При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской профилактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.
Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-временными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.
В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).
Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока,
Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на лю-дей поражающих факторов ЧС.
В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.
Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуированные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.
Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется население обычно на ближайшие безопасные территории региона.
Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не скольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую частичную Общая предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категории населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.
Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов ЧС. Осношыкмжяттнятия решения о проведении эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руководителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.
Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповещения и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.
Непосредственно эвакуацией_занимаются эвакуационньіе органы соответствующих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также орган правления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятии поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.
Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального населения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населения в момент объявления распоряжения
на ее проведение.
Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию оперативности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально возможного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства используются прежде всего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.
Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и автоматизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостанций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны
Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из которого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.
Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются СЭП. Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие здания
Задачами СЭП являются:
Оповещение и сбор населения;
Регистрация и подготовка людей к отправке;
Формирование пеших колонн;
Организация посадки на транспорт;
Организация оказания медицинской помощи заболевшим;
Укрытие людей, прибывших на СЭП;
Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.
Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.
Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всего в рюкзак. Вес не более 50кг.
К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адресом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные написать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.
После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки могут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.
После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.
Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза заболевшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.
Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.
Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители предприятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населения.
При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей. При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим
движение колонны.
Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обочинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загородной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.
Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движения предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого населения в палатках.
Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на предприятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.
Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в районы временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с заблаговременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.
Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистрацию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуждающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей автотранспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.
Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атомной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладающего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облучению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов
в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наименьшими уровнями радиации.
Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговременной подготовки эвакуационных органов и населения, районов (мест) размещения эвакуированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.
При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения является его эвакуация из опасных районов (зоны ЧС).
Эвакуация. Это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС в заранее подготовленные безопасные районы. Особенности эвакуации определяются видом ИЧС, масштабом воздействия его ПФ, численностью эвакуируемых, временем и срочностью ее проведения.
В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация подразделяется на плановую и экстренную.
Плановая эвакуация - заблаговременный (упреждающий) вывоз населения и материальных ценностей для защиты от современных средств поражения (в военное время) или при достоверном прогнозе ЧС крупного масштаба (в мирное время). Основанием для принятия данной меры является достоверный краткосрочный прогноз возникновения ЧС (от нескольких десятков минут до нескольких суток), который может уточняться за это время.
В зависимости от характера развития ЧС и численности населения, подлежащего эвакуации, последняя может быть локальной, местной и региональной (масштаб эвакуации).
Локальная эвакуация проводится, когда зона возможного воздействия ПФ ИЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуированных не превышает несколько тысяч человек. Они размещаются, как правило, в непострадавших районах города или населенных пунктов.
Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуированные размещаются обычно на ближайших безопасных территориях региона.
Региональная эвакуация проводится при условии распространения ПФ на площади, охватывающей территории с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население может быть вывезено на значительные расстояния.
Для проведения эвакуации в короткие сроки используют транспорт всех видов (железнодорожный, автомобильный, речной, морской, реже воздушный), а также транспорт индивидуального пользования. При этом может быть задействован не только пассажирский, но и грузовой транспорт (грузовые вагоны, баржи и т.д.). На малые расстояния и при недостаточном количестве транспорта может использоваться пешее передвижение. В этом случае транспорт используется для тех, кто не может передвигаться самостоятельно (престарелые, больные, дети до 10 лет и т.д.).
В зависимости от охвата населения, оказавшегося в зоне ЧС, эвакуация может быть общей и частичной. При общей эвакуации вывозят (выводят) население всех категорий, при частичной - только нетрудоспособное население (дети дошкольного возраста, учащиеся школ и т.д.).
В основу организации эвакуации положен территориально-производственный принцип. Организованная часть населения (рабочие и служащие и их семьи) эвакуируются по производственному принципу (по предприятиям, учреждениям). Неработающее население (пенсионеры, престарелые и т.д.) эвакуируются через жилищные конторы по месту жительства (территориальный принцип). Студенты высших и средних специальных учебных заведений-эвакуируются университетами, институтами, техникумами и т.д. Дети дошкольного и школьного возрастов эвакуируются вместе с родителями.
