Какие привилегии имеют местные крымские татары. Справка с выдержкой

Накануне третьей годовщины Указа президента России Владимира Путина о реабилитации репрессированных народов лидер страны 17 апреля подписал еще один исторический документ, которого очень ждали в Крыму. Это закон, который упростит процедуру получения гражданства РФ жителям полуострова из числа реабилитированных народов Крыма: армян, болгар, греков, крымских татар, немцев и итальянцев. Почему так важна подпись президента на этом документе, Федеральному агентству новостей разъяснил председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Заур Смирнов .

Изменения в статьи №№8 и 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приняты Государственной думой 5 апреля 2017 года и одобрены Советом Федерации 12 апреля 2017 года, но только окончательное решение президента сделало осязаемой мечту реабилитированных народов стать полноправными гражданами России.

«Две-три тысячи крымчан не успели получить гражданство Украины, и на момент перехода в Россию оставались с паспортами стран Центральной Азии, в основном, Узбекистана, куда были депортированы крымские татары, - объясняет Заур Смирнов. - При этом они уже перевезли семьи в Крым, наладили здесь работу и быт, осели. Но по закону России они должны были пройти долгую процедуру: сначала получить квотированное разрешение на временное проживание, затем - вид на жительство, а уже потом - гражданство. Получалось, что человек, который уже жил и работал в Крыму и ощущал себя местным, по документам был иностранцем без гарантий того, что станет россиянином».

Подписанный 17 апреля Владимиром Путиным федеральный закон предоставит льготы при получении вида на жительство в нашей стране иностранцам, которые были подвергнуты незаконной депортации с территории Крыма. Льготы распространяются на родственников по прямой нисходящей линии, усыновленных детей или супругу (супруга). При наличии справки о реабилитации получение вида на жительство теперь разрешается без промежуточного звена в виде оформления разрешения на временное проживание.

«Этот закон завершает цикл политической реабилитации крымских татар, - считает Заур Смирнов. - В указе президента говорится, в том числе, о социальной реабилитации, и это в полной мере станет возможно благодаря новому закону. До него люди были лишены как политических прав, так и социального статуса: бесплатного образования, медицинской помощи, выплаты пособий и пенсий».

Закон, который обещает облегчить жизнь реабилитированным народам Крыма, появился в Государственной Думе благодаря тому, что после перехода в Россию республика смогла выбрать и предоставить своих депутатов для продвижения интересов крымского народа. Представителем крымских татар в Госдуме стал крымчанин Руслан Бальбек , который и продвинул закон по защите прав своих земляков.

«Когда мы в Крыму готовились к первым в нашей истории выборам в Госдуму, у нас была активная дискуссия по поводу участия или неучастия крымских татар в этих выборах, в предвыборной кампании, - вспоминает Заур Смирнов. - Естественно, мощная пропаганда велась с территории Украины бывшими лидерами крымских татар Чубаровым, Джемилевым . Вся украинская агиткоманда, которая работает в антироссийских направлениях, ставила себе задачу не допустить участия крымских татар в российских выборах. Мы же здесь работали в обратном направлении, и очень важным оказалось то, что в списки кандидатов от Крыма попал и представитель от крымских татар Руслан Бальбек. Следующим этапом было убедить людей пойти на выборы, которые должны было обеспечить присутствие Крыма в Госдуме. Конечно же, лучше, чем сами представители Крыма и татар, наши интересы никто другой не мог защитить, потому что здесь речь идет о понимании проблемы, компетентности, способности донести ее до руководства».

Закон был принят внутри Думы единодушно: все политики и эксперты поддержали желание крымских татар и других реабилитированных народов Крыма без лишних проволочек стать гражданами России. Скитания депортированных людей по чужой земле завершились возвращением в родной Крым, и Россия стремится сделать это возвращение как можно более легким.

