Эвакуация медицинская. Медицинская эвакуация пострадавших Медицинская эвакуация определение

Медицинские работники обязаны знать основы медицинской эвакуации и уметь переносить и перевозить больных.

Медицинская эвакуация - транспортирование пострадавших с целью своевременного оказания необходимой медицинской помощи и обеспечения результативного лечения.

Эвакуация является вынужденным мероприятием и чревата ухудшением состояния пострадавших. В то же время быстрая, щадящая, правильно организованная эвакуация способствует быстрейшему и наиболее полному восстановлению здоровья пострадавших.

Показаниями для эвакуации из больницы или поликлиники служат: невозможность оказания пациенту необходимой медицинской помощи на месте и опасность дальнейшего пребывания пациентов в чрезвычайных ситуациях (пожар, угроза взрыва, выход из строя систем жизнеобеспечения больницы и т.п.).

Основные положения эвакуации пациентов из больницы состоят в следующем:

  • 0 оформление списков эвакуируемых в 2 экземплярах и наличие медицинских документов у каждого пациента;
  • 0 соблюдение врачебных рекомендаций по приоритетности транспортирования пациентов;
  • 0 проведение специальной подготовки пациентов к длительной эвакуации (введение лекарственных средств, наложение повязки и т.п.);
  • 0 обеспечение необходимой экипировки, согревания в пути, питания;
  • 0 наблюдение за состоянием пациентов на всех стадиях эвакуации и поддержание функций жизненно важных органов;
  • 0 внесение коррективов в проводимое лечение и в сортировочное заключение при изменении состояния эвакуируемого пациента.

Способы эвакуации пациентов из больницы представлены ниже:

  • 0 самостоятельный выход из опасной зоны или при помощи спасателя;
  • 0 переноска больных на руках (рис. 3.4, а-в), спине (рис. 3.4, г, д ), носилках (рис. 3.5), с помощью носилочной лямки и т.п.;
  • 0 вывоз на носилках-кроватях, креслах, стульях (рис. 3.6), каталках (рис. 3.7), транспортных тележках;

Рис. 3.4.



Рис. 3.5.


Рис. 3.6.

Рис. 3.7.

  • 0 вытаскивание при помощи ткани, саней и т.п.;
  • 0 спуск (подъем) с помощью спасательного пояса, носилочной лямки, лестницы, носилок, лебедки и т.п.;
  • 0 вывоз на автомобилях и других транспортных средствах.

Для вывоза пациентов из больницы, как правило, применяют автомобили, однако в особых случаях могут быть использованы практически все транспортные средства - ручные тележки и сани, вьючные животные, гужевой, водный, авиационный, железнодорожный транспорт. Среди них различают: медицинский транспорт (рис. 3.8); приспособленный - оборудованный креплениями для медицинских носилок или сиденьями; пассажирский транспорт общего пользования (рис. 3.9).


Рис. 3.8.


Рис. 3.9.

Эвакуация пациентов из опасных зон больницы состоит из нескольких стадий:


1. Подготовка к эвакуации (проводится постоянно в каждой медицинской организации):

О определение и доведение до исполнителей способов и маршрутов транспортирования пациентов из помещений, а также способов связи между руководителем и исполнителями эвакуационных мероприятий;

0 эвакуационная маркировка медицинских карт на случай чрезвычайной ситуации в виде записи простым карандашом на титульном листе следующих буквенных обозначений:

А - «амбулаторный» - пациент, подлежащий немедленной выписке на амбулаторное лечение по месту жительства;

ТС - «транспортабельный сидя» - пациент, нуждающийся в эвакуации, для чего можно использовать любой пассажирский транспорт;

ТЛ - «транспортабельный лежа» - пациент, подлежащий эвакуации в другой стационар линейными бригадами Станции скорой и неотложной медицинской помощи (ССиНМП);

НТ - «нетранспортабельный» - пациент, находящийся в тяжелом или крайне тяжелом состоянии и подлежащий эвакуации в другие стационары специализированными бригадами ССиНМП;

  • 0 ежедневное обобщение данных о транспортной характеристике пациентов и доклад в территориальный орган МЧС;
  • 0 поддержание постоянной готовности сил и средств эвакуации.
  • 2. Стадия готовности к эвакуации (начинается сразу после получения информации об опасности):
  • 0 проверка наличия и состояния сил и средств эвакуации;
  • 0 проверка связи между участниками эвакуационных мероприятий;
  • 0 уточнение способов и маршрутов транспортировки;
  • 0 уточнение транспортной характеристики пациентов;
  • 0 подготовка пациентов и их медицинских карт к эвакуации;

О проверка готовности носильщиков и транспортных средств к эвакуации;

О удаление из опасной зоны посетителей и персонала, не участвующего в эвакуации.

  • 3. Стадия эвакуации (начинается после соответствующей команды руководителя медицинской организации):
  • 0 проверка готовности пациентов и транспортных средств к эвакуации;
  • 0 обеспечение безопасности пациентов и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль и коррекция состояния пациентов и спасателей);
  • 0 вывод, вынос и вывоз пациентов, персонала из опасной зоны;
  • 0 эвакуационно-транспортная сортировка на площадке погрузки эвакуируемых пациентов;
  • 0 погрузка пациентов на транспортное средство;
  • 0 составление (уточнение) и оформление (по два экземпляра) списков эвакуируемых пациентов;
  • 0 сопровождение и передача пациентов и медицинской документации по списку эвакуируемых пациентов в другую медицинскую организацию.

Места погрузки пострадавших на транспорт должны находиться вне зоны загрязнения и пожаров. В этих местах, как правило, создают пункты сбора, оборудуют погрузочные устройства, оказывают первую и скорую медицинскую помощь, проводят медицинскую сортировку.

Эвакуационно-транспортную медицинскую сортировку осуществляют для распределения эвакуируемых пациентов на однородные группы:

0 по очередности эвакуации;

О по виду транспорта - машина скорой помощи, реанимобиль, приспособленные и неприспособленные автомобили, железнодорожный, авиационный, водный и иной транспорт;

  • 0 по расположению на средствах эвакуации (лежа, сидя);
  • 0 по эвакуационному предназначению (пункт следования).

