Функции теории права и государства. Функции науки теории государства и права

В юридической учебной литературе в целом сложился однотипный подход к определению, как количества, так и содержания функций теории государства и права. Взгляды ученых различаются не значительно.

Основные подходы к классификации функций теории государства и права:

На наш взгляд дискуссионным является как содержание и обоснованность выделения таких функций, как «гносеологическая» и «онтологическая» функции.

Гносеологическая функция - изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания.

Онтологическая - выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.

Очевидно, что приведенные определения похожи друг на друга как близнецы. Содержание и первой и второй функции заключается в объяснении государственно-правовых явлений. К указанным двум функциям можно добавить и такую функцию, как «эвристическая» (ее содержание сводится к открытию новых государственно-правовых закономерностей).

Следует заметить, что все связи явлений действительности могут быть либо закономерными и необходимыми, либо случайными. Теория государства и права, объясняя государственно-правовые явления, раскрывает специфику их необходимых и закономерных связей и зависимостей. Таким образом, «открытие новых закономерностей государственно-правовых явлений» и «объяснение явлений и процессов государственной и правовой жизни общества» - это единый процесс, разрывать который с логической точки зрения нецелесообразно.

Все три функции можно объединить в рамках одной – скажем гносеологической, содержание которой можно определить, как исследование предмета теории государства и права, т.е. наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Этой формулировкой могут быть охвачены, как познание государства и права, так и объяснение их сущности, а также открытие новых закономерностей.

Сформулируем собственное видение содержания иных функций теории государства и права.

Методологическая функция – теория государства и права разрабатывает и уточняет содержание понятий, которые используются всеми юридическими науками. Так, методологическое значение для отраслевых наук имеют такие понятия, как «право», «норма права», «правоотношение», «юридическая ответственность», «законность» и т.д. Кроме того, теория государства и права адаптирует отдельные философские идеи и принципы познания для исследования государства и права. В частности, в рамках теории государства и права изучались вопросы возможности использования синергетики и кибернетики в правовых исследованиях.

В учебной литературе выделяются идеологическая и воспитательная функции теории государства и права. На наш взгляд, они настолько взаимосвязаны, что целесообразно вести речь об идеолого-воспитательной функции. Поясним нашу позицию более подробно. Сравните содержание функций.

Идеологическая функция – теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и прав, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Воспитательная – проявляется в трех формах: 1) имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями юридической науки; 2) способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры; 3) вооружает государственные органы и должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни.

И в первом, и во втором случае генеральной линией в содержании функций является оказание влияния на правосознание с целью формирования, упорядочивания и приведение в систему знания о государстве и праве.

Теория государства и права не может выступать самостоятельной идеологией. Эта наука лишь создает теоретический фундамент, необходимый для разработки и создания идеологии. При этом представляется, что воспитательное значение теории государства и права носит идеологический характер. Формирование знаний о государстве и праве, а также чувства глубокого уважения к ним – есть идеология, свойственная правовому государству. Можно сказать, что идеолого-воспитательное влияние теории государства и права направлено как на рядовых граждан, так и на государство в лице его должностных лиц и служащих. Цель влияния заключается в обеспечении такой основы правового государства, как «взаимная ответственность государства и личности».

Содержание идеолого-воспитательной функции теории государства и права состоит в том, что формируется обобщенное и систематическое знание о государстве и праве с целью обеспечения высокого уровня правовой культуры и правосознания рядовых граждан и должностных лиц (государственных служащих) необходимого для построения правового государства и гражданского общества.

Перейдем к анализу следующей функции – организаторской (организационно-управленческая, практически-организаторская). В юридической литературе нет единой позиции в вопросе наименования этой функции. Приведем некоторые определения.

Практически-организаторская – теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, позволяет своевременно выявлять малоэффективные и устаревшие правовые нормы.

Организаторская – проявляется в поиске решений и подходов к массе насущных проблем, с которыми столкнулись различные государства на рубеже XX-XXI века.

Организационно-прикладная функция проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства.

Следует отметить, что теория государства и права относится к историко-теоретическим наукам, поэтому связь с практикой носит отдаленный и опосредованный множеством звеньев характер. В этой связи говорить о прикладной функции было бы не совсем корректно. В то же время связь с практикой хоть и отдаленная, но все-таки существует. К примеру, теория государства и права разрабатывает: 1) вопросы юридической техники (без них нельзя обойтись при подготовке проектов нормативных правовых актов), 2) понятия пробелов и коллизий в праве, способов и форм их преодоления и разрешения (теоретические выводы крайне важны для правоприменителя); 3) способы и методы толкования права (они создают условия, при которых толкование правовых норм обеспечивает правильное уяснение их содержания и смысла. Знание и применение способов толкования необходимо как в процессе правоприменения, так и в правоинтерпретационной деятельности). Существует также ряд иных проблем, которые изучаются теорией государства и права и имеют важное значение для юридической практики. Их исчерпывающий перечень не так принципиален.

Важно понимать, что выводы и предложения теории государства и права имеют ориентирующее значение для практики. Непосредственно об организационно-управленческом влиянии теории государства и права на юридическую деятельность говорить крайне сложно, поскольку предмет изучения – наиболее общие закономерности возникновения, развития государства и права. Изучение организационно-управленческого механизма функционирования государства с целью разработки предложений по совершенствованию структуры государственного аппарата и действующих норм права – не является основной задачей теории государства и права, хотя такие предложения и могут быть сформулированы в рамках данной науки. Таким образом, название функции – «организационная», «организационно-управленческая», на наш взгляд представляются не совсем корректными. Более точное и правильное название можно определить, как «практико-ориентирующая» функция.