Расселяют эвакуированных в безопасных районах в домах местных жителей, в общественных зданиях (школах, домах отдыха, спортивных базах, пансионатах и т.д.), а также во временно возводимом жилье (сборно-разборных домах, палатках и т.п.).
Экстренная (или безотлагательная) эвакуация проводится при очень малом времени упреждения ЧС или в условиях воздействия ПФ ИЧС. Особенности ее в отличие от плановой:
как правило, масштаб эвакуации носит локальный характер;
решение о проведении эвакуации принимается на местном уровне;
места для размещения эвакуированных выбираются оперативно в зависимости от складывающейся обстановки.
Организация эвакуации. При возникновении ЧС эвакуация может быть крайне необходимым и порой единственно надежным способом защиты. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ возлагает решение задач, связанных с организацией эвакуации населения, на органы испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Непосредственно этим занимаются эвакуационные органы соответствующих административно-территориальных образований, объектов экономики и органы управления ГОЧС. С этой целью, начиная с объекта (предприятие, организация, учреждение), детально прорабатываются планы эвакуации. Плановую эвакуацию предусматривается проводить:
а) при угрозе военных действий - из категорированных городов; населенных пунктов, в которых имеются объекты особой важности, и крупных железнодорожных станций; пограничных районов в зоне боевых действий;
б) в мирное время при возникновении ЧС - из зон возможного катастрофического затопления; возникновения сильных (М = = 7...8) землетрясений, из 30-километровой зоны вокруг АЭС.
В разрабатываемых планах для экстренной эвакуации предусматривается несколько ее вариантов в зависимости от места и масштабов аварии на ПОО или опасного природного явления. Во всех планирующих документах отражаются:
порядок оповещения эвакоорганов, транспортных служб и населения о начале эвакуации;
порядок, сроки и транспортное обеспечение;
пункты посадки и высадки населения, маршруты движения, размещение населения в местах расселения и т.д.
Эвакуация считается завершенной, когда все население, находящееся в зоне действия ПФ, покинет опасные районы.
Основным рабочим органом для организации эвакуации на объекте является объектовая эвакуационная комиссия (ОЭК), которая и разрабатывает все документы на эвакуацию, вплоть до размещения эвакуированных и их жизнеобеспечение.
Для сбора, регистрации и организованной отправки населения организуются сборные эвакуационные пункты (СЭП), к которым приписываются ближайшие объекты, а также неработающее население данного района. Если конечный пункт находится на значительном расстоянии, то организуются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) создаются для встречи эвакуированных и их размещения на конечных пунктах.
Подготовка населения к эвакуации. Большое и, может быть, решающее значение для организованного проведения эвакуации имеет своевременное оповещение населения о сроках и порядке ее проведения.
Получив распоряжение о начале эвакуации, начальник ГО (руководитель предприятия, учреждения) сообщает об этом руководителям производственных подразделений, указывая при этом место сбора эвакуированных (номер СЭП и место его расположения) и время прибытия на СЭП. Руководители производственных
подразделений оповещают рабочих и служащих объекта, а те - членов семей.
Неработающее население оповещается по месту жительства жилищными органами.
Узнав об эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду. Брать с собой следует самое необходимое:
личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;
продукты питания на 2 - 3 сут и питьевую воду;
одежду (в том числе и теплую), белье, туалетные принадлежности, некоторые постельные принадлежности.
Из продуктов питания следует брать только такие, которые могут храниться без холодильника: консервы, концентраты, сыр, сахар и т. п.
Все вещи и продукты следует уложить в чемоданы, сумки, рюкзаки. Если эвакуация проводится пешим порядком, лучше все вещи и продукты питания уложить в рюкзак или вещевой мешок.
Перед уходом из квартиры необходимо выключить все осветительные и нагревательные приборы (лучше обесточить квартиру), закрыть краны водопроводной и газовой сетей, закрыть окна, форточки, включить охранную сигнализацию (если такая есть), закрыть квартиру на все замки.
Если в семье кто-то не может эвакуироваться вместе со всеми (больные, престарелые), об этом следует сообщить начальнику СЭП для принятия необходимых мер.
Црибыв на СЭП, необходимо обязательно зарегистрироваться.