В транспорт, следующий в стационарные медицинские организации, целесообразно загружать пострадавших, одинаковых по характеру и локализации повреждений, что значительно сокращает межбольничные переводы и перевозки.

Перед погрузкой пострадавших на каждое транспортное средство нужно составлять список эвакуируемых в двух экземплярах: один экземпляр с подписью лица, ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй экземпляр следует с пациентами до пункта назначения. Перед отправкой транспортного средства необходимо проверять наличие медицинских документов каждого пациента.

В горизонтальном положении транспортируют всех пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии, с травмой позвоночника, после реанимации, с нарушением функции внешнего дыхания, с действующей системой переливания жидких лекарственных средств. На рис. 3.10 изображены типовые положения тела при транспортировании лежа.


Рис. 3.10.

При многоярусном размещении пациентов в салоне транспортного средства следует учитывать их состояние. Пациентов без сознания, с судорогами и возможностью возникновения рвоты размещают на первом ярусе, других тяжелых - не выше второго яруса, носилочных пациентов с транспортными шинами и гипсовыми повязками - на верхних ярусах.

При транспортировании в автомобилях головной конец носилок обращен в сторону кабины и находится на 10-15 см выше ножного (для уменьшения продольного перемещения тела в ходе движения).

Ответственными за организацию медицинской эвакуации являются начальники гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, городских районов и сельских округов, а за ее медицинское обеспечение - соответствующие начальники медицинской службы гражданской обороны.

Изложенный материал - лишь начало знакомства с обширной системой знаний по безопасности медицинских услуг. Приобретение этих знаний, овладение способами и приемами охраны, защиты и спасения жизни пациентов лежат в основе формирования культуры безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях.

Эвакуация медицинская - это система мероприятий по эвакуации пораженных и больных с поля боя или из очага массового поражения и по доставке их на медицинские пункты и в учреждения, обеспечивающие оказание им медпомощи и лечение.

Медицинская эвакуация - важнейший элемент лечебно-эвакуационного обеспечения войск (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение) и помощи населению в системе медицинской службы гражданской обороны (см.). В мирное время медицинская эвакуация применяется при стихийных бедствиях и других катастрофах, сопровождающихся большим числом пострадавших. Основной причиной, вызывающей необходимость производить медицинскую эвакуацию, являются, как правило, чрезвычайно ограниченные возможности лечения пораженных и больных непосредственно на месте поражения или заболевания при их массовом возникновении. Несомненно, в интересах пораженных (больных) лечение их на месте поражения или заболевания было бы наиболее целесообразным. При этом им быстро обеспечивался бы столь необходимый покой и лечил бы их от начала до конца заболевания один и тот же врач. Однако трудности в создании необходимых условий на месте для организации лечения на должном уровне, невозможность сосредоточить здесь необходимые силы и средства, а в ряде случаев боевая опасность и связанный с ней риск повторного поражения пострадавших неминуемо вызывают необходимость медицинской эвакуации.

Таким образом, медицинская эвакуация представляет собой мероприятие вынужденное - не только не безразличное для здоровья эвакуируемого, но и опасное, поскольку она связана с нарушением покоя, расчленением медпомощи. В то же время это мероприятие необходимо. В связи с этим медицинская служба обязана по возможности ограничивать медицинскую эвакуацию, рационально сочетать ее с лечением и проводить эвакуацию наиболее щадящими способами и средствами.

В условиях современной войны медицинская эвакуация является важнейшим средством обеспечения своевременного оказания квалифицированной и специализированной медпомощи пораженным и больным. Она предусматривает быструю доставку всех пораженных и больных именно на те (см.), на которых наиболее рационально по медицинским показаниям и в соответствии с обстановкой следует оказывать последовательно первую врачебную, квалифицированную и специализированную помощь, а также стационарное лечение. Однако при благоприятных условиях целесообразно осуществлять медицинскую эвакуацию, минуя некоторые этапы медицинской эвакуации, непосредственно в учреждения, предназначенные для оказания в полном объеме специализированной помощи (эвакуация по назначению).

В условиях действующей армии медицинская эвакуация начинается со сбора, выноса и вывоза пораженных с поля боя и очага массовых поражений (см. Вынос и вывоз пораженных). Организация сбора пораженных на поле боя является обязанностью старшего фельдшера батальона. Вывоз пораженных из батальонов организует старший врач полка. Дальнейшая эвакуация проводится по распоряжению вышестоящих медицинских начальников. Принцип эвакуации, при котором вышестоящий медицинский начальник высылает свой транспорт к этапам нижестоящего звена медицинской службы, называется эвакуацией «на себя»; он не исключает ответственности и нижестоящих медицинских начальников за вывоз пораженных и больных «от себя».

Для эвакуации используется специальный (см.) и транспорт, предназначенный для подвоза. Последний используется преимущественно попутно при возвращении его после разгрузки в тыл (обратный порожняк подвоза).

На участке от поля боя до ПМП для вывоза пораженных могут применяться специальные транспортеры и малогабаритные санитарные машины с повышенной проходимостью, на участке между ПМП и МедСБ - автомобильный санитарный транспорт. Эвакуация из МедСБ, как правило, осуществляется автосанитарным, а также и авиационным транспортом. Все большее значение для эвакуации приобретают вертолеты.

Для медицинской эвакуации внутри госпитальных баз и за их пределы используется автосанитарный транспорт, специально оборудованный железнодорожный и водный, а также санитарная и транспортная авиация. Несомненно, в будущем санитарная авиация, а также транспортные самолеты будут являться наряду с автотранспортом и железнодорожным транспортом одним из основных средств эвакуации пораженных и больных.

В системе МСГО при возникновении ядерного очага огромное значение имеет своевременный сбор пораженных в специально намеченные для этих целей места и последующий их вынос и вывоз на ОПМ. Эти задачи выполняются санитарными дружинами совместно со спасательными отрядами. Вывоз организуется транспортом ОПМ, а также приданными средствами. Эвакуация из ОПМ в больничную базу организуется медицинским отделом операционного направления. На этом участке могут применяться различные виды автомобильного транспорта, при соответствующих условиях - железнодорожный и водный транспорт, а также вертолеты.