Практико-ориентирующая функция теории государства и права заключается в общетеоретической разработке проблем юридической деятельности (вопросы юридической техники создания норм права, техника применения права в условиях пробела в праве и правовых коллизий, способы и приемы толкования права, понятие деформации правового сознания, направления, формы и методы повышения правовой культуры граждан и должностных лиц и т.д.), в результате которой формируется система теоретических положений необходимых для того, чтобы юридическая деятельность была результативной и эффективной.

Наконец, еще одна функция о которой следует сказать – это прогностическая функция. Ее содержание определяют в целом однотипно. К примеру, по мнению А.В. Малько, эта функция проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности.

А.Н. Головистикова отмечает, что прогностическая функция заключается в конструировании научных гипотез дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей.

Соглашаясь в целом с указанными определениями, хочется добавить, что прогнозы развития государства и права могут создаваться лишь при условии тесного взаимодействия различных областей научного знания – экономики, политологии, социологии, отраслевых юридических наук. Прогнозы, которые может дать теория государства и права формулируются в наиболее общей форме и связаны с развитием государства и права в рамках того или иного исторического типа государства, формы государства и правовой семьи.

Таким образом, для теории государства и права характерны следующие функции:

Гносеологическая функция;

Методологическая функция

Идеолого-воспитательная функция;

Практико-ориентирующая функция;

Прогностическая функция.

Для того, чтобы составить комплексное впечатление о теории государства и права необходимо также рассмотреть ее особенности и место в системе общественных и юридических наук.

Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государствен праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права - это основные направления ее воздействия на общество, юридическую науку и практику.

Как и любая юридическая наука, теория государства и права выполняет следующие общие функции.

1. Познавательную (гносеологическую) функцию, направленную на получение и расширение научных знаний о юридических явления, их характерные черты, сущность, формы, принципы, институты и т. Эта функция наиболее отчетливо проявляется на начальном этапе исследования.

2. Эвристическая функция, направленная на установление закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования государства и права. Вывод о значимости, повторяемость, постоянство и устойчивость определенных юридических явлений означает открытие соответствующей тенденции или закономерности.

3. Функция научного прогнозирования, которая заключается в определении путей дальнейшего развития юридической действительности. Например, теория государства и права выявляет общие проблемы, которые встанут перед правом и государством в будущем, и предлагает пути их решения.

4. Функция помощи практике, которая приводит не только теоретическую ценность выводов теории государства и права, но и их практическую значительность, полезность для юридической деятельности. Так, разрабатывая учение о системе нормативно-правовых актов, теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию системы действующего законодательства.

5. Мировоззренческую функцию, которая способствует формированию в обществе юридического мировоззрения, основанного на идеях приоритета прав человека, верховенства права, юридического равенства и свободы, конституционализма и тому подобное.

Теория государства и права выполняет также специфические, присущие только ей функции.

1. Интеграционную функцию, которая заключается в том, что теория государства и права аккумулирует и упорядочивает выводы, сделанные другими юридическими науками, синтезирует их и таким образом обеспечивает прирост теоретического знания. Так, обобщая данные по конституционной, гражданской, уголовной, административной и других видов юридической ответственности, теория государства и права разрабатывает общее учение о юридической ответственности. Анализ норм права различной отраслевой принадлежности в общем виде трансформируется в учение о норме права, ее структуру, виды и тому подобное. Выполнение этой функции является важной задачей теоретической науки еще и потому, что в процессе обобщения теории государства и права получает возможность определить те проблемы, которые возникают перед другими юридическими науками и требуют теоретического осмысления и решения.

На основании теоретических обобщений конструируются общетеоретические понятия и выделяются общие принципы права. Эти понятия и принципы составляют каркас всей юридической науки, поскольку они в концентрированной форме выводят общие, главные черты и признаки главных юридических явлений. Благодаря использованию таких понятий и принципов юридические науки интегрируются (объединяются) в единую согласованную систему.

Кроме того, обобщая научные разработки отраслевых наук, теория государства и права также обеспечивает доступ к их теоретических достижений другим юридическим наукам. Например, на основании теории преступления, разработанной наукой уголовного права с учетом доработку других отраслевых наук, теории государства и права было создано общее учение о правонарушениях, используется всеми отраслевыми дисциплинами.

2. методологическую функцию, которая обусловлена фундаментальным характером теории государства и права. Она заключается в том, что общие по

закономерности развития юридических явлений и процессов, теоретические конструкции и приемы, способы и методики познания применяются другими юридическими науками, а также в разработке предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной, интерпретационной и другой юридической практики.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Тест по теории государства и права (ТГП)

Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Представлен вариант теста без ответов и с ответами. Также имеется возможность скачать тест в виде файла.

Тест составлен на основе материалов лекций по теории государства и права (ТГП) .

1. Что является предметом теории государства и права?

  • a) предметом теории государства и права является изучение всех общественных явлений, в том числе государства и права, культуры, религии, морали;
  • б) предметом теории государства и права является изучение всех государственно-правовых явлений и многообразных форм их проявлений в обществе;
  • в) предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства;
  • г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
  • д) предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственно-правовые процессы и явления.

2. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?