В сентябре по крымскому сообществу пошла молва о том, что крымчане, получившие наконец справки о реабилитации, могут подавать заявления на компенсацию вреда, причиненного в связи с политическими репрессиями. Вмиг, словно по татаро-армяно-греко-болгарской почте, слух разнесся по стольному граду Симферополю. Передавая весть из уст в уста, и из рук в руки копии образцов заявлений, законопослушные граждане понесли свои документы в городскую администрацию, где заявления у них приняли и обещали в течение месяца прислать письменный ответ. При этом обратившиеся в редакцию люди жаловались, что конкретной информации об этой возможности, необходимых документах, сроках их подачи и механизме выплаты компенсаций нигде не удалось получить. Неосведомленность граждан также проявилась после появления 15 сентября сообщения «Крыминформа» о том, что Госкомитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Крыма не получал в этом году заявок на компенсацию льгот реабилитированным гражданам в муниципальных бюджетах. «По состоянию на 1 сентября заявок не поступало на возмещение средств, - отметил первый замглавы Госкомнаца Надир Номанов. – За муниципалитеты заявки я составлять не могу». Он подчеркнул, что комитет отвечает за 50-процентное возмещение затрат на подключение домов реабилитированных граждан к сетям газо-, водо-, электроснабжения. Но из 1 миллиона рублей на эти цели в этом году не потрачено ни копейки.

А между тем в городах и весях полуострова основная масса реабилитированных и ведать не ведает, и знать не знает, куда идти со своими справками, где брать образцы заявлений и, вообще, на какие льготы и компенсации им рассчитывать.

Пойди туда, не знаю куда

Принеси то, не знаю что…

В октябре сдавшим свои заявления и копии документов на возмещение ущерба в городскую администрацию крымской столицы начали поступать официальные ответы, в которых поясняется:

«Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в Комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке – для супруга, о рождении – для детей и родителей)».

Здесь получивший такое письмо вправе задаться вполне резонными вопросами:

Какой он должен предоставить материал, подтверждающий факт конфискации имущества? Разве детям, женщинам и старикам в 1944-м, поднятым с постелей и вышвырнутым из своих домов, выдавался документ с печатью и описью изъятого имущества? Какая инстанция и на каких основаниях вправе сегодня предоставлять такие документы? Куда идти 70-90-летним старикам собирать этот требуемый материал?

10 тысяч рублей за отнятое имущество

«Стоимость конфискованного имущества определяется комиссией на основании полученных материалов и документов. При этом размер возмещения реабилитированным лицам стоимости конфискованного имущества не должен превышать 4 000 рублей за имущество, исключая жилые дома, или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В этих же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества и выплачиваются денежные компенсации в случаях, когда факт конфискации установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества».

Вот и призадумались наши старики: нотариально заверь каждый документ, отыщи материалы, устанавливающие факт конфискации имущества, снеси их обратно в специальную комиссию, которая определит сумму компенсации, и жди, бог даст, получишь 4 или 10 тысяч рублей, если доживешь, конечно. Ну а если нет, то Закон на этот случай предусматривает: «В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди».

Целесообразность нотариального заверения Справки о реабилитации, Свидетельств о смерти, браке и рождении при имеющейся электронной базе данных вызывает у многих справедливое возмущение. Вполне достаточно, считают они, сверять их копии с оригиналом при приеме документов.

Сумма морального вреда не входит ни в какие понятия

Завершается письмо из администрации Симферополя казенной фразой, болью отозвавшейся в сердцах обратившихся в редакцию стариков. Они едва сдерживали навернувшиеся слезы, дрожащей рукой ведя по последним строчкам, поскольку ком в горле мешал им прочесть их вслух:

«На основании изложенного, с учетом того, что сумма возможного морального вреда входит в понятие компенсаций и мер социальной поддержки, возмещение морального вреда не представляется возможным».

По какому такому моральному праву чудом выжившие дети, сегодняшние больные, через 70 лет реабилитированные, старики, должны вновь искать, доказывать и оплачивать новые справки и бумажки?! Они, утратившие родных и близких, жизни и здоровье которых не компенсируешь никакими материальными ценностями, заслуживают человеческого внимания и достойной старости на своей земле. Два года депортированным обещали упростить процедуру получения справок, планировали поездку в Узбекистан для скорейшего разрешения проблемы, но по сей день основная масса ждет подтверждений… Согласно Закону Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», на который ссылаются симферопольские власти, проживавшим в России реабилитированным еще в 1990-е годы были выплачены компенсации. А теперь остается его применить с учетом местной специфики и 25-летнего срока давности к реабилитированным крымским татарам, армянам, болгарам и грекам. С этой инициативой выступил Совет старейшин Алушты, обратившись с соответствующим письмом к президенту В.Путину. Об этом «ГК» писала в №42 от 21 октября 2016 года. Члены совета старейшин призывают внести изменения в законодательство, предусматривающие справедливую, реальную и достойную денежную выплату», которая «возместит реальный материальный вред, нанесенный незаконными репрессиями».