Медицинская эвакуация теснейшим образом связана с эвакотранспортной медицинской сортировкой (см. ). Только в результате тщательно проведенной эвакотранспортной медицинской сортировки возможно рационально организовать медицинскую эвакуацию. От решения таких вопросов, как установление показаний и противопоказаний к эвакуации, выбор вида транспорта, определение очередности эвакуации и места назначения, зависят судьбы пораженных и больных.

При организации транспортировки серьезное значение необходимо придавать соответствующей подготовке эвакуируемых, которая возлагается преимущественно на фельдшерский состав (осмотр перед отправкой, проверка наличия медицинск документации, исправление повязок и иммобилизация, введение болеутоляющих средств и пр.). Следует предусмотреть питание, утоление жажды и уход за эвакуированными в пути следования. При использовании обратного порожняка подвоза необходимо подготовить его к перевозке пораженных и больных - утеплить, установить по возможности подрессоривающие приспособления, положить мягкую подстилку и т. п. Все эти мероприятия должны обеспечить транспортируемым наиболее благоприятные условия в пути следования.

Эвакуация медицинская - это система мероприятий, обеспечивающих транспортировку раненых и больных, нуждающихся в лечении, из районов боевых действий войск (или из очагов массового поражения, возникших в тылу войск) в лечебные учреждения, расположенные как на самом театре военных действий (на большем или меньшем удалении от линии фронта), так и за его пределами в тылу страны. Тем
самым медицинская эвакуация является одним из важнейших элементов системы медицинского обеспечения войск (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение войск). Медицинская эвакуация может осуществляться (в массовом масштабе) и в мирное время при необходимости транспортировки пострадавших из районов стихийных бедствий (землетрясения, наводнения и т. п.).

Медицинскую эвакуацию следует рассматривать как мероприятие вынужденного характера; она применяется во всех случаях, когда лечение раненых и больных на месте оказывается по тем или иным причинам невозможным или нецелесообразным по медицинским показаниям. Наиболее часто необходимость медицинской эвакуации возникает при неблагоприятных условиях боевой обстановки, особенно при несоответствии емкости имеющихся госпиталей числу поступающих раненых и больных и при невозможности создать надлежащие условия для их более или менее продолжительного стационарного лечения. Медицинская эвакуация часто применяется также при маневренном характере боевых действий войск, когда возникает необходимость перемещения их медицинских учреждений.

В прошлом эвакуация раненых и больных длительное время была оторвана от лечебного процесса и рассматривалась прежде всего в качестве мероприятия чисто военного, а не медицинского. Лишь опыт первой мировой войны 1914-1918 гг. с ее огромными потерями в людях и небывалым до этого объемом эвакуации побудил коренным образом пересмотреть этот вопрос. В. А. Оппелем была предложена система этапного лечения, которая предусматривала сочетание лечебных и эвакуационных мероприятий. Однако эта система была реализована и получила дальнейшее творческое развитие только после Великой Октябрьской социалистической революции.

Медицинская эвакуация в настоящее время рассматривается как важнейшая составная часть лечебно-эвакуационного обеспечения войск, неразрывно связанная с процессом оказания медицинской помощи раненым и больным и их лечением; неразрывная связь и взаимозависимость эвакуационных и лечебных мероприятий составляют принципиальную основу современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения Вооруженных Сил СССР. В то же время медицинская эвакуация является наряду с лечебными мероприятиями (оказание медицинской помощи, госпитализация, лечение) и сортировкой (см. Сортировка медицинская) лишь отдельным элементом сложного лечебно-эвакуационного процесса и должна быть подчинена общей идее организации лечебно-эвакуационного обеспечения войск, принятой для современного этапа развития Вооруженных Сил и военной медицины.

Во всех случаях медицинская эвакуация должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать (в данной конкретной обстановке) лучшие условия для оказания медицинской помощи раненым и больным и для их последующего лечения. Особое значение при этом имеют: 1) доставка раненых и больных на этапы медицинской эвакуации (см. Этапное лечение) в сроки, обеспечивающие своевременное оказание медицинской помощи; 2) направление раненых и больных в строгом соответствии с медицинским показаниями в специализированные лечебные учреждения (минуя промежуточные этапы медицинской эвакуации), предназначенные для оказания определенных видов медпомощи, т. е. применение принципа эвакуации по назначению; 3) недопущение чрезмерного переполнения ранеными и больными отдельных этапов медицинской эвакуации, поскольку это влечет за собой резкое ухудшение качества медпомощи и условий госпитализации; 4) скорейшая доставка раненых и больных в лечебные учреждения, где они могут быть оставлены для планомерного лечения.

С точки зрения чисто медицинской транспортировка раненых и больных при эвакуации оказывает травмирующее воздействие на эвакуируемых и тем самым наносит им вред (Н. И. Пирогов считал транспортировку раненых безусловным, но неизбежным злом). В связи с этим медицинской службой Советской Армии предусматривается ряд мер, снижающих неблагоприятное воздействие транспортировки: использование наиболее щадящих видов транспорта для эвакуации тяжелораненых, применение при возможности лечения на месте и т. п. В настоящее время эвакуация раненых и больных в Советской Армии рассматривается как важная медицинская функция, призванная обеспечивать скорейшее оказание медицинской помощи и последующее лечение пострадавших, при максимальном снижении травмирующего воздействия транспортировки.

Для целей медицинской эвакуации применяют самые различные транспортные средства. Раненые и больные могут быть эвакуированы на транспорте общего назначения - на грузовых, а иногда даже и на боевых машинах (например, бронетранспортерах), транспортных самолетах, которые соответствующим образом оборудуют для этого. Но наиболее приспособлен для транспортировки тяжелораненых (больных) специализированный санитарный транспорт (см.), который обеспечивает им наиболее щадящие условия эвакуации. В настоящее время самыми распространенными видами санитарного транспорта, применяемого на театре военных действий, являются различные типы санитарных автомобилей и санитарных самолетов (вертолетов). Для эвакуации по железнодорожным путям сообщения применяются военно-санитарные поезда (временные и постоянные), а на морских и речных коммуникациях - санитарно-транспортные суда.

Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения войск, базирующаяся на принципах специализированного лечения и эвакуации по назначению и учитывающая чрезвычайно сложную обстановку работы медицинской службы, вызванную возможностью широкого применения противником ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения как по войскам действующей армии, так и тыловым районам страны, существенно усложнила организацию медицинской эвакуации. В некоторых случаях значительная часть раненых и больных задерживается для лечения до окончательного выздоровления (лечение на месте) в лечебных учреждениях госпитальных баз, развернутых на театре военных действий. В связи с этим необходимо, чтобы эвакуируемые были распределены соответственно медицинским показаниям по многочисленным специализированным лечебным учреждениям указанных госпитальных баз и по возможности доставлены в эти учреждения непосредственно, минуя промежуточные этапы медицинской эвакуации. В результате этого медицинская эвакуация, начиная с медико-санитарных батальонов и отдельных медицинских отрядов, приобрела многопоточный характер, что в свою очередь обусловливает необходимость создания специальных органов, способствующих более четкому ее проведению (медицинские распределительные посты и пункты, сортировочные госпитали).

Медицинская эвакуация организуется, как правило, по принципу «на себя», т. е. каждый медицинский начальник (или орган управления) использует находящийся в его распоряжении санитарный транспорт для вывоза раненых из подчиненных ему (нижестоящих) звеньев медицинской службы; например, начальник медслужбы армии высылает транспорт для эвакуации раненых и больных из дивизий, дивизионный врач - из полков. Такая организация медицинской эвакуации обеспечивает возможность более оперативного и рационального использования транспортных средств в соответствии с резко меняющейся обстановкой. Однако в зависимости от ее условий медицинская эвакуация может быть организована и «от себя», когда, например, полковой транспорт направляется с ранеными в медико-санитарный батальон или отдельный медотряд.

Наличие современных санитарно-транспортных средств, в частности санитарных самолетов с большим радиусом действия, позволяет осуществлять также медицинскую эвакуацию на большие расстояния, минуя отдельные звенья лечебно-эвакуационной системы. В результате этого становится возможным более оперативно управлять эвакуационными потоками при их распределении между отдельными лечебными учреждениями или госпитальными базами на театре военных действий во избежание перегрузки последних или вести эвакуацию раненых и больных, подлежащих лечению в тылу страны, минуя часть госпитальных баз, развернутых на грунтовых и железнодорожных коммуникациях.

Усложнившаяся в связи со специализацией лечебного процесса медицинская эвакуация не может быть организована и осуществлена надлежащим образом без тщательной сортировки каждой группы эвакуируемых раненых и больных (см. Сортировка медицинская). Только при этом условии можно правильно распределить эвакуируемых по специализированным лечебным учреждениям в соответствии с нуждаемостью в тех или иных видах медицинской помощи и лечения или установить порядок их транспортировки - вид транспорта, на котором следует эвакуировать данного раненого или больного, место и очередность эвакуации, положение при транспортировке (лежа, сидя). Результаты такой эвакуационно-транспортной сортировки фиксируются наряду с указаниями об установленном диагнозе ранения (заболевания) и о медпомощи, полученной раненым или больным, в лечебно-эвакуационных документах установленной формы - первичной медицинской карточке и эвакуационном конверте, которые сопровождают эвакуируемого до конечного этапа эвакуации.

Медицинская эвакуация организуется согласно плану медицинского обеспечения войск. Планирование медицинской эвакуации осуществляется после тщательной оценки боевой обстановки и основывается на предварительном расчете возможных потерь, данных о путях эвакуации, районах размещения медпунктов и лечебных учреждений, а также сведений о ресурсах эвакуационно-транспортных средств. На основе всех этих данных производят расчет потребности санитарного транспорта и принимают решение о его распределении по эвакуационным направлениям и порядке работы в ходе боя (операции).

См. также Медицинское обеспечение Вооруженных Сил.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных из очага поражения, транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания пораженным больным необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации , а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации . Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлением.

Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.

В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене очаг поражения - ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобным является реанимационно-операционный самолет АН-26М «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии.


В зонах военных действий наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).

С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, спасательных отрядов, а также транспортом ББ загородной зоны, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекаются персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава ОМП, спасательных отрядов. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, ББ загородной зоны и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).

Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие, т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.

Таким образом, под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке пострадавших из района санитарных потерь на ЭМЭ с целью своевременного оказания медицинской помощи и лечения. Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО (в основном по принципу «на себя»). Из района массовых санитарных потерь до ОПМ или до головной больницы ББ эвакуируют пострадавших в одном направлении. Далее – по назначению в соответствии с видом поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО, а также транспортные средства, выделяемые начальниками ГО. Для временного размещения пораженных, ожидающих транспорт, на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.

В ходе подготовки к эвакуации пострадавшим проводят:

Восполнение кровопотери;

Обезболивание;

Купирование психического возбуждения;

Транспортную и лечебную иммобилизацию и др.

Вместе с тем имеются противопоказания к эвакуации раненых всеми видами транспортных средств:

Шок II - III степени;

Невосполненная тяжелая кровопотеря;

Терминальные состояния;

Ранения и травмы черепа и головного мозга с утратой зрачковых и корнеальных рефлексов, синдром сдавления головного мозга, менингоэнцефалит, продолжающаяся ликворея;

Состояние после трахеостомии (до установления устойчивого внешнего дыхания);

Зияние раны глаза с угрозой потери оболочек, кровотечение или его угроза, признаки эндофтальмита, острое повышение внутриглазного давления при ожогах глазного яблока;

Тяжелые формы дыхательной недостаточности, эмпиема плевры и септическое состояние при ранениях груди;

Разлитой перитонит, внутрибрюшинные абсцессы, острая кишечная недостаточность, угроза или признаки эвентрации внутренних органов;

Гнойно-мочевые затеки, септическое состояние при ранениях органов мочеполовой сферы;

Острые гнойно-септические осложнения при ранениях длинных трубчатых костей, костей таза и крупных суставов;

Анаэробная инфекция и столбняк;

Тромбоз магистральных сосудов, состояние после перевязки наружной и общей сонной артерии (до снятия швов);

Жировая эмболия и тромбоэмболия легочной артерии;

Острая печеночно-почечная недостаточность;

Комбинированные радиационные поражения с облучением в дозе 6 Гр и более.