  • а) криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина;
  • б) уголовное право, конституционное право, гражданское право;
  • в) всеобщая история государства и права, теория государства и права;
  • г) криминология, бухгалтерский учет и экспертиза;
  • д) политология, культурология, логика.

3. Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственно-правовым?

  • а) обычаи, мораль, религия;
  • б) политическое сознание и политическая культура;
  • в) традиции, нравственность, культура;
  • г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
  • д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;

4. Какие функции выполняет теория государства и права?

  • а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
  • б) методологическую;
  • в) прогностическую;
  • г) политическую (идеологическую);
  • д) вcе перечисленные.

5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?

  • а) предмет определяет методы его исследования;
  • б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
  • в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
  • г) ориентируясь на соответствующие методы, учёные определяют предмет теории государства и права.

6. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации различных государственных и правовых систем?

  • а) статистический;
  • б) метод сравнительного правоведения;
  • в) метод формальной логики;
  • г) метод правового эксперимента.

7. Какой из научных методов, предусматривает изучение государственно-правовых явлений на основе условного разделения на отдельные части?

  • а) анализ;
  • б) синтез;
  • в) статистический метод;
  • г) сравнительный метод;
  • д) диалектический метод.

8. Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала главенствующее место в обществе?

  • а) матриархат;
  • б) патриархат;
  • в) дикость;
  • г) варварство;
  • д) цивилизация.

9. Как называется устойчивая общность, организация людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании и совместной хозяйственной деятельности людей?

  • а) род;
  • б) государство;
  • в) общество;
  • г) корпорация;
  • д) союз племен.

10. Каковы особенности общественной власти в первобытнообщинном строе?

  • а) существует специальный аппарат, состоящий из вооруженных людей, занимающихся управлением и властью;
  • б) власть основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Отсутствует отделенный от общества (рода) аппарат принуждения;
  • в) власть практически отсутствует, все происходит спонтанно и зависит от случайных обстоятельств;
  • г) вся жизнь первобытного общества характеризуется хаотичностью, отсутствием организованного порядка;
  • д) власть в обществе основывается на естественных законах природы.

11. Чьи интересы выражает общественная власть первобытного строя?

  • а) интересы вождя;
  • б) интересы определенной части, социальной группы, класса;
  • в) интересы всего общества, рода;
  • г) не выражает ничьих интересов;
  • д) интересы отдельных личностей.

12. Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?

  • а) юридические нормы;
  • б) политические нормы;
  • в) родовые обычаи (мононормы);
  • г) технические нормы;
  • д) религиозные нормы.

13. Каковы социальные причины происхождения государства и права?

  • а) общественное разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло и торговлю;
  • б)рост производительности труда и появление прибавочной стоимости;
  • в) разложение рода и возникновение семьи, появление излишков продуктов, антагонизмов, раскол общества на классы;
  • г) появление частной собственности;
  • д) появление городов, изменение климатических условий.

14. Что является основным признаком восточного (азиатского) типа государства?

  • б) эти государства основаны на частной собственности на землю;
  • в) в этих государствах источником власти является собственность;
  • г) отсутствует мощный чиновничий аппарат;
  • д) эти государства возникли и существуют как города-республики.

15. Что является основным признаком западного (европейского) типа государства?

  • а) эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю;
  • б) обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
  • в) государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх;
  • г) эти государства имеют застойный характер;
  • д) в этих государствах источником власти является собственность, развита частная собственность, общество делится на антагонистические классы.

16. Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории внешнего насилия?

  • а) возникновение денег, городов и ремесел;
  • б) возникновение классов и непримиримой борьбы между ними;
  • в) завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими;
  • г) изменение климатических условий и развитие средств производства;
  • д) заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства.

17. Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства?

  • а) государство возникает из семьи, путем разрастания семьи;
  • б) государство возникает путем насильственного захвата одних племен другими;
  • в) государство возникает тогда, когда появляются неравенство, частная собственность, классы и борьба между ними;
  • г) государство существовало всегда, появилось вместе с человеком;
  • д) государство возникает по причине особенностей человеческой психологии подчиняться, быть зависимым от сильного.

18. В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?

  • а) государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов;
  • б) государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного проживания;
  • в) государство возникает по воле бога, высшего разума;
  • г) государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете;
  • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека.

19. Каковы основные положения теологической теории происхождения государства?

  • а) государство появилось вследствие объективного развития общества, общественного разделения труда, образования прибавочного продукта, частной собственности, классов;
  • б) государство появилось в результате смены матриархата патриархатом, появления религии;
  • в) государство есть результат божественной воли, проявления высшего разума;
  • г) государство возникает как результат добровольного соглашения людей;
  • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человеческого общества.

20. Кто является представителем классовой теории происхождения государства и права?

  • а) Макиавелли, Гамильтон;
  • б) Маркс, Энгельс, Ленин;
  • в) Михайловский, Бакунин;
  • г) Аристотель, Фильмер;
  • д) Фома Аквинский, Маритэн.

21. Каковы основные признаки государства?

22. Как называется признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

  • а) правосубъектность;
  • б) государственный суверенитет;
  • в) правоспособность;
  • г) дееспособность;
  • д) правотворчество.

23. Какое определение публично-политической власти верно?

  • а) система государственных органов, которые управляют обществом;
  • б) система ноpмативно-пpавовых актов;
  • в) система общественных организаций, которые участвуют в политической жизни общества;
  • г) система норм права, обычаев, морали;
  • д) система политических учреждений, партий, общественных движений.