Реабилитированные жертвы политических репрессий в Крыму получили право на ежемесячную материальную помощь, а также льготы по оплате коммунальных услуг и на проезд в пассажирском транспорте, сообщил РИА Новости глава госкомитета правительства Крыма по межнациональным отношениям и депортированным гражданам Заур Смирнов.

В годы Великой Отечественной войны насильственной депортации из Крыма по подозрениям или обвинениям в государственной измене подверглись представители 20 национальностей. Больше всего пострадали крымские татары - с полуострова было выселено свыше 183 тысяч человек. После референдума в марте 2014 года Крым вошел в состав РФ, президент издал указ о реабилитации крымско-татарского и других народов полуострова.

По словам Смирнова, закон о мерах социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий принят в среду на сессии крымского парламента. «Документ носит историческое значение, потому как репрессированные народы Крыма ждали его несколько десятилетий», - подчеркнул Смирнов.

В частности, закон закрепляет право репрессированных граждан на 50% льготы по квартплате и услуги ЖКХ, льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях в пределах республики, ежемесячную денежную выплату в размере 500 рублей. Кроме того, закон гарантирует выплату единовременной материальной помощи на завершение строительства жилья. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, также получили право на бесплатную юридическую помощь.

На льготы имеют право претендовать лица, постоянно проживающие в Крыму и имеющие справку о реабилитации.

В этом году, в крымском бюджете на выплату помощи и компенсации льгот предусмотрено 168 миллионов рублей.

Воссоединение Крыма с Российской Федерацией привело к значительным изменениям на полуострове. Часть их касается организации социальной защиты отдельных категорий граждан. Так, Президент РФ в апреле 2014 года подписал Указ , в котором содержалось поручение региональным властям организовать соцобеспечение лиц, подвергшихся репрессиям. Таковых выселяли с территории полуострова по национальному признаку. Указ Президента РФ направлен на восстановление исторической справедливости по отношению к людям, потерявшим на некоторое время Родину в результате политических решений властей.

Разберем, на что могут рассчитывать представители перечисленных народов в Крыму в 2019 году. Как и кому присваивается статус репрессированного. Какими документами нормируются преференции.

Законодательство

Репрессиям в советском Крыму подверглись лица нескольких национальностей. Так, в Указе приведен следующий перечень:

  • болгары;
  • греки;
  • итальянцы;
  • крымские татары;
  • немцы;
  • армяне.

Забота о населении на подведомственной территории относится к полномочиям местных и федеральных властей. В вопросе соцзащиты репрессированных распределение обязанностей происходит в рамках закона от 18.10.1991. В 16 статье указанного акта содержится норма о возложении обязанностей по соцподдержке репрессированных и реабилитированных лиц на региональные власти.

На основании указанного федерального акта и Указа Президента РФ Госсовет Крыма принял закон от 18.02.16. В таковом перечислены привилегии, на которые могут претендовать репрессированные граждане, в том числе крымско-татарской национальности.

Важно: в крымском законе есть норма о том, что льготник может претендовать на тождественные соцгарантии только по одному основанию. К примеру, если инвалид получит удостоверение репрессированного, то схожие привилегии ему полагаются или как человеку со слабым здоровьем, или как пострадавшему от политических репрессий. Скачать для просмотра и печати:

Меры поддержки для депортированных в Крыму


В крымском законе приведен исчерпывающий список льгот депортированным. Таковые финансируются из местного бюджета. А полагаются они лицам, которые в законном порядке признаны в порядке, установленном федеральным законодательством.

Льготникам из числа депортированных, в том числе крымских татар, полагаются такие материальные преференции:

  • ежемесячная выплата в размере 500,0 руб.;
  • снижение начислений на услуги в пределах норм потребления (в том числе на членов семейства):
    • за жилье;
    • за горячее и холодное водоснабжение;
    • за водоотведение;
    • за газ;
    • за электричество;
    • за отопление;
    • за вывоз мусора;
  • снижение вполовину начислений за услуги по подключению:
    • к электросетям;
    • к газоснабжению;
    • к канализации;
  • снижение платы за билеты в таких видах транспорта:
    • городских на территории Республики за исключением такси;
    • междугородних, в том числе троллейбусах, автобусах и электричках.
Для сведения: льготники получили право на бесплатное обеспечение стационарной телефонной линией.