Для эвакуации раненых авиатранспортом противопоказаниями являются:

Продолжающееся внутреннее и неостановленное наружное кровотечение;

Невосполненная кровопотеря;

Выраженные нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, требующие интенсивной терапии;

Шок II - III степени;

Недренированный закрытый или неустраненный клапанный пневмоторакс;

Выраженный парез кишечника после лапаротомии;

Септический шок;

Жировая эмболия.

К нетранспортабельным терапевтического профиля на этапе оказания квалифицированной помощи необходимо относить пораженных и больных со следующими клиническими синдромами:

Острая дыхательная недостаточность 2 - 3 степени (выраженный бронхоспазм, токсический отек легких, парез и паралич дыхания, массивный выпотной плеврит, двухсторонняя сливная пневмония, напряженный пневмоторакс);

Острая сердечно-сосудистая недостаточность (циркуляторный коллапс, сердечная астма; кардиогенный отек легких);

Тяжелые нарушения сердечного ритма и проводимости (пароксизмальная тахикардия, пароксизмальная форма мерцательной аритмии, полная атриовентрикулярная блокада, частые политопные, групповые и ранние экстрасистолы);

Судорожный синдром;

Коматозное состояние;

Неукротимая рвота;

Некупированный болевой синдром (стенокардия, инфаркт миокарда, печеночная и почечная колика и др.);

Тяжелый гипертонический криз.

После оказания квалифицированной хирургической помощи установлены следующие сроки нетранспортабельности автомобильным транспортом:

Раненые с огнестрельными переломами конечностей - 2 - 3 суток после операции.

Раненые в грудь после торакотомии, ушивания пневмоторакса или торакоцентеза - 2 - 4 суток;

Раненые в живот после лапаротомии - 10 суток;

Раненые в голову 21 - 28 суток.

Если для эвакуации используется авиатранспорт, то 75 - 90% раненых (пораженных) могут быть эвакуированы в 1 - 2 сутки.

Пострадавших с термическими поражениями следует эвакуировать автомобильным и железнодорожным транспортом до развития осложнений, т.е. не позднее 10 - 15 суток, а авиационным - на 2 - 3 сутки после выведения из шока.

Основы управления силами и средствами МСГО
в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации

Управление медицинской службой – это целенаправленная деятельность начальников МС ГО по поддержанию постоянной готовности ее подразделе­ний и учреждений, всесторонней подготовке их к медицинскому обеспечению и руководству ими при выполне­нии поставленных задач.

Основная цель управления – обеспечение высокой готовности сил и средств МС, их всесторонней подготовки и максимальной эффективности использования при решении поставленных задач.

В основу управления положены следующие принципы :

Единоначалие;

Централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

Твердость и настойчивость при выполнении принятых решений и планов;

Оперативность и гибкость реагирования на изменение обстановки;

Личная ответственность начальника медицинской службы гражданской обороны за принимаемые решения и действия подчиненных при выполнении поставленных им задач.

Чтобы обоснованно решать воп­росы управления медицинской службой, следует знать общие положения теории управления.

В любой управляемой системе, в том числе в МС ГО в целом, а также в отдельных ее звеньях, в медицинских учреждениях имеются орган управления и объекты управления. Под органом управления следует понимать начальников медицинской службы, начальников медицинских учреждений, основные обязан­ности которых заключаются, во-первых, в определении целей и способов действий объектов управления, во-вторых, в целенаправленном воздействии на них в интере­сах достижения намеченных целей. Объекты управления – это формирования и учреждения МС ГО, коллективы людей или отдельные лица, которые непосредственно выполняют мероприятия по медицинскому обеспечению.

Для успешной работы управляемой системы необходи­ма постоянная связь между органом и объектом управ­ления.

В процессе управления образуется замкнутый контур управления . Основными его элементами являются:

- орган управления , который проводит сбор необходи­мой информации (указания старшего начальника медицинской службы, сведения о состоянии подчиненных сил и средств, а также об условиях, в которых будут выполняться поставленные задачи и др.), перерабатывает ее, принимает решения, ставит задачи подчиненным, оказывает им практическую помощь и осуществляет контроль;

- каналы командной связи , обеспечивающие своевременную и точную передачу задач объектам управле­ния;

- объекты управления , выполняющие поставленные задачи;

- каналы обратной связи , по которым идет инфор­мация о выполнении отданных распоряжений и состоянии подчиненных объектов.

Система управления эффективна лишь при условии четкой работы всех названных эле­ментов.

Управление медицинской службой гражданской обороны должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным.

Устойчивость управления определяется способностью начальника медицинской службы выполнять свои функциональные обязанности по управлению подчиненными силами и средствами в резко меняющихся условиях реальной обстановки.

Непрерывность управления заключается в постоянной связи с руководимыми силами и средствами.

Оперативность управления заключается в знании обстановки, быстром и пра­вильном реагировании на ее изменения, в своевременном принятии решений и быстрой постановке задач подчинен­ным.

Скрытность управления обеспечивается сохранением в тайне всех мероприятий по подготовке и осуществлению медицинского обеспечения.

Существенным условием для достижения устойчивости и непрерывности управления медицинской службой явля­ется бесперебойно действующая связь.

Успешное решение задач управления и эффективного использования сил и средств медицинской службы в значительной степени зависит от применяемых начальником медицинской службы части методов работы.

Под методами управления понимают определенный порядок и приемы работы начальника медицинской службы при решении конкретных задач управления.

В процессе управления применяются следующие методы работы – последовательный, параллельный или их сочетание.