24. Для чего необходимы налоги, сборы, различные обложения как признак государства?

  • а) обеспечения интересов вождя;
  • б) обеспечения господства бога и религии в обществе;
  • в) содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.);
  • г) обеспечения интересов всего населения;
  • д) все перечисленные.

25. Что раскрывает понятие функции государства?

  • а) структуру государства и его признаки;
  • б) способы организации государственной власти;
  • в) динамическую сторону деятельности государства, его основные направления деятельности;
  • г) методы и приемы осуществления государственной власти;
  • д) все перечисленные понятия вместе.

26. Каковы формы осуществления функций государства?

  • а) правотворческая;
  • б) правоисполнительная;
  • в) правоохранительная;
  • г) организационно-регламентирующая;
  • д) все перечисленные, а также организационно-хозяйственная.

27. Каковы правовые формы реализации функций государства?

  • а) правотворческая;
  • б) правоприменительная;
  • в) правоохранительная;
  • г) контрольно-надзорная;
  • д) правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная.

28. Какие методы применяют государства при реализации функций государства?

  • а) убеждение;
  • б) принуждение, наказание;
  • в) поощрение;
  • г) рекомендации;
  • д) совокупность всех перечисленных методов.

29. Какая из пеpечисленных функций является внутpенней функцией госудаpства?

  • а) социальная функция;
  • б) функция обоpоны стpаны;
  • в) функция обеспечения миpа и поддеpжки миpового поpядка;
  • г) функция интегpации в миpовую экономику;
  • д) функция сотpудничества с дpугими стpанами в pешении глобальных пpоблем.

30. Какая из пеpечисленных функций является внешней функцией госудаpства?

  • а) функция обоpоны стpаны;
  • б) функция охpаны пpав и свобод гpаждан;
  • в) функция налогообложения;
  • г) экологическая функция;
  • д) социальная функция.

31. На какие виды делятся функции государства в зависимости от их продолжительности?

  • а) основные и неосновные;
  • б) внутренние и внешние;
  • в) законодательную, исполнительную и судебную;
  • г) постоянные и временные;
  • д) социальные и экономические.

32. В чем заключается правоохранительная функция совpеменных госудаpств?

  • а) госудаpство охpаняет гpаницы стpаны, пpедставляет официально стpану за pубежом;
  • б) госудаpство опpеделяет экономическую политику стpаны;
  • в) государство развивает все фоpмы собственности;
  • г) госудаpство пpоявляет заботу о малоимущих, инвалидах, пенсионеpах, студентах; финансиpует обpазование, медицину, науку и т.д.;
  • д) госудаpство боpется с пpавонаpушениями в обществе и защищает права граждан.

33. В чем заключается экономическую функцию современного цивилизованного государства?

  • а) управление внешними связями и внешней политикой;
  • б) управление образованием, культурой, наукой;
  • в) обеспечение поступательного хозяйственного развития, создание оптимальных экономических структур, единого экономического пространства;
  • г) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • д) охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки.

34. Каковы характерные черты или признаки механизма государства?

  • а) это система государственных органов;
  • б) это сложная структура, в которой каждый орган занимает определенное место;
  • в) механизм государства располагает материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности государственные органы. Это бюджет, имущество, сооружения, предприятия, учреждения и т.д.;
  • г) механизм государства есть средство воплощения в жизнь функций государства;
  • д) все вместе взятые признаки.

35. К какому понятию относится следующее опpеделение: Учpеждение, звено госудаpственного аппаpата, участвующее в осуществлении функции госудаpства и наделенное для этого госудаpственно-властной компетенцией?

  • а) механизм госудаpства;
  • б) госудаpственный оpган;
  • в) политическая оpганизация;
  • г) pелигиозное объединение;
  • д) госудаpственное пpедпpиятие.

36. Hа какие виды делятся государственные органы по принципу разделения властей?

  • б) на постоянные и временные;
  • в) на высшие и местные;

37. Hа какие виды делятся государственные органы по количественному составу?

  • а) на законодательные, исполнительные и судебные;
  • б) на постоянные и временные;
  • в) на высшие и местные;
  • г) на федеральные органы и органы субъектов федерации;
  • д) на коллегиальные и единоначальные.

38. Что включается в понятие формы государства?

  • а) совокупность способов организации высшей государственной власти;
  • б) совокупность способов государственного устройства;
  • в) совокупность методов осуществления государственной власти;
  • г) способы взаимоотношения народа и государственной власти;
  • д) все перечисленные понятия.

39. Что характеризует понятие форма правления?

  • а) как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • б) как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • в) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • г) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина;
  • д) все перечисленное.

40. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?

  • а) демократия;
  • б) монархия;
  • в) тирания;
  • г) республика;
  • д) аристократия.

41. Что является признаком дуалистической монархии?

  • а) единственным носителем власти является монарх;
  • б) власть находится в руках монарха и парламента в равной мере;
  • в) верховная власть принадлежит исключительно парламенту;
  • г) монарх возглавляет религиозное управление страной;
  • д) народ фактически отстранен от управления страной.

42. Каковы признаки абсолютной монархии?

  • а) существование единоличного носителя верховной власти – монарха;
  • б) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно, существует наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • в) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
  • г) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства;
  • д) все перечисленные.

43. Каковы признаки ограниченной монархии?

  • а) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент;
  • б) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
  • в) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • г) законодательные акты принимаются парламентом подписываются Президентом;
  • д) правительство, согласно конституции, несет ответственность перед парламентом.