Алгоритм оформления соцгарантий в Крыму

Порядок работы госорганов по обеспечению социальной поддержки депортированных граждан детально описан в Постановлении местного Правительства от 23.12.14 с изменениями и дополнениями. Для получения привилегий претендент обязан выполнить такие мероприятия:

  1. Собрать документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории.
  2. Инициативно обратиться в органы соцзащиты по месту проживания с заявлением.
  3. Передать на проверку пакет документов.
Внимание: основным документом, подтверждающим льготную категорию, является справка о реабилитации. Скачать для просмотра и печати:

Где выдают справку о депортации


Работа с бывшими жертвами политических решений возложена на Министерство внутренних дел РФ. Заявителю необходимо обратиться в местное управление с заявлением. К нему прилагается копия паспорта пострадавшего гражданина. Работа проводится в такие сроки:

  1. Три рабочих дня отводится на регистрацию заявки.
  2. Три месяца отводится сотрудникам МВД для изучения архивных документов и принятия соответствующего решения.
Внимание: подать заявление можно через интернет на официальном портале Госуслуги .

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кто может претендовать на льготы


К числу репрессированных по политическим мотивам российское законодательство относит таких граждан:

  • которые из-за политических взглядов были подвергнуты:
    • депортации;
    • ссылке;
    • принудительному труду;
    • ограничению прав и свобод;
  • несовершеннолетних:
    • высланных вместе с родителями;
    • оставшихся сиротами из-за неправомерных решений властей.
Внимание: за человека, не способного самостоятельно обратиться в госучреждения, заявление может подать родственник. При себе необходимо иметь паспорт и доверенность.

Какие документы потребуются


Для назначения соцподдержки нужно предоставить в органы соцзащиты следующие бумаги:

  • копию паспорта;
  • справку:
    • о причислении к реабилитированным;
    • о составе семейства;
    • о месте проживания;
  • контракт с фирмой на подключение дома к:
    • канализации;
    • электросетям;
    • газу;
  • иные (по ситуации).

Информационная рабочая группа

Национального движения крымских татар

(НДКТ), Симферополь, 14.10.1991 г.

Верховному Совету КрАССР

Верховному Совету УССР

Верховному Совету СССР

Верховному Совету РСФСР

Политическому Консультативному

Совету при Президенте СССР

Движению Демократических реформ

«О единовременном пособии

компенсации всему народу за реквизицию 18.05. 1944 года»

Пунктом 9 Постановления Кабинета Министров СССР № 511 от 24.07. 1991 г. признаётся целесообразным выплачивать с 01.01. 1992 г. единовременное денежное пособие в размере 2000 руб. гражданам из числа крымских татар, непосредственно депортированным из Крыма в 1944 г. при их возвращении в Крымскую АССР.

Преодолев определённую неряшливость формулировки, можно понять, что эта целесообразность распространяется и на мобилизованных из Крымской АССР ветеранов ВОВ - крымских татар, так же как и граждан, эвакуировавшихся до войны (до оккупации Крыма), равным образом попавших под санкции Постановления ГКО № 5859сс от 11.05. 1944 года. Следовательно, единовременное пособие предполагается выплатить живущим ныне крымским татарам, родившимся вплоть до июня 1944 г. граждан Крымской АССР, если они возвращаются в Крымскую АССР, или вернулись туда после 01.01. 1988 г.

Эта благотворительная акция символической помощи в целом соответствует призывам и обещаниям оказать содействие в возвращении ветеранам и предложению представителей НДКТ (и возглавлявшегося им Комитета по делам депортированных народов Крымоблисполкома) разрабатывавшим проект Постановления № 511, вынести вопрос о компенсациях за реквизиции 18.05. 1944 г., за потери народа от ссыльного режима спецпоселений за рамки Постановления № 511 в особый законодательный акт союзно-республиканского уровня.

В связи с реализацией этого благородного акта (по п. 9 Постановления № 511) возникают следующие вопросы и проблемы:

1. Не являясь компенсацией за материальный и моральный ущерб, нанесённый крымскотатарскому народу реквизицией 18 мая 1944 года, режимом спецпоселений и за накопленный ущерб полувекового ущемления на высылке, и не отменяя этой компенсации, единовременное пособие следует выплатить указанной категории населения. При выплате в будущем компенсаций за материальный и моральный ущерб, соответствующая сумма может быть удержана.