Общие обязанности населения при подготовке и проведении эвакуации. Для организованного и быстрого проведения эвакуации следует соблюдать ряд мер.
1. В квартире (доме) держать постоянно включенными репродукторы, радиоприемники (особенно после получения сигнала «Внимание всем!»). Это позволит в любое время услышать распоряжения, сигналы и указания административных органов.
2. Получить (если не были получены ранее) и привести в готовность СИЗ (желательно потренироваться в их использовании). Всегда иметь при себе СИЗ. При отсутствии табельных СИЗ изготовить простейшие средства защиты органов дыхания, приспособить для защиты кожи повседневную одежду.
3. Подготовить домашнюю аптечку: градусник, нашатырный спирт, йод, питьевую соду, вату, бинты и другие средства.
4. Провести противопожарные мероприятия в квартире, убрать воспламеняющиеся предметы, подготовить средства пожаротушения.
5. Повысить защитные свойства квартиры от радиоактивных веществ и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Для этого тщательно заделать все щели и неплотности в окнах и дверях.
6. Защитить продукты питания и воду от попадания радиоактивных веществ, СДЯВ и бактериальных средств.
7. При объявлении о начале эвакуации быстро к ней подготовиться и к назначенному времени прибыть на СЭП (или в другое указанное место), зарегистрироваться и ждать дальнейших распоряжений.
Глава 7 ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить или максимально снизить поражение людей. Объем и характер защитных мероприятий определяется особенностями соответствующих объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сложиться в результате стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф или применения противником современного оружия.
К основным принципам защиты населения относятся:
Защита населения на всей территории страны;
Дифференцированная защита населения с учетом размещения производительных сил и объектов государственного значения;
Заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий:
Увязка плана защитных мероприятий с планом экономического и социального развития России.
Применяются три основных способа защиты:
Эвакуация населения;
Укрытие населения в защитных сооружениях;
Использование населением индивидуальных средств защиты.
Кроме того, с целью защиты населения проводиться всеобщее обязательное обучение его способам защиты. Организуется своевременное оповещение населения о возникшей угрозе чрезвычайной ситуации. Осуществляется защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными веществами, СДЯВ, ОВ и биологическими средствами. Ведется радиационная, химическая и биологическая разведка,а также дозиметрический и лабораторный химический и экологический контроль.
Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия,аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения, санитарная обработка людей, обеззараживание техники, одежды, обуви, территории, зданий и сооружений.
Рассмотрим основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Эвакуация населения
Сущность эвакуации состоит в перемещении людей и материальных ценностей, включая запасы продовольствия, в безопасный район (загородную зону) из районов чрезвычайной ситуации.
Безопасный район представляет собой территорию, расположенную за пределами района чрезвычайной ситуации. Каждому предприятию, учреждению, учбному заведению, из которого планируется эвакуация, в безопасном районе назначается для размещения рабочих и служащих и членов их семей один или несколько населенных пунктов.
В военное время все население с целью дифференцированного проведения мероприятий по его защите от последствий применения противником оружия делится на три группы:
Рабочие с служащие объектов народного хозяйства, продолжающие работу в городе, но проживающие в загородной зоне;
Рабочие и служащие объектов, прекращающие работу или переносящие ее в загородную зону;
Население, не работающие на производстве или в сфере обслуживания и заблаговременно эвакуируемое в загородную зону на все время войны.
В мирное время эвакуация может проводиться при стихийных бедствиях, катастрофах или крупных авариях из опасных районов в безопасные.
Эвакуация рабочих и служащих и членов их семей организуется по производственному принципу - по месту работы (проводится соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями), а эвакуация остального населения - по территориальному принципу, т.е. по месту жительства (проводится домоуправлениями, жилищно-эксплуатационными службами, дирекциями эксплуатации зданий). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.
Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы ГО объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения на ее проведение.
Для проведения эвакуации используются разные виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными хозяйственными перевозками, а также личный транспорт.
Вывоз эвакуируемого населения планируется обычно с использованием автобусов и приспособленных для перевозки людей грузовых автомобилей. Определенная часть населения, подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым перевозками, или по обозначенным маршрутам и колоннам путям.