44. Какой из перечисленных признаков характеризует республиканскую форму правления?

  • а) установленный порядок престолонаследия;
  • б) бессрочное пользование властью;
  • в) отсутствие института ответственности главы государства;
  • г) выборность и ограничение власти главы государства и других верховных органов власти определенным сроком и зависимость от воли избирателей;
  • д) передача верховной власти по наследству.

45. Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа членов партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом?

  • а) конституционная монархия;
  • б) парламентская республика;
  • в) президентская республика;
  • г) монархия ограниченная;
  • д) абсолютная монархия.

46. Для какой формы правления характерны следующие признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института ответственности правительства перед парламентом; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?

  • а) для президентской республики;
  • б) для парламентской республики;
  • в) для абсолютной монархии;
  • г) для ограниченной монархии;
  • д) для всех перечисленных форм.

47. Подберите надлежащие понятия к данному определению: "Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью”.

  • а) унитарное государство;
  • б) конфедерация;
  • в) федерация;
  • г) монархия;
  • д) республика.

48. Что такое федерация?

  • а) межгосударственное объединение, созданное для достижения определенных целей;
  • б) единое неделимое государство, члены которого не обладают государственным суверенитетом;
  • в) сложное государственное образование, члены которого в определенной мере обладают государственным суверенитетом;
  • г) временный союз государств, объединенный для решения военных целей;
  • д) международная организация, объединяющая несколько государств.

49. Чем отличается федеративная форма государственного устройства от конфедеративного?

  • а) федерация – это сложное государство, а конфедерация - это международная организация;
  • б) члены федерации обладают ограниченным суверенитетом, а члены конфедерации полным суверенитетом;
  • в) федерация не имеет союзную Конституцию, а конфедерация имеет союзную Конституцию;
  • г) их отличие малозначительно;
  • д) федерация включает в себя несколько независимых государств, конфедерация состоит из одного независимого государства.

50. Какое понятие соответствует данному определению: "Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности"?

  • а) политико-правовой режим;
  • б) система государственного управления;
  • в) политическая система;
  • г) правовая система;
  • д) форма государства.

51. Какие из перечисленных признаков характерны для авторитарного политико-правового режима?

  • а) ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан, запрещение деятельности оппозиционных партий;
  • б) ограничение роли выборных органов власти и усиление роли исполнительно-распорядительных органов;
  • в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства;
  • г) сведение роли парламента до положения сугубо формального института;

52. Какой из указанных признаков характеризует тоталитарный политический режим?

  • а) ограниченность власти правовыми законами;
  • б) выборность органов власти народом;
  • в) полное огосударствление всех сфер жизни общества;
  • г) обязательность решений верховных органов власти для нижестоящих органов государства;
  • д) демократизм, гласность в деятельности органов государства.

53. Какую форму правления Аристотель назвал наилучшей из наихудших форм правления государства?

  • а) аристократию;
  • б) демократию;
  • в) тиранию;
  • г) олигархию;
  • д) деспотию.

54. Какие критерии и факторы принимаются во внимание при использовании цивилизационного подхода в типологии государства?

  • а) уровень развития производительных сил общества;
  • в) классовые противоречия и классовая борьба;
  • г) национальные особенности и традиции;
  • д) комплекс социально-экономических условий, включающих этнические, религиозные основы, степень гармонизации человека и природы, состояние свободы личности во всех его проявлениях.

55. Каков основной критерий формационного подхода в типологии государств?

  • а) уровень культуры, развитие морали, религии, нравственности;
  • б) климатические и географические условия;
  • в) национальные особенности и традиции;
  • г) степень свободы личности в обществе;
  • д) смена общественно-экономических формаций.

56. Какие типы государства существуют согласно формационному подходу к типологии?

  • а) рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;
  • б) древние, современные;
  • в) демократические и антидемократические;
  • г) восточные и западные;
  • д) кочевые и оседлые.

57. Какому понятию соответствует определение: "Особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами"?

  • а) религиозное государство;
  • б) правовое государство;
  • в) светское государство;
  • г) унитарное государство;
  • д) президентская республика.

58. Что является пpизнаком пpавового госудаpства?

  • а) веpховенство закона и pеальность пpав и свобод индивида;
  • б) pеспубликанская фоpма пpавления;
  • в) наличие института пpезиденства;
  • г) наличие гpаницы госудаpства;
  • д) наличие pазличных наций и наpодностей.

59. Что означает принцип разделения властей в государстве?

  • а) все ветви власти в государстве подчиняются друг другу;
  • б) все ветви власти независимы друг от друга, и занимаются исключительно своими функциями и не подчиняются друг другу, подчиняются только закону;
  • в) все ветви власти подчиняются только конституционному совету;
  • г) все ветви власти подчиняются президенту;
  • д) все ветви власти подчиняются народу.

60. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность?

  • а) для права (правовых норм);
  • б) для моральных норм;
  • в) для корпоративных норм;
  • г) для обычаев;
  • д) для политических норм.

61. Что является признаком права?

  • а) общеобязательность, обеспеченность государством;
  • б) религиозность;
  • в) связь с обычаями;
  • г) обеспеченность общественным мнением;
  • д) связь с моралью.

62. Какой признак права указывает на то, что нормы права взаимосвязаны и согласованы?

  • а) формальная определенность;
  • б) гарантированность государством;
  • в) регулятивность;
  • г) волевой характер права;
  • д) системность.

63. Какое из назначений права является главным?