Выплата единовременного денежного пособия во избежание задержки связанной с неопределённостью формирования госпрограмм должна быть произведена из фондов по чрезвычайным ситуациям. К размеру пособия (2000 руб.) должен быть применён коэффициент, учитывающий инфляцию по отношению к 01.01. 1988 г. на момент выплаты.

2. Компенсация за реквизицию ночью 18 мая 1944 года личного и обобществлённого (в колхозах) имущества и недвижимости крымских татар подлежит полному и безусловному возмещению. Её объём не может определяться соображениями «целесообразности» или отвлечёнными рассуждениями, а должен точно соответствовать объёму реквизиции, независимо от того, насколько рачительно утилизировано благо приобретённое.

В 1974 году НДКТ произвело оценку путём переписи, учёта и исчисления об объёме реквизированного, представив в ВС СССР, Прокуратуру СССР и другие высшие органы документ – «Исторические справки», составленные на основе 64 справок экономического анализа по всем разрядам собственности. При разработке учитывались особенности жизненного уклада крымских татар в степной, горно-предгорной зоне, на ЮБК и городах, тип жилища и т.д. Объём реквизированного в денежном выражении (курс 1961 г.) составил 4,41 млрд. руб. Эта сумма является исходной для определения суммы выплаты, неизбежность которой определена Верховным Советом СССР, одобрившим «Выводы и предложения» комиссии Совета Национальностей Постановлением № 845-1 от 28.11. 1989 г. и провозгласившим курс на восстановление национальной целостности и равноправия крымскотатарского народа.

С этого момента должны быть учтены два фактора: разность курсов рубля 1961 г. и момента выплаты, а также вступивший в силу при финансовых расчётах фактор времени. С 28.11. 1991 г. сумму 4,41 млрд. руб. (курс 1961 г.) следует считать кредитом, представленным крымскотатарским народом советскому государству с учётной процентной ставкой, соответствующей той, на которую само государство кредитует программу возвращения крымских татар.

Соглашаясь на отсрочку выплаты компенсаций, а это зафиксировано в резолюциях собраний крымских татар и документах НДКТ, крымскотатарский народ учитывает трудное финансовое положение государства. Одновременно спекуляции на трудностях с целью сорвать организованное возвращение крымских татар, в частности путём разбазаривания инвестиций целевой программы, организованное Государственной комиссией В. Догужиева и определёнными кругами в Крыму и Киеве, должны стать экономически невыгодными, поскольку платить за предоставленные кредиты придётся.

Выплата долга 4,41 млрд. руб. (курс 1961 г.) с процентами должна распределяться между Россией и Украиной. Сначала РСФСР, оприходовавшая реквизированное и системой незаконных сделок распределившая между частными лицами, колхозами и госпредприятиями, а затем Украина, получившая наследство путём незаконной сделки 1954 года во взаимных консультациях и в рамках союзного экономического соглашения этот вопрос уладят сами.

На момент выселения сумма реквизированного у каждой татарской семьи составляла около 40 тыс. руб. (курс 1961 г.), или около 8 тыс. руб. на одну душу. В случае выдачи компенсаций индивидуально, компенсация на одну душу определяется перерасчётом о численности нации при выселении (560 тыс. чел.) и объёма ожидаемого возвращения (800 тыс. чел.). То есть 8:800×560=5,6 тыс. руб. (без учёта разности курсов рубля и нарастаемого процента).

3. Отдельным расчётом Минфин СССР должен компенсировать крымскотатарскому народу вытянутые из каждой крымскотатарской семьи 50 тыс. руб. по курсу 1974 г. (до денежной реформы была выдана ссуда 5 тыс. руб. после реформы – взыскание в десятикратном размере и с процентами – 55 тыс. руб.). Её жертвами стали 322 тыс. чел. крымских татар. На семью с учётом увеличившегося населения придётся 5:800×322=2000 руб. – по курсу 1947 г. и без учёта возрастания по процентам.

4. Изложенные выше соображения должны быть положены в основу законодательного акта «О компенсациях материального ущерба крымскотатарскому народу за реквизиции, связанные с депортацией и удержанием на высылке», подлежащего разработке и принятию в рамках межреспубликанского экономического соглашения. Разработку следует возложить на Госкомитет по организации возвращения крымских татар, который должен быть создан на смену Госкомиссии В. Догужиева и на Оргбюро Крымской АССР, которым НДКТ окажет максимальную поддержку и содействие.

Члены Информационной рабочей группы

Османов Ю.Б., Баев Г.К.