Метод последовательной работы применяется при длительных сроках подготовки. При этом методе каждая нижестоящая инстанция начинает работать после принятия решения и завершения планирования в вышестоящей инстанции на основе полученной информации. Начальник медицинской службы включается в работу после ознакомления с решением начальника и указаниями вышестоящего начальника медицинской службы.

Метод параллельной работы применяется при коротких сроках подготовки. При этом методе организация работы по подготовке к медицинскому обеспечению предстоящих действий осуществляется во всех звеньях управления одновременно. Каждая нижестоящая инстанция приступает к постановке задач подчиненным и планированию после того, как вышестоящая инстанция примет решение и поставит задачу подчиненным устно до завершения планирования на своем уровне.

Руководство подготовкой медицинской службы к медицинскому обеспечению включает ряд мероприятий, основными из которых являются: принятие решения на медицинское обеспечение и планирование медицинского обеспечения; подготовка сил и средств медицинской службы; организация взаимодействия; организация управления.

Читайте в этой статье:

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» изменился. Расходы на медицинскую эвакуацию, которые ранее брало на себя государство, с 2016 года легли на плечи самих туристов и уже ударили неведающих по кошельку.

Что такое медицинская эвакуация?

Медицинская эвакуация – это комплекс мероприятий по возвращению сильно пострадавшего туриста на родину.

Кто подвержен риску?

Медицинская эвакуация может понадобиться людям с хроническими заболеваниями, женщинам на большом сроке беременности и экстремальным спортсменам. Таким путешественникам в первую очередь следует застраховаться на случай непредвиденных обстоятельств. Однако, по большому счету, серьезно пострадать может каждый. Есть обстоятельства, которые происходят не по нашей вине, и которые мы не можем контролировать.

По статистике ВЦМК «Защита», основную категорию эвакуированных составляют те туристы, у которых по разным причинам нет денег лечиться за рубежом. Таких причин несколько:

  • турист не оформил полис добровольного страхования;
  • случай происшествия/заболевания признан страховой компанией нестраховым;
  • продолжительное лечение в иностранном госпитале исчерпало лимит денежных средств по страховке.

Почему не оставить туриста в иностранном госпитале до полного выздоровления?

Как раз одну из категорий риска составляют туристы, родственники которых затянули с решением об эвакуации пострадавшего на родину в надежде на его выздоровление в иностранном госпитале. В большинстве стран мира не существует понятия «бесплатная медицина», как в России. Лечение в иностранном госпитале стоит дорого. Если турист находится в тяжелом состоянии в реанимации или в стационаре за рубежом, страховое покрытие тает быстро. Зачастую родственники тянут до последнего и принимают решение об эвакуации, когда уже поздно: деньги по страховке исчерпаны, и перевезти туриста для лечения в Россию можно только за счет личных средств. Это очень распространенная ошибка.

Преступайте к эвакуации пострадавшего как можно раньше - как только врачи иностранного госпиталя сочтут пациента транспортабельным.

#instoretravelTips

Нужна медицинская эвакуация. Какие есть варианты?

Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» организует медицинскую эвакуацию по государственному заданию Минздрава России или на платной основе в рамках внебюджетной деятельности.

В чем разница?

Разница в способах обращения и сроках рассмотрения заявки, которые зависят от процедур ее согласования, различных для платной и бюджетной организации эвакуации.

Если медицинская эвакуация организована по государственному заданию, то сначала пострадавший или его представитель (например, родственник) обращается в Минздрав России. Далее обращение прорабатывается в рамках действующего законодательства в сроки, которые, согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ, могут составлять до 30 дней. И только после этого обращение поступает на обработку во Всероссийский центр медицины катастроф.

Если медицинская эвакуация организуется на платной основе, то процедура рассмотрения заявки и сроки оказания помощи сокращаются. При этом посадочные места в самолете и работа медицинской бригады, которая при организации эвакуации по госзаказу оплачивалась бы из средств государства, оплачивается из внебюджетных средств: если есть страховка – за счет страховой компании, если нет – из личных средств пострадавшего. Поэтому так важно перед путешествием приобретать страховку, покрывающую риск медицинской эвакуации.

Подать заявку на оказание платных услуг можно в ВЦМК «Защита» напрямую. По ней оформляются договорные отношения.

Как обратиться за помощью?

Получить помощь в организации медицинской эвакуации можно тремя способами:

Кто может обратиться за помощью?

Только граждане Российской Федерации:

  • пострадавший;
  • законные представители пострадавшего – его родственники;
  • представители органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • страховая или ассистанс компания, представляющая интересы пострадавшего.

Я подал обращение. Почему так долго? Что происходит, пока я жду?

Организация медицинской эвакуации заболевших/пострадавших туристов состоит из нескольких этапов:

  1. Пострадавший или его представитель отправил обращение. Его рассмотрели и отправили в работу. Связались с представителем пострадавшей стороны.
  2. Врачи определяют транспортабельность пациента. От нее зависят условия транспортировки. Утверждают состав и профиль сопровождающей бригады, необходимый перечень медицинского оборудования и лекарственных препаратов.
  3. Одновременно идет сбор документов, разрешающих транспортировку пострадавшего.

Какие это документы?

Если предстоит эвакуация из-за рубежа:

  • Копии паспорта пострадавшего: заграничного и общегражданского паспорта РФ, в том числе страница с пропиской.
  • Сведения об обстоятельствах получения травмы или ухудшения состояния здоровья, включая копии всех медицинских документов из иностранной клиники с переводом на русский язык.
  • Разрешение на полет «Fit to fly» с указанием приемлемых условий эвакуации: транспорт, положение пациента, перечень оборудования, рекомендации по кислородной поддержке и применению лекарственных средств.

Для эвакуации по России:

  • Копии паспорта РФ пострадавшего, в том числе страница с пропиской.
  • Копии страхового полиса и акта о страховом случае (при наличии).
  • Сведения о причинах невозможности медицинской эвакуации за счет страховой организации или иных источников.
  • Выписка из истории болезни пациента, заключения консилиумов врачей (если они были).
  • Ходатайства местных органов управления субъектов в Минздрав России и МЧС России.