  • а) оценочное;
  • б) познавательное;
  • в) воспитательное;
  • г) регулятивное, охранительное;
  • д) интегративное.

64. Что такое правовые презумпции?

  • а) основные идеи права;
  • б) закрепленные в праве предположения о наличии или отсутствии юридических фактов;
  • в) основные признаки права;
  • г) основные функции права;
  • д) формы права.

65. Каковы первые источники, из которых возникло право?

  • а) табу;
  • б) обычаи;
  • в) мораль;
  • г) религия;
  • д) табу, обычаи, мораль, религия.

66. Что является общим термином для обозначения понятий "судебный прецедент" и "ноpмативно-пpавовой акт"?

  • а) источник (форма) права;
  • б) акты применения права;
  • в) акты толкования права;
  • г) функция права;
  • д) пробелы в праве.

67. Что такое нормативно-правовой акт?

  • а) конкретное предписание, выраженное в виде индивидуального акта применения;
  • б) правило поведения общего характера, регулирующее общественное отношение и общеобязательное для всех;
  • в) правило поведения, регулирующее моральные, нравственные отношения;
  • г) изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, который содержит нормы права;
  • д) устное, волевое указание, исполнение которого обязательно для адресата.

68. В зависимости от какого критерия осуществляется деление ноpмативно-пpавовых актов на законы и подзаконные акты?

  • а) в зависимости от целевого назначения;
  • б) в зависимости от времени издания;
  • в) в зависимости от субъекта, издавшего ноpмативно-пpавовой акт;
  • г) в зависимости от отраслей права;
  • д) в зависимости от пространства, на которое они рассчитаны.

69. Что такое подзаконный нормативно-правовой акт?

  • а) любой официальный акт;
  • б) любой письменный документ, составленный и заверенный нотариусом;
  • в) это сборник законов;
  • г) это правила, регулирующие религиозные отношения;
  • д) нормативный акт, принимаемый органом управления, издаваемый в строгом соответствии с законом, на основе и во исполнение законов.

70. Как называется форма права, при которой решение государственного органа (главным образом судебного) по конкретному делу становится общеобязательным при решении аналогичных дел?

  • а) законодательство;
  • б) судебный прецедент;
  • в) правовой обычай;
  • г) мононорма;
  • д) нормативный договор.

71. Закон понимается в широком и узком смысле. В каком смысле понимается данное определение: "Закон – это всякий нормативно-правовой акт, который общеобязателен к исполнению всеми лицами государства"?

  • а) в узком смысле;
  • б) в широком смысле;
  • в) как естественный закон;
  • г) как позитивный закон;
  • д) как моральные установления.

72. Как называется правовой акт правотворческого органа, содержащий правила поведения, направленный на урегулирование общественных отношений?

  • а) судебный прецедент;
  • б) нормативный правовой акт;
  • в) санкционированный обычай;
  • г) международный договор;
  • д) правовая доктрина.

73. Что такое правовой обычай?

  • а) правило поведения, которое в силу многократного повторения стало привычкой и защищается принудительной силой государства;
  • б) вид и мера необходимого поведения (юридическая обязанность индивида);
  • в) вид и мера возможного поведения (субъективное право);
  • г) правило поведения, соответствующее представлению о справедливости;
  • д) привычное правило поведения.

74. Какие характерные особенности имеют правовые нормы, отличающие их от других социальных норм?

  • а) общеобязательность, нормативность;
  • б) формальная определенность;
  • в) гарантированность государством, регулятивность;
  • г) неперсонофицированность адресата;
  • д) все перечисленные признаки.

75. Как называются нормы права, которые непосредственно указывают на другой акт как на условие своего действия?

  • а) гражданско-правовые;
  • б) отсылочные;
  • в) императивные;
  • г) семейно-правовые;
  • д) диспозитивные.

76. Как называется элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности?

  • а) презумпция;
  • б) юридическая функция;
  • в) диспозиция;
  • г) гипотеза;
  • д) санкция.

77. Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?

  • а) диспозиция;
  • б) санкция;
  • в) гипотеза;
  • г) презумпция;
  • д) аксиома.

78. Как называется элемент пpавовой ноpмы, опpеделяющий условия и обстоятельства действия, pеализации пpавовой ноpмы?

  • а) гипотеза;
  • б) диспозиция;
  • в) санкция;
  • г) пpезумпция;
  • д) функция.

79. Какое деление имеют ноpмы пpава по методу пpавового pегулиpования?

  • а) импеpативные, диспозитивные, поощpительные, pекомендательные;
  • б) законодательные ноpмы и подзаконные ноpмы;
  • в) ноpмы общего действия и ноpмы огpаниченного действия;
  • г) ноpмы матеpиальные и ноpмы пpоцессуальные;
  • д) упpавомачивающие, обязывающие, запpещающие.

80. Что является основным критерием деления системы права на отрасли?

  • а) усмотрение законодателя (правотворческого органа);
  • б) предмет и метод правового регулирования;
  • в) характер источников права;
  • г) правовое сознание;
  • д) правовая практика.

81. Из каких компонентов образуется система права?

  • а) из юридических норм, институтов права и отраслей права;
  • б) из статей нормативных актов, кодексов, иных источников;
  • в) из отраслей права;
  • г) из государственных органов;
  • д) из моральных и религиозных норм.

82. Что такое публичное пpаво?

  • а) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
  • б) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
  • в) устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
  • г) совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;

83. Что такое частное право?