Для организации движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения, районы и продолжительность привалов, медицинские пункты и пункты обогрева, промежуточный пункт эвакуации, порядок и сроки вывода колонны (вывоза людей) из этого пункта в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.
При угрозе войны определяющее значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этом случае, если не хватает транспортных средств, используют комбинированный способ эвакуации, суть которого сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.
Для проведения эвакуации создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии (создаваемые в местах, из которых предстоит эвакуировать население), сборные эвакуационные пункты, приемные эвакуационные (эвакоприемники) комиссии и приемные эвакуационные пункты. Для управления пешей эвакуацией создаются группы управления, а на маршруте движения колонн устраиваются уже упоминавшиеся промежуточные пункты эвакуации.
Эвакуационные комиссии создаются при правительстве республики, в области, городе, городском районе и на крупных предприятиях. Она планируется и организуется мероприятия по эвакуации. Эвакуация населения проводится через сборные эвакопункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются эти пункты для сбора и регистрации эвакуируемого населения и отправки его на станции, пристани и другие пункты посадки (при эвакуации транспортом) или на исходные пункты пешего движения.
На территории сборного эвакопункта и близи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому сборному эвакопункту присваивается номер; к нему приписываются ближайшие объекты народного хозяйства, учебные заведения, организации и учреждения, жилищно-эксплуатационные органы. За ним закрепляются пункты посадки на транспорт и маршруты эвакуации пешим порядком.
Население о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, домоуправления, милицию, по радио и телевидению. Получив извещение о начале эвакуации, люди должны подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запас продуктов и явиться на пункт регистрируют, группируют по автомобилям, вагонам железнодорожных эшелонов, судам и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Посадка осуществляется организованно. Для поддержания порядка на каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается его начальник, на железнодорожный вагон - старший вагон, на автомобильную колонну - старший автоколонны.
Вывод населения пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч. Численность пеших колонн -500-1000 чел. Для удобства управления колонна разбивается на группы по 50-100 чел., а во главе группы ставится старший. Обязанность старших - поддерживать в группе порядок во время движения и на привалах. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержать 4-5 км/ч, а расстояние между колоннами - до 500 м. При совершении марша через каждые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10-15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 ч. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн. На большом привале, кроме того, организуют прием горячей пищи.
При проведении эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на сборных эвакопунктах, станциях, пристанях развертывают медпункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицинским образованием, а на пешую колонну -2-4 медицинских работников, включая сандружинниц.
Для организации приема и размещения эвакуированного населения, а также снабжения его всем необходимым создаются уже упоминавшиеся эвакоприемные комиссии и приемные эвакопункты.
Эвакоприемные комиссии района, поселка создаются решением соответствующего исполнительного органа власти. Они проводят свою работу во взаимодействии со штабами и службами ГО. В состав такой комиссии включаются работники местного исполнительного органа власти, руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения эвакуируемого населения. Председателем комиссии назначается должностное лицо исполнительной власти.
На приемные эвакуационное комиссии возлагаются разработка и корректировка раздела плана ГО по приему и размещению эвакуируемого населения; встреча, прием, учет и размещение прибывшего населения, снабжение его всем необходимым; представление донесений вышестоящим приемным эвакуационным органом о ходе приема, размещения и обеспечения прибывшего населения.
Эвакоприемная комиссия районного (поселкового) Совета устанавливает связь с эвакоприемной комиссией городского совета (объекта) и уточняет вопросы приема и размещения населения, графика движения эшелонов, автомобильных и пеших колонн, численность отправляемых каждым эшелоном, автоколонной, пешей колонной населения, место промежуточного пункта эвакуации пеших колонн, вид и количество транспорта для перевозки населения из промежуточного пункта эвакуации к районам постоянного размещения, а также вопросы снабжения и обслуживания населения.
По указанию эвакоприемной комиссии района для приема прибывающего населения развертывают приемные эвакопункты. Они устраиваются в школах, детских садах, клубах и других общественных зданиях недалеко от места высадки людей. На приемный пункт возлагается встреча прибывшего населения, распределения его по населенным пунктам, отправка людей к местам размещения, оказание первой медицинской помощи.
