : как внести поправки в существующий нормативный акт, касающийся порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, так и издать новый нормативный акт. Главное, чтобы Порядок соответствовал действующим законодательным и другим нормативным правовым актам.

Так, следует иметь в виду, что согласно дополнению, внесенному Приказом N 84н, Общие требования устанавливают требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы не только государственного (муниципального) казенного учреждения, но и его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета.

Таким образом, если у казенного учреждения есть обособленные (структурные) подразделения , осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета (они должны быть перечислены в уставе учреждения), то они также должны составлять бюджетную смету . В дальнейшем руководитель учреждения объединит сметы таких подразделений и составит единую смету по учреждению.

В целях реализации данной нормы руководитель казенного учреждения может утвердить Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для своих обособленных подразделений, разумеется, руководствуясь при этом Порядком, утвержденным ему главным распорядителем бюджетных средств.

Руководитель учреждения может не утверждать отдельный Порядок, и тогда обособленные (структурные) подразделения учреждения будут руководствоваться непосредственно Порядком, утвержденным учреждению главным распорядителем.

Порядок составления, утверждения и ведения смет должен устанавливаться в форме единого документа.

Составление проекта сметы

Отметим, что ни Бюджетный кодекс, ни другие нормативные документы не устанавливают последовательность действий, необходимых для составления, утверждения и ведения сметы. К сожалению, необходимые поправки в нормативные документы до настоящего момента так и не были внесены.

Между тем составлению и утверждению бюджетных смет предшествует очень важная работа по планированию расходов в предстоящий период. Об этом свидетельствует норма ст. 158 БК РФ, в которой, в частности, закреплено, что одним из бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) является планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований.

Однако очевидно, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может спланировать расходы (свои и подведомственных ему распорядителей и учреждений), только опираясь на данные, представленные ему соответственно подведомственными распорядителями и учреждениями.

Поэтому на этапе составления проекта соответствующего бюджета участники бюджетного процесса определяют свои потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств. Эти расходы они должны обосновать, то есть привести расчеты или пояснить иным способом, отразить в проекте бюджетной сметы и представить данный проект своему главному распорядителю (распорядителю).

Вот именно необходимость составления проекта бюджетной сметы и не была закреплена ни в Бюджетном кодексе РФ, ни в каком-либо ином нормативном документе. И только согласно изменениям, внесенным Приказом N 84н в Общие требования, этот пробел был ликвидирован.

Установлено, что в целях формирования сметы учреждения на очередной финансовый год на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет проект сметы на очередной финансовый год. Более того, приведен рекомендуемый образец проекта сметы (Приложение N 2 к Общим требованиям).

Установлено также, что формировать проект бюджетной сметы на очередной финансовый год необходимо в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, то главный распорядитель средств бюджета при установлении Порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.

Учитывая это, главные распорядители бюджетных средств должны четко изложить в Порядке и алгоритм формирования проектов бюджетных смет, в том числе сроки формирования и представления проектов смет. Раньше главные распорядители это, как правило, не указывали, поскольку у них не было правовых оснований. Теперь такие основания появились, в связи с чем главным распорядителям необходимо будет внести в свои документы необходимые поправки.

Кроме того, у главных распорядителей теперь будет нормативно закрепленное право требовать от своих подведомственных распорядителей и учреждений проекты смет.

Сведения, полученные из проектов бюджетных смет своих подведомственных распорядителей и учреждений, главный распорядитель обобщает и передает финансовому органу в качестве обоснования бюджетных ассигнований, учитывая при этом и свои потребности.

Напомним, что с 1 января 2009 г. планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

После того как будет принят бюджет, следует исполнение бюджета, организация исполнения которого возложена на соответствующий финансовый орган. Во исполнение бюджета по расходам финансовый орган составляет и ведет отдельный документ - Сводную бюджетную роспись .

Порядок составления и ведения Сводной бюджетной росписи, а также Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей утверждает сам финансовый орган. Например , на федеральном уровне указанный Порядок утвержден Приказом Минфина России от 17.12.2008 N 143н.

Руководитель финансового органа утверждает Сводную бюджетную роспись, показатели которой должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Между тем в Сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Перечень таких случаев приведен в ст. 217 БК РФ. Закон N 83-ФЗ этот перечень дополнил: изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены и в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений .

Одновременно с утверждением Сводной бюджетной росписи руководитель финансового органа утверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления.

Утвержденные показатели Сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Главные распорядители в свою очередь доводят до распорядителей и получателей бюджетных средств показатели Сводной бюджетной росписи, бюджетные ассигнования и ЛБО на очередной финансовый год также до начала очередного финансового года.

На федеральном уровне указанные показатели доводятся через Федеральное казначейство.

С момента доведения до учреждения бюджетных ассигнований и ЛБО начинается следующий важный этап - составление и утверждение бюджетной сметы.

Таким образом, все мероприятия, связанные с бюджетной сметой, условно можно разделить на три этапа :

  • составление проекта сметы;
  • составление и утверждение бюджетной сметы;
  • ведение бюджетной сметы.