Для организации медицинской эвакуации специалисты Центра работают с представителями страховых и ассистанс-компаний, авиакомпаний, консульских учреждений и дипломатических представительств, зарубежных и российских клиник, органов здравоохранения субъектов РФ.

В каких шагах необходимо участие родственников?

Родственники пострадавшего вынуждены оказывать содействие сотрудникам «Защиты» в получении документов для консульств, так как по нормам некоторых стран клиники могут предоставлять медицинские документы только законным представителям пациента. На шаге подготовки к медицинской эвакуации родственники также находятся на связи с Центром по различным вопросам, в том числе, по вопросам приобретения авиабилетов.

Какими видами транспорта осуществляется медицинская эвакуация?

Медицинская транспортировка осуществляется наземным и воздушным транспортом:

  • санитарным автотранспортом;
Реанимобиль
  • железнодорожным транспортом;
  • пассажирскими регулярными или чартерными авиарейсами после предварительного согласования условий размещения пациента на борту;
  • спецбортами или самолетами и вертолетами, оснащенными медицинскими модулями, «Air ambulance»;

Специальные воздушные суда с медицинскими модулями
Амбулифт для посадки на борт

Как оснащен спецборт/регулярный рейс?

Спецборт, совершающий санитарный рейс, оснащён специальным медицинским модулем, аппаратом искусственного дыхания и кардиомониторами, которые позволяют оказывать медицинскую помощь пострадавшим во время полёта.

При транспортировке пациента регулярным или чартерным авиарейсом, на борту устанавливаются специальные носилки Stretcher. Для оборудования носилочного места для одного пациента в среднем выкупается 9 посадочных мест эконом-класса в самолете.


ля оборудования носилочного места для одного пациента в среднем выкупается 9 посадочных мест эконом-класса на регулярном рейсе

В обоих случаях точный перечень аппаратуры на борту устанавливается в зависимости от рекомендаций к транспортировке пациента, прописанных в «Fit to fly».

Во время транспортировки специалисты Центра используют необходимую медицинскую аппаратуру, кислородное оборудование, проводят реанимационные мероприятия, мониторинг и поддержание жизненно важных функций организма.

От чего зависит вид транспорта и условия транспортировки?

Условия и вид транспортировки зависят исключительно от прописанных в «Fit to fly» рекомендаций лечащих врачей зарубежной клиники или российского лечебного учреждения.

Могут ли на выбор транспорта повлиять пациент или его родственники?

Родственники не могут повлиять на медицинское заключение врача, а следовательно, и на выбор транспорта.

Кто сопровождает пациента?

На всем протяжении транспортировки пациента сопровождают медицинские специалисты Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России. Состав специализированной бригады включает врача-анестезиолога-реаниматолога или врача скорой медицинской помощи, а также медицинских работников со средним медицинским образованием (фельдшер или медицинская сестра). При необходимости привлекаются медицинские работники других медицинских организаций.

До какого места везут пациента?

Всегда от больницы и до больницы. Остальное зависит от рекомендаций врача.

В случае необходимости к работе привлекают территориальные центры ВЦМК «Защита» для досопровождения.

Например, нужно эвакуировать пациента из Испании. Он житель Челябинска.

Вариант 1. Эвакуация на реанимобиле от зарубежной клиники до самолета. Самолет летит в Челябинск. Там пациента встречает реанимобиль территориального центра медицины катастроф Челябинска или станции скорой медицинской помощи для доставки в больницу города Челябинск.

Вариант 2. Эвакуация проходит неудобным стыковочный рейсом. Возможности сопровождать пациента до Челябинска нет. Тогда из Челябинска в Москву к его прилету из Мадрида вылетает бригада территориального центра медицины катастроф. В Москве пациента передают им. Они летят дальше в Челябинск и также госпитализируются.

Сколько стоит медицинская эвакуация?

Стоимость медицинской эвакуации зависит от вида транспорта, дальности транспортировки и способа обращения. Но, в любом случае, речь идет о сумме в сотни тысяч рублей. При дальних перелетах при транспортировке спецбортом может достигать миллионов.

Вот отзыв о стоимости медицинской эвакуации, который мы нашли в соцсети:

Пациент, 47 лет. Диагноз: потеря сознания, сахарный диабет 2 типа, аспирационная пневмония.

Общая стоимость пребывания в реанимации 14 дней и медицинских услуг в госпитале Bangkok Hospital Pattaya, г. Паттайя, Таиланд ~ 3 млн 200 тысяч рублей

Стоимость медицинской эвакуации регулярным рейсом ~ 850 тысяч рублей.

Стоимость страховки ~ 550 рублей.

5 января 2018 года с судорогами и потерей сознания мой папа поступил в Bangkok Hospital Pattaya. Ему поставили диагноз: 1. Потеря сознания 2. Сахарный диабет 2 типа. 3. Аспирационная пневмония. Мы, родственники и близкие люди, оплачиваем все, что можем, но, к сожалению, этого недостаточно: только для поддержания жизни и продолжения лечения ежедневно требуется 130 тысяч рублей! За неделю лечения и поддержания на аппарате ИВЛ (искусственной вентиляции легких) счет за медицинские услуги достиг 1 млн 850 тысяч рублей. Как только врачи дадут разрешение на транспортировку, понадобятся еще деньги на медицинскую эвакуацию.
Вопрос с транспортировкой решён – перевозим в пятницу, 19 января. Спецборт не выделили. Он полетит обычным рейсом из Бангкока в Москву, стоимость данного перелёта – 850 тысяч рублей. Нами оплачена часть суммы счета (800 тысяч рублей), который на сегодняшний день (15 января) составляет 2,4 млн рублей. Страховая компания «ВСК» покроет часть расходов, а именно – $ 40 000 (2,2 млн рублей). По нашим подсчетам этой оплаты и нашей внесённой суммы как раз должно хватить для пребывания в госпитале до 19 января включительно.

Под термином «медицинская эвакуация» понимается комплекс различных организационных мероприятий по удалению из районов /очагов/ катастроф поражённых и их доставке в ближайшие ЛПУ /стационарные и прибывшие/ для оказания медпомощи и лечения. Она является слагаемым лечебного процесса в системе этапного лечения поражённых. «Путь медицинской эвакуации» - это путь, по которому идет транспортировка поражённых из района катастроф в ЛПУ /штатные и подвижные/ территориального, регионального и федерального значения.