  • а) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
  • б) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
  • в) это устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
  • г) это совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
  • д) совокупность моральных требований.

84. Что такое институт права?

  • а) первичная клеточка права, т.е. правовая норма;
  • б) отpасль пpава;
  • в) пpаво в целом;
  • г) гpуппа пpавовых ноpм, pегулиpующих опpеделенную pазновидность общественных отношений;
  • д) функция права.

85. Какие из перечисленных принципов являются принципами правотворчества?

  • а) демократизм;
  • б) законность;
  • в) научность;
  • г) профессионализм;
  • д) демократизм, законность, научность, профессионализм а также своевременность.

86. Что означает демократизм, как один из принципов правотворчества?

  • а) обязательность выявления и выражения в нормах права, воли и интересов народа;
  • б) соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;
  • в) обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;
  • г) компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов;
  • д) правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений.

87. Какое понятие соответствует следующему опpеделению: "Пpоцесс сведения к единству ноpмативно-пpавовых актов путем внешней или внутpенней обpаботки их содеpжания"?

  • а) система пpава;
  • б) пpавовая система;
  • в) систематизация законодательства;
  • г) консолидация;
  • д) пpезумпция.

88. Как называется разновидность систематизации законодательства, при которой консолидация нормативных материалов производится по хронологическому, предметному и иным критериям?

  • а) легитимация;
  • б) криминализация;
  • в) инкорпорация;
  • г) кодификация;
  • д) преюдиция.

89. Как называется процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания?

  • а) инкорпорация;
  • б) консолидация;
  • в) легализация;
  • г) кодификация;
  • д) национализация.

90. Какое понятие соответствует следующему определению: "Возникающие в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности"?

  • а) нравственные отношения;
  • б) правовые отношения;
  • в) религиозные отношения;
  • г) моральные отношения;
  • д) политические отношения.

91. Что такое правосубъектность?

  • а) пpавоспособность и дееспособность участников пpавоотношений вместе взятые;
  • б) пpавоспособность участников пpавоотношений;
  • в) дееспособность участников пpавоотношений;
  • г) деликтоспособность участников пpавовых отношений;
  • д) способность осуществлять своими действиями субъективные пpава и исполнять юpидические обязанности.

92. Что такое деликтоспособность?

  • а) способность лично своими действиями совершать действия и нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение;
  • б) способность лица создавать семью;
  • в) способность государственных органов совершать различные действия;
  • г) способность иметь права и обязанности;
  • д) способность лица заключать имущественные договора.

93. Что является объектом правоотношения?

  • а) реальное (материальное или духовное) благо, на использование или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность;
  • б) лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения;
  • в) жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
  • г) все явления материального мира;
  • д) все, что окружает человека, в том числе и сам человек.

94. К какому элементу состава правоотношений относится следующая формулировка: "Представленная (отраженная) в законах мера должного поведения, за неисполнение которого возможно наступление юридической ответственности"?

  • а) к субъективному праву;
  • б) к объективному праву;
  • в) к естественному праву;
  • г) к юридической обязанности;
  • д) к юридической ответственности.

95. К какому элементу состава правоотношения относится эта формулировка: "Возможность определенного поведения со стороны управомоченного субъекта, возможность требовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц, а также возможность обратиться к содействию принудительного государственного аппарата за защитой нарушенного или оспариваемого права"?

  • а) к субъективному пpаву;
  • б) к объективному пpаву;
  • в) к юpидической ответственности;
  • г) к юpидической обязанности;
  • д) к естественному пpаву.

96. Какой вид деятельности определяется термином пpименение пpава?

  • а) деятельность всех субъектов пpава по пpетвоpению в жизнь ноpм пpава;
  • б) особая властная деятельность оpганов госудаpства по конкpетному делу, в pезультате котоpого выносится индивидуальное pешение;
  • в) особая деятельность законодательных оpганов, в pезультате котоpой пpинимается ноpмативный акт, имеющий силу закона;
  • г) деятельность общественных оpганизаций, политических паpтий, движений по pеализации пpав и свобод;
  • д) деятельность гpаждан по pеализации своих пpав, свобод и исполнению обязанностей.

97. Что такое пpобелы в пpаве?

  • а) отсутствие госудаpственного оpгана;
  • б) отсутствие должностного лица на месте;
  • в) отсутствие конкpетных юpидических сpедств, пpавовой ноpмы для pешения конкpетного дела;
  • г) отсутствие сувеpенитета госудаpства;
  • д) отсутствие пpотивоpечий в пpаве.

98. Какие способы используются для пpеодоления пpобелов в пpаве и в пpоцессе пpавопpименительной деятельности?

  • а) сpавнительное пpавоведение;
  • б) пpезумпция знания закона;
  • в) аналогия закона, аналогия права;
  • г) пpинцип гласности и демокpатизма в пpаве;
  • д) законность и пpавопоpядок.

99. Какое понятие подходит под данное опpеделение: "Возникающее в связи с пpавонаpушением особое пpавоотношение между госудаpством в лице его специальных оpганов и пpавонаpушителем, на котоpого возлагается ответственность пpетеpпевать пpедусмотpенные законом лишения и неблагопpиятные последствия за совеpшенное пpавонаpушение"?

  • а) моpальная ответственность;
  • б) юpидическая ответственность;
  • в) политическая ответственность;
  • г) pелигиозная ответственность;
  • д) нpавственная ответственность.

100. Каковы основные принципы юридической ответственности?