Составление бюджетной сметы

Статья 162 БК РФ относит к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств (а значит, и казенного учреждения) не только исполнение бюджетной сметы, но и ее составление. Таким образом, казенное учреждение само составляет для себя смету, опираясь на расчетные показатели, характеризующие деятельность учреждения, разработанные и установленные (согласованные) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год и на основании доведенных объемов ЛБО.

Составить смету - это значит установить объем и распределить направления расходования средств бюджета согласно лимитам бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств для обеспечения функций учреждения на один финансовый год.

Показатели сметы формируются по кодам Классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией кодов статей (подстатей) Классификации операций сектора государственного управления.

Главные распорядители, распорядители средств бюджета, учреждения вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Раньше Общие требования не устанавливали форму бюджетной сметы. Главные распорядители могли самостоятельно разработать ее с учетом особенностей своей деятельности. При этом Общие требования содержали перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в форме бюджетной сметы.

Согласно изменениям, внесенным в Общие требования Приказом N 84н, в Приложении N 1 к Общим требованиям теперь приведен рекомендуемый образец формы сметы .

Форма бюджетной сметы, как и форма ее проекта, содержит практически одинаковые реквизиты с той лишь разницей, что форма проекта сметы содержит дополнительные показатели, обосновывающие необходимость выделения средств учреждению. Например , указываются обязательства учреждения: действующие и принимаемые.

При установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы главный распорядитель средств бюджета имеет право дополнить форму сметы еще дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения. В случае если главный распорядитель средств бюджета в Порядке составления, утверждения и ведения сметы предусмотрит порядок согласования сметы учреждения, то согласование оформляется на смете грифом согласования. Данный гриф включает в себя слово "Согласовано" , наименование должности должностного лица (включая наименование учреждения), согласовавшего смету учреждения, личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.

Форму бюджетной сметы утверждает главный распорядитель. К представленной на утверждение смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Причем эти обоснования являются неотъемлемой частью сметы. Такое дополнение внес Приказ N 84н.

Это очень важно, так как именно при помощи этих документов главный распорядитель устанавливает необходимость расходов учреждения.

Если учреждение реорганизовано, то его смета составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной сметы

Смету главного распорядителя утверждает руководитель данного главного распорядителя средств бюджета.

Смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждает руководитель главного распорядителя средств бюджета. Но главный распорядитель может предусмотреть и иной порядок утверждения.

Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распорядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений , находящихся в его ведении. Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета также имеет право в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения . Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета в случае доведения государственного (муниципального) задания до подведомственного учреждения предоставляет в установленном им порядке руководителю учреждения право утверждать смету учреждения . При этом руководитель главного распорядителя, распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

Если будут выявлены нарушения бюджетного законодательства РФ, допущенные соответствующим учреждением при исполнении сметы, то руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета имеет право в установленном им порядке ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения).

Что же касается сметы обособленного (структурного) подразделения учреждения, то ее утверждает руководитель учреждения, в составе которого создано данное подразделение (п. 8 Общих требований в редакции Приказа N 84н).

Ведение бюджетной сметы

Ведение бюджетной сметы означает внесение изменений в нее в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Согласно дополнению, внесенному Приказом N 84н, изменения показателей сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении N 3 к Общим требованиям. Форма этого документа практически аналогична форме бюджетной сметы. Но обязательно нужно указывать номер изменений, чтобы не перепутать показатели бюджетной сметы.

Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс", и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус".

Так, в смете может изменяться :

  • объем сметных назначений - в случае изменения ЛБО, доведенных до учреждения. Например , в силу объективных причин и возложенных бюджетных полномочий главный распорядитель (распорядитель) перераспределил ЛБО (в пределах утвержденных ему ассигнований и ЛБО) между подведомственными учреждениями;
  • распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;
  • распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО;
  • распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;
  • распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, детализируемым главным распорядителем, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Изменения в смету, требующие изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО, утверждаются после того, как в установленном порядке будут внесены изменения в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств.

Статья 217 БК РФ определяет, в каких случаях показатели Сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Это:

  • недостаточность бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств. При этом общий объем указанных ассигнований не может превысить 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
  • изменение состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений);
  • вступление в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
  • использование средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;
  • распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе;
  • иные основания, связанные с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете;
  • перераспределение бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом;
  • увеличение бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. При этом увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не должно превышать 10%;
  • проведение реструктуризации государственного (муниципального) долга в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Очевидно, что любое изменение бюджетных ассигнований и ЛБО повлечет за собой и изменение показателей бюджетной сметы конкретного бюджетного учреждения.

Утверждаются изменения в смету в том же порядке, в каком утверждается бюджетная смета, и тем же лицом, которое ее утвердило. Так, если ее утверждал руководитель главного распорядителя средств бюджета, значит, он и должен утвердить изменения показателей сметы. Если же руководитель главного распорядителя предоставил право утверждать смету руководителю распорядителя или руководителю учреждения, то эти же должностные лица и должны утверждать изменения показателей сметы.

Е.А.Александрова

советник государственной

гражданской службы РФ 2-го класса