В местах приема эвакуируемого населения подготавливают предназначенные для него помещения, уточняя все вопросы расселения людей по домам (квартирам) местных жителей (в порядке подселения), в пансионатах, домах отдыха, санаториях, детских и туристических лагерях. Если эвакуация осуществляется во время войны или в случае угрозы войны, то подготавливают коллективные средства защиты. При недостатке укрытий организуют их строительство, для чего привлекают все трудоспособное население, в том числе эвакуированное. Снабжение эвакуированного населения продуктами питания и предметами первой необходимости возлагается на местные органы власти.
Коммунально-бытовое обслуживание эвакуированного населения в районах размещения осуществляют местные коммунально-бытовые учреждения (прачечные, бани, мастерские, парикмахерские), причем следует широко привлекать к работе и специалистов коммунально-бытовых служб из числа эвакуированных.
Медицинское обслуживание эвакуированного населения возлагают на существующую сеть лечебных учреждения и поликлиники, больницы, сельские медицинские пункты и аптеки. Так как количество больных возрастает, то принимают меры к расширению сети медицинских учреждений и увеличению численности медицинских кадров. К работе привлекают врачей, фельдшеров, медицинских сестер и из числа эвакуированных. Привлекают эвакуированных также для работы в колхозах, совхозах, на местных предприятиях и предприятиях, вывезенных из города.
Угроза или возникновение ЧС приводит к необходимости проведения эвакуации населения из опасной зоны. Эвакуация относится к одному из эффективных методов за-
Глава 3
Содержание | Index 451
щиты населения, сохранения здоровья и жизни людей. В проведении эвакуационных мероприятий активное участие принимают спасатели МЧС России.
Эвакуация - это комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения из опасной зоны в места временного (кратковременного) размещения в заблаговременно подготовленные по условиям первоочередного жизнеобеспечения (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районы.
Эвакуация осуществляется в безопасные районы, в которых не действуют поражающие факторы ЧС.
Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы действия поражающих факторов ЧС.
Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомеропри-ятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения ЧС на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются решением эвакуационной комиссии. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.
В зависимости от развития ЧС и численности эвакуируемого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие формы эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских ми-
Содержание | Index 451
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 452
крорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.
Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих начальников гражданской обороны.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.
Общее руководство эвакуацией населения осуществляет начальник гражданской обороны (комиссии по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственно организацию и проведение эвакуационных мероприятий - эвакуационные органы, создаваемые главами администраций субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС соответствующего уровня.
Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.
Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками гражданской обороны - руководителями органов исполнительной власти субъектов Россий-
Содержание | Index 452
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 453
ской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС.
Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.
Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и другими нормативными документами.
Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.
Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС в максимально сжатые сроки.
Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства Обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться на территории стран - участниц Содружества Независимых Государств и других сопредельных государств. В свою очередь территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях
Содержание | Index 453
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 454
двусторонних или многосторонних межгосударственных Договоренностей Законодательств РФ и других стран.
Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.
К подготовительным мероприятиям относятся:
Приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
Уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и
транспортом:
Распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточне
ние расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
Подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, обо
рудование мест привалов;
Подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов (СЭП), пунктов по
садки-высадки;
Проверка готовности систем оповещения и связи;
Приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
Оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также
населения о начале и порядке проведения эвакуации;
Развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;
Сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего
эвакуации;
Формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача
транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;
Прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно
подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
Из пострадавших в результате землетрясения районов в случае нарушения основных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения. Она может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации принимается Главой администрации субъекта РФ.
Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприя-тий при выходе из строя при землетрясении стационарных элементов территориальных систем оповещения, технических средств массовой информации осуществляется при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.
Сроки проведения эвакомероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны ЧС определяются дорожно-транспортными возможностями. Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транспортных систем. В период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочередное жизнеобеспечение.
Из районов, пострадавших в результате землетрясения, проводится эвакуация населения по производственно-территориальному принципу.
Эвакуация осуществляется в один этап, как правило, с развертыванием СЭП в по-
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 455
страдавших районах. В качестве СЭП, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно размещено в палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, судах водного транспорта.
Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах носит, как правило, местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Радиус зоны эвакуации определяется в зависимости от типа аварийного реактора. Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.