  • а) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли;
  • б) ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя;
  • в) законность, справедливость;
  • г) неотвратимость наказания;
  • д) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; неотвратимость наказания.

Теоретическое и практическое значение теории государства и права раскрывается в её функциях– основных направлениях её воздействия на сознание субъектов и в целом на общественные отношения. В литературе называется множество функций теории государства и права.

Наиболее значимые функции теории государства и права: познавательная, прогностическая, воспитательная, идеологическая, методологическая, онтологическая, эвристическая, организационно-прикладная.

Познавательная (гносеологическая) функция теории государства и права выражается в изучении и анализе разнообразных явлений и процессов, связанных с государственной и правовой действительностью, их влиянием на важнейшие государственно-правовые институты.

Знания о сущности права, его структуре и системе, основных источниках права позволяют правильно объяснить закономерности правотворческой деятельности, несовершенство отдельных правовых институтов и норм, выявить пробелы и противоречия в праве.

Прогностическая функция теории государства и права позволяет предсказать на основе знаний общих закономерностей и исходя из конкретных условий общественных отношений перспективу развития государственно-правовых явлений. Знание общих закономерностей позволяет спрогнозировать негативные тенденции развития государственно-правовой сферы и на этой основе предложить конкретные меры для их предупреждения.

Следовательно, теория государства и права, основываясь на накопленных знаниях, может помочь наметить пути дальнейшего развития и функционирования государственно-правовых институтов, общую их структуру и компетенцию, позволяющие получить положительные результаты. Особое место прогностическая функция теории государства и права занимает в деле дальнейшего совершенствования законодательства, регулирования новых отношений, связанных с развитием и усложнением общественных связей.

Воспитательная функция теории государства и права реализуется в процессе изучения исходных понятий и фундаментальных категорий предмета.



Теория государства и права дает базовые знания о сущности государства и права, их социальном назначении, ценности юридических явлений. Данное обстоятельство, в свою очередь, способствует повышению уровня правового сознания и правовой культуры.

Общая теория права призвана синтезировать области практической и теоретической юриспруденции и одновременно снабдить философским обоснованием такие важные сферы правосознания и правореализации, которые связаны с духовно-культурным и воспитательным воздействием права, с его важнейшими социальными функциями и результатами.

Идеологическая функция заключается в том, что теория государства и права формирует систему взглядов и идей о государстве и праве, о их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере.

Онтологическая функция (онтология – учение о бытие) теории государства и права проявляется в познании сути государственно-правовых явлений, позволяет ответить на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют.

Эвристическая функция (эвристика – искусство нахождения истины) теории государства и права выражается в открытии новых закономерностей развития государственно-правовых явлений.

Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в выработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства.

Теория государства и права вооружает будущих юристов знанием основных государственно-правовых принципов. Знание основных правовых принципов, понятий и категорий позволяет на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Методологическая функция проявляется в определении подходов к изучению государственно-правовых явлений. Кроме того, система методов познания, разрабатываемых в теории государства и права, творчески используется другими отраслевыми науками.

Основную методологическую нагрузку несут понятия и категории, вырабатываемые теорией государства и права.

Правовые понятия – это понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика. Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли.

Понтия о государстве и праве – важнейшая разновидность социально-политических понятий. Такими понятиями, как «государство», «закон», «государственная власть», оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, ещё древние философы.

Понятия также не остаются неизменными, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Игнорирование этого обстоятельства ведет к отрыву от реальной жизни, к догматизму. Понятия только тогда будут объективными, когда они отражают социальную действительность, потребности её развития. Например, демократия предполагает участие широких масс в управлении государством, реальные права и обязанности индивидов и их гарантии, материальное обеспечение всестороннего развития личности и др.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления. Многие юридические понятия закрепляются нормами права, что объясняется практическими потребностями правового регулирования общественных отношений.

По сфере применения правовые понятия можно разделить на три группы:

Общеправовые – применяющиеся всеми юридическими науками («правоотношения», «законность» и т.д.);

Межотраслевые – имеющие значение для нескольких отраслей права («проступок», «материальная ответственность» и др.);

Отраслевые – пределы применения которых определяются границами отрасли («трудовое соглашение», «обвиняемый» и др.).

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями . Они представляют собой результат обобщения существующей государственно-правовой действительности, юридических понятий. Например, обобщив понятия уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственности мы получаем более широкое понятие «юридическая ответственность». Такое понятие и будет правовой категорией. Оно, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслей ответственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, выделяет её наиболее существенные признаки.

Теория государства и права непосредственно связана с формированием у будущих юристов профессионального правового сознания, умения свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Она закладывает фундамент индивидуальной правовой культуры, формирует научную базу юридического мировоззрения, глубокое уважение к праву как величайшей социальной ценности.

Теория государства и права вооружает будущих юристов знанием основных государственно-правовых принципов и понятий. Не вызывает сомнений утверждение, что знание принципов может возместить незнание некоторых фактов.

Знание основных правовых понятий и категорий позволяет верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Таким образом, теория государства и права непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Вопросы для самоконтроля

1. Различия науки и учебной дисциплины «Теория государства и права».

2. Понятие объекта и предмета науки и учебной дисциплины.

3. Методология теории государства и права.

4. Место теории государства и права в системе гуманитарных наук.

5. Место теории государства и права в системе юридических наук.

6. Функции теории государства и права.

Темы рефератов:

1. Всеобщие методы исследования.

2. Прогностическая функция теории государства и права.