ЛЭО поражённого населения области осуществляется по ЛЭНам. Под лечебно - эвакуационным направлением следует понимать полосу местности административной территории, включающей 1-2 района категорированного города, прилегающие сельские районы до границы области с расположенными на ней штатными ЛПУ и приданными формированиями, работающими транспортными средствами и путями эвакуации. На каждом ЛЭНе развертываются два этапа медицинской эвакуации.

Медицинская эвакуация преследует две основные цели: своевременную доставку поражённых до ближайших ЛПУ и обеспечение маневренности сил и средств службы «медицина катастроф».

Практика медобеспечения населения и войск в мирное и военное время подтвердила жизненность сложившихся основных принципов мед. эвакуации: «на себя» и «от себя».

Когда эвакуация пострадавших организуется вышестоящими медицинскими начальниками и осуществляется подчинёнными и приданными транспортными средствами из подчиненных ЛПУ /формирований/, то такой порядок эвакуации пострадавших называется эвакуацией «на себя».

Вместе с тем, в целом ряде случаев может иметься возможность эвакуации пострадавших непосредственно из пострадавших районов, объектов за счет своих и приданных транспортных средств, из районных и центральных районных больниц непосредственно в городские /областные/ ЛПУ - в таком случае говорят об эвакуации «от себя».

Кроме того, следует иметь в виду, что в случае вынужденной передислокации /по целому ряду причин/ как стационарных, так и подвижных ЛПУ возникает необходимость какую - то часть пострадавших и соматических больных /по тяжести состояния здоровья/ эвакуировать вместе со штатным составом.

Требования к ме дицинск ой эвакуации.

Практика организации медицинской эвакуации из районов /очагов/ катастроф, а также из одних ЛПУ в другие позволили выявить некоторые общие требования к ней:

Она должна быть (по возможности) кратковременной по своей продолжительности;

Обеспечить своевременность доставки поражённых в ближайшие ЛПУ;

Быть минимально травматичной и исключать однотипные этапы эвакуации.



В катастрофах мирного и военного времени при организации мед. эвакуации могут быть использованы следующие виды транспортных средств и способы эвакуации: ручной вынос, автомобильный санитарный транспорт, транспорт общего назначения /в том числе проходящий/, авиационный транспорт /санитарный и не санитарный/, железнодорожный транспорт, морской /речной/ транспорт и др

Как правило, сроки нетранспортабельности пострадавших /после оказания квалифицированной медпомощи/ зависят прежде всего от ряда причин:

От характера медицинского вмешательства;

Тяжести состояния здоровья;

Вида предполагаемого для эвакуации транспортного средства и некоторых других.

Например, сроки нетранспортабельности пострадавших терапевтического профиля при эвакуации их автомобильным транспортом колеблются от 1 до 5 суток. Однако, в случае использования авиационного транспорта указанные сроки резко меняются: в первые сутки смогут быть эвакуированы до 60%, а во вторые 40% пострадавших. При оказании же хирургической помощи нетранспортабепьность для автомобильного транспорта составляет:

После трепанации - 21 сутки; -после лапаротомии -10 суток; -после торакотомии - 2-3 суток; -после ампутации - 2-3 суток;

При травматическом и ожоговом шоке - после выведения из него.

При эвакуации авиационным транспортом в первые сутки могут быть эвакуированы до 25 %, а во вторые - оставшиеся 75/о пострадавших.

Требования, предъявляемые к подготовке пострадавших к эвакуации, базируются на следующих основных принципиальных положениях. Прежде всего на каждого пораженного должна быть отработана вся необходимая документация с констатацией в ней:

Эвакуационного предназначения, т.е. в какое конкретное ЛПУ /специализированный центр/ он направляется;

Каким видом транспортного средства продолжается его эвакуация, в какую очередь и в каком положении.

Каждый эвакуированный должен быть приведен в транспортабельное состояние /в случае смерти пострадавших в пути следования юридическую ответственность несет врачебный состав, давший «добро» на эвакуацию/. Все личные документы должны находиться при каждом эвакуируемом.

В холодное время года предпринимаются все возможные меры для утепления транспортных средств и пораженных.

На период следования эвакуируемых по возможности необходимо выделить медицинский состав с набором медикаментозных средств для оказания в случае необходимости медицинской помощи.

Организация медицинской эвакуации является чрезвычайно сложным и трудоёмким процессом.

В каждом конкретном случае она будет организовываться по разному и зависит, как правило, от целого ряда факторов:

Непредсказуемости возникновения катастроф как по месту, так и по времени;

От масштаба катастрофы;

Оь массовости и характера патологии пострадавших;

Резкого несоответствия потребности в различных средствах эвакуации и их наличием на территориальном уровне службы;

Возможности использования проходящего и попутного транспорта;

От наличия сил и средств службы как на территориальном, так и на региональном уровнях;

От готовности подвижных формирований и базовых ЛПУ /медицинских центров/ к участию в ликвидации катастроф;

От умелой организации эвакуационного процесса в районах катастроф и многих других факторов.

Эвакуация «по направлению» осуществляется из очага, когда поражённые эвакуируются на первый этап медэвакуации и далее до головных больниц ББ в виде потока в одном направлении /эвакуационное направление/.

Эвакуация «по назначению» - в строго определённую больницу с учетом локализации и характера поражения.

При эвакуации по назначению должен быть определён диагноз или ведущее поражение пострадавшего, а также знание местонахождения соответствующей профилированной больницы.

Сущность этапности лечебно - эвакуационного обеспечения поражённых состоит в том, что лечебно - профилактические мероприятия должны проводиться на этапах медицинской эвакуации с должной своевременностью, последовательностью и преемственностью и сочетаться с эвакуацией по назначению /в больницы ББ/.

Двухэтапная система ЛЭО вынуждена предусматривать расчленение /эшелонирование/ медпомощи и лечения поражённых на последовательно развернутых путях эвакуации.