Эвакуация населения производится в два этапа:
На первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до
промежуточного пункта эвакуации (ППЭ), расположенного на границе зоны возможно
го радиоактивного загрязнения;
На втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места вре
менного размещения.
ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.
При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка одежды и обуви.
На ППЭ производится пересадка населения с «грязного» транспорта на «чистый» транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения только на загрязненной территории.
«Чистый» транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временного размещения.
Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными от радиации свойствами.
В целях предотвращения необоснованного облучения посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).
После ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.
В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака АХОВ. Население, проживающее в непосредственной близости отХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений, с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.
Содержание | Index 455
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 456
Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эва-ко-контингента производится непосредственно в местах размещения.
Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осуществляться не только по заранее отработанному плану, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.
В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.
Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе формирования селевого потока, в период его формирования, а также при необходимости по прекращению действия селевого потока.
При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) населения за границы возможных зон ЧС определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.
При формировании селевого потока проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможного добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы; в случае нарушения селевым потоком систем и объектов жизнеобеспечения населения, приводящих к невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей человека, из этих районов также проводится эвакуация.
При упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной) эвакуации население выводится (вывозится) с пути возможного продвижения селевого потока - территории, которая может служить руслом селю и подвергнуться непосредственному воздействию селевого потока. При этом масштабы эвакомероприятий носят, как правило, локальный и в редких случаях местный характер.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по территориальному принципу в два этапа без развертывания СЭП на территории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население, по заранее установленным маршрутам, выводится за границы этой зоны. Протяженность маршрутов эвакуации населения из зоны возможного поражения определяется близостью селевого очага. На втором этапе, в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов, проводится сбор населения из пострадавших населенных пунктов и вывоз его к местам временного размещения.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по территориальному принципу с развертыванием СЭП или без них.
По прохождении головы селя через сигнальный створ должна предусматриваться возможность оповещения населения об экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из четырехчасовой зоны добегания селевого потока путем автоматического срабатывания системы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, проживающего за пределами этой зоны, а также на проведение экстренной (безот-
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 457
лагательной) эвакуации, принимается Главой администрации местных органов самоуправления.
План эвакуации населения из селеопасных районов должен быть разработан в двух вариантах - для упреждающей и экстренной эвакуации.
Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, а также по прекращению их схода в случае разрушения объектов жизнеобеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания СЭП.
При угрозе схода снежных лавин проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Она носит локальный характер и должна быть завершена до определенного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавинной ситуации. Краткосрочный прогноз возникновения лавинной ситуации дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (обычно не более двух).
При упреждающей (заблаговременной) эвакуации за пределы поражаемых лавиной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые (в силу особенностей застройки) могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в результате схода лавины ожидаемой мощности.
После схода лавин при необходимости проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Она носит локальный и в редких случаях - местный характер. При этом временно проживающим на территории пострадавшим в результате схода лавины, населению (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эвакуируется в ближайшие нелавиноопасные районы.
Населенные пункты, находящиеся в пределах лавиноопасной зоны, должны переноситься в безопасные районы в срок, ограниченный моментом установления потенциальной опасности схода лавин и временем наступления очередного лавиноопасного периода. Вследствие этого план эвакуации населения из зон возможного схода лавин может содержать лишь один вариант - экстренной (безотлагательной) эвакуации тех населенных пунктов, которые к моменту его составления не эвакуированы за пределы этих зон.
В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).
При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.
При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится, исходя прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 458
При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.
Эвакуация- это организованный вывоз или вывод людей из опасных районов в загородную зону.
Под загородной зоной понимается территория в пределах административных границ республик, краев или областей, расположенная вне зон возможных разрушений, химического заражения, катастрофических затоплений либо возможного радиоактивного заражении, пригодная для проживания населения.
Эвакуация осуществляется в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при угрозе их возникновения, при стихийных бедствиях, катастрофах, крупных авариях, а также и случае возможного применения противником ядерного оружия.
Решение на эвакуацию городов принимает правительство. Эвакуация занятых в производственной сфере работников, а также членов их семей производится по производственному признаку, т.е. по месту работы. Остальная часть населения эвакуируется по территориальному признаку, т.е. по месту жительства.
Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:
1) рабочие и служащие, продолжающие работу в городе, а также члены их семей;
2) рабочие и служащие, переносящие производственную деятельность в загородную зону, а также члены их семей;
3) неработающее население и учащиеся.
Эвакуируют вначале первую группу, затем вторую и третью. В ближайшей зоне размещают первую группу, посередине размещают вторую группу и в дальней зоне - третью группу.
Каждому предприятию (организации, учреждению, учебному заведению и т.д.), из которого планируется эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения. В зависимости от численности эвакуируемых этот район может включать один или несколько рядом расположенных населенных пунктов.
Для проведения эвакуации создаются эвакуационные, комиссии при правительстве, в областях, городах и на крупных объектах.
О предстоящей эвакуации население оповещается заблаговременно через средства массовой информации, т.е. через радиотрансляционную сеть, телевидение или другими способами.
Для эвакуации используются различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, включая личный, водный и воздушный. Эвакуация может осуществляться и пешим порядком. В этом случае ее проводят организованно, колонны ведут по специальным маршрутам. Если используют автотранспорт, вывоз планируется на расстояние до 100 километров, при этом формируют колонны по 25 - 30 машин.
В условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени эвакуация населения имеет свои особенности.
Эвакуацию планируют, организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители предприятий и организаций. Основную роль берут на себя комиссии по чрезвычайным ситуациям. Планирование эвакуации осуществляется на основе прогнозов чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Эвакуация осуществляется не просто в загородную зону, а в безопасные районы. Эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и т.д. Порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкретными обстоятельствами.
В целях быстрого и организованного проведения эвакуации необходимо предусмотреть и заблаговременно спланировать: транспортное обеспечение; материальное обеспечение; медицинское обеспечение; инженерное обеспечение; противорадиационное и противохимическое обеспечение; техническое обеспечение; охрану общественного порядка.
Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону или в безопасные районы, перевозку рабочих смен из загородной зоны в город и обратно.
Материальное обеспечение предусматривает обеспечение всех видов транспорта, используемого для эвакуационных перепонок, топливом, смазочным и иными материалами, а эвакуируемого населения - продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне (безопасном районе) снабжение населения производится через местные органы торговли и общественного питания. Местным органам власти поручается расширить сеть магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, организовать их работу по уплотненному графику, используя для этого эвакуированных работников.
Медицинское обеспечение организуется на всех этапах эвакуации. Создаваемые медицинские пункты обязаны:
оказывать неотложную медицинскую помощь заболевшим людям;
выявлять и изолировать инфекционных больных с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.
В состав эшелона (колонны) включаются 1 - 2 человека среднего медицинского персонала, несколько санитарных дружинниц, а при эвакуации на большие расстояния и врач. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над питанием и водоснабжением эвакуированных людей, оказывать им медицинскую помощь. В местах расселения эвакуируемого населения медицинское обеспечение организуется за счет местных органов здравоохранения, усиленных медицинскими силами, прибывшими из города.
Инженерное обеспечение включает:
Оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах.
Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает:
Организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, на станциях посадки и высадки, на маршруте и в местах расселения людей в загородной зоне (безопасном районе)
Укрытие населения по сигналу оповещения гражданской обороны в защитных сооружениях, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий ГО, а также эвакуации неисправной техники на сборные пункты поврежденных машин, снабжении их запасными частями и ремонтными материалами. К выполнению указанных мероприятий привлекаются формирования технической службы (ремонтные предприятия, станции технического обслуживания, склады запасных частей).
Для поддержания общественного порядка на объектах, на станциях посадки и высадки, в местах расселения выставляются посты охраны общественного порядка, организуется патрулирование. На важных объектах может быть выставлено оцепление. К выполнению этих мероприятий привлекаются формирования охраны общественного порядка, создаваемые за счет ведомственной военизированной и сторожевой охраны и добровольных народных дружин.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин «эвакуация»?
2. В каких случаях осуществляется эвакуация населения?
3. Кто принимает решение об эвакуации населения города?
4. Каков порядок эвакуации населения из города?
5. Каковы особенности эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени?
6. Как осуществляются транспортное и медицинское обеспечение эвакуации?